Зависит ли качество медицинской помощи от того, оплачена ли она Вами или нет?

1. Да – 44% пациентов;

2. Нет – 35% пациентов;

3. Затруднились с ответом – 21% пациентов.

В опросе принимала участие группа пациентов-врачей. Из них 100% не связывают эффективность лечения с оплатой.

Слайд 18

На вопрос - Как Вы обычно благодарите врача? - получены следующие ответы:

1. Словами – 38% пациентов;

2. деньгами – 26% пациентов;

3. подарками – 31% пациентов;

4. ни как – 5% пацинетов.

Из группы пациентов-врачей – 100%- все благодарят врачей и все материально.

Слайд 19

В значительной степени это связано с тем, что до настоящего времени профессия врача относится к числу низкооплачиваемых в России. Зарплата врача – это скромная бюджетно-государственная ставка. В этом принципиальное отличие финансового положения отечественных врачей от западноевропейских коллег. По уровню доходов они занимают третье место после бизнесменов и юристов. В США и Европе врач – одна из самых высокооплачиваемых профессий. Многие студенты оценивают российскую традицию весьма негативно. Но вот, например, доктор А.П.Чехов с ними явно не согласился бы. В рассказе "Цветы запоздалые" главный герой – врач – подчиняет свою профессию «делу дохода» и весьма преуспевает в этом. Но нажитое состояние оказывается бесполезным прахом, несостоятельным средством в борьбе за здоровье и жизнь дорогого человека. Чехов четко отражает иерархию мироустройства:

· жизнь каждого человека в руках Божьих;

· силы человека, в том числе и познавательные возможности, ограничены;

· ценность любви и благодарности несоизмерима с денежными ценами и мерами дохода.

До революции к устойчивой морально-этической традиции относилась позиция, что «деятельность врача есть дело служения, а не дело дохода» [46].

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на то, что государственная власть в России не только определяла, но и контролировала доходы врачей. Весьма не маловажная деталь. Она свидетельствует о существовании двух реальностей. Во-первых, о том, что мера человеческой благодарности врачу от пациента может быть весьма велика и в финансовом выражении. Во-вторых, о том, что врач имеет по сути неограниченную власть над больными людьми и стремление установить контроль над «делом дохода» исходит из этических мотивов: из мотива предотвратить злоупотребления при выполнении сотрудниками медицинских учреждений своих обязанностей.

Контролирует данные реальности законодательно и наше современное государство. Статья 575 Гражданского кодекса РФ гласит: «Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом МРОТ (минимальных размеров оплаты труда), работникам лечебных учреждений гражданами, находящимися в них на лечении, … супругами и родственниками этих граждан». Данная статья ГК в совокупности с другими правовыми нормами, позволяет сделать следующие выводы.

И в правовом и в этическом контексте, прежде всего, различается собственно благодарность от взятки или «коммерческого подкупа» в терминологии Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. 204). Главное отличие – время и размер денежного вознаграждения. Денежное вознаграждение до оказания медицинской помощи и его размер более пяти минимальных окладов классифицируется как нарушение должностными лицами и сотрудниками медицинских учреждений своих служебных и трудовых обязанностей и может определяться как «взятка», «вымогательство», «коммерческий подкуп». Так, например, согласно статье 204 (п.3) УК РФ «незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебного положением - наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет»[47].

Денежное вознаграждение после оказания медицинской помощи в размере менее пяти минимальных окладов – правомерное вознаграждение. Современное российское законодательство очень тонко соединило моральную и правовую суть ситуации благодарения. Если вознаграждение, как безвозмездное дарение, было оговорено и обещано перед оказанием медицинской помощи, например, перед операцией, то после операции, оно теряет юридический статус «безвозмездного дарения» и моральный статус благодарности, становясь «мздой» за операцию, видом «коммерческого подкупа» и, следовательно, правонарушением.

Действие статьи 575 ГК РФ теряет юридическую силу после того, как пациент выписывается из медицинского учреждения, все законодательные ограничения снимаются, за исключением этических в том случае, если осуществляется осознанная попытка обойти моральные принципы и действующее законодательство.

8. Характер врача и пациента как критерий характерологического модуса взаимоотношения «врач-пациент».

При формировании отношений с пациентом врач должен учитывать и такую позицию, как свои собственные характерологические особенности, так и характерологические особенности пациента. Многие из черт характера врача и пациента могут быть просто несовместимы. Именно поэтому учет этих особенностей всегда необходимо иметь ввиду и уметь критически корректировать себя в соответствии с выявленными особенностями характера и нрава пациента. Какими бывают врачи? Возьмем за основу ответ на этот вопрос терапевта М. Гонтмахер. [48]

Слайд 20

1.Врач-просветитель: ведёт дол­гие разговоры с больными о возможностях медици­ны в лечении тех или иных заболе­ваний, о значении различных мето­дов исследования в про­филактике различных заболеваний, разъясняет диагностику.

2.Врач-разоблачитель: строг с больными, основываясь на фактах анамнеза, показывает больному,

что невнимание к собственному здоровью, злоупотребление спир­тными напитками, сладостями, ку­рение ведут к постепенному ухуд­шению его состояния.

3. Врач «Мед Сахарович»: постоянно сияет ласковой улыбкой, обнимает боль­ного за плечи, тихо сообщает ему на ухо, что уже назначил самую эф­фективную капельницу, массаж и промывание кишечника.

4. Любознательный врач: долго расспрашивает больного о его се­мье, истории и достопримечатель­ностях поселка, где тот живет, ин­тересуется судьбой общих знако­мых, если они обнаруживаются в процессе беседы, с видом мудре­ца дает тривиальные советы.

5. Врач-весельчак: имеет опреде­ленные артистические способнос­ти, эмоционален, любит импрови­зировать, может превратить общение с больным в непринужденную беседу двух понимающих и ценя­щих остроумие людей.

6. Врач-педант: с больными разго­варивает только стандартными фразами, напоминающими вопро­сы анкеты, малоэмоционален, до­бивается от пациента точных и од­нозначных ответов на поставлен­ные вопросы, для чего неоднократно возвращается к ним. Никаких важных решений без письменной санкции руководства не принимает, считает более важным «правильный» процесс лечения, чем его результат.

7. Врач-законник: постоянно сле­дит за количеством больных на ежедневном приеме, за соответствием ежемесяч­ной зарплаты отработанному вре­мени с учетом дежурств, не допуская превышения утвержденных норма­тивов.

8. Врач-правдолюбец: остро реаги­рует на все проявления несправед­ливости в коллективе, вступается за обиженных, организует коллек­тивные жалобы в вышестоящие ин­станции, общественные организа­ции, редакции газет и проверку ин­спекцией по труду.

9. Врач-ученый: старается более углубленно исследовать причины заболевания пациента, использо­вать новейшие, еще не вошедшие в стандарты методы лечения и ле­карственные препараты, на боль­шом обобщенном материале пока­зать неизвестные ранее особенно­сти патогенеза некоторых заболе­ваний. Больные таких врачей уважают, но избегают.

10. Врач из народа: чисто формально и достаточно вяло ведет

пропаганду здорового образа жизни среди своих пациентов, может конфиденциально сообщить больному что немножко покурить и выпить, в меру не так уж и вредно. Обычно косноязычен, любит курить и материться с больными во дворе больницы. На дежурстве не прочь выпить с доверенным пациентом в ординаторской дареного коньяка.

11. Врач-больной: любит рассказывать пациентам историю своего удачного или неудачного лечения теми или иными лекарственными препаратами, советовать больным опробованные на себе методы лечения.

12. Врач-циник: как правило, презирает пациентов, что часто демонстрирует в общении с коллегами, что периодически проявляется в грубом отношении к пациентам, в халатности. Как правило, не верит в эффективность лечения, разочарован в своей профессии.

Не только врачи, но и пациенты отличаются разнообразием своих характерологических особенностей. И уже со времен Гиппократа очевидно, что выявление врачом этих особенностей чрезвычайно важно для определения терапевтической стратегии врача. В контексте проблемы взаимоотношения «врач-пациент» обратим главным образом внимание не на общие характерологические особенности людей, а на формы отношения пациентов к своей болезни. Уже П.Г.Ганнушкин писал: «Истерик, психоастеник, сангвиник, маньяк – все они каждый по своему реагируют на одно и тоже заболевание: истерик будет маскировать свою истинную боль и поведет врача по совершенно ложным следам, психоастеник будет преувеличивать, а сангвиник преуменьшать, и даже отрицать свое заболевание. По отношению к каждому из них врач должен точно установить тот плюс, тку добавку, которая должна быть отнесена за счет психики больного; только тогда может быть намечена врачебная правильная линия поведения»[49].

Какие же существуют варианты отношения пациентов к своей болезни?

1. Пациент-педант. К этой категории пациентов, как правило, относятся прежде всего пожилые люди. Все интересующие их вопросы записаны, они добиваются получить на свои вопросы полные ответы, не считаясь со временем врача, условиями и обстоятельствами места и времени действия.

2. Правильный пациент адекватно воспринимает свое состояние, выдержан, сохраняет спокойствие, выполняет все предписания врача, стремится к деловому контакту с врачом.

3. Пациент-скептик. Он, как правило, не доверяет одному врачу. Будет искать консультаций, советоваться с другими врачами, менять врачей, требовать повторных обследований.

1. Пациент-эрудит. Объясняется с врачом готовыми диагнозами, медицинскими понятиями, постоянно читает медицинскую литературу, специальную и популярную, сомневается в профессионализме и компетентности врачей.

2. Пациент-оптимист. Это больной недооценивающий серьезности своего заболевания, не лечится, не выполняет предписаний, пренебрежительно относится к своему здоровью.

3. Пациент-пессимист напротив, необоснованно уверен в том, что у него тяжелейшее заболевание, он всегда переоценивает тяжесть своего состояния, боится заболеть, страшится болезни.

4. Пациент-прагматик ставит перед собой цель извлечь максимальную выгоду из своей болезни, будь то качество отношения к своей персоне со стороны медицинского персонала, внимание со стороны родственников, сочувствие со стороны сослуживцев, или прямую материальную выгоду -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: