Доктор махмуд таххан

ПОСОБИЕ ПО ТЕРМИНОЛОГИИ ХАДИСОВ

профессор хадисоведения факультета шариата и исламских ис-следований Кувейтского Университета

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху, Господу миров, Который направил пророка Му-хаммада как милость для обитателей миров. Благословения и мир нашему пророку Мухаммаду, который донёс до людей послание Аллаха, выполнил то, что было ему поручено и дал добрые на-ставления своей общине.

Пророк, побуждал своих сподвижников хранить его сунну и доводить её до сведения людей, а его слова «Пусть при-готовится занять своё место в огне тот, кто намеренно воз-ведёт на меня ложь» служат предостережением каждому, кто по-пытается это сделать.

Его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, и жившие по-сле них представители первых поколений мусульманской общины, передававшие людям сообщения о пророке,, старались делать это как можно более точно, в связи с чем возникла необхо-димость детального изучения как самих передаваемых сообщений или же хадисов, так и их иснадов. Постепенно складывалась тер-минология хадисов. На первых этапах собирания сунны специаль-ных трудов на эту тему ещё не существовало, однако с течением появились и сочинения, в которых основы передачи собщений о пророке,, получили точное научное обоснование.

Мы рады предложить вниманию читателя книгу под названием “Пособие по терминологии хадисов” кувейтского учёного доктора Махмуда ат-Таххана, который в доступной форме излагает основ-ные положения хадисоведения, разработанные учёными прошлого. В этой книге рассматриваются такие темы как виды хадисов, спо-собы их передачи и восприятия, отвод и подтверждение тех или иных сообщений в зависимости от степени надёжности их пере-датчиков и другие вопросы, что позволяет считать труд доктора ат-Таххана ключом к этой науке. Кроме того, автор указывает на основные источники, знание которых необходимо каждому же-лающему заняться углублённым изучением данной дисциплины.

Обращаем внимание читателей на то, что перевод публикуется с некоторыми сокращениями.

Хвала Аллаху, Господу миров!

Комиссия по переводу

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху, Который оказал мусульманам милость, нис-послав Священный Коран, и поручился за то, что сохранит его не-изменным в сердцах людей и в письменном виде до самого Судно-го дня, а потом дополнил сохранность Корана сохранностью сун-ны лучшего из посланников.

Благословения и мир нашему пророку Мухаммаду,

, ко-торому Аллах доверил разъясненить то из Корана, что было Ему угодно, и которому сказал:

…а тебе Мы ниспослали Коран, чтобы ты разъяснил людям то, что было ниспослано им, а они одумались бы.1 И пророк,

, использовавший понятные людям методы, разъяснял им Коран своими словами, делами и одобрением того, что делали другие2.

И да будет доволен Аллах сподвижниками благородного про-рока,

, которые восприняли сунну непосредственно от не-го, усвоили её и передали другим мусульманам всё то, что они слышали и чему были свидетелями, именно так, как они слышали и видели это, иначе говоря, они передали сунну другим людям свободной от примесей, искажений и изменений.

И да окажет Аллах Свою милость и дарует Своё прощение на-шим праведным предшественникам, которые передавали чистую сунну из поколения в поколение, выработав строгие принципы и

1 “Пчёлы”, 44.

2 Имеется в виду “такрир” – невысказанное одобрение пророком,

, тех слов и дел его сподвижников, свидетелем которых он был.

6_

правила с целью правильности её передачи и очищения от искаже-ний лжецов.

И да воздастся благом мусульманским улемам, которые при-шли на смену праведным предшественникам, восприняли от них принципы и правила передачи сунны, а потом усовершенствовали, систематизировали и изложили их в специальных сочинениях, впоследствии получивших в своей совокупности название “науки о терминологии хадисов” (‘ильм мусталях аль-хадис).1

Я счёл нужным предложить учащимся шариатских факультетов облегчённое пособие по терминологии и прочим аспектам науки о хадисах, что будет способствовать усвоению ими основ и терми-нов этого вида знания. С этой целью каждый из разделов моего исследования разбит на пронумерованные параграфы и в каждом из них сначала приводится определение, затем – пример, затем речь идёт о различных его частях, а завершается каждый параграф разделом “Наиболее известные сочинения по данному вопросу”. Всё это излагается простым языком на основе ясной научной ме-тодологии, что исключает возникновение каких бы то ни было трудностей для читателя.

Я назвал своё исследование “Пособием по терминологии хади-сов”. При этом я не считаю, что оно может заменить собой специ-альные труды на эту тему, написанные улемами в прошлом. Един-ственная моя цель состояла в том, чтобы сделать настоящее иссле-дование ключом к их трудам, напоминанием об их содержании и средством облегчения понимания их смысла, так как эти труды и впредь будут служить авторитетными источниками для учёных и специалистов в этой области.

К числу новшеств в моей книге относится следующее:

1. Разделение каждого раздела на пронумерованные параграфы с целью облегчения понимания студентами излагаемого материа-ла.2

1 Эту дисциплину называют также “наукой изучения хадисов” (‘ильм аль-хадис дирайатан), “хадисоведением” (‘улюм аль-хадис) и “основами хадисов” (усуль аль-хадис).

2 При разбивке каждого раздела на параграфы мною были использованы такие труды моих учителей, как “Новый облик исламского фикха” профессора Мустафы аз-Зарка, “Основы фикха” профессора ад-Давалиби, а также материалы, которые использовал для нашего обучения доктор Мухаммад Заки Абд аль-Барр, когда мы сами были студентами шариатского факультета Дамасского Универси-

7_

2. Общий подход к структуре исследования каждой темы, под-разумевающий наличие определения, примера и всех прочих пунктов.

3. Краткость охвата всех разделов по терминологии хадисов.

Предлагаемая вниманию читателя книга состоит из введения и четырёх глав: главы о хадисах, главы об отводе и подтверждении (аль-джарх ва-т-та‘диль), главы о передаче хадисов и её основах, а также главы об иснаде и сборе сведений о передатчиках.

Предлагая результаты своих скромных усилий нашим сы-новьям, стремящимся к приобретению знаний, я признаю, что не смог воздать этой науке должного в полной мере, как не могу ут-верждать, что мой труд полностью свободен от недостатков и ошибок, и поэтому я надеюсь, что читатели укажут мне на выяв-ленные ими недочёты, что будет с благодарностью принято и ис-пользовано для их исправления. И я надеюсь, что Аллах Всевыш-ний сделает мой труд полезным для студентов и всех тех, кто за-нимается хадисами, и позволит мне заняться его составлением только ради Аллаха.



1. Краткий исторический очерк о возникновении науки о тер-минологии хадисов и стадиях её развития.

2. Наиболее известные труды по терминологии хадисов.

3. Основные определения.



1. Краткий исторический очерк о возникновении науки о терминологии хадисов и стадиях её развития.

От внимания исследователя не может остаться скрытым тот факт, что принципы передачи сообщений были сформулированы уже в Священном Коране и сунне пророка,

. Так, напри-мер, в Коране сказано:

тета. Основой для этих материалов послужил труд аль-Маргинани под названием “Китаб аль-хидайа”, а оригинальный принцип классификации материала во мно-гом способствовал быстрому и лёгкому пониманию этой темы после того, как нам пришлось приложить немало сил для её усвоения.

8_

О те, кто уверовал! Если нечестивец принесёт вам какую-нибудь весть, постарайтесь выяснить (, правда ли это)…1 А в од-ном из хадисов сообщается, что пророк,

, сказал:

نَضَّرَ اللَّهُ امْرَأً سََِعَ مِنَّا شَيْئًا فَ بَ لَّغَهُ كَمَا سََِعَ ، فَ رُبَّ مُبَ لِّغٍ أَوْعَى مِنْ سَامِعٍ 

«Да порадует Аллах услышавшего от нас что-либо и пере-давшего (услышанное другим точно) так же, как он услышал это, ибо тот, кому передают, может усвоить это лучше слышавшего (непосредственно)».2 В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк,

, сказал:

 فَ رُبَّ حَامِلِ فِقْهٍ إِلََ مَنْ هُوَ أَفْ قَهُ مِنْهُ وَرُبَّ حَامِلِ فِقْهٍ لَيْسَ بِفَقِيهٍ

«Иногда передающий знание (передаёт его) тому, кто знает больше, чем он, и иногда передающий знания сам знающим не яв-ляется».3

В цитированных нами выше айате и хадисе сформулирован принцип, согласно которому при отборе сообщений необходимо проявлять осмотрительность, быть внимательным, усваивать их смысл и точно передавать эти сообщения другим людям.

Выполняя веление Аллаха Всевышнего и Его посланника,

, сподвижники да будет доволен ими Аллах, проявляли осмотрительность при передаче и восприятии хадисов, особенно в тех случаях, когда они сомневались в правдивости их передатчи-ков. С учётом этого становится ясной роль иснада при определе-нии приемлемости или неприемлемости тех или иных хадисов.

Ввиду того, что без знания иснада хадис не принимается, воз-никла наука отвода и подтверждения, один из разделов которой был посвящён сбору сведений о передатчиках, знанию непрерыв-ных иснадов и таких из них, где один или несколько передатчиков

1 “Комнаты”, 6.

2 Ат-Тирмизи.

3 Ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа и Ахмад.

не упоминаются, а также знанию скрытых недостатков иснадов. Сначала критике подвергались только некоторые передатчики, что объяснялось малым количеством тех из них, сообщения которых не принимались.

Однако впоследствии улемы стали предпринимать больше уси-лий в этом направлении, в результате чего появились ис-следования по многим научным дисциплинам. Предметом этих дисциплин являлись критерии точности хадисов, а также способы их восприятия и передачи и некоторые другие вещи, которые сна-чала обычно передавались улемами устно.

С развитием науки о хадисах все эти сведения стали фикси-роваться и записываться, но записи делались в разных местах книг и были смешаны с материалами, относившимися к другим областям знания. Так, их можно было найти в сочинениях по основам рели-гии, фикху и хадисам, примером чего являются такие труды имама аш-Шафи‘и как “Китаб ар-рисаля” и “Китаб аль-умм”.

В конце концов в четвёртом веке хиджры эти науки достигли должного уровня развития и отделились друг от друга; их терми-нология устоялась, а улемы стали составлять специальные труды по терминологии хадисов. Кади Абу Мухаммад аль-Хасан бин Абд ар-Рахман бин Халляд ар-Рамахурмузи, умерший в 360 году хид-жры, написал сочинение под названием “Аль-мухаддис аль-фасиль байна-р-рави ва-ль-ва`и”, ставшее одним из первых трудов такого рода. Ниже я привожу названия наиболее известных сочинений по терминологии хадисов, начиная со времени написания первых от-дельных трудов по данному вопросу и до наших дней.

2. Наиболее известные труды по терминологии хадисов.

1. “Аль-мухаддис аль-фасиль байна-р-рави ва-ль-ва‘и”.

Автором этого труда является вышеупомянутый кади Абу Мухаммад аль-Хасан бин Абд ар-Рахман бин Халляд ар-Рама-хурмузи.

2. “Ма‘рифат ‘улюм аль-ахадис”.

Автором этого труда является Абу Абдуллах Мухаммад бин Абдуллах аль-Хаким ан-Найсабури, умерший в 405 году хиджры.

3. “Аль-мустахрадж ‘аля ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”.

Автором этого труда является Абу Ну‘айм Ахмад бин Аб-дуллах аль-Исбахани, умерший в 430 году хиджры. В своём труде он восполнил некоторые пробелы, имеющиеся в книге аль-Хакима “Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”, и имеющие отношение к основопо-ложениям этой отрасли знания.

4. “Аль-кифайа фи ‘ильм ар-ривайа”.

Это сочинение написал известный учёный Абу Бакр Ахмад бин Али бин Сабит аль-Хатиб аль-Багдади, умерший в 463 году хиджры. В его книге должное внимание уделяется фор-мулированию вопросов данного вида знания и разъяснению осно-воположений передачи хадисов. Она считается одним из важней-ших первоисточников этой науки.

5. “Аль-джами‘ H__X€ь _P ли-ахляк ар-рави ва адаб ас-сами‘”.

Этот труд также принадлежит перу аль-Хатиба аль-Багдади. Как видно из самого названия этого единственного в своём роде сочинения, оно посвящёно исследованию правил передачи хади-сов, а его содержание представляет собой большую ценность. Во-обще же следует отметить, что найдётся немного таких отраслей науки о хадисах, по которым аль-Хатиб не написал бы отдельного труда. Такой знаток хадисов, как Абу Бакр бин Нукта, сказал о нём следующее: «Каждому беспристрастному человеку известно, что все мухаддисы после аль-Хатиба пользуются написанными им книгами».

6. “Аль-ильма‘ иля ма‘рифат усуль ар-ривайа ва такййид ас-сима‘”.

Это сочинение написал кади Иййад бин Муса аль-Йахсуби, умерший в 544 году хиджры. В своём исследовании он ог-раничился лишь тем, что имеет отношение к способам восприятия и передачи хадисов, а также ответвлениям этой научной дисцип-лины, однако затронутая в нём тема раскрыта хорошо и то же са-мое можно сказать о компоновке этого сочинения.

7. “Ма ля йаса‘у-ль-мухаддиса джахлю-ху”.

Автором этого труда является Абу Хафс Умар бин Абд аль-Маджид аль-Майанаджи, умерший в 580 году хиджры.

8. “‘Улюм аль-хадис”.

Автором этого труда является Абу Амр Усман бин Абд ар-Рахман аш-Шахразури, известный также как Ибн ас-Салях и умерший в 643 году хиджры. Его труд, который известен и под другим названием – “Мукаддимат Ибн ас-Салях”, является одним из лучших трудов по терминологии хадисов. В нём Ибн ас-Салях

11_

собрал разрозненные материалы из сочинений аль-Хатиба и более ранних авторов, что делает его крайне полезным.

9. “Ат-такриб ва-т-тайсир ли-ма‘рифат сунан аль-башир ан-назир”.

Автором этого прекрасного труда является Мухйи-д-дин Йахйа бин Шараф ан-Навави, умерший в 676 году хиджры. Его книга представляет собой краткое изложение книги Ибн ас-Саляха “‘Улюм аль-хадис”.

10. “Тадриб ар-рави фи шарх такриб ан-Навави”.

Автором этого труда является Джаляль ад-дин Абд ар-Рахман бин Абу Бакр ас-Суйути, умерший в 911 году хиджры. Как видно из его названия, он представляет собой комментарий к книге «Такриб ан-Навави» и является весьма полезным.

11. “Назм ад-дурар фи `ильм аль-асар”.

Автором этого труда является Зайн ад-дин Абд ар-Рахим бин аль-Хусайн аль-Ираки, умерший в 806 году хиджры. Это сочине-ние известно также под названием “Альфийат аль-Ираки”. Оно представляет собой упорядоченное изложение вышеупомянутого труда “‘Улюм аль-хадис” Ибн ас-Саляха, к которому аль-Ираки добавляет нечто и от себя. Это сочинение является весьма полез-ным, и к нему было составлено множество комментариев, два из которых написал сам автор.

12. “Фатх аль-Мугис фи шарх альфийат аль-хадис”.

Автором этого труда является Абд ар-Рахман ас-Сахави, умерший в 902 году хиджры, а сам он представляет собой коммен-тарий к «Альфийат аль-Ираки» и относится к числу самых полных и наилуших комментариев к данному труду.

13. “Нухбат аль-фикар фи мусталях ахль аль-асар”.

Автором этого труда является знаток хадисов Ибн Хаджар аль-Аскаляни, умерший в 852 году хиджры. Несмотря на не-большой объём, этот труд является одним из полезнейших и на-илучших по компоновке сочинений такого рода, в котором ма-териал был расположен автором совершенно по-новому. Ибн Хад-жар сам составил комментарий к этому труду и назвал его “Нузхат ан-назар”. Известны комментарии и других авторов.

14. “Аль-манзума аль-байкунийа”.

Автором этого труда является Умар бин Мухаммад аль-Байкуни, умерший в 1080 году хиджры. Данное является кратким

12_

стихотворным произведением, не превышающим по своему объё-му тридцати четырёх бейтов. Оно считается одним из полезных кратких сочинений и пользуется широкой известностью. К нему был составлен целый ряд комментариев.

15. “Кава‘ид ат-тахдис”.

Автором этого полезного труда является Мухаммад Джамаль ад-дин аль-Касими, умерший в 1332 году хиджры.

Известно и множество других трудов по терминологии хадисов, перечисление которых заняло бы слишком много времени, в силу чего я ограничился упоминанием только наиболее известных из них, и да воздаст Аллах благом всем их авторам за нас и всех му-сульман.

3. Основные определения.

1. Наука о терминах (‘ильм аль-мусталях).

Наука об основах и правилах, позволяющих определить при-емлемость или неприемлемость иснада и матна хадиса.

2. Предмет науки о терминах.

Приемлемость или неприемлемость иснадов и матнов ха-дисов.

3. Польза этой науки.

Она позволяет отличить достоверные хадисы от хадисов, имеющих те или иные недостатки.

4. Хадис.

а) Лексическое значение этого слова: “новый”; множест-венное число – ахадис.

б) Терминологическое значение: сообщение о любом слове или деле пророка,

, невысказанном им одобрении или его качестве.

5. Хабар.

а) Лексическое значение: “известие”; множественное число – ахбар.

б) Терминологическое значение. На этот счёт существует три мнения:

1. Это слово является синонимом слова “хадис”, иначе го-воря, как термины оба эти слова передают один и тот же смысл;

13_

2. Это слово не является синонимом слова “хадис”, так как “хадис” представляет собой сообщение о пророке,

, а «ха-бар» есть то, что сообщается о ком-нибудь другом.

3. Более общее понимание, в соответствии с которым “ха-дис” представляет собой сообщение о пророке,

, а “хабар” – сообщение либо о пророке,

, либо о ком-нибудь другом.

6. Асар.

а) Лексическое значение: “остаток чего-либо”;

б) Терминологическое значение. На этот счёт существует два мнения:

1. Это слово является синонимом слова “хадис”, другими словами, как термины они передают один и тот же смысл;

2. Это слово не является синонимом слова “хадис”, так как “асар” есть сообщение о словах или делах сподвижников или по-следователей.

7. Иснад: это слово имеет два значения.

а) Возведение содержания хадиса к его источнику через соот-ветсвующий иснад.

б) Цепь передатчиков, приводящая к матну. В этом смысле слово “иснад” является синонимом слова “санад”.

8. Санад.

а) Лексическое значение: опора. Подобное название объ-ясняется тем, что “санад” служит опорой хадиса.

б) Терминологическое значение: цепь передатчиков, при-водящая к матну.

9. Матн.

а) Лексическое значение: возвышенность, которую образует собой твёрдая почва.

б) Терминологическое значение: слова к которым приводит иснад.

10. Муснад.

а) Лексическое значение: причастие страдательного залога от глагола “аснада” в значении “относить что-либо к чему-либо”.

б) Терминологическое значение. На этот счёт существует три мнения:

14_

1. Так именуется любая книга, в которой по отдельности собраны сообщения, передаваемые со слов того или иного спод-вижника;1

2. “Аль-хадис аль-марфу‘” – так именуется хадис с не-прерывным иснадом, в тексте которого приводятся слова пророка,

;

3. Под этим подразумевается “санад”.

11. Муснид.

Так именуется человек, передающий хадис вместе с его исна-дом, независимо от того, обладает ли он знанием2 о нём или толь-ко передаёт.

12. Мухаддис.

Человек, который занимается наукой о хадисах и передаёт ха-дисы, хорошо разбирается в них, зная многие их версии и обладая знаниями об их передатчиках.

13. Хафиз.

Известно два мнения о смысле этого слова.

а) Многие мухаддисы считают, что это слово является си-нонимом слова “мухаддис”.

б) Говорят также, что слово “хафиз” служит для обозначения мухаддиса высшего класса, иначе говоря такого мухаддиса, для которого в каждой области этой науки есть больше известного, чем неизвестного.

14. Хаким.

По мнению некоторых учёных, так называют человека, ко-торый знает все хадисы за исключением малой их части.

1 Иначе говоря, материал такой книги классифицируется по именам пере-датчиков.

2 То есть знает ли он, каким именно является этот хадис по степени дос-товерности, обладает ли знанием о его иснаде и матне и т.д.

15_

ГЛАВА 1

СООБЩЕНИЕ (ХАБАР)

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ: КЛАССИФИКАЦИЯ СООБЩЕНИЙ С УЧЁТОМ ТОГО, КАК ОНИ ДОШЛИ ДО НАС

Принимая во внимание то, как именно дошли до нас те или иные сообщения, их можно разделить на две группы:

1. Если сообщение передаётся очень многими путями, оп-ределённое количество которых не установлено, оно относится к числу сообщений, именуемых “мутаватир”.

2. Если сообщение передаётся небольшим количеством путей, оно относится к числу отдельных сообщений (āхāд).

Каждая из вышеупомянутых групп подразделяется на под-группы и отличается своими особенностями, о чём, если захочет Аллах Всевышний, я буду подробно говорить позже, а сейчас пе-рейду к исследованию сообщений, именующихся “мутаватир”.

ТЕМА ПЕРВАЯ

Сообщения, относящиеся к категории “мутаватир”1

1. Определение

а) По форме слово المُتَواتِر “мутаватир” является причастием действительного залога, образованным от масдара2 “таватур” – следование один за другим.

б) Терминологическое значение слова “таватур”: передача сообщения таким большим количеством передатчиков, что обычно

1 Имеется в виду, что все эти сообщения подтверждают друг друга, явля-ясь идентичными по смыслу.

2 “Масдар” – отглагольное имя.

16_

это исключает возможность вступления ими в сговор с целью его фальсификации.

Смысл этого определения: имеется в виду такой хадис или же такое сообщение, которое передаётся многими передатчиками ка-ждого из разрядов его иснада, что позволяет разуму сделать вывод о невозможности допущения того, что все эти передатчики сгово-рились между собой относительно подделки этого сообщения.

2. Условия, которым должно удовлетворять такое сообщение

Из пояснений к определению ясно, что к категории “мута-ватир” сообщение можно отнести лишь в том случае, если оно удовлетворяет четырём условиям:

а) Если оно передаётся большим количеством передатчиков. Относительно минимального их количества единого мнения нет, но в основном считается, что их должно быть не менее десяти.1

б) Такое количество передатчиков должно быть в каждом из разрядов иснада.

в) Не должно вызывать сомнений то, что они не могли сго-вориться между собой с целью фальсификации.2

г) В основе их сообщения должно лежать то, что может быть воспринято с помощью чувств.

Имеются в виду их слова: «Мы слышали…», или: «Мы виде-ли…», или: «Мы прикасались…» Если же в основе их сообщений лежат умозаключения, например о возникновении мира, то такие сообщения не могут быть отнесены к категории “мутаватир”.

3. Суждение о таком сообщении

Сообщение, относящееся к категории “мутаватир”, заключает в себе такую необходимую или же достоверную информацию, кото-

1 См.: “Тадриб ар-рави”, т. 2, стр. 177.

2 Имеется в виду, что они должны были жить в разных странах, или относиться к разным национальностям, или принадлежать к различным мазха-бам и так далее. С учётом этого требования некоторые сообщения, пере-даваемые большим количеством передатчиков, не считаются относящимися к категории “мутаватир”, тогда как сообщения, передаваемые относительно небольшим количеством передатчиков, могут быть отнесены к их числу. Таким образом, среди прочего это зависит и от положения передатчиков.

17_

рой человек обязан верить столь безоговорочно, будто он сам явля-ется свидетелем того, о чём говорится в этом сообщении, не испы-тывая никаких сомнений относительно этого. Таковы требования, предъявляемые к рассматриваемым нами сообщениям, и поэтому все все они должны приниматься, в выяснении же подробностей деятельности передатчиков необходимости нет.

4. Группы таких сообщений

Сообщения, относящиеся к категории “мутаватир”, под-разделяются на две группы: словесные (аль-мутаватир аль-ляфзи) и смысловые (аль-мутаватир аль-ма‘нави).

а) “Аль-мутаватир аль-ляфзи” – это такие сообщения, ко-торые идентичны друг другу как по форме, так и по смыслу.

Примером может служить хадис, в котором соообщается, что посланник Аллаха,

, сказал:

مَنْ كَذَبَ عَلَيَّ مُتَ عَمِّدًا فَ لْيَتَبَ وَّأْ مَقْعَدَهُ مِنْ النَّارِ 

«Пусть (приготовится) занять своё место в огне тот, кто на-меренно возвёл на меня ложь», и который передаётся со слов более чем семидесяти сподвижников.

б) “Аль-мутаватир аль-ма‘нави” – это такие сообщения, кото-рые идентичны друг другу только по смыслу.

В пример можно привести хадисы, где сообщается о возде-вании рук к небу во время обращения с мольбами к Аллаху. На-считывается более ста хадисов о пророке,

, в каждом из которых приводится сообщение о том, что, обращаясь с мольбами к Аллаху, он поднимал руки. Все эти хадисы касаются различных вопросов, и в этом смысле они не относятся к категории “мута-ватир”, однако их общий элемент, а именно сообщения о том, что пророк,

, воздевал руки, позволяют отнести их к этой кате-гории с учётом всей совокупности путей передачи этих хадисов.1

5. Наличие таких сообщений

Известно немало хадисов, относящихся к категории “мута-ватир”, например хадисы о водоёме пророка,

, хадисы о протирании кожаных носков (хуффейн) во время омовения, хади-

1 См.:«Тадриб ар-рави», т. 2, стр. 180.

18_

сы о воздевании рук к небу во время молитвы, хадис, где сообща-ется, что пророк,

, сказал: «Да порадует Аллах услышавше-го от нас что-либо и передавшего (услышанное другим точно) так же, как он услышал это…», и много других хадисов, однако если посмотреть на количество отдельных (āхāд) хадисов, то мы увидим, что по сравнению с ними количество хадисов “мутава-тир” очень невелико.

6. Наиболее известные сочинения, посвящённые хадисам, которые относятся к категории “мутаватир”

Улемы уделяли большое внимание собиранию хадисов, от-носящихся к категории “мутаватир”, и составлению из них от-дельных сборников с целью облегчения доступа к ним стре-мящимся к знанию. В пример можно привести следующие со-чинения:

а) Разбитое на главы сочинение ас-Суйути “Аль-азхар аль-мутанасира фи-ль-ахбар аль-мутаватира”.

б) “Катф аль-азхар”, также принадлежащее перу ас-Суйути. Это сочинение представляет собой краткое изложение предыдуще-го.

в) “Назм аль-мутанасир мин аль-хадис аль-мутаватир” Му-хаммада бин Джафара аль-Каттани.

ТЕМА ВТОРАЯ

Отдельные الآحاد (āхāд) сообщения, передающиеся малым количеством путей

1. Определение

а) Арабское слово “āхāд” является формой множественного числа от слова “āхāд” в значении “один” (вахид), а фраза “хабар аль-вахид” означает “сообщение, передаваемое одним человеком”.

б) Как термин, “хабар аль-ахад” означает «сообщение, не удов-летворяющее требованиям сообщений, относящихся к категории “мутаватир”»1.

1 “Нузхат ан-назар”, стр. 26.

19_

2. Группы таких сообщений по отношению к количеству путей их передачи

Сообщения, передаваемые малым количеством путей, под-разделяются на три группы:

а) Известные المَشْهور (машхур).

б) Редкие العَزِيز (‘азиз).

в) Неизвестные الغَرِيب (гариб).

Рассмотрим каждую из этих групп в отдельности.

Известное (МАШХУР) сообщение

1. Определение

а) По форме слово “машхур” является причастием страда-тельного залога от глагола “шахара” (делать известным; распро-странять).

б) Как термин, слово “машхур” служит для обозначения со-общения, передаюшегося со слов троих и более передатчиков в каждом из разрядов иснада, если количество их не удовлетворяет условиям хадисов категории “мутаватир”.

2. Пример подобного сообщения

Хадис, в котором сообщается, что пророк,

, сказал:

 إِنَّ اللَّهَ لا ي قَْبِضُ الْعِلْمَ انْتِزَاعًا ي نَْتَزِعُهُ مِنْ الْعِبَادِ ، وَلَكِنْ ي قَْبِضُ الْعِلْمَ بِقَبْضِ

الْعُلَمَاءِ حَتََّّ إِذَا لََْ ي بُْقِ عَالِمًا اتَََّّذَ النَّاسُ رُءُوسًا جُهَّالاً ، فَسُئِلُوا فَأَفْ تَ وْا بِغَيِْْ عِلْمٍ

فَضَلُّوا وَأَضَلُّوا

«Поистине, Аллах не станет забирать знание (, просто) лишая его (Своих) рабов, но он забирает знание, забирая (из мира) знающих, а когда Он не оставит (в живых) ни одного обла-дающего знанием, люди станут избирать (для себя) невежест-венных руководителей1. И им будут задавать вопросы, а они ста-

1 Речь идёт о духовных лидерах.

20_

нут выносить решения1, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других»2.

3. المُسْتَفِيْض “Мустафид”

а) По форме слово “мустафид” является причастием дейст-вительного залога от глагола “истафада” (распространяться).

б) Относительно слова “мустафид” как термина высказы-вались три мнения:

– Первое: это слово является синонимом слова “машхур”.

– Второе: значение его является более узким, так как если речь идёт о сообщении, относящемся к категории “мустафид”, обязательным условием является равенство двух сторон его исна-да, тогда как для сообщений категории “машхур” это необяза-тельно.

– Третье: значение его является более широким, иначе говоря, это мнение является противоположным второму.

4. Употребление слова “известное” не в качестве термина

Здесь имеется в виду то, что получило известность, но условия чего в расчёт не принимаются. Речь идёт о следующих случаях:

а) Такое сообщение, у которого один иснад.

б) Такое сообщение, у которого более одного иснада.

в) Такое сообщение, у которого вообще нет иснада.

5. Виды “известного”, которое термином не является

Таких видов насчитывается множество, а к наиболее известным из них относятся следующие:

а) Получившее известность только среди мухаддисов, при-мером чего может служить передаваемый со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, хадис, в котором сообщается, что посланник

1 Имеются в виду решения по религиозно-правовым вопросам или же фет-вы.

2 Этот хадис приводят аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и Ахмад.

21_

Аллаха,

, в течение месяца призывал проклятия на племена ри‘ль и закван после поясных поклонов во время молитв.1

б) Получившее известность среди мухаддисов, улемов и обыч-ных людей, примером чего может служить хадис, в котором сооб-щается, что пророк,

, сказал:

الْمُسْلِمُ مَنْ سَلِمَ الْمُسْلِمُونَ مِنْ لِسَانِهِ وَيَدِه 

«Мусульманином является тот, кто не причиняет вреда дру-гим мусульманам своим языком и своими руками».2

в) Получившее известность среди факихов, примером чего мо-жет служить хадис, в котором сообщается, что пророк,

, сказал:  أَبْ غَضُ الَْْلالِ إِلََ اللَّهِ الطَّلاقُ

«Самым ненавистным из дозволенного для Аллаха является развод».3

г) Получившее известность среди знатоков основ фикха, при-мером чего может служить хадис, в котором сообщается, что про-рок,

, сказал:

 رُفِعَ عَنْ أُمَّتِِ الَْْطَأَ وَالنِّسْيَانَ وَمَا اسْتُكْرِهُوا ع لَيْه «Не станут вменять в вину (членам) моей общины (совершён-ное ими по) ошибке, по забывчивости и по принуждению».4

д) Получившее известность среди знатоков арабской грам-матики, примером чего может служить хадис, в котором сооб-щается, что пророк,

, сказал: «Прекрасным рабом является

1 Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. Пророк,

, просил Аллаха покарать людей из этих племён за убийство его сподвижников, направ-ленных им к многобожникам для того, чтобы призывать их к исламу.

2 Аль-Бухари и Муслим.

3 Аль-Хаким в «Аль-Мустадраке» называет этот хадис достоверным, с чем соглашается и аз-Захаби в отношении той его версии, где слова пророка,

, приводятся в слеующем виде: «Не разрешал Аллах ничего более не-навистного Ему, чем развод».

4 Этот хадис считали достоверным Ибн Хаббан и аль-Хаким.

22_

Сухайб: если бы он не боялся Аллаха, то не допускал бы Его ослу-шания». У этого хадиса нет никакой основы1.

е) Получившее известность среди обычных людей, примером чего может служить хадис, в котором сообщается, что пророк,

, сказал: «Поспешность – от шайтана».2

6. Суждение об “известном”

“Известное” (машхур) сообщение нельзя характеризовать только как достоверное (сахих) или недостоверное независимо от того, о термине идёт речь или нет, поскольку среди таких сообще-ний есть не только достоверные, хорошие (хасан) и слабые (да‘иф), но и подложные (мауду‘).

7. Наиболее известные сочинения, посвящённые “известным” сообщениям

Имеются в виду сочинения, посвящённые известным хадисам, где слово «известные» употребляется в обычном смысле слова и не является термином. К числу таких сочинений относятся:

а) “Аль-макасид аль-хасана фи-ма-штахара ‘аля-ль-альсина” ас-Сахави.

б) “Кашф аль-хафа ва музиль аль-ильбас фи-ма-штахара мин аль-хадис ‘аля альсинати-н-нас” аль-‘Аджалюни.

в) “Тамййиз ат-таййиб мин аль-хабис фи-ма йадуру ‘аля альси-нати-н-нас мин аль-хадис” Ибн ад-Дайба‘а аш-Шайбани.

Редкое (‘АЗИЗ) сообщение

1. Определение

а) По своей форме слово “‘азиз” является прилагательным, образованным от глагола “‘азза” в значении “быть редким” или в значении “быть сильным”. Эти сообщения получили такое название либо из-за своей малочисленности и редкости, либо потому, что второй путь их передачи придаёт им силу3.

1 Иначе говоря, данный хадис являетс подложным.

2 Этот хадис приводит ат-Тирмизи, считавший его хорошим.

3 То есть служит подтверждением степени его достоверности.

23_

б) Как термин слово “‘азиз” служит для обозначения такого сообщения, в каждом разряде иснада которого есть не менее двух передатчиков.

2. Пример

Примером подобного сообщения может служить хадис, пе-редаваемый аль-Бухари и Муслимом со слов Анаса, да будет дово-лен им Аллах. Кроме того, аль-Бухари передаёт его со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что послан-ник Аллаха,

, сказал:

لا ي ؤُْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتََّّ أَكُونَ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِنْ وَالِدِهِ وَوَلَدِهِ وَالنَّاسِ 

أَجْْعَِينَ

«Не уверует никто из вас (по-настоящему), пока не станет любить меня больше своего отца, своих детей и всех (остальных) людей».

Со слов Анаса этот хадис передали Катада и Абд аль-‘Азиз бин Сухайб, со слов Катады его передали Шу‘ба и Са‘ид, со слов Абд аль-‘Азиза его передали Исма‘ил бин ‘Уляййа и Абд аль-Варис, а со слов каждого из них его передавал целый ряд мухаддисов.

3. Наиболее известные сочинения, посвящённые “редким” сообщениям

Улемы не оставили специальных трудов, посвящённых “ред-ким” хадисам скорее всего по той причине, что их насчитывается немного.

Неизвестное (ГАРИБ) сообщение

1. Определение

а) Слово “гариб” является прилагательным и переводится как “одинокий” или “далёкий от своих родных”.

б) Как термин, слово «гариб» служит для обозначения хадиса, передаваемого со слов одного-единственного передатчика.

2. Объяснение определения

Это значит, что передатчиком данного хадиса является только один человек, и это касается либо всех, либо некоторых, либо

24_

только одного из разрядов иснада1, даже если в остальных его раз-рядах передатчиков будет больше, поскольку в данном случае зна-чение имеет наименьшее количество.

3. Группы таких сообщений

В зависимости от степени своей одиночности неизвестные со-общения подразделяются на две группы – абсолютно неизвестные (гариб мутлак) и относительно неизвестные (гариб нисби).

а) Абсолютно неизвестное сообщение

1. Определение: Абсолютно неизвестным называется такое сообщение, неизвестность (гараба) которого имеет отношение к основе его иснада. Другими словами, имеется в виду такое сооб-щение, первым передатчиком которого является только один чело-век.

2. Пример: хадис, в котором сообщается, что пророк,

, сказал:  إِنَََّّا الأعْمَالُ بِالنِّ يَّاتِ

«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям…»2

Данный хадис передаётся только со слов Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. Таким образом, хадис может оставать-ся неизвестным до самого конца иснада, даже если со слов первого передатчика его передаёт целый ряд других передатчиков.

б) Относительно неизвестное сообщение

1. Определение: Относительно неизвестным сообщение на-зывается в том случае, когда неизвестностью характеризуется лю-бое звено его иснада. Имеется в виду, что первым его передатчи-ком может быть не только один человек, тогда как более поздним передатчиком, относящимся к какому-нибудь другому его звену, является один человек, передававший этот хадис со слов передат-чиков первого звена.

2. Примером может служить тот хадис, в котором со слов Малика передаётся сообщение аз-Зухри, передавшего слова Анаса, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что, когда пророк,

1 См.определение термина “разряд иснада” в разделе “Знание о разря-дах улемов и передатчиков”.

2 Аль-Бухари и Муслим.

25_

, вступал в Мекку,1 на голове его был шлем.2 Этот хадис со слов аз-Зухри передавал только Малик.

3 Причина такого наименования. Хадисы, относящиеся к данной группе, получили название “относительно неизвестных” по той причине, что единственность их имеет отношение к опре-делённому лицу.

4. Виды относительно неизвестных хадисов

Есть несколько видов «неизвестности», которую можно считать относительной по той причине, что абсолютной она не является, а касается только чего-то определённого. Речь идёт о нижеследую-щих видах:

а) Хадис, только один из передатчиков которого заслуживает доверия. В подобных случаях говорят: «Не передавал его из дос-тойных доверия никто за исключением такого-то».

б) Такой хадис, который только один определённый пере-датчик передаёт со слов какого-нибудь другого определённого пе-редатчика. В подобных случаях говорят: «Только такой-то переда-вал его со слов такого-то», даже если данный хадис передаётся и другими путями со слов других передатчиков.

в) Такой хадис, который передают только жители опреде-лённого города или определённой области, когда говорят: «Этот хадис передают только жители Мекки или жители Шама».

г) Такой хадис, который передают только жители опреде-лённого города или определённой области в отличие от жителей другого города или другой области, когда говорят: «Этот хадис передают только жители Басры в отличие от жителей Медины», или же: «Этот хадис передают только жители Шама в отличие от жителей Хиджаза».

5. Другой вид классификации неизвестных хадисов

По признаку неизвестности иснада или матна улемы подразде-ляют неизвестные хадисы следующим образом:

1 Здесь речь идёт о завоевании мусульманами Мекки в январе 630 года.

2 Аль-Бухари и Муслим.

26_

а) Хадисы, у которых неизвестными являются как матн, так и иснад. Таковым является хадис, матн которого передаётся со слов только одного передатчика.

б) Хадисы, у которых неизвестным являются иснад, но не матн. В пример можно привести такой хадис, матн которого передаётся со слов целого ряда сподвижников, но один из передатчиков пере-даёт его со слов какого-нибудь другого сподвижника, имя которо-го не упоминается в прочих версиях. О таких хадисах ат-Тирмизи говорит: «Он является неизвестным в этом отношении».

6. Много неизвестных хадисов приводится в следующих сборниках хадисов:

а) “Муснад” аль-Баззара.

б) “Аль-му‘джам аль-аусат” ат-Табарани.

7. Наиболее известные сочинения, посвящённые неизвестным хадисам

а) “Гара’иб Малик” ад-Даракутни.

б) “Аль-Афрад” ад-Даракутни.

в) “Ас-сунан алляти тафаррада би-кулли суннати мин-ха ахлю бальдатин” Абу Дауда ас-Сиджистани.

Классификация отдельных сообщений (хабар аль-āхāд) по признаку их силы и слабости

Отдельные сообщения, в том числе известные, редкие и не-известные, с точки зрения их силы и слабости подразделяются на две группы:

а) Приемлемые: к числу их относятся такие хадисы, прав-дивость передатчиков которых является наиболее вероятной. Су-ждение о таких хадисах: их обязательно приводить в качестве доводов, как обязательно и действовать в соответствии с ними.

б) Отвергаемые: к числу их относятся такие хадисы, прав-дивость передатчиков которых не является наиболее вероятной. Суждение о таких хадисах: такие хадисы не следует приводить в качестве доводов и действовать в соответствии с ними необяза-тельно.

Как приемлемые, так и отвергаемые хадисы подразделяются на определённые группы и отличаются своими особенностями, о чём

27_

я расскажу в двух отдельных главах, если захочет Аллах Всевыш-ний.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ: ПРИЕМЛЕМОЕ الخَبَ رُُ اُلمَقْبول (МАКБУЛЬ) СООБЩЕНИЕ

Тема первая: классификация приемлемых сообщений.

Тема вторая: подразделение приемлемых хадисов на дейст-вующие и недействующие.1

ТЕМА ПЕРВАЯ

Классификация приемлемых сообщений

С точки зрения различий по своему положению приемлемые со-общения подразделяются на две основные группы: достоверные الصَّحِيح (сахих) и хорошие الحَسَن (хасан). Сообщения каждой из этих групп в свою очередь подразделяются на две группы: достоверные (хорошие), как таковые, и достоверные (хорошие), считающиеся таковыми в силу существования других хадисов. В целом все при-емлемые сообщения подразделяются на нижеперечисленные четыре группы:

1. Достоверные сообщения как таковые.

2. Хорошие сообщения как таковые.

3. Достоверные сообщения, считающиеся таковыми в силу су-ществования других хадисов.

4. Хорошие сообщения, считающиеся таковыми в силу су-ществования других хадисов.

Ниже вниманию читателя предлагается подробное иссле-дование каждой из этих четырёх групп.

Достоверное сообщение

1. Определение

а) Слово “сахих” (истинный, подлинный, правильный; здо-ровый) является антонимом слова “саким” (неправильный; боль-ной). По отношению к состоянию тела это слово употребляется в

1 То есть обязательные и необязательные к применению на практике.

28_

прямом смысле, а по отношению к хадисам и прочим вещам - в переносном.

б) В качестве термина слово “сахих” служит для обозначения такого хадиса с непрерывным иснадом, каждый передатчик которо-го от первого до последнего отличался беспристрастностью и точ-ностью, в силу чего в его иснаде нет никаких отклонений (шазз) или недостатков (‘илля).

2. - Объяснение определения

В приведенном нами определении упоминаются такие вещи, наличие которых необходимо для того, чтобы хадис считался дос-товерным. Имеются в виду нижеследующее.

а) Непрерывность иснада: это значит, что каждый из пере-датчиков этого хадиса от первого до последнего воспринял его непосредственно от предыдущего передатчика.

б) Добросовестность (‘адаля) передатчиков: это значит, что каждый из передатчиков этого хадиса являлся разумным совер-шеннолетним мусульманином и не был ни нечестивцем, ни непо-рядочным человеком.

в) Точность передатчиков: это значит, что каждый из пе-редатчиков этого хадиса абсолютно точно запоминал или за-писывал хадисы.

г) Отсутствие отклонений, под которыми подразумеваются такие случаи, когда достойный доверия передатчик передаёт ха-дис, отличающийся по матну от хадиса, переданного ещё более достойным доверия лицом.

д) Отсутствие недостатков: это значит, что хадис не яв-ляется дефективным; недостатком (‘илля) является такая скрытая и неясная причина, в силу которой появляются основания сомне-ваться в достоверности хадиса, тогда как внешне он представляет-ся безупречным.

3. Условия, которым должен удовлетворять такой хадис

Из объяснения определения видно, что для признания хадиса достоверным необходимо, чтобы он удовлетворял пяти условиям: характеризоваться непрерывностью иснада, беспристрастностью и

29_

точностью передатчиков, отсутствием недостатков и отсутствием отклонений.

Если хадис не удовлетворяет хотя бы одному из этих пяти ус-ловий, он не может именоваться достоверным.

4. Пример

Примером может служить хадис, приводимый аль-Бухари в его “Сахихе”, где говорится:

– Абдуллах бин Йусуф сказал нам: Малик передал нам слова Ибн Шихаба, передавшего со слов Мухаммада бин Джубайра бин Мут‘има, что его отец сказал: «Я слышал, как во время закатной (магриб) молитвы посланник Аллаха,

, читал суру “Гора”» 1

Этот хадис является достоверным в силу следующих причин:

а) Его иснад является непрерывным, так как каждый из его пе-редатчиков слышал его от своего шейха.

б, в) Все его передатчики отличались беспристрастностью и точностью, и именно так характеризовали их знатоки науки отвода и подтверждения.

1. Абдуллах бин Йусуф был достойным доверия и отличался точностью.

2. Малик бин Анас являлся имамом и хафизом.

3. Ибн Шихаб аз-Зухри был факихом и хафизом, которому, по общему мнению, была присуща высочайшая точность.

4. Мухаммад бин Джубайр был человеком, достойным до-верия.

5. Джубайр бин Мут‘им, да будет доволен им Аллах, являлся сподвижником.

г) В этом хадисе нет никаких отклонений, поскольку ни одно более сильное сообщение ему не противоречит.

д) В этом хадисе нет никаких недостатков.

5. Суждение о достоверном хадисе

По общему мнению мухаддисов и уважаемых знатоков основ религии и факихов, обязательно применять его на практике. Он относится к числу доводов шариата, и мусульманин не может от-казываться от его практического применения.

1 Этот хадис аль-Бухари приводит в “Книге азана”.

30_

6. Есть ли уверенность в том, что какой-нибудь иснад является самым достоверным из всех иснадов?

Наиболее распространённым является мнение о том, что ни один иснад нельзя с уверенностью назвать самым достоверным из всех, поскольку различия в степенях достоверности определяются тем, в какой мере иснад удовлетворяет условиям достоверности, однако редко встречаются такие иснады, которые в полной мере соответствуют всем этим условиям. Ввиду этого лучше всего воз-держаться от заключений о том, что какой-нибудь иснад является самым достоверным из всех. Тем не менее известно, что отдель-ные имамы делали утверждения такого рода, хотя и очевидно, что каждый из них отдавал предпочтение тому, что он считал наибо-лее сильным. Ниже приводятся примеры иснадов, являющихся, по мнению некоторых мухаддисов, наиболее достоверными:

а) То, что передал аз-Зухри со слов Салима, слышавшего это от своего отца.1

Сообщается, что такое мнение высказывали Исхак бин Ра-хавийа и Ахмад.

б) То, что передал Ибн Сирин со слов Убайды, слышавшего это от Али, да будет доволен им Аллах.2

Сообщается, что такое мнение высказывали Ибн аль-Мадини и аль-Фалляс.

в) То, что передал аль-А‘маш со слов Ибрахима, слышавшего это от ‘Алькамы, слышавшего это от Абдуллаха, да будет доволен им Аллах.3

Сообщается, что такое мнение высказывал Ибн Ма‘ин.

г) То, что передал аз-Зухри со слов Али бин аль-Хусайна, слышавшего это от своего отца, слышавшего это от Али, да будет доволен им Аллах.

Сообщается, что такое мнение высказывал Абу Бакр бин Абу Шайба.

1 Отцом Салима был Абдуллах бин Умар бин аль-Хаттаб, да будет дово-лен Аллах ими обоими.

2 Имеется в виду Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах.

3 Имеется в виду Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах.

31_

д) То, что передал Малик, слышавший от Нафи‘а, слышавшего это от Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими.

Сообщается, что такое мнение высказывал аль-Бухари.

7. В каком труде впервые были собраны только достоверные хадисы?

Первым таким трудом стал “Сахих” аль-Бухари, а затем – “Са-хих” Муслима. Эти своды являются наиболее достоверными кни-гами после Корана. Согласно единодушному мнению улемов, обе эти книги следует считать образцовыми.

а) Какой из этих сборников является более достоверным?

Более достоверным и полезным является “Сахих” аль-Бухари, так как иснады всех хадисов, собранных аль-Бухари, отвечают са-мым высоким требованиям, предъявляемым к иснаду, а их пере-датчики заслуживают доверия в большей степени. Кроме того, в “Сахихе” аль-Бухари есть такие извлечения1 по фикху и такие мудрые мысли, которых нет в “Сахихе” Муслима.

б) Все ли достоверные хадисы вошли в сборники аль-Бухари и Муслима и ставили ли они перед собой такую задачу?

Аль-Бухари и Муслим включили в свои сборники не все досто-верные хадисы и не ставили перед собой подобной задачи. Аль-Бухари сказал: «Я включил в свой сборник только достоверные хадисы, но многие достоверные хадисы не были включены, чтобы не делать его длинным».2

1 “Истинбат” – извлечение норм шариата из их источников, иначе гово-ря, из отдельных положений Корана и сунны, что может находить своё подтвер-ждение через “иджма‘” (единодушное мнения улемов), или формулируется пу-тём “иджтихада” (самостоятельного толкования основ теологии в случае отсут-ствия соответствующих указаний в Коране и сунне или возникновения разногла-сий), или достигается путём суждения по аналогии (кийас) и т. д.

2 В некоторых версиях этого сообщения указывается, что он сказал: «Из-за скуки, навеваемой большим объёмом». Он имел в виду, что не включил многие достоверные хадисы в свою книгу, опасаясь, что она получится слишком длинной и будет вызывать у людей скуку».

32_

Муслим же сказал: «Я включил сюда не все имеющиеся у меня достоверные хадисы, включив только те из них, относительно дос-товерности которых высказывалось единодушное мнение».1

в) Много или мало достоверных хадисов осталось невключён-ными в сборники аль-Бухари и Муслима?

1. Хафиз Ибн аль-Ахрам сказал: «Они не включили лишь ма-лую часть», - однако другие были с ним не согласны.

2. На самом деле они не включили в свои сборники очень многое. Передают, что аль-Бухари сказал: «…а ещё больше до-стоверных хадисов я не включил». Сообщается также, что он ска-зал: «Я наизусть помню сто тысяч достоверных хадисов и двести тысяч недостоверных».2

г) Сколько хадисов насчитывается в каждом из этих сбор-ников?

1. Аль-Бухари: всего в его “Сахихе” приводится семь тысяч двести семьдесят пять хадисов с учётом повторяющихся, а без учёта их – четыре тысячи.

2. Муслим: всего в его “Сахихе” приводится двенадцать ты-сяч хадисов с учётом повторяющихся, а без учёта их – около четы-рёх тысяч.

д) Где можно обнаружить все остальные достоверные хадисы, которые не вошли в сборник аль-Бухари и Муслима?

Они собраны в таких надёжных и известных книгах, как “Са-хих” Ибн Хузаймы, “Сахих” Ибн Хиббана, “Мустадрак” аль-Хакима, “Сунан” Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджи и ан-Наса’и, “Сунан” ад-Даракутни и аль-Байхаки и других сборниках.

Однако одного только наличия хадиса в какой-нибудь из этих книг недостаточно; необходимо наличие указаний на их достовер-ность. Исключение составляют собой книги тех, кто ставил себе целью собрать только достоверные хадисы, примером чего может служить “Сахих” Ибн Хузаймы.

8. Несколько слов о “Мустадраке” аль-Хакима, “Сахихе” Ибн Хузаймы и “Сахихе” Ибн Хиббана

1 Муслим имел в виду те имевшиеся у него хадисы, которые удовлетво-ряли общепризнанным условиям достоверности.

2 “‘Улюм аль-хадис”, стр. 16.

33_

а) “Мустадрак” аль-Хакима представляет собой огромный сборник, в котором его составитель приводит достоверные хадисы, удовлетворяющие условиям либо обоих шейхов,1 либо одного из них, но не вошедшие в “Сахихи” аль-Бухари и Муслима. Кроме того, он включил в свой сборник ряд хадисов, называемых им дос-товерными, несмотря на то что они не удовлетворяют условиям ни одного из двух шейхов, и указал, что иснады их являются досто-верными. Иногда же он приводит отдельные хадисы, которые дос-товерными не являются, но указывает на это обстоятельство. Под-час аль-Хаким подходит к критериям отбора хадисов не слишком строго, называя тот или иной хадис достоверным, если он удовле-творяет его условиям, вследствие чего отобранные им хадисы не-обходимо исследовать и выносить о них суждения, соответствую-щие их состоянию. Изучением содержания сборника аль-Хакима занимался аз-Захаби, правильно классифицировавший большинст-во хадисов, однако эта книга нуждается в дальнейшем изучении.

б) “Сахих” Ибн Хиббана. Классификация хадисов в этой книге не соответствует общепринятым нормам, поскольку, с одной стороны, она не разбита на главы, с другой же – хадисы в ней не классифицированы по именам сподвижников, передавших эти ха-дисы, и поэтому Ибн Хиббан дал ей и другое название – “Ат-такасим ва-ль-анва‘” (Деление и виды). Найти нужный хадис в его книге очень затруднительно, и поэтому один из более поздних зна-токов2 разбил её на главы. Подчас он проявляет излишнюю снисхо-дительность, называя тот или иной хадис достоверным, однако в этом отношении он не является таким снисходительным, как аль-Хаким.3

в) “Сахих” Ибн Хузаймы. Этот сборник занимает более вы-сокую ступень по сравнению с “Сахихом” Ибн Хиббана, так как является серьёзным исследованием, а его составитель может отка-заться считать хадис достоверным из-за любого сомнительного слова в его иснаде.4

1 Иначе говоря, аль-Бухари и Муслима.

2 Имеется в виду Амир Аля ад-дин Абу-ль-Хасан Али бин Бальбан, умерший в 729 году хиджры. Он назвал свой труд “Аль-ихсан фи такриб Ибн Хиб-бан”.

3 См.: “Тадриб ар-рави”, т.1, стр. 109.

4 См.: “Тадриб ар-рави”, т.1, стр. 109.

34_

9. Извлечения (мустахраджат) из “Сахихов” аль-Бухари и Муслима

а) Предмет извлечения.

Здесь речь идёт о том, что какой-нибудь мухаддис берёт один из сборников хадисов и приводит его хадисы, снабжая их собст-венными иснадами и следуя при этом не тем путём, которым сле-довал его составитель, имевший с ним одного и того же шейха или шейха шейха.

б) Наиболее известные извлечения из двух “Сахихов”.

1. “Извлечение” из “Сахиха” аль-Бухари Абу Бакра аль-Исма‘или.

2. “Извлечение” из “Сахиха” Муслима Абу ‘Аваны аль-Ис-фараййини.

3. “Извлечение” из обоих “Сахихов” Абу Ну‘айма аль-Ис-бахани.

в) Приводили ли составители “Извлечений” те же матны ха-дисов, что и составители обоих “Сахихов” во всех случаях?

Их составители не всегда приводили абсолютно идентичные матны по той причине, что они неизменно использовали те же фразы, которые они слышали от своих шейхов, чем и объясняет-ся наличие небольших отличий в отдельных случаях.

То же самое можно сказать и о словах таких старых авторов, как аль-Байхаки, аль-Багави и им подобных, которые писали: «Этот хадис приводит аль-Бухари», – или: «Этот хадис приводит Муслим», – несмотря на наличие расхождений по смыслу и по форме с отдельными хадисами из “Сахихов” обоих шейхов. Смысл их слов: «Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим», состоит в том, что они приводили основу данного хадиса1.

г) Можем ли мы передать какой-нибудь хадис из числа этих “Извлечений”, относя их к “Сахихам” аль-Бухари и Муслима?

С учётом всего вышеизложенного никто не должен передавать ни один хадис из “Извлечений” или вышеупомянутых книг, ука-зывая, что его приводит аль-Бухари или Муслим, ни при каких об-стоятельствах за исключением двух случаев:

1. Когда он приводит данный хадис с целью сопоставления его с той его версией, которую приводит аль-Бухари или Муслим.

1 Имеется в виду основная версия матна.

35_

2. Когда составитель извлечения или другого сочинения го-ворит: «Оба они приводили его в таком виде».

д) Польза “Извлечений” из обоих “Сахихов”.

“Извлечения” из обоих “Сахихов” являются весьма полезными. Полезные аспекты трудов такого рода ас-Суйути перечисляет в своём сочинении “Ат-тадриб”.1

1. Высота иснада2, так как если бы составитель “Извлечения” передал какой-нибудь хадис точно таким же путём, каким переда-вал его аль-Бухари, то количество имён передатчиков в иснаде та-кого хадиса было бы больше, чем в том же хадисе, который при-водится им в “Извлечении”

2. Повышение степени достоверности, так как во фразах не-которых хадисов имеются дополнения и добавления

3. Приобретение хадисом силы благодаря множеству путей его передачи: польза этого состоит в том, что можно отдать пред-почтение той или иной версии в случае возникновения противоре-чий.

11. Степени (маратиб) достоверных хадисов

Мы уже отмечали, что некоторые улемы приводили иснады, которые они считали наиболее достоверными. На основании этого и при условии, что иснад удовлетворяет всем прочим условиям достоверности, можно сказать, что достоверные хадисы разделя-ются по степеням.

а) Высшей степенью достоверности отличается такой хадис, который передаётся с наиболее достоверным иснадом, например хадис, переданный Маликом, слышавшим его от Нафи‘а, слышав-шего его от Ибн Умара.

б) Более низким по степени достоверности является хадис, пе-редаваемый со слов людей, заслуживавших доверия в меньшей степени, чем вышеупомянутые передатчики, например хадис, пе-реданный Хаммадом бин Саламой, который слышал его от Сабита, слышавшего его от Анаса.

в) Ещё более низким по степени достоверности является хадис, передаваемый со слов тех, кто заслуживает доверия в меньшей

1 См.: “Тадриб ар-рави”, т.1, стр. 115 - 116.

2 В том случае, когда один и тот же хадис передаётся разными путями, высоким именуется наиболее короткий иснад.

36_

степени, чем предыдущие передатчики, например хадис, передан-ный Абу Салихом, который слышал его от своего отца, слышавше-го его от Абу Хурайры.

Есть и другая классификация хадисов, которые по степени дос-товерности делятся на семь классов:

1. Хадисы, которые считали достоверными и аль-Бухари, и Муслим (высшая степень достоверности).

2. Хадисы, которые считал достоверными только аль-Бухари.

3 Хадисы, которые считал достоверными только Муслим.

4. Хадисы, которые удовлетворяют условиям достоверности обоих шейхов, но не приводятся ни одним из них.

5. Хадисы, которые удовлетворяют условиям достоверности аль-Бухари, но не приводятся им.

6. Хадисы, которые удовлетворяют условиям достоверности Муслима, но не приводятся им.

7. Хадисы, ко


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: