Приказ от 4 сентября 1995 г. № 255

Приказ Минздравмедпрома РФ от 4 сентября 1995 г. №255
"Об аттестации на квалификационные категории психологов, работающих в учреждениях здравоохранения Российской Федерации"

В целях повышения уровня квалификации психологов, работающих в системе здравоохранения Российской Федерации:

1. Разрешаю руководителям органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации:

1.1. Проводить аттестацию на квалификационные категории (вторую, первую, высшую) специалистов-психологов, имеющих высшее специальное образование и работающих в учреждениях здравоохранения на должности - психолог;

1.2. Осуществлять аттестацию психологов, работающих в учреждениях здравоохранения, в соответствии с Положением об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 16.02.95 № 33.

2. Начальнику Управления организации медицинской помощи населению (Деменков А.Н.) совместно с председателем Центральной аттестационной комиссии Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации (Доскин В.А.) до 1 августа 1996 г. разработать и представить на утверждение типовые тестовые задания для проведения аттестации психологов, работающих в учреждениях здравоохранения на присвоение квалификационных категорий.

Письмо 28.06.1995 № 2510/1652-95-20 "О дополнении в тарифно-квалификационные характеристики"

ПИСЬМО МИНЗДРАВМЕДПРОМА РФ ОТ 28.06.1995 № 2510/1652-95-20 "О ДОПОЛНЕНИИ В ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПО ДОЛЖНОСТЯМ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации сообщает для сведения и руководства:

1. Постановлением Минтруда России от 23.05.95 № 30 "О согласовании дополнения в тарифно - квалификационные характеристики по должностям работников здравоохранения Российской Федерации" пункт 9 "Общих положений" приложения № 2 "Тарифно - квалификационные характеристики по должностям работников здравоохранения Российской Федерации" к постановлению Минтруда России от 22.03.93 г. № 62 с изменениями и дополнениями, согласованными постановлением Минтруда России от 30.12.93 N 188 после слов "... провизоров по информационной работе" дополняется словом "фармацевтов".

2. Минтруд России письмом от 04.04.95 г. № 2510/880-95-19 установил, что оплату труда психологов, занятых в учреждениях здравоохранения следует производить в порядке и размерах, установленных для врачей - специалистов соответствующих учреждений здравоохранения.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 26 ноября 1996 г. N 391 О ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ ПСИХОЛОГОВ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПСИХИАТРИЧЕСКУЮ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ В целях реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и Федеральной целевой программы "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995 - 1997 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. N 383, утверждаю: 1. Положение о подготовке медицинских психологов (Приложение 1). 2. Программу непрерывного обучения и примерные тематические учебные планы подготовки по медицинской психологии (Приложение 2). 3. Методические рекомендации о работе врача - психотерапевта и медицинского психолога в многопрофильной бригаде специалистов в учреждениях, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь (Приложение 3). 4. Положение о Федеральном научно-методическом центре по психотерапии и медицинской психологии ((Приложение 4). Приказываю: 1. Российской медицинской академии последипломного образования, Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, Новокузнецкому институту усовершенствования врачей, Уральскому институту усовершенствования врачей, Государственному научному центру психиатрии и наркологии, Государственному научному центру социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, Санкт-Петербургскому научно-исследовательскому психоневрологическому институту им. В.М. Бехтерева, Алтайскому государственному медицинскому университету, Архангельской государственной медицинской академии, Владивостокскому государственному медицинскому университету, Ивановской государственной медицинской академии, Казанскому государственному медицинскому университету, Красноярской государственной медицинской академии, Московской медицинской академии, Новосибирскому медицинскому институту, Ростовскому государственному медицинскому университету, Самарскому государственному медицинскому университету, Санкт-Петербургскому государственному медицинскому университету, Санкт-Петербургской государственной медицинской академии, Сибирскому государственному медицинскому университету, Ставропольской государственной медицинской академии, Тюменской государственной медицинской академии, Уральской государственной медицинской академии: Обеспечить последипломную переподготовку психологов по медицинской психологии на период до 2000 года в соответствии с потребностью, предусмотренной Федеральной целевой программой "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995 - 1997 годы)". 2. Руководителям органов здравоохранения субъектов Российской Федерации использовать в своей работе методические рекомендации и положения, утвержденные настоящим Приказом. 3. Ректорам медицинских вузов обеспечить обучение студентов по предмету "Медицинская психология" в соответствии с программой и учебным планом, утвержденными настоящим Приказом (Приложение 2). 4. Реорганизовать Федеральный научно-методический центр по психотерапии в Федеральный научно-методический центр по психотерапии и медицинской психологии. 5. Руководителю Федерального научно-методического центра по психотерапии и медицинской психологии профессору Карвасарскому Б.Д. по согласованию с заведующим кафедрой нейро- и патопсихологии Московского государственного университета профессором Поляковым Ю.Ф. в срок до 1 мая 1997 года подготовить предложения по изданию учебных пособий по додипломному и последипломному обучению по предмету "Медицинская психология". 6. Контроль за выполнением настоящего Приказа возлагаю на первого заместителя министра А.М. Москвичева. Министр здравоохранения Российской Федерации Т.Б.ДМИТРИЕВА Приложение 1 к Приказу Минздрава РФ от 26 ноября 1996 г. N 391 ПОЛОЖЕНИЕ О ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ ПСИХОЛОГОВ 1. Данный вид подготовки состоит из двух основных разделов: 1.1. Додипломная подготовка по специальности "Медицинская психология" на факультетах медицинской психологии в медицинских вузах, в университетах и иных высших образовательных учреждениях, имеющих соответствующие условия (клиническая база, квалифицированные педагогические кадры) и лицензию. 1.2. Дополнительная подготовка (переподготовка) психологов по медицинской психологии в медицинских научных и высших образовательных учреждениях осуществляется в виде очного и очно-заочного повышения квалификации в соответствии с основными требованиями к данному виду подготовки, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации. Указанные учреждения должны иметь государственную лицензию на право преподавания предмета "Медицинская психология". 2. Перечень медицинских вузов для дипломной подготовки по медицинской психологии на факультетах медицинской психологии, перечень медицинских научных и высших образовательных учреждений для дополнительной подготовки (переподготовки) психологов по медицинской психологии, программы непрерывного обучения и примерные тематические учебные планы подготовки по медицинской психологии утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации. 3. Переподготовка по медицинской психологии специалистов, получивших высшее образование по психологии в университетах и иных высших образовательных учреждениях, осуществляется по индивидуальному плану с зачетом дисциплин (часов), входящих в структуру додипломного образования. Индивидуальный план обучения составляется таким образом, чтобы освоение дисциплин, входящих в раздел базовой подготовки (общепсихологические и клинические дисциплины), проводилось на начальных этапах обучения. Далее проводится повышение квалификации по медицинской психологии. Теоретическая подготовка проводится в течение всего времени обучения и включает в себя освоение наиболее актуальных вопросов медицинской психологии. Практическая подготовка на разных этапах обучения осуществляется в учреждениях (подразделениях), оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь (психиатрическая клиника, психоневрологический диспансер, психотерапевтический кабинет). Личностно- и профессионально-ориентированные тренинги проводятся в течение всего срока обучения. Для реализации плана и обеспечения качества подготовки специалиста назначается куратор (супервизор), который принимает непосредственное участие в обучении и несет персональную ответственность за реализацию учебного плана, осуществляет мероприятия по личностной и психологической поддержке обучаемого. Обучение по программе опирается на активную самостоятельную работу обучаемого, продолжительность которой может составлять до 50% всего времени обучения. Супервизия проводится ведущими специалистами по основным разделам медицинской психологии в два этапа: - в начале обучения (на этапе общепсихологической специализации) для оценки возможностей обучаемого, способности его к коммуникации и установлению психологического контакта; - в ходе специализации по медицинской психологии в структуре различных курсов: психодиагностика, психокоррекция и др. По окончании обучения при положительном заключении куратора, который обобщает результаты супервизии, обучаемый проходит проверочные испытания и получает свидетельство (диплом) об окончании переподготовки по медицинской психологии. 4. Для лицензирования учреждений, проводящих переобучение психологов по медицинской психологии, включая научно - исследовательские учреждения, необходимо: - наличие программ и тематических учебных планов, разработанных в соответствии с основными требованиями к дополнительной подготовке психолога по медицинской психологии; - наличие квалифицированных педагогических и научных кадров в области медицинской психологии (кандидатов и докторов наук - психологов по базовому образованию); - наличие условий для проведения учебного процесса в соответствии с современными требованиями к его организации и возможностью проведения подготовки на собственных и иных (по договорам) клинических базах; - собственные возможности учреждения в целом должны обеспечить не менее 40% программы обучения по медицинской психологии. 5. В структуру этих учреждений входят: - приемная комиссия; - факультет медицинской психологии или другое образовательное подразделение; - наблюдательный совет и экзаменационная комиссия. В ходе подготовки решения о приеме на обучение приемная комиссия учреждения изучает уровень подготовки кандидата с учетом его додипломного образования; поступающий на обучение представляет в приемную комиссию документы о высшем образовании с указанием пройденных дисциплин. 6. Приемная комиссия передает свое заключение на утверждение в администрацию учреждения. На основе этого заключения куратор разрабатывает индивидуальный план прохождения подготовки, при необходимости - с привлечением (по договорам) иных образовательных и лечебно-профилактических учреждений России и других стран, имеющих право на проведение подготовки по медицинской психологии. 7. После утверждения индивидуального плана администрация учреждения заключает с обучающимися договор на проведение обучения, в котором указывается: - сроки подготовки; - перечень изучаемых курсов и дисциплин; - перечень учреждений, в которых проводится подготовка; - этапы проведения подготовки. 8. Качество подготовки обеспечивается деятельностью наблюдательного совета, состоящего из специалистов (ученых, практиков и организаторов) в области медицинской психологии и базовых дисциплин (психиатрия, психотерапия, психология и др.). Совет работает на контрактной основе и выполняет следующие функции: - наблюдение за выполнением учебного плана в соответствии с основными требованиями к дополнительной подготовке психолога по медицинской психологии, для чего не реже 2 раз в год проводится экспертиза процесса обучения; - участие в разрешении спорных вопросов при проведении проверочных испытаний; - экспертиза подготовки на этапе завершения обучения на предмет его соответствия учебному плану по продолжительности и основным требованиям к дополнительной подготовке психолога по медицинской психологии; - экзаменационная комиссия в составе ведущих специалистов учреждения по приказу администрации учреждения проводит вступительные и выпускные проверочные испытания (экзамены); - свидетельство (диплом) об окончании переподготовки психолога по медицинской психологии выдается администрацией учреждения. Начальник Управления учебных заведений Н.Н.ВОЛОДИН Заместитель Начальника Управления научных исследований Н.Н.САМКО Приложение 2 к Приказу Минздрава РФ от 26 ноября 1996 г. N 391 ПРОГРАММА НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРИМЕРНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ПОДГОТОВКИ ПО МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 1. Введение Увеличение распространенности пограничных психических и социально-стрессовых расстройств, психосоматических заболеваний, саморазрушающего поведения и аномалий развития детей и подростков предполагает более широкое использование достижений современной медицинской психологии. Однако обеспеченность медицинскими психологами лечебно-профилактических учреждений страны совершенно недостаточна. Отсутствуют организационные основы медико - психологической подготовки студентов медицинских вузов, что связано с недостатком опытных преподавателей со специальным медико-психологическим образованием. Существующая система подготовки медицинских психологов не способна обеспечить учреждения здравоохранения необходимым числом медицинских психологов. Острота проблемы не снимается привлечением к медико - психологической работе врачей, педагогов и дефектологов, не имеющих систематической подготовки по медицинской психологии. Стихийное развитие всевозможных медико-психологических, психотерапевтических и психодиагностических курсов, семинаров и даже "институтов", дающих лишь фрагментарные знания в области медицинской психологии, лишь утяжеляет создавшееся положение, обеспечивая сиюминутные потребности. Подобный способ решения проблемы подготовки и использования медицинских психологов заключает в себе потенциальную опасность, так как зачастую ведет к искажению предмета медицинской психологии и, в конечном счете, к ее дискриминации. Построение эффективной системы подготовки квалифицированных медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь, предполагает создание базы медицинских вузов и научно-исследовательских учреждений для получения профильного образования, использование различных моделей образования (университет, факультет медицинской психологии медицинского вуза или кафедра медицинской психологии в медицинских вузах, на базе НИИ), преемственность этапов додипломной и последипломной подготовки в рамках каждой из моделей, введение системы последипломного образования. 2. Основные принципы подготовки медицинских психологов Система образования по медицинской психологии должна представлять собой гармоничное сочетание теоретических и практических, клинических и экспериментальных составляющих. На этой основе предполагается следующая последовательная подготовка по одному или нескольким более частным направлениям в области психодиагностики и психологической коррекции. Одним из важнейших элементов в подготовке медицинских психологов должно быть освоение основ психиатрии, психотерапии и неврологии. Обязательным в системе подготовки медицинских психологов должен быть комплекс специализированных мероприятий, обеспечивающих личностную психопрофилактику будущих специалистов и активный характер обучения (личностно- и профессионально - ориентированный тренинг). Учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы стимулировать развитие самостоятельной активности обучающихся. В целом система образования медицинских психологов должна включать программы, обеспечивающие: адекватное понимание границ профессиональной компетенции медицинских психологов, принципов профессионального взаимодействия с медицинским и иным персоналом, а также вопросов медицинской этики и деонтологии, активное усвоение обучающимися теоретических знаний и теоретико-методологических принципов, достаточную ориентацию в смежных клинических областях психиатрии, психотерапии и неврологии, освоение методов и приемов психодиагностической, психокоррекционной работы с различными контингентами больных, овладение навыками установления психологического контакта с больными и их родственниками, использование элементов личностной психопрофилактики, этапный контроль профессиональной подготовки. 3. Общая структура подготовки медицинских психологов и основные методические приемы, рекомендуемые при их обучении Основная цель образования - получение теоретических знаний, приобретение практических умений и навыков, соответствующих основным требованиям к подготовке психолога по медицинской психологии. Общая система подготовки медицинских психологов представляет собой взаимосвязанные этапы, включающие додипломное и последипломное обучение. Додипломная подготовка может осуществляться на базе психологических факультетов университетов, медицинских вузов, а также факультетов психологии педагогических и других вузов. Последипломная подготовка проводится в 2 этапа: подготовка, обеспечивающая обучение в соответствии с основными требованиями к дополнительной подготовке психолога по медицинской психологии, и последующая подготовка на курсах усовершенствования специалистов, имеющих сертификат. Продолжительность последипломного обучения определяется уровнем додипломного образования, но не может быть менее одного года. На протяжении всего процесса подготовки медицинских психологов решается комплекс задач не только по овладению теоретическими знаниями, но прежде всего - приобретению практических навыков и умений, развитию ряда личностных аспектов обучающегося, существенных для эффективной деятельности (разрешение собственных психологических трудностей, выработка творческих подходов к решению профессиональных задач и др.). Для обеспечения основной образовательной цели адекватно использование широкого спектра методических приемов: лекции, семинары, коллоквиумы, практические занятия, клинические конференции, учебная, курсовая и дипломная практика, стажировка на рабочем месте, работа с супервизором, личностно- и профессионально-ориентированные тренинги. 4. Основные требования к дополнительной подготовке психолога по медицинской психологии Медицинский психолог - специалист с высшим образованием по специальности "Психология", получивший подготовку по медицинской психологии, которая предполагает 3 уровня обучения: общегуманитарное, общепсихологическое и специализацию по медицинской психологии. Продолжительность обучения - не менее 3540 часов, которое включает общепсихологическую специализацию - не менее 540 часов и по медицинской психологии - не менее 3000 часов. Общепсихологическая специализация (объем не менее 540 часов) основывается на изучении общей психологии, сравнительной психологии и антропологии, психофизиологии, экспериментальной психологии, общей и частной тестологии, социальной, возрастной и дифференциальной психологии, психологии личности, истории психологии, кризисной психологии, юридической психологии и дефектологии. Общий объем подготовки по медицинской психологии - не менее 3000 часов, включая часы, полученные в период вузовской специализации и в ходе последипломной подготовки. При этом на приобретение теоретических знаний по медицинской психологии - не менее 1000 часов, на получение практических навыков - не менее 1600 часов, на личностно- и профессионально-ориентированные тренинги - не менее 300 часов, на супервизию - не менее 100 часов. Теоретические знания Психология и ее значение для медицины: предмет, задачи и междисциплинарные связи медицинской психологии; история становления и развития медицинской психологии как области психологической науки; медицинская психология как профессия; основные разделы медицинской психологии. Основные теоретико-методологические проблемы медицинской психологии: мозг и психика, психосоматические и соматопсихические соотношения, соотношение биологического и психосоциального, проблемы нормы и патологии, генетическое и приобретенное, наследственное и личностно-средовое, развитие и распад психики, органическое и функциональное, сознательное и бессознательное, адаптация и дезадаптация, дефицитарное и приспособительное. Системный подход как теоретическая основа понимания психологической структуры болезни, восстановительного лечения и реабилитации больных. Основные (фундаментальные) медицинские понятия: этиология, патогенез и саногенез, симптом, синдром, клинический диагноз, функциональный (многоосевой и многомерный) диагноз. Смежные знания: основы общей и частной психиатрии, основы неврологии, учение о пограничных психических расстройствах, психосоматические расстройства, саморазрушающее поведение, основы психофизиологии и психофармакологии. Психологические (психогенные) факторы в этиологии, патогенезе и патопластике психических и психосоматических нарушений, концепция предболезни, нарушения психической адаптации, социально-стрессовые расстройства. Классификация методов медицинской психологии, психологическая диагностика как инструмент целенаправленного изучения личности, методы психологической диагностики в клинике, компьютерная психодиагностика, психологическая коррекция. Понятие психологического диагноза, функциональный (многоосевой или многомерный) диагноз как интеграция клинического, психологического и социального аспектов болезни, понятие психологического контакта. Основные психологические категории медицинской психологии: психическая активность, восприятие, понимание, память, мышление, интеллект, эмоции, воля, темперамент, характер, личность, мотивация, потребности, стресс, фрустрации, сознание и самосознание, самооценка, конфликт, кризис, психогенез, психологическая защита, копинг, алекситимия. Теория эксперимента, понятия стандартизованных и нестандартизованных методик, теория и классификация тестов, основные психометрические понятия (валидность, надежность, стандартизация, норма и др.). Основы клинической нейропсихологии: системные механизмы мозга в организации высших психических функций, процессов и состояний, функциональная специализация полушарий - основные концепции и практика, соотношение общемозгового и локального в нейропсихологической диагностике, нозологическая специфика нарушений высших психических функций, специфика нейропсихологического исследования в детском возрасте; основные нейропсихологические синдромы и методы их диагностики. Понятие патопсихологии: соотношение качественного и количественного подходов в анализе психодиагностических данных, патопсихологическая феноменология, закономерности и структурные особенности нарушений познавательных процессов, свойств и состояний, вызванных болезнью, нозологическая и синдромологическая специфика патопсихологической феноменологии, дифференциально - диагностическое и экспертное значение патопсихологического эксперимента, патопсихологические исследования в оценке динамики лечения. Возрастные аспекты психологических расстройств: возрастные особенности психологических нарушений при различных заболеваниях, психическое развитие аномального ребенка, детский аутизм, проблема дизонтогенеза и задержки психического развития, психологические аномалии подросткового возраста, особенности детских и подростковых патологических форм реагирования, психологические аспекты психического инфантилизма, психологические проблемы педиатрии и геронтологии. Учение о характере: концепции, понятие акцентуации и психопатии, классификация акцентуаций характера, методы диагностики. Учение о личности: основные концепции личности в отечественной и зарубежной психологии, методы диагностики, понятия защитных механизмов личности, личность и болезнь. Основные концепции психосоматических соотношений, психосоматическое и соматопсихологическое, внутренняя картина болезни и отношение к болезни, методология и методы исследования, нозологическая специфика психологических феноменов и внутренней картины болезни. Теоретические, методологические аспекты, методы психологической диагностики в различных видах экспертизы. Теоретические, методологические и методические подходы к решению задач психопрофилактики и психогигиены, понятия массовых исследований, психологического скрининга, факторов риска психической дезадаптации и болезни. Реабилитационный подход в медицине: понятие, концепции, основные принципы, формы и методы. Психология экстремальных и кризисных состояний, понятия травматического стресса, социальной фрустированности и социально - стрессовых расстройств. Основные принципы психологического сопровождения лечебного процесса: организация психотерапевтической среды в лечебных подразделениях, взаимоотношения "врач - больной", "психолог - врач - лечебный кабинет" и др. Психологические аспекты лекарственной и нелекарственной терапии, плацебо-эффект, психологические проблемы подготовки больных к операции, протезированию, психологические проблемы хронически больных, инвалидов и умирающих. Медико-психологические аспекты социального поведения: общение, ролевое поведение, взаимодействие в группах, социальная нормативность и др. Особенности работы медицинских психологов в стационарных, амбулаторных и профилактических учреждениях различного профиля, психологическое консультирование, профотбор, профориентация. Психологические основы психотерапии, восстановительного обучения и реабилитации. Базисные психотерапевтические теории: психодинамическая, поведенческая, экзистенциально-гуманистическая; личностно - ориентированная (реконструктивная) психотерапия; медицинская и психологическая модели психотерапии; основные формы психотерапии: индивидуальная, групповая, семейная, терапия средой, психотерапевтическое сообщество, социотерапия; механизмы лечебного действия психотерапии; нозологическая специфика и возрастные аспекты психотерапии и психологического консультирования; психологические проблемы невербальных методов психотерапии: музыкотерапия, хореотерапия, арттерапия и др. Психотерапия и психологическое консультирования при кризисных состояниях. Правовые аспекты деятельности медицинских психологов. Деонтологические аспекты поведения медицинского работника. Практические навыки Практические навыки и умения медицинского психолога должны обеспечивать квалифицированное профессиональное решение задач в области психодиагностики (в том числе и экспертной), психокоррекции и психологического консультирования. В области психодиагностики: - умение проводить психологическое обследование с учетом нозологической и возрастной специфики, а также в связи с задачами медико-психологической экспертизы; создание необходимого психологического контакта и адекватный текущий контроль психологической дистанции; планирование и организация исследования; выбор адекватного методического аппарата; умение осуществлять количественный и качественный анализ результатов исследования в связи с различными целями: дифференциальная диагностика, анализ тяжести состояния, оценка эффективности проводимой терапии и др.; владение основными интерпретационными схемами и подходами; адекватное представление имеющихся данных в психодиагностическом заключении; владение основными клинико - психологическими методами (психологическая беседа, сбор психологического анамнеза, психологический анализ биографии, наблюдение, естественный эксперимент); - владение основными экспериментально-психологическими методиками, направленными на исследование психических функций, процессов и состояний: восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, характера, личности, мотивационных характеристик и потребностей, самосознания и межличностных отношений; - владение основными приемами нейропсихологического исследования (методы оценки состояния гнозиса, праксиса, речевых функций и др.); - владение основами компьютерной психодиагностики. В области психологического консультирования и применения психокоррекционных методов: - использование основных методов психологической коррекции (индивидуальной, семейной, групповой) в работе с больными и психологического консультирования с учетом нозологической и возрастной специфики; - владение методами индивидуального, группового и семейного консультирования здоровых с учетом возрастной специфики в связи с задачами психопрофилактики; - владение основными приемами восстановительного обучения; - владение подходами к организации психотерапевтической среды и психотерапевтического сообщества; - владение навыками проведения личностно- и профессионально - ориентированных тренингов. Личностно- и профессионально-ориентированные тренинги - личностно-ориентированные тренинги преимущественно в групповых формах с целью проработки собственной проблематики медицинского психолога и обеспечение его личностного роста; - профессионально-ориентированные тренинги (балинтовская группа). Супервизия - привлечение супервизора (по психодиагностике и по психологической коррекции - специалиста более высокой квалификации) с целью анализа, соответственно, диагностического и коррекционного процесса и уровня эффективности выполняемой работы; - супервизия на основе анализа клинических и клинико - психологических материалов (история болезни, аудио- и видеозаписи). 5. Основные направления и содержание программ подготовки по медицинской психологии Додипломная подготовка Додипломная подготовка по медицинской психологии осуществляется на факультетах медицинской психологии в медицинских вузах, а также в университетах и иных высших образовательных учреждениях, имеющих соответствующие условия (клиническая база, квалифицированные педагогические кадры и пр.) и лицензию. В качестве базы для подготовки по медицинской психологии на факультетах медицинской психологии рекомендуются следующие общеобразовательные дисциплины: философия, логика, этика, педагогика, социология, психолингвистика, правоведение, общая биология, анатомия центральной нервной системы, общая физиология, математическая статистика с основами информатики (указанные дисциплины изучаются на соответствующих кафедрах в объемах, предусмотренных программами вузов). Программа подготовки на факультетах медицинской психологии предусматривает общеклиническую подготовку, которая включает в себя основы внутренних болезней, основы неврологии, основы психиатрии, психотерапию (указанные дисциплины изучаются на соответствующих кафедрах в объемах, предусмотренных программами медицинских вузов), а также общепсихологическую специализацию и специализацию по медицинской психологии. Общепсихологическая специализация предусматривает обучение студентов по следующим дисциплинам: общая психология, экспериментальная психология, социальная психология, сравнительная психология и антропология, юридическая психология, история психологии, возрастная психология, психология личности и дифференциальная психология, дефектология, кризисная психология. Обучение по этим дисциплинам проводится на кафедрах и курсах в соответствии с типовыми программами университетов, адаптированных для факультетов медицинской психологии. Подготовка по медицинской психологии включает изучение следующих разделов: введение в медицинскую психологию, проблема личности, патопсихология, нейропсихология, методы клинической психологии, психодиагностика в клинике, психологические основы психотерапии, психогигиены и психопрофилактики, психологические аспекты пограничных психических расстройств, психологические проблемы соматической (психосоматической) медицины, психологические проблемы нервно-психических заболеваний, медико - психологическая экспертиза, медицинская педагогика, психологическое консультирование, а также производственную практику, личностно- и профессионально-ориентированные тренинги и супервизию. Додипломное образование по медицинской психологии студентов медицинских институтов В качестве базы для подготовки по медицинской психологии студентов медицинских вузов рекомендуются следующие дисциплины: философия, логика, этика, педагогика, психолингвистика (указанные дисциплины изучаются на соответствующих кафедрах в объемах, предусмотренных программами медицинских вузов). В подготовку по медицинской психологии студентов медицинских институтов включается изучение истории психологии и общей психологии (на 2 курсе), социальной психологии (на 3 курсе), медицинской психологии (на 4 курсе). В системном образовании врачей медицинская психология изучается в тесной взаимосвязи с психиатрией и психотерапией. Типовые программы и примерные учебные планы по психотерапии для студентов медицинских вузов приведены в Приказе Минздравмедпрома России от 30 октября 1995 г. N 294. Последипломная подготовка Эта форма подготовки медицинских психологов осуществляется в соответствии с основными требованиями к дополнительной подготовке психолога по медицинской психологии и представляет собой очное или очно-заочное обучение. Обучение проводится в специализированных образовательных учреждениях в соответствии с Приложением 1 к настоящему Приказу. Для лиц, обучавшихся на факультетах медицинской психологии вузов, а также получивших подготовку по медицинской психологии университетов, последипломная подготовка осуществляется в очной и очно-заочной форме в течение не менее одного года. Для психологов, не имеющих подготовки по медицинской психологии, последипломная подготовка осуществляется в очно - заочной форме в течение 2 лет. Для лиц, имеющих основное высшее образование гуманитарного профиля и получивших 2 высшее образование по психологии на факультетах психологии университетов, последипломная подготовка осуществляется очно-заочно в течение 3 лет. Дальнейшее усовершенствование по медицинской психологии для лиц, прошедших последипломную подготовку в указанном объеме, проводится в виде тематических курсов кафедрами медицинской психологии медицинских вузов, университетов и учреждений последипломного образования, а также НИУ, имеющими в своем составе подразделения медицинской психологии и лицензию по образовательной деятельности в области послевузовского и дополнительного профессионального образования. Важными формами подготовки кадров высшей квалификации по медицинской психологии являются аспирантура на кафедрах медицинской психологии медицинских вузов, университетов, учреждений последипломного образования, в НИИ, имеющих в своем составе подразделения по медицинской психологии, и Федеральном научно-методическом центре по психотерапии и медицинской психологии. 6. Типовые программы и примерные планы подготовки по медицинской психологии Типовая программа и примерный план подготовки по медицинской психологии студентов факультетов медицинской психологии вузов Объяснительная записка Программа предназначена для студентов факультетов медицинской психологии. Основные задачи: подготовка по медицинской психологии с освоением ее теоретических, практических и организационных основ. Ознакомление с возможностями современной медицинской психологии, ее предметом, междисциплинарным характером основных ее направлений, методологией и методами, организацией медико-психологической помощи. Реализация учебного процесса с целью освоения основных разделов медицинской психологии - патопсихологии, нейропсихологии, психологических основ психосоматических соотношений, психологии личности и клинической психодиагностики, психологических основ психотерапии, психогигиены и психопрофилактики; освоение практических навыков и умений для диагностики психических функций, состояний и личности в ходе лечебного процесса, профилактики, реабилитации и экспертизы, а также для непосредственного участия в психологической коррекции и создании психотерапевтической среды в лечебных коллективах; подготовка медицинских психологов предполагает изучение истории развития медицинской психологии как прикладной области психологической науки, специфики становления медицинской психологии в нашей стране. Большое место отводится изучению экспериментальной психологии, теории тестов, конкретных методов современной психодиагностики; значительное место в обучении уделяется теории личности, психологическим личностным механизмам и их роли в этиологии и патогенезе нервно-психических и соматических заболеваний, использованию этих знаний в практической работе с больными; программа предполагает знакомство с теоретическими и практическими аспектами пограничных с медицинской психологией дисциплин - психиатрии, неврологии, психотерапии, медицинской этики и деонтологии; значительное место в программе отводится навыкам коммуникативной деятельности медицинского психолога - его взаимоотношениям с больными и их родственниками, медицинским персоналом, активному участию в формировании социально - психологического климата и психологического обеспечения лечебного процесса; важной составной частью программы является практическое освоение психодиагностических методов, позволяющих решать задачи дифференциальной диагностики и экспертизы, оценки структуры и степени выраженности нарушений познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, исследования личности и социальных позиций больного с целью получения данных для функционального (многоосевого или многомерного) диагноза, оценки динамики отмеченных нарушений и учета эффективности проводимой терапии. Практическое освоение навыков психокоррекционной и реабилитационной работы с различными контингентами больных и их окружения; теоретически осваиваются психологические основы различных видов психотерапии; практически (путем наблюдения и участия в роли психотерапевтов) изучаются основные методы психотерапии, преимущественно личностно- и социоцентрированной направленности и психологические методы оценки их эффективности; значительное время на занятиях принадлежит активным методам обучения (личностно- и профессионально-ориентированные тренинги, видеотрениниг и супервизия) с целью осознания и преодоления собственной внутриличностной проблематики и коррекции личностных особенностей, влияющих на эффективность профессиональной деятельности; на заключительных этапах обучения проводится самостоятельная клиническая практика по специальности (производственная практика), что позволяет медицинскому психологу осуществлять психокоррекционную работу психопрофилактического и психогигиенического характера, а также участвовать в качестве котерапевта или совместно с врачом в психотерапии больных. Обязательным условием подготовки по медицинской психологии является общепсихологическая подготовка, которая проводится в соответствии с указанным ниже перечнем основных дисциплин с продолжительностью обучения не менее 540 часов: - общая психология - 100 часов (лекции - 80, семинары - 20); - экспериментальная психология - 60 часов (лекции - 32, семинары - 12, практические занятия - 16); - социальная психология - 60 часов (лекции - 40, семинары - 12, практические занятия - 8); - сравнительная психология и антропология - 40 часов (лекции - 32, семинары - 8); - юридическая психология - 40 часов (лекции - 32, семинары - 8); - история психологии - 60 часов (лекции - 40, семинары - 20); - возрастная психология - 40 часов (лекции - 32, семинары - 8); - психология личности и дифференциальная психология - 80 часов (лекции - 52, семинары - 20, практические занятия - 8); - дефектология - 60 часов (лекции - 32, семинары - 16, практические занятия - 12). По программе медицинской психологии предусмотрено 1616 академических часов. Из них 546 - лекции, 246 - семинары, 378 - практические занятия, производственная практика - 200 часов, а также активные методы обучения: социально-психологический тренинг - 36 часов, участие в тренинговых психотерапевтических группах - 150 часов и балинтовских группах - 30 часов, супервизия - 30 часов. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ, СЕМИНАРОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ +----------------------------------------------------------------+ ¦ Наименование и краткое содержание ¦ Количество ¦ ¦ основных курсов ¦часов и формы ¦ ¦ ¦ обучения ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦ 1. Введение в медицинскую психологию ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦Определение, предмет, содержание, задачи, методы,¦60 часов ¦ ¦история медицинской психологии. Место медицинской¦лекции - 40 ¦ ¦психологии в системе педагогических и других на- ¦семинары - 20 ¦ ¦ук. Основные теоретико-методологические проблемы ¦ ¦ ¦медицинской психологии. Мозг и психика. Проблема ¦ ¦ ¦развития и распада психики. Социальное и биологи-¦ ¦ ¦ческое. Психосоматический подход, психогении и ¦ ¦ ¦соматогении. Проблема врожденного и приобретенно-¦ ¦ ¦го. Проблема сознательного и бессознательного. ¦ ¦ ¦Проблема нормы и патологии, концепция предболез- ¦ ¦ ¦ни. Личность в медицинской психологии. Психологи-¦ ¦ ¦ческий стресс и фрустрация. Адаптация и дезадап- ¦ ¦ ¦тация, копинг-поведение, защитные психологические¦ ¦ ¦механизмы ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦ 2. Личность в медицинской психологии ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦Понятие личности. Личностный подход в медицинской¦60 часов ¦ ¦психологии. Теории личности в зарубежной и оте- ¦лекции - 36 ¦ ¦чественной психологии. Личность и болезнь (внут- ¦семинары - 24 ¦ ¦ренняя картина болезни). Отношение к болезни и ¦ ¦ ¦лечению. Роль личностных факторов в структуре на-¦ ¦ ¦рушений познавательной деятельности и личностно -¦ ¦ ¦средового взаимодействия. Нарушения межличностных¦ ¦ ¦взаимоотношений, поведения и деятельности в раз- ¦ ¦ ¦личных условиях функционирования. Методы исследо-¦ ¦ ¦вания личности в клинике. Методы исследования ¦ ¦ ¦межличностного взаимодействия и межличностных от-¦ ¦ ¦ношений ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦ 3. Патопсихология ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦Принципы и методы построения патопсихологического¦100 часов ¦ ¦исследования, патопсихологический эксперимент. ¦лекции - 52 ¦ ¦Мозг, психика, сознание. Соотношение развития и ¦семинары - 24 ¦ ¦распада психики. Основные виды нарушения психи- ¦практические ¦ ¦ческого развития. Нарушение психических процессов¦занятия - 18 ¦ ¦(сознания, восприятия, внимания, памяти, мышле- ¦ ¦ ¦ния). Нарушения интеллекта. Патология эмоциональ-¦ ¦ ¦но-волевой сферы. Изменения характера, самооценки¦ ¦ ¦и поведения ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦ 4. Нейропсихология ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦Нейропсихология и ее роль в изучении мозговых ме-¦60 часов ¦ ¦ханизмов психической деятельности. Системная ор- ¦лекции - 30 ¦ ¦ганизация высших психический функций, функцио- ¦семинары - 12 ¦ ¦нальная специализация полушарий. Основные синдро-¦практические ¦ ¦мы нарушений высших психических функций и их то- ¦занятия - 18 ¦ ¦пикодиагностическое значение. Методы нейропсихо- ¦ ¦ ¦логического исследования. Возрастная и нозологи- ¦ ¦ ¦ческая специфика нейропсихологического исследова-¦ ¦ ¦ния. Нейропсихология и восстановительное обучение¦ ¦ ¦больных ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦ 5. Методы психологических исследований в клинике ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦Теория и методология психодиагностики, клинико - ¦100 часов ¦ ¦психологический и экспериментально-психологичес- ¦лекции - 52 ¦ ¦кий подходы. Патопсихологические (нестандартизо- ¦семинары - 16 ¦ ¦ванные) и стандартизованные (тестовые) методики. ¦практические ¦ ¦Проблема валидности и надежности тестов. Конкрет-¦занятия - 32 ¦ ¦ные методы психологического исследования в клини-¦ ¦ ¦ке. Методы исследования психических процессов: ¦ ¦ ¦ощущений, восприятия, памяти, внимания, мышления.¦ ¦ ¦Методы исследования интеллекта. Методы исследова-¦ ¦ ¦ния личности. Опросники и проективные методы. Ме-¦ ¦ ¦тоды исследования внутренней картины болезни. Ме-¦ ¦ ¦тоды исследования межличностного взаимодействия и¦ ¦ ¦межличностных отношений (в том числе в процессе ¦ ¦ ¦лечения). Методы скрининговых и проспективных ¦ ¦ ¦исследований. Компьютерная психодиагностика ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦ 6. Психодиагностика в клинике ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦Место и значение психодиагностики в системе общей¦100 часов ¦ ¦клинической оценки больного. Цели и задачи психо-¦лекции - 36 ¦ ¦диагностики в зависимости от нозологических и ¦семинары - 16 ¦ ¦возрастных особенностей больных. Проведение пси- ¦практические ¦ ¦хологического исследования в клинике: определение¦занятия - 48 ¦ ¦целей и задач, выбор адекватного методического ¦ ¦ ¦аппарата, организация исследования и его обеспе- ¦ ¦ ¦чение, установление психологического контакта, ¦ ¦ ¦сбор психологического анамнеза, проведение обсле-¦ ¦ ¦дования, обработка результатов (включая примене- ¦ ¦ ¦ние электронно-вычислительной техники), психоло- ¦ ¦ ¦гическая интерпретация и анализ результатов ис- ¦ ¦ ¦следования, психологическое заключение. Псикор- ¦ ¦ ¦рекционные аспекты психодиагностики в клинике ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦ 7. Психологические основы психотерапии ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦Понятие психотерапии. История психотерапии. Клас-¦60 часов ¦ ¦сификация методов психотерапии. Симптомо-личност-¦лекции - 32 ¦ ¦ный и социоцентрированные методы. Психотерапевти-¦семинары - 16 ¦ ¦ческое вмешательство. Концепции личности как тео-¦практические ¦ ¦ретическая основа психотерапии, ориентированной ¦занятия - 12 ¦ ¦на личностные (глубинные) изменения. Основные ¦ ¦ ¦направления психотерапии. Психодинамическое нап- ¦ ¦ ¦равление: базовая личностная концепция, концепция¦ ¦ ¦патологии, концепция психотерапевтического вмеша-¦ ¦ ¦тельства, понятие анализа, процедуры анализа, ¦ ¦ ¦свободные ассоциации, символические проявления ¦ ¦ ¦бессознательного, сопротивление, перенос, психо- ¦ ¦ ¦анализ и психодинамическая психотерапия. Поведен-¦ ¦ ¦ческое направление: базовая психологическая тео- ¦ ¦ ¦рия, концепция патологии, концепция психотерапев-¦ ¦ ¦тического вмешательства, научение, классическое и¦ ¦ ¦оперантное обусловливание, социальное моделирова-¦ ¦ ¦ние, когнитивный подход, роль и позиция психоте- ¦ ¦ ¦рапевта. Разнообразие подходов в рамках основных ¦ ¦ ¦направлений, конкретные психотерапевтические шко-¦ ¦ ¦лы и методы. Интегративное движение в психотера- ¦ ¦ ¦пии. Личностно-ориентированная (реконструктивная)¦ ¦ ¦психотерапия ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦ 8. Методы психотерапии ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦Теоретические и методологические основы психоте- ¦90 часов ¦ ¦рапии. Показания и противопоказания психотерапии.¦лекции - 48 ¦ ¦Понятие метода в психотерапии. Индивидуальная ¦семинары - 10 ¦ ¦психотерапия: инструменты воздействия, механизмы ¦практические ¦ ¦лечебного действия (конфронтация, эмоциональное ¦занятия - 32 ¦ ¦переживание, научение и др.). Психотерапевтичес- ¦ ¦ ¦кие процесс, роль и позиция психотерапевта, лич- ¦ ¦ ¦ность психотерапевта, соотношение личностного и ¦ ¦ ¦профессионального, психотерапевтический контакт. ¦ ¦ ¦Групповая психотерапия: специфика, инструменты ¦ ¦ ¦воздействия, понятие групповой динамики, процесс ¦ ¦ ¦групповой психотерапии и его фазы, механизмы ле- ¦ ¦ ¦чебного действия (конфронтация, эмоциональное ¦ ¦ ¦переживание, эмоциональная поддержка, научение и ¦ ¦ ¦др.). Основные методы групповой психотерапии. ¦ ¦ ¦Роль и позиции группового психотерапевта. Лич- ¦ ¦ ¦ность психотерапевта, соотношение личностного и ¦ ¦ ¦профессионального. Семейная психотерапия: поня- ¦ ¦ ¦тие, специфика, исследования в области семьи, се-¦ ¦ ¦мейный миф, семейная защита, стадии, методы, роль¦ ¦ ¦и позиция психотерапевта, основные варианты, по- ¦ ¦ ¦казания. Вербальные и невербальные техники психо-¦ ¦ ¦терапии. Психодрама и социодрама. Нозологические ¦ ¦ ¦аспекты психотерапии (цели, задачи, процесс, ме- ¦ ¦ ¦ханизмы, конкретные методы и их сочетание при ле-¦ ¦ ¦чении пациентов с различными нервно-психическими,¦ ¦ ¦психосоматическими и соматическими заболевания- ¦ ¦ ¦ми). Возрастные аспекты психотерапии. Психотера- ¦ ¦ ¦пия детей и подростков. Психотерапия лиц пожило- ¦ ¦ ¦го возраста. Социотерапия. Понятие эффективнос- ¦ ¦ ¦ти психотерапии, основные подходы к ее изучению, ¦ ¦ ¦критерии эффективности. Сочетание психотерапии с ¦ ¦ ¦другими лечебными методами ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦ 9. Неврологические расстройства ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦Понятие невроза и психогении. Позитивная и нега- ¦100 часов ¦ ¦тивная диагностика неврозов. Классификация невро-¦лекции - 40 ¦ ¦зов. Основные формы неврозов. Основные психопато-¦семинары - 20 ¦ ¦логические синдромы. Патологические аспекты уче- ¦практические ¦ ¦ния о неврозах. Психоаналитический, поведенчес- ¦занятия - 40 ¦ ¦кий, экзистенциально-гуманистический подходы в ¦ ¦ ¦понимании этиопатогенеза, их лечения и профилак- ¦ ¦ ¦тики. Понятие невроза в рамках патогенетической ¦ ¦ ¦концепции В.Н. Мясишева. Понятие невротического ¦ ¦ ¦конфликта. Психологические особенности больных с ¦ ¦ ¦неврозами. Психодиагностика в клинике неврозов. ¦ ¦ ¦Задачи психологического исследования при диффер- ¦ ¦ ¦циальной диагностике. Лечение неврозов. Психоте- ¦ ¦ ¦рапия как основной метод лечения невротических ¦ ¦ ¦расстройств. Цели и задачи психотерапии, процесс,¦ ¦ ¦основные методы. Эффективность психотерапии и ее ¦ ¦ ¦критерии ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦ 10. Психологические аспекты соматических заболеваний ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦Психосоматические и соматопсихические соотноше- ¦100 часов ¦ ¦ния. Современная биопсихосоциальная концепция бо-¦лекции - 40 ¦ ¦лезни, здоровья и лечения. Психогении и соматоге-¦семинары - 20 ¦ ¦нии. Роль психологического фактора в этиопатоге- ¦практические ¦ ¦незе и резистентности к лечению соматических за- ¦занятия - 40 ¦ ¦болеваний. Психологические особенности больных с ¦ ¦ ¦различными соматическими и психосоматическими ¦ ¦ ¦расстройствами. Реакция личности на болезнь, по- ¦ ¦ ¦нятие алекситимии. Психосоциальные последствия ¦ ¦ ¦болезни. Задачи психодиагностики в клинической ¦ ¦ ¦практике, нозологическая специфика, основные ме- ¦ ¦ ¦тоды. Показания к психотерапии, место психотера- ¦ ¦ ¦пии в комплексе лечебных воздействий. Психотера- ¦ ¦ ¦пия при соматических заболеваниях: цели и задачи ¦ ¦ ¦в связи с нозологической принадлежностью. Индиви-¦ ¦ ¦дуальная, групповая, семейная психотерапия, конк-¦ ¦ ¦ретные методы и эффективность. Превентивная пси- ¦ ¦ ¦хотерапия. Психотерапия и фармакотерапия ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦ 11. Психологические аспекты психических заболеваний ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦Роль психологического фактора в этиопатогенезе ¦200 часов ¦ ¦психических расстройств. Психологические особен- ¦лекции - 80 ¦ ¦ности пациентов с различными психическими заболе-¦семинары - 40 ¦ ¦ваниями (шизофрения, МДП, эпилепсия, психозы при ¦практические ¦ ¦органических поражениях головного мозга, реактив-¦занятия - 80 ¦ ¦ные психозы, алкоголизм, наркомании и другие фор-¦ ¦ ¦мы зависимости, непсихотические психические расс-¦ ¦ ¦тройства и пр.). Психодиагностика при психических¦ ¦ ¦расстройствах: цели, роль в решении дифферциаль- ¦ ¦ ¦но-диагностических задач, конкретные направления ¦ ¦ ¦и методы исследования. Психотерапия при психичес-¦ ¦ ¦ких расстройствах: цели и задачи при различных ¦ ¦ ¦заболеваниях, специфика, индивидуальная, группо- ¦ ¦ ¦вая, семейная психотерапия, поддерживающая (суп- ¦ ¦ ¦портивная) психотерапия. Социотерапия, терапевти-¦ ¦ ¦ческая среда, терапевтическое сообщество, клубы ¦ ¦ ¦бывших пациентов, общество анонимных алкоголиков,¦ ¦ ¦сочетание психотерапии с другими методами лече- ¦ ¦ ¦ния, эффективность психотерапии ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦ 12. Участие медицинского психолога в экспертной практике ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦Врачебно-трудовая, военно-врачебная, судебно-пси-¦60 часов ¦ ¦хиатрическая, судебно-психологическая, судебно - ¦лекции - 30 ¦ ¦сексологическая и медико-педагогическая эксперти-¦семинары - 12 ¦ ¦за: цели, задачи, методы. Участие медицинского ¦практические ¦ ¦психолога в трудовой экспертизе больных с психи- ¦занятия - 18 ¦ ¦ческими и соматическими заболеваниями. Объективи-¦ ¦ ¦зация нарушений, установление степени снижения ¦ ¦ ¦психических функций и трудоспособности. Участие ¦ ¦ ¦медицинского психолога в судебно-психиатрической,¦ ¦ ¦судебно-психологической и судебно-сексологической¦ ¦ ¦экспертизе. Основные сферы применения, цели, за- ¦ ¦ ¦дачи, методы. Изучение личностных особенностей в ¦ ¦ ¦процессе экспертизы, объективизация отклонений, ¦ ¦ ¦установление уровня снижения психологических ¦ ¦ ¦функций, выявление неочевидных для следствия мо- ¦ ¦ ¦тивов преступления. Экспертиза несовершеннолет- ¦ ¦ ¦них. Экспертиза суицидентов, посмертная эксперти-¦ ¦ ¦за. Экспертиза свидетельских показаний. Участие ¦ ¦ ¦психолога в военно-врачебной экспертизе. Основные¦ ¦ ¦сферы применения, цели, задачи, методы. Эксперти-¦ ¦ ¦за в процессе призыва в армию. Экспертиза воен- ¦ ¦ ¦нослужащих. Этические и деонтологические проблемы¦ ¦ ¦экспертизы. Взаимосвязи различных видов эксперти-¦ ¦ ¦зы ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦ 13. Психологическое консультирование ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦Психологическое консультирование, психологическая¦60 часов ¦ ¦коррекция, психотерапия, психопрофилактика. Ос- ¦лекции - 30 ¦ ¦новные принципы психологического консультирова- ¦семинары - 16 ¦ ¦ния. Эмпатия, установление контакта. Основные ¦практические ¦ ¦приемы. Продолжительность и завершение. Этические¦занятия - 34 ¦ ¦проблемы психологического консультирования. Проб-¦ ¦ ¦лематика здоровых. Межличностные и внутриличност-¦ ¦ ¦ные конфликты. Психологическое консультирование. ¦ ¦ ¦Анализ обращаемости. Контингенты риска. Личност- ¦ ¦ ¦ные факторы риска. Индивидуальное и семейное кон-¦ ¦ ¦сультирование. Психологическое консультирование в¦ ¦ ¦различных возрастных периодах. Консультирование ¦ ¦ ¦детей и подростков. Аддиктивное (отклоняющееся) и¦ ¦ ¦саморазрушающее поведение. Брак и семья. Консуль-¦ ¦ ¦тирование для пожилого возраста. Основные проб- ¦ ¦ ¦лемы в консультировании. Уровень индивидуального ¦ ¦ ¦развития и проблемы обучения. Психологическое ¦ ¦ ¦консультирование в случаях дезонтогенеза. Меди- ¦ ¦ ¦цинская педагогика. Заочное консультирование (те-¦ ¦ ¦лефон доверия). Взаимодействие консультанта с ¦ ¦ ¦другими службами (учреждениями здравоохранения, ¦ ¦ ¦образования и др.) ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------+ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ +----------------------------------------------------------------+ ¦ Наименование тренинговых занятий ¦ Количество ¦ ¦ ¦ часов ¦ +---------------------------------------------------+------------¦ ¦1. Социально-психологический тренинг ¦ 36 ¦ ¦2. Тренинговые группы, ориентированные на самопоз- ¦ ¦ ¦ нание и личностный рост ¦ 50 ¦ ¦3. Тренинговые группы, ориентированные на групповую¦ ¦ ¦ динамику ¦ 60 ¦ ¦4. Тренинговые группы, ориентированные на обучение ¦ ¦ ¦ методам ведения группы ¦ 40 ¦ ¦5. Балинтовские группы ¦ ¦ ¦ Участие в балинтовских группах специалистов ¦ ¦ ¦ (врачей и медицинских психологов) ¦ 30 ¦ +----------------------------------------------------------------+ СУПЕРВИЗИЯ +----------------------------------------------------------------+ ¦ Наименование супервизии ¦ Количество ¦ ¦ ¦ часов ¦ +---------------------------------------------------+------------¦ ¦1. Индивидуальная супервизия ¦ 10 ¦ ¦2. Групповая супервизия ¦ 20 ¦ +----------------------------------------------------------------+ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА +----------------------------------------------------------------+ ¦ Наименование видов производственной практики ¦Количество¦ ¦ ¦ часов ¦ +-----------------------------------------------------+----------¦ ¦1. В качестве помощника медицинского психолога в ¦ ¦ ¦ психиатрической больнице (участие в психодиагнос- ¦ ¦ ¦ тической и психокоррекционной работе) ¦ 70 ¦ ¦2. В качестве помощника медицинского психолога в ¦ ¦ ¦ психоневрологическом диспансере (участие в психо- ¦ ¦ ¦ диагностической и психокоррекционной работе) ¦ 60 ¦ ¦3. В качестве помощника медицинского психолога в ¦ ¦ ¦ психотерапевтическом кабинете, отделении, центре ¦ ¦ ¦ (участие в психодиагностической и психокоррек- ¦ ¦ ¦ ционной работе) ¦ 70 ¦ +----------------------------------------------------------------+ ТИПОВЫЕ ПРОГРАММЫ И ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ ПОДГОТОВКИ ПО ОБЩЕЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНЫХ, ПСИХИАТРИЧЕСКИХ, СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ И ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ (ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТОВ) ТИПОВАЯ ПРОГРАММА И ПРИМЕРНЫХ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВТОРЫХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ Название цикла: Общая психология Объяснительная записка Программа предназначена для студентов вторых курсов лечебных, педиатрических, стоматологических и фармацевтических факультетов медицинских институтов. Основные задачи: пробуждение интереса к духовной жизни, приобретение знаний о психических процессах, свойствах, состояниях, изучение личности и характера, познание себя и других в процессе общения, приобретение навыков общения, овладение основными методами исследования психической сферы человека. Обучение предполагает знакомство с краткой историей, предметом, содержанием и задачами общей психологии и ее взаимосвязи с другими науками, в т.ч. медицинскими; особое внимание в структуре курса отводится основным психическим процессам, свойствам и состояниям и методам их исследования; значительное место уделено изучению сознания (соотношению в психической деятельности сознательного и бессознательного, личности и характера); специальное время предусмотрено для проведения тренинговых занятий, направленных на осознание специфики познавательных процессов, эмоций, личностных особенностей, а также на приобретение навыков общения. В программе предусмотрены: лекционный курс и практические занятия: 42 часа - лекционные занятия, 20 часов - практические занятия, итоговый дифференцированный зачет - 4 часа. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ +----------------------------------------------------------------+ ¦ Темы лекций ¦ Количество ¦ ¦ ¦ часов ¦ +--------------------------------------------------+-------------¦ ¦1) История психологии ¦ 2 ¦ ¦2) Предмет и задачи общей и частной психологии ¦ 2 ¦ ¦3) Методы психологического исследования ¦ 6 ¦ ¦4) Развитие психики и человеческого сознания ¦ 2 ¦ ¦5) Понятие о сознательном и бессознательном ¦ 2 ¦ ¦6) Психика и мозг ¦ 2 ¦ ¦7) Учение о системной (мозговой) организации ¦ ¦ ¦ психических процессов ¦ 4 ¦ ¦8) Понятие личности и его значение для психологии ¦ 6 ¦ ¦9) Ощущение, восприятие ¦ 2 ¦ ¦10) Психическая активность и внимание ¦ 2 ¦ ¦11) Память ¦ 2 ¦ ¦12) Мышление, интеллект ¦ 2 ¦ ¦13) Эмоции, чувства и переживания ¦ 2 ¦ ¦14) Целенаправленное поведение и волевые процессы ¦ 2 ¦ ¦15) Самосознание и самооценка ¦ 2 ¦ ¦16) Характер ¦ 2 ¦ +----------------------------------------------------------------+ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ +----------------------------------------------------------------+ ¦ Темы занятий ¦ Количество ¦ ¦ ¦ часов ¦ +--------------------------------------------------+-------------¦ ¦1) Психологические процессы: ощущение, восприятие,¦ ¦ ¦ внимание, память, мышление, интеллект ¦ 4 ¦ ¦2) Эмоции, волевые процессы, влечения ¦ 2 ¦ ¦3) Сознательное и бессознательное ¦ 2 ¦ ¦4) Личность и методы их исследований ¦ 4 ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦ Темы тренинговых занятий ¦ +----------------------------------------------------------------¦ ¦1) Психотехнические приемы, направленные ¦ ¦ ¦ на осознание ощущений ¦ 2 ¦ ¦2) Психотехнические приемы, направленные ¦ ¦ ¦ на осознание эмоций ¦ 2 ¦ ¦3) Психотехнические приемы, направленные ¦ ¦ ¦ на снижение напряжения и тревоги ¦ 2 ¦ ¦4) Психотехнические приемы, направленные ¦ ¦ ¦ на осознание особенностей личности ¦ 2 ¦ ¦5) Зачетные занятия ¦ 4 ¦ +----------------------------------------------------------------+ ТИПОВАЯ ПРОГРАММА И ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТРЕТЬИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ Название цикла: Социальная психология Объяснительная записка Программа предназначена для студентов третьих курсов лечебных, педиатрических, стоматологических и фармацевтических факультетов медицинских институтов. Основные задачи: изучение истории и современного состояния социальной психологии; овладение основными методами социально - психологических исследований; определение детерминанты поведения человека в социальных условиях; познание движущих сил динамики социальных групп; определение структуры групп и социальных явлений; ознакомление с основами межличностных отношений, их формированием, нарушением и путями преодоления межличностных конфликтов. Обучение предполагает знакомство с закономерностями поведения и деятельности людей, обусловленными их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп; студентами осваиваются основы социальной психологии с учетом прикладных задач, которые стоят перед будущими специалистами по вопросам межличностных отношений: врач - больной, больной - больной, врач - медицинский персонал и др. В программе предусмотрены: лекционный курс и практические занятия: 18 часов лекционных занятий, 14 часов - практических занятий, итоговый дифференцированный зачет - 4 часа. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ +----------------------------------------------------------------+ ¦ Темы лекций ¦ Количество ¦ ¦ ¦ часов ¦ +--------------------------------------------------+-------------¦ ¦1) Социальная психология как наука и история ее ¦ ¦ ¦ формирования ¦ 2 ¦ ¦2) Проблема группы в социальной психологии ¦ 2 ¦ ¦3) Феноменология общения. Компоненты и средства ¦ ¦ ¦ общения ¦ 2 ¦ ¦4) Общение в лечебном процессе. Взаимодействие ¦ ¦ ¦ медицинского персонала с больным ¦ 2 ¦ ¦5) Проблема личности в социальной психологии ¦ 2 ¦ ¦6) Социально-психологические проблемы семьи ¦ 2 ¦ ¦7) Социальная фрустрированность и социально - ¦ ¦ ¦ стрессовые расстройства ¦ 2 ¦ ¦8) Социальная дезадаптация. Формы проявления: ¦ ¦ ¦ делинквентность, преступность, бродяжничество, ¦ ¦ ¦ суицид, проституция, социальные перверсии и пр.¦ 2 ¦ ¦9) Социально-психологические методы ¦ 2 ¦ +----------------------------------------------------------------+ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ТРЕНИНГОВ +----------------------------------------------------------------+ ¦ Темы занятий ¦Количество ¦ ¦ ¦ часов ¦ +----------------------------------------------------+-----------¦ ¦1) Структура общения. Роль общения. Коммуникативная,¦ ¦ ¦ перцептивная, интеракционная стороны общения. ¦ ¦ ¦ Вербальная и невербальная коммуникация ¦ 4 ¦ ¦2) Социально-психологический тренинг общения. ¦ ¦ ¦ Эффективное общение. Оптимизация общения ¦ 10 ¦ ¦3) Зачетные занятия ¦ 4 ¦ +----------------------------------------------------------------+ ТИПОВАЯ ПРОГРАММА И ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПО МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЧЕТВЕРТЫХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ Название цикла: Медицинская психология Объяснительная записка Программа предназначена для студентов четвертых курсов лечебных, педиатрических, стоматологических и фармакологических факультетов медицинских институтов. Основные задачи: формирование представлений о медицинской психологии как специальности и ее роли в решении задач дифференциальной диагностики при нервно-психических и других заболеваниях, оценке структуры и степени выраженности нервно-психических расстройств, исследовании личности и социальных позиций больного для получения данных для функционального (многоосевого или многомерного) диагноза, установления динамики нервно-психических нарушений и оценки эффективности проводимой терапии, участие в экспертной работе, реабилитации больных и психокоррекции. Обучение предполагает знакомство с предметом и содержанием медицинской психологии, ее междисциплинарным характером, формирование представлений о личности больного и ее роли и возникновении, течении, компенсации, декомпенсации, прогнозе болезни, понятиями о внутренней картине болезни, копинг - поведении и защитных психологических механизмах, ознакомление с методами изучения нарушений психических процессов, свойств и состояний при различных заболеваниях, изучение психологических основ психотерапии, психогигиены и психопрофилактики, роли психологических факторов и воздействий в лечебном и реабилитационном процессе, а также этических и деонтологических аспектов в медицинской практике. В программе предусмотрены: лекционный курс и практические занятия: 52 часа - лекционных занятий и 82 часа -

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: