Дора(Орудие)

Реферат

З Всесвітньої Історії

На тему: «Дора»

Курсанта 311 групи

ОМУРП ім.Олексія Соляника

Балана Ігоря Андрійовича

Одеса

Дора(Орудие)

«До́ра» — уникальное сверхтяжёлое железнодорожное артиллерийское орудие германской армии. Разработано фирмой «Крупп» (Германия) в конце 1930-х годов. Предназначалось для разрушения укреплений линии Мажино и фортификаций на границе Германии и Бельгии. Орудие было применено приштурме Севастополя в 1942 году. Предположительно, также — при подавлении Варшавского восстания в сентябре-октябре 1944 года

История

После Первой мировой войны развитие немецкой артиллерии было ограничено положениями Версальского договора. Германии было запрещено иметь орудия калибра свыше 150 мм, а также любые противотанковые и зенитные пушки. Поэтому, по мнению лидеров нацистской Германии, создание мощной и крупнокалиберной артиллерии было делом престижа.

В 1936 году при посещении завода фирмы «Крупп», Адольф Гитлер потребовал у руководства концерна создать сверхмощное орудие для разрушения французской линии Мажино и бельгийских пограничных фортов (таких, как форт Эбен-Эмаэль). Орудие должно было обладать углом вертикального наведения +65º и максимальной дальнобойностью 35—45 км, а снаряд орудия должен был пробивать броню толщиной 1 м, бетон 7 м, твердый грунт 30 м. Конструкторскую группу фирмы «Крупп», занявшуюся созданием нового сверхмощного орудия по предложенному тактико-техническому заданию, возглавил профессор Эрих Мюллер, который обладал огромным опытом в данной области. В 1937 году проект был завершен, и в том же году фирме «Крупп» выдали заказ на изготовление нового орудия, после чего концерн взялся за его немедленное производство. В 1941 году фирмой «Крупп» было построено первое орудие, названое «Дора», в честь жены главного конструктора. В том же году было создано второе 800 мм орудие, которое получило название «Толстый Густав» в честь директора фирмы — Густава фон Болена и Гальбаха Круппа.[2] Заказ обошёлся государству в 10 миллионов рейхсмарок. Так же было спроектировано, но не достроено третье орудие идентичного типа, но с калибром ствола 520 мм и длиной 48 метров, получившее название «Длинный Густав».

В 1941 году орудия были испытаны на полигоне в Рюгенвальде и Хиллерслебен (в 120 км к западу от Берлина) в присутствии Адольфа Гитлера и Альберта Шпеера и других высокопоставленных армейских чинов. Результаты испытаний соответствовали требованиям технического задания, хотя установки не имели некоторых механизмов. К концу 1941 года все испытания были закончены и орудие было полностью готово к боевому применению, к этому времени было изготовлено более тысячи 800-мм снарядов.

Особенности конструкции

Затвор орудия был клиновым, заряжение раздельно-гильзовое. Механизм вертикальной наводки использовал электрогидравлический привод, а горизонтальная наводка осуществлялась благодаря тому, что железнодорожные колеи были выполнены в виде кривых определенного радиуса. Открытие затвора и досылка снарядов осуществлялись гидравлическими устройствами. Орудие имело два подъёмника — один для снарядов, другой для гильз. Противооткатные устройства орудия были пневмогидравлические. Ствол имел нарезку переменной глубины — первая половина ствола имела коническую нарезку, вторая — цилиндрическую.

Оборудование и размещение огневой позиции являлось новаторским. Стандартная железнодорожная колея через обычную железнодорожную стрелку переходила в сдвоенный путь, служивший для сборки и перемещения орудия; в направлении цели двойной путь продолжался с искривлением, а параллельно с обеих сторон прокладывались две железнодорожные ветки для двух монтажных кранов, соединенные стрелками с основной магистралью. С каждой стороны сдвоенного пути заводили по половине транспортера. На каждую пару тумб при помощи кранов укладывались две главные пролетные балки. Половины шасси соединялись поперечными связями. Таким образом, транспортер располагался на 40 осях и 80 колесах по 40 колес на колее сдвоенного пути, который был разнесен по ширине на 6 метров.

Люлька монтировалась между соединенными половинами транспортера. После этого устанавливался кожух ствола, и в него вставлялась внутренняя труба ствола, состоящая из двух частей. Замок соединялся со стволом, затем монтировалась платформа для обслуживающего персонала. Общий вес артиллерийской установки составлял 1350 тонн. Время подготовки орудия к стрельбе складывалось из времени оборудования огневой позиции (от 3 до 6 недель) и времени сборки всей артиллерийской установки (трое суток). Для оборудования огневой позиции требовался участок длиной 4120—4370 метров. При сборке применялись два подъёмных крана с дизельными двигателями мощностью по 1000 л. с.

Транспортировка и обслуживание

Транспортировка орудия осуществлялась при помощи нескольких железнодорожных составов, в частности подСевастополь оно было доставлено при помощи двух дизельных локомотивов мощностью в 1050 л.с. каждый. Оборудование «Доры» было доставлено в 106 вагонах пятью поездами. Обслуживающий персонал перевозили в 43 вагонах первого поезда, там же располагались кухня и средства маскировки. Монтажный кран и вспомогательное оборудование перевозили в 16 вагонах второго поезда. Части самой пушки и мастерскую транспортировали в 17 вагонах третьего состава. В 20 вагонах четвёртого поезда перевозили 400-тонный 32-метровый ствол и механизмы заряжания. Последний пятый состав в количестве 10 вагонов перевозил снаряды и пороховые заряды, в его вагонах поддерживался искусственный климат с постоянной температурой в 15 градусов по Цельсию.

Непосредственное обслуживание пушки возлагалось на специальный 672-й артиллерийский дивизион «Е» численностью около 500 человек под командованием полковника Р. Бова и состоявший из нескольких подразделений, в том числе штабной и огневой батарей. В составе штабной батареи имелись вычислительные группы, производившие все необходимые для наводки на цель расчеты, а также взвод артиллерийских наблюдателей, в котором кроме обычных средств (теодолиты, стереотрубы), использовалась и новая для того времени инфракрасная техника. Также в расчёт орудия включался транспортный батальон, комендатура, маскировочная рота и полевой хлебозавод. Кроме того в личный состав входили отделение полевой почты и походный публичный дом[ источник не указан 397 дней ]. Плюс ко всему к дивизиону были прикомандированы 20 инженеров завода фирмы «Крупп». Командиром орудия являлся полковник артиллерии. Во время войны общая численность личного состава, привлеченного к обслуживанию пушки «Дора», составляла более 4000 человек, офицеров и солдат.

Боевое применение

Линию Мажино и бельгийские форты немцы захватили в мае-июне 1940 года, и Гитлер нашёл для «Доры» новую цель — укрепления Гибралтара, где находилась военно-морская база Британского Средиземноморского флота. Но этот замысел был неосуществим, помимо прочего, по двум основным причинам: первая — железнодорожные мосты Испании строились без расчета на перевозку грузов такого огромного веса; вторая — генерал Франко, как впоследствии выяснилось, не собирался пропускать немецкие войска через территорию Испании, желая сохранить нейтралитет в разгоравшейся мировой войне.

В феврале 1942 года после первого неудачного штурма Севастополя начальник генерального штаба сухопутных войск генерал Франц Гальдер приказал отправить артсистему в Крым и передать в распоряжение командующего 11-й армией для усиления осадной артиллерии. Группа штабных офицеров заранее вылетела в Крым и выбрала огневую позицию для пушки в районе поселка Дуванкой. За выбор позиции и организацию подготовки отвечал командующий соединением тяжелых пушек генерал Цукерорт. Для инженерной подготовки позиции было выделено 1000 саперов и 1500 рабочих, принудительно мобилизованных из числа местных жителей. Охрана позиции возлагалась на караульную роту численностью 300 бойцов, а также большую группу военной полиции и специальную команду со сторожевыми собаками. Кроме того, имелось усиленное военно-химическое подразделение в составе 500 человек, предназначенное для постановки дымовой завесы в целях маскировки с воздуха, и усиленный артиллерийский дивизион ПBO численностью 400 человек. На фронт орудие было доставлено по железной дороге, а в районе боевой позиции была построена целая маневровая станция. Также для укрытия и маскировки артсистемы в горе близ Бахчисарая был сделан специальный разрез. По окончании подготовительных работ были поданы основные части орудия. Сборка и подготовка к стрельбе заняла у персонала 6 недель.

Первый бетонобойный снаряд весом 7088 килограмм «Дора» выпустила 5 июня по северной части Севастополя. Но применение орудия не дало тех результатов, на которые рассчитывало командование Вермахта. Было зафиксировано лишь одно удачное попадание, вызвавшее взрыв склада боеприпасов на северном берегу бухты Северной, находившегося на глубине 27 м. В остальных случаях снаряд пушки, проникая в грунт, пробивал круглый ствол диаметром около 1 м и глубиной до 12 м (по некоторым данным — до 32 м). У основания ствола в результате взрыва боевого заряда грунт уплотнялся и образовывалась каплеобразная полость диаметром около 3 м. Подобный результат не причинял особого вреда защитникам города. Вред мог быть колоссальным, если бы снаряд орудия попал точно в железобетонные перекрытия важного объекта. Любое оборонительное сооружение могло быть серьёзно повреждено только при прямом попадании снаряда. Но более точной стрельбе мешало то, что держать подобное орудие вблизи фронта было невозможным из-за чрезвычайной уязвимости. При минимальной дальности стрельбы в 25 км, артиллеристы наводили «Дору» не на конкретную цель, а на ориентировочную площадь. При этом попасть в конкретную цель можно было при большом везении. Всего же орудие израсходовало 48 бетонобойных снарядов. Также из «Доры» были выпущены 5 испытательных дальнобойных фугасных снарядов, которые ушли на 35 километров в море. Обстрел из орудия вёлся 13 дней. После чего орудие было демонтировано. Даже бронебашенные батареи Б-30 и Б-35 скорее всего были подорваны самими защитниками Севастополя по приказу командования, когда в них закончились снаряды. В сравнении с усилиями, затраченными на обеспечение боевой деятельности, толку от сверхпушки оказалось мало. Однако, отчёты об успешных попаданиях «Доры» были направлены в Берлин с целью успокоить генеральный штаб и руководство.[3] После взятия Севастополя германскими войсками, немцы тщательно убрали все следы пребывания секретного оружия и перевезли орудие под Ленинград в район станции Тайцы.

Командующий 11-й армией, осаждавшей Севастополь, фельдмаршал Эрих фон Манштейн, писал:

… И знаменитая пушка «Дора» калибра 800 мм. Она была спроектирована для разрушения наиболее мощных сооружений линии Мажино, однако использовать её там для этого не пришлось. Это было чудо артиллерийской техники. Ствол имел длину порядка 30 м, а лафет достигал высоты трёхэтажного дома. Потребовалось около 60 железнодорожных составов, чтобы по специально проложенным путям доставить это чудовище на огневую позицию. Для его прикрытия постоянно стояло наготове два дивизиона зенитной артиллерии. В целом, эти расходы, несомненно, не соответствовали достигаемому эффекту. Тем не менее, это орудие одним выстрелом уничтожило большой склад боеприпасов на северном берегу бухты Северной, укрытый в скалах на глубине 30 м.

В советских документах об обороне Севастополя не найдено никаких сведений о присутствии «Доры».

К тому времени из ствола «Доры», с учетом полигонных испытаний, было сделано порядка 300 выстрелов, и ствол ввиду сильного износа отправили на ремонт в Эссен. Лафет и все оборудование, как уже говорилось выше, было перевезено в район станции Тайцы[ когда? ], куда позднее доставили отремонтированный ствол. Туда же планировали перевезти вторую однотипную пушку «Густав». Наступление Красной Армии лишило немцев возможности использовать сверхмощные орудия. С началом прорыва блокады Ленинграда пушки были срочно эвакуированы в тыл.

По предположениям российских историков, ещё раз использовали «Дору» во время Варшавского восстания в сентябре—октябре 1944 года. По Варшаве было выпущено около 30 снарядов[6]. После кровавого подавления восстания, орудия были эвакуированы вглубь Германии. В конце войны были замыслы применить сверхмощное орудие для стрельбы с оккупированной французской территории по Лондону. Для этой цели были разработаны трехступенчатыереактивные снаряды H.326.

22 апреля 1945 года во время наступления в Баварии 3-й американской армии передовые патрули её частей при прохождении через лес в 36 км севернее города Ауэрбах обнаружили в железнодорожном тупике сильно поврежденные взрывом остатки огромной и сложной металлической конструкции. В старом тоннеле неподалеку разведчики нашли два орудийных ствола чудовищной величины. Командир армейского подразделения полковник Портер организовал сбор разбросанных деталей и после тщательного осмотра специалистами и допроса военнопленных пришёл к заключению, что они являются частями двух сверхмощных артиллерийских орудий и принадлежат орудиям «Дора» и «Густав». После расследования американцы отправили остатки пушек на переплавку.

Интересный факт

По свидетельствам очевидцев стрельбы «Доры» под Севастополем — сначала защитники города слышали взрыв снаряда, через несколько мгновений после этого становился слышен свист летящего снаряда и только потом приходил звук далёкого выстрела.

Характеристики

Характеристика Значение Примечания
Калибр 807 мм Изначально был 807 мм, но увеличился после стрельб из-за сверхвысокого давления и трения по одним данным до 810 мм, по другим данным — до 813 мм
Вес снаряда 7088 кг Бетонобойный снаряд
Длина ствола 32 м Ствол составной
Минимальная дальность стрельбы 25 км  
Максимальная дальность стрельбы 37,21 км Бетонобойным снарядом
Полная длина орудия 50 м Без железнодорожной платформы
Общий вес 1350 тонн  
Живучесть ствола 300 выстрелов  
Скорострельность 2 выстрела в час  
Скорость полета снаряда от 1500 м/с до 960 м/с Допиковая и послепиковая фазы (относительно вертикали)
Пробивная способность стальная броня 1 м, железобетонная перегородка — 7 м Бетонобойный снаряд (фугасные применялись мало) Указана толщина защитного покрытия
Дора
Тип: Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система
Страна: Третий Рейх
История службы
Годы эксплуатации: 1941—1945
Использовалось: Вермахт
Войны и конфликты: Вторая мировая война
История производства
Конструктор: Крупп
Разработан:  
Производитель: Крупп
Годы производства: 1937—1941
Всего выпущено:  
Стоимость экземпляра 7 миллионов рейхсмарок
Характеристики
Масса, кг:  
Длина, мм: 47 300
Длина ствола, мм: 32 480
Ширина, мм:  
Высота, мм: 11 600
Экипаж (расчёт), чел.: 250 человек для подготовки орудия за 54 часа и 2500 дополнительного персонала. 2 батальона ПВО
Снаряд: 4,8 тонн фугасный; 7 тонн бетонобойный
Калибр, мм: 807 мм (31,5 дюйма)
Угол возвышения: максимально 65°
Скорострельность, выстрелов/мин: 1 выстрел каждые 30—45 минут или до 14 выстрелов в день
Начальная скорость снаряда, м/с 820 м/с фугасный; 720 м/с бетонобойный[1]
Прицельная дальность, м: до 39 км
Максимальная дальность, м: 48 км фугасный; 38 км бетонобойный[1]
Масса взрывчатого вещества, кг: 700 кг фугасный; 250 кг бетонобойный

Снаряд для орудия Дора. На заднем плане — советский танк Т-34-85


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: