Реализация устойчивого развития России в рамках президентской программы с использованием интеллектуальных систем. Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ  
   
1.КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ  
  1.1. Методология исследования проблем устойчивого развития  
  1.2. Развитие цивилизации и биосферы  
  1.3. О понятии устойчивого развития  
  1.4. Цели изадачи устойчивогоразвития России. Этапы переходного процесса  
  1.5. Основные принципы устойчивого развития  
  1.6. Критерии, показатели устойчивого развития  
  1.7. Специфика перехода России к устойчивому развитию  
     
2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ  
  2.1. Глобальный процесс перехода к устойчивому развитию и роль России в решении планетарных экологических проблем  
  2.2. Грядущее мироустройство и положение России в системе международных отношений  
  2.3. Принципиальные подходы для участия России в международном сотрудничестве по обеспечению устойчивого развития  
  2.4. Сотрудничество России и стран СНГ в вопросах устойчивого развития  
  2.5. Согласование национальных интересов в использовании хозяйствен- ной емкости планеты и становление международного рынка экологических квот и услуг  
     
3. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ, ОЦЕНКА ДОПУСТИМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОСИСТЕМЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ УГРОЗАМ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА  
  3.1. Экологическая ситуация в России  
  3.2. Эколого-экономическое районирование территории России. Оценка допустимого антропогенного воздействия на ее экосистемы  
  3.3. Экологическая политика  
  3.4. Противодействие угрозам природного и техногенного характера  
     
4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ПЕРЕХОД К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ  
  4.1. Факторы экономического роста и экономическая политика  
  4.2. Макроэкономическая политика  
  4.3. Устойчивое развитие и саморегулирование экономики  
     
5. СТРАТЕГИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ  
  5.1. Геополитическая ситуация в сфере национального ресурсопользования  
  5.2. Цели и задачи стратегии природопользования  
  5.3. Основные направления государственной политики в сфере природопользования  
  5.4. Приоритетные направления реализации стратегии природопользования по отдельным видам природных ресурсов  
  5.5. Сохранение качества природно-ресурсного потенциала  
  5.6. Программно-целевое планирование как инструмент управления ресурсопользованием  
     
6. СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛАНДШАФТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ  
   
7. СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ  
  7.1. Повышение качества жизни и социальная справедливость в контексте устойчивого развития  
  7.2. Стратегия на рынке труда и в сфере трудовых отношений  
  7.3. Стратегия развития социальной активности и улучшения социальной защиты населения  
  7.4. Демографическое развитие и стратегия в области здравоохранения  
  7.5. Стратегия в сфере образования  
  7.6. Стратегияразвитиякультуры  
     
8. ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  8.1. Основы экономического механизма устойчивого развития и взаимо- связи его составляющих  
  8.1.1. Экологизация структурной перестройки экономики  
  8.1.2. Формирование эколого-ориентированньх национальных счетов  
  8.1.3. Создание эколого-экономического инструментария инновационной деятельности  
  8.1.4. Формирование системы экономических воздействий на экологизацию производства, включая направление экологизации налоговой системы  
  8.1.5. Стимулирование развития рынков экологических услуг, экологическичистой продукции, технологий и оборудования  
  8.1.6. Учет экологического фактора при приватизации  
  8.2. Система институциональной поддержки экологизации производст- венной и непроизводственной деятельности  
  8.2.1. Экологизация законодательства и правовой базы  
  8.2.2. Функции составляющих институциональной поддержки, вклю- чая экологическое нормирование, сертификацию, аудит, экспертизу и т.п  
  8.3. Рыночные механизмы экологизации хозяйственной деятельности  
  8.3.1. Торговля лицензиями по допустимому воздействию на состояние окружающей среды  
  8.3.2. Экологическое страхование  
  8.4. Совершенствование разработки инвестиционных проектов и программ.  
  8.4.1. Модернизация оценочной структуры проектов и программ  
  8.4.2. Эколого-экономическая эффективность осуществления инвестиционных проектов и программ  
  8.5. Система источников средств экологизации производственной и непроизводственной деятельности во взаимосвязи с необходимыми экономическими преобразованиями в направлении достижения устойчивого развития  
  8.6. Экологизация образования, воспитания населения и гласности  
     
9. СТРАТЕГИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ  
  9.1. Роль науки и инноваций: мировые тенденции  
  9.2. Современная ситуация в научно-технической сфере России  
  9.3. Основные цели и задачи научно-технического развития  
  9.3.1. Направления государственной научно-технической политики на среднесрочный период  
  9.3.2. Среднесрочные приоритеты  
  9.3.3. Стратегические приоритеты и этапы научно-технического развития  
  9.4. Фундаментальная наука: проблемы развития  
  9.5. Высокие экологически безопасные технологии  
  9.6. Образование и наука  
  9.7. Роль государства в развитии научно-технической сферы  
  9.8. Инновационная сфера  
     
10. РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ  
  10.1. Роль региональных факторов в стратегии устойчивого развития  
  10.2. Принципы обеспечения устойчивого развития регионов  
  10.2.1. Роль федеративных отношений, субьектов федерации и местного самоуправления в обеспечении устойчивого развития  
  10.2.2. Региональные экономические проблемы и хозяйственная емкость локальных экосистем  
  10.2.3. Развитие региональных и локальных производственных систем  
  10.2.4. Развитие производственной и социальной инфраструктуры в регионах  
  10.2.5. Решение региональных социальных проблем  
  10.2.6. Проблемы комплексного развития регионов и локальных сообществ в условиях рыночных отношений  
  10.3. Стратегия устойчивого территориального развития России в долгосрочной перспективе  
  10.3.1. Основные положения стратегии устойчивого территориального развития  
  10.3.2. Стратегия устойчивого развития макрозон в долгосрочной перспективе  
  10.3.2.1. Европейское ядро России  
  10.3.2.2. Северный Кавказ  
  10.3.2.3. Европейский Север  
  10.3.2.4. Урал  
  10.3.2.5. Сибирь  
  10.3.2.6. Дальний Восток  
  10.4. Региональная политика как средство реализации стратегии устойчивого развития  
  10.4.1. Система регулирования и методы обоснования регионального развития  
  10.4.2. Система анализа и прогнозирования территориального развития  
  10.4.3. Формы и методы регулирования территориального устойчивого развития.  
     
11. ФОРМИРОВАНИЕ ОТКРЫТОГО ОБЩЕСТВА КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ  
  11.1. Роль демократии в общественном развитии России при переходе к устойчивому развитию  
  11.2. Проблемы формирования правового государства и его взаимодействия с гражданским обществом  
  11.3. Развитие рыночных отношений и устойчивое развитие  
     
12. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ  
  12.1. Роль государства в переходе к устойчивому развитию  
  12.1.1. Необходимость трансформации демократических механизмов управления  
  12.1.2. Усиление роли государства в XXI веке  
  12.1.3. Трансформация функций государства при переходе к устойчивому развитию  
  12.2. Законодательное обеспечение реализации стратегии устойчивого развития  
  12.3. Особенности государственного управления и принятия решений на различных этапах деятельности перехода к устойчивому развитию  

Реализация устойчивого развития России в рамках президентской программы с использованием интеллектуальных систем.

Eng

Abstract

The working out of the managing decisions must be based on the principals of the stable development of the civilization, country and region. There are all backgrounds to introduce these principles: requirement for the structural re-build of management, presence of innovational intellectual technologies, critical amount of the personnel that is able to realize these tasks. It is required to have such base foundations that are able to coordinate the work of the separate elements of the managing systems. In our opinion such foundations can be the regional resource centers in the close cooperation with public commercial organizations.


Ценности современной цивилизации формировались на протяжении многих веков и тысячелетий и были связаны с естественным стихийным развитием человечества. Рыночная экономика и соответствующие ей общечеловеческие ценности на приоритетное место ставят получение прибыли и все больший рост материального благосостояния. За это идет конкурентная борьба, усиливается эксплуатация природных ресурсов, разрушаются экосистемы планеты. Рыночная экономика с самого начала не учитывала возможностей биосферы и ее локальных экосистем, что в наибольшей степени проявилось в XX веке. Человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности. Разрешение этого экономического противоречия при переходе к устойчивому развитию должно заключаться в том, чтобы сформировать приемлемые общечеловеческие ценности, отличные от ценностей индустриально-потребительского и даже постиндустриального общества, перейти к формированию новой, ноосферной модели хозяйственной и социальной деятельности как органически вписывающейся в биосферу Земли.

Замечательный русский ученый, академик В.И. Вернадский был, по-видимому, одним из первых, кто осознал глобальные проблемы развития человечества как единого целого с природой. Сфера разума, о которой он писал в своих работах, представляет собой философски осмысленный образ нашего желаемого будущего, того, что мы теперь называем устойчивым развитием.

Принципы устойчивого развития цивилизации изложены в Декларации и других документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), а также в материалах девятнадцатой специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк,1997). "Устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности".

Одна из актуальнейших задач устойчивого развития территорий - создание системы источников финансирования процессов экологизации экономики и перехода к устойчивой цивилизации. Эти источники, однако, не должны формироваться за счет ухудшения социального положения нынешних и будущих поколений. Очевидно, что для решения этой проблемы следует в первую очередь использовать только два источника: природную ренту и те огромные финансовые средства, которые накоплены современным человечеством. Но для этого необходимо провести колоссальную законодательную работу по включению рентных механизмов и по правовому оформлению системы собственности.

Но сами по себе инвестиции в экологическую безопасность могут не привести к желаемому результату. (Например, за два десятилетия между Конференциями ООН по окружающей среде в Стокгольме (1972 г.) и Рио-де-Жанейро (1992 г.) мировая экологическая ситуация существенно ухудшилась, хотя на улучшение состояния окружающей среды в мире за это время было истрачено более 1,3 триллиона долларов США. При этом, конечно, были достигнуты некоторые локальные улучшения, но глобальное состояние биосферы продолжало ухудшаться.) Выход состоит в том, что новая экономическая система должна основываться на отказе от представления об окружающей среде как о ресурсе и на понимании того, что после нарушения порога возмущения биосферы (несущей емкости биосферы) возобновимые ресурсы перестают полноценно возобновляться.

Для перехода к устойчивому развитию необходимы управленческие решения и действия, которые должны с опережением приниматься в условиях риска и неопределенности. Управление должно исходить из принципа упреждения (предосторожности): "В целях защиты окружающей среды в соответствии со своими возможностями государства широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве причины для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды"

Индикаторами устойчивого развития называют критерии и показатели, с помощью которых оценивается уровень развития того или иного географического региона (города, страны, региона, континента, всего мирового сообщества), прогнозируется его будущее состояние (экономическое, политическое, экологическое, демографическое и т.д.), делаются выводы об устойчивости этого состояния. Индикаторы служат базой для планирования деятельности в направлении устойчивого развития, разработки политики в этой области.

Экологические индикаторы включают в себя характеристики воды, земли, атмосферы, природных ресурсов и отходов; институциональные индикаторы включают в себя программирование и планирование политики, научные разработки, международные правовые инструменты, информационное обеспечение, усиление роли основных групп населения, и т.д. США в своей стратегии устойчивого развития использовали 56 индикаторов, большинство из которых чисто качественные.

Важно отметить, что для объективных оценок устойчивого развития недостаточно использовать обычные экономические показатели. Например, само по себе увеличение объема производства и потребления на основе все более широкого и интенсивного использования ресурсов, рост ВВП не свидетельствуют об устойчивости. Эти показатели должны быть соотнесены с долей работающего населения, затратами на сохранение природной среды, должны учитывать ресурсосбережение, эффективность использования всех видов ресурсов, эффективность технологий и т.д. Следует учитывать также, что многие из этих показателей не монотонны.

Определить индикаторы устойчивого развития для регионов России - весьма сложная задача, так как экономический статус регионов пока недостаточно определен в силу несовершенства Закона о принципах местного самоуправления и неотрегулированности межбюджетных отношений. Кроме того, следует иметь в виду, что национальные индикаторы могут оказаться неэффективными на зональном уровне. Например, такой модный показатель, как индекс развитие человеческого потенциала. В самом деле, в России, с одной стороны, невозможно оценить достаточно точно доходы населения и ВВП на душу населения (в силу большого сектора теневой экономики и недостаточной эффективности налоговой системы); с другой стороны, уровень грамотности и образованности во всех регионах практически одинаков, поскольку в России долгое время действовала государственная система образования. Что же касается третьей составляющей индекса человеческого потенциала - продолжительности ожидаемой жизни, то этот показатель слишком сильно различается по регионам, для городов и сельской местности и т.д., поэтому соответствующие средние показатели здесь также неадекватно отражают ситуацию.

Чем сложнее система, тем сложнее найти для нее репрезентативный набор показателей, во-первых, в силу сложности связей, во-вторых, в силу того, что показатели зависят от географических, политических, климатических и т.д. условий. Поэтому выбор конкретных показателей на зональном или национальном уровне (то есть для сложных систем) должна производить группа экспертов, имеющих опыт и знания в различных областях науки.

На муниципальном уровне (то есть для существенно более простых систем) перечисленные выше условия не играют существенной роли. В силу простоты системы все связи значительно проще, изменение практически любого показателя оказывает быстрое и непосредственное влияние на состояние системы. Отсюда вытекает, во-первых, что здесь набор показателей не обязан строго соотноситься с рекомендациями ООН и быть универсальным. Во-вторых, в качестве критерия устойчивости можно использовать практически любой более или менее значимый для данного муниципального сообщества показатель. Таким образом, задача выбора показателей становится, с одной стороны, более простой, с другой - неоднозначной. Поэтому выбор индикаторов на муниципальном уровне может производиться всеми гражданами путем открытого обсуждения и применения демократических процедур.

Можно сказать, что мы подошли к решению проблем устойчивого развития территориальных образований различного уровня с использованием интеллектуальных систем основанных на Байесовских технологиях (ЗАО РИАЦ ИНТЕК). Данный спектр программ основанный на регуляризирующемся байесовском подходе и на байесовсвской интеллектуальной технологии позволяет проводить предварительное математическое моделирование сложных многофакторных процессов перед принятием управленческих решений, в условиях значительной неопределенности с полным контролем и управлением качеством и риском решений. Данная программная среда позволяет использовать практически неограниченное количество факторов и вводить самые разнообразные критерии оценки событий. В этой связи важно, чтобы эти критерии совпадали принципами устойчивого развития территорий и отличались комплексным подходом решения поставленных задач.

Для внедрения новых интеллектуальных систем крайне необходимо сотрудничество многих структур: научных, образовательных, управленческих, производственных. Ситуацию, сложившуюся сегодня в сфере управления можно представить как пересыщенный раствор, в котором: существует насущная необходимость структурных перемен в управлении, существуют программные продукты способные решать проблемы управления территориями и производством, создана критическая масса специалистов (выпускников ВУЗов) способных решать данные задачи и только не хватает маленькой песчинки, способной начать процесс кристаллообразования, который позволит объединить все эти компоненты в единое целое.

По нашему мнению таким центром кристаллообразования могут стать Региональные ресурсные центры, которые активно организуются сейчас во всех регионах России при региональных отделениях президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ. Создание таких центров началось в 2004 году для перераспределения и более эффективного использования кадрового ресурса с привлечением, в том числе, зарубежных специалистов по линиям ТАСИС МТП и ИНВЭНТа. Однако опыт наработанный за десять лет реализации президентской программы показал, что ресурсные центры способны выполнять более сложные и объемные задачи опираясь на административный потенциал (ГУ РРЦ создаются при региональных администрациях), потенциал выпускников программы (руководители высшего и среднего звена), тесную связь с ВУЗами (где производится обучение специалистов) и, наконец, связи с научно-исследовательскими структурами – разработчиками инновационных методов управления.

В этой связи РРЦ могут выступать как исполнители или инициаторы реализации проектов различного уровня с применением интеллектуальных систем управления. Таким примером может служить посредническая миссия Тверского РРЦ между ЗАО «РАИЦ ИНТЕК» и инвестиционной компанией КСК в разработке и реализации международного проекте «Селигер». Предполагается участие Тверского РРЦ в качестве соисполнителя крупной Целевой региональной программы по организации лесных дорог, реконструкции гидротехнических сооружений и геологических изысканий. При этом на базе ТРРЦ предполагается создание ряд временных творческих коллективов для реализации поставленных задач.

В общем плане ТРРЦ рассматривается как одно из базовых учреждений для внедрения интеллектуальных технологий управления, адаптации инновационных технологий к местным условиям, дальнейшего развития и совершенствования программных систем, обучения управленцев всех уровней интеллектуальным методам управления. С этой целью на базе ТРРЦ предполагается создать стационарный компьютерный класс на двадцать посадочных мест и передвижной для обучения в районах (с использованием ноут-буков) на десять.

Более эффективная работа ГУ ТРРЦ стала возможной в тесном тандеме с общественной организацией (ТРОУДО «РНКЦ»), которая берет на себя проведение мероприятий, требующих оперативного финансирования (проведение конференций, семинаров, симпозиумов), привлечения внебюджетных средств для реализации поставленных задач, консолидация других общественных некоммерческих организаций.

Стратегической целью устойчивого развития России является повышение уровня и качества жизни населения на основе научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса страны как части биосферы Земли, а также технологического потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений.

Тактические аспекты устойчивого развития должны досконально прорабатываться на математических моделях с целью выявления возможных ошибок и погрешностей при принятии управленческих решений. Это позволит сглаживать негативные последствия уже принятых решений и создать более комфортную обстановку для экономического благосостояния страны, региона, города, сообщества и отдельного человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: