Лечение

1). Кацман М. М. Электрические машины. М., 1990.

2). Брускин Д. Э., Зорохович А. Е., Хвостов В. С. Электрические машины. М., 1987.

3). Винокуров В. А., Попов Д. А. Электрические машины железнодорожного транспорта. М., 1986.

Рассмотрев, вопросы об особенностях КП, его предмете, можно сформулировать определение КП. Конституционное Право – это самая важная отрасль права, регулирующая наиболее значимые отношения во всех сферах общества.

3. Место КП среди других отраслей права.

КП играет особую роль в системе права. Т.к., как мы уже знаем, это самая важная отрасль права. Ведущее значение КП конкретно выражается в следующих направлениях его воздействия на другие отрасли права.

1) КП определяет основы содержания всех без исключения отраслей права. Это становится возможным благодаря регулированием КП тех общ. отношений, которые входят в предмет и других отраслей права, но КП при этом регулирует только основы отношений, а в остальном своем объеме данные отношения регулируются другими отраслями права. Отношения в КП такие же, как и в других. Оно затрагивает лишь верх этих отношений.

Экономические отношения
Предмет КП

Собственность работник финансовые отн. жилищные отн.

Таким образом, предмет КП ничем не отличается от предмета др. отраслей по сферам общества и сама сфера общества, но отличается по степени важности отношений.

2) КП определяет юридическую силу, порядок принятия правовых актов, являющихся источником всех других отраслей права. Если речь в 1 случае шла о содержательном влияние КП на другие отрасли, то в этом случае мы имеем дело с более формальным аспектом. Например, КП определяет виды законов, актов президента, порядок их подготовки и принятие, включая законодательный процесс этих и всех других правовых актов. Законы же, акты президента, другие правовые акты выступают источниками не только КП, но и всех иных отраслей. Так УК – источник отрасли УП, но вопросы от том, кто может принять этот акт, какова его юридическая сила, решаются только конституционным актом.

Не следует думать, что КП не испытывает обратного влияния других отраслей. КП зависит от иных отраслей права в последующих направлениях:

a) Иные отрасли права устанавливают юридическую ответственность за нарушение большинства конституционных норм

b) Ряд норм КП, чтобы быть реализованными, нуждаются в принятии норм других отраслей. Например, в ст.60 Конституции есть такая норма «Каждый граждан в соответствии с законом взыскать не только имущественный вред, но и материальное возмещение морального вреда». Закон, к которому в данном случае отсылает норма Конституции, принадлежит отрасли не КП, а ГП. И этот закон должен определить конкретные случаи, когда человек вправе требовать компенсацию морального вреда.

Место КП среди других отраслей связано с вопросом названия нашей отрасли. Как мы отмечали, советская отрасль называлось советское гос. право, такое название было обусловлено тем, что обязательным участником отношений, регулируемых отраслью выступает государство, но в начале 90-х государственное право заменено на «конституционное право». Второе название производно от обозначения главного источника нашей отрасли Конституции. Надо сказать, что замена названия произошла не столько по научным, сколько по политико-идеологическим причинам. С распадом СССР стала утверждаться ценность личности, а гос. право умаляет роль человека, чрезмерно превознося значение государства. Оба термина с позиции науки имеют и плюсы, и минусы. Недостаток термина «гос. право» в том, что он не позволяет отличить нашу отрасль от других отраслей публичного права. Термин «КП» указывает только на Конституцию, но она лишь один из большого числа источника нашей отрасли.

4. Конституционно-правовые нормы.

Отрасль КП состоит из норм, т.е. правил поведения. В КП тысячи, десятки тысяч норм. Конституционно-правовые нормы обладают как общими чертами, объединяющими их с нормами других отраслей права, так и особенными чертами, которые показывают отличие данных норм от норм иных отраслей. Но даже общие конституционно-правовые нормы могут иметь специфическое проявление.

Общие черты конституционно-правовых норм:

1) КПН распространяются на индивидуально-неопределенный круг лиц и применяются многократно. Это черта отличает КПН от индивидуально-правовых предписаний. Рассматриваемая черта состоит из 2-х аспектов:

А) распространяются на индивидуально-неопределенный круг лиц. Это значит, что КПН не могут быть адресованы лично человеку. Если она адресована единичной организации, органу (например, Совет министров, Национальному собранию), то данное положение может быть конституционно-правовой нормой.

Б) КПН имеет неоднократное применение. Реализуются многократно. Это значит, что КПН распространяется не на единичный случай (ситуацию), а на любые случаи, относящиеся к предмету регулирования норм. Если правовое положение адресовано индивидуально-неопределенному кругу лиц, но применяется однократно, то данное положение не является правовой нормой.

Таким образом, для признания того или иного положения конституционно-правовой нормой, данное положение должно одновременно иметь 2 выделенных аспекта. Например, указ президента о назначении выборов в местные советы депутатов распространяется на индивидуально-неопределенный круг лиц, но применяется однократно: при проведении конкретно (одной избирательно кампании), поэтому данный указ состоит не из норм, а индивидуально-правовых предписаний.

Нормы права образуются содержание НПА, а индивидуально-правовые предписания – содержание индивидуально-правовых актов. Все правовые положения делятся на нормы права и индивидуально-правовые предписания. Умение различать нормы от инд.-прав. предписаний и соответственно НПА от инд.-прав. актов является фундаментом юридического мышления и имеет большое значение в профессиональной деятельности юриста.

2) Обязательность. Данная черта предполагает, что КПН должны соблюдаться всеми на кого они распространяются, а за нарушение этих норм наступает юридическая ответственность. Нарушение КПН влечет следующие виды юридической ответственности:

А) уголовная ответственность. Например, за нарушение конституционной нормы о праве человека на жизнь должно быть назначено наказание, которое и служит проявлением уголовной ответственности. Такая ответственность наступает также за нарушение КП на неприкосновенность жилища, за умышленное искажение результатов выборов и др.

Б) административная ответственность. Она является результатом менее серьезных нарушений КПН. За агитацию в день голосования наступает административная ответственность, поскольку такая агитация запрещена КПН.

В) дисциплинарная ответственность. Данный вид в отличие от 2-х предыдущих имеет внутренний характер. Т.е. применяется в рамках той или иной организации. Иллюстрацией нарушения КПН, которое может повлечь дисциплинарную ответственность, нарушение установленного срока ответа должностным лицом гос. органа на обращение индивида. Дело в том, что право человека направлять обращение в госорганы и их обязанность дать ответ в установленный срок содержаться в КП.

Г) конституционно-правовая ответственность. Особенность ее в том, что конституционно-правовая ответственность предусматривается нормами самой отрасли КП. Остальные же виды юридической ответственности закрепляются другими отраслями права: уголовным правом, административным правом, трудовым правом. Примерами конституционно-правовой ответственности являются роспуск палат парламента по решению президента за систематическое или грубое нарушение конституции; смещение президента с должности по решению палат парламента в случае, установленном конституцией (ст.88); приостановление деятельности или ликвидация политической партии или другого общественного объединения по решению Верховного суда; лишение человека гос. награды по решению президента. Из приведенных примеров видно, что привлекать к конституционно-правовой ответственности может не только суд, но и другие госорганы. Субъектами этого вида ответственности (т.е. по отношению к кому она применяется) бывают как гос. органы, так и общ. объединения, индивид.

Из написанного нами следует, что любая КПН влечет ответственность, за нарушение этих норм может наступать разная ответственность.

Особенными чертами, т.е. отличительными чертами КПН являются:

1) Обобщенный характер. В КП довольно много таких правовых норм, которые являются обобщенными, т.е. распространяют свое действие на очень большое число субъектов, на многие, даже все сферы жизни. Она ярко отражается в конституционно-правовых нормах-принципах. Для иллюстрации можно привести принцип разделения властей, принцип верховенства права, принцип равенства всех людей. В тоже время данную черту КПН не надо преувеличивать, в КП немало норм весьма в конкретном содержании. Например, Палата представителей состоит из 110 депутатов, членом совета республики может быть гражданин РБ не моложе 30 лет, проживший на территории соответствующей территории не менее 10 лет.

2) В КП немало норм-целей, норм-задач. Эта черта связана с предыдущей и означает, что КПН иногда закрепляют не конкретные права и обязанности субъектов, а ориентиры, установки для деятельности государства, которых оно должно достичь в будущем. Например, Конституция содержит 3 нормы-цели: а) высшей целью государства является обеспечение прав и свобод человека (ст. 2, 21); б) сделать территорию Беларуси безъядерной зоной (ст. 18); в) сделать Беларусь нейтральным государством (ст. 18). Нейтральное государство – государство, которое не имеет право в случае вооруженного конфликта между третьими странами не должно становиться на сторону ни одного из этих противоборствующих государств. Нейтральное государство не имеет права быть членом международных организаций военной направленности, не должно размещать на своей территории военный базы других государств. Шагов в направлении нейтралитета не предпринимается. Нейтральному государству не запрещено иметь собственные вооруженные силы, поэтому нейтральное государство не надо отождествлять пацифистским государством.

Большое число норм-задач содержится в законе «Об утверждении Основных направлениях внутренней и внешней политики РБ». Нормы-задачи отличаются от норм-целей закреплением несколько менее важных установок, имеющих довольно конкретный характер.

5. Система КП.

Система КП - это совокупность частей (элементов) КП и их взаимосвязь, упорядоченность (структура). Видно, что система КП, как и система другого объекта в действительности имеет 2 аспекта:

1) Элементы.

2) Структура.

Элементами (частями) КП выступают конституционно-правовые институты (институт КП) – представляет группу конституционно-правовых норм, регулирующих схожие общественные отношения. В КП есть следующие институты:

1. основы конституционного строя

2. правовой статус личности

3. административно-территориальное устройство

4. избирательное право

5. институт госорганов

6. местное управление и самоуправление

Структура – последовательность элементов.

Основы конституционного строя

Прав.статус личн. адм.-тер.устр. изб.право госорганы мест. упр. и самоуправление

6. Источники КП

Источники КП - это официальные документы, в котором содержатся КПН. Из определения усматривается связь источников с нормами. Именно нормы образую содержание источников. Однако, отождествлять источники и нормы не следует. Хотя нормы выступают основной составляющей источника. В источнике имеются и другие аспекты, реквизиты: названия источников (документов в целом), названия и порядковые номера его статей, подпись руководителя госоргана, принявшего источник, может иметься преамбула (вступительная часть), не содержащая норм. Кроме того, в одном источнике КП обычно содержатся десятки, сотни КПН.

В КП 2 вида источников:

1. НПА

2. Международные договоры

Эти 2 вида отличаются между собой по порядку принятия и юридической силе.

НПА – это официальный документ, содержащий КПН и принятый госорганом или народом на референдуме.

Международный договор представляет собой официальный документ, содержащий КПН и принятый путем соглашения между несколькими государствами, международными организациями, госорганами различных стран.

Таким образом, НПА принимается в одностороннем порядке, т.е. одним субъектом, а международный договор есть соглашение нескольких равноправных субъектов: двух или более государств; государства и международной организации, нескольких международных организаций, государственных органов разных стран.

Для вступления международного договора в силу, т.е., чтобы стать источником права необходимы 2 основные стадии:

1) Подписание международного договора уполномоченными должностными лицами. Международные договоры Беларуси могут подписываться Президентом или другим должностным лицом, уполномоченным на это Президентом: Премьер-министр, министр и др. но эта стадия присуща и НПА, тут более узкий круг лиц.

2) Утверждение международного договора. Международный договор не вступит в силу, не смотря на факт подписания, пока он не утвержден НПА. Наиболее важные международные договоры Беларуси утверждаются законами Парламента, что называется ратификацией международных договоров. Менее значимые договоры Беларуси могут утверждаться (это не называется ратификацией) указами президента, постановлениями правительства и др.

Как мы отмечали, различаются НПА и международные договоры по юридической силе. Международные договоры обладаю более высокой юридической силой по сравнению со многими НПА, однако высшей юридической силой наделен все же такой НПА, как Конституция.

В зависимости от своей юридической силы источники КП, а именно их конкретные разновидности, могут быть распределены следующим образом:

1. Конституция

2. Решения республиканских референдумов – это правовые акты, принимаемые всем населением страны путем голосования, которое называется референдумом. Решения республиканских референдумов могут обладать равной юридической силой с Конституцией, если вносят в нее изменения и дополнения.

3. Ратифицированные Беларусью международные договоры. Они в отличие от НПА не имеют исчерпывающего перечня разновидностей. Как бы не назывался международный договор, он будет признан таковым, если обладает чертами, указанными нами в определении. На практике указываются самые разные обозначения международных договоров: договор, декларация, конвенция, пакт, соглашение, меморандум, хартия и др.

4. Законы. Они принимаются Парламентом. Законы являют собой ключевой источник КП, т.к. наделены высокой юридической силой и широко регулируют общественные отношения. На этом же иерархическом уровне стоят декреты Президента. А также его подконституционные указы.

5. Подзаконные указы президента. Мы видим, что президент уполномочен издавать указы 2-х видов, которые отличаются между собой по юридической силе.

6. Постановления палат Парламента; постановления Правительства.

7. Постановления и приказы республиканских органов гос. управления: министерства и др.

8. Решения местных референдумов – это акты, которые принимаются населением, но не всей страны, а определенной административно-территориальной единицей. Имеет одну особенность: это единственный источник КП, который только в теории. На практике такого нет.

9. Решения местных Советов депутатов. В рамках этой разновидности источников выделяются подвиды решений местных советов депутатов в зависимости от территориального уровня. Так, решения областных советов депутатов обладают большей юридической силой, чем решения районных, городских советов депутатов.

10. Решения местных исполнительных и распорядительных органов: исполнительные комитеты и местные администрации. Как и решения местных советов депутатов, данные акты различаются в зависимости от территориального уровня местных исполнительных и распорядительных органов.

Чем меньшей силой обладает источник, тем большее количество таких источников есть.

Наряду с источниками КП и в науке, и в законодательстве, и на практике используется еще одно схожее понятие, если источники КП объединяют НПА и международные договоры, то понятия «конституционное законодательство» включает только НПА (содержащие нормы КП). Международные же договоры не охватываются понятием конституционного законодательства. Конституционно законодательство – совокупность всех НПА (содержащих нормы КП), актом же законодательства называется один НПА.

!Конституционное законодательство (т.е. все НПА) + международные договоры = источники права.

7. Наука и учебная дисциплина КП

«КП» - это название не только отрасли, но и науки, а также учебной дисциплины. Конституционно-правовая наука – совокупность знаний о сущностных чертах отрасли КП, которые (знания) добываются ученым с помощью специальных методов. Если отрасль КП – это совокупность норм, закрепленных в источниках, то наука КП – это совокупность знаний.

Предметом науки КП выступают не просто нормы, источники, а их сущностные черты. Сущность есть главная определяющая черта того или иного объекта. Но данная черта никогда не лежит на поверхности, имеет внутренний скрытый характер. Как следствие, ученые вынуждены прибегать к специальным научным приемам (методам), чтобы раскрыть сущностные черты.

Основополагающей ценностью конституционно-правовой науки, как и науки вообще, является истина. Это знание, которое верно отражает черты изучаемого объекта. Истине противоположно заблуждение.

Как отрасль КП имеет источники, так и конституционно-правовая наука обладает ими. Но источники отрасли и науки принципиально отличаются. Если источники отрасли представляют собой официальные документы (включающие юридические нормы), то источники конституционно-правовой науки – это литературные произведения (содержащие знания). К источникам конституционно-правовой науки относятся монографии – это книги, посвященные одной (моно) теме, диссертации – это научные работы, за которые присуждается научная степень кандидата юридических наук или более высокая степень доктора юридических наук, материалы и тезисы в сборниках научных конференций.

В БГУ выпускаются 2 источника правовой науки на регулярной основе: журнал «Вестник БГУ» и сборник научных трудов «Право и демократия» (в нем публикуются научные статьи).

Ученые, которые добывают конституционно-правовые знания, объединяются в научные организации: вузовские организации (вузовская наука, например, юрфак), отраслевые организации (отраслевая наука). Речь идет об организации, которая в отличие от вузов не осуществляют образовательную функцию, они находятся в подчинении у госорганов и проводят научные исследования обычно в рамках одной юридической науки или их небольшого числа. Т.е. работают и одной или небольшом числе научных отраслей, например, Национальный центр законодательства и правовых исследований, который подчиняется президенту и его администрации.

Учебная дисциплина КП понятие близкое к науке. Учебная дисциплина, как и наука, это знания, в частности, совокупность знаний об отрасли КП, которые передаются студентам в процессе обучения. Наука и учебная дисциплина являют собой понятия, которые частично пересекаются. Значительный объем учебной дисциплины и составляет научное знание. Надо отметить, что наука по своему объему во много раз превышает учебную дисциплину. И только малая часть конституционно-правовых научных знаний включается в учебную дисциплину для обучения студентов.

Однако, в учебную дисциплину входят определенные и не научные знания, их можно назвать информационными знаниями. Это знания об отрасли КП, которые отражают не сущностные, а более внешние черты КП. Эти знания очевидны, они не требуют применения специальных методов.

Например, 1) «КП - это публичная отрасль права». Данное положение является научным знанием, оно не очевидно, поэтому требует научных усилий. В силу своего базового значения, это научное знание включается в учебную дисциплину. 2) «в палате представителей 110 депутатов» - это не научное, а информационное знание. Оно тоже включается в учебную дисциплину. Но не требует научных усилий для получения, т.к. прямо записано в Конституции.

Тема 2: Конституция – основной закон Беларуси

1. Предпосылки принятия первой Конституции. Сущность Конституции

Конституция менее широкое понятие, чем КП. Конституция является лишь одним из большого числа источников КП. Слово «конституция» латинского происхождения, обозначающее «устанавливать, учреждать». Конституцией называли некоторые правовые акты императоров Древнего Рима. Конституции древнеримских императоров ничем, по сути, не отличались от других видов актов императоров Древнего Рима.

Конституция в современном понимании появляется в период разложения феодализма и формирования капиталистического строя. Надо отметить, что в условиях феодальных отношений господствующее положение в обществе занимал класс земельных собственников – феодалы. Феодалы обладали двумя главными правами, которые и обеспечивали их привилегированное положение. Первое – право собственности, а именно право на земельную собственность, второе – право участвовать в управлении государства, т.е. занимать должность в государстве. С течением времени они начинают заниматься предпринимательской деятельностью, в результате появляется буржуазия. Предприниматели в отличие от феодалов приобретали свое имущество, прежде всего, благодаря собственной экономической деятельности, а не в качестве дара от государства (монарха), не благодаря участию в военных действия, и зачастую не путем наследования. Обладая большими материальными богатствами, предприниматели по-прежнему не имели таких прав, как феодалы. Воспользовавшись бедственным положением рабочих и крестьян, предприниматели организовали их борьбу с классом феодалов и отражающим их интересам монархическим государством. Стали происходить буржуазные и буржуазно-демократические революции в наиболее передовых странах. На данном отрезке и возникает идея Конституции как правового акта, который должен ограничить произвол монархического государства закрепить равенство всех людей. Надо признать, что осуществляя и направляя подготовку принятия первых конституционных актов, класс предпринимателей преследовал, прежде всего, собственные экономические интересы. Основным из них было стремление юридически гарантировать право собственности, а также право на участие в управлении государством.

Родиной конституционализма (т.е. идеи конституции и практики ограничения произвола монарха) является Англия, в этом государстве уже в 17 веке довольно активно принимались конституционные акты. Среди них можно назвать Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., парадокс, однако, заключается в том, что, дав миру конституционные идеи и практику, Англия так и не приняла конституцию в виде консолидированного (единого) документа.

Следующий этап мирового конституционализма связан с американским континентом (Америка была колонией Англии, поэтому восприняла ее конституционные идеи). В 1776 г. в Америке принят известный документ Декларация независимости, эта декларация имела конституционное значение, хотя и не являлась конституцией. В 1787 г. в США принята первая конституция в мире. Ведущим разработчиком был Джеймс Мэдисон. Конституция США действует по сей день. Американская конституция старейший закон, который действует и сегодня.

Далее конституционные идеи снова возвращаются в Европу. Вторая конституция в мире принята в Речи Посполитой в 1791 г. в том же году принята конституция во Франции. Однако конституции РП и Франции просуществовали недолго, и в отличие от американской конституции не оказали большого влияния на мировой конституционализм.

По вопросу о сущности конституции в науке нет единого мнения. Имеются два основных подхода:

1) Либеральный, его разработчиками можно считать Томаса Гоббса 16-17 вв., Джона Локка 17 в. по их мнению, сущность конституции заключается в ограничении произвола государства и закреплении равенства всех людей. Таким образом, конституция однозначно положительное явление, которое служит интересам всего общества.

2) Социал-демократический. Его представители Фердинанд Лассаль, Владимир Ленин. По мысли сторонников социал-демократического подхода, сущность конституции в соотношении классовых сил. Иными словами конституция отражает интересы одного господствующего класса, подавляя тем самым другие группы общества. Следовательно, у социал-демократов конституция не является однозначным документом, может иметь как положительное, так и отрицательное значение.

Практика различных государств и в различные периоды свидетельствует, что рациональное зерно есть в обоих подходах. Конституция может служить и всему обществу (хотя бы большинству населению) и отдельным субъектам (классу, иной группе общества, политической элите, либо даже одному человеку - правителю). Однако никто из ученых не спорит с определением юридической сущности конституции. Конституция – это нормативный правовой акт (совокупность актов), который обладает наивысшей юридической силой и с достаточной полнотой регулирует важнейшие общественные отношения. Конституция считается видом закона, а именно основным законом. Признание конституции в качестве закона играет значимую практическую роль, предопределяя порядок принятия Конституции, внесения изменений и дополнений (этот порядок в принципе имеет сходство с порядком принятия и корректировки любых законов).

2. Подготовка и принятие действующей Конституции Беларуси.

В начале 90-х 20 века в Беларуси продолжала действовать конституция БССР 1978 г. однако она уже не отвечала процессам коренного преобразования всех сфер общественной жизни, которые происходили в то время в СССР. Многочисленные изменения, вносившиеся в Конституцию, уже не могли решить проблемы ее несоответствия реальным отношениям в обществе. По этой причине в июне-июле 1992 г. Верховный Совет Беларуси принял постановление об образовании и персональной формировании Конституционной комиссии – рабочего органа, на который возлагалась задача подготовить проект новой конституции Беларуси. Важно отметить, что именно Верховный совет, т.е. парламент, руководил подготовкой новой белорусской конституции, что наложило отпечаток на содержание новой конституции. Поста президента в Беларуси на тот момент еще не было.

Руководителем Конституционной комиссии был избран сам председатель Верховного совета – Николай Иванович Дементей. Кроме него в состав Конституционной комиссии были избраны: 1) депутаты Верховного совета и сотрудники его секретариата. Шолодонов – заместитель председателя Верховного совета. Тихинин – депутат, впоследствии первый председатель конституционного суда Беларуси. Гончар – депутат, впоследствии без вести пропавший. Василевич – сотрудник секретариата верховного совета, впоследствии работал в конституционном суде, до недавнего времени генпрокурором, теперь заведующий кафедрой КП. 2) ученые-юристы, Юхо, Чигир – профессор гражданского права, Чудаков – доцент кафедры КП нашего факультета, а теперь заведующий кафедрой КП в АУ при Президенте, Новомир – профессор Академии МВД.

В ходе работы Конституционной комиссии из ее состава были выделены 2 группы, каждая из которых самостоятельно готовила свой проект конституции. Руководителем одной группы являлся Шолодонов, другой группы – Гончар. Затем усилия обеих групп были объединены, и подготовлен единый вариант Конституции. В ходе работы выделилось несколько сложных проблем, по которым депутаты верховного совета долго не могли прийти к единому мнению. Первый вопрос – о форме правления, в частности, учреждать ли в Беларуси должность Президента, и если учреждать, то наделить его сильными или незначительными полномочиями. Второй вопрос – государственный язык, признавать им только белорусский язык, или предусматривать два государственных языка – белорусский и русский. Третья проблема – местное управление и самоуправление, какие органы власти надо создавать на местах и каким образом их формировать.

Основными источниками, которые использовались при работе над текстом РБ, являлись:

1. принятые конституции бывшей СССР или же проекты их конституций, например, России, Украины, стран Балтии

2. конституции развитых демократических государств – Италии, Испании, Франции, США

3. советские конституции, международные договоры в области прав человека.

В 1994 г. состоялось решающее заседание верховного совета. 15 марта 1994 г. Верховный совет принял Конституцию Беларуси. Конституция вступила в силу 30 марта 1994 года в связи с опубликованием в официальных источниках в «Народной газете». Конституция подписана тогдашним председателем Гриб. За время работы над проектом конституции сменилось несколько председателей Верховного совета, Дементей – Шушкевич – Гриб.

Процесс реализации белорусской конституции оказался сложным и противоречивым. Спустя несколько месяцев был избран первый президент Беларуси. Конституция наделяла несколько большими полномочиями Верховный совет, а не президента. Однако президент очень активно стремился к руководству всеми областями общественной жизни, в результате возникла борьба между ним и верховным советом за властные полномочия. Итогом противостояния стал республиканский референдум от 24 ноября 1996 г., на котором была принята новая редакция конституции, разработанная под руководством президента и его администрации. Новая редакция не значит новая конституция. Формально датой принятия конституции по-прежнему считается 15 марта 1994 г. Однако по своей сущности новая редакция конституции больше похожа на новую конституцию, чем просто изменение и дополнение. Основные положения сводятся к усилению положения Президента и ослаблению Парламента. В 1996 г. в конституцию внесены обширные поправки, корректировке подверглись все разделы и главы конституции, уцелела только преамбула.

Второй раз конституция была изменена республиканским референдумом 17 октября 2004 г. в отличие от предыдущего референдума было внесено только одной изменение. Из ч.1 ст.81 исключен запрет для одного и того же лица занимать должность президента более 2 сроков.

3. Видовая характеристика Конституция РБ

По территориальному масштабу действия все конституции делятся на 2 вида:

· общегосударственные действуют на всей территории страны

· территориальные действуют на определенной части государства, речь идет, например, о конституциях субъектов федерации (республики в составе России, штаты в Америке), такая конституция может быть у автономного образования в составе унитарного государства (Крым).

Конституция Беларуси – общегосударственная.

По способу принятия:

· Принятые народом на референдуме, такой способ принятия наиболее близок к сути конституции, как акта исходящего от народа («Мы - народ» - начальная фраза многих конституций). Например, конституции России, Франции.

· Принятые учредительным собранием. Учредительное собрание – широкого состава орган, который избирается населением государства специально для принятия конституции. Как только конституция принята учредительное собрание прекращает свое существование. Названия учредительных собраний могут быть различными. Конституция США принята учредительным собранием, которая называлась конституционным конвентом.

· Принятые парламентом. Как и учредительное собрание, парламент избирается народом, но состоит из государственных должностных лиц (депутаты) и действует постоянно, не прекращая существование после принятия конституции. Конституция Беларуси.

· Принятая смешанным путем. Чтобы соединить достоинство нескольких способов принятия конституции и избежать присущих им недостатков, некоторые конституции сначала принимаются парламентом или учредительным собранием, а затем выносятся еще и на референдум. Таким образом, приняты конституции Италии, Испании.

· Принятые главой государства – октроированные («дарованные монархом народу») конституции. Это не часто встречающийся способ, присущий абсолютной монархи, октроированными являются конституции Непала.

По порядку внесения изменений и дополнений:

· Жесткие – такие конституции могут быть изменены только в особом порядке, который отличается от порядка изменения закона. Почти все конституции в мире – жесткие.

· Гибкие – такие конституции подвергаются корректировке в порядке изменения аналогичном порядку изменения обычных законов. Конституция Новой Зеландии.

По форме (внешнего выражения):

· Консолидированными. Это конституции, которые состоят из одного документа, который и называется конституцией. Белорусская конституция является консолидированной.

· Неконсолидированными: а) из нескольких НПА. В Швеции действуют акта (закона парламента), которые в свій совокупности считаются конституцией Швеции. Акт о престолонаследии, Акт о форме правления, Акт о свободе печати. В Канаде, Израиле также несколько законов в совокупности считаются конституцией. б) состоящие из ряда источников права: НПА (законов парламента), судебных прецедентов, обычаев. Конституция Великобритании. В в. 1 темы, называя первой в мире конституции американской, мы вели речь о консолидированной конституции.

Таким образом, белорусская конституция – общегосударственная, принята парламентом, жесткая, консолидированная.

4. Функции конституции

Функциями конституции называются направления ее воздействия на общество. Конституция Беларуси, как и конституции других стран, выполняет несколько функции:

1) Юридическая – воздействие конституции на поведение граждан, государственных должностных лиц, органов власти,деятельность общественных объединений путем закрепления их прав и обязанностей в законе. Все нормы белорусской конституции осуществляют юридическую функцию.

2) Духовная (воспитательно-идеологическая) – конституция воздействует непосредственно не на поведение, а на сознание субъектов. Речь идет о положениях конституции, которые призваны воспитывать граждан с чувством патриотизма, уважения к праву вообще и к конституции в частности, определять те идеи, которые составляю идеологию общества, обеспечивают его духовное единство. Эту функцию выполняют следующие положения конституции Беларуси:

· Положения преамбулы. Им присуща только духовная функция, но не юридическая.

· Нормой основной части контитуции, которые одновременно выполняют и духовную, и юридическую функции. Пример, ст. 55 “охрана природной стреды – долг каждого”, ст.57 “защита РБ – обязанность и священный долг гражданина РБ”. Эти нормы оказывают и духовное развитие, нравственное, закрепляют юридические нормы, нарушение которых влечет правовую отвественность.

3) Представительская – по тексту конституции судят о степени демократизма государства и в целом его прогрессивности, поэтому каждое государство, разрабатывая и принимая конституцию, стремится показать себя в лучшем виде в глазах собственных граждан и международного сообщества, иными словами, конституция представляет, т.е. знакомит с государством, позволяет сделать вывод о его ценностях. Наличие у конституции представительской функции иногда ведет к закреплению в конституции таких положений, которые не соотвестствуют действительности, приукрашивают. Исходя из этого, ученые выделяют фиктивные и реальные положения.

5. Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию

Несмотря на свое определяющее значение, свою высшую юридическую силу, Конституция может подвергаться изменениям и дополненийм (поправка). Есть несколько причин, которые вызывают необходимость поправки:

1) Изменение общественных отношений, регулируемых конституцией, заставляет корректировать последнее. Например, ст. 8 Конституции РБ на референдуме 1996 г. была дополнена нормой, по которой Беларусь может входит в межгосударственные образования и выходить из них. Это дополнение стало реакцией на усиление интеграционных процессов между Беларусью и Россией.

2) В любой конституции со временем выявляются недостатки, ошибочные положения. Не лишена их и Конституция РБ. Например, “Подготовка и проведение выборов проводится открыто и гласно” - тавтология. Кроме того, практика реализации конституции и благодаря научным исследовниям позволяют совершенствовать и те положения, которые нельзя назвать ошибочными.

Для объяснения порядка изменения и дополнения белорусской конституции необходимо помнить, что она является жесткой. Порядок изменений и дополнений закреплен в ней самой в разделе 8. Существует 2 способа корректировки К РБ.

Первый способ – законом парламента, т.е. решения об изменении Конституции принимает парламент путем принятия такого правового акта, как закон. Существует общепризнанное положение, по которому дополнения и изменения можно вносить только актом того же вида и соотвественно той же юридической силой. Однако, изменения и дополнения вносятся не конституцией, а правовыми актами под названием законы. По сути этим не нарушается указанное выше общепризнанное положение, т.к. конституция сама является видом закона. Законы изменений и дополнений в Конституцию надо отличать от обычных законов, эти законы обладают равной с Конституцией юридической силой, поэтому и могу корректировать ее текст, эти законы становятся частью текста К РБ. Ст. 8 К РБ закрепляет специфический порядок инициирования и принятия законов об изменении и дополнении К РБ. Проект закона об изменении и дополнении может быть внесен на рассмотрение пардаменты только президентом или гражданами беларуси, обладающими избирательным право, количеством не менее 150 тысяч человек, другие же виды законов согласно ст. вправе вносить более более широкий круг субъектов. Внесенный проект закона рассматривается сначала нижней палатой парламента, а затем верхней палатой, в отличие от других видов закона на этом этапе проект закона об изменении К не считается принятым. Он должен повторно пройти через нижнюю и верхнюю палаты. Каждая из палат должна проголосовать не менее чем 2/3 голосов, лишь после этого законопроект становитсся законом и поступает на подпись президента. Подписанный президентом и опубликованный закон, вступает в силу. На практике К РБ еще не корректировалась законом парламента.

Второй способ – решением республиканского референдума. К корректируется народом путем голосования. Инициировать проыедение референдума по данному вопросу вправе: президент, граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 450 тысяч человек, палаты парламента совместно. Полномочией назначать референдум обладает лишь президент. Решение об изменении К РБ считается принятым на республиканском референдуме, если за него проголосовало более половины граждан от включенных в списки избирателей. Если же референдум проводится по другому вопросу, решение приянто,если за него пргоголосовало большинство граждан от числа принявших участие в референдуме. Разделы I, II, IV К РБ могут быть изменены только решением республиканского референдума. По-видимому, вносит дополнения в эти разделы можно не только на референдуме, но и законом парламента. Два раза действующая К РБ корректировалась решением республиканского референдума.


Конституционно-правовые отношения:

1) Субъект:

· Человек (каждый человек, гражданин РБ, иностранный гражданин, лицо без гражданства). Ст. 2, Ст. 24 ч.1, Ст. 41, Ст. 11

· Государство в целом – РБ. Ст. 24 ч.2, Ст. 25, Ст. 35

· Части государства – административно-территориальные единицы (редкий субъект) – г. Минск, области, город. Например, договор между 2-мя областями. Ст. 9 ч.3

· Государственный орган: Президент, Парламент, суды, местные советы депутатов. Ст. 85

· Государственные должностные лица – сотрудники госорганов. НЕ очень часто выступают в КПО. (депутаты, Премьер-министр, часть госоргана). Ст. 102, Ст. 106 ч.7

· Народ – участвует только в КПО. Ст. 73 (референдумы, выборы)

· Часть народа – население административно-территориальной единицы. Население г. Минска принимает решение местного референдума.

· Общественные объединения, в том числе политические партии. Ст. 69, Ст. 5 ч.2

· Предприятия – коллективный субъект, цель – коммерческая выгода (МАЗ, с/х производственные кооперативы, магазины)

· Учреждения – НЕ преследуют коммерческую цель, учреждения образования, здравоохранения.

· Организация – коллективный субъект, не относящийся к вышеназванным, т.е. это все остальные коллективные субъекты. В узком смысле – не имеют коммерческих целей, но в отличие от учреждений их работа часто связна с материальными благами (благотворительные фонды, жилищно-строительные кооперативы). Зачастую, слово «организация» будет употребляться нами в широком смысле, при таком подходе организации охватывают и общественные объединения, и предприятия, и учреждения, и организации в узком смысле, т.е. это все коллективные субъекты гражданского общества. Ст. 125 ч.1, ст. 132 ч.1

2) Объект. Если субъект – живое, активное начало правоотношения (субъект имеет права, обязанности, запреты), то объект – пассивный элемент, не способный обладать правами, обязанностями, соблюдать закон): материальные, духовно-культурные и т.д.

3) Содержание – права, обязанности, запреты субъектов.

Правоотношение. Чтобы уяснить сущность правоотношения, надо сравнить их с правовой нормой. Правоотношений в Конституции РБ НЕТ.

Связь правоотношения и норм права в том, что правоотношения возникают только на основе КПН. Нет нормы - нет правоотношения.

Отличия между нормой и правоотношением:

1) Если норма – письменно-зафиксированное правило, то правоотношение – совсем другое явление, это явление реальной действительности, связь взаимодействий конкретных живых субъектов.

2) Нормы права обычно определяют только половину правоотношений. Норма называет только одного субъекта правоотношения, соответственно и права, обязанности, запреты лишь этого одного субъекта. Т.е. применительно к правоотношению правовая норма имеет половинчатый характер, правоотношение же включает как минимум двух субъектов, у каждого их которых есть право, обязанность, запрет. В условиях действия в правовой системе «половинчатых норм» практический смысл изучения правоотношений состоит в том, чтобы по этим «половинчатым нормам» научиться догадываться, кто является вторым субъектом правоотношений, и какое право, обязанность, запрет на него возложено. (правоотношение и фирма «закат» и диван).


Тема 3: Основы конституционного строя Беларуси

1. Понятие конституционного строя и его основы.

Размещение в начале конституционного текста довольно объемных частей, посвященных обществу в целом, его сферам, было введено в мировую практику Советскими конституциями. Так, Конституция СССР 1936 г. (и соответственно Конституция БССР 1937 г.) впервые в мире открывалась главой общественной устройство. Последующая союзная конституция 1977 г. (и Конституция БССР 1978 г.) начиналась с раздела «Основы общественного строя и порядка».

Общественный строй (общественный порядок) – совокупность всех общественных отношений на определенном этапе развития. Получается, что общественный строй – то же самое, что и общество, но взятое на протяжении не всей своей истории, а на определенном отрезке. Термин общественный строй очень часто использовался в марксизме-ленинизме, где отождествлялся с общественно-экономической формацией. Применительно к 19-началу 20 века в марксизме-ленинизме выделялись два общественных строй: капиталистический и социалистический.

Основы общественного строя – это часть общественного строя, представленная наиболее важными отношениями в обществе. Понятие основы общественного строя употреблялось и в юридическом значении – как главный государственно-правовой институт, посвященный обществу в целом и его сферам. Формирование данного института осуществлялось в советском государстве, чтобы показать отличие советского государственного права от западного конституционного права.

Дело в том, что западные конституции регулировали в основном только 2 вопроса: 1) статус госорганов; 2) права и свободы человека. В этих конституциях отсутствовали разделы, которые были бы посвящены обществу в целом и носили бы максимально общий характер.

Советские же конституции чаще разделов основ госорганов определяли сущность государства, руководящую роль коммунистической партии, статус других общественных объединений, коммунистическую собственность, общие направления государственного регулирования экономики, социальную структуру общества в виде рабочих, крестьян и интеллигенции. Норм о статусе конкретных органов власти, правах человека, таких разделов почти не было.

В начале 90-х г. с распадом Советского союза и осуществлений коренных преобразований общества термин основы общественного строя заменен на основы конституционного строя. Данная замена была произведена не столько по научным, сколько по политико-идеологическим причинам. Дело в том, что «общественный строй» всегда ассоциировался с противопоставлением капитализма и социализма. Чтобы уйти от дилеммы капитализм или социализм разработчики постсоветских конституций, в том числе белорусской конституции, решили употребить нейтральный термин «конституционный строй». Этим они подчеркивали, что в обществе могут сосуществовать и капиталистические, и социалистические начала. Главное, чтобы любой общественный порядок основывался на конституции, т.е. был конституционным строем.

Термин конституционный строй производен от слова конституция. Конституционный строй – совокупность только тех общественных отношений, которые определяются (регулируются) Конституцией. Таким образом, конституционный строй является лишь частью общественного строя. Например, отношения работника с нанимателем входят в общественный строй, т.к. он охватывает любые отношений, но не включается в конституционный строй, состоящий лишь из публичных отношений, урегулированных конституций.

Основа конституционного строя – это самые важные из отношений, регулируемых конституцией.

Проблематика конституционного строя высвечивает вопрос об реальных и фиктивных конституциях. Конституционный строй есть в той стране, где принята конституция и при этом она выполняется. В государствах же с фиктивной конституцией (т.е. если она не соблюдается) конституция есть, а конституционного строя нет. Если конституция – это письменный документ, содержащий нормы права, то конституционный строй – реальная жизнь общества, определенная конституцией. Соответственно конституционный строй – это проведение выборов на референдуме, реализация гражданами своих прав, обязанностей, функционирование госорганов, общественных объединений в рамках конституции.

Основы конституционного строя понимаются и в юридическом отношении – это ведущий конституционно-правовой институт, состоящий из норм первого раздела конституции Беларуси, регулирующий самые важные политические, экономические, социальные, духовно-культурные отношения. Данный институт регулирует статус всех основных субъектов конституционного права: государства, человека, народа, политических партий и других общественных объединений, предприятий, организаций учебных заведений. Мы видим, что в отличие от советского института основ общественного строя, теперешний институт основ конституционного строя затрагивает и положение человека, а не только общество в целом и его сферы (например, ст.2, 10, 11, 12, 13).

2. Понятие Республики Беларусь как субъекта конституционных правоотношений. Форма правления

Многие нормы основ конституционного строя посвящены государству, именно о нем говорится в ст.1 Конституции. Для понимания используется два значения: 1) широкое значение, в данном случае государство рассматривается как состоящее из трех компонентов: народ, государственные органы (органы власти), территория. Простыми словами, государство – это мы. Т.к. самый важный компонент – это мы, народ. 2) узкое значение, здесь государство отождествляется только со вторым из названных выше компонентов. Частое использование этого узкого значения обусловлено тем, что в реальных отношениях от лица государства выступают в основном органы власти, должностные лица.

«Республика Беларусь» – название нашего государства. Название нашей страны было определено не действующей конституцией, а законом, принятым Верховным Советом 19 сентября 1991 г., «…о названии Белорусской Советской Социалистической Республики…». Этим законом Верховный Совет определил впредь называть нашу страну Республикой Беларусь, а сокращенно - Беларусь. Оба названия употребляются в Конституции: в преамбуле, ст. 9, 10, 11 и другие, как равнозначные. Таким образом, оба названия являются официальными и имеют юридическое значение.

Полное наименование нашего государства имеет составной характер. Первая его часть «республика» указывает на форму правления, а вторая часть служит собственным наименованием. В мире используются различные подходы для юридического определения названия государств: 1) используется только собственное наименование (Украина, Япония, Грузия). 2) составные наименования. Наряду с собственным наименованием, в обозначении государства может указываться а) форма правления (РБ), б) территориальный строй (Российская Федерация, США), в) государственно-правовой режим (Корейская Народная Демократическая Республика, Китайская Народная Республика).

Кроме полного названия государства (Республика Беларусь) в Конституции нет общих норм, посвященных форме правления и ее разновидностям. Форма правления позволяет ответить на вопрос, в каком порядке формируется пост главы государства: глава государства избирается на определенный срок либо получает власть по наследству, реализуя ее пожизненно. Соответственно выделяют республику и монархию. Надо иметь в виду, что в республике глава государства не всегда избирается непосредственно народом. Например, президент Италии подлежит избранию Парламентом. С другой стороны, в монархии обычно существуют такие госорганы, которые избраны населением. Так, наряду с главой государства в большинстве монархий функционирует Парламент, избранный народом. Не существует сильной связи между формой правления и государственно-правовым режимом: демократическим или авторитарным. Оба вида режима могут быть как в республике, так и в монархии. Но, безусловно, демократическому режиму по определению более близка республика. Важное практическое значение имеет разновидность республиканской и монархической форм правления. Применительно в республике чаще всего выделяют следующие разновидности:

1) Президентская республика.

2) Парламентарная республика

3) Смешанная республика

Наименование президентской республики не вполне соответствует ее сущности. Более адекватным является ее другое название, реже встречающееся в литературе – дуалистическая республика. Дело в том, что в данной республике важную роль играют 2 госоргана (отсюда дуализм) – парламент и президент. В принципе эти органы равны по своему статусу. Для президентской республики характерно жесткое разделение властей: законодательная власть – Парламент, исполнительная власть – Президент, судебная – суды. Таким образом, здесь Президент обладает исполнительной властью, но не обладает законодательной властью и судебными полномочиями. Примеры: США, Бразилия.

В парламентарной республике ведущее положение занимает парламент, он не только осуществляет законодательную власть, но и оказывает сильное влияние на работу органов исполнительной власти, прежде всего Правительства (формирует и может отправить его в отставку). При парламентарной республике существует и должность Президента, но о н не обладает значительными полномочиями, не возглавляет исполнительную власть. Примеры: Италия, Германия.

Смешанная республика сочетает в себе элементы президентской и парламентарной. Полномочия президента в смешанной республике менее значительны по сравнению с президентской республикой. Это проявляется в том, что президент в смешанной республике не является единоличным главой исполнительной власти: Правительство как исполнительный орган зависит и от Президента, и от Парламента. Пример: Франция.

Форма правления, которая установлена в Конституции Беларуси и реально существует не укладывается полностью ни в одну из названных разновидностей. Эта форма правления может быть названа суперпрезидентской республикой. В такой республике президент обладает более сильными полномочиями, чем это имеет место даже в президентской республике.

В частности, президент суперпрезидентской республики наделен весомыми законодательными, исполнительными полномочиями (является руководителем в исполнительной власти и обладает полномочиями в судебной сфере). Еще пример: Казахстан.

3. Сущность и виды суверенитета. Характеристика государственного суверенитета.

Суверенитет означает свойство власти быть высшей, главной. В науке выделяют 3 вида суверенитета:

1) Национальный суверенитет – это право нации (этнической группы) на создание своего государства. Конституция Беларуси не упоминает национальный суверенитет, но признается международными правовыми актами. Белорусская нация реализовала свой суверенитет, поскольку именно она выступает этнической основой нашего государства.

2) Государственный суверенитет – субъектом данного суверенитета выступает уже не нация, а государство. Государственный суверенитет включает 2 аспекта:

А) верховенство – оно означает, что гос. власть является высшей, верховной (отсюда название верховенство) по сравнению с властью любых других субъектов, находящихся на территории государства. Дело в том, что власть фактически может принадлежать не только государству, но и крупным предприятиям (корпорациям), религиозным объединениям, политическим партиям и т.д. Но исходя из верховенства гос. власти, власть любых иных субъектов должна быть ниже власти государства. Например, правовые акта госорганов должны соблюдаться всеми субъектами общества. Таким образом, верховенство как черта суверенитета предполагает, что государство осуществляет свою внутреннюю и внешнюю политику по собственной воле, а не воле других субъектов, деействующих на государственной территории.

Б) независимость – это аспект характеризует уже не внутригосударственные отношения, а отношения государства с другими государствами, иностранными организациями, гражданами, находящимися за пределами Беларуси. В отношениях бел государства с этими зарубежными субъектами нет верховенства, т.к. юридически ни одно государство не располагает властью над зарубежными странами, организациями, гражданами (находящимися за его пределами). Таким образом, независимость как черта суверенитет означает, что Беларусь осуществляет внутреннюю и внешнюю политику по собственной воле, а не под давлением зарубежных государств. Иных иностранных субъектов.

Рассмотренные аспекты нос. Суверенитета показывают, что суверенное государство более широкое понятие, чем независимое государство, независимость – лишь один из аспектов суверенитета. Гос. суверенитет – один из важных принципов международного права.

3) Народный суверенитет – понятие конкретизирует понятие государственного суверенитета, в частности, позволяет ответить на вопрос, кому принадлежит изначально власть в государстве. Такая власть, согласно Конституции РБ, принадлежит народу.

В ч. 1 ст. 1 Конституции наше государство прямо названо суверенным. Возможно, именно данной чертой следовало бы открыть перечень признаков государства в ч.1 ст.1 Конституции. Унитарное государство – не самая главная черта государства. Суверенитет – важнейшая черта. Однако, аспекты гос. суверенитета (верховенство, независимость), по сути, отражены в Конституции уже в ч.2, 3 ст.1. Кроме того, о суверенитет гос-ва упоминается, например, в ст.9, ст. 16, ст. 19, ст. 79.

Можно выделить несколько этапов в юридическом оформлении гос. суверенитета Беларуси.

1) Принятие декларации о гос. суверенитете БССР. 27 июля 1990 г, Верховный Совет, т.е. Парламент, принял этот документа. На момент принятия декларация не имела обязательной силы, не являлась источником права, т.к. не обладала формой правового акта.

2) Придание декларации о гос. суверенитет статуса конституционного закона. 25 августа 1991 г. Верховный совет принял закон «О придании декларации статуса закона». При этом декларация получила статус не обычного закона, а закона с повышенной юридической силой, т.е. конституционного закона. Данное решение Верховный совет принял в ответ на путч ГКЧП в Москве.

3) Подписание соглашения о создании СНГ. 8 декабря 1991 г. на территории Беларуси в правительственной резиденции в Беловежской пуще было подписано названное соглашение тремя республиками: Беларусью, Россией, Украиной. Свои подписи в соглашении поставили: от Беларуси Шушкевич – председатель Верховного совета, от России Ельцин – президент России, от Украины Кравчук – президент Украины. В преамбуле соглашения о создании СНГ говорилось о прекращении существования СССР, а ст.1 соглашения провозглашала образование СНГ. Главным инициатором был Ельцин.

10 декабря того же года Верховный Совет Беларуси ратифицировал соглашение о создании СНГ и главное, ренонсировал (прекратил действие) договор о создании СССР 1922 г. данное решение можно считал окончательным в юридическом оформлении гос. суверенитета Беларуси. Спустя несколько дней, к соглашению о создании СНГ присоединились другие республики СССР, кроме стран Балтики (Литвы, Латвии. Эстонии). В 2009 г. из состава СНГ вышла Грузия. На сегодня СНГ – это объединение 11 стран.

Рассмотренные этапы позволяют делать вывод, что действующая Конституция не учредила нашу страну в качестве суверенного государства, а лишь отразила гос. суверенитет, который был оформлен на предыдущих этапах.

4. Демократическое государство. Гарантии государства.

Слово демократия греческого происхождения. Демос – народ, крат – власть. Означает народовластие. Ст. 1 К РБ называет Беларусь демократическим государством. Это гос-во, которое действует в интересах народа. Сущностью дем. гос-ва выступает принадлежность власти народу, другими словами народный суверенитет закрепляется ст. 3 К РБ. Под народом в данном случае понимаются только граждане беларуси. Дело в том, что иностранные граждане и лица без гражданства не наделены большинством политических прав и свобод.

Из ст.3 К РБ следует 2 формы демократии: 1) непосредственная или прямая демократия – это принятие непосредственно народом гласных решений, осуществление права по воздействию на государственную власть. Непосредственная демократия выражается, прежде всего, в выборах, референдуме, отзыве. 2) представительная демократия – это деятельность госорганов, избранных народом. Гражданами избираются в Беларуси следующие виды органов: Президент. Парламент, местные советы депутатов. Данные органы называются представительными органами. Т.к. они должны отражать (представлять) интересы избирателей.

В реальной жизни народ представлен самыми разными социальными группами, интересы которых зачастую не только не совпадают, а являются противоположными, в этом смысле демократия фактически – это власть большинства, а не всего народа. Однако, в демократическом государстве юридически должны гарантироваться и интересы меньшинства. Так, демократическое государство должно обеспечивать свободы объединений, в том числе деятельности оппозиционных партий, свободу лова, возможность критиковать государство, иные права каждого человека.

Реализовать принцип демократического государства очень сложно. Поэтому в практике демократическим является государство, в котором созданы надежные гарантии демократии. Гарантии – это все средства и условия, необходимые для того, чтобы государственные должностные лица использовали власть не в собственных интересах, а на благо общества. Хотя к гарантиям в демократии относятся, в том числе права и свободы личности. Запреты госорганов посягать на статус индивидов. Не эти положения являются главными для понимания гарантии. Одинаковые права и свободы сегодня провозглашаются в большинстве стран мира, но далеко не все из них являются подлинно демократическими государствами. Поэтому гарантии демократии – это фактические силы, которые способны сдерживать органы власти от злоупотребления, заставлять служить их народу. Можно выделить 2 группы гарантий демократического государства:

1) гарантии, связанные со статусом человека и создаваемым им организаций. В данном случае сдерживают органы власти от злоупотребления индивиды, их объединения, другие организации, т.е. гражданское общество. Наибольшее значение здесь имеет деятельность сильных политических партий, других общественных объединений и соответственно наличие реальных возможностей граждан объединяться, функционирование независимых СМИ, возможность проведения гражданами публичных мероприятий для воздействия на власть. При глубоком рассмотрении этих групп гарантий надо обратиться и к экономическим гарантиям, дело в том, что узурпировать власть значительно проще в огосударствлённой экономике, т.е. если большинство субъектов хозяйства относятся к государственной собственности. Соответственно гарантирует демократию многообразие и равенство форм собственности, наличие мощной частной собственности. Непосредственная связь этих экономических гарантий с процессом реализации власти, т.е. с политикой, наглядно обнаруживается в ходе выборов и других народных голосований. Так, К РБ наделяет правом выдвигать кандидатов, в том числе трудовые коллективы, предусматривает возможность финансирования выборов предприятиями, другими организациями. Значит, если в государстве имеются сильные частные субъекты хозяйства, располагающие значительными денежными средствами, они способны реально пользоваться конституционными возможностями, обеспечивая поддержку своих кандидатов на выборах. В итоге можно сказать, что демократия есть в той стране, где гражданское общество сильнее аппарата власти.

2) Гарантии, связанные со статусом самого аппарата власти, т.е. государственных органов. Если в первом случае, органы власти сдерживаются от злоупотреблений гражданами (объединениями), то в данном случае речь идет о том, что один госорган призван предотвращать злоупотребления (сдерживать) другой госорган. В частности, к этой группе гарантий относятся реализация принципа разделения властей, включая функционирование независимого суда, возможность привлечения к юридической ответственности любого госоргана, возможность отмены по причины не конституционности правовых актов любых госорганов, подчиненность или подотчетность назначаемых госорганов представительным органам власти.

5. Разделение властей. Единство власти.

В средние века вся верховная власть принадлежала одному лицу – монарху. Он устанавливал наиболее важные правила поведения (законодательная власть), решал важнейшие вопросы текущего управления страны (исполнительная власть), был верховным судьей (судебная власть). С развитием капиталистических отношений, возникновением идей конституции стала формироваться концепция разделения властей. Считалось, что для предотвращения злоупотреблений со стороны монарха, его полномочия надо ограничить путем распределения монархической власти (разделения) между несколькими госорганами. Концепцию разделения властей впервые вывел Джон Локк в 17 в., он предложил выделять законодательную, исполнительную и союзную ветви власти (под союзной властью Локк понимал полномочия в рамках внешней политики государства: вести международные переговоры, заключать договоры с другими странами, назначать послов и т.п.). Идеи Локка были развиты Монтескье, которые несколько позднее в 18 в. предложил свою теорию разделения властей. Он выделил законодательную, исполнительную, судебную власть.

Теория разделения властей получило очень широкое распространение в мире. Она была отражена уже в первых конституционных актах, включая конст


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: