Рабочая учебная программа дисциплины

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ

Утверждаю

Директор Новгородского

Филиала РАНХиГС

__________________А.В. Костюкова

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

по специальности 080505 «Управление персоналом»

Составитель: к.экон.н., доцент Киварина М.В.

Согласовано на заседании кафедры

экономики и маркетинга

«15» сентября 2012 г., протокол №1

Зав. кафедрой__________________ /О.Д. Притула/

Великий Новгород

Выписка из государственного образовательного стандарта

Введение в экономическую теорию. Экономические агенты (рыночные и нерыночные), собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы, цели и средства, проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика, конкуренция и ее виды; экономические блага и их классификации, полная и частичная взаимодополняемость и взаимозамещение благ, фактор времени и дисконтирование, потоки и запасы, номинальные и реальные величины, кругообороты благ и доходов; затраты и результаты: общие, предельные и средние величины; альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей); экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом; экономические риски и неопределенность; внешние эффекты (экстерналии); краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; метод сравнительной статики, показатели эластичности.

Микроэкономика. Закон предложения, закон спроса, равновесие, рынок, равновесная цена; излишки потребителя и производителя, теории поведения потребителя и производителя (предприятия); монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация; олигополия, монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли); сравнительное преимущество; производственная функция, факторы производства. Рабочая сила, физический капитал; инфляция и безработица; рынки факторов производства, рента, заработная плата; бюджетное ограничение, кривые безразличия, эффект дохода, эффект замещения. Понятие предприятия, классификация внешняя и внутренняя среда, диверсификация, концентрация и централизация производства; открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство; валовая выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая, чистый денежный поток, приведенная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности; переменные и постоянные издержки; общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности; отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная); неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды, риски, страхование, экономическая безопасность.

Макроэкономика. Общественное воспроизводство, резидентые и неризедентые институциональные единицы; макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (производство, распределение и потребление), личный располагаемый доход, конечное потребление, модели потребления, сбережения, инвестиции (валовые и чистые); национальное богатство, отраслевая и секторальная структура национальной экономики, межотраслевой баланс; теневая экономика; равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS), мультипликатор автономных расходов; адаптивные и рациональные ожидания, гистерезис; денежное обращение (М. Фридмен), сеньораж, количественная теория денег, классическая дихотомия; государственный бюджет, его дефицит и профицит, пропорциональный налог, прямые и косвенные налоги, чистые налоги; закрытая и открытая экономика, фиксированный и плавающие курсы валюты, паритет покупательной способности; макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (IS – LM), сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства; стабилизационная политика; технологические уклады и «длинные волны»; теории экономического роста и экономического цикла; «золотое правило накопления».

История экономических учений. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантелизм, физиократы, классическая политическая экономия, маркисзм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализмю вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В. Чаянова в изучение крестьянских хозяйств и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К, Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В, Новожилов, Л.В. Канторович).

1. Цели и задачи дисциплины

Общая цель преподавания дисциплины "экономическая теория" заключается в познании, освоении и использовании основных понятий, категорий и закономерностей экономики в жизни человека и всего общества. Основными целевыми направлениями курса являются:

- общеобразовательная первоначальная экономическая подготовка, позволяющая студентам ориентироваться в основных проблемах экономики и дающая возможность самостоятельно продолжить экономическое образование в любом избранном направлении;

- первоначальная профессиональная подготовка, обеспечивающая возможность экономически рационально вести организационно-управленческую и предпринимательскую деятельность на предприятиях и в учреждениях любой формы собственности;

- формирование современного экономического мышления на основе выработки представлений об окружающем мире, о структуре и функциях основных звеньев экономики, о логике и эффективности экономических процессов, принципах принятия оптимальных экономических решений, правовых и этических основах функционирования и взаимодействия субъектов экономики.

Курс экономической теории имеет ряд существенных особенностей. Одна из них - он нацелен на изучение самых общих основ экономической жизни. По этой причине данный курс является преимущественно теоретическим и его изучение предполагает развитие абстрактного мышления. К особенностям курса можно отнести и то, что он составляет своеобразный научный фундамент всех остальных экономических дисциплин. Также в этом курсе дается характеристика основного понятийного аппарата всех экономических наук, которые, по сути, являются интернациональными.

Задачи курса: усвоение основных понятий и категорий экономики; понимание экономических процессов и явлений, распределение доходов и т.д.; умение анализировать экономические проблемы и вырабатывать варианты их решений; умение увязывать проектные и технологические решения с восприимчивостью на них экономики.

Таким образом, изучение курса "Экономическая теория" направлено на усвоение студентом:

фундаментальных экономических концепций: ограниченности ресурсов, альтернативной стоимости, компромиссного выбора, рациональности экономического поведения, полезности, производительности, экономических систем, экономических институтов и стимулов;

основных положений микроэкономики: спрос, предложение, равновесная цена, эластичность, конкуренция, структуры рынка, производственная функция, издержки производства, максимизация прибыли;

важнейших макроэкономических понятий: валовой национальный продукт, совокупный спрос, совокупное предложение, денежное обращение, инфляция, безработица, экономические функции государства, макроэкономическая политика, инструменты государственного регулирования - денежно-кредитная и фискальная политика.

2. Виды занятий, методика обучения и формы контроля

Процесс изучения довольно сложный, его основу составляют прослушивание лекций, использование многочисленных учебников и учебных пособий. Успех освоения материала курса во многом зависит от самостоятельной работы самих студентов. Конкретно это выражается в тщательной подготовке к семинарским занятиям и активном участии в их работе. Особое место в самостоятельной работе занимают письменные работы.

Основы конкретной организации изучения курса составляют учебные планы. Именно они определяют количество часов, отводимых на курс и их распределение на лекции, семинары и по семестрам. Критериями объективной оценки полученных знаний выступают следующие:

1. свободное владение основным понятийным аппаратом;

2. четкое представление об этапах и закономерностях общественного развития, что предполагает понимание существа преобразований в экономике Российской Федерации в настоящее время и перспектив ее развития;

3. умение системно освещать основные вопросы современной экономической жизни и экономической политики российского государства;

4. проявление и закрепление навыков проблемно-аналитического подхода к анализу и оценке современных проблем экономической деятельности;

5. умение анализировать конкретные рыночные ситуации на основе использования знаний экономической теории (изменение курса валют, динамки безработицы, реальных доходов и т.д.).

Таким образом, в процессе обучения проводятся лекционные, семинарские занятия, большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов.

Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам.

В процессе практических занятий используются следующие виды учебной деятельности: сообщения, доклады, дискуссии, решение задач, тестирование. На практических (семинарские занятия, практические работы) занятиях по дисциплине применяются следующие методики и методы обучения: опрос, дискуссия, круглый стол.

Обучение осуществляется по современным методикам с использованием компьютерных классов и интернет-аудиторий.

В учебном процессе также широко применяются активные формы обучения: тренинги, ролевые ситуации. Разумное сочетание традиционных методов обучения и современных компьютерных технологий позволяет добиться высокой эффективности и качества образования.

Формы контроля

Степень овладения знаниями и практическими навыками определяется в процессе текущего промежуточного и итогового контроля посредством устного опроса, в процессе выполнения контрольных работ, тестирования, написания рефератов, курсовых работ, самоконтроля и сдачи экзамена.

Итоговый контроль по курсу. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен.

Текущий контроль по курсу. В течение семестра студенты находят ответы на контрольные вопросы и тестовые задания по каждой теме. Выполняются по изученной специальной литературе: доклады и сообщения к семинарским занятиям, заполняется рабочая тетрадь. Выполнение работ является обязательным для всех обучающихся.

Рубежным контролем является курсовая работа во втором семестре.

3. Учебно-тематический план

Учебно-тематический план (заочная форма обучения -6 лет)

Наименование темы Всего часов В том числе: Форма контроля
Аудиторная работа Самостоятельная работа
Лекции (час.) Практические занятия (час.) Лабораторные занятия, час.
4 семестр  
  Введение в экономическую теорию            
1.1 Экономическая теория: предмет и метод            
1.2 Экономические институты и собственность в рыночной экономике            
1.3 Основные субъекты рыночной экономики            
1.4 Системообразующие элементы рынка: товар и деньги            
1.5 Экономическая стратегия и экономическая политика            
1.6 Естественные и социальные условия жизни. Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Кривая производственных возможностей, альтернативная стоимость            
1.7 Механизм обеспечения рыночного равновесия            
1.8 Эластичность спроса и предложения           ОК тест
  Микроэкономика            
2.1 Потребительский выбор и индивидуальный спрос (кардиналистская теория)            
2.2 Теория поведения потребителя (ординалистская теория)            
2.3 Производство: его факторы и издержки            
2.4 Предприятие (фирма) как основная структурная единица предпринимательства            
2.5 Провалы рынка. Роль государства в рыночной экономике            
2.6 Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции            
2.7 Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции            
2.8 Ценообразование на рынке факторов производства: рынок труда, рынок капитала и земли            
2.9 Неравенство. Перераспределение доходов           ОК тест
  Всего 4 семестр            
  5 семестр            
  Макроэкономика            
3.1 Предмет и метод макроэкономического анализа. Основные показатели            
3.2 Общественное воспроизводство и его концепции. Типы воспроизводства            
3.3 Теневая экономика. Национальная экономическая безопасность            
3.4 Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель равновесия «AD-AS». Классическая модель макроэкономического равновесия            
3.5 Кейнсианская модель. Потребление. Сбережения. Инвестиции. Теория мультипликатора-акселератора            
3.6 Нарушение макроэкономического равновесия. Теория экономических циклов            
3.7 Экономическая нестабильность. Безработица и инфляция            
3.8 Денежная система и теоретическая модель денежного рынка            
3.9 Кредитно-банковская система. Инструменты кредитно-денежной политики            
3.10 Государственные финансы и налогово-бюджетное регулирование экономики            
3.11 Современные проблемы экономического роста           ОК тест
  История экономических учений            
4.1 Первые теоретические концепции: меркантилизм, физиократия            
4.2 Зарождение и становление классической политической экономии            
4.3 Экономические взгляды и реформаторские концепции противников классической политической экономии            
4.4 Возникновение неоклассического направления экономической мысли            
4.5 Зарождение американского институционализма            
4.6 Теория государственного регулирования экономики. Кейнсианство            
4.7 Монетаризм – теория стабилизации экономики. Неоклассический синтез            
4.8 Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли           ОК тест
  Всего в II семестре            
  Рубежный контроль курсовая работа
  Итоговый контроль экзамен
  Всего в учебном году            
                       

Учебно-тематический план (заочная форма обучения - 3,5 лет)

Наименование темы Всего часов В том числе: Форма контроля
Аудиторная работа Самостоятельная работа
Лекции (час.) Практические занятия (час.) Лабораторные занятия, час.
I семестр  
  Введение в экономическую теорию            
1.1 Экономическая теория: предмет и метод            
1.2 Экономические институты и собственность в рыночной экономике            
1.3 Основные субъекты рыночной экономики            
1.4 Системообразующие элементы рынка: товар и деньги            
1.5 Экономическая стратегия и экономическая политика            
1.6 Естественные и социальные условия жизни. Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Кривая производственных возможностей, альтернативная стоимость            
1.7 Механизм обеспечения рыночного равновесия            
1.8 Эластичность спроса и предложения           ОК тест
  Микроэкономика            
2.1 Потребительский выбор и индивидуальный спрос (кардиналистская теория)            
2.2 Теория поведения потребителя (ординалистская теория)            
2.3 Производство: его факторы и издержки            
2.4 Предприятие (фирма) как основная структурная единица предпринимательства            
2.5 Провалы рынка. Роль государства в рыночной экономике            
2.6 Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции            
2.7 Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции            
2.8 Ценообразование на рынке факторов производства: рынок труда, рынок капитала и земли            
2.9 Неравенство. Перераспределение доходов           ОК тест
  Всего I семестр            
  II семестр            
  Макроэкономика            
3.1 Предмет и метод макроэкономического анализа. Основные показатели            
3.2 Общественное воспроизводство и его концепции. Типы воспроизводства            
3.3 Теневая экономика. Национальная экономическая безопасность            
3.4 Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель равновесия «AD-AS». Классическая модель макроэкономического равновесия            
3.5 Кейнсианская модель. Потребление. Сбережения. Инвестиции. Теория мультипликатора-акселератора            
3.6 Нарушение макроэкономического равновесия. Теория экономических циклов            
3.7 Экономическая нестабильность. Безработица и инфляция            
3.8 Денежная система и теоретическая модель денежного рынка            
3.9 Кредитно-банковская система. Инструменты кредитно-денежной политики            
3.10 Государственные финансы и налогово-бюджетное регулирование экономики            
3.11 Современные проблемы экономического роста           ОК тест
  История экономических учений            
4.1 Первые теоретические концепции: меркантилизм, физиократия            
4.2 Зарождение и становление классической политической экономии            
4.3 Экономические взгляды и реформаторские концепции противников классической политической экономии            
4.4 Возникновение неоклассического направления экономической мысли            
4.5 Зарождение американского институционализма            
4.6 Теория государственного регулирования экономики. Кейнсианство            
4.7 Монетаризм – теория стабилизации экономики. Неоклассический синтез            
4.8 Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли           ОК тест
  Всего в II семестре            
  Рубежный контроль курсовая работа
  Итоговый контроль экзамен
  Всего в учебном году            
                       

4. Содержание дисциплины по темам

Раздел 1. Введение в экономическую теорию.

1.1 Экономическая теория: предмет и метод

Основные этапы развития предмета экономической теории. Позитивный и нормативный подход в экономике. Структура экономики, виды экономических ресурсов. Производственные возможности. Экономическая политика и какие цели она преследует. Методы исследования экономической теории.

1.2 Экономические институты и собственность в рыночной экономике.

Понятие «экономический» институт. Транзакционные издержки. Понятие собственности, пучок прав. Многообразие форм собственности в современных условиях.

1.3 Основные субъекты рыночной экономики

Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода. Предпринимательство, формы. Признаки акционерных обществ открытого и закрытого типов. Причины государственного вмешательства в экономику, формы участия государства в хозяйственной жизни.

1.4 Системообразующие элементы рынка: товар и деньги

Отличие товара от обычного продукта труда. Потребительная стоимость товара. Меновая стоимость и стоимость товара. Деньги, функции денег, закон денежного обращения. Сущность и элементы денежной системы.

1.5 Экономическая стратегия и экономическая политика

Основные элементы экономической стратегии и экономической политики. Факторы экономического развития. Формы и методы экономической политики. Роль государства в реализации экономической политики.

1.6 Естественные и социальные условия жизни. Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Кривая производственных возможностей, альтернативная стоимость.

Понятие социальной среды жизни людей. Естественная среда, составляющие. Потребность. Понятие эффективного использования редких ресурсов, условия. Концепция альтернативной стоимости. Закон возрастания дополнительных затрат

1.7 Механизм обеспечения рыночного равновесия

Равновесие на рынке, равновесная цена. Избыток, дефицит товара. Инфляционные ожидания. Дотации и налоги, влияние на рыночное равновесие.

1.8 Эластичность спроса и предложения.

Понятие эластичности спроса предложения, отличие. Виды эластичности, факторы ее определяющие. Значение эластичности для ценовой политики производителей. Влияние эластичности спроса и предложения на налоговое бремя.

Раздел 2. Микроэкономика.

2.1 Потребительский выбор и индивидуальный спрос (кардиналистская теория)

Факторы определяющие выбор потребителя в рыночной экономике. Рациональное поведение, потребительское равновесие. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности в условиях ограниченного бюджета потребителя. Соотношение эффекта замещения и эффекта дохода для разных категорий товаров: лучших, худших и Гиффена.

2.2 Теория поведения потребителя (ординалистская теория)

Аксиомы порядкового (ординалистского) подхода. Кривая безразличия и ее свойства. Факторы определяющие бюджетное ограничение потребителя. Оптимум потребителя в ординалистском подходе.Реакция потребителя на изменение цены товара на рынке. Кривые Энгеля. Эффект замещения и дохода по Е. Слуцкому.

2.3 Производство: его факторы и издержки

Индивидуальные и общественные затраты. Явные, неявные затраты. Вмененные затраты (упущенных возможностей, альтернативные). Постоянные FC и переменные VC затраты,общие ТС, средние АС и предельные МС затраты. Производственная функция, ее сиысл. Предельный продукт. Эффект масштаба. Предельная норма технического замещения.

Равновесие фирмы. Бухгалтерская и экономическая прибыль фирмы.

2.4 Предприятие (фирма) как основная структурная единица предпринимательства

Отличие «предприятия» от «фирмы». Причины возникновения банкротства предприятия. Классификация предприятий по формам собственности, по видам деятельности. Виды финансово-промышленных групп. Специфика развития рыночных отношений в России.

2.5 Провалы рынка. Роль государства в рыночной экономике

Проявление несостоятельности рынка. Отрицательные и положительные экстерналии. Понятие «общественные блага». Рациональность индивида в общественном выборе. Появление «несостоятельности государства».

2.6 Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции

Критерии рыночной структуры, конкурентная фирма. Поведение линии предложения отрасли в краткосрочном периоде. Долгосрочное равновесие фирмы на конкурентном рынке.

2.7 Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции

Отличие монополистической конкуренции от совершенной конкуренции. Дифференциация продукта. Влияние рекламы на выбор потребителя. Условия монополистической конкуренции максимизирует прибыль в коротком и длительном периодах. Отличие олигополии от монополистической конкуренции. Модель Курно. Модель «ломаной кривой спроса».

2.8 Ценообразование на рынке факторов производства: рынок труда, рынок капитала и земли.

Почему ценообразование на рынке ресурсов выделяется в отдельную проблему микроэкономического анализа?

Условие минимизации издержек фирмы на ресурсном рынке. «Эффект дохода» и «эффект замены» при изменении оплаты труда. Зависимость существует между структурой рынка труда, объемом занятости и платой за труд. Инвестиции в человеческий капитал. Основная функция процентной ставки. Факторы определяющие спрос на деньги для сделок. Экономическая рента, земельная рента, дифференциальная рента.

2.9 Неравенство. Перераспределение доходов.

Распределение НД (национальный доход) между членами общества. Различные трактовки причин неравенства доходов и благосостояния. Коэффициент Джини. Государственная поддержка уровня доходов. Кривая Лоренца. Перераспределение доходов в современной рыночной экономике (смешанной).

Раздел 3. Макроэкономика.

3.1 Предмет и метод макроэкономического анализа. Основные показатели.

Понятие макроэкономики. Система макроэкономических показателей, их взаимосвязь. Методы расчета ВВП.

3.2 Общественное воспроизводство и его концепции. Типы воспроизводства.

Понятие «национальная экономика», типы воспроизводства. Отличительные характеристики модели воспроизводства Ф. Кенэ. Теории воспроизводства общественного капитала К. Маркса. Балансовые модели воспроизводства, предпосылки образования. Направления применения СНС?

3.3 Теневая экономика. Национальная экономическая безопасность.

Причины возникновения теневой экономики. Понятие неофициальной, фиктивной и криминальной теневой экономики. Социально-экономические последствия теневой деятельности. Понятие национальной экономической безопасности. Факторы составляющие угрозу национальной экономической безопасности. Направления обеспечения национальной экономической безопасности.

3.4 Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель равновесия «AD-AS». Классическая модель макроэкономического равновесия.

Совокупный спрос, ценовые факторы влияющие на совокупный спрос. Неценовые факторы неценового спроса. Инфляция спроса, инфляция издержек. Ценовые и неценовые факторы влияющие на совокупное предложение. Механизм «эффекта храповика» в экономике. Равновесие на рынке труда в классической модели.Закон Сэя. Равновесная реальная процентная ставка?

3.5 Кейнсианская модель. Потребление. Сбережения. Инвестиции. Теория мультипликатора-акселератора.

Кейнсианская критика основных положений макроэкономической теории классической школы. Ключевое понятие кейнсианской теории. Предельная склонность к потреблению и сбережениям. Факторы определяющие спрос на инвестиции. «Парадокс бережливости». Мультипликационный эффект. Взаимосвязь мультипликатора и акселератора.

3.6 Нарушение макроэкономического равновесия. Теория экономических циклов.

Экономический цикл, фазы делового цикла. Основные группы теорий, объясняющих причины экономических циклов. Отрасли экономики наиболее подвержены циклическим колебаниям. Варианты инвестиционной политики воздействующие на совокупный спрос и национальный доход. Взаимодействие мультипликатора и акселератора в ходе экономического цикла.

3.7 Экономическая нестабильность. Безработица и инфляция.

Причины проявления макроэкономической нестабильности. Понятие, виды экономических циклов. Какова сущность инфляции. Виды инфляции. Основные социально-экономические последствия инфляции. Содержание антиинфляционной политики. Причины безработицы и формы ее проявления, закон Оукена. кривая Филлипса.

3.8 Денежная система и теоретическая модель денежного рынка.

Элементы образующие денежную систему. Предложение денег в узком смысле. Понятия «денежная масса» и «денежная база». Спрос на деньги. Равновесие на денежном рынке. Спекулятивный спрос на деньги.

3.9 Кредитно-банковская система. Инструменты кредитно-денежной политики.

Перечислите воздействия (цели) коммерческих банков на экономику.

Банки и их функции. Операции проводимые коммерческими банками. Функции Центрального банка. Политика денежной экспансии и когда она применяется, рестриктивная денежная политика.

3.10 Государственные финансы и налогово-бюджетное регулирование экономики.

Суть, задачи и инструменты фискальной политики. Элементы налоговой системы. Эффективная налоговая система. Наловые подходы к решению фискальных проблем. Методы достижения сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг.

3.11 Современные проблемы экономического роста.

Экономический рост, его характерные черты. Различия между экстенсивным и интенсивным темпом экономического роста. Модели Р. Харрода и Е. Домара, неоклассические модели экономического роста. Модель Р. Солоу. Роль государства в регулировании экономического роста.

Раздел 4 История экономических учений.

4.1 Первые теоретические концепции: меркантилизм, физиократия.

Предпосылки разложения феодализма, «меркантилизм», исторические предпосылки. Суть концепции национального богатства в воззрениях ранних и поздних меркантилистов. Исторические особенности меркантилизма в Англии и во Франции. Противоположная сущность и направленность принципов протекционизма и laissez faire. «Физиократия» недостатки экономического учения.

4.2 Зарождение и становление классической политической экономии

Социально-экономические предпосылки зарождения классической политической экономии. Критерии периодизации этапов эволюции «классической школы». Особенности предмета изучения А. Смита. Противоречивость трактовок А. Смита по поводу категории «стоимость». Сущность концепции А. Смита об «экономическом человеке» и «невидимой руке». Теоретические позиции А.Смита о заработной плате, прибыли, ренте и капитале.

4.3 Экономические взгляды и реформаторские концепции противников классической политической экономии

Основные социалисты утописты и их отношение к экономике свободной конкуренции. Роль государства в а трудах аШ. Фурье. Классовая сущность экономического романтизма. Основной замысел написания главного экономического произведения Сисмонди «Новые начала политической экономии, или о богатстве в его отношении к народонаселению»?. Общие черты и отличия экономического романтизма Прудона и Сисмонди. Оппортунистический характер экономических позиций Прудона. Критика основных положений классической школы со стороны представителей старой и новой исторической школы.

4.4 Возникновение неоклассического направления экономической мысли

Отличие кембриджской школы от классической и австрийской. Новизна характеристики рыночной цены в трактовке А. Маршалла. Суждения А. Маршалла о функциональной взаимосвязи факторов «цена», «спрос» и «предложение». Взгляды Дж. Кларка на капитал, капитальное благо, процент и ренту.

4.5 Зарождение американского институционализма

Историко-экономические предпосылки возникновения институционализма. «Институты» в трактовке американских авторов, в том числе Т. Веблена. Особенности идей Дж. Коммонса по поводу реформирования экономики правительством, подконтрольным общественному мнению. Вклад У. Митчелла в институциональное направление экономической мысли. Неоинституционализм. Э. Чемберлин суть монополии. Дж. Робинсон условия совершенной и несовершенной конкуренции.

4.6 Теория государственного регулирования экономики. Кейнсианство

Суть «кейнсианской революции», особенности предмета и метода изучения Дж. М. Кейнса. Суть психологического закона Дж. М. Кейнса. Меры государственного регулирования выдвигаемые Дж. М. Кейнсом. Особенности американской и европейской тенденций в современном кейнсианстве. Суть неокейнсианских теорий роста Е. Домара и Р. Харрода.

4.7 Монетаризм – теория стабилизации экономики. Неоклассический синтез

Отличие фридменовского экономического учения от кейнсианского. Стагфляция и причины ее возникновения? Суть фридменовской концепции борьбы с инфляцией. Интерпретация М. Фридменом «кривой Филлипса». Сущность концепции «неоклассического синтеза» П. Самуэльсона. Основные положения «неоклассического синтеза».

4.8 Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли

Специфика русской экономической мысли. Путьразвития русской экономической мысли. Труды М.И. Туган-Барановского. Математико-экономическое направление в русской экономической мысли. Суть метода прогнозного экономического анализа «затраты-выпуск», разработанного В. Леонтьевым. Общее в творчестве Н. Кондратьева и А.В. Чаянова. Главная заслуга в области экономической теории Л. В. Канторовича.

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1 Основная литература:

1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: Учебник для вузов. – 3-е изд., дополненное. – СПб: Питер, 2009. – 560 с.

2. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 512 с.: ил.- (Серия «Учебное пособие»)

3. История экономических учений: Учеб.пособие / Под ред. В. Автономова, Н. Макашевой, О. Макашевой. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 784с.

4. Курс экономической теории: Учебник / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - 6-е изд. дополенное и переработанное – Киров: ООО «АСА», 2011. – 880 с.

5. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: принципы, пробле­мы и политика.- 18-е изд./ Общ. ред., пер. и предисловие А.А. Пороховского. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 1010 с.

6. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. проф А.Г. Грязновой и проф. А.Ю, Юданова. – 8 е изд., стер.. – М.: КНОРУС, 2011. – 624 с.

7. Экономическая теория: Учебник. – Изд. испр. и доп. / под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 671 с. – (Высшее образование)

8. Экономическая теория: учебник / Под. Ред. Гукасьян Г.М., Маховиковой Г.А., Амосовой В.В. 2-е изд. – М.: Эксмо, 2011. – 736 с.

9. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов/ Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2010. – 591 с.

5.2 Дополнительная литература

1. Богомазов Г.Г., Благих И.А. История экономики и экономической мысли России. – Экономика, 2010. – 471 с.

2. Гловели Г.Дж. История экономических учений. – М.: Юрайт-Издат, 2012. – 724 с.

3. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., Думная Н.Н. Экономическая теория. Экспресс-курс. Учебное пособие. - 5-е издание. - М. КноРус, 2010 - 606 с.

4. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы – М.: Инфра – М, 2010. – 224 с.

5. История экономической мысли России в лицах: Словарь-справочник / кол.авторов: под ред. проф. Н.Н. думной и доц. О.В. Карамовой. – М.: КНОРУС, 2008. – 416 с.

6. Козырев В.М. Основы современной экономики: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статика, 2009. – 544с.

7. Киселева Е.АСафрончук М.В. Экономическая теория: Учебное пособие.- М.: Аспект-Пресс, 2011. – 552 с.

8. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2011. – 576с.

9. Подкиченко М.Г., Спиранский Л.Н., Дробышева Т.А. Пути развития экономики России: Теория и практика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 312с.

10. Салихов Б.В, Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд. переаб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация №Дашков и Ко», 2009. – 724с.

11. Самуэльсон П.Э. Экономика. – М.: НПО «Алгон». Том1. – 1997. – 334с.

12. Сборник задач по экономической теории: микроэкономика и макроэкономика / Под ред. Голикова А.Н., Стрельца И.А., Киселевой Е.А., Чепурина М.Н., Ермиловой С.В.. – Киров, ООО «АСА», 2011. – 248 с.

13. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. В 3 кн. – М. 1992.

14. Туган-Барановский М.И. Экономические очерки. – М.: Российская политическая энциклопедия, 1998. – 527с.

15. Экономическая теория. Макроэкономика 1,2 Метаэкономика. Экономика трансформации: Учебник / Под. ред. Журавлевой Г. - М.: Дашков и К, 2010. – 920 с.

16. Экономическая теория. Микроэкономика 1,2: Учебник / Под. ред. Журавлевой Г. – 6-е изд. переаб. и доп. - М.: Дашков и К, 2011. – 934 с.

17. Экономическая теория: Учебное издание для бакалавров / Под ред. И.Г. Николаевой. – 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Дашков и К, 2012. – 328 с.

18. Экономический словарь / Под ред. А.И. Архипова. – 2-е изд., перераб и доп., М..: Проспект, 2012. -672с.

6. Планы семинарских занятий

Семинар 1. Основные субъекты рыночной экономики

Цель занятия: получить представление об основных субъектах рыночной экономики и их взаимосвязи

Формы работы: Обсуждение проблем, решение тестов

Вопросы для обсуждения:

1. Субъекты (экономические агенты) и их поведение в рыночной экономике. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода.

2. Фирма как потребитель ресурсов и поставщик готовой продукции. Виды предпринимательской деятельности.

3. Государство как субъект рыночной экономики. Цели, функции и сферы деятельности государства в экономике.

4. Формы и методы государственного регулирования экономики. Государственное предпринимательство.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 512 с.: ил.- (Серия «Учебное пособие»)

2. Курс экономической теории: Учебник / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - 6-е изд. дополенное и переработанное – Киров: ООО «АСА», 2011. – 880 с.

3. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: принципы, пробле­мы и политика.- 18-е изд./ Общ. ред., пер. и предисловие А.А. Пороховского. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 1010 с.

4. Экономическая теория: Учебник. – Изд. испр. и доп. / под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 671 с. – (Высшее образование)

5. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов/ Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2010. – 591 с.

Дополнительная литература

1. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., Думная Н.Н. Экономическая теория. Экспресс-курс. Учебное пособие. - 5-е издание. - М. КноРус, 2010 - 606 с.

2. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы – М.: Инфра – М, 2010. – 224 с.

3. Киселева Е.АСафрончук М.В. Экономическая теория: Учебное пособие.- М.: Аспект-Пресс, 2011. – 552 с.

4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2011. – 576с.

5. Салихов Б.В, Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд. переаб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация №Дашков и Ко», 2009. – 724с.

6. Сборник задач по экономической теории: микроэкономика и макроэкономика / Под ред. Голикова А.Н., Стрельца И.А., Киселевой Е.А., Чепурина М.Н., Ермиловой С.В.. – Киров, ООО «АСА», 2011. – 248 с.

7. Экономическая теория. Микроэкономика 1,2: Учебник / Под. ред. Журавлевой Г. – 6-е изд. переаб. и доп. - М.: Дашков и К, 2011. – 934 с.

8. Экономическая теория: Учебное издание для бакалавров / Под ред. И.Г. Николаевой. – 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Дашков и К, 2012. – 328 с.

9. Экономический словарь / Под ред. А.И. Архипова. – 2-е изд., перераб и доп., М..: Проспект, 2012. -672с.

Семинар 2. Системообразующие элементы рынка: товар и деньги

Цель занятия: получить представление о взаимосвязи системообразующих элементах рынка. Формы работы: Обсуждение проблем

Вопросы для обсуждения:

1. Трудовая теория стоимости. Товар и его свойства.

2. Нетрудовые теории стоимости. Взаимообусловленность теории издержек и теории полезности.

3. Деньги как товар. Функции денег. Законы денежного обращения.

4. Денежные системы и их эволюция.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 512 с.: ил.- (Серия «Учебное пособие»)

2. Курс экономической теории: Учебник / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - 6-е изд. дополенное и переработанное – Киров: ООО «АСА», 2011. – 880 с.

3. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: принципы, пробле­мы и политика.- 18-е изд./ Общ. ред., пер. и предисловие А.А. Пороховского. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 1010 с.

4. Экономическая теория: Учебник. – Изд. испр. и доп. / под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 671 с. – (Высшее образование)

5. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов/ Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2010. – 591 с.

Дополнительная литература

1. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., Думная Н.Н. Экономическая теория. Экспресс-курс. Учебное пособие. - 5-е издание. - М. КноРус, 2010 - 606 с.

2. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы – М.: Инфра – М, 2010. – 224 с.

3. Киселева Е.АСафрончук М.В. Экономическая теория: Учебное пособие.- М.: Аспект-Пресс, 2011. – 552 с.

4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2011. – 576с.

5. Салихов Б.В, Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд. переаб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация №Дашков и Ко», 2009. – 724с.

6. Сборник задач по экономической теории: микроэкономика и макроэкономика / Под ред. Голикова А.Н., Стрельца И.А., Киселевой Е.А., Чепурина М.Н., Ермиловой С.В.. – Киров, ООО «АСА», 2011. – 248 с.

7. Экономическая теория. Микроэкономика 1,2: Учебник / Под. ред. Журавлевой Г. – 6-е изд. переаб. и доп. - М.: Дашков и К, 2011. – 934 с.

8. Экономическая теория: Учебное издание для бакалавров / Под ред. И.Г. Николаевой. – 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Дашков и К, 2012. – 328 с.

9. Экономический словарь / Под ред. А.И. Архипова. – 2-е изд., перераб и доп., М..: Проспект, 2012. -672с.

Семинар 3. Механизм обеспечения рыночного равновесия.

Цель занятия: получить практических навыков нахождения рыночного равновесия

Формы работы: Обсуждение проблем, решение тестов, решение задач

Вопросы для обсуждения:

1. Спрос: понятие, виды, факторы. Закон спроса. Функция спроса.

2. Предложение и факторы его определяющие.

3. Взаимодействие спроса и предложения. Нарушение равновесия.

4. Государственное регулирование цен: налоги, дотации и фиксированные цены.

Рекомендуемая литература

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 512 с.: ил.- (Серия «Учебное пособие»)

2. Курс экономической теории: Учебник / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - 6-е изд. дополенное и переработанное – Киров: ООО «АСА», 2011. – 880 с.

3. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: принципы, пробле­мы и политика.- 18-е изд./ Общ. ред., пер. и предисловие А.А. Пороховского. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 1010 с.

4. Экономическая теория: Учебник. – Изд. испр. и доп. / под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 671 с. – (Высшее образование)

5. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов/ Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2010. – 591 с.

Дополнительная литература

1. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., Думная Н.Н. Экономическая теория. Экспресс-курс. Учебное пособие. - 5-е издание. - М. КноРус, 2010 - 606 с.

2. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы – М.: Инфра – М, 2010. – 224 с.

3. Киселева Е.АСафрончук М.В. Экономическая теория: Учебное пособие.- М.: Аспект-Пресс, 2011. – 552 с.

4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2011. – 576с.

5. Салихов Б.В, Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд. переаб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация №Дашков и Ко», 2009. – 724с.

6. Сборник задач по экономической теории: микроэкономика и макроэкономика / Под ред. Голикова А.Н., Стрельца И.А., Киселевой Е.А., Чепурина М.Н., Ермиловой С.В.. – Киров, ООО «АСА», 2011. – 248 с.

7. Экономическая теория. Микроэкономика 1,2: Учебник / Под. ред. Журавлевой Г. – 6-е изд. переаб. и доп. - М.: Дашков и К, 2011. – 934 с.

8. Экономическая теория: Учебное издание для бакалавров / Под ред. И.Г. Николаевой. – 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Дашков и К, 2012. – 328 с.

9. Экономический словарь / Под ред. А.И. Архипова. – 2-е изд., перераб и доп., М..: Проспект, 2012. -672с.

Семинар 4. Эластичность спроса и предложения.

Цель занятия: получить практических навыков оценки эластичности спроса и предложения

Формы работы: Обсуждение проблем, решение тестов, решение задач

Вопросы для обсуждения:

1. Общее понятие эластичности.

2. Эластичность спроса и ее показатели. Факторы.

3. Эластичность предложения. Факторы, влияющие на нее.

4. Взаимосвязь общей выручки и эластичности. Точечная и дуговая эластичность.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 512 с.: ил.- (Серия «Учебное пособие»)

2. Курс экономической теории: Учебник / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - 6-е изд. дополенное и переработанное – Киров: ООО «АСА», 2011. – 880 с.

3. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: принципы, пробле­мы и политика.- 18-е изд./ Общ. ред., пер. и предисловие А.А. Пороховского. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 1010 с.

4. Экономическая теория: Учебник. – Изд. испр. и доп. / под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 671 с. – (Высшее образование)

5. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов/ Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2010. – 591 с.

Дополнительная литература

1. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., Думная Н.Н. Экономическая теория. Экспресс-курс. Учебное пособие. - 5-е издание. - М. КноРус, 2010 - 606 с.

2. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы – М.: Инфра – М, 2010. – 224 с.

3. Киселева Е.АСафрончук М.В. Экономическая теория: Учебное пособие.- М.: Аспект-Пресс, 2011. – 552 с.

4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2011. – 576с.

5. Салихов Б.В, Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд. переаб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация №Дашков и Ко», 2009. – 724с.

6. Сборник задач по экономической теории: микроэкономика и макроэкономика / Под ред. Голикова А.Н., Стрельца И.А., Киселевой Е.А., Чепурина М.Н., Ермиловой С.В.. – Киров, ООО «АСА», 2011. – 248 с.

7. Экономическая теория. Микроэкономика 1,2: Учебник / Под. ред. Журавлевой Г. – 6-е изд. переаб. и доп. - М.: Дашков и К, 2011. – 934 с.

8. Экономическая теория: Учебное издание для бакалавров / Под ред. И.Г. Николаевой. – 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Дашков и К, 2012. – 328 с.

9. Экономический словарь / Под ред. А.И. Архипова. – 2-е изд., перераб и доп., М..: Проспект, 2012. -672с.

Семинар 5. Теория поведения потребителя (ординалистская теория)

Цель занятия: получить практических навыков нахождения оптимума потребителя

Формы работы: Обсуждение проблем, решение тестов, решение задач

Вопросы для обсуждения:

1. Полезность и ее роль в формировании спроса.

2. Количественный подход к анализу полезности - два закона Госсена.

3. Порядковый подход: кривые безразличия и бюджетные линии.

4. Равновесие (оптимум) потребителя.

5. Реакция потребителя на изменение цены и дохода.

6. Номинальный и реальный доход.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 512 с.: ил.- (Серия «Учебное пособие»)

2. Курс экономической теории: Учебник / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - 6-е изд. дополенное и переработанное – Киров: ООО «АСА», 2011. – 880 с.

3. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: принципы, пробле­мы и политика.- 18-е изд./ Общ. ред., пер. и предисловие А.А. Пороховского. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 1010 с.

4. Экономическая теория: Учебник. – Изд. испр. и доп. / под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 671 с. – (Высшее образование)

5. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов/ Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2010. – 591 с.

Дополнительная литература

1. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., Думная Н.Н. Экономическая теория. Экспресс-курс. Учебное пособие. - 5-е издание. - М. КноРус, 2010 - 606 с.

2. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы – М.: Инфра – М, 2010. – 224 с.

3. Киселева Е.АСафрончук М.В. Экономическая теория: Учебное пособие.- М.: Аспект-Пресс, 2011. – 552 с.

4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2011. – 576с.

5. Салихов Б.В, Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд. переаб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация №Дашков и Ко», 2009. – 724с.

6. Сборник задач по экономической теории: микроэкономика и макроэкономика / Под ред. Голикова А.Н., Стрельца И.А., Киселевой Е.А., Чепурина М.Н., Ермиловой С.В.. – Киров, ООО «АСА», 2011. – 248 с.

7. Экономическая теория. Микроэкономика 1,2: Учебник / Под. ред. Журавлевой Г. – 6-е изд. переаб. и доп. - М.: Дашков и К, 2011. – 934 с.

8. Экономическая теория: Учебное издание для бакалавров / Под ред. И.Г. Николаевой. – 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Дашков и К, 2012. – 328 с.

9. Экономический словарь / Под ред. А.И. Архипова. – 2-е изд., перераб и доп., М..: Проспект, 2012. -672с.

Семинар 6. Производство: его факторы и издержки.

Цель занятия: Изучить классификацию издержек, получить теоретические практические навыки определения издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах

Формы работы: Обсуждение проблем, решение тестов, решени


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: