Психология межгрупповых отношений
Отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность, пристрастность межгруппового восприятия и оценивания, которая проявляется в таких феноменах, как стереотипы и предубеждения.
Социальный стереотип – социальная установка в отношении каких-либо групп – этнических, гендерных, религиозных и т.д.
Предубеждение – неоправданно негативный стереотип в отношении определенной социальной группы или отдельных ее членов.
Одним из первых ученых, обративших внимание на психологические закономерности отношений между группами, был У.Самнер, описавший феномен этноцентризма.
Этноцентризм проявляется в чувстве превосходства своей этнической и культурной группыи одновременной неприязни, враждебности по отношению к другим.
У. Самнер рассматривал этноцентризм как универсальный механизм взаимодействия между этническими группами, в соответствии с которым проявление негативизма и враждебности по отношению к другим этносам является необходимым условием поддержания внутригруппового единства в рамках собственного этноса. Однако создавать социальное напряжение могут взаимоотношения любых групп. Ситуация «Мы» против «Они» может служить основой ненависти и приводить к уничтожению друг друга.
|
|
Теории предубеждений.
1. Согласно психогенному подходу, истоки предубеждений лежат в самих носителях предубеждений, точнее в психических проблемах, которые у них имеются. Он представлен двумя теориями – фрустрации –агрессии и авторитарной личности.
Теория авторитарной или этноцентрической личности Т.Адорно.
Т.Адорно показал, в основе предубеждений лежат дефекты личностного развития, которые выражаются в высоком уровне тревожности, невротическом беспокойстве, детской неуверенности. У авторитарной личности (с позиции теории личности З.Фрейда) очень жесткое, требовательное Сверх-Я, слабое Оно и неразвитое Я. Именно такие люди и являются носителями предубеждений. У них почитают внутригрупповых авторитетов, чрезмерно озабоченны вопросами статуса и власти, склонны подчиняться людям, наделенным властью и нетерпимы к тем, кто находится на более низком статусном уровне.
Теория «Козла отпущения» (на основе теории фрустрации-агрессии Н.Миллера и Дж.Доллрда). Фрустрация порождает неконтролируемые приступы ненависти и враждебности. В условиях, кода реальный источник фрустрации недоступен для отмщения, ненависть и враждебность смещаются на слабых и беззащитных. Идет поиск врагов. Но поскольку «врагом», т.е. причиной кризисов и разочарований, могут быть объективные социальные или экономические законы, институты власти и т.д., то легче обнаружить их среди социальных меньшинств и выплеснуть на них скопившуюся агрессию.
|
|
2. Ситуационистский подход. М.Шериф. видит истоки межгрупповой враждебности в конфликте целей и интересов различных групп, который неизбежно возникает в ситуации конкурентного взаимодействия между ними.
Эксперименты М.Шерифа проводились в середине 50-х годов в летнем лагере для подростков на протяжении нескольких лет. Основной целью исследований было изучение влияния характера межгруппового взаимодействия (кооперативного или конкурентного) на характер взаимоотношений, складывающихся между группами и внутри групп. На основании результатов этих экспериментов М. Шериф сделал вывод о том, что основной причиной возникновения межгрупповых конфликтов является характер взаимодействия — кооперативного или конкурентного — между группами.
Однако, концепция М. Шерифа не может объяснить многочисленные факты проявления внешнегрупповой враждебности, которые возникают в отсутствие объективного конфликта интересов и вообще предшествующего опыта межгруппового взаимодействия.
3. Объяснение дает другая теория - социальной идентичности Г.Тэджфела и Дж.Тернера. (подчеркивает значение когнитивных процессов в межгрупповых отношениях).
Г.Тэджфел и Дж. Тернер провели серию лабораторных экспериментов, получивших в социальной психологии название «эксперименты с матрицами Тэджфела» или «эксперименты по минимальной межгрупповой дискриминации». В этих экспериментах испытуемые — студенты — случайным образом делились на две группы, исследователи специально исключали из ситуации эксперимента все факторы, которые могли бы рассматриваться в качестве объективных причин межгрупповой дискриминации: взаимодействие между испытуемыми, конфликт интересов, предшествующая враждебность и т.д. Мгновенно возник эффект «своих» и «чужих»: приверженность своей группе - внутригрупповой фаворитизм (от лат. благосклонность) и враждебность по отношению к другой группе - межгрупповой дискриминация.
«Внутригрупповой фаворитизм» - стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.
Это позволило сделать вывод, что причина межгрупповой дискриминации лежит не в характере взаимодействия, а самом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе.
Феномены внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой дискриминации возникают в результате установления сходства и различий между представителями различных социальных групп, с помощью когнитивных процессов, как
Ø Социальная категоризация — когнитивный процесс распределения социальных объектов (в том числе — окружающих людей и себя самого) по группам («категориям»), имеющим сходство по значимым для индивида критериям.
Ø Социальная идентификация —субъективное переживание индивидом своей групповой социальной принадлежности
Ø Социальное сравнение — процесс соотнесения качественных признаков различных социальных груп п, и в результате установление различий между ними, т.е. межгрупповая дифференциация.
На вопрос, о том, почему «свои», а не «чужие» выглядят лучше в межгрупповом восприятии эта теория объясняет потребностью личности в позитивной социальной идентичности, необходимой для поддержания позитивного образа «Я».
В ролевую структуру Я-концепции человека включается его принадлежность ко всем социальным группам, с которыми он себя идентифицирует У.Джеймс, Мид, Кули и т.д.). Принадлежность к группе, будучи частью нашего самосознания, может повышать, а может и понижать нашу самооценку. Например, вхождение в «хорошую» группу и идентификация с ней обеспечивает человеку позитивное представление о себе, и наоборот. Но знание о том, «что такое хорошо и что такое плохо», согласно теории социального сравнения Л.Фестингера, мы получаем в процессе социального сравнения. Сравнивая свою группу с чужой, и видя, что она лучше, или не хуже других, мы гордимся не только группой, но и собой. Когда объективное сравнение своей группы с чужой не в пользу первой, сохранить позитивную СО можно посредством межгрупповой дискриминации (возвысить свою группу, путем принижения другой).
|
|
Чем большее значение имеет для членов группы их групповая принадлежность, тем сильнее они будут проявлять межгрупповую пристрастность.
Утверждение об универсальности внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой враждебности вызывало у российских психологов серьезные сомнения.
Так, Н.М.Лебедева, исследуя особенности межэтнического восприятия, пришла к выводу о том, что позитивная этническая идентичность (приверженность к своей этнической группе) может сочетаться как с позитивным, так и с негативным отношением к иноэтническим группам (автор использует термин «этническая толерантность — интолерантность»). Эти данные прямо говорят о том, что эмоциональная приверженность к своей группе не обязательно сочетается с враждебностью и негативными установками по отношению к представителям других групп.
Исследования отечественных психологов показывают, что именно характер межгруппового взаимодействия, кооперативного (сотрудничество) или конкурентного (соперничество, противодействие) определяет, какой из двух процессов — интеграция или дезинтеграция преобладает во взаимоотношениях между группами.При этом в качестве главного фактора детерминации межгруппового взаимодействия и восприятия рассматриваются характеристики совместной деятельности групп и возникающие на ее основе социальные связи и зависимости между ними. Такой подход предполагает выход за рамки лабораторного эксперимента и изучение взаимоотношений, складывающихся между группами в реальных социальных общностях: учебных и трудовых коллективах.
|
|