Міністерство внутрішніх справ україни. Приложение 5. 1 ваш стиль разрешения конфликтов

Приложение 5. 1 Ваш стиль разрешения конфликтов

Контрольные вопросы

Упражнение №1

Приложение №5.1Памятка разрешения конфликтов по Дайноу

(Dainow, 1998)

I. Человек, в чьи обязанности входит управление конфликтной си­туацией, должен задать себе следующие вопросы, касающиеся его самого:

§ Что я могу сделать?

§ Какого исхода я ожидаю? Какого результата хочу добиться?

§ В чем состоит моя ответственность?

§ Могу ли я урегулировать данный конфликт справедливо?

§ Какие аспекты в данной ситуации (вопросы, люди) вызывают у меня наибольший дискомфорт?

§ Есть ли в данной бы конфликтной ситуации какие-либо аспекты, которых я бы не хотел касаться, и что с ними делать?

§ Какие сильные личные качества я мог бы с пользой применить в данной ситуации?

§ Какие мои слабости могут помешать разрешению данной ситуации?

§ Достаточно ли у меня знаний, необходимых для разрешения дан­ной ситуации?

§ Достаточно ли у меня навыков, необходимых для разрешения данной ситуации?

§ Достаточны ли мои полномочия/статус для того, чтобы эффектив­но действовать в данной ситуации?

§ Каковы мои взаимоотношения с людьми, замешанными в кон­фликте? Изменятся ли мои взаимоотношения с ними, если я вме­шаюсь? Если да, то каким образом?

§ Есть ли уменя достаточное количество времени на то, чтобы эф­фективно способствовать разрешению данной ситуации?

Дополните список своими собственными вопросами.

2. Вопросы, касающиеся конфликтующих сторон:

§ Что это за люди? Что мне о них известно?

§ Какого результата, вероятнее всего, они надеются достичь?

§ Случались ли между ними подобные ситуации ранее?

§ Каков их обычный стиль поведения?

§ Обладают ли они какими-либо качествами, которые могут услож­нить работу с ними?

§ Какие их слабые или сильные стороны могут помешать разреше­нию данной ситуации?

§ Насколько конфликтующие стороны осознают тот эффект, кото­рый производит их поведение или отношение?

§ В полной ли мере они обладают знаниями/информацией в связи с данной ситуацией?

§ Достаточно ли компетентно они действовали? В какой мере дан­ная ситуация связана с отсутствием достаточной компетентности?

§ В какой степени данная ситуация связана с разницей в уровнях власти, полномочий и статуса?

§ Каковы последствия, если данный конфликт не будет разрешен?
Добавьте свои вопросы.

3. Вопросы, касающихся людей, непосредственно не участвующих в конфликте:

§ Кого еще заденет данный конфликт?

§ Каким образом эти люди будут задеты?

§ Имеет ли смысл вовлекать их в процесс разрешения конфликта?

§ Будут ли их точки зрения важны? Если да, то каким образом их рассмотреть?

Добавьте свои вопросы.

4. Вопросы, касающиеся организации:

§ Существуют ли в организации какие-либо правила или нормы, ко­торые служат ориентирами в процессе разрешения конфликтов? Если да, то какие именно?

§ Существуют ли в организации какие-либо процедуры или струк­туры, которые можно было бы использовать в данной ситуации?

§ Какие ресурсы организации можно было бы использовать в дан­ной ситуации?

§ Какие факторы времени влияют на данную ситуацию?

§ Каким образом на данную ситуацию воздействует организацион­ная культура?

§ Какой аспект является самым важным в данной ситуации?

§ Кто из замешанных в ситуации обладает наибольшей властью?

§ Кто из замешанных в ситуации подвергается наибольшему риску?
Добавьте свои вопросы.

Ваш стиль лидерства

Вспомните один или несколько эпизодов из своей жизни, когда вам приходилось играть роль лидера. Пользуясь решеткой Блейка-Моутон, решите, какой стиль лидерства вы применяли в каждом из эпизодов. Продумайте следующие вопросы.

1. Адекватен ли был использовавшийся вами стиль лидерства?

2. Почему вы выбрали именно его?

3. Умеете ли вы изменять свой стиль лидерства?

4. Чем, главным образом, определяется ваш выбор стиля?

1. Каково значение лидерства для деятельности руководителя?

2. Назовите отличия лидерства и управления.

3. Какие источники власти в организации вы знаете?

4. Назовите сходство и различия основных стилей лидерства.

5. Назовите, основные черты, которыми, на ваш взгляд, должен обла­дать современный руководитель.

6. Какие современные теории лидерства вы знаете?

7. Назовите основные формы и причины конфликта.

8. Какова роль лидера (организатора) в управлении конфликтами?

9. Какой способ разрешения конфликтной ситуации Вам наиболее близок. Почему?

Инструкция: Рассмотрим ситуацию, когда вы обнаруживаете, что ваши желания отли­чаются от желаний другого человека, Как вы обычно реагируете? Здесь вы найдете несколько пар утверждений, описывающих возможное ответное поведение. В каждой паре обведите утверждение «А» или «Б», которое наиболее характерно для вашего по­ведения. Во многих случаях ни поведение «А», ни поведение «Б» не являются для вас типичным. В таком случае обведите тот ответ, который в наибольшем приближении соответствует вашим возможным действиям.

1. А. Бывают случаи, когда я предоставляю другим возможность взять на себя ответ­ственность за решение проблемы.

Б. Вместо того, чтобы обсуждать проблемы, по которым наши мнения расходят­ся, я стараюсь подчеркнуть те моменты, с которыми мы оба согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я стараюсь учитывать все интересы — и его/ее, и мои.

3. А. Я обычно стою на своем.

Б. Я мог бы постараться удовлетворить интересы другого человека и сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я приношу в жертву свои желания в угоду желаниям другого человека.

5. А. Я постоянно ищу помощь других людей при выработке решения.

Б. Я стараюсь сделать все возможное, чтобы избежать излишней напряженности.

6. А. Я стараюсь избежать неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь, чтобы моя позиция победила.

7. А. Я стараюсь отложить вопрос до того, как я смогу его хорошо обдумать.

Б. Я могу отказаться от некоторых моментов в обмен на другие.

8. А. Я обычно настаиваю на достижении своих целей.

Б. Я стараюсь сразу же и открыто выявить все интересы и проблемы.

9. А. Я чувствую, что разногласия не заслуживают того, чтобы из-за них беспокоиться.

Б. Я предпринимаю некоторые попытки, чтобы решение было такое, как надо

мне.

10. А. Я тверд в достижении своих целей.

Б. Я стараюсь найти компромиссное решение.

11. А. Я пытаюсь выяснить все интересы и проблемы сразу же и в открытую.

Б. Я мог бы постараться удовлетворить чувства другого человека и сохранить наши отношения.

12. А. Иногда я избегаю высказывать то, что может вызвать спор.

Б. Я готов согласиться с некоторыми утверждениями другого человека, если он согласится с некоторыми моими.

13. А. Я предлагаю «золотую середину».

Б. Я настаиваю на выполнении своих требований.

14. А. Я расскажу человеку, как я вижу ситуацию, и попрошу его сделать то же самое.

Б. Я постараюсь показать другому человеку логику и преимущества моей позиции.

15. А. Я мог бы постараться удовлетворить чувства другого человека и сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все возможное, чтобы избежать излишней напряженности.

16. А. Я постараюсь не задеть чувства другого человека.

Б. Я постараюсь убедить другого человека в достоинствах моей позиции.

17. А. Я обычно настаиваю на достижении своих целей.

Б. Я стараюсь сделать все возможное, чтобы избежать излишней напряженности.

18. А. Если это сделает других людей счастливыми, я мог бы позволить им утвердить их точку зрения.

Б. Я готов принять некоторые из утверждений другого человека, если он согласит­ся принять некоторые из моих.

19. А. Я пытаюсь выяснить все интересы и проблемы сразу же и в открытую.

Б. Я стараюсь отложить вопрос до того, как я его хорошо обдумаю.

20. А. Я постараюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я постараюсь найти хорошее соотношение выигрыша и проигрыша для каждо­го из нас.

21. А. В предстоящих переговорах я постараюсь считаться с желаниями другого чело­века.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А. Я стараюсь найти решение, которое было бы чем-то средним между его и мои­ми требованиями.

Б. Я настаиваю на моих требованиях.

23. А. Я чаще всего забочусь об удовлетворении пожеланий всех сторон.

Б. Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за принятие решения.

24. А. Если позиция другого человека кажется мне очень важной, я могу пойти на­встречу, чтобы удовлетворить его требования.

Б. Я стараюсь склонить его к компромиссу.

25. А. Я стараюсь показать другому человеку логику и преимущества моей позиции.

Б. В предстоящих переговорах я постараюсь считаться с желаниями другого чело­века.

26. А. Я предлагаю «золотую середину».

Б. Я почти всегда забочусь об удовлетворении всех сторон.

27. А. Иногда я избегаю высказывания таких утверждений, которые могли бы вызвать спор.

Б. Если это сделает других людей счастливыми, я мог бы позволить им утвердить свою точку зрения.

28. А. Я обычно настаиваю на достижении своих целей.

Б. Я обычно ищу помощи у других для выработки решений.

29. А. Я предлагаю «золотую середину».

Б. Я чувствую, что разногласия не заслуживают того, чтобы из-за них беспокоиться.

30. А. Я стараюсь не задеть чувства других людей.

Б. Я всегда делюсь проблемой с другим человеком, чтобы мы могли вместе над ней работать.

Внесите ваши результаты в приведенную ниже таблицу. Стиль, набравший наибольшее число баллов, — ваш стиль разрешения конфликтов.

  Конфронтация Решение проблемы Компромисс Избежание Приспособле­ние
1.       А Б
2.   Б А    
3. А       Б
4.     А   Б
5.   А   Б  
6. Б     А  
7.     Б А  
8. А Б      
9. Б     А  
10. А   Б    
11.   А     Б
12.     Б А  
13. Б   А    
14. Б А      
15.       Б А
16. Б       А
17. А     Б  
18.     Б   А
19.   А   Б  
20.   А Б    
21.   Б     А
22. Б   А    
23.   А   Б  
24.     Б   А
25. А       Б
26.   Б А    
27.       А Б
28. А Б      
29.     А Б  
30.   Б     А

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: