Вопросы качества продукции, их эволюция

1.1. Понятие качества. Проблемы качества

В современных условиях жизни и труда многие факторы влияют на качественную и добросовестную работу исполнителя. В этом контексте один из самых острых вопросов сегодня – ответственность производителей товаров и услуг перед обществом, перед своими сотрудниками, перед акционерами, перед всем населением за их качество. Человечество уже многие столетия ищет пути к производству высококачественной продукции, но эта проблема – книга, которая до конца не будет прочитана. Сейчас большое внимание стали уделять производству качественной продукции со стабильными показателями, а стабильность качества достигается только при условии соблюдения параметров всех факторов, формирующих и сохраняющих качество продукции. Один из путей решения этой проблемы лежит через создание на производственных предприятиях различного рода систем качества (СК).

В современной практике для гармонизации деятельности специалистов отдельных отраслей и стран (вследствие процессов глобализации) очень важно иметь единство определений терминов, характеризующих продукцию или процесс. Поэтому существуют стандарты на термины в различных областях деятельности, которые облегчают понимание.

Понятие «качество» - сложное по своей структуре, многофакторное, социальное, динамичное во времени, зависящее от уровня научно-технического прогресса (НТП), от требования потребителей, от многих технических факторов. Поэтому сейчас существует несколько стандартизованных понятий качества.

СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ ПОНЯТИЯ КАЧЕСТВА
«Качество продукции – совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением» (ГОСТ 15467 – 1979); «Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности» (ИСО 8402 – 1994); «Качество - степень соответствия присущих характеристик требованиям» (ИСО 9000 – 2000).

Согласно последней, третьей версии стандартов ИСО серии 9000, качество определяется как «степень соответствия присущих характеристик требованиям». Характеристика трактуется стандартом как «отличительное свойство».

Противоречивость понятия качества выражается в том, что к качественной продукции разное отношение у производителя и потребителя:

- производитель заинтересован в снижении себестоимости и получении достаточной прибыли;

- потребитель заинтересован получить больший полезный эффект при меньших затратах.

ОТНОШЕНИЕ К ПОНЯТИЮ КАЧЕСТВА У ПРОИЗВОДИТЕЛЯ И ПОТРЕБИТЕЛЯ
Качество для потребителей –хорошее качество продукции при приемлемой цене;
Качество для персонала -стабильная работа и высокая зар­плата;
Качество для собственников –высокая рыночная стоимость компании, дивиденды по акциям;
Качество для поставщиков -стабильный запас, цена за сырье и материалы, помощь заказчика;
Качество для общества -окружающая среда, налоги, безопасность, тишина, порядок.

Сложность структуры этого понятия заключается в том, что современный рынок насчитывает более миллиона наименований товаров, и каждый товар имеет свои особенности в оценке качества.

Многофакторность качества проявляется в том, что на формирование качества отдельных видов товаров влияет множество факторов, причем влияние их неоднозначно.Для одного товараэто может быть вид сырья (продукты), для другого – современные технологии (технические товары).

Динамичность понятия «качество» заключается в том, что его понимание зависит от уровня развития общества, и поэтому качественный продукт трактовался по-разному в разные периоды. В практике оценки качества сейчас выделяется 4 уровня качества:

1 уровень - качественной считалась продукция, отвечающая требованиям НД, т.е. главная роль принадлежала работе ОТК по контролю качества на предприятии;

2 уровень – качественной считалась продукция, отвечающая функциональным требованиям. Функциональные требования – это возможность для изделия выполнять основные функции – отстирывать белье для стиральной машины, производить чистый звук для аудиоаппаратуры и т.п.;

3 уровень - качественный товар должен был найти покупателя, выяснялась роль товарных запасов в формировании экономических показателей деятельности предприятий;

4 уровень - качественным признается товар, удовлетворяющий не только текущие, но и предполагаемые требования. Предполагаемые требования – это те, о которых покупатель (потребитель) может и не догадываться. Но инновации разработчиков способствуют появлению новых товаров, с новыми функциями. Классическим хорошо известным примером можно назвать расширение функций сотовых телефонов, автомобилей.

Технические факторы во многом определяют возможности изготовителей продукции и соответственно – растущие требования потребителей.

Социальность понятия качества можно видеть в том, что индивидуальность потребителей приводит к тому, что один и тот же товар удовлетворяет одних и не удовлетворяет других покупателей. В этом отношении особенно показательна разность требований к качеству и цене товара у разных социальных слоев населения. Социальность проявления понятия качества проявляется в том, что различные слои покупателей – по доходам, мировоззрению и т.д. – неодинаково относятся и проявляют интерес к одному и тому же товару, а также предъявляют требования различных уровней.

Требование – то, что ожидает потребитель в силу своих индивидуальных потребностей и возможностей. Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Требование - потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным». Предполагаемые требования по своей природе перспективны и они не всегда четко определяются потребителями. Обязательные требования заложены в нормативной документации.

В любом случае, под определением «качество» подчеркивается удовлетворенность потребителя «как степень выполнения его требований» и удовлетворенность потребителя ставится во главу угла при решениях о выпуске того или иного товара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: