Лекция № 7
Православное вероисповедание уживалось в народных представлениях с дохристианскими верованиями. Живучим было представление об очистительной силе ог ня. В огонь нельзя было плевать. Использовали его при лечении людей и животных. Сверхъестественными свойствами наделялась вода: «живая» - взятая сразу после полуночи со среды на четверг, и «мёртвая» - стоячая или использованная при отмывании покойника. Особую силу приписывали луне, кометам, вихрю.
Необычными свойствами наделялись растительный и животный мир. Фруктовые деревья одушевлялись. Неплодоносившую яблоню или жерделю казаки в новогоднюю ночь пугали с топором в руках: «Не будешь родить - буду рубить! Будешь родить - не буду рубить!». Осину использовали при лечении. Если после похорон выяснялось, что покойник «по ночам ходит», то на могиле в ногах и головах забивали осиновые колья. Это считалось более действенным средством, чем православный христианский ритуал. Запрещалось убивать ласточку: она могла покарать за обиду порчей коровы или пожаром. Сыч и кукушка считались вещимн птицами.
Повсеместно на Кубани была распространена вера в домового, или, как его здесь называли, хозяина. Он считался покровителем хаты и домашнего хозяйства. Поэтому при переселении в новый дом его обязательно приглашали с собой, иначе могло случиться несчастье. Домового представляли в виде маленького старика, покрытого шерстью, одетого в подпоясанную рубаху красного цвета. Бытовала среди казаков и вера в ведьм и колдунов. Представления об их силе основывались как на возможности навредить людям, так и на умении избавиться от вреда.
Народные суеверия мирно уживались с христианской традицией, представляли культуру казачества во всей её сложности и многообразии.
Состояние православной веры у кубанских казаков проступало во многих чертах их домашней и общественной жизни. Православное вероисповедание уживалось в народных представлениях с древними дохристианскими верованиями.
Народные знания у казаков - это и представления об окружающем мире, и навыки его использования. Опыт, накопленный наблюдениями за природой и обществом, закреплён в повседневной жизни традициями.
Основанное на календарных наблюдениях
знание погоды отразилось в ряде устных примет. Если зима несколько лет была слабой, то потом выдавалась суровой и продолжительной. Если на Сретенье Господне, когда, по народным представлениям, зима встречается с летом, с крыш капает вода, то и зима будет тянуться долго. Если на Сретенье солнце было целый день, а потом стало пасмурно, лето выйдет
прохладное. Если в этот день был мороз, то будет холодная весна, если дождь - дождливые весна и лето. Казаки говорили: какое Благовещенье - такая и Пасха. Дождь на Благовещенье предвещал дождливое лето.
Прогнозы погоды на следующий день основывались на наблюдениях за атмосферными явлениями дня прошедшего. Если утром не было росы, дрожал воздух, солнце садилось за тучу - быть дождю. Мало росы - будет пасмурно. Роса на траве -к солнечной погоде.
Наблюдали казаки и за поведением домашних птиц и животных. Если собака валялась на соломе или утки бегали по двору - жди ветра. Скот ревел - к буре. Если зимой свинья держит во рту солому - будет мороз. Ждали мороза, когда кошка скреблась когтями или лежала на печи. Ласточки летают низко -к дождю. Если петух кричит, когда идёт ливень, - дождь скоро прекратится.
Для определения погоды иногда прибегали и к шутливым гаданиям. Например, в станице Бжедуховской устраивалось шутливое состязание. Два парня, одному из которых давали имя Зима, а другому - Лето, боролись. По победителю определяли, будет ли зима затяжной или же весна наступит рано.
Особенности кубанского климата нашли отражение в поговорке: «До Святого Духа не кидайсь кожуха, по Святом Дуси - у том ж кожуси», что означало: ни в какое время года погоде доверять нельзя.
Представления о болезнях и народных способах лечения носили сверхъестественный характер, отражались в бытовавших суевериях. Причину болезни коровы видели в злых действиях «нехороших людей». Чтобы узнать, кто «испортил» корову, казачки выдавливали из коровьего вымени оставшееся молоко, наливали его на сковородку и ставили на угли. Ножом, окроплённым святой водой, резали загустевшее молоко, и на месте порезов должна была выступить кровь. Тот, кто «испортил» корову, при этом чувствовал острую боль, прибегал к хозяйке и просил прощения. При эпидемиях скота стадо прогоняли через костры, окуривая дымом. Чтобы очистить овец от глистов, использовали черемшу; «для изгнания червей» у лошадей - любистик и коноплю. Раны у скота лечили корой дуба. Раны, нанесённые жеребятам волками, промывали майской водой.
Для лечения и предотвращения болезней людей казаки использовали разнообразные средства растительного, животного и минерального происхождения. Ежовый, енотовый и собачий жир применяли для лечения туберкулёза и воспаления лёгких. Ожоги лечили рыбьим и гусиным жиром, желтком куриного яйца, который пере-жаривали на сковородке и прикладывали к поражённому участку кожи. Настоем червей, выкопанных из перегноя растирали тело при ревматизме. С помощью пчелиного воска лечили сглаз, испуг, определяли, будет ли больной жить. Мёдом врачевали раны, ожоги, больные глаза, настой прополиса на спирту употребляли от простуды. От кашля пили отвар из мёда, ягод калины и свиного жира.
Из растений готовились мази и настойки. К нарывам, ранам и чирьям прикладывали печёный горячий лук, листья подорожника со сметаной, чистотел. Мозоли лечили клеем, который образовывался на фруктовых деревьях. При воспалении лёгких жевали на ночь листья алоэ. Если мучил ревматизм, народная медицина в качестве эффективного средства предписывала крапиву. Необходимо было хорошенько отстегать себя ветками этого растения. В качестве кровоостанавливающих средств использовали тысячелистник, мать-и-мачеху, подорожник. При ожогах готовили примочку из подсолнечного масла. Расстройство желудка лечили отваром из коры дуба и конского щавеля. При лечении лихорадки применяли отвар из листьев сирени, кореньев дыни. Когда казаки отправлялись на службу, они брали с собой порошок из гриба-навозника, который хорошо помогал при лечении ран.
В процессе освоения края кубанцы научились использовать для врачевания местные минеральные грязи и источники. При лечении кожных болезней - медный купорос, марганец, нефть, янтарь. Инфекционные болезни лечили фосфором, серой и керосином.
Среди казаков встречались знатоки хирургии. Не проводя никаких разрезов ткани тела, хирург-самоучка умело собирал «под мясом» раздробленные кости, забинтовывал пораненную руку или ногу в лубок. Если начинался «антонов огонь» - гангрена, знахарь-казак простым ножом отрезал поражённую поверхность. Осколок кости из прострела удаляли волосяной заволокой.
С помощью русской печи лечили радикулит. В протопленную соломой и сбрызнутую холодной водой печь ложился головой наружу больной и парился. После этой процедуры его растирали водкой, козьим жиром или керосином. При ушибах, вывихах и головной боли использовали лёд и холодную воду. Чтобы кожа на лице была чистой и здоровой - умывались первым весенним дождём.
Кубанские говоры возникли на базе уже существовавших языков - в результате переселения людей с территорий Украины и южнорусских областей. Происходило смешение языков, населения, образовывались новые варианты местной речи.
Сложившиеся на Кубани особенности балакать (в бывших черноморских и закубанских станицах) и разговаривать (в линейных и закубанских) настолько своеобразны, что скорее напоминают уникальный язык, одинаково понятный всем жителям края. Недаром на вопрос, на каком языке говорят кубанские казаки- на русском или украинском, они часто отвечают: «На нашем, на казачьем. На кубанском!».
Говоры - средство общения в семейной жизни и производственной среде. Точное и меткое слово или выражение - такая же часть малой родины, как природа, история, уклад жизни. Поэтому относиться к ним надо бережно Кубанский говор с южнорусской основой сложился в восточной и юго-восточной частях края. Он распространён вверх по течению Кубани начиная от станицы Воронежской, а также между реками Кубанью и Лабой. Говор с украинской основой сформировался главным образом в бывших черноморских станицах, в западной и юго-западной частях нашего края.
Многие слова в кубанских говорах отличаются от литературного языка тем, что у них тот же корень, но другие суффиксы или приставки, например: пэрэбой -сбой, надголодь - впроголодь, заседка - засада, годыть - угождать, впиймать - поймать, близняты - близнецы. В кубанских говорах средний род часто заменяется женским или мужским: в окошку глядить, полотенец висел. Своеобразны окончания и суффиксы: итить, хода, болыть, яблоков, кортший. В станице Расшеватской говорили: он пиша письмо, он лье воду, он гне (гнёт), он прибудя (он прибудет). Интересны произношения имён в линейных станицах, заселявшихся однодворцами из Воронежской, Курской, Орловской губерний: Ванькя, Петькя, Митькя, Манькя, Лёнькя, Варькя.
К кубанским говорам нельзя относиться как к речевой ошибке или языковому недоразумению. Слова, удачно используемые, обогащают местную речь, делают её сочной, неповторимой.