Исцеление, напротив, идет от души и стремится распознать, трансформировать и устранить всяческие препятствия, мешающие ей, уму и телу работать в единстве и слаженности. Задача процесса исцеления — сделать нас лучше, чем мы были до болезни, и восстановить «целостность» ради здоровья. Для этого следует создать гармоничное внутреннее пространство, чтобы у нас появилась возможность заняться скрытыми факторами болезни на глубинном уровне. Мы связываемся со своей истинной сущностью и обретаем способность увидеть, насколько сильными можем быть, если освободимся от ограничений обусловленности.
С точки зрения исцеления, здоровье — это физическое, умственное, эмоциональное и духовное равновесие. Органы, железы и системы тела не испытывают никакого стресса или эмоционального напряжения; ум свободен от ментальных барьеров и искаженного самовосприятия. Душа не встречает препятствий для физического выражения себя. Исцеление обращается к источнику болезни и требует от нас покопаться в наших психологических хранилищах, чтобы достать оттуда нездоровые мысли, эмоции, установки, верования и глубинные убеждения, ответственные за возникновение болезни. Исцеление — это воссоздание нашего самовосприятия и изменение образа жизни таким образом, чтобы они благоприятствовали хорошему здоровью. Мы устраняем источники разобщенности души, ума и тела.
Исцеление начинается с осознания и заканчивается переменами. Оно побуждает нас высвободить душевные травмы, захороненные глубоко внутри, и отпустить идентичности, созданные нами на основе этих травм. Мы должны избавиться от привычек и зон комфорта, порвать с нездоровым поведением, скрывающим нас истинных, даже если такое поведение дарует нам чувство безопасности или помогает не выделяться из толпы.
Исцеление предполагает активное участие в заботе о теле и не приветствует перепоручение этой заботы другим. Оно требует отдачи, решимости и просьбы о помощи; оно порождает отношения сотрудничества и способствует возникновению доверия.
Врач и пациент работают командой, обсуждают, исследуют, наблюдают и привлекают альтернативные методы в дополнение к традиционным. Отсутствует всякая авторитарность, врач не пытается единолично избрать верное направление. Наоборот, он видит пациента участником процесса принятия решений, крайне ответственным за каждый шаг, касающийся его здоровья.
Задача исцеления — не устранить, а создать: создать здоровое самовосприятие, здоровые мысли и здоровые отношения. Данный подход воплощает в жизнь такие качества души, как любовь, приятие, одобрение, сострадание, терпение и терпимость. Он чтит духовную природу и воздает нам за наши усилия прекрасным здоровьем. Он освобождает нас от прошлого, чтобы мы были вольны заново творить. Это все — длительный процесс, предполагающий смех и слезы, игру и дурачество, а также спонтанность. Это возвращение к состоянию ребенка, который жаждет учиться и приобретать всяческий опыт просто ради познания границ возможного.
Впрочем, исцеление тоже может порой проходить трудно и болезненно, ибо всплывает на поверхность прошлое и все его ошибки. Бывают даже моменты, когда мы задаемся вопросом: а действительно ли мы все это одолеем и стоит ли результат затраченных усилий? Однако если мы проявим настойчивость, то впоследствии поразимся тому, сколько всего приобрели и сколь насыщенной стала наша жизнь. Мы обнаружим довольство тем, кем являемся, и сможем коснуться той части себя, которая ценнее и дороже всего когда-либо достигнутого вовне. Мы воссоединимся с нашей душой.
Если мы будем в состоянии помнить, что исцеление — это образ жизни, а не то, чего мы безумно жаждем, когда больны, то у нас появится больше шансов жить разумно, просто, достойно, плодотворно и согласованно с нашей духовной природой. Тогда каждый день станет целительным.
ПСИХОДУХОВНЫЙ ПОДХОД К ИСЦЕЛЕНИЮ
В своих трудах Эдгар Кейси прекрасно описал основные принципы психодуховного исцеления: «Дух есть жизнь. Ум — это строитель. Физическое — результат», Такой подход рассматривает исцеление как процесс сотворчества души, ума и тела, а болезнь считает нарушением этого процесса. Проблема, выливающаяся в болезнь, отражает нечто глубинное, внутреннее, ослабляющее защитные способности тела, то, что становится открытым к внешним факторам болезни — вирусам, бактериальным инфекциям, загрязнению окружающей среды, составу пищевых продуктов. Психодуховное исцеление рассматривает болезнь как способ души сообщить уму: то, о чем мы думаем, идет вразрез с нашей духовной природой, и необходимо что-то срочно изменить, прежде чем это скажется на теле.
Данный подход к исцелению основан на трех предпосылках:
1. Нездоровый образ мыслей влечет за собой нездоровое состояние тела.
2. Исцеление возможно лишь тогда, когда удается обнаружить и устранить нерешенные психологические проблемы.
3. Исцелить себя можем только мы сами. Никто другой не сделает этого за нас.
Эта модель вскрывает глубинные взаимосвязи между болезнями и мыслями, эмоциями, верованиями, представлениями и глубинными убеждениями и рассматривает, как все перечисленные факторы затрагивают взаимоотношения между душой, умом и телом. Ее задача — показать нам, как обнаружить нездоровые причины недугов, тщательно сокрытые за нашими психологическими масками, как устранить эти проблемы, высвободив их эмоциональный заряд, и как соединиться с нашей духовной природой, чтобы высвободились целительные качества души и духа. Данный подход возносит исцеление на еще более высокий уровень.
Глава 2
БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: ИСЦЕЛЕНИЕ
Конечная задача исцеления — помочь душе в ее эволюции, т. е. устранить любые препятствия, мешающие нашей духовной природе в полной мере быть познанной и с радостью выраженной в наших мыслях, словах и поступках. Однако для того, чтобы эта задача осуществилась, мы должны произвести некоторые перемены в наших представлениях, среди которых можно выделить пять наиважнейших:
1. Необходимо изменить наше представление о самих себе — увидеть себя не просто как физическое тело. Следует помнить, что мы существуем в двух измерениях: в материи (физическом теле и уме) и в энергии (духе и душе). Наша духовная природа охватывает все.
2. Взамен прежних представлений о том, что болезнь производит изменения в физическом теле, нам следует понять: она влияет также на ум, энергетическое тело и душу. Лучше считать ее разладом во взаимодействии и общении между всеми аспектами, из которых складывается наше «Я».
3. Мысли следует воспринимать не как закрытое содержимое мозга, но как энергетическую точку притяжения опыта и одну из важнейших составляющих здоровья и благополучия физического тела.
4. Необходимо считать, что все происходящее с нами взаимосвязано и обусловлено и не бывает ни случайностей, ни совпадений. Мы должны осознать, что любые события — как хорошие, так и плохие — играют существенную роль в процессе нашего развития.
5, Следует прийти к пониманию того, что душа и дух — не одно и то же, несмотря на то что слова эти нередко используют как синонимы. Нам следует знать: хотя душа и неосязаема, она является движущей силой, импульсом, толкающим процесс развития вперед и стимулирующим перемены. Дух же служит жизненно важным энергетическим связующим звеном между душой, умом и телом.
ДУША
Душа является нашей стержневой сущностью, источником жизни. Она служит внутренним навигатором в жизненном путешествии, указующим путь эволюции. Она обеспечивает нашу энергетическую жизнеспособность, вдыхает жизнь в физическое тело и помогает переживать самые мрачные времена, даруя утешение, надежду и вдохновение. Она наш внутренний целитель, контролирующий работу тела во время болезни.
Душа взывает к нам посредством интуиции, предлагая бесконечное множество возможностей, предостерегая о возникновении нездоровых мыслей или неверно избранном пути. В ней записана история всего, что происходило с нами на земном физическом плане — как в этой жизни, так и в прошлых воплощениях.
Душу нельзя увидеть, но можно ощутить посредством живой материи нашего тела и мыслей. Она пользуется ими обоими как средством физического выражения, давая возможность нашей духовной природе проявиться во внешнем мире. Во многих религиозных учениях душа описана как Сердце Бога, Небесная Колесница, соединяющая нас с Источником и Вселенной, а также как средство личной эволюции и духовного развития. Главное для нее — качество жизни и отношения, которые у нас складываются с другими. По мере того как одни циклы бытия сменяются другими, душа ведет энергетические записи всего происходящего с нами в наших клетках и энергетическом теле. Эти уроки имеют колоссальную важность; они — истинный дар жизни.
Посредством возникающих в уме мыслей душа извещает нас, когда мы действуем в согласии с нашей духовной природой, а когда нет. Ей на помощь приходят эмоции: когда мы счастливы, радостны и довольны, мы с ней созвучны. Если же мы рассержены, подавлены и не удовлетворены — этого нет. Эти послания легко прочесть: все, что требуется от нас, это настроиться на волну собственных эмоций.
Всякого рода боли, неприятные ощущения, напряжение, стресс, эмоциональные кризисы, негативные телесные проявления и сами болезни — все это попытки души привлечь наше внимание к нездоровым мыслям. Их задача — повысить наше осознание существующего сопротивления, нежелания или неготовности изменить отжившие модели, отпустить прошлое и выйти за пределы зоны комфорта и всего привычного.
Когда с нами случается что-то из перечисленного, это не значит — ни в коем случае, — что душа желает причинить телу вред. Она понимает, что, будучи людьми, мы имеем склонность порождать мыслеформы, вызывающие ограниченность мышления. Мы поддаемся желанию поглубже спрятать эмоциональные раны, питающие наш страх перемен и порождающие неуверенность в себе. Душа прекрасно осведомлена: чтобы мы сделали шаг вперед в развитии личности и духовности, нас нужно пнуть чуть посильнее, вот она и пользуется разными телесными неприятностями, чтобы донести до нас необходимость что-то в своей жизни изменить.
В процессе эволюции именно душа вызывает к жизни все события и определяет Божественную работу, которую нам предстоит совершить, давая возможность учиться, расти и преодолевать нездоровые привычки мышления. Это позволяет нам изменять ограничивающие модели поведения, мешающие нам наслаждаться желаемым состоянием здоровья и качеством жизни. Когда энергия души покидает тело в момент смерти, все, что остается, — это физическая оболочка, тут же начинающая разрушаться и разлагаться. Душа возвращается к своей энергетической природе и ожидает новой возможности возродиться в физическом теле.
ДУХ
Дух — это энергетическая линия жизни между душой, умом и физическим телом. Он выступает «коммуникативным интерфейсом» между ними и дает возможность душе выражать свои побуждения посредством человеческого опыта. Дух — это аура, образующая энергетическое тело, которое окружает и пронизывает физическое тело человека. Он соткан из вибраций; своими волнообразными колебаниями и энергетическими рисунками он воспроизводит обитель души и магнетически привлекает события, способствующие личностному росту и продвижению души по пути ее эволюции.
Он невидим, однако его присутствие ощущается через живую материю физического тела. Являясь интерфейсом для ума, дух, между тем, не вносит свой вклад в порождение мыслей наравне с душой. Он выступает скорее передатчиком этих мыслей во внешний мир, а затем принимает их в виде информации, соединенной с энергией, которая не доступна восприятию физическими органами чувств.
Дух занимает то же пространство, что и физическое тело, и создает электромагнитную оболочку души. Эта структура, пусть и скрытая от обычного глаза, повторяет физическое тело и соединяет его в единое целое с душой. Соответственно, то, что влияет на одно, влияет и на другое. Раз нездоровые мысли рушат защитные силы физического «Я», открывая его всем недугам, то и энергию духа они портят — блокируют ее, мешая духу выступать интерфейсом для души, ума и тела.
Дух — это энергетический «переводчик» побуждений души, отвечающий за распределение их по телу. Вибрации духа, как и вибрации души, более тесно связаны с той частью головного мозга, которая пользуется символами и метафорами, а также эмоциями для обратной связи. Он — независимый посредник между душой и умом, и его основная задача — следить за тем, чтобы создаваемое нами в уме передавалось вовне. Это и позволяет нашим мыслям возвращаться к нам в виде событий. Вместе душа и дух составляют энергетическое тело — внутренний отражатель происходящего во внешнем мире.
Дух не просто наблюдает за тем, что болезнь делает с телом. Он рисует расширенную картину: как проблема влияет на способность души выполнять ее эволюционную задачу. Благодаря своей вибрационной природе он воздействует на тело, чтобы устранить все, что мешает душе проявить себя физически. Поскольку дух не может повлиять на качество порождаемых нами мыслей, он отражает их влияние на нас — ментально, эмоционально и физически. Так привлекается внимание к разобщенности души, ума и тела. Эта утрата единства может проявить себя усталостью, недомоганием, смятением мыслей, взрывом эмоций или депрессией.
В момент смерти дух открывает душе путь, по которому она, покидая тело, вновь перемещается в царство Света и энергии.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ТЕЛО — МИКРОКОСМ ТЕЛА ФИЗИЧЕСКОГО
Со всем его сложным устроением систем, органов и желез, наше физическое тело получило многомерную систему обратной связи, которая помогает отслеживать и регулировать его работу. Энергетическое тело предоставляет мгновенную картину происходящего с нами на физическом и ментальном планах; его движение отражает, как одно влияет на другое. Оно отвечает за поддержание жизненных сил, движущихся в физическом теле, а также управляет телом, помогая поглощать и распределять последствия наших мыслей, эмоций, установок и верований по клеткам, мышцам, органам, железам и всем важнейшим системам.
Энергетическое тело не только следит за энергетической, электромеханической и метаболической активностью физического тела, но и контролирует, как все эти факторы влияют на взаимодействие души, ума и самого тела. В сущности, оно двойник души, ума и тела и посредством своей информации предоставляет четкую картину того, что происходит в них на энергетическом уровне. Эта информация показывает:
♦ нормально ли функционируют системы, органы и железы, и если нет, где именно случился сбой и как он влияет на общую работу тела;
♦ как стресс и внешние факторы влияют на физическое «Я»;
♦ свободно ли движется энергия по всему телу, и если нет, то в каком конкретно месте она блокируется, застаивается либо утекает;
♦ присутствуют ли какие-либо психологические факторы, влияющие на процесс взаимодействия и обмена информацией между душой, телом и умом; не появилась ли между ними разобщенность;
♦ где происходит сбой и как он влияет на физическое тело — затрагивает ли он лишь отдельные органы и железы или же основные системы жизнеобеспечения и их части;
♦ в чем первопричина разобщенности — в нездоровых мыслях, установках, верованиях или моделях поведения;
♦ что необходимо предпринять для восстановления равновесия в физическом теле, чтобы оно могло самоисцелиться и восстановить связи с душой и умом. Энергетическое тело сообщает немало сведений о здоровье физического «Я» и о том, как задачи души соотносятся с его физиологией. Психодуховный подход к исцелению придает огромное значение этой информации, используя ее для того, чтобы отыскать скрытые факторы болезни и локализацию их энергетического накопления.
ВЫСОКОРАЗВИТАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СЕТЬ
Энергетическое тело — это высокоразвитая коммуникационная сеть, пребывающая в постоянном контакте со всеми системами физического тела. Оно — единый интерфейс, посредством которого мы взаимодействуем со всем — как снаружи, так и внутри. Оно служит своеобразной антенной, передающей и принимающей энергетически наполненную информацию на частотах своих вибраций.
Когда энергетическое тело работает в режиме внешней трансляции, оно передает наши мысли и потребности души во внешний мир. Отправленные им послания ищут события, совпадающие с тем, о чем мы думаем, и помогающие нам расти и продвигаться по пути эволюции. В режиме восприятия элементы энергетического тела, душа, сердце, чакры, вегетативная сосудистая система и центральная нервная система — все вбирают в себя поступающую извне энергетически наполненную информацию. Они ее перекодируют, распределяют по телу и наполняют соответствующей энергией органы, железы, мышцы и кости; эта энергия откладывается ментальными отпечатками, определяющими нынешнее и последующее реагирование данных частей тела.
С другой стороны, когда энергетическое тело находится в режиме внутренней трансляции, оно делает запрос о текущем состоянии физического тела, души и ума. В режиме внутреннего восприятия энергетическое тело записывает собранную им информацию и служит системой обратной связи. Получив сигнал о том, что какой-то из аспектов нашего «Я» работает со сбоем, оно распределит эти данные. При этом оно направит уму команду проверить и определить проблему, а телу — устранить ее.
Мы, по большей части, ни умом, ни телом не осознаем работу энергетического тела и замечаем его лишь тогда, когда появляется какая-то проблема. В такие моменты мы ощущаем его физически — через усталость, мышечное напряжение и стресс, а также ментально — в виде эмоциональной подавленности и смятения.
КОГДА МЕНЯЮТСЯ МЫСЛИ, МЕНЯЕТСЯ И ЭНЕРГИЯ
В повседневной жизни бывает немало случаев, влияющих на способность нашего тела самоисцеляться. Однако наибольшее влияние оказывают на нас мысли. Вспомним слова Эдгара Кейси: «Ум — это строитель», и когда его содержимое — яд, то физическое и энергетическое тела отравляются. И что бы мы себе ни представляли, достаточно одной сильной негативной мысли, дабы этот процесс запустился.
Высказывание «Энергия следует за намерением» объясняет это явление: мысли — это то место, куда мы посылаем нашу энергию, и наша энергия там, куда мы посылаем свои мысли.
Позвольте объяснить. Мысли есть энергия; они выстраивают рисунки, проходящие через все энергетическое тело для передачи во внешний мир. Они также движутся по энергетическому телу в поисках информации о реакции физического тела на новую мысль.
Для сбора этой информации энергетическое тело сканирует органы, железы и основные системы физического тела на предмет наличия в них схожей памяти. Если она есть, то сканируемые участки направляют свой ответ, содержащий данные о том, что эта новая мысль здорова, не вызывает разобщенности между душой и телом или что она нездорова и порождает волнение в энергетическом теле, а также разобщенность душевного и физического. Как только ответ получен, он электрохимически посылается уму для оценки ситуации. Нездоровая информация отправляет уму послание, заряженное стрессом и физическим недомоганием, а здоровая реакция посылает общее чувство благополучия.
У ума есть выбор: он может начать действовать в соответствии с полученной информацией, изменив мысль или породив подобную первой. Он может выбрать последнее, если эта мысль согласуется со старыми установками, верованиями и глубинными убеждениями. Между тем только лишь то, что мысли нам привычны, вовсе не означает, что они здоровы, — как в случае хронических болезней. Большинство из них отражают какой-то упадок — либо разрушение нездоровых мыслей, либо разрушения в теле из-за этих идей.
Такие состояния, как артрит, расстройства пищеварительной системы, кардиологические заболевания, аутоиммунные расстройства, включая волчанку, хроническую усталость и фибромиалгию и даже рак, — все это способы тела предупредить ум, что настала пора отпустить отжившие модели, порождающие нездоровые ментальные состояния. Эти болезни указывают: годы подобных мыслей подтачивают тело до такой степени, что оно превращается в развалину под гнетом длительного стресса. Они, помимо этого, сообщают, как эти модели бьют по способности энергетического тела производить точное считывание физического «Я» и обеспечивать отклик, необходимый для поддержания здоровья и эффективного общения между душой, умом и телом.
ПРАВДА ОБ ИСЦЕЛЕНИИ
Известна одна древняя философская истина об исцелении: это не просто наука, это образ жизни. Исцеление случается каждый миг, а не только тогда, когда у нас по спине заструится холодный пот оттого, что возникшая вдруг боль или недомогание могут предвещать что-то страшное. Чтобы наслаждаться полнокровной здоровой жизнью, от нас требуется согласовывать внешние события с побуждениями нашей души. Наши мысли должны отражать наши потребности, а не навязанную нам обусловленность или требования и желания других. Простым упорядочением мыслей мы создадим жизнь, которая обеспечит и прекрасное здоровье. Если с нами случилась болезнь, значит, для исцеления нам нужно заглянуть вглубь себя и отыскать мотивы, таящиеся за нездоровыми мыслями. И даже когда со здоровьем все в порядке, мы все равно должны анализировать то, о чем наши думы, — в целях профилактики. Если же в мыслях неразбериха, нужно их изменить — пусть и очень не хочется.
Исцеление велит пересмотреть наши взаимоотношения — не являются ли они источником негативных мыслей. Порой это влечет за собой прекращение исчерпавших себя или опутавших нас сетями зависимости связей и создание новых. Оно требует развивать интуицию — голос взывающей к нам души, который поможет нам читать послания энергетического и физического тела. Мы должны расширить представления об исцелении, увидев в нем освобождение от всех скрытых «возбудителей» болезни — включая те, что погребены в глубоких тайниках нашего ума и тела.
И самое главное: жизнь, дарующая исцеление, призывает исполниться доброты и благодати Духа, а также сострадания и любви Души, ибо они — величайшие из целителей, основа основ Божественного искусства исцеления.
Глава 3
БОЖЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО ИСЦЕЛЕНИЯ
Если принять тело за вершину айсберга, то станет понятно: видимое глазу — всего лишь крошечная часть того, что определяет, насколько хорошим здоровьем мы обладаем. Громадная доля остается под поверхностью и играет решающую роль в целостности всей структуры; мы можем не иметь ни малейшего представления о ее существовании — пока не заболеем. Метафора айсберга позволяет нам понять, что требуется для того, чтобы наслаждаться прекрасным здоровьем, и сколько всего влияет на тело — гораздо больше, чем видно глазу. Мы получаем наглядную картину того, что отличное здоровье — это больше чем удовлетворение нужд одного лишь физического тела, ведь есть еще потребности души и ума. Нам открывается, почему исцеление — это способ поведения и образ жизни в целом.
Используя образ айсберга, мы видим, что слой, лежащий прямо под поверхностью, — это наше поведение: действия, поступки, питание, взаимоотношения с другими людьми, способы преодоления стрессовых ситуаций, забота о себе и защита себя от болезней. Если наши привычные модели не создают дисбаланса в образе жизни и удовлетворяют потребности души, ума и тела, тогда со здоровьем у нас все в порядке. Если же наше поведение — сплошное вредительство самим себе, не выпускает нас за рамки пагубных моделей мышления и приветствует дурные привычки, то мы увеличиваем собственную открытость болезням. Мы также менее склонны ладить со своим телом или предпринимать срочные меры по изменению привычных действий, вредящих его здоровью.
Следом за этим расположен слой наших верований — повторяющихся мыслей, прочно закрепившихся у нас в уме, а также глубинных убеждений — верований, зафиксированных в нашем поведении. Верования отвечают за формирование привычек и зон комфорта и трудно поддаются изменениям, поскольку уму они кажутся истинными. Соответственно, он станет цепляться за них даже ценой угрозы нашему ментальному и физическому состоянию.
Глубинные убеждения заставляют нас навечно укрепиться в наших верованиях, возникших благодаря обусловленности, социальным традициям, взаимоотношениям с другими людьми, материальному статусу и надеждам, возлагаемым на нас родителями. Как верования, так и глубинные убеждения являются причиной неестественного поведения и служат источником умственного и физического дискомфорта и душевных страданий. Они искажают наше восприятие реальности.
Следующий слой айсберга представляет наше эмоциональное состояние, охватывая эмоции и установки. Именно здесь открываются наши главные взгляды на жизнь и прячется ранимое внутреннее дитя. Эта часть обнаруживает, как обусловленность повлияла на восприятие нами самих себя и как общение с другими людьми повлияло на наше самоуважение и самооценку. Тут отсиживаются все страхи и наша крепкая к ним привязанность. Они влияют на верхние слои, выливаясь в нездоровые верования, глубинные убеждения и пагубные пристрастия.
Слой, пролегающий под эмоциями, отражает наш образ мыслей. Если большинство порождаемых нами моделей мышления согласуется с намерениями души и потребностями тела, то айсберг будет перемещаться свободно. Он выстоит в тяжелые времена, и его верхушка не даст крен. Если же, напротив, наши модели мышления нездоровы — то есть не позволяют нам быть самими собой, создают ложное либо искаженное самовосприятие и не способствуют здоровому поведению, то основание айсберга будет непрочным и неразвитым. Испещренная трещинами, наша льдина окажется на грани развала.
Самую большую и практически невидимую часть айсберга составляет духовный слой — энергетическое тело и душа. Эта часть служит основанием, на котором возводятся здоровые физические, ментальные и эмоциональные состояния. Он содержит внутри себя целительные силы, способные трансформировать, преобразовывать и преодолевать болезни. Это уровень нашей духовной природы, отражающий наше «Я», которое следит за эволюционным путешествием к целостности. Энергетическое тело и душа олицетворяют наш способ существования и общее восприятие жизни. Этот духовный уровень обеспечивает руководство, необходимое для восстановления хорошего здоровья — ментального и физического. Он дает ответ на вопросы: «Кто я?» и «Какова цель моего существования?». Эта часть айсберга всегда остается стабильной и держит всю конструкцию на плаву даже тогда, когда прочие слои расползаются в основании. Духовный уровень — это место, где рождаются целительные эмоции любви и надежды, сопровождаемые прощением, оптимизмом и благодарностью. Они обладают такой мощью, что создают мгновенные изменения в энергетическом теле и восстанавливают баланс всего остального.
Впрочем, целительные силы этого слоя доступны, лишь если предшествующий ему — слой мыслей — открыт бытию и верит, что мы можем исцелить себя. Чтобы так и произошло, у души припасен метод, способный изменить расстройства на всех уровнях одновременно. Все, что необходимо, — это наше желание изменить мысли.
МОДЕЛЬ ИСЦЕЛЕНИЯ
Шаги, предусмотренные в этой модели, — оценка, уроки, действия и освобождение — просты, трансформирующи, доступны для понимания, несложны в осуществлении и с ходу приложимы к любой ситуации. И все же, несмотря на кажущуюся простоту, воздействие, которое они оказывают на душу, ум и тело, невероятно.
ОЦЕНКА
Оценка — это процесс самодиагностики, позволяющий нам сонастроиться с тем местом, где мы ментально, эмоционально и физически пребываем в данный момент. Она заставляет нас обратить внимание на то, как мы проводим свою жизнь, и удостовериться, заботимся ли мы о здоровье или же терзаем физическое тело стрессами.
Оценка ментального состояния направляет наше внимание вовнутрь и создает среду, в которой мы можем увидеть себя за пределами ментальных ограничений и условностей. Ее рефлективная природа позволяет нам прислушаться к беседам с самим собой и понять их тон — критический, осуждающий либо же самоуничижительный. Если они токсичны, то они отравят и тело. Если саморазрушительны, то нарушат естественный баланс души, ума и тела и приведут к разобщенности. Ментальная оценка дает нам возможность понаблюдать за качеством мыслей и отследить, как на них влияет наш внутренний диалог.
Оценка эмоционального состояния позволяет обнажить раны, погребенные глубоко внутри, и увидеть, какие мы привязали к ним страхи. Когда они обнаружены, перед нами встает выбор. Продолжим ли мы позволять им влиять на нашу жизнь, держа себя заложником старых душевных ран? Или снимаем претензии к ним — освобождая, таким образом, себя от их уз — и начинаем жить, прислушиваясь к потребностям души, ума и тела?
Оценка физического состояния дает нам возможность по-настоящему «сверить пульс» работы и ощущений тела.
Случается ли телу терпеть боли, хронические недомогания или любые иные сбои в нормальной работе?
Достаточно ли мы отдыхаем?
А наше питание — способствует ли оно поддержанию здоровья?
Даем ли мы телу необходимую физическую нагрузку? Управляем ли стрессом — или стресс управляет нами?
УРОКИ
Болезнь — великий учитель, поскольку заставляет нас задуматься и понять, почему мы думаем и действуем именно так, а не иначе. Благодаря ей мы больше узнаем о своей личности, верованиях, глубинных убеждениях, страхах, обусловленности, биологической истории, силе, слабостях и самовосприятии (как положительном, так и отрицательном). Она воодушевляет к переменам, исследованию наших возможностей и поиску путей обращения отравляющих ситуаций в исцеляющие.
Болезнь открывает нам глаза на то, насколько ограничено наше восприятие действительности и как важно вскрывать в себе нездоровые верования, касающиеся благополучия. С ней мы постигаем, что свои эмоции очень важно выражать, а не прятать поглубже внутрь просто из страха, что другие не примут или не одобрят нас. Состояние болезни дарует нам возможность отыскать действенные способы высказаться о своих чувствах и обучает необходимости устанавливать здоровые эмоциональные границы.
Когда нас атакует болезнь, ее голос ясно и четко говорит нам о том, что происходит под поверхностью, глубоко под кожными покровами, побуждая нас больше узнать о функционировании нашего тела и воочию убедиться, что с ним случается, когда оно не получает достаточной заботы. Случившееся учит нас, какую следует употреблять пищу для поддержания жизненных сил. Мы понимаем, например, что, когда рацион перенасыщен сладостями и простыми углеводами, мы вроде бы ощущаем внезапный прилив сил, но он тут же сменяется сильнейшей усталостью и снижением умственной активности. Мы узнаем о последствиях стресса и о том, как важно выработать стратегии управления, чтобы свести к минимуму его воздействие.
Болезнь учит также, что необходимо следить за своими мыслями, что качество мыслей определяет качество нашего здоровья. Ее голос велит не бояться нового и пробовать все варианты, которыми мы располагаем.
ДЕЙСТВИЯ
Это шаг, с которого начинается путь. Теперь мы полным ходом движемся к исцелению — перемены неизбежны. Это также процесс, который дарует нам чудесную возможность на опыте познать, какой огромной силой мы наделены.
Потратив достаточно времени на оценку своего состояния и постижение науки о том, что следует делать, чтобы толкнуть вперед процесс исцеления, душа, ум и тело перестают быть сторонниками подхода «посидим-посмотрим». Вряд ли они теперь позволят нам по-прежнему ограниченно мыслить, иметь нездоровые установки, дурные привычки и саморазрушительные модели поведения. Мы, конечно, можем попробовать, однако ментальный и эмоциональный дискомфорт, который мы тут же ощутим, подчас более неприятен, чем вся боль, сопутствующая болезни.
На этапе действия перед нами открывается возможность применить что-либо из найденного нами на этапе уроков и заняться поправкой здоровья. Нам представляется случай расширить осознание и порадовать себя переменами в восприятии себя. На этом этапе целительного процесса мы обнаружим, что начали испытывать больший вкус к жизни и отношениям с другими людьми. Наши поступки и мышление станут другими, и мы достигнем уровня актуализировавшихся людей, о которых говорил Абрахам Маслоу в своей знаменитой книге «На подступах к психологии бытия» (Toward a Psychology of Being). Он описал актуализировавшихся людей не как тех, у кого вообще нет проблем, но как индивидуумов, научившихся переходить от нереальных проблем к решению проблем реальных. Они умело внедрили в жизнь необходимые перемены, благодаря чему трансформировали свое восприятие болезни. Они освободились от уз прошлого.
ОСВОБОЖДЕНИЕ
Эта стадия целительного процесса — награда за целеустремленность и решимость пройти весь путь, несмотря на то, что порой он доставлял множество неудобств. Результат — наша способность ступить за пределы текущего образа мыслей и подняться над ними. Освобождение от прошлого дает нам возможность жить радостно, не испытывать боли и страданий, вызванных душевными ранами. Свободные от искажений самовосприятия, мы способны понять, кто мы есть на самом деле, и узнать, каких высот можем достичь.
Освобождение распространяется и на мышление, и на взаимодействие с внешним миром. Смена поведенческих моделей происходит потому, что наши поступки больше не продиктованы старыми верованиями и глубинными убеждениями. Освободиться не значит, отречься от прошлого; мы просто переводим информацию в иное русло. Прошлое больше не руководит нашей жизнью, благодаря его урокам мы теперь можем распознавать, как поступать: это то, чего мы сами хотим, или же другие считают, что так нужно.
На стадии освобождения мы отпускаем отжившее и создаем новое — по-новому мыслим, по-новому ведем себя, по-новому живем и по-новому реализуем потребности души, ума и тела. Для этого мы прибегаем к недавно выученным урокам и мудрости души, в энергетике которой заложены Семь Универсальных Принципов Исцеления.
СЕМЬ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ ИСЦЕЛЕНИЯ
1. У вас есть силы, чтобы исцелить себя. В физическом теле заложены механизмы самоисцеления, оно снабжено защитной системой, которая не пропускает внешних и внутренних возбудителей болезней. Устройство тела предусматривает процесс саморегенерации путем ежедневного создания новых клеток. Мы можем остановить этот процесс, только если не верим в эту способность и не даем телу то, что ему нужно: отдых, должное питание и нагрузку.
2. Только вы можете исцелить себя. Никто другой не сделает это вместо вас. Создать команду, помогающую в исцелении, очень важно — ее участники могут предложить свои знания, идеи, различные взгляды и, что самое ценное, — свою поддержку. Однако эти люди не могут исцелить вас — лишь вам это под силу. Это личное путешествие самопознания и духовной эволюции. Никто не может испытать ваши эмоции, понять, как работает ваш ум или породить ваши мысли. Другие могут помочь вам отследить нездоровые модели, но изменить их можете вы, и только вы.
3. Вначале исцелите душу; за ней последует исцеление ума и тела. Душа, ум и тело имеют различные потребности, и если все получат необходимое, то все будут здоровы. Но если хоть чем-то пренебречь, появится разобщенность и болезнь атакует все. Исцеление восстанавливает связь души, ума и тела. В то время как медицина работает прежде всего с телом, божественное искусство исцеления напоминает нам о необходимости начинать с души, ибо она — источник нашего существования, вдыхающий жизнь как в ум, так и в тело. Если мы начнем отсюда, то все остальное подтянется автоматически. А каковы потребности души? Жить в радости и со смыслом, развиваться, расти и выражать свои побуждения посредством мыслей, слов и поступков.
4. Исцеляет только любовь. Энергия любви исполнена невероятной целительной силы. Посылаемая вами в любую часть тела, где есть боль или сбой в работе, любовь наполнена обновляющей силой души и ума. В уме происходит перемещение внимания от обнаружения проблемы к поиску решения, а душа «видит» больное место и напитывает его безусловной любовью. Это чувство живет в настоящем, именно там, где и происходит исцеление, — не в прошлом и не в будущем.
5. Прощение освобождает в сердце место для любви.
Когда наше сердце полно страха, гнева, грусти или отчаяния, в нем нет места для теплых чувств, без которых трудно оставаться здоровым. Любовь связана с душой, а прощение — с умом; оно высвобождает эмоциональный заряд, наполняющий болезненные мысли — те, которые вызывают поведение жертвы и заставляют нас вести жизнь «на птичьих правах» вместо нормальной и полнокровной. Прощение устраняет застои в энергетическом теле, чтобы содержащаяся в нем информация могла течь свободно, обеспечивая связь с душой, умом и телом для поддержания здоровья. С помощью правильных вибраций оно устраняет нездоровые установки и страхи, залегающие в позвоночнике, отравляющие эмоциональные заряды в органах, железах и мышцах. Оно запускает целительный процесс и усиливает иммунитет, а мы становимся менее восприимчивыми к болезням.
6. Изменения — вот единственный план действий. Эволюционное путешествие — это одна из перемен, иного выбора в жизни нет. Это то, что происходит от мысли к мысли. Изменения преобразуют наше мышление и помогают продвигаться из прошлого в настоящее и из настоящего в будущее. Первый шаг в трансформации — прощение, следующий за ним — любовь. Когда мы прощаем себя и своих обидчиков, мы увеличиваем пространство своего ума для новых мыслей и расширяем сердце, чтобы оно могло вместить больше любви. Когда мы болеем, наша душа, ум и тело требуют перемен. Они шлют сигналы тревоги о том, что что-то не так, что между ними утратилось единство — и все это влияет на наше состояние. Модель психодуховного исцеления, предложенная душой, напоминает нам: если больны мысли, то заболевает и тело. Единственный способ исцелить их — изменить мышление. Генри Бергсон лаконично сказал о целительной силе перемен так: «Жить — значит меняться; меняться — значит взрослеть; взрослеть — значит всякий раз бесконечно творить себя заново».
7. Сосредоточьтесь на том, чего вы хотите, а не на том, чего не желаете. Исцеление согласуется с Законом Привлечения: О чем ты думаешь, тем и становишься. Чем становишься, о том и думаешь. Лучший способ проверить, здоровы ли ваши мысли, — проанализировать свой образ жизни, отношения с другими людьми и состояние здоровья. Если то, что вы обнаружите в результате, не есть то, чего вы хотите, тогда меняйте что-то. Есть один общий для всех нас недуг, рано или поздно атакующий каждого в жизни: мы начинаем притягивать к себе то, чего не желаем, вместо того, что хотим. Это случается потому, что мы так сосредоточиваемся на мыслях о том, чего не хотим, что прокручиваем их в голове снова и снова, одновременно заряжая их сильными негативными эмоциями. Это все равно что пытаться не думать о белой обезьяне — чем больше мы велим себе о ней не думать, тем больше думаем. И чем больше у нас мыслей, тем больше мы расстраиваемся, обвиняя себя в неспособности выбросить их из головы. Действительно, картина выходит довольно смешная: мы напоминаем собачку, гоняющуюся за своим хвостом. Единственный способ остановить этот процесс — изменить его.
БОЛЕЗНЬ НЕ АТАКУЕТ ВНЕЗАПНО
Если бы мы изменили наши представления о болезни и поняли, что она развивается на протяжении какого-то времени, тогда больше бы любили и прощали себя и относились бы к процессу исцеления с большим терпением. Возможно, у нас бы даже появилось иное представление о том, как исцелиться, и вместо того, чтобы ждать, пока кто-то придет и вылечит нас, мы бы заняли более активную позицию в этом процессе, изменив в жизни то, что делает ее нездоровой.
Возьмем, к примеру, рак. Эта болезнь не возникает ни с того ни с сего. На физическом уровне требуется какое-то время, чтобы она сформировалась и заявила о себе в той мере, чтобы ее можно было обнаружить при помощи медицинских анализов. Требуются месяцы — а в некоторых случаях и годы, — чтобы в клетках произошли изменения и они бы мутировали до состояния опухоли или новообразования. На ментальном уровне нужны годы ложной обусловленности, пребывания в окружении, где человеком управляют нездоровые мысли, годы потакания вредным привычкам, годы и годы негативного мышления — сосредоточенности на мыслях о жизненных неурядицах и негативе вообще. На уровне эмоциональном нужно годами подавлять эмоции, отсекать способность выражать свои эмоциональные потребности, не быть самим собой и позволять своим душевным ранам влиять на качество жизни.
Болезнь — грипп, обычная простуда или что-то посерьезнее вроде рака — это результат нездорового образа мыслей, ослабившего со временем иммунную систему так, что она перестала справляться и защищать тело как от внешних агрессоров (вроде вирусов и бактерий), так и от внутренних (нездоровых мыслей, отрицательных эмоций и установок). Болезнь не случается внезапно. Для ее развития нужно время.
Если мы научимся прислушиваться к тихим предупреждениям, посылаемым нам телом, пока они не превращаются в сигнал тревоги, по которому нужно уже срочно действовать, мы сможем значительно снизить вероятность болезни. Мы поймем, что тело постоянно посылает отчет о текущем ментальном и физическом состоянии, оно может даже подсказать, что именно нам следует изменить, чтобы оно было в хорошей форме. Однако для этого мы должны понимать природу болезни и разобраться, что за ней в действительности кроется.
Часть II
ЧТО В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ КРОЕТСЯ ЗА БОЛЕЗНЬЮ
Правда нашего детства хранится в нашем теле, и хотя мы можем ее подавить, мы не в состоянии изменить ее. Можно обмануть разум, можно манипулировать чувствами, можно спутать представления, а тело обхитрить лекарствами. Но в один прекрасный день тело выставит нам счет, ибо оно неподкупно, как ребенок, целостный духом, который не примет никаких отговорок или компромиссов и не перестанет терзать нас до тех пор, пока мы не прекратим бежать от правды.
Из книги Элис Миллер «Трагедия одаренного ребенка»
Эмоция — это момент, когда сталь встречается с камнем и высекается искра, ибо эмоция есть основной источник сознания. Тьма не станет светом, и покой не сменится движением без эмоции.
Из книги Карла Юнга «Архетипы и коллективное бессознательное»
Люди повсюду любят верить в то, что заведомо не является истинным. Это позволяет им не утруждать себя самостоятельными размышлениями и не принимать на себя ответственность за свои знания.
Из книги Брукс Аткинсон «Однажды вокруг Солнца»
Глава 4
У КАЖДОГО СВОЯ ИСТОРИЯ
Сохранились ли у вас воспоминания о временах, когда вам было 3 года... или 6,10, 13? У меня — да, хотя, если честно, я бы предпочла не вспоминать. Я была «скороспелкой», сыпавшей направо и налево своими бесконечными «Почему?». И сейчас, вспоминая те деньки, я понимаю, почему мои родители, учителя и все остальные так расстраивались, мрачнели и сердились на меня. Мне тогда казалось, что я просто пытаюсь понять и познать... и показать им, какая же я умница, потому что именно за это меня хвалили.
Помню, как отец говаривал друзьям: «Кэрол — самая умная из моих детей и первой в нашем семействе окончит колледж». Он гордился мной, и эти его слова наполняли меня чувством значимости и неординарности. Между тем теперь я понимаю, что они стали для меня тяжким грузом, так как я старалась оправдать его надежды, и, уверена, они сыграли огромную роль в формировании у меня неуемной тяги к самосовершенствованию.
Я помню также, что все те вопросы из уст девчушки воспринимались с умилением, но обернулись большой проблемой, когда я подросла. Мне живо вспоминаются повышенный тон и гневные речи моих родителей и учителей, адресованные мне, стоявшей в растерянности и недоумевающей, что же такого плохого я сделала. В моей памяти всплывает, что в те моменты я чувствовала себя смущенной, отверженной, глупой, обиженной, разочарованной, несостоятельной и порой даже нелюбимой.
Еще припоминаю, как во втором классе произошло Что-то подобное, а затем в старших классах средней школы и в выпускном классе. Сейчас, размышляя о каждом из тех случаев, я понимаю: хоть с виду они и были разные, На самом деле все были повторением одной и той же ситуации, и то, что я чувствовала в разном возрасте — в 4, 7, 13 и даже в 16 лет, — все повлияло на меня одинаково. Мои чувства были глубоко задеты, уверенность в себе резко упала, мое представление о самой себе и своих интеллектуальных способностях значительно поблекло. Все ВТО произвело на меня столь сильное воздействие, что продолжает жить по сей день — и не только в уме, но и в теле — болями и дискомфортом, случающимися, когда я оказываюсь в схожих ситуациях.
Такова моя история. А что можете рассказать вы? У всех есть чем поделиться. Какие-то истории приятны, какие-то — просто ужасны; какие-то полны драматизма, иные трогают до слез; что-то смешно, а что-то даже шокирует. Правда в том, что у всех нас имеется в запасе хотя бы одна хорошая история, которую мы рассказываем направо и налево с целью привлечь к себе внимание или объяснить, почему мы столь низкого о себе мнения. Мы пересказываем эти истории, чтобы объяснить, почему мы влачим свой эмоциональный «багаж» — тащим на себе всю эту тяжесть. Мы находим оправдание тому, что боимся любить, исцеляться, меняться и преуспевать и полны беспокойства и прочих проблем. Мы хотим заставить других утешать нас, жалеть нас, помогать нам и даже любить нас.
Любопытно, но все эти истории и тот эмоциональный заряд, которым мы их наполняем, остаются неизменными всю нашу жизнь. Однако используем мы свои байки, пусть и правдивые, не всегда одинаково. Иногда они служат средством понять, почему мы застряли в прошлом, в другой раз помогают нам не делать того, чего мы делать не хотим. Мы «подсаживаем» людей на свои драмы и травмы для того, чтобы и они поварились в нашем беспокойстве и боли; мы можем даже вызвать у них чувство вины за то, что они сделали нам, или за то, что могли, но не сделали.
Но настают времена, когда мы используем свои истории иначе. Они уже не помогают нам загонять себя в рамки или продолжать оставаться неудачником, с их помощью мы, напротив, понимаем, почему мы о себе такого мнения. Мы вскрываем пробелы и искажения в представлениях о самих себе. Воспринимая их именно так, мы можем обнаружить ментальные ограничения, сдерживающие нас, когда мы уже выросли, и внушающие нам ложную веру в то, что мы не способны достичь своих целей или воплотить в жизнь мечты. Теперь наши рассказы служат мощным позитивным катализатором и стимулом к переменам. Они могут даже исцелять — если мы поделимся ими с теми, кто пережил подобные эмоциональные травмы.
Уверена, вам доводилось слышать истории о настойчивости, упорстве, решимости, бесстрашии; о людях, отважившихся проникнуть в темную ночь души и выйти просветленными. А как насчет случаев, когда кто-то сражался с раком и вышел победителем или преодолел неимоверные трудности и построил жизнь, которой желал бы каждый из нас? О таких ситуациях рассказывать вновь и вновь не просто нужно — обязательно, ибо они воодушевляют других. Мы все нуждаемся в ежедневной дозе мотивации, чтобы радоваться жизни и здоровью. Такого рода истории трогают душу и наполняют отвагой не сдаваться, когда тучи над головой сгущаются.
Остерегаться нужно лишь тех историй, которые побуждают жалеть себя, быть жертвой и зарождают в нас разрушительные чувства — уныние, беспомощность, отчаяние, разочарование, ненависть и гнев. Такие рассказы не сослужат нам хорошую службу, потому что мы воспользуемся ими в качестве оправдания и уже не сможем реализовать свой истинный потенциал. Они подрывают вepy в себя, мы застреваем в моделях поведения, мешающих нам рискнуть и попробовать что-то новенькое. Это сюжеты, питающие наши страхи, терзающие эмоции и не дающие быть самими собой. Они вызывают боязнь пропилить себя и заявлять о своих потребностях. Эти истории нужно менять, поскольку рано или поздно они осядут в теле в виде какой-то болезни или недуга.
ДОКОПАТЬСЯ ДО ИСТОКОВ
Наше развитие и становление — процесс воистину экстраординарный. Мы приходим в этот мир открытыми, наивными и невинными. Все, что мы делаем, для нас ново. Жизнь дарит радость, благоговение, удивление и восхищение; мы находим огромное удовольствие в делах абсолютно простых. В младенчестве мы кричим от восторга, впервые услышав собственный голос и обнаружив в себе способность смеяться, можем долго и пристально разглядывать движения своих рук и пальцев. Малышами веселимся, когда дотягиваемся до стола, и заливаемся смехом, сделав первые шаги.
Мы оглядываемся, чтобы посмотреть, видит ли нас кто-нибудь, и учимся распознавать выражение родительских лиц — так ли радостно и им. Если они хлопают в ладоши и подбадривают нас, нам хорошо, и мы хотим ходить и ходить, пока не научимся твердо и самостоятельно стоять на ножках. Если же нас ругают за то, что мы касаемся стола и хватаем все подряд, познав радость самостоятельного передвижения, нас охватывает смятение от смешанных посланий. Мы начинаем понимать, что их радует, а что нет. Однако в этом возрасте, когда осознание того, что доставляет родителям радость, возрастает, мы все равно сосредоточены на своих собственных потребностях и получении того, чего мы хотим, и тогда, когда хотим. Если нужно, мы вовсю пользуемся эмоциями как средством показать, что желаем этого. Нас ничем не остановить.
В возрасте от трех до шести лет все кардинально меняется. Мы вступаем в фазу социализации — когда нужно перестать быть центром Вселенной и начать делить предназначенное только нам внимание с другими. В результате мы втягиваемся в борьбу за внимание и ищем похвалы, признания, одобрения и приятия с целью получить любовь и испытать довольство собой.
Наша мотивация смещается с собственных желаний к удовлетворению потребностей других. Мы узнаем, что для всего есть время и правила, и обнаруживаем: наши желания удовлетворятся лишь в том случае, если мы научимся ладить с другими и подстраиваться под их нужды. Наши истерики больше никто не терпит, нас бранят за то, что сходило нам с рук еще совсем недавно. Наша эмоциональная реакция начинает отражать чужую: родительскую, братишек-сестренок, нянечек и воспитателей.
Но даже пройдя всю эту перестройку, наш внутренний ребенок остается любопытным, непреклонным, мятежным и готовым открывать новое. В качестве примера возьмем обучение езде на велосипеде. Мысль о новеньком двухколесном друге приводит нас в восторг, ведь это первый вкус свободы, независимости и осознания, что нам что-то подчиняется. Когда мы впервые взбираемся на «велик», мы чувствуем себя в безопасности — родители нам сказали, что есть вспомогательные колесики, которые не дадут нам упасть. Мы понимаем, что на эти колесики можно положиться, они помогут устоять и ехать вперед. Когда их отцепляют, мы пытаемся научиться держать равновесие и управлять этой машиной. Мы падаем, встаем и пробуем снова, пока не освоим искусство езды на велосипеде. И не важно, что иногда приходится плакать, — мы не сдаемся. Мы лишь тогда падаем духом и обижаемся, когда кто-то говорит, будто мы ведем себя не очень хорошо, и мы усваиваем: плакать — это плохо, раз за это ругают.
В возрасте от 6 до 13 лет нас настигает новая волна проблем и испытаний: это период, когда мы наиболее впечатлительны и восприимчивы к мнениям и взглядам других, даже совсем незнакомых людей. Вообще-то большинство историй, которые мы затем пересказываем всю жизнь, уходят корнями именно в этот период — именно Сейчас закладывается наша самооценка, уверенность в себе, чувство собственного достоинства и будущее само-восприятие. Как раз в эти годы обусловленность и делает свое «грязное» дело по отношению к нашей индивидуальности и самовыражению, ведь тогда мы и совершаем сознательный выбор подавить своего внутреннего ребенка. Мы усваиваем, что выражать эмоции или говорить о своих потребностях не всегда приветствуется и одобряется, а порой и вовсе бывает неуместно. Наши представления о любви и ожидания начинают вырисовываться только в отношении к нам тех, кто старше.
В этом возрасте мы также начинаем искать признания, поддержки и одобрения, в которых так нуждаемся, вне семьи. Мы хотим нравиться и слышать от других, что мы особенные, умные, одаренные, веселые, любезные, находчивые и талантливые. Именно в это время наши истории становятся нашей идентичностью. Если нам говорят, что мы хорошие дети, способные ученики, приятны в общении, симпатичны или даже красивы, перспективны и вообще далеко пойдем, мы охотно верим и у нас формируется здоровое представление о самих себе. Если же, наоборот, нам говорят, будто мы тупые, безнадежные, неполноценные, смутьяны, отвратительные ученики, неудачники в социальном плане, неспособны сделать правильный выбор или просто недостаточно хороши — или что никогда ничего в жизни не достигнем, — мы им тоже верим и у нас складывается нездоровое восприятие себя.
В результате мы живем, опираясь на — или спотыкаясь об — эти мнения всю последующую жизнь. Если наши представления о себе здоровы, то «здоровы» и наши истории, и наоборот: нездорово самовосприятие — ему под стать и наши рассказы о себе. Однако, сколь бы замечательным ни было наше детство и связанные с ним истории, у каждого из нас найдется по меньшей мере одна тема, с которой мы боремся и о которой то и дело повествуем, когда не удовлетворены собой. Правильно это или нет, справедливо или несправедливо, но это период в жизни, когда ожидания других и их собственные нездоровые истории влияют на нас больше всего и служат самосбывающимися предсказаниями нашей зрелости.
Видя, как обусловленность влияет на нас и наши истории, нетрудно догадаться, почему мы всю жизнь с чем-то боремся и страдаем и почему все эти байки оказывают столь сильное воздействие на наше здоровье. Легко понять, как каждое событие, ситуация и сюжет, возникшие в этот период, становятся источниками мыслей, которые раз за разом возникают в наших головах в зрелом возрасте. Они цементируют идеи, питают наше представление о себе и влияют на мировосприятие в целом. Эти мысли начинают определять то, как мы переносим трудности и справляемся с неприятностями, формируя, таким образом, установки, верования, привычки и зоны комфорта — они и побуждают нас пересказывать одно и то же по тысяче раз.
Все эти мысли увенчаны нашими взаимоотношениями с другими людьми — нашими симпатиями и антипатиями, душевными травмами и ранами, радостями и разочарованиями, успехами и неудачами. Они тоже незримо присутствуют в виде историй, они закодированы в уме и теле. Они просто ждут своего времени, места и благоприятной ситуации, чтобы заявить о себе — словесно или физически.
ЗАГЛЯНЕМ В ХРАНИЛИЩА НАШИХ ИСТОРИЙ
Процесс развития — кто мы есть и кем становимся — изначально не должен быть статичным, неизменным, лишенным вызовов, безопасным или непременно приятным. Он задуман как динамический эволюционный процесс, с помощью которого ум, тело и душа учатся сосуществовать в физическом мире, а мы — эффективно общаться друг с другом. Это должен быть процесс, при котором жизненные события и взаимоотношения с людьми служат катализатором перемен, помогающих нам понять, кто мы есть, и отыскать смысл своего собственного жизненного путешествия. Это развитие в движении, при котором акцент делается не на жизненных вопросах «что?..», но скорее на «почему?..». Например, почему мы мыслим и поступаем определенным образом, почему совершаем именно эти выборы, почему заболеваем? Почему обзаводимся именно этими историями и почему цепляемся за них, даже когда они не идут нам на пользу?
Если мы действительно хотим найти ответы на эти «почему?», тогда придется копнуть поглубже и заглянуть в те уголки, которые скрыты под слоем обусловленности и социального давления. Мы поговорим о глубинных источниках — личности, культурных верованиях, религии, отношениях «мать — ребенок», поскольку они также влияют на то, какие истории мы рассказываем.
ЛИЧНОСТЬ
Личность, несомненно, из самых весомых «вкладчиков», поскольку именно благодаря ей мы мыслим и поступаем именно так, а не иначе; она определяет наши предпочтения и сильнейшим образом влияет на химический диалог между умом и телом. Именно личность знает, почему мы испытываем напряжение, почему позволяем давить на себя, почему склонны постоянно пребывать в состоянии тревоги и почему заболеваем — допускаем, чтобы стресс стал причиной недугов и болезней. Личность также устанавливает границы, согласно которым мы выстраиваем свою жизнь, и является организующим принципом, в ведении которого пребывает любой аспект нашего существования — ментальный, эмоциональный, физический и духовный.
Личность в целом состоит из двух аспектов: 1) качества и 2) особенности. Каждый из этих аспектов создает свои истории. Те, что созданы качествами, олицетворяют приобретенное поведение и отражают нашу обусловленность. Соответственно, они отображают влияние, оказанное на нас другими людьми, и копируют эти привнесенные извне мнения и взгляды. Они также наполнены более мощным отрицательным эмоциональным зарядом, поскольку несут в себе информацию о том, как мы ущемляем себя в угоду желанию вписаться в окружение, быть им принятыми и одобренными. Кажется, они и есть те истории, что вызывают жалость к себе и порождают ту внутреннюю борьбу, которая ведется внутри нас уже во взрослой поре.
Качества личности считаются ложной индивидуальностью и ответственны за:
♦ возникновение привычек, зон комфорта, ограничивающих мыслей и искаженного самовосприятия;
♦ порождение ограничивающих мыслей, установок и верований, которые препятствуют личностному росту и тормозят процесс исцеления;
♦ подавление эмоций, особенностей характера и проявлений нашей уникальности;
♦ принятие нами решений под влиянием мнения других людей — а не наших собственных — и, следовательно, подавление наших глубинных ценностей и принципов;
♦ удерживание нас в рамках моделей мышления и поведения, которые побуждают повторять трагедии и травмирующие события, существующие в наших историях.
Особенности личности, напротив, олицетворяют нашу истинную индивидуальность, ибо они врожденные. Иными словами, они образуют изначально присущую нам неврологическую схему мозга, определяющую то, как мы накапливаем и обрабатываем информацию, как принимаем решения. Они также управляют тем, как мы внутренне реагируем на внешние раздражители. Следовательно, истории, созданные присущими нам особенностями, согласуются с нашей внутренней природой и лишены компромиссов с самими собой. Они наполнены положительной энергией и выступают стимулами к изменению мыслей и поведения, идущих от обусловленности. Они диктуют главные ценности и принципы и отражают наше подлинное «Я». В моменты стресса они «отправляют» нас в места, где царит покой, — как с помощью разума, так и химией тела. Особенности личности отвечают за:
♦ создание устойчивых и предсказуемых моделей поведения, согласующихся с нашими базовыми потребностями;
♦ становление восприятия нами внешнего мира и реакции на происходящие в нем события, умения приспособиться к жизни;
♦ умение отличать истину нашу от чужой, таким образом давая возможность принимать решения, отвечающие нашим, а не их потребностям;
♦ нашу эмоциональную восприимчивость — без крайностей — и рациональность, не переходящую в безрассудство;
♦ воплощение в жизнь перемен, необходимых для выражения нашей аутентичности, и посильные действия — освобождающие нас от ограничивающих историй.
Если мы хотим понять, почему нас постигают болезни и каким образом наши истории способствуют им, то начинать нужно с изучения собственной личности и присущих ей потребностей. Лишь потом мы сможем осознать, сколь велика ее роль для здоровья. Это единственный способ понять, как подавление наших врожденных особенностей увеличивает склонность к неврологическим расстройствам вроде головных болей, болезни Паркинсона, слабоумия, рассеянного склероза и заболеваний периферической нервной системы.
КУЛЬТУРНЫЕ ВЕРОВАНИЯ
Влияние культурных верований на развитие сюжетов нашей жизни начинается в день, когда мы появляемся на свет, и продолжается все детство, юность, зрелость и даже в старости. Однако истории эти отличаются от тех, что возникают в результате ежедневных впечатлений. Они замешаны на культурных традициях и отражают верования и паттерны многих поколений. Они говорят миру, как нас воспринимать и общаться с нами, и, что прискорбно, также повинны в возникновении предрассудков, вызывающих массу страданий и боли.
Верования диктуют все правила и уклады жизни — от любимых блюд до способа приготовления пищи, от чувства ответственности до умения распоряжаться деньгами, от степени образованности до выбора религии. Истории, отражающие культурные ценности, обусловлены нашими этническими корнями, они незыблемы. Они создают неоспоримые правила, управляющие нашим поведением, пусть даже мы и пытаемся бунтовать против них в детстве. Они глубоко укоренились в наших душах и направляют нас вступать в отношения с «соплеменниками», веля хранить чистоту рода. В этом есть свой плюс — мы не станем изгоями и избежим конфликтов, неизменно случающихся при попытках смешать разные культуры.
Такие истории гарантируют сохранение традиций предков и продолжение основополагающей философии конкретной культуры. К примеру, если ваша культура требует присутствия отца при рождении ребенка, усматривая в этом его роль в заботе о детях и их воспитании, то вы должны будете следовать этим традициям, выстраивая свою жизнь согласно им. Меньшее сочтут за непочтение. В этом случае культурные верования первенство отдают мужчине, а истории будут рождаться патриархальные, укрепляющие роль мужскую и принижающие женскую.
Но существуют и другие культуры, в которых лишь женщине отводится роль единственной участницы процесса зарождения новой жизни и лишь на нее возлагается ответственность за воспитание следующего поколения. Мужчины в них будут цениться меньше. И истории будут матриархальными — равно как и обычаи с традициями.
Повторюсь: до тех пор пока мы не трогаем наши культурные корни, ничего страшного не произойдет. Но стоит нам создать отношения с человеком иной культуры и иных взглядов на роль мужчины и женщины, как мы столкнемся с принципиальными философскими различиями. И они положат начало совершенно новым историям.
Это сразу же бьет по здоровью, и напряжение, возникшее вследствие культурно-философских противоречий, заявит о себе в виде аллергии, депрессии, пристрастий, посттравматического стрессового расстройства или общего ослабления иммунной системы. Создавшееся напряжение настраивает ум и тело друг против друга, истощая и то, и другое.
ОТНОШЕНИЯ «МАТЬ — РЕБЕНОК»
Отношения между матерью и ее ребенком — это стержень, на котором держатся наши истории о любви и взаимоотношениях. Так происходит потому, что эмоциональные связи, устанавливающиеся с матерью еще до рождения, очень и очень крепки, а материнские чувства к нам предопределяют наши представления о себе, нашу самооценку и чувство собственного достоинства. Они очень рано формируют нашу будущую способность заботиться о других. Если мама в детстве была с нами нежной, часто нас ласкала и выражала свою любовь, то и наше представление об этом чувстве будет наполнено такими же качествами. Если же, напротив, мать отвергает свое дитя, не желает прижать его к груди или вообще признать его присутствие либо же злится,