¾ конфликтологии, конфликтах, конфликтных ситуациях
¾ причинах возникновения конфликтов: общие, частные
¾ стадиях развития конфликтов
¾ структуре конфликта: объект, цели, мотив, повод столкновения.
¾ видах конфликтов
¾ формах проявления и способах разрешения внутриличностных конфликтов
¾ сферах проявления межличностных конфликтов
¾ межгрупповых конфликтах
¾ межличностных стилях разрешения конфликтов: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, сотрудничество.
Конфликт представляет собой открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия.
Выявление общих закономерностей в конфликтах и их сравнительный анализ дают возможность прогнозировать возникновение и развитие конфликта, определять эффективные формы его урегулирования, предотвращающие насильственные формы дальнейшего развития конфликта. Именно наличие общих характеристик в различных конфликтах и возможность их выделения позволяют говорить о самостоятельной области научных исследований.
|
|
Особенностью конфликтологии является ее комплексный характер. Поскольку конфликты имеют место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях ее организации и развития, то ими интересуются представители различных гуманитарных дисциплин. Политологи, социологи, юристы, экономисты и другие изучают различные аспекты социальных конфликтов, их развитие и преодоление. Общая для всех смежных наук цель — выявление и объяснение механизмов, управляющих социальными процессами, связанными с конфликтами, их динамикой. Итак, конфликтология — это междисциплинарная область, объединяющая теоретические, методологические и методические подходы к описанию, изучению и развитию практики работы с конфликтными явлениями разного рода, возникающими в различных областях человеческого взаимодействия.
JI.H. Цой указывает, что конфликтология, как развивающаяся научная, учебная и практическая дисциплина в России, может быть представлена несколькими уровнями знаний:
♦ методологический;
♦ теоретический;
♦ технологический;
♦ практический
Конфликт — это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений между людьми в обществе или группе, а также в результате нарушения равновесия между существующими в них структурам и.
Конфликты возникают не в силу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильного субъективного восприятия и оценки людьми.
Обычно к конфликтам приводят следующие причины:
|
|
1) наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями членов общества или группы;
2) присутствие противоборства между различными людьми: официальными руководителями и неформальными лидерами; формальными группами (микрогруппами) с одной стороны и неформальными — с другой; разностатусными их членами; разными микрогруппами;
3) разрыв отношений между определенными группами (микрогруппами) и внутри них;
4) появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения между членами общества и группами.
Существует несколько типологий конфликтных ситуаций:
Межличностные конфликты представляют собой столкновения взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга и несовместимы в данной ситуации, либо противодействуют или мешают друг другу. Такой конфликт сопровождается острыми эмоциональными переживаниями участников взаимодействия. Следует заметить, что эмоциональные переживания субъектов выступают важным условием конфликта. Именно они обостряют противоречия и провоцируют экстремальные поступки. Спокойное, толерантное отношение субъектов к конфликтной ситуации и ее причинам определяет наиболее благоприятные возможности перехода от стратегии соперничества к стратегии компромисса и, возможно, даже сотрудничества. Межгрупповые конфликты возникают из-за противоборства групп в коллективе или социуме.
Внутриличностные конфликты определяются интериоризацией личностью разнонаправленных ценностных ориентаций в процессе воспитания и социализации. Такой конфликт - столкновение относительно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений у одного человека.
Личностно-групповой конфликт возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам, представляет собой столкновение отдельного человека и группы в целом.
Конфликты на уровне взаимодействия личности и группы встречаются в различных вариантах:
• конфликт руководителя с подчиненными — причиной возникновения такого конфликта может быть низкая компетентность руководителя;
• влияние отрицательно настроенных неформальных лидеров;
• назначение нового руководителя «со стороны» при наличии достойного претендента на эту должность в самой группе;
• не подходящий стиль управления;
• конфликт рядового члена группы с коллективом — причиной возникновения конфликта могут быть личностные особенности человека (конфликтная личность);
• нарушение группой норм, значимых для личности;
• несоответствие отношения группы статусу личности;
• нарушение человеком норм неофициального и официального взаимодействия.
Межгрупповой конфликт — в качестве участников конфликта выступают группы, преследующие достижение целей, несовместимых с целями противостоящей группы.
По результатам можно выделить конструктивный и деструктивный конфликты. Основанием для отнесения конфликта к конструктивному или деструктивному служат последствия конфликта.
Конфликт играет как конструктивную роль (дает возможность более глубоко оценить индивидуально и социально-психологические особенности членов конкретных групп общества и самих этих групп; оказывает позитивное влияние на эффективность совместной деятельности, устраняет противоречия между людьми, позволяет ослабить состояние психологической напряженности), так и деструктивную (оказывает негативное воздействие на морально-психологическое состояние членов общества и его социальных групп; ухудшает взаимоотношения между людьми, негативно отражается на эффективности совместной деятельности).
|
|
Конструктивные функции конфликта проявляются в следующем:
1) он выступает источником развития, совершенствования процесса взаимодействия (развивающая функция);
2) обнаруживает возникшее противоречие (познавательная функция);
3) призван разрешить противоречие (инструментальная функция);
4) имеет объективные последствия, связанные с изменением обстоятельств (перестроечная функция).
Деструктивные функции конфликта:
1) в конфликтной ситуации почти все люди испытывают психологический дискомфорт, напряжение, подавленность или чрезмерное возбуждение;
2) нарушается система взаимосвязей;
3) понижается эффективность совместной деятельности.
В связи с этим почти все люди относятся к конфликтам негативно и стремятся их избежать, хотя можно отметить существование субъектов, имеющих серьезные психологические проблемы, которые, не всегда осознавая, сами инициируют возникновение конфликтных ситуаций.
Могут быть конфликты, которые не имеют существенного основания, т.е. реальных противоречий между субъектами нет, но сами субъекты полагают, что они есть. Такой конфликт рассматривается как ложный, в отличие от подлинного, при котором реальные противоречия существуют и осознаются обеими сторонами. Кроме того, конфликт может быть смещенным или двойным, когда реальные, наиболее значительные противоречия между субъектами скрываются за внешними, незначительными противоречиями. Иными словами, смещенный конфликт - это явный конфликт, за которым можно обнаружить скрытый, лежащий в основе явного. Это происходит, когда по каким-то причинам (чаще всего из-за социального контроля) индивиды не могут даже себе признаться в причинах и источниках подлинного противоречия.
Среди различных типов конфликтов наиболее сложным можно считать так называемый латентный, т.е. скрытый конфликт. Данный конфликт должен был бы произойти, но не происхбдит, так как по тем или иным причинам он либо не осознается субъектами взаимодействия, либо скрывается ими за социально приемлемыми формами поведения.
|
|
Конфликты с близкими людьми переживаются наиболее тяжело. Поэтому самыми сложными конфликтами являются личные и производственные. Семья и работа, личная жизнь и профессиональная деятельность - основные сферы жизнедеятельности человека, которые связаны с самоутверждением личности и тем самым определяют ее особую уязвимость. Именно в этих сферах он взаимодействует с окружающими максимальное количество времени.
Большое количество конфликтов наблюдается в сфере профессиональной деятельности «человек-человек». Среди них одной из наиболее конфликтных является педагогическая деятельность.
Обычно конфликты имеют следующую динамику и структуру:
— при появлении конфликтной ситуации фиксируется возникновение противоречий между членами группы;
— приходящее через определенное время осознание конфликтной ситуации активизирует участников конфликта на принятие необходимых мер;
— конфликтное взаимодействие вызывает острое противоборство сторон;
— разрешение конфликта приводит к снятию противоречий конфликтующих людей;
— на послеконфлнкгной стадии происходит разрядка напряженности.
Структура конфликта — это совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, отличие от других социальных явлений.
Структура конфликта включает:
• объект конфликта;
• предмет конфликта;
• стороны конфликта;
• внешние условия, в которых он возникает;
• образы конфликтной ситуации;
• возможные конфликтные действия и их исходы.
Объектом конфликта является предмет столкновения (это может быть материальная, социальная либо духовная ценность, лежащая на пересечении взаимных интересов сторон), т. е. то, на что претендуют конфликтующие стороны. Основной характеристикой всех объектов конфликта является, как правило, их неделимость.
Предмет конфликта — это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая источником раздора между сторонами. Предмет конфликта — это то основное противоречие, из-за которого и ради которого стороны вступают в противоречие. Следует отметить, что предмет конфликта далеко не всегда является явным. Зачастую конфликты порождаются скрытыми желаниями, которые по каким-либо причинам не выполняются. При поверхностном рассмотрении предмет конфликта выступает в одном ракурсе, а при более глубоком анализе конфликтной ситуации может оказаться, что предмет заключается в другом.
Например, муж ссорится с женой, не желая, чтобы она работала, выдвигая в качестве аргумента то, что тогда у нее не будет больше времени на воспитание ребенка, а на самом деле опасаясь, что ее независимость поставит под сомнение его репутацию как главы семейства. Или ссоры между соседями могут объясняться, как вызванные из за шума и мусора, а истинной причиной может являться разница в стилях жизни и т. п.
Стороны (участники конфликта) — основными участниками конфликта являются люди, они могут действовать как частные, официальные, юридические лица, а так же объединиться в группы.
Внешние условия, в которых конфликт возникает и развивается, подразделяются на:
• пространственно-временные (место возникновения противоречия и время, в течение которого оно должно быть разрешено);
• социально-психологические (психологический климат в группе, к которой принадлежат конфликтующие, тип и уровень их общения, степень конфронтации и психическое состояние);
• социальные (вовлеченность в противоречие интересов различных социальных групп, представленных участниками).
Образы конфликтной ситуации представляют собой некоторые идеальные картины, которые включают следующие элементы:
• представления участников о самих себе (своих мотивах, потребностях, ценностях, возможностях, целях);
• представления о противоположной стороне или сторонах; представления конфликтующих сторон о среде, в которой складываются конфликтные отношения.
Образы конфликтной ситуации, имеющиеся участников конфликта, не всегда соответствуют реальности. Возможны следующие варианты взаимоотношений между идеальными картинами и реальностью:
• конфликтная ситуация объективно существует, но она не осознается, не воспринимается участниками (конфликт отсутствует как социально-психологическое явление);
• объективно конфликтная ситуация существует, и стороны воспринимают ее как таковую, но с некоторыми существенными отклонениями от действительности (неадекватно понятый конфликт);
• объективно конфликтная ситуация отсутствует, однако отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (ложный конфликт);
• конфликтная ситуация объективно существует и более или менее адекватно воспринимается участниками (объективный конфликт).
Конфликтные действия направлены на то, чтобы блокировать достижения противостоящей стороной ее целей и интересов.
Исходы конфликтных действий — результаты конфликта (включены в конфликт на идеальном уровне в виде предвидения участниками желаемых или допустимых его итогов, в соответствии с которыми они выстраивают свое поведение).
Любой конфликт представляет собой динамический процесс, проходящий несколько стадий развития:
1. Возникновение объективной конфликтной ситуации из-за разногласий по определенному вопросу, принимающей устойчивый характер. Затем в силу вступает фактор неприязни, взаимоотношения приобретают напряженность. Поскольку ситуация не сразу осознается людьми, то она считается «стадией потенциального конфликта».
2. Осознание объективной конфликтной ситуации происходит, когда противоречия становятся явными, каждый из участников воспринимает свою цель как несовместимую с целью противоположной стороны. Взаимная неприязнь и напряженность нарастают и достигают критической точки, что обусловливает начало следующей фазы.
3. Переход к конфликтному поведению — к активным действиям, направленным, как правило, на достижение своих целей и блокирование достижений, стремлений, намерений противоположной стороны. В зависимости от того, в какой степени участник конфликта ориентирован на реализацию своих собственных целей и соблюдение интересов противоположной стороны, можно выделить пять типов поведения в конфликте (типология К. Томаса):
• соперничество, — преобладающее стремление подчинить другого, настоять на своем, игнорируя интересы партнера. Люди, руководствующиеся таким стилем, производят впечатление активных, мало заинтересованных в сотрудничестве с другими людьми, зато способных на волевые действия ради достижения собственных целей. Эта манера поведения может оказаться эффективной в том случае, когда человек обладает определенной властью и уверенностью в том, что его решение в данной ситуации правильное. Вместе с тем эта манера поведения разрушительна для личных отношений, так как ведет к отчуждению партнеров по общению;
• избегание, игнорирование конфликта — оттягивание момента решения проблемы, стремление не замечать назревшее противоречие. Эта стратегия признается целесообразной, если источник разногласий несущественен, в противном же случае избегание конфликта приводит к нарастанию напряженности;
• приспособление — тенденция сглаживать противоречия, перестраивая собственное поведение и поступаясь своими интересами. Стратегия является целесообразной в том случае, когда участник конфликта не имеет в данный момент достаточных ресурсов для отстаивания своей точки зрения, если сохранение отношений важнее, чем выигрыш, если сиюминутный выигрыш может привести к более значительному проигрышу в дальнейшем;
• компромисс — урегулирование разногласий через взаимные уступки, при котором ни одна сторона не достигает своих целей в полном объеме. Данная форма поведения оправдывает себя в том случае, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно они не смогут достичь одной и той же цели. Зачастую компромисс служит удачным отступлением или последней возможностью прийти к какому-либо решению, сохраняя относительно нормальные отношения;
• сотрудничество — выработка совместных решений, направленных на удовлетворение интересов всех заинтересованных сторон Данный тип поведения требует более продуктивной работы по сравнению с другими подходами к конфликту, так как отстаивая свои права и интересы, стороны конфликта стараются при этом и сотрудничать с оппонентом. При наличии времени и важности проблемы данная форма поведения является хорошим способом поиска обоюдовыгодного результата и удовлетворения интересов обеих сторон. Эта форма поведения особенно эффективна в том случае, когда стороны имеют различные скрытые желания.
Например, кажущейся причиной конфликта на работе может представляться медлительность одного из работников. Но эта медлительность может скрывать более глубокие причины конфликта — неудовлетворенность работой, низкая заработная плата, недостаточное уважение.
Стороны конфликта — это его участники.
Конфликтная ситуация — столкновение сторон, участвующих в конфликте.
Завершение конфликта - это окончание конфликта по любым причинам.
Основными формами завершения конфликта являются: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.
Разрешение конфликта - это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта.
Для разрешения конфликта необходимо изменение самих его сторон (или хотя бы одной из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.
Урегулирование конфликт: отличается от разрешения тем, что в устранении противоречия принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия.
Затухание конфликта - это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта и напряженных отношений между его участниками. Конфликт переходит из «явной» формы в скрытую.
Затухание конфликта обычно происходит в результате: истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы; потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта; переориентации мотивации сторон (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте)
Под устранением конфликта понимается такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на «неконструктивность» устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей).
Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.
Критериями конструктивного разрешения конфликта являются степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта, и победа в нем правого оппонента.
Важно, чтобы при разрешении конфликта было найдено решение проблемы, из-за которой он возник. Чем полнее разрешено противоречие, тем больше шансов для нормализации отношений между участниками, меньше вероятность перерастания конфликта в новое противоборство.
Не менее существенной является победа правой стороны. Утверждение истины, победа справедливости благоприятно сказываются на социально-психологическом климате во взаимоотношениях между противоборствующими сторонами. В то же время необходимо помнить, что у неправой стороны тоже есть свои интересы. Если их вообще игнорировать, не стремиться переориентировать мотивацию неправого оппонента, то это в дальнейшем приведет к возобновлению конфликта.