Финансы. Бюджетная система и бюджетное устройство

Бюджетная система и бюджетное устройство. Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов. Бюджетное устройство - это принципы построения бюджетной системы, организационные формы взаимосвязи ее звеньев. Состав бюджетной системы определяется национально-государственным устройством страны. Межбюджетные отношения – отношения м/у вышестоящ-и и нижестоящ-и бюджетами в бюджетном процессе. В Республике Казахстан утверждаются, исполняются и являются самостоятельными бюджеты следующих уровней: республиканский бюджет (утверждается законом Республики Казахстан). областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы (утверждаются решением маслихата области, города республиканского значения, столицы). бюджет района (города областного значения) - утверждается решением маслихата района (города областного значения). Бюджетная система Республики Казахстан согласно Бюджетного Кодекса основывается на следующих принципах:1) принцип единства - обеспечение применения единого бюджетного законодательства Республики Казахстан, в том числе использование единой бюджетной классификации, единых процедур осуществления бюджетного процесса на территории Республики Казахстан;2) принцип полноты - отражение в бюджетах и Национальном фонде Республики Казахстан всех поступлений и расходов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;3) принцип реалистичности - соответствие утвержденных (уточненных, скорректированных) показателей бюджета утвержденным (скорректированным) параметрам и направлениям среднесрочной фискальной политики и среднесрочного плана социально-экономического развития Республики Казахстан и регионов;4) принцип транспарентности - обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства Республики Казахстан, утвержденных (уточненных, скорректированных) бюджетов и отчетов об их исполнении, другой информации, касающейся фискальной политики государства, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну; открытость бюджетного процесса, проведение государственного финансового контроля;5) принцип последовательности - соблюдение органами государственного управления принятых ранее решений в сфере бюджетных отношений;6) принцип эффективности и результативности - разработка и исполнение бюджетов, исходя из необходимости достижения определенных результатов, предусмотренных бюджетными программама;7) принцип приоритетности - осуществление бюджетного процесса в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития республики или региона; 8) принцип ответственности - привлечение участников бюджетного процесса к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Республики Казахстан; 9) принцип самостоятельности бюджетов - установление стабильного распределения поступлений между бюджетами разных уровней и определение направлений их расходования в соответствии с настоящим Кодексом, право всех уровней государственного управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс в соответствии с Бюджетным Кодексом.

Бюджетный процесс, его этапы. Бюджетный процесс (бюджетная процедура) - это регламент-ная зак-вом дея-ть органов власти и упр-ия по сост-ю, рассм-ю, утвер-ю, исполнению бюд-в, контролю за исполнением и утверждением отчетов об исполнении бюджетов. Бюджетный процесс в РК определяется Законом «О бюджетной системе», ежегодным Законом «О республиканском бюджете», иными законами РК, а также решениями органов исполнительной власти. Организация бюджетного процесса в республике строится на следующих принципах:- единства, выражающегося в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, в единстве форм бюджетной документации, необходимой для статистической и бюджетной информации, в единстве денежной системы;- самостоятельности, когда каждый участник бюджетного процесса самостоятельно организует свою деятельность, которая обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования;- сбалансированности, сущность которой заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов; Осуществление бюджетного процесса включает в себя следующие этапы бюджетной деятельности: 1) составление проекта бюджета;2) рассмотрение и утверждение бюджета;3) исполнение бюджета;4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. На первом этапе формирования бюджета в целях определения объемов денежных - средств, необходимых для выполнения органами центральной и местной государственной власти своих функций, составляются проекты бюджетов разных уровней. Этому процессу предшествует определение основных направлений бюджетной политики страны, разработка прогнозных параметров развития экономики в целом и его отраслей и регионов, подготовка финансовых балансов. Проект бюджета разрабатывается органами исполнительной власти: республиканский бюджет - центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию, местные бюджеты - соответствующими местными органами. На втором этапе одобренный высшим и местными исполнительными органами (Правительством РК и соответствующими акиматами) проект бюджета для рассмотрения и утверждения поступает в представительные органы (Парламент Республики Казахстан и соответствующие маслихаты). Здесь проект бюджета рассматривается в специальных комитетах и комиссиях, где детально анализируются статьи бюджета, вносятся коррективы и дается заключение. Затем проект бюджета обсуждается на заседаниях палат Парламента (мажилисе и сенате). Утверждается республиканский бюджет на совместном заседании палат Парламента, местные бюджеты - на заседаниях маслихатов. На этом этапе бюджетного процесса принимается закон о бюджете на предстоящий финансовый год. На третьем этапе исполнение бюджетов обеспечивают Правительство РК и соответствующие местные исполнительные органы, руководствуясь при этом следующими принципами:- целевого использования бюджетных средств, согласно которому использование бюджетных средств осуществляется строго по назначению в соответствии с программи. - своевременности, который требует своевременного в установленные сроки зачисления поступлений в бюджет и использования бюджетных средств; - единства кассы, по которому все финансовые операции, проводимые по зачислению поступлений, и финансированию расходов, осуществляются с единого казначейского счета в национальной валюте. Последний этап бюджетного процесса, - это составление отчета об исполнении бюджета, который формируется специальными органами - центральным уполномоченным органом по исполнению республиканского бюджета и соответствующими органами на местах по исполнению местных бюджетов. Отчет представляется в представительные органы власти, которые его утверждают в установленном порядке. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости сокращения дефицита бюджета и обязаны руководствоваться принципом сбалансированности доходов и расходов бюджета. Однако достижение равенства доходов и расходов бюджета на практике не всегда возможно и это не считается чрезвычайным положением, поскольку в мире практически нет стран, которые не имели бы бюджетного дефицита.

Виды ценных бумаг: их выпуск и обращение Ценная бумага - совокупность определенных записей и других обозначений, удостоверяющих имущественные права. Ценные бумаги могут быть долговыми и долевыми. Долговые ценные бумаги — ценные бумаги, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате основной суммы долга на условиях выпуска данных ценных бумаг. Долевая ценная бумага — ценная бумага, удостоверяющая право ее владельца на определенную долю в имуществе в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. К ценным бумагам относятся акции, облигации и иные виды ценных бумаг, определенные законодательными актами РК. Ценные бумаги по форме выпуска подразделяются на:1) документарные и бездокументарные;2) эмиссионные и неэмиссионные;3) именные, предъявительские и ордерные. Документарные - ценные бумаги, выпущенные в документарной форме (на бумажном или ином материальном носителе). Бездокументарные - ценные бумаги, выпущенные в виде совокупности электронных записей. Эмиссионные - ценные бумаги, обладающие в пределах одного выпуска однородными признаками и реквизитами, размещаемые и обращающиеся на основании единых для данного выпуска условиях. Именная цб - ценная бумага, подтверждающая принадлежность удостоверенных ею прав названному в ней лицу. Предъявительская - ценная бумага, подтверждающая принадлежность удостоверенных ею прав предъявителю ценной бумаги. Ордерная цб - ценная бумага, подтверждающая принадлежность удостоверенных ею прав названному в ней лицу, а в случае передачи им этих прав другому лицу. Облигация - ценная бумага с заранее установленным при ее выпуске сроком обращения, удостоверяющая в соответствии с условиями выпуска права на получение от лица, выпустившего облигацию, вознаграждения по ней и по окончании срока ее обращения - номинальной стоимости облигации в деньгах или ином имущественном эквиваленте. Акция - ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом и удостоверяющая права на участие в управлении акционерным обществом, получение дивиденда по ней и части имущества акционерного общества при его ликвидации, а также иные права, предусмотренные законодательными актами рк. Банковский депозитный сертификат - именная неэмиссионная ценная бумага, удостоверяющая права ее держателя на получение по истечении установленного для нее условиями выпуска срока обращения либо до его истечения ее номинальной стоимости, а также вознаграждения в размере, установленном условиями выпуска. Условия и порядок ведения Государственного реестра эмиссионных ценных бумаг устанавливаются нормативными правовыми актами уполномоченного органа. Сведения о зарегистрированных эмиссионных ценных бумагах и их эмитентах вносятся уполномоченным органом в Государственный реестр эмиссионных ценных бумаг в течение одного дня с даты принятия уполномоченным органом соответствующего решения. Государственная регистрация выпуска негосударственных эмиссионных ценных бумаг осуществляется уполномоченным органом на условиях и в порядке, установленных настоящим Законом и нормативными правовыми актами уполномоченного органа. Госуд-я регистрация выпуска негосударственных эмиссионных ЦБ включает: 1) рассмотрение представленных документов и их экспертизу на соответствие законодательству рк; 2) присвоение национальных идентификационных номеров эмиссионным цб и внесение сведений о них и эмитенте в Государственный реестр эмиссионных цб; 3) выдачу свидетельства о гос-ой регистрации выпуска эмиссионных цб и проспекта выпуска эмиссионных цб (за исключением выпуска облигаций со сроком обращения не более 12 мес.). Документы о выпуске негосударственных эмиссионных цб рассматриваются уполномоченным органом в течение 30 календарных дней со дня их представления на гос-ую регистрацию. Проспект выпуска эмиссионных цб должен содержать следующие сведения: 1) об эмитенте, его месте нахождения и видах деятельности; 2) о крупных акционерах и (или) участниках, владеющих 10% и более долей в уставном капитале эмитента;3) о структуре органов эмитента с указанием сведений о руководящих работниках, их должностей за последние три года, а также сведений о принадлежащем им количестве размещенных акций (размере долей в уставном капитале) эмитента; 4) об активах эмитента с указанием их балансовой стоимости, о потребителях и поставщиках товаров (работ, услуг) эмитента в объеме, составляющем 5% и более от общей стоимости производимых или потребляемых им товаров (работ, услуг); 5) об оценке имущества эмитента (при выпуске обеспеченных облигаций); 6) о кредиторской и дебиторской задолженностях, составляющих пять и более процентов от балансовой стоимости активов эмитента, сроках их погашения с указанием перечня кредиторов (дебиторов); 7) об аффилиированных лицах эмитента8) о количестве объявленных эмиссионных цб, их виде, способах оплаты, получении дохода по цб, в том числе номинальной стоимости облигаций, сроке их обращения и порядке погашения; 9) о порядке конвертирования цб (при выпуске конвертируемых цб); 11) о платежном агенте. Неотъемлемой частью проспекта выпуска эмиссионных цб являются:1) копии годовой финансовой отчетности эмитента за два последних финансовых года, подтвержденной аудиторскими отчетами, а также копии аудиторских отчетов и учетной политики эмитента (за исключением вновь созданных эмитентов);2) копии финансовой отчетности эмитента по состоянию на конец последнего квартала перед подачей документов на гос-ую регистрацию выпуска эмиссионных цб. Уполномоченный орган вправе отказать в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг в случае нарушения эмитентом условий и порядка представления документов их несоответствия требованиям законодательством рк. Уполномоченный орган вправе приостановить гос-ую регистрацию выпуска эмиссионных цб (изменений и дополнений в проспект выпуска цб), если возникла необходимость в получении дополнительных сведений об эмитенте и его деятельности. Решение о государственной регистрации выпуска объявленных акций п ринимается учредительным собранием или общим собранием акционеров АО. АО обязано представить документы на гос-ую регистрацию выпуска объявленных акций в течение 30 календарных дней:1) с даты его гос-ой регистрации как юр. лица;2) с даты принятия общим собранием акционеров решения о регистрации выпуска объявленных акций в случае аннулирования выпуска объявленных акций на основании решения суда о признании выпуска объявленных акций недействительным. Гос-ая регистрация выпуска объявленных акций осуществляется на основании представленных акционерным обществом следующих документов: 1) заявления, составленного в произвольной форме; 2) копии протокола учредительного собрания (решения единственного учредителя) о гос-ой регистрации выпуска объявленных акций или общего собрания акционеров о регистрации изменений в проспект выпуска объявленных акций; 3) копии устава АО; 4) справки о государственной регистрации (перерегистрации) юр. лица; 6) проспекта выпуска акций в двух экземплярах; 7) документов, подтверждающих оплату объявленных акций, размещаемых среди учредителей АО. Порядок присвоения национального идентификационного номера объявленным акциям устанавливается НПА уполномоченного органа. Все объявленные акции одного вида имеют единый национальный идентификационный номер. Регистрация прав по акциям учредителей (единственного учредителя) акционерного общества осуществляется регистратором после государственной регистрации выпуска объявленных акций. Для государственной регистрации выпуска негосударственных облигаций эмитент обязан представить в уполномоченный орган следующие документы: 1) заявление, составленное в произвольной форме; 2) копию решения органа эмитента о выпуске облигаций, содержащего сведения о порядке выпуска, размещения, обращения и погашения облигаций, использования средств, полученных эмитентом в результате размещения облигаций, объеме выпуска, количестве и виде облигаций, номинальной стоимости облигаций, правах держателей облигаций; 3) проспект выпуска облигаций (проспект облигационной программы) в двух экземплярах; 4) копию устава; 5) справку о государственной регистрации (перерегистрации) юр. лица; 8) копию протокола (выписку из протокола) общего собрания акционеров (участников) и копию страницы СМИ, в котором опубликовано сообщение о созыве общего собрания акционеров (участников), на котором было принято решение о выпуске облигаций, если в соответствии с законодательством рк выпуск облигаций не может быть осуществлен без предварительного решения общего собрания акционеров (участников) эмитента. Эмитент вправе представлять документы на гос-ую регистрацию выпуска негосударственных облигаций после оплаты учредителями уставного капитала. Эмитент вправе осуществлять выпуск облигаций, только если на дату представления в уполномоченный орган документов для государственной регистрации выпуска облигаций у него отсутствуют случаи несвоевременного исполнения или неисполнения условий выпуска ценных бумаг (за исключением акций), находящихся в обращении (в том числе обязательств по выплате вознаграждения или погашению ценных бумаг), а также делистинга ценных бумаг (за исключением акций), находящихся в обращении, и при условии соблюдения эмитентом, за исключением эмитента инфраструктурных облигаций, При размещении эмиссионных ценных бумаг эмитент (андеррайтер, эмиссионный консорциум) обязан по первому требованию инвестора предъявлять ему для ознакомления проспект выпуска эмиссионных цб или его копию. Эмитент (андеррайтер, эмиссионный консорциум) вправе взимать с инвестора плату за предоставление копии проспекта выпуска эмиссионных цб в размере, не превышающем величину расходов на ее изготовление. Инвестор вправе обратиться в уполномоченный орган с запросом о проверке соответствия копии проспекта выпуска эмиссионных цб проспекту, находящемуся у уполномоченного органа, представив уполномоченному органу в этих целях данную копию. Эмитент обязан в течение 10 календарных дней после принятия соответствующим органом эмитента решения о размещении эмиссионных цб среди неограниченного круга инвесторов опубликовать в сми на гос. и рус. языках сообщение о размещении эмиссионных цб. Обращение эмиссионных цб на вторичном РЦБ осуществляется путем совершения субъектами РЦБ на организованном или неорганизованном РЦБ гражданско-правовых сделок с данными цб. Условия и порядок совершения сделок с эмиссионными цб и их регистрации в системе реестров держателей цб или системе учета номинального держания цб устанавливаются в соответствии с Законом и нпа уполномоченного органа. Уполномоченный орган вправе принять решение о приостановлении обращения эмиссионных цб путем блокирования всех или части эмиссионных цб на всех или отдельных лицевых счетах в системе реестров держателей цб и (или) системе учета номинального держания ценных бумаг в случае нарушения требований, предусмотренных Законом. Решение о приостановлении обращения эмиссионных цб направляется уполномоченным органом эмитенту, регистратору и центральному депозитарию. Решение об аннулировании выпуска акций, обращаемых на вторичном РЦБ, принимается уполномоченным органом в связи с решением общего собрания акционеров АО об аннулировании выпуска акций в случае реорганизации АО (за исключением случаев присоединения к данному АО другого юр. лица или выделения из данного АО нового АО) или его ликвидации либо в иных случаях, установленных Законом «о РЦБ».

Внешний государственный долг.35 млрд.долл. Гос-й долг - финн.заимствования гос-ва, осуществляемые для покрытия дефицита бюджета. Гос.долг подразделяется на внешний го.долг и внутрен. гос.долг. Внешний государственный долг – составная часть гос.долга по внешним гос-м займам и др-м долговым обязательствам Прав-ва РК и НБ РК перед заимодателями нерезидентами РК. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы,.при которых увеличение государственного долга становится опасным. Привлечение во все больших масштабах внешних займов может привести - а также уже случалось с рядом стран - к экономической и политической зависимости от стран-кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели -относительные параметры внешнего долга. 1.отношение долговых платежей к экспорту товаров и услуг. низким уровнем внешней задолженности считается отношение менее 18%; умеренным -18-30%.2.отношение валового внешнего долга к ВВП - менее 48% -низкая, 48-80% - умеренная задолженность;3.отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг - менее 132% - низкая, 132-220% - умеренная;4.отношение платежей вознаграждения к экспорту товаров и нефакторных услуг - менее 12% - низкая, 12-20% - умеренная. Наличие внешнего долга означает необходимость передачи части созданного продукта за пределы страны. Процентные платежи по государственному долгу имеют тенденцию быстро расти, что воспроизводит долг «сам себя». Такие выплаты сдерживают будущее экономическое развитие и еще больше усугубляют дефицит бюджета страны-реципиента. Рост внешнего долга также снижает международный авторитет страны-реципиента и подрывает доверие населения к политике ее правительства. Негативные последствия крупных и хронических дефицитов и наличия государственного долга связываются с нарушениями макроэкономической стабильности. Помимо «эффекта вытеснения» инвестиций, высокий уровень процента по государственным ценным бумагам привлекает иностранный капитал, но такой приток средств означает прирост внешнего долга. Предпочтительность иностранных инвестиций в отечественные ценные бумаги повышает спрос на национальную валюту (на которую можно приобрести ценные бумаги) и вызывает рост ее курса на международном валютном рынке. Увеличение курса валюты приводит к удорожанию экспорта и удешевлению импорта, в результате чего экспорт сокращается, а импорт увеличивается. Торговый баланс сводится с отрицательным сальдо, что оказывает сдерживающее воздействие на национальное производство. Валовой внешний долг (119,2 млрд $) - вкл-ет в себя и гос-й внешний долг (Прав-ва и НБ РК), и негос-й (банков,акционер-х компаний)

Внутренний государственный долг.? Гос-й долг - финн.заимствования гос-ва, осуществляемые для покрытия дефицита бюджета. Внутренний го.долг.-составная часть гос-го долга по внутренним гос-м займам и др-м долговым обязательствам Прав-ва РК, НБ РК, и и местных исполнит-х органов перед займодателями резидентами РК. Государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты). Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Государственный долг погашается государством за счет средств государственного бюджета. Наличие внутреннего государственного долга не является исключением в экономике, а в большей степени - правилом: экономически развитые страны имеют значительный государственный внутренний долг. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые взаймы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия внутреннего долга в виде необходимости уплаты процентов по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развития экономики страны. Утечек национального дохода и богатства при нарастании внутреннего долга не происходит, что, конечно, не исключает ряда негативных последствий, связанных с перераспределением доходов, которые сводятся к следующим:1. Погашение задолженности и выплата процентов производятся за счет бюджетных средств, то есть за счет налогоплательщиков. 2. При действиях государства по уменьшению госдолга путем Увеличения налогов включаются макроэкономические зависимости:3. Действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей. К другим формам внутреннего государственного долга относятся: - задолженность Национальному банку по ранее полученным кредитам для покрытия бюджетного дефицита; - долг по займам у населения, хозяйствующих субъектов, оформленный выпуском облигаций и других ценных бумаг

Государственное регулирование уровня жизни населения Уровень жизни - это уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей. Основными показателями (индикаторами) уровня жизни являются:• доходы населения (среднедушевые номинальные и реальные доходы, показатели дифференциации доходов, номинальная и реальная начисленная средняя заработная плата, средний и реальный размер назначенной пенсии, величина прожиточного минимума и доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, минимальные размеры заработной платы и пенсии и пр.);• жилище (общая площадь занимаемого жилья на одного жителя);• здравоохранение (число больничных коек на 1000 жителей);• образование (число вузов и средних специальных учебных заведений, удельная доля студентов в численности населения);• культура (издание книг, брошюр, журналов);• отдых и туризм; • недвижимость и наличие товаров длительного пользования;питание (калорийность, состав продуктов);• демографические тенденции (показатели ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости, смертности, брачности, разводимости);• безопасность (число зарегистрированных преступлений). Прожиточный минимум как социальный индикатор, является своеобразной точкой отсчета, его используют для оценки уровня жизни населения и измерения бедности и обоснования минимального размера заработной платы, пенсии и иных базовых социальных выплат. Прожиточный минимум – необходимый минимальный денежный доход на одного человека, равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины. Величина прожиточного минимума определяется в целом по Казахстану и устанавливается ежегодно с учетом инфляции Законом о Республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. В соответствии с Законом "О республиканском бюджете на 2013-2015 годы" с 1 января 2014 года величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат составляет 19 966 KZT. Прожиточный минимум предназначается для: -оценки уровня жизни и определения черты бедности; -определения направлений социальной политики и осуществления мер по социальной поддержке населения; -обоснования устанавливаемых минимальных размеров заработной платы, пенсии, пособий и иных социальных выплат. В условиях рынка роль государства в регулировании оплаты труда ограничена. В настоящее время воздействие на оплату труда осуществляется с помощью законодательных актов или косвенным путем через налоговый механизм: В целях недопущения низкого уровня оплаты труда и социальной защиты населения в ежегодно принимаемом законе «О республиканском бюджете» устанавливается минимальный размер зар. платы и минимальный размер пенсии. Предприятия и организации всех форм собственности, а также ИП, осуществляющие наем рабочей силы, не имеют право платить работникам меньше установленного минимума. Реальное значение минимальных показателей из-за инфляции постоянно падает. Правительство рк, стремясь несколько оградить минимальную оплату от обесценивания, периодически увеличивает ее размеры. Бюджетные организации в зависимости от выделенных бюджетных, ассигнований самостоятельно определяют виды доплат, исходя из квалификации работника и сложности выполняемых трудовых обязанностей. В целом оплата в бюджетной сфере в 1,5 - 2 раза меньше, чем в промышленности, уже не говоря о финансово-кредитных учреждениях. Региональные органы, учитывая слабую обеспеченность работников бюджетной сферы, оказывают им финансовую поддержку, исходя из размеров своего бюджета. Государство с помощью инструментов макроэкономического регулирования призвано создать всем гражданам благоприятные условия в реализации своей способности к труду, содействовать профессиональной мобильности рабочей силы, формированию ее высокой конкурентоспособности, а также минимизировать социально-экономические издержки безработицы. Решение этих задач не может осуществляться изолированно, в отрыве от структурной и инвестиционной политики, социальных программ, политики доходов и др. Вместе с тем гос-ое регулирование в сфере занятости активно влияет на соц-эк преобразования в стране, поскольку рост безработицы может стать одним из наиболее значимых факторов стагнации. Стагнация — состояние экономики, характеризующееся застоем производства и торговли на протяжении длительного периода. Стагнация сопровождается увеличением численности безработных, снижением зар. платы и уровня жизни населения. Выражается в нулевых или незначительных темпах роста, неизменной структуре экономики, её невосприимчивости к нововведениям, научно-техническому прогрессу) и социальной нестабильности в обществе.

Государственное финансовое регулирование экономики. В целях корректировки со стороны государства развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование- это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования. Результативность гос.фин.рег-я дост-ся при соблюдении след. Условий: а) структурная перестройка экономики с постепенным развитием возможно большего набора производств по технологическим переделам: от добычи природных ресурсов до изготовления товаров и изделий конечного потребительского назначения в соответствии со спросом населения. б) демонополизация хозяйственных процессов и структур на всех уровнях управления и в формах собственности;в) развитие конкуренции, предпринимательства на основе создания подлинного равноправия всех форм собственности всех субъектов хозяйствования.) г)возможность свободного беспрепятственного перемещения подвижных факторов производства между отраслями, производствами. Предпосылками осуществления государственного финансового регулирования являются следующие исходные основания:1. Учет действия объективных экономических законов развития общества.2. Разработка научно обоснованной стратегической программы развития общества, выражающей коренные интересы всех его членов. 3. Наличие в стране отлаженной законодательной системы, четко и оперативно реагирующей на отступление от норм и правил поведения в хозяйственной деятельности. Систему государственного регулирования можно классифицировать на типы, виды, формы и методы. Типы включают: экономическое (с их частями - финансовым, ценовым, кредитным, валютным, оплатой труда) и административное. Виды финансового регулирования охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное т.д. Формы регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных видах, как характерные для соответствующего вида финансовой субкатегории, так и общие для всех: например, в бюджетном виде формами являются финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом - прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом - внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг. Общ.формой явл-ся планирование(прогнозирование). Основными методами в валютно-финансовом регулировании являются: 1) валютный курс; 2) процентные ставки на денежный капитал; 3) курсы международных платежных средств и ценных бумаг; 4) разнообразные методы страхования от валютных рисков. Элементы системы финансового регулирования - виды, формы, методы - призваны обеспечить скоординированное, устойчивое развитие экономики в принятом направлении. В условиях рынка большее внимание уделяется косвенным методам регулирования. Государство устанавливает общие для всех участников хозяйственного процесса условия и правила деятельности, для приоритетных сфер деятельности - преференциальные (льготные); это налоги, их ставки, размеры отчислений средств, субвенции, льготы, тарифы, фиксированные цены, нормативы денежно-кредитного, валютного, таможенного и социального регулирования.

Государственные внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды - важное звено финансовой системы государства. Они представляют совокупность денежных ресур­сов, используемых государством на строго определенные цели. Как экономическая категория внебюджетные фонды являются отношениями по перераспределению национального дохода для централизации финансовых ресурсов, направляемых на финансирование целевых потребностей государства.Классифицируются внебюджетные фонды по следующим признакам:1.по целевому признаку - на социальные, экономические, научно-исследовательские, природоохранные (экологические), миграционные, содействия правопорядку, культурного назначения и другие;2.по уровню управления - на межгосударственные, государственные и региональные (местные). Внебюджетные фонды социального назначения. Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ) — юридическое лицо, осуществляющее деятельность по привлечению пенсионных взносов вкладчиков и пенсионные выплаты получателям в порядке, установленном законодательством РК. Государственный фонд социального страхования - некоммерческая организация в форме акционерного общества, единственным учредителем и участником которого является государство. Основным предметом деятельности Фонда является: аккумулирование социальных отчислений; Создание внебюджетных экономических фондов, как государственных институтов развития Инвестиционного, Инновационного, Национального Фонда, нацелено на достижение целей и задач Стратегии индустриально-инновационного развития РК на 2003-2015 годы. Деятельность Инвестиционного фонда регулируются Законом «Об инвестиционном Фонде Казахстана», в котором определяются его цели, задачи, направления инвестиционной политики, особенности его взаимодействия с государственными органами и иными организациями. Инвестиционный фонд Казахстана является коммерческой организацией в форме акционерного Задачами Фонда являются:1.осуществление инвестиций в уставные капиталы вновь создаваемых а также действующих организаций, производящих углубленную переработку сырья и материалов, выпускающих конкурентоспособную продукцию с использованием новых технологий, а также оказывающих производственные услуги перспективным организациям, осуществляющим свою деятельность в промышленности;2.стимулирование частных инвестиций в несырьевой сектор экономики посредством софинансирования Фондом инвестиционных проектов (осуществления инвестиций в уставные капиталы организаций) и участия в управлении этими проектами;3.содействие повышению инвестиционной активности казахстанских организаций за рубежом посредством совместного финансирования инвестиционных проектов за пределами РК, обеспечивающих производственную кооперацию между отечественными и зарубежными организациями развивающими, дополняющие смежные производства.. АО «Республиканский инновационный фонд» создан в целях развития инновационной деятельности в РК. Образование Инновационного Фонда должно решить проблему отсутствия эффективных и рыночных механизмов внедрения инноваций.Задачами Фонда являются:1)создание венчурных фондов (венчурное финансирование-финансиров-ие, связ-ое с повышенным риском.) совместно с отечественными и иностранными инвесторами, участие в формировании механизмов и инфраструктуры венчурного финансирования инновационных проектов;2)финансирование прикладных научных исследований и опытно-конструкторских работ, направленных на создание новых технологий, товаров, работ, услуг, являющихся потенциально перспективными с точки зрения коммерческого эффекта и технологического развития экономики путем предоставления грантов;3)финансирование внедрения инноваций путем долевого неконтрольного участия в уставном капитале инвестируемых компаний;3.участие в создании элементов национальной инновационной инфраструктуры (технополисов, технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационных центров);4.участие в формировании рынка научно-технической продукции;5.развитие международного сотрудничества в области «переноса, заимствования и наращивания инновационных технологий», их коммерциализации и внедрения. Национальный фонд РК — Государственный фонд, являющийся совокупностью финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства РК в Национальном Банке РК, а также в виде иного имущества, за исключением нематериальных активов.Целями его создания является: беспечение стабильного социального экономического развития страны,накопления финансовых средств для будущих поколений,-снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов, -снижения зависимости республиканского и местных бюджетов от конъюнктуры мировых цен. Функции: Сберегательная. обеспечивает накопление финансовых активов и иного имущества и доходность активов Национального фонда РК в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска. Стабилизационная. предназначена для поддержания достаточного уровня ликвидности активов Национального фонда Республики Казахстан.Доверительное управление Национальным фондом РК осуществляет Национальный Банк РК на основании договора о доверительном управлении, заключаемого между Национальным Банком Рк и Правительством.

Государственный бюджет как основное звено финансовой системы. Гос.бюд.-это основ. фин.план гос-ва, характер-щий его дох. и расх. Гос.бюд.- это эк.отнош. м/у гос-ом и субъектами всех форм собствен-ти по поводу формир-я централиз-го фонда ден.ср-в,направляемых на выпол-е го.функ-й и задач. Гос.бюд. служит удов-ию общегос-х потреб-й. 1.представ-ет особую эконом. форму распределительных отношений, связан. с обособлением части стоимости вал-го общественного продукта у гос-ва и ее использованием на удовл-ие общественных потреб.; 2.предназнач. для перерас-ия стоимости между отраслями нац-го хоз-ва, территориями, секторами экономики, сферами общественной дея-ти; 3.выражает такую стадию стоимостного распред-я, которая непосред. не связана с движением общественного продукта в его товарной форме. Согласно Бюджетному Кодексу с 1 января 2005 года. Структура бюджета состоит из следующих разделов: 1) доходы: а) налоговые поступления; б) неналоговые поступления; в) поступления от продажи основного капитала-от продажи гос.имущ-ва; зем. участ-в, наход-ся в соб-ти гос-ва;.НМА; г) поступления официальных трансфертов - поступления трансферт-в из одного уровня в др. 2) затраты- бюд-ые ср-ва, выдел-ые на невозврат-й основе. 3) операционное сальдо- разница м/у дох-ми и затрат-ми. 4) чистое бюджетное кредитование: а) бюд-ые кредиты – деньги выделяем-е юр-м лиц-м или др. бюджету, на возврат-й основе; б) погашение бюджетных кредитов - поступ-я в бюд-т, связ-е с возвратом основ-го долга по получ-ым из бюд-та кредитам. 5) сальдо по операциям с финансовыми активами: а) приобретение финансовых активов - ден-е ср-ва, напрвлен-е на приобрет-е в гос-ю собствен. долей участия и цен.бумаг юр-х лиц; б) поступления от продажи финансовых активов государства – поступ-я в бюд-т от продажидолей участия и цен.бумаг юр-х лиц. 6) дефицит (профицит) бюджета – равен разнице м/у дох-ми и расх-ми, чистым бюджет-м кредитов-ем и сальдо по операциям с фин-ми активами. 7 ) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета: а) поступление займов – поступление денег в бюд-т, связ-е с выпуском гос-х эмиссион-х цен.бумаг; б) погашение займов – бюд-ые ср-ва, направляем-е на погаш-е основного долга; в) движение остатков бюджетных средств

Накопительная пенсионная система Республики Казахстан Пенсионное обеспечение Казахстана в настоящее время представляет собой систему из трех уровней, сочетающих одновременно механизмы солидарной и накопительной систем. Первый уровень – это солидарная пенсионная система, унаследованная Казахстаном от СССР после его распада и основанная на «солидарности поколений», в которой источником пенсионных выплат становится государственный бюджет за счет налоговых отчислений работающей части населения и других поступлений. Размер пенсионных выплат определяется трудовым стажем. В настоящее время в рамках этого уровня формируются пенсионные выплаты для тех, чей трудовой стаж на момент выхода на пенсию по состоянию на 1 января 1998 года составляет не менее шести месяцев. Второй уровень – это обязательная накопительная пенсионная система с фиксированным 10-процентным размером обязательных пенсионных взносов от ежемесячного дохода для граждан Казахстана, иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Казахстане и 5-процентным размером обязательных профессиональных пенсионных взносов за счет работодателя от ежемесячного дохода работников и в пользу работников, профессии которых предусмотрены перечнем производств, работ и профессий, определенным Правительством Республики Казахстан Третий уровень – накопительная система, основанная на добровольных пенсионных взносах (ДПВ). Размер ДПВ, порядок их уплаты и последующей выплаты определяется по соглашению сторон в договоре о пенсионном обеспечении за счет ДПВ. Таким образом населению Республики Казахстан, задействованному в пенсионной системе, необходимо нести ответственность за уровень своего дохода после выхода на пенсию, так как источником пенсионных выплат станут накопления, сформированные ими на индивидуальных пенсионных счетах. Каждому гражданину предлагается возможность за счет добровольных пенсионных взносов увеличить свои накопления и тем самым обеспечить себе более высокий доход после завершения трудовой деятельности.Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», который был принят 20 июня 1997 года. «Настоящий закон определяет правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан, регламентирует участие государственных органов, физических и юридических лиц, независимо от форм собственности, в реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение». Пенсионные накопления позволили осуществить массу государственных программ, реализовать уйму инвестиционных проектов. Но, несмотря на значительные и положительные результаты реформирования накопительной пенсионной системы, многие её проблемы остаются до сих пор нерешенными. Суть накопительной пенсионной системы - это сохранение и преумножение средств вкладчиков, т.е. инвестиции в реальное производство. Механизм её функционирования заключается в следующем: работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, различные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные накопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов. Вкладчики или их работодатели могут вносить в дополнение к обязательным пенсионным взносам добровольные пенсионные взносы, размер которых не ограничен; они вносятся единовременно или многократно, регулярно или нерегулярно, наличными деньгами или перечисленными. Пенсионные взносы направляются в Государственный накопительный пенсионный фонд Накапливаемые взносы вкладчиков передают через уполномоченный банк (кастодиан) компании по управлению пенсионными активами (КУПА), которая размещает средства в ценные бумаги, депозиты банков и другие финансовые инструменты. Полученный при размещении доход называется инвестиционным доходом, распределяется по индивидуальным счетам вкладчиков в соответствии с суммой накопленных средств. Таким образом, формируется индивидуальные пенсионные накопления вкладчиков, выплачиваемые им при наступлении пенсионного возраста.

Общая характеристика рынка ценных бумаг Республики Казахстан Объектами РЦБ РК являются: 1) негосударственные эмиссионные цб организаций резидентов рк, выпуск которых зарегистрирован уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством рк; 2) негосударственные эмиссионные ценные бумаги организаций-нерезидентов рк, выпуск которых зарегистрирован уполномоченным органом или допущенные к обращению на организованном РЦБ РК; 3) негосударственные эмиссионные цб организаций-резидентов РК, выпуск которых зарегистрирован в соответствии с законодательством иностранного государства и допущенные к обращению на организованном РЦБ 4) эмиссионные цб международных финансовых организаций, выпуск которых зарегистрирован уполномоченным органом или допущенные к обращению на организованном рцб рк 5) государственные эмиссионные цб;6) производные цб и иные финансовые инструменты. Субъекты РЦБ: индивидуальные и институциональные инвесторы, эмитенты, профессиональные участники рцб, организаторы торгов и саморегулируемые организации. Институциональная инфраструктура рынка ценных бумаг Республики Казахстан в настоящее время представлена следующим образом. Всего брокеры–54 Кастодианы-11 Инвестиционные управляющие пенсионными активами НПФ -11 Управляющие инвестиционным портфелем -27, Трансфер-агенты - 2 Организатор торгов с ценными бумагами – 1 Клиринговая деятельность по сделкам с финансовыми инструментами на РЦБ-1 В 2013 году выдана 1 лицензия на осуществление кастодиальной деятельности (ДБ АО "Сбербанк России"). Так, согласно Закону на рынке функционирует 1 единый регистратор. (Совокупные активы-88081 млн Обязательства -20539, Капитал -67542. На 01.01.2014 общее количество акционерных обществ с действующими выпусками акций составило 1 628. В целом за 2013 год Комитетом зарегистрировано 39 выпусков негосударственных облигаций с общим объемом 732 046 млн. тенге. Всего по состоянию на 1 января 2014 года количество действующих выпусков облигаций составило 359 с суммарной номинальной стоимостью 6 000 564 млн. тенге. На 1 января 2014 года количество действующих выпусков паев составило 99. При этом за январь-декабрь 2013 года утверждено 243 отчета об итогах выпуска и размещения и погашено 27 выпусков. На 1 января 2014 года объем государственных ценных бумаг находящихся в обращении, номинированных в национальной валюте составил 3 622,5 млрд. тенге. В настоящее время в Казахстане функционирует одна фондовая биржа – «Казахстанская фондовая биржа» (KASE).Первоначально она была создана в ноябре 1993 г. Национальным банком РК и 23 ведущими казахстанскими коммерческими банками, как ЗАО «Казахстанская межбанковская валютная биржа». В то время ее основной задачей было развитие внутреннего валютного рынка в связи с введением национальной валюты – казахстанского тенге. На сегодняшний день KASE представляет собой универсальную финансовую биржу, который условно можно разделить на 4 основных сектора: Рынок иностранных валют, Рынок государственных ценных бумаг, в том числе международных ценных бумаг РК, Рынок акций и корпоративных облигаций, Рынок производных ценных бумаг. Фондовая биржа относится к числу закрытых бирж. Это означает, что торговать на ней ценными бумагами могут только ее члены. В соответствии с законодательством РК фондовая биржа является коммерческой саморегулируемой организацией, создаваемой профессиональными участниками РЦБ в форме акционерного общества. По состоянию на 1 января 2014 года количество выпусков корпоративных акций и облигаций, включенных в официальный список KASE, составило 102 (18,5%) и 248 (45,1 %) выпусков соответственно. При этом на долю государственных ценных бумаг приходится 35,6% (или 196 выпусков). Общая капитализация KASE по негосударственным ценным бумагам составила 9 890,0 млрд. тенге или 28,71% от ВВП. По состоянию на 1 января 2014 года совокупный объем пенсионных активов, находящихся в инвестиционном управлении, составил 3 735,9 млрд. тенге, увеличившись с начала 2013 года на 547,7 млрд.тенге или на 17,2%. Среднемесячное увеличение пенсионных активов за период с 1 января 2013 года по 1 января 2014 года составило 45,6 млрд. тенге. На 1 января 2014 года объем инвестированных пенсионных активов составил 3 631,1 млрд. тенге, увеличившись за 2013 год на 501,8 млрд. тенге или на 16,0%. Доля негосударственных ценных бумаг РК по состоянию на 1 января 2014 года составила 28,6% от общего объема инвестированных пенсионных активов (1 039,2 млрд. тенге). На 1 января 2014 года доля ценных бумаг, эмитенты которых допустили дефолт по выпускам ценных бумаг, составила 0,01% от общего объема пенсионных активов, что в абсолютном выражении составило 0,3 млрд.тенге.

Организация государственного финансового контроля в Республике Казахстан. Государственный финансовый контроль осуществляется органами государственного финансового контроля в целях выявления, устранения и недопущения нарушений объектами контроля бюджетного и иного законодательства РК. Гос фин контроль подразделяется на: 1) внутренний и внешний гос финансовый контроль; 2) проводимый на республиканском и местном уровне гос управления в зависимости от соответствующего уровня бюджета. Внутренний гос фин контроль - контроль за исполнением республиканского и местных бюджетов, осуществляемый уполномоченным Правительством РК органом по внутреннему контролю и службами внутреннего контроля центральных государственных органов и исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы, с представлением отчетов Правительству РК, первым руководителям центральных государственных органов и первым руководителям исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы, района (города областного значения). Внешний гос фин контроль - контроль за исполнением республиканского и местных бюджетов, осуществляемый независимыми по отношению к Правительству РК и местным исполнительным органам Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета и ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы с представлением отчетов Президенту РК, Парламенту РК и соответствующим маслихатам. Систему органов государственного финансового контроля составляют:1) Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета;2) ревизионные комиссии областей, городов республиканского значения, столицы;3) уполномоченный Правительством Республики Казахстан орган по внутреннему контролю;4) службы внутреннего контроля центральных государственных органов;5) службы внутреннего контроля исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы. Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета является высшим органом государственного финансового контроля, осуществляющим внешний контроль за исполнением республиканского бюджета, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан. Ревизионные комиссии областей, городов республиканского значения, столицы являются государственными органами, осуществляющими внешний государственный финансовый контроль за исполнением местного бюджета. Гос фин контроль осуществляется на основе следующих принципов и стандартов: 1) принцип независимости - недопущение вмешательства, посягающего на независимость органов государственного финансового контроля и его работников при осуществлении ими деятельности; 2) принцип объективности - проведение контроля строго в соответствии с законодательством РК, со стандартами государственного финансового контроля, исключение конфликта интересов; 3) принцип достоверности - подтверждение результатов контроля бухгалтерскими, банковскими и иными документами объекта контроля; 4) принцип прозрачности - ясность изложения результатов контроля, подотчетность органов государственного финансового контроля Президенту РК, Правительству РК, маслихатам, руководителям государственных органов, общественности; 5) принцип компетентности - совокупность необходимых для осуществления контроля профессиональных знаний и навыков работников органов государственного финансового контроля; 6) принцип гласности - обязательная публикация результатов государственного финансового контроля с учетом обеспечения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны. Стандарты гос фин контроля разрабатываются Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета совместно с уполномоченным Правительством РК органом по внутреннему контролю и утверждаются Президентом РК. Стандарты гос фин контроля обязательны для исполнения органами гос финансового контроля. Государственный финансовый контроль подразделяется на следующие типы:1) контроль на соответствие - оценка соответствия деятельности объекта контроля требованиям бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан;2) контроль финансовой отчетности - оценка достоверности, обоснованности и своевременности составления и представления финансовой отчетности объектом контроля;3) контроль эффективности - оценка, проводимая в том числе на основе контроля на соответствие и финансовой отчетности, достижения государственными органами прямых и конечных результатов, предусмотренных в их стратегических планах, реализации государственных и бюджетных программ, программ развития территорий, оказываемых государственных услуг, использования связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, поручительств и активов государства, а также комплексный и объективный анализ влияния деятельности государственного органа и субъектов квазигосударственного сектора на развитие экономики или отдельно взятой отрасли экономики, социальной сферы, других сфер государственного управления.

Организация управления государственными финансами. Упр-е фин - процесс возд-я на фин и смежные эконом и соц системы с целью их сов-я и развития. Различают стратегическое и оперативное управление финансами. Страт-е управление финансами возложено Конституцией РК на высшие органы гос-й власти и упр-я: Парламент, аппарат президента, Прав-во, министерство финансов, министерство эк-ки и бюджетного план-я. Президент ежегодно обр-ся с посланием к народу о положении в стране и основных направлениях внут и внеш пол-ки респ-ки, издает указы и распоряжения по страт-м вопросам экон-го и соц развития страны, подписывает акты парламента и акты издаваемые по инициативе Прав-ва, вносит изменения и доп-я в ранее изданные акты или отменяет их. В компетенции Парламента решение финансовых проблем осущ-ся в праве законодательной инициативы по внесению на обсуждению и последующие голосование закон-х актов- Законов РК и постановлений парламента. В его компетенцию вкл: 1. разработку и испол-е респ-го бюджета 2. орган-я управ-я гос-й собст-ю 3. осущ-е структурной и инвес-й пол-ки 4. разработку осн-х направ-й соц-экон пол-ки, страт-х и такт-х мер по ее осущ-ю. В наибольшей мере оперативное управление финна-ми сосредоточено в минист-ве эк-ки и бюджетного план-я и в минис-ве финансов. Мин-во эк-ки и бюдж-го план-я РК- это центр-й испол-й орган, миссией кот-го явл-ся создание и развитие системы гос-го план-я, способ-й эффек-й реал-и приоритетов соц-экон развития населения. Осн-ми задачами мин-ва явл-ся: 1. формир-е страт-х целей и приоритета, осн-х направлений соц-экон развития РК 2. форм-е гос политики в сфере упра-я гос активами, секторами эк-ки.3. форм-е гос, фискальной, тамож-й, бюджетной, инвест-й политики. Мин-во финансов РК-явл-ся центр-м испол-м органом РК, осущ-м рук-во, а также в пределах предус-х закон-вом, межотрасл-ю координацию в сфере деятел-ти отн-й к его компетенции. Министерство финансов (министр Султанов Бахыт Турлыханович), Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан (Ерболат Досаев) занимаюся и оперативным управление финансов.

Организация управления финансами хозяйствующих субъектов. Финансовая работа в фирмах, компаниях осуществляется финансовым отделом, являющимся самостоятельным структурным подразделением. В небольших фирмах финансовые отделы могут быть совмещены с отделом сбыта или бухгалтерией финансово-сбытовой или бухгалтерско-финансовый отделы. Финансы хозяйствующих субъектов пред-т собой эконом отношения, связанные с созданием, распр-м и использованием ден-х доходов, накоплений и фондов при производстве и реализации продукции, работ и оказании услуг. Основными чертами фин-в хоз-х субъектов являются:1.многогранность финансовых отношений, разнообразие их форм и целевого назначения.2. обязательное наличие производственных фондов и возникновение в связи с этим отношений, связанных с их формированием, постоянным пополнением, увеличением и перераспределением.3. высокая активность, возможность воздействия на все стороны хозяйственной деятельности предприятия;4. они представляют исходную основу всей финансовой системы. Многочисленные предприятия, организации, учреждения классифицируются по разным признакам, и основания их разграничения по тому или иному виду могут оказывать существенное влияние на характер организации финансов. Признаки: по размерам (крупные, средние, малые).По сфере деятельности (производственная, и непроизводственная).По характеру деятельности (коммерческие, некоммерческие).По разнообразию производимой продукции (специализированные и многопрофильные).По видам производства (товары, работа, услуги).По организационно – правовым формам. Управление финансами отраслей национального хозяйства осуществляется фин. управлениями и отделами министерств, ведомств, компаний, акционерных обществ, товариществ, фин-ми отделами и службами фирм, хозяйств-х субъектов.Фин-ые отделы (службы) фирм хозяйств-х субъектов осущ-т оперативные финансовое планирование, маневрирование фин-ми ресурсами, используя новые формы кредитных и расчетных операций(акции, векселя, факторинг и др.).Структура фин-го отдела обычно включает след. направления работы:1.прогнозно-аналитическую;2.расчетную;3.претензионную;4.оперативно-финансовой работы.Важными задачами фин-х служб хозяйствующих субъектов являются:- изыскание путей увеличения дохода и повышение рентабельности; - обеспечение фин-м ресурсам заданий по производству, инвестициям, внедрению новой техники и других плановых затрат;- выполнение фин-х обязательств перед гос-м бюджетом, банками, поставщиками, вышестоящими организациями;- организация расчетов; - содействие эффективному использованию производственных фондов и капитальных вложений; - контроль за правильным использованием фин-х ресурсов, обеспечение сохранности и ускоренной оборачиваемости оборотных средств

Основные направления фискальной политики Республики Казахстан. Фискальная политика- это политика проводимая правит-ом, в области налогообложения, гос-х расходов, гос-го бюд-та, направлен-я на обеспечение занятости населения и предотвращение, подавление инфляционных процессов.Среднесрочная фискальная политика является основой формирования республиканского бюджета и координирующим документом при формировании и реализации налоговой и бюджетной политики на всех уровнях государственного управления.Основной целью фискальной политики в среднесрочном периоде является содействие ускорению экономического роста страны, путем укрепления и модернизации институциональной основы государственного управления, расширяющей финансовые возможности государства за счет повышения эффективности расходов, а не увеличения их уровня.Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих основных задач:1. совершенствование бюджетного законодательства с целью внедрения метода бюджетирования, ориентированного на результат, что позволит повысить эффективность и результативность государственных расходов, провести гармонизацию стратегических, среднесрочных планов развития с бюджетными планами, высвободить финансовые ресурсы за счет их оптимизации для усиления социальной и инвестиционной составляющей бюджета;2. гармонизация налогового и бухгалтерского законодательства в связи с переходом на МСФО;3. устойчивое повышение конкурентоспособности за счет стимулирования более высоких показателей роста человеческого капитала, инфраструктуры, государственного управления, инноваций;4. совершенствование стратегического планирования в государственных органах, с усилением ответственности за достижение конкретного результата и рассмотрение промежуточных (по итогам года) результатов и результатов по истечению среднесрочного периода;5. снижение уровня ненаблюдаемой экономики по всем ее составляющим путем устранения экономических условий, порождающих и стимулирующих скрытую и неформальную деятельность, пресечения «теневых» видов деятельности правовыми механизмами;6. сохранение макроэкономической стабильности за счет сокращения объемов валового внешнего долга страны и поддержания стабильного уровня государственного долга. Реализация задач фискальной политики будет осуществлена по следующим основным направлениям: соверш-е налогового закон-ва и администр-я; соверш-е механизмов использования нефтяных доходов государства через Нац фонд РК; поддержание расходов на уровне, обеспечивающем, с одной стороны, эффективное выполнение в полном объеме государственных функций и содействие макроэк-ой стабильности - с другой стороны; повышение результативности и эффективности гос-ых расходов, в том числе путем дальнейшего внедрения методов бюджетного программирования на всех этапах бюджетного процесса; упорядочение процесса подготовки, рассмотрения, отбора инвестиционных проектов с целью обеспечения системности эффективного формирования расходов бюджета, направляемых на развитие; совершенствование межбюджетных отношений, установление четкого разграничения доходных и расходных полномочий между различными уровнями бюджетной системы.

Особенности имущественного и личного страхования Экономические отношения, присущие имущественному и личному страхованию, связаны с возмещением ущерба в процессе общественного производства, если этот процесс нарушается в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных или непредвиденных событий. Возникающий ущерб возмещается на солидарных началах за счет страховых взносов, уплачиваемых участниками отношений. Имущественное и личное страхование распространяется главным образом на потери от стихийных бедствий, убытки от аварий, пожаров, несчастных случаев, заболеваний, изменений деловой конъюнктуры, хищений. признаки имущ и личн страх-я: =при страховании возникают денежные перераспределительные отношения, обусловленные наличием определенного риска в процессе общественного производства; =для страхования характерны замкнутые перераспределительные отношения, между участниками при перераспределении суммы ущерба; =средства страхового фонда используются среди страхователей; =страхование предусматривает распределение ущерба, как в пространстве, так и во времени; =для эффективного пространственного распределения требуется большая территория и число застрахованных раскладка ущерба в связи со случайным характером событий выходит за рамки одного года и действует в течение многих лет; =эквивалентность отношений между страхователями. Экономическая сущность страхования заключается в том, что за счет платежей всех участников оказывается помощь тем страхователям, у которых возникают потери вследствие случайных событий. Страховые фонды обусловлены страховыми интересами сторон, участвующих в страховании. Особенность, отличающая страховые фонды от других фондов: они не могут быть заранее отнесены ни к фондам потребления, ни к фондам накопления. Страховые фонды являются необходимой составной частью более широкой системы резервных фондов общества, предназначенных для предупреждений различных непредвиденных диспропорций в национальном хозяйстве. Страховой фонд образуется за счет взносов хозяйствующих субъектов и населения, называемых страховыми платежами. Экономической сущности имущественного и личного страхования соответствуют его функции: Распределительная- своеобразие ее выражается в том, что она выступает как перераспределительная. Она преломляется в предупредительную функцию, например на предотвращение возможности наступления страхового случая путем финансирования предупредительных мероприятий. В личном страховании распределительная функция преломляется в сберегательную функцию соответствующих видов страхования. Контрольная функция проявляется в конкретных отношениях сторон по поводу обеспечения мобилизации страховых платежей и строгого целевого использования страхового фонда. В последнее время рядом исследователей предложено рассматривать для характеристики экономической категории страхования рисковую функцию, так как страховой риск непосредственно связан с основным назначением страхования - возмещения ущерба от неблагоприятных событий. различают две формы страхования - обязательную и добровольную. Обязательное страхование - страхование, осу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: