Нарушения потребностей

ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ по А. МАСЛОУ

1. Физиологические потребности (воздух, пища, вода, выделение продуктов жизнедеятельности, сон, движение, прикосновение, секс)

2. Потребность безопасности (надежность, защита, кров, одежда, помощь).

3. Социальные потребности (одобрение, понимание, привязанность, любовь, семья и друзья).

4. Потребности в самоуважении и уважении окружающих (поощрения, уважение, самоуважение, успех, владение имуществом).

Потребности в самовыражении.

НАРУШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

НАРУШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПАЦИЕНТА
1. Физиологические потребности- стремление к физическому комфорту
1. Нарушение дыхания 1. Одышка 2. Удушье 3. Кашель
2. Нарушение питания 1. Отсутствие аппетита 2. Переедание 3. Ожирение 4. Истощение 5. Нарушение глотания 6. Рвота
3. Нарушение выделения 1. Запоры 2. Диарея 3. Недержание кала 4. Задержка мочи 5. Недержание мочи 6. Ночное недержание мочи 7. Изменение характера выделения мочи: - учащенное мочеиспускание; - болезненное мочеиспускание; - кровь в моче.
4. Нарушения движения 1. Ограничение двигательной активности (снижение) 2. Отсутствие двигательной активности
5. Нарушения сна 1. Бессонница 2. Нарушения засыпания 3. Повышенная сонливость
6. Нарушение сексуальности  
7. Нарушение комфорта 1. Острая боль 2. Хроническая боль
2. Потребность безопасности- стремление сохранить свой физиологический статус
1. Снижение порога безопасности 1. Лихорадка 2. Гипотермия 3. Контакт с инфекционным больным 4. Повреждения целостности кожных покровов 5. Привычные травмы 6. Снижение реактивности организма 7. Снижение или отсутствие физической активности
2. Нарушение гигие-нических навыков 1. Снижение навыков по самообслуживанию 2. Невозможность самообслуживания
3. Нарушение обучения 1. Дефицит знаний 2. Отсутствие интереса 3. Снижение навыков обучения
3. Социальные потребности- являются результатом жизни и деятельности человека в семье, профессиональной группе, обществе в целом
1. Нарушение общения 1. Снижение интеллекта 2. Одиночество 3. Нарушение восприятия 4. Нарушение вербального общения 5. Снижение слуха 6. Снижение зрения, слепота
2. Нарушение родственных связей  
3. Нарушение профессиональных связей  
4. Потребности в самоуважении и уважении- нарушение эмоциональных реакций
1. Нарушение эмоциональных реакций 1. Беспокойство, тревога 2. Страх 3. Безнадежность, отчаяние 4. Недовольство 5. Пренебрежение заболеванием
2. Потеря свободы, дружбы, любви  
3. Снижение и потеря социального статуса  
5. Потребности в самовыражении- отражение духовного мира человека, его способность к творчеству
1. Снижение чувства собственного достоинства  
2. Снижение творческой активности  
6. Крах потребностей- проблемы пациента, требующие неотложного сестринского вмешательства
  1. Приступ удушья
  2. Гипертонический криз
  3. Обморок
  4. Шок
  5. Коллапс
  6. Острая боль в области сердца
  7. Затянувшийся приступ боли в области сердца
  8. Приступ почечной колики
  9. Приступ печеночной колики
10. Кома 11. Острая боль в животе 12. Наружное кровотечение 13. Желудочно-кишечное кровотечение 14. Легочное кровотечение 15. Внутреннее кровотечение
       

Приложение № 1

Контрольные задания к лекции

1. Дать определение понятию сестринский процесс.

2. Дать определение понятию стандарт.

3. Что представляют собой стандарты плана по уходу?

4. Что представляет собой конкретный план по уходу?

5. Сестринский процесс, цели, задач.

6. Сколько этапов включает в себя сестринский процесс?

7. Перечислить преимущества внедрения сестринского процесса в науку и практику.

8. Название 1 этапа сестринского процесса. Сформулировать цель.

9. Дать характеристику объективным и субъективным методам обследования пациента.

10. Название 2 этапа сестринского процесса. Сформулировать цель.

11. Дать определения существующих и потенциальных проблем.

12. Название 3 этапа сестринского процесса. Сформулировать цель.

13. Каким требованиям должны отвечать цели.

14. Название 4 этапа сестринского процесса. Сформулировать цель.

15. Перечислить типы сестринских вмешательств.

16. Дать определение независимым сестринским вмешательствам.

17. Дать определение зависимым сестринским вмешательствам.

18. Дать определение независимым сестринским вмешательствам.

19. Как называется 5 этап сестринского процесса.

20. Назвать цель 5-го этапа сестринского процесса.

Приложение № 2

Ситуационные задачи

Задача № 1

При проведении внутривенной инъекции 10% раствора кальция хлорида, пациент почувствовал боль в области инъекции.

1. Выявить проблему пациента.

2. Составить план сестринских вмешательств.

3. Прогноз ожидаемых результатов.

Эталон ответа

1.

А) нарушение физиологических потребностей пациента: нарушение комфорта (острая боль);

Б) нарушение потребности безопасности: нарушение целостности кожных покровов;

В) нарушение психоэмоциональных реакций: беспокойство, тревога, страх.

2. Последовательность сестринских вмешательств: оказаниедоврачебной помощи.

3. Уменьшение боли в области инъекции.

Задача № 2

Пациентка, получающая инъекцию ампицилина в/м, почувствовала боль в области инъекции, через 2 дня боль усилилась, появилась гиперемия и уплотнение в месте инъекции.

1. Выявить проблему пациента.

2. Составить план сестринских вмешательств.

3. Прогноз ожидаемых результатов.

Эталон ответа

1.

А) нарушение физиологических потребностей пациента: нарушение комфорта (боль), нарушение движения (ограничение двигательной активности);

Б) нарушение потребности безопасности: повреждение целостности кожных покровов;

В) нарушение психоэмоциональных реакций: тревога, беспокойство, страх;

2. Последовательность сестринских вмешательств: постановка согревающего компресса, грелки на область ягодицы.

3. Уменьшение боли, уплотнения в месте инъекции.

Задача № 3

У пациента с диагнозом «туберкулез легких» во время кашля появилась мокрота с кровью.

1. Выявить проблему пациента.

2. Составить план сестринских вмешательств.

3. Прогноз ожидаемых результатов.

Эталон ответа

1.

А) нарушение физиологических потребностей пациента: нарушение дыхания (кашель), нарушение комфорта;

Б) нарушение психоэмоциональных реакций: тревога, беспокойство, страх;

В) нарушение потребности безопасности: появление мокроты с кровью.

2. Последовательность сестринских вмешательств: доврачебная помощь пациенту, срочно вызвать врача.

3. Уменьшение кашля.

Задача № 4

Пациенту с диагнозом «тромбофлебит», на область голени поставлены пиявки, затем после процедуры наложена асептическая повязка, через 3 часа повязка промокла кровью.

1. Выявить проблему пациента.

2. Составить план сестринских вмешательств.

3. Прогноз ожидаемых результатов.

Эталон ответа

1.

А) нарушение физиологических потребностей пациента: нарушение комфорта (вид крови);

Б) нарушение психоэмоциональных реакций: тревога, беспокойство, страх;

В) нарушение потребности безопасности (повреждение целостности кожных покровов).

2. Последовательность сестринских вмешательств: соблюдение правил асептики при смене повязки (профилактика инфицирования кожных покровов).

3. Прекращение кровотечения из раны.

Приложение № 3

П А М Я Т К А

«Стратегия общения с пациентом при сборе информации»

Вы должны быть уверены, что ваша беседа будет проходить в тихой неофициальной обстановке без отвлечения и не будет прерываться.

Для установления доверительных отношений с пациентом медицинская сестра должна представиться, назвав свое имя, положение и сообщить цель беседы.

Называйте пациента по имени и отчеству и на "Вы", Проявляйте дружелюбие, участие и заботу.

Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Будьте спокойны, неторопливы. Не проявляйте досады, раздражения.

Говорите ясно, медленно, отчетливо. Используйте понятную пациенту терминологию. Если вы сомневаетесь в том, что он вас понимает, спросите, что он вкладывает в то или иное понятие. Поощряйте вопросы вашего пациента.

Позвольте пациенту закончить фразу, даже если он излишне многословен. Если необходимо повторить вопрос, перефразируйте его для лучшего понимания.

Не начинайте разговор с личных, деликатных вопросов. Прежде всего, спросите о его жалобах. Начните разговор с вопроса: "Что вас беспокоит?"

Во время беседы делайте короткие записи. Не полагайтесь на свою память, но и не пытайтесь записать всю информацию. Кратко запишите даты, ключевые слова или фразы.

Приложение № 4

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ

Термины Определения
1. Сестринский процесс систематизированный подход к организации и практическому осуществлению средним медперсоналом ухода за пациентом, а также к решению проблем, возникающих в процессе взаимодействия персонала с пациентом, его родственниками, коллегами.
2. Стандарт образец, норма, эталон, мерило, модель – единое и обязательное, принимаемое за исходное для сопоставления с ним других подобных объектов, действий и т.д.
3. Стандарты плана по уходу базовый уровень обслуживания среднего медперсонала, обеспечивающий качествен-ный уход по определенной проблеме пациента, вне зависимости от конкретной клинической ситуации.
4. Конкретный план по уходу письменное руководство по уходу, пред-ставляяющее собой подробное перечисле-ние действий среднего медперсонала, необходимых для достижения целей ухода по определенной проблеме пациента, с учетом конкретной клинической ситуации.
5. Сестринское действие содействие пациенту в продвижении к состоянию оптимального здоровья в любой сложившейся ситуации, путем планирован-ного ухода, используя сестринский процесс, и обеспечение соответствующих вмеша-тельств.
6. Существующие проблемы проблемы, которые беспокоят пациента в данный момент.
7. Потенциальные проблемы проблемы, которые еще не существуют, но могут проявиться с течением времени.
8. Сестринский диагноз клиническое суждение медсестры, в котором дается описание реакции пациента на фактически существующие и возможные проблемы, связанные с состоянием его здоровья.
9. Независимые сестринские вмешательства действия, выполняемые медсестрой в соответствии с ее самостоятельными решениями, без непосредственных указаний со стороны врача.
10. Зависимые сестринские вмешательства действия, выполняемые медсестрой на основании письменных предписаний врача, но должны использоваться навыки медсестры.
11. Взаимозависимые сестринские вмешательства взаимные действия мс с врачом, другими работниками здравоохранения, родствен-никами пациента.
12. Потребность отражение в сознании человека его нужд.
13. Приоритеты очередность проблем пациента с учетом степени опасности и риска для жизни и здоровья пациента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Процедурная медицинская сестра – М.: Гранть, 1997.- 127 с. – (б-ка глав., старшей мед.сестры).

2. Гагунова Е.Я. Общий уход за больными. – M.: Медицина, 1973. – 286 с.

3. Справочник медицинской сестры по уходу /Под ред. Н.Р.Пагеева. – M.: Медицина, 1981. – 334 с.

4. Мухина С.А., Тарновская И.И. Общий уход за больными. – M.: Медицина, 1989. – 254 с.

5. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: Учебник. – M.: Родник, 1998. – 314 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: