Сущность, формы, эволюция и проблемы бенчмаркинга
По данным консалтинговой компании Bain & Co бенчмаркинг входит в тройку самых распространенных методов управления бизнесом в крупных международных корпорациях.[1]
Бенчмаркинг можно рассматривать как направление маркетинговых исследований. В маркетинговые исследования традиционно включаются исследования внешней предпринимательской среды, рынка, потребителей и конкурентов, а бенчмаркинг направлен, главным образом, на изучение лучших технологий, производственных процессов и методов организации производства и сбыта продукции.
Бенчмаркинг не является чем-то принципиально новым, так как раньше подобные методы осуществлялись в рамках конкурентного анализа, но бенчмаркинг является более детализированной, формализованной и упорядоченной функцией, чем метод или подход конкурентного анализа.
Система, или комплекс, бенчмаркинга является совокупностью поддающихся контролю факторов бенчмаркинга, которые исследователь использует для достижения наивысшей конкурентоспособности.
|
|
Сам термин «бенчмаркинг» произошел от английского слова benchmark («начало отсчета», «зарубка»). В наиболее общем смысле benchmark — это нечто, обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как эталон при сравнении с другими предметами.
Определение бенчмаркинга и его форм непростая задача, так как и менеджеры и ученые склонны создавать собственные определения в соответствие с личным восприятием и опытом. Бенчмаркинг всё ещё недостаточно хорошо определен, несмотря на более полусотни определений, которые отражают развитие бенчмаркинга.[2]
Существует огромное количество трактовок понятия бенчмаркинга:
· процесс оценки и применения наилучшей практики для улучшения качества;[3]
· инструмент улучшения через сравнение с другими организациями в своем поле деятельности;[4]
· процесс тщательного измерения вашей производительности через сопоставление с лучшими компаниями для анализа и обгона;
· маркетинговый инструмент, с помощью которого компании могут повысить свою конкурентоспособность;
· поиск наилучших производственных практик, которые ведут к наивысшей производительности.[5]
· процесс нахождения и изучения самых лучших из известных методов ведения бизнеса;
· механизм сравнительного анализа эффективности работы одной компании с показателями других, более успешных, фирм;
· практика организации бизнеса на основе творческого изучения опыта других фирм;
· процесс, который обеспечивает обучение и понимание организации и её процессов;[6]
|
|
· непрерывный, систематический процесс оценки продукции, услуг и рабочих процессов организаций, которые признаются лучшими для целей организационного улучшения;[7]
· процесс систематического и непрерывного измерения, оценка процессов предприятия и их сравнение с процессами предприятий лидеров в мире с целью получения информации, полезной для усовершенствования собственной характеристики;
· систематический процесс поиска лучшей практики, инновационных идей и высоко эффективного выполнения процедур, которые ведут к высшей производительности.
Бенчмаркинг служит для обеспечения конкурентоспособности и создания предпосылок проверки производительности фирмы в условиях интернационализации процесса закупки сырья и материалов. В целом бенчмаркинг является искусством обнаружения того, что другие делают лучше, изучением, усовершенствованием и применением их методов.