К этим документам относится «Сопроводительный лист (для пораженного в ЧС», заполняемый на каждого пораженного (больного), поступающего в медицинское формирование и учреждение, где не предусмотрено ведение истории болезни.
Сопроводительный лист имеет более упрощенное (в сравнении с картой, имеющейся на оснащении медицинской службы Вооруженных сил и Гражданской обороны) содержание, отражающее особенности медико-тактической обстановки при различных видах ЧС и организации работы медицинских формирований и учреждений службы. Он имеет корешок и отрывную часть с идентичным содержанием. Отрывная часть карты направляется с эвакуируемым пораженным (больным), а корешок остается по месту заполнения листа, являясь в последующем не только учетным, но и отчетным документом. Отрывная часть листа является основанием либо для госпитализации пораженного (больного) на последующем этапе, либо для направления на амбулаторное лечение и вклеивается соответственно в историю болезни или в амбулаторную карту.
|
|
Таким образом, сопроводительный лист является документом не только медицинским, но и юридическим, свидетельствующим о факте получения поражения в данной ЧС.
Крайне необходимая информация для оценки сложившейся обстановки в ЧС содержится в «Извещении о чрезвычайной ситуации» (первичном, последующем, заключительном)».
Первичное извещение представляется соответствующим должностным лицом ВСМК непосредственно из зоны катастрофы с указанием своей должности, фамилии, имени, отчества и времени, в которое оно составлено.
Первичное извещение должно поступать сразу же после возникновения ЧС. В нем дается краткая характеристика ЧС по времени и месту возникновения, количеству пораженных (больных) и погибших, эвакуированных (в том числе детей); сообщаются сведения о прибывших и работающих медицинских формированиях (их состав и количество), а также о потребности в дополнительных силах и средствах.
Последующие извещения представляются по состоянию на 8 ч 00 мин и 20 ч 00 мин ежесуточно медицинскими формированиями, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Информация, содержащаяся в донесении, позволяет определить ведомственную принадлежность формирования; оценить оперативность действий формирования по прибытии в район ЧС; установить место работы формирования и объем выполненных им мероприятий по оказанию медицинской помощи пораженным (больным), в том числе детям; иметь данные о числе умерших, эвакуированных и нуждающихся в эвакуации. Указанные два вида донесения позволяют при их систематизации отработать отчетную документацию.
|
|
В органах управления ВСМК на основании поступающих донесений заполняется и ведется по общепринятой форме «Журнал оперативного дежурного центра медицины катастроф».
К отчетным годовым формам ВСМК относятся «Сведения о деятельности учреждений здравоохранения (медицинского формирования), принимавшего участие в ликвидации ЧС» (форма № 55) и «Сведения о сети и кадрах службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации» (форма № 56).
В первой форме раскрывается деятельность органов управления (центров медицины катастроф), учреждений здравоохранения и медицинских формирований, принимавших участие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. В ней содержится следующая информация: количество центров и медицинских формирований с указанием их профиля; количество медицинских кадров (врачей, среднего медицинского персонала) с указанием их специальности, младшего медицинского и обслуживающего технического персонала; характеристика использования коечного фонда с указанием лечебно-профилактических учреждений и профиля коек, на которые госпитализировались пораженные (больные) при ликвидации ЧС. Имеются сведения и об использованных транспортных средствах ВСМК при ликвидации ЧС с указанием вида транспорта (санитарный, легковой, грузовой, вертолеты, самолеты и др.), его количества и принадлежности (собственные, приписанные по плану, дополнительно привлеченные).
Во второй форме отражается информация о сети и кадрах учреждений здравоохранения службы медицины катастроф Минздрава России; числе центров медицины катастроф и медицинских формирований с указанием их профиля, штатной принадлежности, базы создания; количестве медицинских кадров (врачей, среднего медицинского персонала) с указанием организационно-штатной структуры; квалификационной характеристике медицинских кадров учреждений и формирований; повышении квалификации специалистов службы медицины катастроф.
При составлении отчетов по форме № 55, 56 руководствуются требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 03.02.2005 г. № 112 «О статистических формах службы медицины катастроф Минздравсоцразвития России».
В соответствии с Табелем срочных донесений Службы медицины катастроф ежеквартально до 15 числа следующего за отчетным периодом месяца, представляются с нарастающим итогом в штаб ВСМК отчеты по формам 1/МК и 2/МК.
Отчеты по форме З/МК и 4;/МК, по полугодиям, представляются до 15 числа следующего за отчетным периодом месяца. Отчет по форме 5/МК ежегодно представляется до 15 числа следующего за отчетным периодом месяца. Пояснительную записку к годовому отчету СМК субъекта Российской Федерации (форма 6/МК) подают до 15 марта.
Руководителям органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации, в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 30.09.2005 г. № 610, ежегодно представляются в ФГУ «ВЦМК «Защита» Минздравсоцразвития России» доклады о состоянии медицинских сил гражданской обороны здравоохранения субъектов РФ до 20 декабря отчетного года.
Отчеты о выполнении «Организационно-методических указаний по подготовке службы медицины катастроф в области защиты жизни и здоровья населения при ЧС на 2011-2013 гг.» и Плана основных мероприятий ТЦМК представляются в штаб ВСМК по полугодиям до 20 июля и 20 февраля. При этом, с отчетом представляются сведения за полугодие и год о прошедших изменениях в организации оказания медицинской помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий на федеральных автомобильных дорогах в зонах ответственности ЛПУ, протяженности зоны ответственности, изменениях в кадровом укомплектовании и материально-техническом оснащении ЛПУ и станций (отделений) скорой медицинской помощи, об имеющихся проблемах в организации оказания медицинской помощи.
|
|
Ведение учетно-отчетной документации ВСМК имеет большое значение для обобщения опыта работы службы, проведения анализа допущенных ошибок, а также для совершенствования управления и разработки вопросов организации и тактики использования сил и средств службы медицины катастроф в ЧС.
Контрольные вопросы к зачетному занятию
1. Сущность Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
2. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций.
3. Поражающие факторы источников ЧС.
4. Задачи, принципы построения и функции ЕГСП и ЛЧС.
5. Состав сил и средств ЕГСП и ЛЧС.
6. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.
7. Определение и задачи службы медицины катастроф.
8. Органы управления службы медицины катастроф.
9. Формирования и учреждения службы медицины катастроф Минздравсоцразвития России и других ведомств.
10. Режимы функционирования службы медицины катастроф.
11. Сущность системы лечебно-эвакуационного обеспечения населения в ЧС.
12. Принципы системы лечебно-эвакуационного обеспечения населения в ЧС.
13. Основы организации лечебно-эвакуационного обеспечения.
14. Организация работы этапов медицинской эвакуации при ликвидации медицинских последствий ЧС.
15. Медицинская сортировка пораженных в ЧС.
16. Медицинская эвакуация пораженных в ЧС.
17. Особенности организации оказания медицинской помощи детям в ЧС.
18. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования лечебно-профилактических учреждений в ЧС.
19. Мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий ЧС в ЛПУ.
20. Организация работы лечебно-профилактических учреждений в ЧС.
21. Эвакуация лечебно-профилактических учреждений.
22. Классификация аварийно-опасных химических веществ.
23. Характеристика основных АОХВ.
24. Медико-тактическая характеристика очагов химических аварий.
25. Основные мероприятий по организации медицинской помощи пострадавшим в химическом очаге.
|
|
26. Медико-тактическая характеристика радиационных аварий.
27. Организация оказания медицинской помощи при ликвидации последствий радиационных аварий.
28. Медико-тактическая характеристика транспортных и дорожно-транспортных ЧС.
29. Организация оказания медицинской помощи при ЧС на транспортных и дорожно-транспортных объектах.
30. Медико-тактическая характеристика ЧС в очагах при взрывах и пожарах и организация при этом оказания медицинской помощи.
31. Классификация ЧС природного характера.
32. Медико-тактическая характеристика очагов поражения при землетрясениях.
33. Организация медицинского обеспечения населения при ликвидации последствий землетрясений.
34. Медико-тактическая характеристика районов наводнений.
35. Организация медицинского обеспечения населения при ликвидации последствий наводнений.
36. Медико-тактическая характеристика и организация оказания медико-санитарной помощи при метеорологических ЧС.
37. Виды вооруженных конфликтов.
38. Условия и основные факторы ЧС военного времени.
39. Организация медицинского обеспечения населения в локальных вооруженных конфликтах.
40. Права и обязанности медицинского персонала в вооруженных конфликтах.
41. Особенности медико-санитарного обеспечения населения при террористических актах.
42. Принципы и задачи санитарно-противоэпидемического обеспечения в ЧС.
43. Организация и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий в ЧС.
44. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов массовых инфекционных заболеваний.
45. Противоэпидемические мероприятия при работе больницы в чрезвычайных эпидемических ситуациях.
46. Перепрофилирование учреждений здравоохранения для массового приема инфекционных больных.
47. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в очагах землетрясений.
48. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах наводнения или катастрофического затопления.
49. Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в очагах техногенных аварий.
50. Система управления Всероссийской службой медицины катастроф.
51. Основы планирования медико-санитарного обеспечения населения в ЧС.
52. Учет и отчетность в системе Всероссийской службы медицины катастроф.
Литература
Основная:
1. Левчук И.П., Третьяков Н.В. Медицина катастроф. Курс лекций: (учебное пособие для медицинских вузов). – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 240 с.
2. Сидоров П.И., Мосягин И.Г., Сарычев А.С. Медицина катастроф: учебное пособие для студентов учреждений высш. мед.проф. образования. – М.: издательский центр «Академия», 2010. – 320 с.
3. Сахно И.И., Сахно В.И. Медицина катастроф (организационные вопросы). – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.-560с.
4. Основы организации лечебно-эвакуационного обеспечения при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС: Пособие для врачей. – М.: ВЦМК «Защита», 2001. – 43 с.
5. Удовенко В.В., Тумасов И.А., Дмитрук В.Н. Общие вопросы медицины катастроф. – Самара, 2003. – 223 с.
Дополнительная:
1. Соков Л.П., Соков С.Л. Курс медицины катастроф. – М.: Изд-во РУДН, 1999. – 328 с.
2. Медицина катастроф: учебное пособие/ под ред. В.М. Рябочкина, Г.И. Назаренко. – М.: ЦНИ Лтд,1996. – 261 с.
3. Избранные лекции по медицине катастроф: учебное пособие/ под ред. С.В. Трифонова – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2001. – 301 с.
4. Белков А.Н., Мешков В.В., Жуков В.А. с соавт. Медицинская сортировка пораженных в чрезвычайных ситуациях. – М.: Медикас,1991. – 62с.
5. Лобанов А.И. Характеристика медицинских сил, привлекаемых к ликвидации последствий ЧС. Учебное пособие. АГЗ МЧС России – Новогорск, 1996. – 54 с.
6. Лобанов А.И. Служба медицины катастроф в военное время / Гражданская защита, 1998, № 4, с. 77-79.
7. Организация экстренной медицинской помощи населению при стихийных бедствиях в чрезвычайных ситуациях / под ред. В.В. Мешкова/, М.: Медикас, 1991. – 194 с.