Последовательность действий

Работа с Project Expert может быть представлена в виде следующих основных шагов:

1. Построение модели

2. Определение потребности в финансировании

3. Разработка стратегии финансирования

4. Анализ финансовых результатов

5. Формирование и печать отчета.

6. Ввод и анализ данных о текущем состоянии проекта в процессе его реализации.

Построение модели. Процесс построения модели наиболее трудоемкий и требует значительной подготовительной работы по сбору и анализу исходных данных. Различные модули Project Expert независимы и доступны пользователю практически в любой последовательности. Однако, отсутствие некоторых необходимых исходных данных может блокировать доступ к другим модулям программы. Независимо от того разрабатываете ли Вы детальный финансовый план или хотите произвести предварительный экспресс-анализ проекта Вы должны в первую очередь ввести следующие исходные данные:

– дата начала и длительность проекта;

– перечень продуктов и/или услуг, производство и сбыт которых будет осуществляться в рамках проекта;

– две валюты расчета для платежных операций на внутреннем и внешнем рынках, а также их обменный курс и прогноз его изменения;

– перечень, ставки и условия выплат основных налогов;

– для действующего предприятия также следует описать состояние баланса, включая структуру и состав имеющихся в наличие активов, обязательств и капитала предприятия на дату начала проекта.

Следующим этапом процесса построения модели является описание плана развития предприятия (проекта). Для этого необходимо ввести следующие исходные данные:

– инвестиционный план, включая календарный план работ с указанием затрат и используемых ресурсов;

– операционный план, включая стратегию сбыта продукции или услуг, план производства, план персонала, а также производственные издержки и накладные расходы;

Определение потребности в финансировании. Для определения потребности в финансировании следует произвести предварительный расчет проекта. В результате предварительного расчета определяется эффективность проекта без учета стоимости капитала, а также определяется объем денежных средств, необходимый и достаточный для покрытия дефицита капитала в каждый расчетный период времени с шагом один месяц.

Разработка стратегии финансирования предприятия. После определения потребности в финансировании разрабатывается план финансирования. Пользователь имеет возможность использовать способы финансирования:

– посредством привлечения акционерного капитала;

– посредством привлечения заемных денежных средств.

– заключение лизинговых сделок

В процессе разработки стратегии финансирования проекта пользователь имеет возможность промоделировать объем и периодичность выплачиваемых дивидендов, а также стратегию использования свободных денежных средств (например: размещение денежных средств на депозит в коммерческом банке или приобретение акций сторонних предприятий).

Анализ эффективности проекта. В процессе расчетов Project Expert автоматически генерирует стандартные отчетные бухгалтерские документы:

– отчет о прибылях и убытках;

– бухгалтерский баланс;

– отчет о движении денежных средств;

– отчет об использовании прибыли.

На основе данных отчетных бухгалтерских документов осуществляется расчет основных показателей эффективности и финансовых коэффициентов.

Пользователь может разработать несколько вариантов проектов в соответствии с различными сценариями их реализации. После определения наиболее вероятного сценария проекта он принимается за базовый. На основе базового варианта проекта производится анализ чувствительности и определяются критические значения наиболее важных факторов, влияющих на финансовый результат проекта.

Формирование отчета. После завершения анализа проекта формируется отчет. В Project Expert предусмотрен специальный генератор отчета, который обеспечивает компоновку и редактирование отчета по желанию пользователя. В отчет могут быть встроены не только стандартные графики и таблицы, но также таблицы и графики, построенные пользователем при помощи специального редактора.

Также пользователь имеет возможность встраивания в отчет комментариев в виде текста.

Контроль за ходом реализации проекта. В Project Expert предусмотрены средства для ввода фактической информации о ходе реализации проекта. Актуальная информация может вводится ежемесячно. На основе введенной актуальной информации и плана формируется отчет о рассогласованиях плановой и фактической информации, которая может быть использована в процессе управления проектом.

Раздел "Проект"

Раздел "Проект" является первым в содержании Project Expert и изначально доступен после открытия или создания проекта. Он предназначен для ввода общей информации о проекте, настройки модулей расчета и отображения данных проекта.

Раздел состоит из шести модулей: Заголовок; Список продуктов; Текстовое описание; Отображение данных; Настройка расчета; Защита проекта, диалоги которых позволяют ввести необходимую информацию о наименовании проекта, сроках его реализации, сформировать перечень реализуемой продукции, установить защиту от несанкционированного доступа к данным проекта, а также произвести настройку программы для расчета и отображения полученных результатов.

Заголовок проекта. В этом диалоге отображается информация, введенная при создании проекта (в диалоге "Новый проект").

Дата начала и длительность проекта вводятся в поля с прокруткой, расположенные в центральной части диалога. Эти параметры определяют границы времени, в которых действует создаваемая модель. Все предусмотренные проектом операции, связанные с производством, сбытом или финансированием, не должны выходить за пределы установленного здесь периода.

В поле "Комментарий" может вводиться любой текст, поясняющий особенности данного варианта проекта, содержащий заметки полезные в процессе работы. Комментарий имеет вспомогательное значение и поэтому не включается в отчет.

В нижней части диалога представлено название файла проекта с указанием полного пути к нему и размер занимаемого им пространства на диске в килобайтах. Название и местонахождение файла определяется при создании проекта. Проект можно сохранить в файле с другим именем, при этом существующий файл остается без изменений.

Для сохранения проекта в файле с новым названием следует открыть раздел "Проект" в основном меню программы и выбрать команду "Сохранить как".

Список продуктов. Важнейшим фактором, определяющим содержание проекта, является перечень продуктов или услуг, которые будут представлены на рынок компанией, реализующей проект.

Процесс определения перечня продуктов и единиц их измерения для промышленных предприятий обычно не вызывает затруднений. Проблемы, как правило, возникают с проектами, ориентированными на оказание услуг, для которых сложно подобрать единицы измерений. При этом продукты должны отвечать следующим требованиям:

– должна существовать возможность определения единиц измерения продукта для обеспечения планирования физических объемов сбыта;

– должна существовать возможность распределения прямых (переменных) производственных затрат на единицу продукции (при наличии таковых);

– должна существовать возможность измерения единицы продукции денежным эквивалентом;

– количество различных продуктов должно быть таким, чтобы совокупный объем их продаж полностью соответствовал планируемому обороту компании.

В диалоге "Список продуктов" вводится полный перечень продуктов или услуг предприятия, реализующего проект, с указанием единицы измерения, даты начала продаж по каждому наименованию из перечня в отдельности.

Информация, введенная в диалоге "Список продуктов", будет использована программой в модулях раздела "Операционный план" при планировании стратегии производства и сбыта, сформированного перечня продуктов/услуг проекта а также в модуле "Стартовый баланс" раздела "Компания" при описании активов и пассивов действующего предприятия.

Таким образом, если проект реализуется в рамках вновь создаваемого юридического лица, в данном диалоге следует сформировать перечень продукции, которую авторы проекта планируют производить и реализовывать в период действия проекта.

Если же проект реализуется на основе действующего предприятия, то в диалоге "Список продуктов" следует сформировать перечень продукции, в который должны быть включены наименования как планируемой к производству, так и уже произведенной продукции с указанием продуктов незавершенного производства на дату начала проекта.

Для корректного учета произведенных издержек и формирования будущего производственного плана проекта, произведенную и незавершенную продукцию действующего предприятия следует показать в списке диалога в виде самостоятельных продуктов.

Дата начала продаж определяет только возможность начала продаж с указанного момента. В действительности, сбыт продукции осуществляется в соответствии с планом, который формируется в модуле "План сбыта".

Текстовое описание проекта. Модуль "Текстовое описание" в разделах "Проект", "Компания", "Окружение", "Инвестиционный план" и "Операционный план" предназначен для формирования текстовой части проекта. Представленные здесь диалоги организованы в соответствии с требованиями к структуре бизнес-плана.

При подготовке текстового описания проекта удобно пользоваться предложенной схемой, предусматривающей изложение развернутых ответов на поставленные вопросы. Для этого в поле со списком, расположенном в верхней части диалога, выбирается раздел бизнес-плана. Содержание ответов на вопросы, представленные в перечне, вводятся в окно в нижней части диалога.

В правой части диалога располагается комментарий к текущему вопросу.

В поле с надписью "Язык" может устанавливаться язык, на котором будут представлены все рубрики бизнес-плана как на экране, так и в отпечатанном отчете.

Сформированная таким образом текстовая часть проекта в дальнейшем может включаться в состав отчета.

Отображение данных. Диалог "Отображение данных" предназначен для указания масштаба представления данных проекта и настройки параметров отображения итоговых таблиц.

Этот диалог содержит три карточки: "Масштаб", "Итоговые таблицы" и "Таблица Кэш-фло".

Карточка "Масштаб". Все расчеты в Project Expert производятся с шагом в один месяц. Однако данные и результаты расчетов могут отображаться в масштабе месяца, квартала или года. Ежемесячный масштаб отображения информации устанавливается с помощью флажка "по месяцам до". После установки флажка становится доступным расположенное рядом поле с прокруткой, в котором следует указать продолжительность действия ежемесячного масштаба. Аналогичным образом устанавливается ежеквартальный масштаб для периода времени, следующего за установленным выше. В остальном периоде реализации проекта, для которого не установлены ежемесячный или ежеквартальный масштаб, действует годовой масштаб отображения данных.

Карточка "Итоговые таблицы". В этой карточке устанавливаются параметры отображения данных в итоговых таблицах программы, представленных в разделе "Результаты". Установка флажка "Отображать пустые строки" позволяет просматривать финансовые отчеты: "Прибыли-убытки", "Баланс" и "Кэш-фло" в полной форме, независимо от наличия в них каких-либо данных. Снятие флажка приводит к исключению из отчетов строк, не содержащих значимой информации.

Формат чисел в отчетах определяется с помощью флажка "Использовать разделитель 1000" и поля с прокруткой "Количество дробных знаков". Здесь допускается от 0 до 5 дробных знаков.

Валюта, в которой могут отображаться результаты расчетов, выбирается в поле со списком, расположенном в нижней части данной карточки. В списке предлагается выбор первой или второй валюты проекта, установленных в модуле "Валюта" раздела "Окружение".

Карточка "Таблица Кэш-фло". В этой карточке устанавливается параметр отображения данных в таблице Кэш-фло. Установка флажка "Дисконтировать строки при отображении" позволяет просматривать таблицу "Дисконтированный Кэш-фло", в которой данные отображаются с учетом ставки дисконтирования, установленной в модуле "Настройка расчета".

Настройка расчета. Диалог "Настройка расчета" предназначен для указания параметров расчета показателей эффективности проекта и степени детализации результатов.

Этот диалог содержит три карточки: "Ставка дисконтирования", "Детализация" и "Показатели эффективности".

Карточка "Ставка дисконтирования". Ставка дисконтирования является параметром модели, который позволяет корректировать суммы денежных выплат с учетом различной стоимости денег в разные моменты времени. Ставка дисконтирования используется при расчете показателей эффективности проекта, отображаемых в модуле "Эффективность инвестиций" в разделе "Анализ проекта". При этом в финансовых отчетах отображаются недисконтированные денежные потоки. Исключение составляет таблица "Кэш-фло", данные в которой могут быть отображены с учетом ставки дисконтирования в зависимости от состояния флажка "Дисконтировать строки при отображении", устанавливаемом в модуле "Отображение данных".

В качестве ориентира при выборе ставки дисконтирования обычно рассматриваются процентные ставки по банковским вкладам, государственным ценным бумагам или другим альтернативным возможностям надежного вложения денег. Показатели эффективности, рассчитанные с учетом ставки дисконтирования, демонстрируют сравнительную эффективность инвестиций в проект по отношению к другим финансовым инструментам, доступным для инвесторов.

Величины ставок дисконтирования, установленные в группе полей "Общая ставка дисконтирования" для первой и второй валют проекта, используются при расчете следующих показателей: дисконтированный период окупаемости (DPB), индекс прибыльности (PI), чистый приведенный доход (NPV), длительность (D).

Для расчета модифицированной внутренней нормы рентабельности (MIRR) используются специальные ставки дисконтирования. Поскольку методика расчета показателя MIRR предусматривает приведение всех выплат к началу, а всех поступлений к концу проекта, то для поступлений и выплат могут быть установлены индивидуальные ставки как в первой так и во второй валюте проекта. Эти параметры можно ввести после установки флажка "Использовать индивидуальные ставки дисконтирования для расчета MIRR".

Карточка "Детализация". Для детального рассмотрения каких-либо расчетных данных следует определить состав таблиц, которые необходимо сформировать в результате расчета проекта. Выбор таблицы, содержащей необходимые данные, определяется установкой флажка с наименованием соответствующей таблицы.

С помощью кнопок "Выделить все" и "Удалить все" можно установить или снять все флажки одновременно.

Флажок "Доходы участников", в нижней части диалога, указывает, что при расчете проекта должны быть определены показатели эффективности для участников финансирования проекта. Настройка параметров расчета и просмотр результатов осуществляются в диалоге "Доходы участников" в разделе "Анализ результатов". При снятом флажке этот диалог не доступен.

Флажок "Разнесение издержек" определяет необходимость расчета доходов подразделений компании. Данные, необходимые для расчета, вводятся в диалоге "Разнесение издержек". Этот диалог не доступен, если флажок снят.

Выбранные в этом диалоге таблицы детализации можно просмотреть в модуле "Детализация результатов" (раздел "Результаты") после выполнения расчета проекта.

Если в карточке "Детализация" не установлен ни один флажок, то кнопка "Детализация результатов" в разделе "Результаты" не доступна.

Карточка "Показатели эффективности". Выбор подходящих параметров расчета показателей эффективности позволяет получить корректную оценку проекта, учитывающую особенности его реализации.

Установка флажка "Учитывать проценты по кредитам" обеспечивает расчет показателей эффективности инвестиций с учетом выплат, связанных с обслуживанием кредиторской задолженности. При снятом флажке рассчитывается собственная эффективность проекта без учета стоимости денег, привлекаемых для финансирования инвестиционных затрат.

В поле с прокруткой, расположенном в центральной части карточки, можно определить процент выплат, которые финансируются за счет поступлений текущего месяца.

При установке значения 100%, расчет показателей эффективности будет проводиться в предположении, что поступления каждого месяца в полном объеме могут использоваться на покрытие затрат, осуществляемых в том же месяце. В реальных условиях такое предположение не корректно, поскольку расходы нередко производятся в начале месяца, а поступления могут быть получены в конце. Для моделирования реального движения денежных средств могут использоваться значения данного параметра, лежащие в пределах от 0 до 100. Выбор значения 0% означает, что все текущие поступления идут на финансирование затрат следующего месяца.

В поле с прокруткой, расположенном в нижней части диалога, устанавливается период расчета показателей эффективности.

Использование этого параметра позволяет оценить эффективность инвестиций не только на момент окончания проекта, но и на предварительных этапах его реализации.

Защита проекта. Защита проекта от несанкционированного доступа обеспечивается с помощью паролей. Выделяются три категории пользователей, имеющих различные права доступа к данным:

– "автор проекта", обладающий полным объемом прав доступа, включая, изменение данных, ввод актуализированных данных, просмотр, а также установление паролей для всех пользователей;

– "менеджер проекта", имеющий право ввода актуализированных данных и просмотра проекта; актуализированные данные вводятся в разделе "Актуализация" и отражают фактическое движение денежных средств в ходе реализации проекта

– "гость", который может только просматривать данные проекта; в режиме просмотра допускается изменение масштаба отображения результирующих таблиц (модуль "Отображение данных") и установка опций детализации (модуль "Настройка расчета").

Раздел "Компания"

В разделе "Компания" можно осуществить ввод данных, характеризующих финансово-экономическое состояние предприятия на начало проекта. Раздел состоит из четырех модулей: Стартовый баланс; Банк. Система учета. Текстовое описание, Структура компании.

Стартовый баланс. При построении описания начальных условий реализации проекта, возможен выбор одного из двух вариантов:

– для реализации проекта создается новая компания, имеющая "нулевой" стартовый баланс; в этом случае вновь создаваемые активы компании описываются в разделе "Инвестиционный план";

– проект реализуется на основе действующего предприятия; при этом необходимо описать состояние его активов и пассивов на момент начала проекта.

Действующее предприятие к началу проекта может располагать движимым и недвижимым имуществом, денежными средствами, материальными запасами, а также может иметь обязательства перед кредиторами, и дебиторскую задолженность за реализованные продукты или услуги. Допустим, что предприятие имеет дебиторскую задолженность, погашение которой предполагается во втором месяце проекта. Таким образом, в балансе, на момент начала проекта, должна быть отображена сумма дебиторской задолженности, а в отчете "Кэш-фло"- фактическое поступление денег во втором месяце в погашение этой задолженности.

Начальное финансовое состояние действующего предприятия отражается в диалоге "Стартовый баланс". В нем детально описываются статьи активов и пассивов баланса на дату начала проекта.

Платежные операции, связанные с формированием стартового баланса не отражаются в "Кэш-фло", поскольку в этом отчете представлены только те выплаты и поступления, которые проводятся в период реализации проекта.

Например, предприятие имеет станок, который был приобретен два года назад. Оплата стоимости станка была произведена за два года до начала проекта и поэтому не может быть отражена в отчете о движении денежных средств на дату начала проекта. При этом балансовая стоимость станка и накопленная сумма амортизационных отчислений должны быть показаны в балансе в соответствующих статьях. В отчете "Прибыли-убытки" отражается сумма амортизационных отчислений, рассчитанных за двухгодичный период.

Диалог "Стартовый баланс" состоит из двух разделов: "Активы" и "Пассивы". Переключение между этими разделами осуществляется выбором закладки в верхней части диалога.

Данные по каждой из статей активов и пассивов предприятия на начало реализации проекта вводятся в карточки, которые выбираются с помощью закладок в левой части каждого из разделов диалога.

Введенные данные отображаются в балансе предприятия, который можно просмотреть, выбрав закладку "Баланс".

Раздел " Активы " содержит следующие карточки: Денежные средства; Счета к получению; Запасы готовой продукции; Запасы сырья, материалов и комплектующих; Предоплаченные расходы; Земля; Здания; Оборудование; Нематериальные активы; Незавершенные инвестиции; Инвестиции в ценные бумаги.

Для оперативного просмотра вводимой информации в модуле предусмотрена процедура отображения этих данных в балансе на начало проекта (закладка "Баланс").

Денежные средства. Заполнение карточки позволяет учесть денежные средства, находящиеся на счете, в кассе предприятия и на руках у сотрудников. Средства могут быть введены как в первой, так и во второй валютах проекта. При наличии у предприятия денежных средств в нескольких валютах необходимо произвести вручную пересчет этих средств в денежный эквивалент, выраженный в одной из валют проекта на дату его начала. Сумма наличности, введенная в стартовом балансе, отражается в балансовом отчете в строке "Денежные средства".

В таблице "Кэш-фло" величина денежных средств из стартового баланса присутствует в виде суммарного остатка наличности, возникающего с момента начала проекта. В Отчете "Прибыли-убытки" факт ввода начального остатка денежных средств никак не отразится.

Счета к получению. Карточка позволяет ввести денежные средства, которые должны поступить на счет предприятия в результате погашения дебиторской задолженности. Счета к получению могут быть объединены в группы счетов, у которых сроки погашения дебиторской задолженности совпадают. Средства могут быть введены как в первой, так и во второй валютах проекта. Если среди дебиторов имеются задолженности в валютах другого наименования, то эти суммы перед вводом необходимо будет преобразовать в одну из валют проекта.

Представленная в данной карточке таблица предназначена для ввода данных о дебиторской задолженности: наименование счета и сумма. Сумма счета может быть введена только в одной из валют проекта. Период погашения задолженности указывается в полях с прокруткой, расположенных в нижней части карточки. Здесь указывается начальный и конечный месяц периода, в котором погашается задолженность. Сумма счета погашается равными долями в течение указанного срока. Для ввода новой записи в таблицу нужно щелкнуть правой кнопкой мыши в любом поле таблицы и в появившемся меню выбрать пункт "Добавить". Можно также воспользоваться клавишей Insert.

После ввода данных о дебиторской задолженности выплаты по указанным счетам отображается в "Кэш-фло". В балансе в момент каждой выплаты происходит дебетование счета "Денежные средства" и кредитование счета "Счета к получению".

Запасы готовой продукции. Карточка "Запасы готовой продукции" предназначена для ввода данных о готовой и незавершенной продукции на дату начала проекта. На момент начала проекта на предприятии может находиться как готовая продукция, так и незавершенная, т.е. находящаяся в процессе производства, либо в пути на реализацию. Перечень этой продукции с указанием единиц измерения и предполагаемых дат начала реализации формируется в модуле "Список продуктов" раздела "Проект".

Например, пусть на дату начала проекта 50 готовых персональных компьютеров стоимостью 4800 руб. каждый отправлены торговому агенту для реализации. Кроме того, имеется две партии, находящиеся на различных технологических стадиях производства: 100 персональных компьютеров, находящихся в стадии сборки, себестоимостью 3600 тыс.руб. (80% завершения) и 100 компьютеров себестоимостью 2400 тыс.руб. (20% завершения). Таким образом, суммарная стоимость активов этого вида составляет: 50*4800 + 100*3600 + 100*2400 = 840000 рублей.

В представленной здесь таблице вводятся данные о количестве и себестоимости продукции, находящейся в стадии реализации или производства. Таблица содержит перечень продуктов и услуг, сформированный в диалоге "Список продуктов". Этот список здесь можно редактировать, дополняя его наименованиями продуктов, находящихся в стадии незавершенного производства.

В данном диалоге не следует вносить изменения в информацию о новых продуктах, производство которых еще не начато и только предусматривается проектом. Их количество и себестоимость должны иметь нулевые значения.

Величина себестоимости указывается в основной валюте проекта с учетом степени завершенности конкретного продукта.

Для продуктов незавершенного производства при последующем описании издержек в разделе "Операционный план" в модуле "План производства" следует указать лишь часть издержек, требуемых для завершения производственного процесса.

Суммарная стоимость активов, указанных в этой карточке отражается в балансе в строке "Запасы готовой продукции" и списывается по мере осуществления продаж в соответствии с планом сбыта, сформированным в разделе "Операционный план".

Наличие запасов готовой продукции предопределяет необходимость уплаты налога на имущество, установленного в разделе "Окружение". Начисленный налог отражается в отчете "Прибыли-убытки". Налоговые выплаты видны в таблице "Кэш-фло".

Запасы комплектующих. Состав используемых в производственной деятельности предприятия сырья, материалов и комплектующих определяется в разделе "Операционный план", в модуле "Материалы и комплектующие". Их использование описывается в модуле "План производства". Если на момент начала проекта предприятие имеет на складе запасы сырья, материалов или комплектующих, предназначенных для производства, их следует описать в данной карточке.

Содержимое представленной здесь таблицы сформировано в модуле "Сырье, материалы и комплектующие" раздела "Операционный план". В данной карточке этот список можно отредактировать, пополнив его материалами, имеющимися на складе предприятия на момент начала проекта, и указать их стоимость и количество.

Например, предприятие имеет на складе запас комплектующих, необходимых для сборки компьютеров Pentium 166, на общую сумму 332000 рублей. Количество и стоимость каждого изделия указываются в данной карточке. Выпуск компьютеров Pentium 200 и Pentium 233 предусматривается проектом, но до настоящего момента комплектующие к ним не приобретались, поэтому данные по ним здесь не вводятся.

Сумма указанных в данной карточке запасов отображается в балансе в строке "Сырье, материалы и комплектующие". По мере расходования их в процессе производства сумма запасов будет сокращаться.

В отчете "Прибыли-убытки" появление запасов комплектующих повлечет за собой увеличение налогов на имущество. В процессе производства сумма издержек по статье "Материалы и комплектующие" будет рассчитываться на основании себестоимости запасов, указанной в данной карточке.

Предоплаченные расходы. Для правильного описания издержек следует учитывать расходы, произведенные до начала проекта. В данной карточке указывается сумма таких расходов, доля, которая относится на период до начала проекта (% использования) и срок, в течение которого они списываются на издержки (срок амортизации).

Для ввода новой записи достаточно щелкнуть правой кнопкой мыши по любому полю таблицы и в появившемся меню выбрать пункт "Добавить". Можно также воспользоваться клавишей Insert на клавиатуре.

Суммарная величина активов, указанных в данной карточке, отображается в балансе в строке "Краткосрочные предоплаченные расходы", если период, за который была произведена оплата, не превышает 12 месяцев, либо в строке "Предоплаченные расходы", если срок использования предоплаченных расходов превышает 12 месяцев.

Амортизация суммы предоплаченных расходов в последующие периоды времени производится ежемесячно, равными долями, по мере их использования.

Для описания операции продажи актива, приобретенного до начала проекта нужно установить флажок "Продажа актива" и нажать расположенную рядом кнопку. В появившемся диалоге можно указать период эксплуатации данного актива до продажи (в мес.), цену, по которой он продается (альтернативный вариант: продажа по остаточной стоимости), налог на продажу.

Земля. В таблицу карточки вводится информация о земельных активах предприятия на дату начала проекта: Наименование актива; Стоимость актива в основной валюте. Описываемые в данной карточке активы были оплачены ранее, и поэтому в "Отчете о движении денежных средств" никакие платежи отражены не будут. В балансе, в статье "Земля", будет отражена суммарная стоимость активов. Нажатие кнопки "Продажа актива" приводит к появлению диалога "Продажа актива". В случае продажи актива необходимо указать период эксплуатации до продажи актива, указать цену продажи актива (если актив продается по остаточной стоимости, необходимо включить опцию Продажа по остаточной стоимости). Если есть налог на продажу актива, необходимо указать его ставку.

Здания. В таблицу вводится наименование здания, балансовая стоимость на момент приобретения или постройки, срок амортизации (с момента приобретения до полного износа) и процент износа на дату начала проекта. В балансе в статье "Здания", отражается суммарная стоимость активов, указанных в данной карточке, за вычетом их износа на дату начала проекта. Нажатие кнопки "Продажа актива" приводит к появлению диалога "Продажа актива".

Оборудование. В таблицу следует ввести наименование оборудования, его балансовую стоимость на момент приобретения, срок амортизации и процент износа на дату начала проекта. В балансе в статье "Оборудование", будет отражена суммарная стоимость активов этого вида за вычетом их износа на дату начала проекта. Нажатие кнопки "Продажа актива" приводит к появлению диалога "Продажа актива".

Нематериальные активы. Ценность нематериальных активов заключается в долгосрочных правах и преимуществах, которые они дают владельцу. Наиболее простыми примерами нематериальных активов являются: привилегии, авторские права, цена фирмы, торговые марки, особые привилегии, лицензии, формулы, технологии и другие. Они учитываются по стоимости приобретения, т.е. по сумме, которая уплачена за них. На нематериальные активы начисляется амортизация в течение срока службы аналогично основным средствам. Например, если компания приобрела патент, который действителен в течение 20 лет, но предполагает выпускать продукцию по этому патенту только 5 лет. Срок амортизации такого актива должен быть равен 5 годам.

Карточка "Нематериальные активы" активизируется выбором в разделе "Активы" закладки "Нематериальные активы". В таблицу карточки вводится следующая информация: Наименование актива; Стоимость актива в основной валюте; Срок амортизации; Износ в %. В балансе в статье "Нематериальные активы", будет отражена суммарная стоимость активов с учетом их износа. Нажатие кнопки "Продажа актива" приводит к появлению диалога "Продажа актива".

Незавершенные инвестиции. В карточке "Незавершенные инвестиции" описываются незавершенные, долгосрочные инвестиционные затраты на создание активов (незавершенное строительство). Карточка "Незавершенные инвестиции" активизируется выбором в разделе "Активы" закладки "Незавершенные инвестиции". В открывшейся карточке представлен список объектов, сформированных в инвестиционном плане как активы. В таблицу карточки вводится информация о величине осуществленных затрат в период до начала проекта в основной валюте по каждому объекту в отдельности.

Инвестиции в ценные бумаги. Если к моменту старта проекта у компании имеются финансовые вложения, то они описываются в карточке "Инвестиции в ценные бумаги".

В карточке отражаются название финансовых вложений, их сумма, срок возврата и процентный доход. В тех случаях, когда срок указанных здесь вложений превышает 12 месяцев, они отражаются в балансе как "Инвестиции в ценные бумаги. Краткосрочные вложения (до 12 месяцев) показаны в строке "Банковские вклады и ценные бумаги".

Возврат долгосрочных инвестиций отражается в "Кэш-фло" в строке "Продажа прав собственности". При этом в балансе кредитуется счет "Инвестиции" и дебетуется счет "Денежные средства". Выплаты дохода по ценным бумагам отражаются в "Кэш-фло" в строке "Доходы от инвестиционной деятельности". Продажа краткосрочных ценных бумаг показана отрицательной величиной в строке "Вложения в краткосрочные ценные бумаги".

Следует заметить, что продажа ценных бумаг, описанных в стартовом балансе возможна только по их балансовой стоимости. В тех случаях, когда цена продажи бумаг выше себестоимости, полученный доход можно описать в модуле "Другие поступления" раздела "Финансирование".

Карточки раздела " Пассивы ": Отсроченные налоговые платежи; Счета к оплате; Кредиты; Акционерный капитал; Резервы; Нераспределенная прибыль; Полученные авансы; Добавочный капитал.

Отсроченные налоги. В карточке вводятся налоговые обязательства предприятия, образовавшиеся до начала проекта, которые необходимо погашать в период реализации проекта. В таблицу вводятся наименование задолженности и сумма платежа в одной из валют проекта. В расположенных ниже полях с прокруткой указываются сроки погашения обязательств. При указании периода более месяца сумма обязательства распределяется равномерно на обозначенный срок погашения.

После ввода данных и проведения расчета в статье баланса "Отсроченные налоговые платежи" отобразится суммарная налоговая задолженность. По мере погашения задолженности в последующие периоды времени эта сумма уменьшается. В "Отчете о движении денежных средств" в статье "Налоги" отобразятся выплаты в погашение задолженности по налогам.

Счета к оплате. В карточке вводятся данные о счетах, предъявленных предприятию до начала проекта, и подлежащих оплате в период реализации проекта. Каждый из счетов, на которых учитывается кредиторская задолженность, характеризуется наименованием, суммой задолженности и периодом погашения. Введенные здесь суммы задолженности отражаются в статье баланса "Счета к оплате". По мере погашения обязательств этот счет дебетуется, а счет "Денежные средства" кредитуется.

В таблице "Кэш-фло" расчеты по обязательствам отражаются в строке "Другие выплаты".

Кредиты. Данные о кредитах, полученных предприятием до начала проекта, погашение которых предполагается в период реализации проекта, вводятся в карточку "Кредиты". Карточка открывается нажатием кнопки "Кредиты" после выбора одноименной закладки. Карточка отражает не условия кредитного договора, а состояние задолженности на момент начала проекта. Эта дата отображается в таблице и не доступна для редактирования. Здесь вводится наименование кредитора, сумма остатка кредиторской задолженности в первой или второй валюте и срок погашения займа.

В случае если в кредитном договоре предусмотрено начисление процентов по схеме "сложного процента" (сумма начисленных, но еще не выплаченных, процентов присоединяется к основному долгу), необходимо установить флажок "Капитализация". Процедура капитализации действует только для регулярных процентных выплат. При наличии отсрочки выплат по процентам необходимо указать ее длительность (поле Отсрочка первой выплаты) и условия погашения образовавшейся при этом задолженности (поле Задолженность выплачивается).

Установка переключателя режима выплаты процентов в положение "Разовые" позволяет ввести произвольную схему выплат. Для этого в таблицу, открывшуюся после нажатия кнопки "Схема" следует ввести дату и сумму каждой выплаты.

Способ учета процентов по кредиту указывается поле "Отнесение процентов", в котором может быть выбран в соответствии с действующим законодательством один из трех возможных способов учета процентов по кредитам:

– отнести полностью на затраты;

– отнести на затраты/прибыль с учетом рефинансирования;

– отнести полностью на прибыль.

В случае выбора режима "С учетом ставки рефинансирования" выплаты процентов по кредиту относятся на затраты в пределах ставки, указанной в модуле "Ставка рефинансирования" (раздел "Окружение"). Оставшаяся часть относится на прибыль.

Условия погашения основной суммы кредиторской задолженности описываются в карточке "Возврат". Здесь можно установить переключатель на один из трех режимов возврата кредита:

– "В конце" - в виде единовременного платежа в конце срока займа;

– "Регулярно" - в виде регулярных платежей с определенной периодичностью выплат;

– "Разовыми платежами" - по произвольно заданной схеме.

Установка переключателя в положение "В конце" обеспечивает возврат суммы займа на дату окончания срока действия кредитного соглашения в виде единовременного платежа.

При выборе режима регулярных выплат задолженности в доступных полях диалога следует указать их начало и периодичность.

В положении переключателя "Разовыми платежами" становится доступной кнопка "Схема", нажатием которой открывается диалог "Схема разовых выплат...". Здесь следует ввести даты и суммы выплат, обеспечивающих погашение кредита. В случае если сумма всех "разовых выплат" окажется меньше величины займа, остаток будет отнесен на дату окончания действия займа.

Кредиты, отражаются в балансе в строке "Краткосрочные займы" при сроке задолженности, не превышающем 12 месяцев, или строке "Долгосрочные займы" при сроке задолженности свыше 12 месяцев. В случаях, когда до погашения задолженности по долгосрочному кредиту остается не более 12 месяцев, сумма задолженности, отображаемая в балансе, автоматически перемещается из строки "Долгосрочные займы" в строку "Краткосрочные займы".

В таблице "Кэш-фло" отражаются выплаты процентов и возврат кредита. В отчете "Прибыли-убытки" показано отнесение процентов по кредиту на затраты при расчете чистой прибыли.

Акционерный капитал. Карточка заполняется данными об акционерном капитале предприятия на момент начала проекта.

В таблицу, представленную в данной карточке, вводится название акционера (компании или частного лица) и сумма внесенного им капитала в первой или второй валюте проекта. В нижней части карточки указываются количество акций, находящихся в распоряжении каждого акционера, и их номинальная стоимость. Установка флажка "Привилегированные акции" указывает на то, что владелец данного пакета получает гарантированный доход. Величина дохода вводится в расположенном здесь же поле с прокруткой в процентах годовых от номинала акций.

Данные об акционерах используются программой при расчете доходов участников проекта в модуле "Доходы участников" (раздел "Анализ проекта"). Установка флажка "Госакционер" означает отнесение акционерного капитала к государственному источнику финансирования. При анализе доходов участников все акционеры этой категории объединены под общим названием "Государство".

В балансе предприятия акционерный капитал может отражаться в трех строках. В строках "Обыкновенные акции" и "Привилегированные акции" показана сумма средств, полученных от продажи, соответственно, обыкновенных и привилегированных акций по номиналу. Сумма, полученная за счет разницы между ценой продажи и номиналом, отражается в строке "Капитал внесенный сверх номинала". В "Кэш-фло" не отражается операция по зачислению денежных средств, полученных от продажи акций, на счет предприятия, так как она произошла до начала проекта. Все операции по привлечению капитала, которые планируется осуществить в рамках проекта в последующие периоды времени (включая первый месяц) описываются в разделе "Финансирование".

Резервы. В карточке вводятся данные о суммарной величине резервных фондов и других фондов специального назначения, созданных предприятием до начала реализации проекта.

Нераспределенная прибыль. В карточке указывается суммарная величина прибыли, которая не была распределена (использована) в предыдущие периоды времени до старта проекта. Убыток вводится со знаком "минус".

Полученные авансы. В карточке отражаются обязательства по поставке продукции, оплаченной покупателями. В представленной здесь таблице вводится наименование кредиторской задолженности по оплаченной продукции или услугам и сумма аванса в одной из валют проекта. В нижней части карточки указывается период погашения задолженности. Погашение суммы обязательств будет происходить в заданный период равными долями. Введенные здесь данные отображаются в балансе в строке "Авансы полученные". По мере погашения задолженности дебетуется счет "Авансы полученные" и кредитуется счет "Нераспределенная прибыль". В отчете "Прибыли-убытки" суммы погашаемой задолженности по статье "Авансы полученные" отражаются в строке "Валовый объем продаж" и включаются, таким образом, в расчет прибыли.

Добавочный капитал. В этой карточке показывается величина "несходимости" стартового баланса, которая квалифицируется как добавочный капитал.

Значение добавочного капитала рассчитывается в соответствие с главным правилом баланса:

Сумма Активов = Сумма обязательств + Собственный капитал.

Собственный капитал состоит из акционерного капитала и прибыли. Добавочный капитал может возникнуть только в результате переоценки активов или пересмотра (изменения) значений и порядка погашения обязательств предприятия. В случае если для описания стартового баланса предприятия использовались только данные бухгалтерской отчетности, т.е. в качестве значений стоимости активов и обязательств принималась только текущая балансовая стоимость, то сумма добавочного капитала будет равна нулю.

Банк. Система учета. "Диалог "Банк. Система учета" предназначен для определения основных правил учета финансовой деятельности предприятия. Диалог открывается нажатием кнопки "Банк. Система учета" в разделе "Компания".

Начало финансового года. В поле со списком, расположенном в верхней части диалога, следует выбрать месяц, с которого начинается финансовый год. Общепринятый порядок учета определяет начало финансового года в январе. От этого месяца ведется отсчет квартальных и годовых периодов, за которые определяются результаты финансовой деятельности.

Принцип учета запасов. В этом списке может быть выбран один из трех возможных методов учета запасов сырья, материалов и комплектующих, а также запасов готовой (в том числе, незавершенной) продукции, находящейся на складе предприятия.

Принцип учета запасов: FIFO, LIFO или "по среднему" устанавливается в поле со списком, находящемся в центральной части диалога. Выбор принципа учета может оказать заметное влияние на финансовые результаты в отдельные периоды деятельности предприятия.

Флажок "Показывать в балансе оборудование, полученное в лизинг" позволяет отразить специфику учета лизинговых операций. Так законодательство некоторых стран требует "постановки на баланс" лизингового оборудования. Российские правила учета к этому не обязывают; порядок учета определяется условиями сделки. Имущество, полученное в лизинг, отображается в строке баланса "Имущество в лизинге". Описание лизинговых операций, предусмотренных проектом, выполняется в модуле "Лизинг" в разделе "Финансирование".

Метод оценки запасов по ценам первых закупок (FIFO). Это метод основан на предположении, что себестоимость товаров, приобретенных, в первую очередь, должна быть отнесена к товарам, проданным в первую очередь. Себестоимость товаров на конец периода, относится к последним покупкам, а себестоимость реализованных товаров соотносится с более ранними покупками. Метод FIFO может быть использован предприятием любого рода, вне зависимости от реального физического движения товаров, потому что учитывается движение стоимости, а не движение товаров.

Эффект от использования метода FIFO заключается в том, что материальные запасы на конец периода оцениваются по ценам последних закупок, а в себестоимости реализованной продукции используются цены первых покупок товаров. В период постоянного роста цен метод FIFO дает наиболее высокий из возможных уровень чистого дохода. Это приводит к тому, что фирма стремится повысить цены реализации при росте текущих цен, не принимая во внимание тот факт, что материальные запасы могли быть приобретены до момента роста цен. Соответственно в период снижения цен наблюдается обратный эффект. Поэтому основным недостатком метода FIFO является то, что он увеличивает влияние цикла экономического развития на показатель дохода.

Метод оценки запасов по ценам последних закупок (LIFO). Данный метод базируется на той посылке, что себестоимость товаров, приобретенных последними, используется для определения стоимости товаров, проданных в первую очередь, а себестоимость запасов на конец периода рассчитывается на основе себестоимости товаров, приобретенных первыми. Суть метода LIFO заключается в том, что материальные запасы оцениваются по ценам ранних закупок, а себестоимость реализованной продукции включает в себя стоимость последних приобретений. Безусловно, подобное допущение не сочетается с действительным движением товара на многих предприятиях.

Тем не менее существует весомый аргумент в пользу данного метода, ибо в любом случае для функционирующего предприятия необходимо определенное количество материальных запасов. Когда материальные запасы реализованы, они должны быть восполнены. Сторонники метода LIFO считают, что наиболее точное определение прибыли возможно только лишь при условии соотнесения текущей себестоимости товаров с текущей продажной ценой, не взирая на то, как именно товары фактически проданы. При движении цен как вверх, так и вниз метод LIFO предполагает, что себестоимость реализованной продукции отразит издержки в соответствии с уровнем цен на момент продажи. В результате метод LIFO показывает наименьшую чистую прибыль в период проявления инфляционных процессов и соответственно большую чистую прибыль в период дефляционных процессов, чем любой другой метод. Использование данного метода позволяет сглаживать влияние циклов экономического развития (подъемов и спадов). Важным фактором при этом является то, что при оценке материальных запасов информация о движении себестоимости и соответствующее определение прибыли приобретает более важную роль, чем определение физического движения товаров и оценка баланса.

Отрицательной стороной использования метода LIFO является то, что материальные запасы в балансе оценены и отражены по ценам первых закупок (предшествующим ценам), эта оценка часто не совпадает с реальной стоимостью материальных запасов. Таким образом, такие балансовые показатели, как собственные оборотные средства (working capital) и коэффициент покрытия (сurrent ratio), должны анализироваться с учетом всего сказанного выше.

Метод оценки запасов "по среднему". Данный метод базируется на посылке, что себестоимость товаров, приобретенных в течение периода определяется как средняя цена закупок за период.

Очевидно, что методы оценки материальных запасов приобретают важнейшее значение во время длительных периодов изменения цен в одном направлении как в сторону повышения, так и в сторону понижения. Прибыль, рассчитываемая по методу средней стоимости находится где-то между величинами, подсчитанными методами LIFO и FIFO.

Для закрытия диалога с сохранением введенной информации нажмите кнопку "ОК". Кнопка "Отменить" предназначена для отмены произведенных действий.

Структура компании. В тех случаях, когда одной из целей проекта является анализ деятельности подразделений компании и оценка их вклада в общий финансовый результат, следует описать внутреннюю структуру компании и степень участия каждого подразделения в производстве отдельных продуктов. Такое описание создается с помощью диалога "Структура компании".

В представленном здесь окне структура компании изображается в виде дерева. При первом обращении к данному диалогу описание состоит из одного корневого элемента "Компания". Его можно оставить без изменения, если в рамках проекта предполагается анализ компании как целого. Для добавления в структуру предприятия нового подразделения следует воспользоваться кнопкой "Добавить подразделение" или щелкнуть правой кнопкой мыши по поверхности окна и в появившемся меню выбрать пункт "Добавить подразделение".

После этого в дереве появляется новый элемент под названием "Подразделение 1", соединенный с корнем "Компания". Для изменения его названия следует перейти в режим редактирования строки, дважды щелкнув по ней мышью. Таким образом, можно добавить в описание новые подразделения, входящие в состав компании. Для удаления подразделения из описания можно воспользоваться кнопкой "Удалить" или обратиться к "контексному меню" с помощью правой кнопки мыши.

Описание структуры компании одноуровневое, то есть не предусматривает включение в состав подразделения других подразделений.

Включение в описание компании продукта в качестве элемента, связанного с некоторым подразделением, означает, что все доходы и издержки, сопряженные с выпуском и сбытом данного продукта учитываются при расчете финансовых результатов подразделения. Продукт может быть "разделен" между несколькими подразделениями. В этом случае при расчетах учитывается долевое участие подразделения в производстве и сбыте продукта.

Для включения продукта в описание компании следует выбрать строку с наименованием подразделения и нажать кнопку "Добавить продукт...".Откроется диалог "Добавить продукт" Продукты можно связать непосредственно с корнем дерева, то есть компанией. Для этого следует выбрать в окне диалога строку "Компания" и нажать кнопку "Добавить продукт...". Дальнейшие действия аналогичны рассмотренным выше.

После появления продукта в описании структуры компании следует указать долевое участие подразделения в выпуске данного продукта. В момент включения продукта в список автоматически устанавливается величина 100%. Ее можно изменить и ввести меньшее значение, если в выпуск данного продукта вносят вклад и другие подразделения. Если продукт, частично закреплен за какими либо подразделениями, то его доля автоматически устанавливается максимально возможной так, чтобы сумма всех долей равнялась 100%.

Описание структуры компании, сформированное в данном диалоге, используется в модулях "Разнесение издержек" и "Доходы подразделений".

Раздел "Окружение"

Раздел "Окружение" активизируется выбором закладки "Окружение" в диалоговом окне "Содержание". Этот раздел предназначен для описания финансово-экономической среды, в которой планируется реализация проекта.

Раздел состоит из 5-ти модулей: Валюта; Учетная ставка; Текстовое описание; Инфляция; Налоги, в которых вводятся данные об основной (национальной) и дополнительной (экспортно-импортной) валютах проекта; ставке рефинансирования; а также инфляционном и налоговом окружении финансовых операций проекта.

Валюта. Поля и опции данного диалога предназначены для выбора основной и второй (дополнительной) валют проекта, единиц измерения валют, а также указания их курсового соотношения на период действия проекта. В качестве основной валюты проекта, как правило, выбирается национальная валюта страны, в которой реализуется проект. При выборе второй валюты следует учитывать характер экспортно-импортных операций проекта. Главным требованием ко второй валюте является ее высокая стабильность. Обычно в качестве второй валюты выбирают доллар США.

Следует помнить, что наличие второй валюты проекта является необходимым условием корректного расчета показателей эффективности инвестиций. Процедура преобразования финансового результата, рассчитанного в основной валюте в эквивалент во второй валюте, позволяет устранить погрешность в расчетах показателей эффективности инвестиций, которая неизбежно возникает при расчете проекта в текущих ценах с учетом инфляции. Поэтому выбор второй валюты проекта и указание ее основных параметров является важным шагом при описании "окружения проекта" даже при отсутствии в проекте экспортно-импортных операций.

Для указания основной валюты проекта раскройте список "Основная валюта" находящийся в верхнем правом углу диалога, и выберите наименование требуемой денежной единицы (например, "Рубли"). В списке "Ед. измерения" выберите масштаб представления денежных сумм основной валюты. Система предлагает для выбора три возможных значения: "1", "1000", и "1000000", что соответствует представлению сумм в единичном, тысячном и миллионном масштабе выбранного наименования основной валюты. Аналогичные процедуры необходимо произвести для второй (дополнительной) валюты проекта.

Курс второй валюты по отношению к основной вводится в поле Курс на момент начала проекта. В качестве даты ввода данных в программе Project Eхpert принимается актуализированная (обычно текущая) дата разработки бизнес-плана, указанная как календарная дата начала проекта в модуле "Заголовок проекта" раздела "Проект".

С учетом выбранных наименований и масштабов измерения валют проекта введите курсовое значение на требуемую дату. Величина вводимого курса должна лежать в диапазоне от 0 до 10000.00, и при его выходе за допустимые пределы выдается предупреждение.

Темпы роста/падения курсового соотношения валют вводятся в процентах в таблице, расположенной в нижней части диалога "Валюта". При этом Project Expert позволяет вводить как годовые, так и ежемесячные показатели изменения курсовых значений в зависимости от выбранного режима ввода данных. Изначально доступен режим ввода годовых темпов роста/падения курса. При указании годового значения программа автоматически равномерным способом распределяет введенную величину по месяцам проекта в соответствии с правилом "сложных" процентов и использует полученные таким образом значения при проведении расчетов. Для указания неравномерности изменения курса валют в течение требуемого промежутка времени в Project Expert предоставляется возможность ввода/редактирования данных о курсовой инфляции в конкретные месяцы проекта. Знак величины курсовой инфляции показывает направленность изменений курсов валют. Положительное значение указывает на рост курса второй валюты по отношению к первой. Падению курса второй валюты соответствует отрицательная величина курсовой инфляции. Для реализации подобного режима служит опция "Использовать ежемесячные значения", активизация которой приводит к раскрытию таблицы ввода темпов изменения курса валют по месяцам проекта. Используя линейку прокрутки в нижней части таблицы, введите/отредактируйте значения в требуемые промежутки времени.

Учитывая тот факт, что расчеты в Project Expert производятся с шагом в один месяц, процедуры указания динамики изменения курса по месяцам предоставляют пользователю возможность корректно описать прогнозируемые перепады курса национальной валюты в любой из периодов реализации проекта.

Отключение опции "Использовать ежемесячные значения" приведет к потере данных, введенных по месяцам, и к использованию в программе годовых параметров при проведении расчетов.

Для выхода из диалога с сохранением введенной информации нажмите кнопку "ОК". Кнопка "Отменить" предназначена для отмены произведенных в диалоге действий.

Ставка рефинансирования. Диалог "Ставка рефинансирования" предназначен для ввода ежегодных значений ставки рефинансирования в период действия проекта по каждой из валют.

Устанавливаемая Центральным Банком России ставка рефинансирования регулирует стоимость кредитных ресурсов на финансовом рынке. Как макроэкономический фактор она служит ориентиром для определения условий получения кредитов. В программе Project Expert ставка рефинансирования может использоваться для отнесения части выплат процентов по кредитам на прибыль предприятия.

Значения ставки рефинансирования на каждый год проекта вводятся в таблицу, представленную в данном диалоге. Предварительно следует выбрать закладку, определяющую вид валюты.

В некоторых случаях удобно указать значение ставки рефинансирования в первый год проекта и величину ее роста или снижения в процентах к предыдущему году. Для этого необходимо ввести подходящую величину в первую ячейку таблицы, задать тенденцию изменения в расположенном ниже поле диалога, а также указать диапазон лет проекта, когда эта тенденция сохранится. После нажатия кнопки "Пересчет" таблица заполняется ежегодными значениями ставки рефинансирования, рассчитанными программой. Таким же образом можно установить различные тенденции изменения ставки рефинансирования на выделенных интервалах времени.

Инфляция. Модуль "Инфляция" обеспечивает ввод данных, характеризующих инфляционные факторы внешней среды, в которой реализуется проект. Поскольку инфляция действует неравномерно на различные группы товаров, услуг, трудовые ресурсы, недвижимость, при разработке проекта следует стремиться оценить тенденции ценообразования по каждой из этих составляющих. Программа Project Expert дает возможность построить обобщенное описание инфляционной среды, в котором выделены наиболее крупные объекты инфляции или, в случае необходимости, детализировать описание условий инфляции для каждого элемента хозяйственной деятельности предприятия.

Объекты инфляции. В данном диалоге предусмотрены процедуры ввода показателей инфляции по пяти группам объектов инфляции, которые характеризуют изменения стоимости поступлений и выплат по основным статьям проекта. Представленная здесь таблица предназначается для ввода числовых значений, характеризующих прогнозируемый рост или снижение цен в процентах к предшествующему периоду на каждую группу объектов, подверженных воздействию инфляции:

– сбыт (продукция или услуги),

– прямые издержки (материалы, комплектующие и другие переменные издержки кроме заработной платы),

– общие издержки (операционные, торговые, административные издержки),

– заработная плата,

– недвижимость (здания, сооружения, оборудование).

Показатели инфляции следует вводить по каждой валюте, которая используется в проекте для указания цен на соответствующие объекты. В частности, если предусматривается выплата заработной платы в рублях и в долларах, то необходимо задать показатели инфляции на заработную плату как в рублях, так и в долларах.

На данном этапе работы необходимо принимать во внимание определенную взаимосвязь инфляции с курсами валют. Так, в случае превышения темпов роста цен над темпами девальвации денежной единицы (изменения соотношения курсов валют) может сложиться ситуация, когда цены на внутреннем рынке (например, в рублях) превысят уровень мировых цен. Поэтому необходимо следить за корректностью данных, особенно при длительных сроках реализации проекта.

Перед началом ввода данных необходимо выбрать приемлемый масштаб времени: месяц, квартал или год. Переход от месячного к годовому масштабу данных в таблице показателей инфляции осуществляется с помощью флажка "Ежемесячные значения". Другой возможностью является использование выпадающего меню, которое появляется после щелчка правой кнопкой мыши по полю таблицы. При этом должен быть установлен флажок "Ежемесячные значения". После выбора пункта меню "Масштаб" открывается диалог, в котором можно установить требуемый масштаб таблицы.

В диалоге "Масштаб проекта" предоставляется возможность указания масштабов отображения информации, равных месяцу, кварталу и году, а также периодов действия этих масштабов по календарным годам проекта. При просмотре данных по месяцам необходимо установить флаг "по месяцам до" и указать год, по который (включительно) будет действителен ежемесячный масштаб. Аналогичные операции можно произвести для масштаба, равного кварталу (флаг "по кварталам до"). Оставшийся период действия проекта будет представлен годовым масштабом. Аналогично устанавливается ежеквартальный масштаб представления данных с помощью флажка "по кварталам до..". При снятых флажках действует годовой масштаб представления данных. После установки масштаба можно приступить к вводу показателей инфляции в ячейки таблицы. В тех случаях, когда необходимо ввести одно и то же значение показателя инфляции для всех объектов, удобно воспользоваться флажком "Использовать для всех объектов". При установке этого флажка число, введенное в любой ячейке таблицы, автоматически заносится во все ячейки данного столбца.

Другим способом ввода данных является определение тенденции изменения показателей инфляции. Чтобы воспользоваться им, необходимо снять флажки "Ежемесячные значения" и "Использовать для всех объектов". Затем следует выбрать в таблице объект, щелкнув мышью по соответствующей строке и ввести значение уровня инфляции для первого года проекта в первую ячейку данной строки.

После этого в полях, расположенных в нижней части диалога, устанавливается величина роста (со знаком


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: