План лекции. ¾ конфликтологии, конфликтах, конфликтных ситуациях

¾ конфликтологии, конфликтах, конфликтных ситуациях

¾ причинах возникновения конфликтов: общие, частные

¾ стадиях развития конфликтов

¾ структуре конфликта: объект, цели, мотив, повод столкновения.

¾ видах конфликтов

¾ формах проявления и способах разрешения внутриличностных конфликтов

¾ сферах проявления межличностных конфликтов

¾ межгрупповых конфликтах

¾ межличностных стилях разрешения конфликтов: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, сотрудничество.

Конфликт представляет собой открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия.

Выявление общих закономерностей в конфликтах и их сравнительный анализ дают возмож­ность прогнозировать возникновение и развитие конф­ликта, определять эффективные формы его урегулиро­вания, предотвращающие насильственные формы даль­нейшего развития конфликта. Именно наличие общих характеристик в различных конфликтах и возможность их выделения позволяют говорить о самостоятельной об­ласти научных исследований.

Особенностью конфликтологии является ее комплекс­ный характер. Поскольку конфликты имеют место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях ее органи­зации и развития, то ими интересуются представители различных гуманитарных дисциплин. Политологи, соци­ологи, юристы, экономисты и другие изучают различные аспекты социальных конфликтов, их развитие и преодо­ление. Общая для всех смежных наук цель — выявление и объяснение механизмов, управляющих социальными процессами, связанными с конфликтами, их динами­кой. Итак, конфликтология — это междисциплинарная область, объединяющая теоретические, методологичес­кие и методические подходы к описанию, изучению и развитию практики работы с конфликтными явлениями разного рода, возникающими в различных областях чело­веческого взаимодействия.

JI.H. Цой указывает, что конфликтология, как разви­вающаяся научная, учебная и практическая дисциплина в России, может быть представлена несколькими уровня­ми знаний:

♦ методологический;

♦ теоретический;

♦ технологический;

♦ практический

Конфликт — это трудноразрешимая ситуация, которая может возник­нуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений между людьми в обществе или группе, а также в результате нарушения равновесия между существующими в них структурам и.

Конфликты возникают не в силу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильного субъективного восприятия и оценки людьми.

Обычно к конфликтам приводят следующие причины:

1) наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мо­тивами, ролями членов общества или группы;

2) присутствие противоборства между различными людьми: офици­альными руководителями и неформальными лидерами; формальными группами (микрогруппами) с одной стороны и неформальными — с другой; разностатусными их членами; разными микрогруппами;

3) разрыв отношений между определенными группами (микрогруппами) и внутри них;

4) появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения между чле­нами общества и группами.

Существует несколько типологий конфликтных ситуаций:

Межличностные конфликты представляют собой столкновения взаимо­действующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга и несо­вместимы в данной ситуации, либо противодействуют или мешают друг другу. Такой конфликт сопровождается острыми эмоциональными переживаниями участников взаимодействия. Следует заметить, что эмоциональные пережива­ния субъектов выступают важным условием конфликта. Именно они обостряют противоречия и провоцируют экстремальные поступки. Спокойное, толерант­ное отношение субъектов к конфликтной ситуации и ее причинам определяет наиболее благоприятные возможности перехода от стратегии соперничества к стратегии компромисса и, возможно, даже сотрудничества. Межгрупповые конфликты возникают из-за противоборства групп в коллективе или социуме.

Внутриличностные конфликты определяются интериоризацией лично­стью разнонаправленных ценностных ориентаций в процессе воспитания и со­циализации. Такой конфликт - столкновение относительно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интере­сов, влечений у одного человека.

Личностно-групповой конфликт возникает в слу­чае несоответствия поведения личности групповым нор­мам, представляет собой столкновение отдельного че­ловека и группы в целом.

Конфликты на уровне взаимодействия личности и группы встречаются в различных вариантах:

• конфликт руководителя с подчиненными — причиной возникновения такого конфликта мо­жет быть низкая компетентность руководителя;

• влияние отрицательно настроенных неформаль­ных лидеров;

• назначение нового руководителя «со стороны» при наличии достойного претендента на эту должность в самой группе;

• не подходящий стиль управления;

• конфликт рядового члена группы с коллекти­вом — причиной возникновения конфликта могут быть личностные особенности человека (конфликтная личность);

• нарушение группой норм, значимых для личнос­ти;

• несоответствие отношения группы статусу лич­ности;

• нарушение человеком норм неофициального и официального взаимодействия.

Межгрупповой конфликт — в качестве участников конфликта выступают группы, преследующие дости­жение целей, несовместимых с целями противостоя­щей группы.

По результатам можно выделить конструктивный и деструктивный конфликты. Основанием для отнесения конфликта к конструктивному или деструктивному слу­жат последствия конфликта.

Конфликт играет как конструктивную роль (дает возможность более глу­боко оценить индивидуально и социально-психологические особенности членов конкретных групп общества и самих этих групп; оказывает пози­тивное влияние на эффективность совместной деятельности, устраняет противоречия между людьми, позволяет ослабить состояние психологичес­кой напряженности), так и деструктивную (оказывает негативное воздей­ствие на морально-психологическое состояние членов общества и его соци­альных групп; ухудшает взаимоотношения между людьми, негативно отра­жается на эффективности совместной деятельности).

Конструктивные функции конфликта проявляются в следующем:

1) он выступает источником развития, совершенствования процесса взаимодействия (развивающая функция);

2) обнаруживает возникшее противоречие (познавательная функция);

3) призван разрешить противоречие (инструментальная функция);

4) имеет объективные последствия, связанные с изменением обстоя­тельств (перестроечная функция).

Деструктивные функции конфликта:

1) в конфликтной ситуации почти все люди испытывают психологи­ческий дискомфорт, напряжение, подавленность или чрезмерное возбуждение;

2) нарушается система взаимосвязей;

3) понижается эффективность совместной деятельности.

В связи с этим почти все люди относятся к конфликтам негативно и стре­мятся их избежать, хотя можно отметить существование субъектов, имеющих серьезные психологические проблемы, которые, не всегда осознавая, сами ини­циируют возникновение конфликтных ситуаций.

Могут быть конфликты, которые не имеют существенного основания, т.е. реальных противоречий между субъектами нет, но сами субъекты полагают, что они есть. Такой конфликт рассматривается как ложный, в отличие от под­линного, при котором реальные противоречия существуют и осознаются обеими сторонами. Кроме того, конфликт может быть смещенным или двойным, когда реальные, наиболее значительные противоречия между субъектами скрываются за внешними, незначительными противоречиями. Иными словами, смещенный конфликт - это явный конфликт, за которым можно обнаружить скрытый, ле­жащий в основе явного. Это происходит, когда по каким-то причинам (чаще всего из-за социального контроля) индивиды не могут даже себе признаться в причинах и источниках подлинного противоречия.

Среди различных типов конфликтов наиболее сложным можно считать так называемый латентный, т.е. скрытый конфликт. Данный конфликт должен был бы произойти, но не происхбдит, так как по тем или иным причинам он ли­бо не осознается субъектами взаимодействия, либо скрывается ими за социаль­но приемлемыми формами поведения.

Конфликты с близкими людьми переживаются наиболее тяжело. Поэтому самыми сложными конфликтами являются личные и производственные. Семья и работа, личная жизнь и профессиональная деятельность - основные сферы жизнедеятельности человека, которые связаны с самоутверждением личности и тем самым определяют ее особую уязвимость. Именно в этих сферах он взаи­модействует с окружающими максимальное количество времени.

Большое количество конфликтов наблюдается в сфере профессиональной деятельности «человек-человек». Среди них одной из наиболее конфликтных является педагогическая деятельность.

Обычно конфликты имеют следующую динамику и структуру:

— при появлении конфликтной ситуации фиксируется возникновение противоречий между членами группы;

— приходящее через определенное время осознание конфликтной си­туации активизирует участников конфликта на принятие необходимых мер;

— конфликтное взаимодействие вызывает острое противоборство сто­рон;

— разрешение конфликта приводит к снятию противоречий конфлик­тующих людей;

— на послеконфлнкгной стадии происходит разрядка напряженности.

Структура конфликта — это совокупность устой­чивых связей конфликта, обеспечивающих его целост­ность и тождественность самому себе, отличие от дру­гих социальных явлений.

Структура конфликта включает:

• объект конфликта;

• предмет конфликта;

• стороны конфликта;

• внешние условия, в которых он возникает;

• образы конфликтной ситуации;

• возможные конфликтные действия и их исходы.

Объектом конфликта является предмет столкнове­ния (это может быть материальная, социальная либо духовная ценность, лежащая на пересечении взаимных интересов сторон), т. е. то, на что претендуют конф­ликтующие стороны. Основной характеристикой всех объектов конфликта является, как правило, их неде­лимость.

Предмет конфликта — это объективно существую­щая или воображаемая проблема, служащая источни­ком раздора между сторонами. Предмет конфликта — это то основное противоречие, из-за которого и ради которого стороны вступают в противоречие. Следует отметить, что предмет конфликта далеко не всегда яв­ляется явным. Зачастую конфликты порождаются скрытыми желаниями, которые по каким-либо причи­нам не выполняются. При поверхностном рассмотре­нии предмет конфликта выступает в одном ракурсе, а при более глубоком анализе конфликтной ситуации может оказаться, что предмет заключается в другом.

Например, муж ссорится с женой, не желая, чтобы она работала, выдвигая в качестве аргумента то, что тогда у нее не будет больше времени на воспитание ребенка, а на самом деле опасаясь, что ее независимость поставит под сомнение его репутацию как главы семейства. Или ссоры между соседями могут объясняться, как вызван­ные из за шума и мусора, а истинной причиной может являться разница в стилях жизни и т. п.

Стороны (участники конфликта) — основными уча­стниками конфликта являются люди, они могут дей­ствовать как частные, официальные, юридические лица, а так же объединиться в группы.

Внешние условия, в которых конфликт возникает и развивается, подразделяются на:

• пространственно-временные (место возникнове­ния противоречия и время, в течение которого оно должно быть разрешено);

• социально-психологические (психологический климат в группе, к которой принадлежат конф­ликтующие, тип и уровень их общения, степень конфронтации и психическое состояние);

• социальные (вовлеченность в противоречие интере­сов различных социальных групп, представлен­ных участниками).

Образы конфликтной ситуации представляют со­бой некоторые идеальные картины, которые включа­ют следующие элементы:

• представления участников о самих себе (своих мотивах, потребностях, ценностях, возможностях, целях);

• представления о противоположной стороне или сторонах; представления конфликтующих сторон о среде, в которой складываются конфликтные отношения.

Образы конфликтной ситуации, имеющиеся участников конфликта, не всегда соответствуют реаль­ности. Возможны следующие варианты взаимоотноше­ний между идеальными картинами и реальностью:

• конфликтная ситуация объективно существует, но она не осознается, не воспринимается участ­никами (конфликт отсутствует как социально-пси­хологическое явление);

• объективно конфликтная ситуация существует, и стороны воспринимают ее как таковую, но с неко­торыми существенными отклонениями от действи­тельности (неадекватно понятый конфликт);

• объективно конфликтная ситуация отсутствует, однако отношения сторон ошибочно воспринима­ются ими как конфликтные (ложный конфликт);

• конфликтная ситуация объективно существует и более или менее адекватно воспринимается учас­тниками (объективный конфликт).

Конфликтные действия направлены на то, чтобы блокировать достижения противостоящей стороной ее целей и интересов.

Исходы конфликтных действий — результаты кон­фликта (включены в конфликт на идеальном уровне в виде предвидения участниками желаемых или допус­тимых его итогов, в соответствии с которыми они выс­траивают свое поведение).

Любой конфликт представляет собой динамический процесс, проходящий несколько стадий развития:

1. Возникновение объективной конфликтной ситуа­ции из-за разногласий по определенному вопросу, при­нимающей устойчивый характер. Затем в силу вступа­ет фактор неприязни, взаимоотношения приобретают напряженность. Поскольку ситуация не сразу осозна­ется людьми, то она считается «стадией потенциально­го конфликта».

2. Осознание объективной конфликтной ситуации происходит, когда противоречия становятся явными, каждый из участников воспринимает свою цель как несовместимую с целью противоположной стороны. Вза­имная неприязнь и напряженность нарастают и дости­гают критической точки, что обусловливает начало сле­дующей фазы.

3. Переход к конфликтному поведению — к актив­ным действиям, направленным, как правило, на дос­тижение своих целей и блокирование достижений, стремлений, намерений противоположной стороны. В зависимости от того, в какой степени участник конф­ликта ориентирован на реализацию своих собственных целей и соблюдение интересов противоположной сто­роны, можно выделить пять типов поведения в конф­ликте (типология К. Томаса):

• соперничество, — преобладающее стремление подчинить другого, настоять на своем, игнорируя интересы партнера. Люди, руководствующиеся таким стилем, производят впечатление активных, мало заин­тересованных в сотрудничестве с другими людьми, зато способных на волевые действия ради достижения соб­ственных целей. Эта манера поведения может оказать­ся эффективной в том случае, когда человек обладает определенной властью и уверенностью в том, что его решение в данной ситуации правильное. Вместе с тем эта манера поведения разрушительна для личных от­ношений, так как ведет к отчуждению партнеров по общению;

• избегание, игнорирование конфликта — оттягива­ние момента решения проблемы, стремление не заме­чать назревшее противоречие. Эта стратегия признает­ся целесообразной, если источник разногласий несуще­ственен, в противном же случае избегание конфликта приводит к нарастанию напряженности;

• приспособление — тенденция сглаживать противо­речия, перестраивая собственное поведение и поступа­ясь своими интересами. Стратегия является целесооб­разной в том случае, когда участник конфликта не имеет в данный момент достаточных ресурсов для отстаива­ния своей точки зрения, если сохранение отношений важнее, чем выигрыш, если сиюминутный выигрыш может привести к более значительному проигрышу в дальнейшем;

• компромисс — урегулирование разногласий через взаимные уступки, при котором ни одна сторона не достигает своих целей в полном объеме. Данная фор­ма поведения оправдывает себя в том случае, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одно­временно они не смогут достичь одной и той же цели. Зачастую компромисс служит удачным отступлением или последней возможностью прийти к какому-либо решению, сохраняя относительно нормальные отно­шения;

• сотрудничество — выработка совместных реше­ний, направленных на удовлетворение интересов всех заинтересованных сторон Данный тип поведения тре­бует более продуктивной работы по сравнению с дру­гими подходами к конфликту, так как отстаивая свои права и интересы, стороны конфликта стараются при этом и сотрудничать с оппонентом. При наличии време­ни и важности проблемы данная форма поведения яв­ляется хорошим способом поиска обоюдовыгодного ре­зультата и удовлетворения интересов обеих сторон. Эта форма поведения особенно эффективна в том случае, когда стороны имеют различные скрытые желания.

Например, кажущейся причиной конфликта на ра­боте может представляться медлительность одного из работников. Но эта медлительность может скрывать более глубокие причины конфликта — неудовлетворен­ность работой, низкая заработная плата, недостаточ­ное уважение.

Стороны конфликта — это его участники.

Конфликтная ситуация — столкновение сторон, участвующих в конф­ликте.

Завершение конфликта - это окончание конфликта по любым при­чинам.

Основными формами завершения конфликта являются: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.

Разрешение конфликта - это совместная деятельность его участни­ков, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает ак­тивность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимо­действуют, по устранению причин конфликта.

Для разрешения конфликта необходимо изменение самих его сторон (или хотя бы одной из них), их позиций, которые они отстаивали в кон­фликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отноше­ния оппонентов к его объекту или друг к другу.

Урегулирование конфликт: отличается от разрешения тем, что в устранении противоречия принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согла­сия.

Затухание конфликта - это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта и напряженных отношений между его участниками. Конфликт переходит из «явной» формы в скры­тую.

Затухание конфликта обычно происходит в результате: истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы; потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта; переориентации мотивации сторон (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте)

Под устранением конфликта понимается такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на «неконструктивность» устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на кон­фликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей).

Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.

Критериями конструктивного разрешения конфликта являются сте­пень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта, и победа в нем правого оппонента.

Важно, чтобы при разрешении конфликта было найдено решение про­блемы, из-за которой он возник. Чем полнее разрешено противоречие, тем больше шансов для нормализации отношений между участниками, меньше вероятность перерастания конфликта в новое противоборство.

Не менее существенной является победа правой стороны. Утверждение истины, победа справедливости благоприятно сказываются на социаль­но-психологическом климате во взаимоотношениях между противоборст­вующими сторонами. В то же время необходимо помнить, что у неправой стороны тоже есть свои интересы. Если их вообще игнорировать, не стре­миться переориентировать мотивацию неправого оппонента, то это в даль­нейшем приведет к возобновлению конфликта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: