Примерная схема анализа здоровьесберегающей функции урока

№ п.п. Требование к уроку Способы реализации требования Оценка
         
  Комплексное планирова-ние целей урока, в том числе задач, имеющих оздоровительную направленность Цели и задачи урока имеют здоровьесберегающую направленность, формируют отношение к человеку и его здоровью как ценности, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни.          
2. Обеспечение необходи-мых санитарно-гигиени-ческих условий обучения Наличие оптимального светового и теплового режима в кабинете, условий безопасности, соот-ветствующей СанПиНам мебели, оборудования, оптимальной окраски стен и т.д. Организовано сквозное проветривание до и после занятий и час-тичное – на переменах. Проводится влажная уборка кабинета между сменами.          
  Научная организация труда на уроке:            
А) Обеспечение сильной, оперативной и надежной прямой связи в управле-нии учебным процессом Сила прямой связи- воздействие на ученика зна-нием и вниманием. Оперативность- быстрая без искажения передача информации от учителя к ученику. Надежность- компетентность учителя, умение стимулировать мотивацию ученика.          
Б) Обеспечение сильной, оперативной и надежной обратной связи в управле-нии учебным процессом. Разработана система обратных связей, которая необходима не только учителю, но и ученику, чтобы знать о своих достижениях, верить в свои силы. Самооценка ученика и его успехи самые высокие, когда учитель хвалит и не помогает, низкие – ругает и не помогает, очень низкие – ругает и помогает.          
В) Обеспечение первичной и вторичной априорной настройки учеников Первичная априорная настройка связана с желани-ем учиться. Вторичная – когда знаешь значимость предмета, а учителе – только хорошие.          
Г) Обеспечение привлека-тельности предмета и урока Предмет и урок должны чем-то привлекать: акту-альной темой, оригинальной формулировкой те-мы, эмблемой-символом, перспективой получения недоступных ранее сведений и т.д.          
Д) Обеспечение первичной и вторичной апостериорной настройки учеников Первичная – когда ученик попадает в мир школы и класса. Вторичная – захватывает начало урока: за это время ученик должен увлечься настолько, чтобы ни одна посторонняя мысль не пришла ему в голову.          
Е) Учет индивидуальных особенностей врабатыва-ния учащихся Учитываются индивидуальные особенности естественных биоритмов учащихся. Первая часть урока не загружается ответственным материалом. Заинтересовать учащихся и изложить «правила игры».          
Ж) Обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой рабо-тоспособности Досконально продумывать план урока, не давать ученику отвлечься. Изложить и обсудить основной материал.          
З) Обеспечение оптималь-ного соотношения между физическим и информа-ционным объемом урока Не выходить за пределы норм и критериев переработки информации. Не допускать информационной перегрузки учащихся (не переходить на скороговорку, не читать по бумажке, использовать паузы для акцентировки, соображения, отдыха)          
И) Обеспечение преодоления информационных барьеров Умение преодолевать резонансный, образовательно-языковый, профессионально языковый и национально-языковый барьеры          
К) Оптимальный ритм труда Найдено правильное соотношение между темпом и информационной плотностью. Оно варьируется с учетом физического состояния и настроя учащихся. Умело сочетается темп с ритмом.          
Л) Обеспечение привычной последовательности и систематичности работы Сформированы традиционные алгоритмы урока. Учитель и ученики своевременно готовят себя к уроку.          
М) Обеспечение мемориаль-ной информативности на уроке Учитывая, что в первую очередь запоминается не-обычное, учитель умело совмещает привлечение с запоминанием, «завязывает узелки», используя удивительные факты, яркие образы, бытовые примеры и т.д.          
Н) Обеспечение возвратной информативности на уроке Используется эффект глубины изложения, богат-ства содержания, блеска речи и т.д. Ученики должны идти не только на урок, но и на учителя!          
О) Планирование обоснован-ных с точки зрения сохра-нения здоровья переходов от одного этапа урока к другому Своевременно обнаруживается наступление фаз неполной компенсации, устойчивого снижения работоспособности, «взрыва». Принимаются необходимые меры к активному отдыху и восстановлению.          
П) Обеспечение правильного чередования труда и от-дыха, смены одних форм труда другими Для снятия психо-эмоционального и статического напряжения активно используются физкультминутки и паузы общего и специального воздействия.          
Р) Сохранение функции зрения Используются медико-гигиенические приемы сохранения функции зрения, методика активизации мышечного тонуса и моторно-координаторных сенсорных тренажей по В.Ф.Базарному и другие подобного рода подходы.          
С) Соблюдение гигиеничес-ких требований к посадке учащихся Подобрана соответствующая возрасту мебель. Ведется систематический контроль за осанкой учащихся          
Т) Соблюдение норм домашних заданий Строго выполняются требования к объему домашних заданий, предусмотренные СанПиНами          
У) Своевременное окончание урока Звонок – для ученика!          
4. Обоснованность (с точки зрения сохранения здо-ровья учащихся) методов, применяемых учителем Учитель грамотно сочетает методы принуждения (постановка единой задачи, опрос, оценивание, распределение обязанностей), свободного выбора (беседа, выбор игрового действия, свобода творчества), самопознания и развития (познавательных процессов, эмоциональной сферы, волевой сферы, коммуникативности, само-оценивание) с акцентом на последние          
5. Разумное сочетание видов деятельности ученика на уроке Наряду с рутинной (слушание, объяснение, диктовка, ответы на вопросы), на уроке широко представлены игровая (групповая, парная, индивидуальная) и творческая (изобразительная, театральная и др.) деятельность ученика          
6. Обеспечение мотивации деятельности ученика Наряду с внешней (оценка, похвала учителя, стремление опередить одноклассников), на уроке проявляется внутренняя (стремление больше узнать, радость от активности, стремление поделиться знаниями) мотивация учеников.          
7. Оптимальные взаимоот-ношения между учителем и учеником, учеником-учеником Педагогическое общение обеспечивает эмоциональный комфорт и психологическую безопасность. Взаимоотношения между учащимися строится на основе дружелюбия и сотрудничества.          
8. Обеспечение дифферен-цированного подхода к учащимся На уроке используется один из вариантов диффе-ренцированного подхода в обучении. Особое внимание уделяется детям группы риска и больным          
9. Личностный подход к оценке знаний Выбор адекватной для детей сложности заданий, умение показать успешность ученика, оставаясь объективным, - один из главных показателей профессионализма учителя.          
10. Связь обучения с воспитанием Обеспечивается развитие личности в учебной деятельности. В том числе осуществляется пропаганда здорового образа жизни.          
11. Достижение целей урока В основном обеспечено достижение целей урока          
12. Интерес к уроку Обеспечен интерес к уроку на всех его этапах          
13. Оптимальное состояние ученика после урока Ученику было интересно, он старался, достиг цели и доволен собой, самочувствие хорошее.          

Соотношение «цена»-качество обучения определяется по приведенной ранее формуле. Основная задача, в данном случае, заключается в нахождении чувствительных, информативных и в то же время доступных для регистрации показателей.

Проведите экспертизу здоровьесберегающих функций обычного урока и урока физической культуры на конкретных примерах.

Лабораторное занятие № 10

Тема занятия: профилактика острых респираторно-вирусных заболеваний в условиях образовательного учреждения.

Цель занятия: освоить методику профилактики острых респираторно-вирусных заболеваний в условиях образовательного учреждения, овладеть простейшими методами рефлексотерапии

Приборы и оборудование: программно-аппаратный комплекс «Активациометр», программно-аппаратный комплекс «Навигатор» для проведения холодовой пробы

Отечественная медицина в своей основе всегда имела профилактическую направленность [Мудров М.Я., 1949]. В 80-х, начале 90-х годов двадцатого столетия основная стратегия профилактической работы была связана с первичной профилактикой. [Томас Л. Шмид, 1998]. Ее задачей является отбор лиц с повышенным риском заболеваний с помощью скринингов и последующая работа с ними. Примерами использования данной стратегии являются программа исследования сердца в Осло [Hjermann I., 1981], многофакторное влияние на факторы риска [Multiple Risk, 1982], программа первичной профилактики коронарной патологии, организованная клиниками по исследованию липидов [The Lipid.., 1984] и ряд других.

Эти программы были в известной степени успешными, однако оказались настолько дорогостоящими, что этот путь был признан неприемлемым для профилактики заболеваний, широко распространенных в популяции и характеризующихся большим количеством факторов риска [Томас Л. Шмит, 1998]. Акцент был смещен в сторону общепрофилактических мероприятий. Новая стратегия требует переориентации здравоохранения с лечебных мероприятий, направленных на конкретного пациента, на межсекторальные, нацеленные на коммунальный уровень. Профилактика на коммунальном уровне приводит к снижению заболеваний благодаря изменению распространенности факторов риска и поведенческих привычек в популяции в целом.

Эконометрический анализ, проведенный в США и других развитых странах, показывает, что реализация межсекторальных программ укрепления здоровья обеспечивает соотношение стоимости затрат и полученного выигрыша как 1 к 7. Еще более впечатляющие результаты могут быть достигнуты при внедрении подобных профилактических программ в школе. При осуществлении мероприятий, направленных на предотвращение курения, наркомании, болезней, передающихся половым путем, нежелательной беременности соотношение затраты-выгода оказывается 1 к 14 [Полесский В.А., 1998]. Преимуществами коммунальных программ является их всесторонность, способность к интегрированию, долговременный эффект, эффективность [Wheeler F.S., 1991; Cook T., 1992; Shea S., 1992].

Таким образом, стержнем профилактической работы в школе становятся общепрофилактические мероприятия. Они предусматривают комплекс социальных и санитарно-гигиенических мер, направленных на формирование здорового образа жизни, оптимизацию условий обучения, охрану и оздоровление окружающей среды. В целом внутришкольные комплексные профилактические программы должны предусматривать следующие компоненты: организацию участников программы; оценку потребностей; определение приоритетов; многоуровневое многофакторное вмешательство; оценку процесса; оценку результата.

В последние годы в результате стрессов, нездоровой экологии, вредных привычек, повального увлечения лекарствами иммунная система людей испытывает огромную нагрузку (антропоэкологическое инфекционно-иммунологическое напряжение). Не скомпенсированное напряжение иммунитета переводит организм в пограничное состояние, которое может перейти в болезнь. Наиболее распространенными из них являются простудно-инфекционные заболевания. В дошкольном и младшем школьном возрасте на их долю приходится до 62.7% частых заболеваний у детей [Румянцев А.Г., Касаткин В.Н., 1996].

К счастью, еще в конце 19 столетия было обнаружено, что иммунитет можно повысить. Одним из лучших для этих целей средств является физическая культура. При этом следует особо подчеркнуть, что речь идет только об оздоровительной физической культуре (положительный перекрестный эффект). Сверхнагрузки спорта высших достижений вызывают угнетение иммунитета (отрицательный перекрестный эффект). Кроме того, помогают улучшить иммунитет закаливание, прием витаминов и минеральных веществ, антиоксидантов, рефлексо- и фитотерапия, лечебная гипоксия, аэроионизация, пересадка активных тканей и веществ и т.д..

Понятие «закаливание» подразумевает увеличение резистентности организма по отношению к воздействию внешней среды, повышение способности быстро приспосабливаться к разнообразным внешним условиям, достигаемое посредством специальных методических приемов (чаще всего – температурных воздействий). Существуют два принципиально различающихся подхода к проведению закаливания: «мягкое» и «жесткое».

Научные «мягкие» методы закаливания предусматривают процедуры постепенно увеличивающейся интенсивности и длительности воздействия. Сторонники «жесткого» подхода настаивают на применении уже с первых сеансов таких экстремальных приемов как хождение босиком по снегу, обливание холодной водой, купание в проруби и т.д. В качестве основного аргумента в пользу данного варианта закаливания приводятся факты о том, что даже дети дошкольного возраста при этом меньше болеют простудными заболеваниями, у них улучшаются ряд показателей таких функциональных систем как терморегуляция, кровообращение, дыхание.

На первый взгляд, этот аргумент кажется очень убедительным. На самом же деле все обстоит как раз наоборот. И причиной тому – особенности адаптации к экстремальным воздействиям. Дело в том, что человеческий организм приспособлен для средних по объему и интенсивности воздействий. Он не в состоянии одновременно вывести на максимум все имеющиеся у него функции. Поэтому при действии сильных раздражителей усиление одних функциональных систем сопровождается торможением других. Вот почему в литературе представлены многочисленные факты негативных результатов неоптимальной адаптации к гипоксии, холоду, физическим нагрузкам, выражающейся в снижении весовых характеристик органов, уменьшении клеток в печени, почках и других органах [Праздников В.П., 1988]. Снижение иммунитета на фоне уникального развития тех систем, на которые приходится основная нагрузка в спорте высших достижений, также является платой или «ценой» за адаптацию.

С другой стороны, если эволюционно сформировавшиеся механизмы срочной адаптации в состоянии справиться с действующим раздражителем никакого закаливания не произойдет. Для того чтобы запустить механизмы долговременной адаптации, сила раздражителя должна быть несколько выше имеющихся возможностей. Именно дефицит энергии, образующийся в результате несостоятельности срочной адаптации, формирует, в конечном итоге, тот «структурный след», который и лежит в основе повышения устойчивости организма к целому ряду неблагоприятных факторов (положительный перекрестный эффект). Таким образом, закаливание (как и любой тренирующий стресс) должно быть управляемым. А любое управление на первом этапе предполагает получение информации об объекте управления. В данном случае речь идет об уровне закаленности организма. В условиях школы для этих целей наиболее доступна холодовая проба, оценивающая сосудистую реакцию на охлаждение:

- после 20-25 минут адаптации к комнатной температуре измеряют температуру кожи по левой сосковой линии на 2 см выше соска, затем к данному участку кожи на 3 сек прикладывают цилиндр, наполненный льдом, далее измеряют время восстановления температуры до исходного уровня, в процессе закаливания время восстановления температуры сокращается, у закаленного ребенка оно составляет не более 3.5 мин;

- дополнительным критерием теплового баланса может быть термоасимметрия на любых симметричных участках тела, в процессе закаливания наблюдается уменьшение или даже ее полное исчезновение за счет совершенствования общих механизмов терморегуляции.

В качестве дополнительных, можно использовать и клинические признаки уровня закаленности. Часто болеющими детьми принято считать тех, которые в течение года болеют острыми респираторными инфекциями четыре и более раз.

Следующим этапом подготовки к закаливанию является определение типа терморегуляции. Согласно Ю.Ф.Змановскому, по реакции на холод можно выделить три типа людей: лабильный, отличающийся интенсивным, но кратковременным ответом; инертный, реагирующий на холод медленно, но устойчиво; нормальный, промежуточный. Оказалось, например, что любители зимнего плавания относятся, как правило, к инертному типу («толстокожие»). Нами также обнаружено, что реакция на холод связана с конституциональными типами учащихся. Астенический тип телосложения демонстрирует, как правило, лабильную реакцию на холод, а дегистивный - инертную. В этой связи очень полезными могут оказаться предварительная холодовая проба и определение типа телосложения, позволяющие в первом приближении определить тип реакции на холод.

Основные направления профилактики острых вирусных респираторных заболеваний и закаливания в условиях школы представлены на схеме. Прежде всего, они предполагают необходимость устранения условий, детренирующих организм. В течение длительного времени человек стремился обезопасить себя от превратностей природы. Однако со временем одежда и жилище стали использоваться не для предотвращения нарушений терморегуляции, а для сохранения термостабильности в узких температурных границах. Такие отклонения от естественных условий существования в конечном итоге детренируют механизмы термоегуляции. В этой связи в учебных помещениях необходимо поддерживать температуру около 18 градусов, которая соответствует гигиенической зоне комфорта, поддерживает оптимальный уровень тонуса скелетных мышц и, за счет активизации ретикулярной формации, обеспечивает необходимый уровень активации коры головного мозга. Другим фактором, изменившим естественные условия существования чело- века, является большой перепад


       
 
   
 


Схема 8. Профилактика острых вирусных респираторных заболеваний и закаливание в условиях школы.


температур в жилище и за его пределами. При выходе из помещения с высокой температурой наружу система терморегуляции какое-то время продолжает функционировать в режиме теплоотдачи, хотя условия среды уже требуют активизации термогенеза. Отсюда понятна необоснованность всякого рода попыток «запастись» теплом перед выходом из помещения. Наоборот, рекомендуется своеобразная «холодовая разминка» в виде, например, умывания или полоскания горла прохладной водой, массажа шеи, горла и т.д.

Хотя основным провоцирующим условием возникновения простудных заболеваний чаще всего является нарушение терморегуляции, не следует забывать и другие обстоятельства, к примеру, потребление ненатуральных, измененных техногенными воздействиями продуктов. В создавшихся условиях значительную роль в очистке организма от вредных веществ принимают на себя верхние дыхательные пути, непосредственно контактирующие с внешней средой организма. Их отечность создает благоприятные обстоятельства для активизации болезнетворных факторов. С этих позиций важную роль в сохранении здоровья играют рациональное питание, оптимальный двигательный режим, увлажнение и аэроионизация воздуха в учебных и жилых помещениях, занятия и прогулки на открытом воздухе.

В психологическом плане для часто болеющих детей характерна повышенная тревожность, что также истощает иммунитет, поэтому особого внимания заслуживает психологический климат в коллективе, дополнительное внимание к таким детям со стороны психологов.

Кроме устранения условий, детренирующих организм, важную роль в активизации иммунитета играет повышение адаптационных возможностей организма школьников. Эта задача в условиях учебного заведения может быть реализована в рамках нескольких направлений.

Во-первых, это сезонная профилактика, которая включает: профилактические прививки; назначение противовирусных препаратов; дополнительную витаминизацию; использование витаминно-энергетического комплекса (витамины С, В2, В6, В15, дибазол, димедрол, глюкоза); фитотерапию чесноком, травяными витаминизированными коктейлями, ингаляцией с травами, полосканием горла настоем трав; использование адаптогенов; потребление в пищу таких продуктов, как капуста белокочанная, морковь, лук, сладкий перец, слива, малина; использование дикоросов (клюква, черника, голубика и т.д.); лечебную гипоксию; курсовое ультрафиолетовое облучение.

Во-вторых, в режиме учебного дня эффективной может быть текущая профилактика острых вирусных респираторных заболеваний с помощью различных вариантов рефлексотерапии. С этой целью можно использовать ежедневное хождение по дорожке, имеющей покрытие с различной структурой и температурой, самомассаж стоп, гимнастику для горла по И.А.Васильевой; профилактический массаж по А.А. Уманской и Н.Рубцовой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: