Описаны также следующие синдромы.
Синдром Ксантиппы — чрезмерное, болезненное стремление к правильности и порядку, стерильной чистоте, выходящее за разумные пределы. Эта страсть становится единственной, поглощающей иные влечения, в том числе чувственные. Женщины с синдромом Ксантиппы отличаются отсутствием чувства юмора, подчеркнутым пуританством и эмоциональным уплощением. Синдром возникает во второй половине жизни у женщин с "трудным характером", не познавших настоящей любви и чувственных отношений, с сублимацией в ригоризм и праведность.
Синдром Кувады — сопереживание и глубокая имитация боли у мужа рожающей женщины, образный материнский ритуал у отца для принятия ребенка в семью и его признания. Подобная игровая символика до сих нор встречается у племен и народностей Африки, Азии, Океании, Индии и Южной Америки, еще не утративших непосредственное восприятие мира.
Синдром Леонтеса — патологическая недоверчивость, неверие в свое отцовство, связанное с завистью к тем чувствам, которые беременная жена испытывает к еще не рожденному ребенку. Синдром порождает конфликты, обвинения, судебные разбирательства, уклонение от родительских обязанностей,. Характерен для ревнивых людей и примитивных личностей, наблюдается также при некоторых психических заболеваниях в рамках бредовых переживаний.
Сексуальный комплекс — обозначение группы осознаваемых и неосознаваемых личностью переживаний, которые, окрашиваясь чаще всего отрицательными эмоциями, существенно влияют па сексуальное поведение, образ жизіга, влечения, мышление. Для переживаний характерны чувство неудовлетворенности, элементы страха, наказания, греха, которые, оформляясь в раннем возрасте в тот или иной комплекс, определяют структуру личности (склад характера, эмоциональную и волевую сферу, особенности межличностных отношений и т.д.) или трансформируются в болезненные симптомы и синдромы. Рассмотрим наиболее известные в психологии и сексологии комплексы.
Koмплекс Алисы в стране чудес — тип мьшления и поведения, характерный для женщин, у которых воображение преобладает над реальностью, образ над действительностью, восприятия подчинены желаниям, реальный партнер, возлюбленный заменяется воображаемым. При этом расщепление, диссоциация личности может достигать патологической степени. Аналог подобного состояния у мужчин — комплекс дон Кихота, также характеризующийся пребыванием в мире: грез, уходом или нежеланием жить в мире реальностей. И тог, и другой комплекс встречаются у личностей инфантильных, незрелых, по если такая инфантильность сочетается с аутическим типом мышления и поведения, то возможно наличие у личности психопатологии.
Kомплекс амазонки — негативное отношение к мужчинам и пренебрежение ко всем их достоинствам, кроме детородных. Этот комплекс по существу.представляет собой женский вариант нарциссизма. Согласно древнегреческим преданиям, женщины из племени красавиц-воительниц Меотиды в свободное от войн и набегов время приглашали мужчин соседних племен и вступали с ними в короткий брак для продления рода. Родившихся мальчиков они иместе с отцами отправляли па родину последних, а девочек воспитывали в своих традициях, готовя их для войны! Комплекс представляет собой своеобразный след эпохи матриархата.
Комплекс Гризельды — противоестественная чувственная привязанность отца к дочери, сосуществование у индивида отцовских и эротических чувств, создающее криминогенную ситуацию и возможность инцеста.
Комплекс детства — неосознаваемое стремление не выходить из детства как форма защиты от действительности и необходимости самостоятельного существования. Полная защищенность, безмятежность, мелкий диктат любимца; которому поклоняются, — такое положение характерно для невротической личности, которая не может и не хочет отказываться or подобных привилегий и в результате оказывается несостоятельной в личной и социальной жизни. При лидерстве матери контролируется даже интимная жизнь слабой, акцентуированной, не способной к адаптации личности, претерпевающей патохарактерологическое развитие.
Комплекс Дианы — заключается в "мании" целомудрия, культе непорочности. В основе комплекса лежат нарциссические тенденции, возможны также психопатологические проявления.
Комплекс жертвы, виктимизация — склонность винить других людей и внешние обстоятельства во всех своих неудачах, промахах и слабостях; в том числе и в сексуальных, либо убежденность личности и том, что ей фатально предназначено быть жертвой сексуального наступления.
Комплекс "западной культуры" — полностью или частично неосознаваемый комплекс, приобретаемый уже сформировавшейся личностью в условиях урбанизации. Заключается в механистическом
отношении к сексу, и котором чувственный компонент заменяется изощренной техникой полового акта, игнорированием эмоций, в неприятии самого понятия любви. Для лиц с этим комплексом характерны агрессивность, подавление и осмеяние индивидуальных различий в сексуальных отношениях, неприятие их традиционных форм и культ "сексуального модерна" (групповой секс и т.п.).
Комплекс Золушки — пассивное ожидание прихода "великой любви", которая принесет чувственные наслаждения и эмоциональную привязанность, в отличие ог серой, скучной реальности. Комплекс характерен для девушек с яркой фантазией, но нерешительных и робких.
Комплекс Иокасты — патологическая привязанность матери к сыну с сексуальным подтекстом. Характеризуется переходящей границы разумного заботой о сыне, уничижительной покорностью и преданностью ему. Как и комплекс Гризельды, может стать основой инцеста.
Комплекс Каина — неосознаваемые переживания обмана, предательства, измены, невротическая переоценка тяжести совершенного или даже несовершенного проступка, создающие стойкое чувство своей виновности, презрительного отношения окружающих. В сексуальных отношениях этот комплекс непреходящего раскаяния создает напряженность, замкнутость, подавленность.
Комплекс кастрации — подсознательный страх лишения пола, оскопления у мальчиков — как боязнь наказания отцом за половые притязания к матери, у девочек — как подсознательные переживания из-за отсутствия полового члена, лишающего их равенства с мальчиками.
Kомплекс Квазимодо — вариант комплекса неполноценности, проявляющийся в постоянной болезненной оценке своих физических недостатков, внешнего вида. В тяжелых случаях убежденность в собственной уродливости, безобразности ведет к изменениям поведения, самоизоляции, часто при ясном уме, доброте, готовности служить людям.
Комплекс Клитемнестры — подсознательный протест женщины против насилия, лишения се невинности и чести мужчиной, проявляющийся в подавлении эротической активности и неприязни к партнеру.
Комплекс Копюшка — крайнее проявление пассивной подчиняемости, психологической вялости, безынициативности женщины, покорности в отношениях с мужчинами, сопряженных с комплексом неполноценности и недостатком жизненной активности. При этом интеллектуальный уровень и волевая сфера личности остаются совершенно нормальными.
Оральный комплекс — сохранение желания сосательных движений у детей и подростков, рассматриваемое в психоанализе как сублимация психоэротического удовольствия от ласк материнской груди. Проявляется в сосании (часто тайном и неконтролируемом волей) уголка
воротничка рубашки, различных предметов, пальцев. В нормальной психологической среде постепенно прекращается.
Комплекс Ореста — сыновняя ненависть к матери за аморальное отношение к отцу, поклонение отцовскому праву на абсолютное владение матерью (сын греческого царя Агамемнона Орест, согласно мифу, казнил мать за измену отцу и его убийство).
Комплекс Афины Паллады — отождествление женской психики с мужской, с мужским стилем мышления и поведения. Возникает в результате чрезмерной идентификации дочери с отцом.
Комплект Титании — тягостное переживание несоответствия между образом и реальностью, вши икающее у женщины с завышенным уровнем притязаний. Связанная с этим неудовлетворенность взаимоотношениями с мужчиной вызывает у женщины несправедливое, оскорбительное отношение к нему. Характеризуется обращением к сексуальным фантазиям, бегством от действительности, размышлениями и воспоминаниями о возможной совместной жизни с другими, более достойными людьми. В основе комплекса лежит инфантилизм, неосознаваемое чувство неполноценности (как защита or собственных, реальных или мнимых недостатков).
Комплекс Эдипа — основан на древнегреческом мифе о том, как будущий царь Эдип, возвратись после долгих странствий па родину, убил своего отца и, завладев, не зная этого, своей матерью Иокастой, женился на ней. Согласно теории психоанализа, эдипов комплекс — протест ребенка против полного владения отца матерью, проявляющийся ревностью, завистью, чувством соперничества но отношению к отцу. Оставаясь неосознанным и включаясь в цензуру и запреты подсознания может стать причиной невротических и сексуальных расстройств в будущем.
Комплекс Электры — женский вариант эдипова комплекса, символизирующий мстительное чувство к.матери за преданную любовь к отцу (переплетение историй Агамемнона и Эдипа). По существу комплекс представляет собой перенос; любви на отца при негативном отношении к матери.
Комплекс малого члена - убежденность в недоразвитии своего полового органа как одно из проявлений комплекса неполноценности. Развивается в результате фиксации в сознании ребенка сравнения своего полового члена с половыми органами мужчин, в частности отца. Проигрывая в этом, так же как и в психологическом "владении" матерью, на которое он претендует, ребенок фиксируется па своей половой несостоятельности. Комплекс малого члена становится невротизирующим фактором, обусловливая, особенно в период становления сексуальности, стойкие искаженные реакции и уверенность в своей сексуальной неполноценности. Последняя, формируя сексуальное поведение личности, может в конечном счете приводить к возникновению сексуальной дисфункции.
Комплекс Медеи— комплекс ревности и мести. Назнач но имени дочери колхидского царя волшебницы и красавицы Медеи: Влюбившись в Ясона -предводителя аргонавтов, она помогла ему добыть золотое руно и последовала за ним в Грецию. Когда же неверный Ясон собрался жениться на Другой, она отравила соперницу, убила двух своих детей от Ясона и скрылась па колеснице своего деда — бога Солнца Гелиоса.
Комплекс Медузы — сочетание у женщины жестокости и силы воли с отсутствием красоты. За этими качествами обычно кроется одиночество и глубочайшая несчастливость.
Комплекс неполноценности — формирующееся с детства подсознательное представление о своих реальных и мнимых дефектах тела и психических возможностях. Один из наиболее частых и стойких психологических комплексов, определяющих структуру личности. Чувство неполноценности, убежденность в низком уровне своих возможностей, способностей, в отталкивающих внешних данных и т.д. определяют невротический склад личности. В некоторых случаях постоянное стремление к жизненным успехам (славе, богатству, продвижению но социальной лестнице, сексуальным "победам") является следствием именно комплекса неполноценности, приводящего к постоянной неудовлетворенности.
Комплекс одиночества — стойкое чувство безвозвратной утраты радости, счастья продления жизни и возможного материнства. Возникает обычно у женщин, в молодые и зрелые годы не желавших иметь детей из эгоизма и из боязни потерять любовь мужа, однако предпосылки развития комплекса закладываются еще в детстве в результате воспитания, отсутствия братьев и сестер, формирования нарциссического характера. Появляется в период, когда кончается молодость и происходит переоценка ценностей, возникает потребность материнства, но этой возможности уже нет. Комплекс; характеризуется иевротическими расстройствами, постоянной фиксацией на бесцельности и безотрадности существования, депрессией.
Онанистический комплекс — чувство страха и вины, возникающее в детском возрасте и обусловленное ожиданием наказания со стороны отца за сексуальные притязания к матери. Неосознанный характер переживаний, с одной стороны, и порицание (реальное или вымышленное) онанизма — с другой, ведут к невротизации ребенка, подростка, он постоянно переживает чувство греха, виновности, от которого не может освободиться. Сознание одиозности своего поведения не уменьшает влечения, а делает внутриличностный конфликт глубже и серьезнее.
Сексуальные мифы — это рожденные человеческим опытом и литературными образами истории, в которых воплощаются определенные эротические тенденции в человеческих отношениях и психологии иолов. Рассмотрим некоторые из этих мифов.
Миф о Мадонне и Блуднице — перенос извечного поклонения Богоматери на всех женщин. У многих мужчин при этом сохраняется многоплановость поклонения женскому полу, уживаются и сосуществуют, например, нежные чувства к любимой и верной жене, матери своих детей, и к другой — не менее любимой подруге, желанной в качестве сексуального партнера, предмета любовных игр. Такое двойственное отношение к женщинам можно отметить в психологии мужчин всех стран и континентов. Женщины тоже часто носят в душе, кроме образа дорогого их сердцу безупречного Рыцаря, образ Распутника, который мог бы опьянить их и заставить забыть обо всем на свете.
Миф о Пандоре — перенесенный из древнегреческой мифологии образ женщины, которая, но воле Зевса, обладала всеми возможными прелестями и пороками: Гефест дал ей образ богини и прекрасный голос, Афродита наградила нежностью и красотой, Гермес наделил хитростью и изворотливостью ума, а также лживостью и коварством, Афина привила вкус и умение одеваться. Эта модель оказалась 'действующей уже тысячелетия. Открыв знаменитый ящик, Пандора, как известно, выпустила па волю все бедствия и несчастья человечества, которые с тех нор мужчины связывают с; женщинами.
Миф о роковой женщине" — легенда о женщине-губительнице. Существует в нескольких вариантах, в которых мужчина всегда оказывается жертвой. Причиной этого может быть утрата интереса к мужчине после рождения ребенка, па которого женщина переносит всю свою любовь, либо смена привязанностей и партнеров с перечеркиванием всех их достоинств и притязаний. Прообраз "роковой женщины" — богиня Хая, которая после интимного контакта съедала своих мужчин.
Миф об "эротическом рае" — создан гедонистами и последователями Эпикура как проявление мечты о неисчерпаемых сексуальных наслаждениях, которые ждут мужчин после переселения в лучший мир, что не мешает их поискам такого "рая" на Земле.
Сексуальные комплексы, так же как и сексуальные мифы, могут влиять па сексуальное поведение человека, как правило, снижая сексуальную функцию, т.е. могут стать причиной нарушения сексуального здоровья. О частоте их пет статистических данных, но клинический опыт говорит о том, что один из них встречаются более часто, например, онанофобия, миф о роковой женщине, другие весьма редки, например, комплекс Иокасты.