Фазы процесса СПР

Индивидуальная работа

Процесс предполагает динамику, поэтому не всегда можно поделить на фазы и не всегда проходит все фазы от начала до конца. В основе процесса СПР лежат отношения с клиентом. Каждый случай является неповторимым. Вместе с тем, процесс СПР имеет свою логику. Когда человек чувствует или осознает потребность в помощи и услугах, он становится клиентом СПР и проходит вместе с социальным работником такой цикл:

Базовый цикл помощи:

1. начальное оценивание

2. планирование ухода

3. исполнение

4. окончание отношений

5. конечное оценивание

После прохождения этого цикла возможны варианты: окончание отношений; выход на второй круг процесса; возвращение к любой стадии и пересмотр решений, выводов.

1. Начальное оценивание. Подготовка. Сбор информации. Анализ информации: потребности, проблемы, ограничения и преимущества.

2. Планирование ухода. Соглашение (контракт) с клиентом о цели, задачах и плане мероприятий. Выбор теории, методов, ресурсов, ролей, времени, методов ухода. Принятие решений.

3. Исполнение. Клиент использует свои умения и навыки социального работника. Социальный работник действует от имени клиента. Пересмотр (мониторинг, текущее оценивание).

4. Конечное оценивание. Определение эффективности результатов в сравнении с их целями. Обсуждение процесса помощи: оценка отношений, стоимости, продуктивности. Самооценка социального работника.

Как видно, в течение первой фазы происходит сбор информации. Методами сбора информации являются:

· интервью (опрос) клиента, его родственников, соседей, коллег (по согласию клиента), учителей и др.

· наблюдения за особенностями поведения клиента, отношения в семье.

· анализ документов (история болезни, постановления суда, предыдущие записки социальных работников и др.). Собранную информацию социальный работник фиксирует в «Плане ухода».

Необходимым условием успешного проведения интервью и сбора информации является установление контакта с клиентом. Контакт — это состояние гармонии, который способствует взаимопониманию, доверительности, честности в отношениях между клиентом и социальным работником. Это предполагает уверенность клиента в том, что профессионал понимает его и желает ему добра. Разные клиенты требуют разного подхода. В своей работе следует учитывать возрастные, половые, культурные особенности клиентов.

В начале беседы важно создать атмосферу психологического комфорта. Важно учитывать, что клиенту необходимо некоторое время, чтобы адаптироваться к новым обстоятельствам, если разговор проходит не у него дома, а в кабинете социального работника. Поэтому не следует торопить собеседника, после приветствия хорошо выдержать небольшую паузу, чтобы дать ему время собраться с мыслями.

На помощь придут фразы, которые покажут вашу заинтересованность в переживаниях человека: «Я понимаю, что вас беспокоит. Вам это неприятно и вы хотели бы избавится от этой проблемы… Давайте вместе обсудим эту проблему… Да, это очень неприятно, что…». Все это необходимо так сказать, чтобы клиент понял, что это нужно не только ему, а и социальному работнику. Установление контакта происходит в первые 3-4 минуты беседы, потом следует переходить к следующему этапу общения.

Для того, чтобы сориентироваться в ситуации, следует внимательно выслушать клиента, дать ему возможность выговорится, раскрыться. А это требует от социального работника с одной стороны, внимательного слушания, а с другой, - постоянного проявления заинтересованности, открытости, поддержки. Здесь важны способы рефлексивного слушания, т.е. час от часа необходимо стимулировать рассказ клиента, подбодрять его простыми репликами: «Да-да, я внимательно слушаю… Понятно… И что дальше… Да, конечно… Продолжайте, это действительно важно… Не могли бы вы остановится на этом моменте…».

Важно придерживаться меры и такта, чтобы не быть надоедливым и стереотипным. Если человек переживает, волнуется, следует успокоить его, сказав, что приложите все усилия, чтобы помочь разобраться в сложном вопросе.

Исследование проблем клиента происходит с помощью выявленных данных о нем, его потребностей и его окружения (людей и ситуацию). При этом следует применять целостный подход: стремиться увидеть человека и его жизнь в целом, не только отдельную проблему, но и позитивы, преимущества. При оценивании потребностей клиента следует ориентироваться на то,. Что существует общечеловеческая иерархия потребностей. В работе следует выявить конкретные потребности человека, которые были не удовлетворены.

С учетом проблем, потребностей, преимуществ и ограничений клиента во второй фазе происходит планирование ухода. Для этого выбирают первоочередную (приоритетную) проблему. Иногда даже необходимо повышение мотивации (желания и воли) клиента на достижение целей, на определенные действия. Для повышения эффективности вмешательства необходимы две вещи — осознание проблемы клиентом и достаточно высокая мотивация его на определенные действия. Сначала не хватает обоих компонентов. Поэтому необходимо применять переубеждение, использовать факты, примеры, которые свидетельствуют в пользу принятого решения и против другого способа действий.

Социальный работник формулирует и согласует с клиентом цель и задачи вмешательства — конкретные способы достижения цели. Определение конкретных цели и задач задает направление процессу помощи, способствует выбору ведущих стратегий и методов вмешательства, помогает осуществлять конечное оценивание. Цель и задачи должны соответствовать потребностям, совпадать с желаниями клиента, быть понятными и конкретными, реалистичными и измеримыми, соответствующими возможностям социального работника и клиента.

Цель может быть дискретная (получение ресурсов: доставка топлива; принятие важного решения; смена окружения — условий проживания) или пролонгированная (приобретение определенных навыков; улучшение конфликтной ситуации в семье; представительство интересов, отстаивание прав).

Контракт (соглашение) — кульминация второй фазы. Контракт заключается в письменной форме между клиентом и социальным работником как представителем учреждения о тех услугах, которые будут оказаны. Контракт символизирует договоренность, взаимное соглашение. В контракте определяют не только цель и задание вмешательства, но и роли социального работника и клиента (кто, что, каким образом будет делать), их права и обязанности, последствия невыполненных обязательств, временные границы (длительность действия контракта, дата встреч и просмотра текущего оценивания), методы промежуточного и конечного оценивания (какие признаки будут свидетельством прогресса, какие подтверждения будут приниматься во внимание).

Необходимым для контракта является также констатация конфиденциальности в работе и возможности внесения изменений в контракте в случае изменения ситуации. Эффективность результатов вмешательства в СПР непосредственно связана с качеством контракта: точностью, конкретностью, детальностью определения всех его составных.

Третья фаза процесса СПР - основная. На этой фазе осуществляются вмешательства, перевода плана в практические действия с применением разнообразных методов и постоянным пересмотром, текущим оцениванием достигнутого. При этом в зависимости от ситуаций, контроль в большей или меньшей мере принадлежит социальному работнику. Очень важно не делать все вместо клиента и помнить, что назначение СПР в том, чтобы «помочь людям помочь себе».

Четвертая фаза предполагает конечное оценивание процесса помощи. Прежде всего делают анализ того, была ли достигнута цель. В простой форме для оценивания необходимо ответить на такие вопросы: какая была проблема? Какие средства были использованы? Каков результат? Какие ресурсы были использованы?

Если вмешательство было успешным, и установленная в начале цель была достигнута, следует прейти к планированию поддерживающих стратегий: подготовить условия для окончания отношений, обусловить, каким образом клиент будет обходиться без помощи социального работника.

Как было сказано выше, не всегда процесс проходит один круг. В конце запланированной работы может возникнуть другая проблема, и социальный работник может продолжать сотрудничество с клиентом. Ситуация может меняться, и тогда возникает потребность вернуться на предыдущую фазу и пересмотреть принятые решения. Наконец, в процессе работы актуальность запланированной цели может исчезнуть. Этот факт ярко свидетельствует о том, что в СПР процесс важнее результата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: