ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Управление, обратная связь. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Основные достижения и этапы развития информатики и информационных технологий.
Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче [2], скорость передачи информации.
Обработка информации. Алгоритм, его выполнение. Последовательность команд, выбор из различных возможностей и условие выбора (логические значения и операции, логические выражения), повторяемые (циклические) действия. Блок-схемы. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Анализ и описание алгоритмов. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
|
|
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс для пользователя. Программное обеспечение, его структура. Виды программного обеспечения общего назначения. Представление о программировании.
Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационная этика и право.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Основные устройства ИКТ
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению ими (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Оперирование с компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графическом пользовательском интерфейсе). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств, разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.
Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
|
|
Образовательные области приоритетного освоения [3]:информатика и информационные технологии, материальные технологии, обществознание (экономика).
Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира:
- природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории, в том числе запись изображений и звука с использованием различных видов устройств (цифровых фотоаппаратов и видеокамер, микроскопов, сканеров, магнитофонов),
- текстов, полученных распознаванием текста с бумажного носителя и устной речи,
- музыки (в частности, с использованием музыкальной клавиатуры),
- таблиц результатов измерений (в частности, с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков), опросов и т.д.
Создание и обработка информационных объектов
Тексты. Ввод текста с помощью компьютерной клавиатуры, работа с фрагментами текста. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационныетехнологии, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, филология, искусство.
Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационныетехнологии, обществознание (экономика и право).
Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования с использованием шаблонов.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии,искусство, материальные технологии.
Звук, в том числе музыка, и видеоизображение. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.
Образовательные области приоритетного освоения: языки, музыка; проектная деятельность в различных предметных областях.
Поиск информации
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и докомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.
Образовательные области приоритетного освоения:обществоведение, естественнонаучные дисциплины, языки.
Проектирование и моделирование
Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов:выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.
Модели, управляемые компьютером.
Образовательные области приоритетного освоения: черчение, материальные технологии, искусство, география, естественнонаучные дисциплины.
Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационныетехнологии, естественнонаучные дисциплины, обществоведение (экономика).
Организация, представление и передача информации
|
|
Создание (с использованием шаблонов) и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации.
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Средства связи: телефон, пейджер, факс. Электронная почта; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, языки, обществоведение, естественнонаучные дисциплины.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать
· основные информационные процессы;
· примеры источников и приемников информации;
· единицы измерения количества и скорости передачи информации;
· основные свойства алгоритма, определение алгоритмических конструкций: следования, ветвления, цикла; вспомогательного алгоритма;
· программный принцип работы компьютера;
· назначение и функции основных устройств информационных и коммуникационных технологий, используемых учащимся: процессор, память, периферийные устройства;
· принцип дискретного (цифрового) представления информации;
· правила безопасного поведения и гигиенические нормы работы с устройствами информационных и коммуникационных технологий;
уметь
· выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями, графами; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить учебные алгоритмы;
· оперировать с информационными объектами в наглядно-графическом взаимодействии (графическом пользовательском интерфейсе), соблюдая права собственности на информацию: открывать, именовать, сохранять объекты, разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
|
|
· оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
· создавать информационные объекты с уровнем сложности, отвечающим потребностям образовательного процесса, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи (в том числе с использованием графического планшета), графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием простейших операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации, используя заданные шаблоны и механизмы ссылок;
· искать информацию с применением правил поиска (построения запросов): в базах данных, в компьютерных сетях, в некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· создавать простейшие модели объектов и процессов с помощью: изображений и чертежей; динамических (электронных) таблиц, программ; использовать готовые модели объектов и процессов для проведения компьютерных экспериментов;
· использовать информационные ресурсы общества и законодательство в информационной сфере для реализации информационных прав личности и обеспечения собственной информационной безопасности;
· передавать информацию по телекоммуникационным каналам (телефон, факс, электронная почта) с соблюдением соответствующих правовых и этических норм для учебной и личной переписки, реализации личных интересов в общении.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И
ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
· освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; к средствам моделирования; к информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
· овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; строить программы на реальном языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
· развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации;
· воспитание дисциплины проектной деятельности, в том числе умения планировать свою деятельность, работать в коллективе; чувства ответственности за использование результатов своего труда другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих права и законные потребности граждан;
· приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.