Методические указания к выполнению
контрольной работы
для студентов 6 курса специальности 060800 "Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт) заочного обучения
Составитель: Федоров Ю.В.
Самара 2011
УДК 656.2.06
Материально-техническое обеспечение в хозяйствах железнодорожного транспорта: Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов 6 курса специальности 060800 "Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт) заочной формы обучения / Составитель: Ю.В.Федоров – Самара: СамГУПС, 2010. - 16 с.
Утверждены на заседании кафедры "Экономика и логистика на транспорте"
24 января 2011 г., протокол № 7
Печатается по решению редакционно - издательского совета университета.
Настоящие методические указания предназначены для оказания помощи студентам в написании контрольной работы.
Составитель: Федоров Юрий Владимирович
Рецензенты:
Редактор:
Компьютерная верстка:
Подписано в печать Формат 60 ×90 1/19
Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. печ. л.
|
|
Тираж экз. Заказ №
© Самарский государственный университет путей сообщения, 2011
1. Введение
Железнодорожный транспорт имеет сложное многоотраслевое хозяйство, объединяемое общей основной задачей – выполнение плана перевозок грузов и пассажиров. В состав этого хозяйства входят предприятия и организации
· непосредственно обслуживающие процесс перевозок грузов и пассажиров;
· выполняющие работы по ремонту подвижного состава и оборудования, пути, зданий, сооружений и др. основных средств;
· производящие новую продукцию;
· осуществляющие капитальное строительство и реконструкцию объектов железнодорожного транспорта.
Поэтому железнодорожный транспорт потребляет самую разнообразную продукцию: материалы, топливо, оборудование, подвижной состав, запасные части, инструмент, приборы и т.д. Рост объемов перевозок вызывает увеличение потребности в материалах, требующихся для эксплуатации и ремонта подвижного состава, пути, сооружений и других видов основных производственных фондов.
Наиболее крупным направлением расхода материальных ресурсов на железнодорожном транспорте являются затраты на удовлетворение производственно - эксплуатационных нужд. К ним относятся затраты, непосредственно связанные с выполнением работы по перевозке грузов и пассажиров, по ремонту, модернизации и текущему содержанию подвижного состава, пути, зданий и сооружений, по изготовлению запасных частей и др. продукции. Для этих целей расходуется в основном топливо, смазочные материалы, запасные части локомотивов и вагонов и различные материалы для их производства, материалы верхнего строения пути и ремонтно-строительные материалы.
|
|
Основной задачей органов материально-технического обеспечения (МТО) является обеспечение материальными ресурсами процесса производства, т.е. организация бесперебойной своевременной и комплектной доставки в необходимых размерах сырья, материалов, топлива, оборудования и др. продукции производственно - технического назначения для каждого потребителя. Количествои качество доставляемых материалов должны соответствовать требованиям производства. Заготовка, перевозка, хранение, отпуск и доставка материалов потребителям должны осуществляться в нужное время, нужное место, в нужном количестве и в нужном состоянии по приемлемой стоимости.
Требования к параметрам материалов формируются в рамках производственной логистики предприятия (хозяйства), которая способствует производству услуг и продукции, соответствующих потребностям рынка. Эти потребности рынка изучаются и доводятся до хозяйств логистикой распределения и сбыта. Таким образом, деятельность служб МТО организуется не сама по себе, а в тесной связи с производственной логистикой и через нее с логистикой распределения и сбыта.
Весь процесс материально-технического снабжения складывается из следующих стадий:
· определение потребности в материальных ресурсах;
· составление потребителями заявок на материальные ресурсы;
· разработка планирующими органами материальных балансов и планов распределения продукции;
· разработка планов снабжения;
· реализация материальных фондов и децентрализованная заготовка материалов;
· получение на склады материальных ресурсов, их приемка и хранение;
· отпуск и доставка на производство материальных ресурсов;
· управление запасами;
· контроль за рациональным использованием материальных ресурсов в хозяйствах.
Эти функции выполняют органы материально-технического снабжения МТО: на уровне материнской компании (ОАО РЖД) этим занимается её филиал «Росжелдорснаб», а в хозяйствах – специально созданные службы материально-технического снабжения, которые осуществляют бизнес – процессы и бизнес – функции:
· планирование МТО – нормирование расхода материальных ресурсов, планирование потребности в материальных ресурсах, управление запасами;
· управление закупками – получение и оценка предложений, выбор поставщика, заключение договора на поставку, управление закупками, транспортирование;
· складскую деятельность – прием и оприходование товарно-материальных ценностей, их хранение, отпуск.
Структура снабжения подразделений железных дорог материальными ресурсами полностью соответствует корпоративной структуре железнодорожной отрасли и также является иерархической:
| |||||||||
|
|
|
..….
|
|
|
|
|
|
... …. …..
Движение потоков материальных ресурсов по иерархическим уровням системы материально-технического снабжения приведено ниже:
|
|
|
|
|
|
Доля материальных затрат в эксплуатационных расходах (на топливо, электроэнергию, материалы) составляет порядка 40%, что оказывает существенное влияние на уровень себестоимости железнодорожных перевозок. С целью их сокращения применяется бюджетирование, в частности, в системе МТС действует сводный бюджет запасов и закупок, разрабатываемый на основе прогноза потребностей предприятий железнодорожного транспорта в материальных ресурсах и предназначенный для планирования процесса пополнения и контроля их запасов.
Прогноз потребностей в материальных ресурсах производится на основе объемных показателей работы на планируемый период и норм расхода материальных ресурсов (МР). Первоначально потребности в МР определяются предприятиями и структурными подразделениями железной дороги и оформляются в виде заявок, которые представляются в отдел МТС отделения ж/д, где производится их проверка, уточнение и составление сводных заявок. Затем они представляются в специализированном виде в Дирекцию МТС железной дороги, которая в свою очередь объединяет заявки отделений и других предприятий дорожного подчинения и представляет руководству дороги итоговую заявку для утверждения в натуральном и стоимостном выражении по укрупненной номенклатуре.
Такая заявка является основой для разработки годового плана снабжения материально-техническими ресурсами с учетом имеющихся на местах запасов на начало планируемого года, который, в свою очередь, является основой сводного бюджета запасов и закупок железной дороги.
Поставки продукции производственно-технического назначения осуществляется в основном централизованно через Главный материальный склад железной дороги в соответствии с выделенным лимитом финансирования. Часть продукции закупается предприятиями дороги самостоятельно (хозяйственный инвентарь, автозапчасти, штучные изделия) в пределах лимита финансирования. Основные виды продукции представляются через «Росжелдорснаб» согласно утвержденному перечню. Ежегодная доля централизованных поставок через «Росжелдорснаб» определяется исходя из экономической целесообразности соответствующими распоряжениями ОАО «РЖД».
|
|
Для решения задач планирования и организации пополнения МР, их распределения и перераспределения, а также учета наличия и движения материальных ценностей, составления отчетной документации применяется единый сетевой классификатор материально-технических ресурсов. Позиция этого классификатора включает код продукции, ее полное наименование и нормативно-справочную информацию о ней.
При изучении дисциплины следует также уделить внимание мерам по повышению эффективности управления запасами. Для этого необходимо, прежде всего, рассмотреть причины создания материальных запасов:
1) возможность колебания спроса;
2) скидки на покупку крупной партии товаров;
3) вероятность нарушения установленного графика поставок;
4) снижение издержек, связанных с размещением и доставкой заказа, а также с производством единицы изделия;
5) сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей.
Решение задач управления запасами достигается логистическим менеджментом при стратегическом и оперативном планировании, контроле, управлении и регулировании некоторого набора параметров, связанных с запасами. Совокупность правил, по которым принимаются эти решения, называют моделью управления запасами. Чаще всего здесь в качестве критерия оптимизации используют минимум логистических издержек, связанных с управлением запасами.
Из большого числа систем контроля, методов и моделей управления запасами на практике применяется ограниченное число моделей – в основном те, которые позволяют получить относительно простые способы регулирования параметров заказа, поставок и уровня запасов на складе, а также не требуют больших объемов исходной информации и сложных методов контроля.
К их числу относят:
1) система оперативного управления – через определенные промежутки времени принимают оперативное решение: заказывать или не заказывать, а если заказывать, то какое количество единиц товара;
2) система равномерной поставки – через равные промежутки времени заказывают постоянное количество единиц товара;
3) система пополнения запаса до максимального уровня – через равные промежутки времени заказывают партию товара, объем которой равен разнице установленного максимального уровня запасов и фактического уровня запасов на момент проверки. Размер заказа увеличивают на величину запаса, который будет реализован за период выполнения заказа;
4) система с фиксированным размером заказа при непрерывной проверке фактического уровня запаса – в момент достижения запасом порогового значения заказывают партию постоянного объема;
5) система с двумя уровнями при непрерывной проверке фактического уровня запаса – решение заказать партию товара принимают при достижении порогового запаса.
Размер заказа – это количество материалов, на которые должен быть сделан заказ для пополнения запаса. Регулировать размер заказа можно изменением объема партий, интервала между поставками или изменением объема и интервала поставки.
В зависимости от этого в практике управления запасами наиболее часто встречаются две основные системы:
- система с фиксированным размером заказа;
- система с фиксированным интервалом между заказами.
Остальные системы регулирования запасов представляют собой разновидности этих двух.
Проблема рационального пополнения материальных ресурсов и их распределение по предприятиям решается, в основном, с использованием теории принятия решений и соответствующих экономико-математических методов будь то выбор поставщиков, размещение заказов на изготовление продукции, организация закупок продукции или перераспределение производственных запасов. В конспекте лекций по нашей дисциплине все эти вопросы подробно рассматриваются.
Наконец, последняя важная тема, рассматриваемая в курсе «Материально-техническое обеспечение в хозяйствах железнодорожного транспорта» - это складирование запасов.
Склад – это территория, здания и сооружения, используемые персоналом для приемки, размещения, хранения, подготовки к употреблению и отпуска материальных ценностей потребителям.
По назначению можно выделить следующие их виды:
- материальные склады для создания снабженческо-сбытовых запасов, обеспечивающих при необходимости пополнение производственных запасов хозяйств;
- производственные склады для хранения сырья, комплектующих, материалов, готовых изделий (продукции);
- транзитно-перевалочные склады для кратковременного хранения грузов в период перегрузки их с одного вида транспорта на другой (сооружаются около железнодорожных станций);
- таможенные склады для хранения товаров в ожидании таможенной очистки;
- склады досрочного завоза (доставка товаров в них возможна лишь в определенные периоды года);
- склады сезонного хранения;
- резервные склады для хранения запасов на случай чрезвычайных обстоятельств;
- оптовые распределительные склады для снабжения товаропроводящих сетей;
- коммерческие склады общего пользования (обслуживают любых владельцев товара);
- розничные склады (используются торговыми предприятиями).
Структура складского хозяйства определяется количеством, составом, емкостью и специализацией складов и включает:
- сооружения для обеспечения сохранности товаров (здания, стоянки для хранения самоходной техники, резервуары и т.д.);
- сооружения для разгрузки и погрузки (эстакады, отстойники);
- подъемно-транспортное оборудование;
- устройства для размещения товаров при хранении (стеллажи, бункеры);
- оборудование для перемещения, пакетирования, штабелирования, укладки и хранения товаров, для подготовки их к отгрузке;
- устройства для взвешивания и измерения;
- противопожарные средства;
- охранную сигнализацию, запоры и другие устройства;
- разупаковочное и упаковочное оборудование;
- маркировочные средства;
- компьютерную систему, предназначенную для управления перемещением товаров, учета, контроля и регулирования запасов.
Технико-экономические показатели, применяемые при планировании и анализе работы складов, характеризуют содержание и объем их работ, пропускную способность, вместимость и техническую оснащенность, затраты труда и денежных средств на складскую переработку запасов, эффективность использования подъемно-транспортного и другого оборудования, уровень механизации.
Основные показатели, характеризующие эффективность эксплуатации складов:
- складской товарооборот;
- грузооборот;
- оборачиваемость запасов;
- производительность труда работников склада;
- уровень складских расходов;
- себестоимость складской переработки 1 т груза;
- простой подвижного состава под грузовыми операциями;
- уровень механизации складских работ;
- фондоотдача.
К основным показателям второй группы показателей, характеризующих проектные решения для новых и подлежащих реконструкции существующих объектов складского хозяйства, относят:
1)коэффициент использования складских помещений;
2)вместимость склада;
3)пропускная способность склада;
4)эффективность капитальных вложений.
Работа материальных складов планируется исходя из плана материально-технического снабжения с учетом анализа вышеперечисленных показателей за период, предшествующий планируемому, и ожидаемых результатов в текущем периоде.
2. Объем, содержание и требования к выполнению контрольной работы.
Объем контрольной работы не должен превышать 10 – 15 листов формата А4. Оформляться она должна в соответствии с требованиями ЕСТД: иметь титульный лист - типовой СамГУПС, содержание работы с указанием страниц, текст контрольной работы, список используемой литературы (не менее 3 наименований). Текст контрольной работы должен включать ответы на три поставленных вопроса и решение одной задачи.
Перечень вопросов, представленный 10 вариантами (по 3 в каждом варианте), приведен ниже. Номер своего варианта студент определяет по последней цифре шифра своей зачетной книжки. Условия и варианты задачи приводятся сразу же после разбора типового примера.
Вариант 1
1. Логистический подход к управлению МР.
2. Учет и контроль в системе материального снабжения.
3. Факторы, влияющие на величину запасов.
4. Задача
Вариант 2
1. Материальные потоки и организация материального снабжения предприятий корпарации.
2. Документальная ревизия и инвентаризация на складах.
3. Нормирование запасов.
4. Задача.
Вариант 3
1. Организационная структура МТС предприятий железнодорожного транспорта РФ.
2. Учет изменений рыночного спроса при производстве продукции.
3. Прогнозирование потребности в МР.
4. Задача.
Вариант 4
1. Основные задачи и структура «Росжелдорснаба».
2. Оценка расхода МР.
3. Проблемы выбора поставщиков.
4. Задача
Вариант 5
1. Основные задачи и структура службы МТС железных дорог.
2. Нормирование расхода МР. Статистический метод нормирования.
3. Рациональное размещение заказов на изготовление продукции.
4. Задача.
Вариант 6
1. Основные задачи и структура отдела МТС отделения железной дороги.
2. Принципы расчетно-аналитического и опытного методов нормирования расхода МР железнодорожного транспорта.
3. Применение стратегии (T,V) к задаче управления запасами нескольких наименований продукции, производимой одним поставщиком.
4. Задача.
Вариант 7
1. Основные задачи групп снабжения линейных и структурных производственных подразделений железнодорожного транспорта.
2. Классификация норм расхода МР.
3. Рациональная организация закупок продукции.
4. Задача.
Вариант 8
1. Принципы бюджетирования снабженческой деятельности в железнодорожной отрасли.
2. Материальные запасы. Виды запасов и их сущность.
3. Рациональное распределение МР.
4. Задача.
Вариант 9
1. Классификаторы.
2. Стратегии управления запасами. Периодическая стратегия управления запасами типа (T,V)
3. Перераспределение сверхнормативных производственных запасов.
4. Задача.
Вариант 10
1. Потоки МР в системе МТС железных дорог.
2. Периодическая стратегия управления запасами типа (T,S).
3. Экономические показатели складской работы.
4. Задача.
3. Теоретические сведения для решения задачи на тему
"Определение потребности подразделений МТО в транспортных средствах (бизнес-процесс Управление закупками)"
В основе расчетов при планировании перевозок и определении потребности в транспортных средствах лежит информация о технико-экономических характеристиках подвижного состава различных видов транспорта.
Железнодорожные вагоны характеризуются следующими показателями:
1. грузоподъемностью, определяемой количеством груза (т), который может быть погружен в данный вагон в соответствии с прочностью его ходовых частей;
2. техническим коэффициентом тары Кт, представляющим отношение веса тары вагона Рт к его грузоподъемности q:
Кт= Рт/q
(чем меньше величина Кт, тем лучше используется мощность локомотива).
3. Коэффициентом использования грузоподъемности Кгр, определяемым как отношение массы груза в вагоне Ргр к его грузоподъемности:
Кгр = Ргр /q
4. Коэффициентом использования вагона Кв, рассчитываемым как отношение объема груза в вагоне Пгр (м3) к вместимости вагона Пв:
Кв = Пгр /Пв
Чем ближе к 1 значение этих коэффициентов, тем выше показатель грузоподъемности и вместимости вагона.
Для того, чтобы определить потребность в транспортных средствах, необходимо наряду со знанием характеристик транспорта определить грузооборот и грузопоток на предприятии. Грузооборот-это общее количество грузов, перемещаемых за определенный промежуток времени (час, сутки, месяц, квартал, год). Грузопоток- это количество грузов, перемещаемых в определенном направлении в данный период времени.
Для расчета грузооборота и грузопотоков необходимо предварительно установить виды перемещаемых грузов, пункты их отправления и доставки, расстояние, объем, частоту и регулярность перевозок.
Перевозки бывают разовыми и маршрутными. Разовые совершаются по неповторяющимся отдельным заявкам, а маршрутные - по твердым расписаниям, по заранее установленным направлениям:
|
|
Маршрутные перевозки осуществляются по маятниковой и кольцевой системам. Маятниковая система маршрутов устанавливает связь между двумя пунктами по двум вариантам: вариант двустороннего маятника- возвращение транспортного средства с грузом, вариант одностороннего маятника- возвращение транспортного средства без груза.
Система лучевых маятниковых рейсов применяется, когда склад (хозяйство) связан двусторонними перевозками c несколькими складами. Кольцевая система применяется для обслуживания ряда постоянных пунктов (складов, хозяйств), связанных последовательной передачей грузов от одного к другому.
Количество транспортных единиц Qтр может быть определено по одной из следующих формул. В частности
¨ для маятниковых перевозок в случае одностороннего маршрута
, где
Gсм-количество груза перевозимого за смену, Т;
Lтр- расстояние между двумя пунктами, м;
Vтр-средняя скорость движения транспортного средства,
tпогр и tразгр-соответственно время погрузочных и разгрузочных работ за каждый рейс, мин;
gтр- грузоподъемность единицы транспортного средства;
Kтр – коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства;
Тсм -продолжительность смены, мин;
Ррем- процент потерь времени при использовании транспортного средства(за заправку горючим, ремонт, зарядку аккумуляторов и т. д.);
- для двухстороннего маршрута
- где G´см- количество груза, перевозимого за смену в оба конца, т.
Для кольцевых перевозок с равномерным грузопотоком
Q тр=
Здесь Lк – длина всего кольцевого маршрута, м;
Кпогр- количество погрузочно-разгрузочных пунктов.
Количество груза, перевозимого за смену Gсм можно определить следующим образом:
Gсм =Gгод/ ДрКсмКнер, где
Gгод – годовой грузооборот, т;
Ксм – число смен в сутки;
Др – число рабочих дней в году;
Кнер- коэффициент неравномерности перевозок.
Для внутрихозяйственных перевозок необходимое количество электро-и автокранов может быть рассчитано по формуле:
Q тр=
где G"см-среднее количество продукции, обрабатываемое в хозяйстве за смену и перевозимое данным видом транспортных средств;
(Кпер+1)-среднее количество передач партий детали между операциями, на склад и со склада за смену;
Lтр - среднее расстояние транспортировки.
Варианты задачи (с 1 по 6).
Задание. Определить необходимое количество единиц транспортных средств для перевозки партий запасных частей
Табл.1
Исходные данные для решения задачи с 1 по 6 вариант
Исходные данные | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | Вариант 5 | Вариант 6 |
маршрут | двусторонний при маятниковых перевозках | двусторонний при маятниковых перевозках | кольцевой | кольцевой | односторонний при маятниковых перевозках | односторонний |
Gгод,т | 3000 т | 15000 т | 3000т | 5000 т | 2000 т | 4000 т |
Кнер | 0,8 | 0,7 | 0,8 | 0,7 | 0,9 | 0,9 |
Ксм | ||||||
Lтр,км | 67 км | 46 км | - | - | 34 км | 50 км |
Vтр,км/ч | 50 км/час | 45 км/час | 55 км/час | 60 км/час | 52 км/час | 44 км/час |
Lк,км | - | - | 130 км | 110 км | - | - |
Кпогр | - | - | - | - | ||
tпогр,мин | 40 мин | 30 мин | 40 мин | 50 мин | 50 мин | 20 мин |
tразгр,мин | 30 мин | 50 мин | 30 мин | 30 мин | 40 мин | 25 мин |
gтр,т | 3 т | 4 т | 3,5 т | 5 т | 5 т | 4 т |
Ктр | 0,9 | 0,8 | 0,9 | 0,8 | 0,8 | 0,7 |
Тсм, ч | 8,2 час | 8,2 час | 8,2 час | 8,2час | 8,2 час | 8,2 час |
Ррем |
Варианты задачи с 7 по 10
В задачах с 7 по 10 вариант необходимо определить число автомобилей для перевозки комплектующих изделий. Рассмотрим вначале типовую задачу. Ее вербальная постановка следующая:
Автомобили службы МТО работают на маятниковом маршруте с обратным холостым пробегом. Общий вес груза Q0=400 т, грузоподъемность машин q=5т, расстояние груженой ездки без груза ℓгр=ℓбгр=15км, статистический коэффициент использования грузоподъемности Кст=0,8; время простоя под погрузкой разгрузкой tn-p=30 мин; техническая скорость Vt=25 км/ч; время работы автомобиля на маршруте tм=8,5 час. Определить необходимое для перевозки обозначенного выше груза число автомобилей.
Определим вначале время оборота автомобиля на маршруте.
t0=
Тогда число оборотов за время работы автомобиля на маршруте
Количество груза, которое может перевезти один автомобиль за день
Теперь можно определить необходимое число автомобилей для перевозки партии груза комплектующих изделий в 400 т:
единиц
при этом коэффициент использования пробега равен
Табл.2
Исходные данные для решения задачи с 7 по 10 вариант
Определение необходимого количества автомашин | Вариант 7 | Вариант 8 | Вариант 9 | Вариант 10 |
Q0,т | ||||
q,т | 3,5 | |||
ℓгр, км | ||||
ℓбгр, км | ||||
Kст | 0,7 | 0,8 | 0,8 | 0,9 |
tn-p, мин | ||||
Vt, | ||||
tм, ч | 8,5 | 8,5 |
Библиографический список
1. Пересветов Ю.В. Управление материальными ресурсами. – М.: ГОУ «УМЦ по образованию на железнодорожном транспорте», 2007. – 128 с.
2. Степанов В.И. Логистика: материально-техническое снабжение. – М.: ИЦ Академия, 2009. – 192 с.
3. Майкл Р. Линдерс, Харольд Е. Фирон. Управление снабжением и запасами: Пер. с англ.- СПБ: ООО «Издательство Полигон», 1999.-768с.
4. Кролин О.А. Материально-техническое снабжение: ресурсосберегающая деятельность.- М.: Экономика, 1999.-205с
5. Сханова С.Э., Попова О.В., Горев А.Э. Транспортно-экспедиционное обслуживание: Учебное пособие.- М.: Академия, 2004.-26
6. Дыбская В.В. Логистика для практиков. Эффективные решения в складировании и грузопереработке.- М.: ВИНИТИ РАН, 2002.-264с.
7. Майданов А.Д., Шаройко А.В. Экономика, организация и планирование материально-технического снабжения ж/д транспорта.- М.: Транспорт, 1988.
8. Зверев Н.П. Экономика, организация и планирование материально-технического снабжения железнодорожного транспорта.- М.: Транспорт, 1990.-336с.
9. Тагунцев С.Д., Шаройко А.В., Хибриков Е.А. Материально-техническое снабжение железнодорожного транспорта.- М.: Транспорт, 1985. -380с.
10. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов/Под ред. В.И. Сергеева.-М.: Инфра-М, 2004.-976с.
11. Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина.- М.: Инфра-М, 2002.-160с.
12. Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок.- М.: Инфра- М, 2005.-798с.
13. Основы логистики/ Под ред. Л.Б. Миротина и В.И.Сергеева.-М.: Инфра, 2000.-200с.
14. Кныш М. И., Пучков В.В., Тютиков Ю.П. Стратегическое управление корпорациями.- СПБ: Культ ИнформПресс, 2002.-239с.
15. Шумаев В.А. Логистика товародвижения. – М.: Новый век, 2001.-194с.
16. Демичев Г.М., Шубников А.К., Хохлов Н.Ф., Аршинов И.М., Экономика и организация материально-технического снабжения железнодорожного транспорта.- М: Транспорт, 1971.-216с.