Введение. Почти 2 года назад, 15 апреля 2012 года было столетие самой известной в мире катастрофы пассажирского судна

Почти 2 года назад, 15 апреля 2012 года было столетие самой известной в мире катастрофы пассажирского судна. Когда в результате столкновения с айсбергом за 2,5 часа «непотопляемый» корабль оказался на дне океана, унеся жизни 1495 человек. Начала последних нескольких столетий ознаменовались крупнейшими историческими событиями бедственного характера. Наполеоновские войны (1803—1815); Первая мировая война (1914—1918); террористические акты в США, начало войны в Афганистане (2001) и Ираке (2003). Все эти негативные исторические эпизоды происходили на фоне изменения общества: Промышленная революция—индустриализация—постиндустриализация. Именно в индустриальную эпоху произошла легендарная катастрофа крупнейшего пассажирского лайнера того времени - «Титаник».

Создание знаменитого лайнера стало триумфом промышленности того времени, так как на момент своей постройки «Титаник» являлся крупнейшим пассажирским лайнером. В начале XX века человечество начинает верить в техническую мощь, прогресс; происходит погоня за рекордами, стремление подчинить себе природу. По этой причине для «Титаника» были сконструированы 15 водонепроницаемых переборок в трюме, создающих 16 условно водонепроницаемых отсеков, а пространство между дном и настилом второго дна было разделено поперечными и продольными перегородками на 46 водонепроницаемых отсеков, что обеспечивало непотопляемость корабля. Однако эта уверенность в полной безопасности обернулась трагически. Количество спасательных шлюпок было достаточно только для 50 % людей, находившихся в момент катастрофы на борту. Но формально количество шлюпок соответствовало действовавшим требованиям Британского кодекса торгового мореплавания 1894 года, который устарел для крупных лайнеров 1912 года. Владельцы компании «Уайт Стар» предполагали использовать шлюпки для помощи терпящему бедствие судну. Также на «Титанике» не оказалось сигнальных ракет красного цвета, которые означают сигнал тревоги. Использованные же сигнальные ракеты белого цвета по правилам морской Конвенции предназначаются для подачи сигнала, привлекающего внимания. Поэтому вахтенный офицер корабля «Калифорниэн», который находился в 32 километрах от тонущего «Титаника», воспринял эти сигналы, как праздничный салют. Ни смотря на многочисленные меры предосторожности с технической точки зрения, несоблюдение простых правил безопасности и человеческий фактор привели к большому количеству жертв. Под человеческий фактор можно отнести отсутствие биноклей у вперёдсмотрящих (из-за перестановки в офицерском составе, когда выбывший из экипажа 2-ой помощник капитана Дэвид Блэр забыл передать ключ от сейфа с биноклями своему приемнику), которые могли бы заметить айсберг чуть раньше. Если бы радист парохода «Калифорниэн» Сирил Эванс после передачи сообщений о скоплении льдов не отключил питание радио и не отправился бы спать за 10 минут до столкновения «Титаника» с айсбергом, то возможно экипажу «Калифорниэн» стало бы известно о бедствии, и пароход в скором времени имел бы возможность прийти на помощь.
Также человеческий фактор повлиял и на ход эвакуации. Приказ капитана Смита «сначала женщины и дети» офицеры воспринимали по-разному: некоторые не пропускали мужчин в шлюпки даже при наличии свободных мест и при отсутствии поблизости женщин и детей. Поэтому несколько шлюпок оказались незаполненными более чем наполовину.
Конечно, нельзя однозначно утверждать, что могло предотвратить катастрофу или сократить количество жертв. Но факт в том, что не все возможности были реализованы.
В чём такая легендарность и значимость британского парохода? Помимо такого трагического обстоятельства, как гибель лайнера с большим количеством пассажиров в первом же своём рейсе, существуют ещё такие факторы, как символический образ корабля,мистика и трагические случайности, человеческие качества и судьбы, которые делают эту историю уникальной.

Гибель "Титаника", этого чуда техники, буквально наполненного роскошью, считавшегося непотопляемым, произвела необратимый сдвиг в сознании людей. После гибели лайнера история мореплавания как бы разделилась на два периода: до и после "Титаника".

В ходе своего исследования я отметил некоторые особенности отображения гибели «Титаника» в искусстве.

2.Отображение «Титаника» в искусстве:

История «Титаника» имела широкое распространение в творчестве, особенно в кинематографе, литературе, живописи и музыке. В каждом художественном произведении, передавая общую картину катастрофы, авторы по-разному расставляют определённые акценты в легендарных эпизодах и деталях. 2.1Кинематограф
«Спасшаяся с Титаника» - первый фильм, посвящённый катастрофе, который появился уже в мае 1912 года, через месяц после крушения.
Сюжет: Дороти, выжившая при крушении «Титаника», рассказывает о катастрофе своим родителям и жениху. Её брак находится под угрозой — услышав о крушении, родители не хотят выдавать дочь замуж за моряка.
Исполнительница главной роли Дороти Гибсон действительно была в числе пассажиров корабля и сама написала сценарий к фильму. Фильм имел большой успех, как в Америке, так и в Европе, но в 1914 году все фильмокопии были уничтожены пожаром на студии. Следующим в 1915 году был снят немой итальянский фильм «Титаник» режиссёра Пьера Анджело Маззолотти. Однако большого успеха данная кинокартина не вызвала. И почти 30 лет трагедия «Титаника» не экранизировалась.

Только в 1943 году кинематографисты нацистской Германии нашли своё применение трагической истории. Картина была снята по заказу Йозефа Геббельса в пропагандистских целях. Главная идея фильма была в том, чтобы показать крах капитализма Великобритании и США, доказать некомпетентность англичан. Для этого были искажены некоторые исторические факты. По сюжету британская судоходная компания «Уайт Стар Лайн», в связи со строительством лайнера «Титаник», сталкивается с серьёзными финансовыми трудностями. Директор-распорядитель «Уайт Стар» Джозеф Брюс Исмей решает разогнать судно на максимальную скорость, дабы поправить финансовые дела компании. Он убеждает капитана в необходимости увеличения скорости судна. Чтобы «прославить мужество и самоотверженность немецких мужчин» в сюжет фильма был добавлен вымышленный немецкий офицер Петерсен, который открыто возражает идеям Исмея. Во время гибели лайнера Петерсен и пассажиры-немцы из третьего класса ведут себя мужественно, когда как богатые пассажиры пытаются незамедлительно занять место в шлюпках. В эпилоге фильма говорится, что «смерть 1500 человек, оставшаяся без искупления, всегда будет свидетельствовать о бесконечных попытках Великобритании везде получить выгоду». Однако пропагандистская идея не удалась: Геббельс запретил показ фильма, предположив, что немцы, которые переживали активные бомбардировки союзников, вряд ли активно отправятся смотреть кинокартину с массовой гибелью людей.
Производство фильма обошлось колоссальным по тем временам бюджетом в 180 000 000 современных долларов (для сравнения, бюджет самой успешной экранизации 1997 года составил 200 млн долларов). Помимо этого съёмки сопровождались столкновением интересов и взглядов, в результате чего первый режиссёр картины Герберт Зельпин был арестован и вскоре найден мёртвым при не уточнённых обстоятельствах, в связи с этим были попытки забастовки актёров и съёмочной группы, которые были пресечены. Но, несмотря на все проблемы, картину доснял Вернер Клинглер. Однако после войны фильм запретили в большинстве капиталистических стран, но он был показан по всем странам соцлагеря как «трофейный».
Фильм снимался на борту круизного судна «Кап Аркона», который впоследствии в конце Второй Мировой войны был потоплен английской авиацией, в результате чего погибло 5000 человек.
Из положительных моментов в кинокартине можно отметить интересное музыкальное сопровождение и реалистичность затопления внутренних помещений парохода для того времени.
Но в целом, фильм потерял немалую часть реалистичной и художественной составляющей из-за пропагандистского подтекста и поэтому не стал популярен у массового зрителя.

Первой по-настоящему популярной картиной о гибнущем «Титанике» стал американский фильм режиссера Жана Негулеско 1953 года. «Титаник» от Кинообъединения «Двадцатый век Фокс» (20th Century Fox Film Corporation) привлёк зрителей драматичной сюжетной линией на фоне катастрофы знаменитого лайнера, за что фильм получил премию «Оскар» в номинации Лучший сценарий. Основное внимание разворачивается вокруг семьи Стерджессов: разочарованная в жизни Джулия Стерджесс решает оставить богатого мужа и вернуться вместе с 17-летней дочерью Аннетт и 10-летним сыном Норманом на родину, в США. Но мистер Стерджесс не желает остаться без семьи и в последний момент отправляется с ними на судьбоносном лайнере. Помимо развития отношений между супругами, зрителю показывается любовная линия между бедным студентом и Анетт Стерджесс. Вместе с развитием этих историй демонстрируется внутренняя жизнь «Титаника»: реальные знаменитые пассажиры, члены экипажа, обстановка и жизнь высшего и низшего класса. По совокупности данных элементов фильм держит во внимании до самого окончания. При большом количестве неточностей в деталях и фактических ошибок (крушение парохода, отсутствие паники во время эвакуации) кинокартина получилась на высоком уровне в художественном плане (мужественное проявление характера, кульминация взаимоотношений главных героев, под звуки оркестра «Титаник» погружается в воду). Успех фильма привлёк внимание кинематографистов к теме гибели «непотопляемого» судна, а также стал родоначальником жанра фильма-катастрофы.


A Night to Remember (Гибель «Титаника») в 1958 стал очередным фильмом о катастрофе «Титаника». От своих предшественников картина отличается уже большей достоверностью фактов, значительная часть фильма отведена на подробности затопления парохода. Эта документальность обусловлена качественной работой создателей. Кинокартина является экранизацией документально-исторического романа Уолтера Лорда «Незабываемая ночь», в котором рассказываются подробности гибели лайнера «Титаник». Также консультантом фильма выступил третий офицер «Титаника» Джозеф Боксхолл, а при постройке декораций были использованы чертежи корабля. В сюжете впервые фигурируют конструктор «Титаника» Томас Эндрюс и руководитель судового оркестра Уоллес Хартли. В отличии от американского фильма 1953 года основа сценария не строится вокруг определённой семьи, а охватывает в целом жизнь парохода и его пассажиров в день отплытия и в ночь крушения. Небольшими эпизодами равноценно показывается быт пассажиров 1-ого, 2-ого и 3-его классов, работа членов экипажа и обслуживающего персонала. Также впервые демонстрируются действия экипажа близлежащих судов – «Карпатия» и «Калифорниэн». Но чуть большую часть экранного времени история гибели корабля в основном рассказывается офицером Чарльзом Лайтоллером. От его же лица в фильме впервые произносятся слова о том, что человек был самоуверен в своей безопасности на «Титанике», и о том, что при определённых условиях трагедии можно было бы избежать.
Лента была хорошо принята зрителями и критиками, которые отмечали документальность и качество съёмки: впервые изображено постепенное, плавное погружение судна, движение при затоплении. Создателям удалось показать общую картину трагедии, не забывая при этом о важных деталях. Фильм получил премию Золотой Глобус, как Лучший иностранный фильм на английском языке. «A Night to Remember» можно считать одной из лучших экранизаций трагедии «Титаника»

Спустя 20 лет, в 1979 году на экраны выходит первый фильм в цвете о трагедии в Атлантике – «S. O. S. Titanic» (Спасите Титаник). Отличие сценария от предшественников состояло в том, что события катастрофы передаются отдельными полными историями пассажиров разных групп. Несколько представителей 1-ого, 2-ого и 3-его класса в равной степени являются основными персонажами. Но эта картина не имела такого успеха, как фильмы 50-ых годов, так как была изначально ориентирована на телевизионную аудиторию. В сюжете использованы каноничные детали и эпизоды, но также присутствуют неточности в некоторых фактах. В процессе съёмок создатели фильма установили мировой рекорд среди плавучих моделей кораблей, создав модель «Титаника» длиной 16 м.

Уже несколько фильмов, казалось бы, со многих сторон отобразили историю знаменитого лайнера. Поэтому кинематографисты думали, чем ещё можно привлечь зрителя к этой теме. И решили создать что-то по-настоящему нестандартное и даже фантастичное, сместив внимание с событий гибели корабля на грандиозную операцию по подъёму затонувшего судна со дна Атлантического океана. Так в 1980 появилась лента «Поднять Титаник» (Raise the Titanic) совместного производства США и Великобритании. Конечно, идея показать историю о том, что могло произойти, если бы было принято решение поднять затонувший «Титаник». Несмотря на новизну сюжета и солидные вложения ($36 000 000), фильм стал провальным как для критиков (3 номинации на антипремию «Золотая Малина»), так и для зрителей, о чём говорят низкие кассовые сборы ($7 000 000).
Сюжет рассказывает о серьёзной миссии по поиску, а затем по подъёму «Титаника», параллельно рассказывается история о создании нового вида ядерного оружия, которое может быть получено с помощью новых радиоактивных элементов, находящихся в сейфе на затонувшем «Титанике». Несуразность сюжета демонстрируется в полных искажениях научных фактов. Но стоит отметить, что подробностей о состоянии и обстоятельств погружения парохода на дно океана в 1980 году не было. Первое обследование места залегания «Титаника» состоялось через 5 лет после создания фильма.
С художественной точки зрения в нескольких эпизодах данная картина интересна: на высоком уровне проведены подводные съёмки, декорации и хорошо в отдельных эпизодах звучит музыкальное сопровождение. Но при двухчасовой длительности фильма этих эпизодов оказалось недостаточно для положительных впечатлений критиков и простых зрителей. Как следствие фильм был номинирован в 3-ёх категориях: худший фильм, худшая мужская роль второго плана, худший сценарий. Но обладателем этих антипремий не стал.

В конце 20-ого столетия появляется несколько кинофильмов, которые были высоко оценены и критиками и зрителями, а один из них увековечил историю «Титаника», а также стал одним из самых успешных и популярных фильмов мира.

В 1996 году мини-сериал Роберта Либермана заставил зрителей по особому взглянуть на трагедию знаменитого лайнера. Качественные съёмки при бюджете $13 000 000, знаменитые актёры в главных ролях, трагическая история любви принесли успех телевизионному фильму и приз Эмми.
Годом позже на экраны вышла картина «Горничная с Титаника», которая не особо была замечена зрителями, но высоко оценена кинокритиками. В фильме не описываются подробности трагедии, в центре внимания молодой человек Орти, рабочий во французской провинции, который получает от администрации завода приз увидеть грандиозное событие — отплытие «Титаника».
Ночь накануне грандиозного события сводит его с загадочной девушкой Мари, горничной с «Титаника». После расставания и возвращения домой главный герой делится своими воспоминаниями с друзьями, приукрашивая некоторые детали. После известия о гибели знаменитого парохода новые рассказы Орти начинают происходить из его фантазий, привлекая всё большую аудиторию. В итоге у главного героя возникли отличные способности рассказчика, что ни у кого из слушающих не возникло сомнений в подлинности этих событий.

Однако фильм Джеймса Кэмерона как и печально знаменитый лайнер, приобрел всемирную известность и затмил предыдущие кинокартины. «Титаник» 1997-ого года собрал в себе все преимущества предыдущих киновоплощений, добавив невероятные спецэффекты, качественную современную постановку и интересную подачу сюжета (воспоминания трагедии выжившей пассажирки много лет спустя). Рекордный бюджет в $200 000 000 окупился огромными кассовыми сборами - $2 185 372 302. Фильм никого не оставил равнодушным и, помимо рекордных кассовых сборов, стал обладателем 11 Оскаров: лучший фильм, лучший режиссер (Джеймс Кэмерон), лучшая работа оператора, лучшие декорации, лучшие костюмы, лучший звук, лучший монтаж, лучший монтаж звука, лучшие визуальные эффекты, лучшая песня — «My Heart Will Go On», лучший саундтрек к драматическому фильму. Эта кинокартина является одной из лучших в мире и ещё долгое время будет сохранять особое значение в мировом кинематографе.

Казалось, после грандиозного успеха фильма Кэмерона экранизировать события апрельской ночи 1912 годе не возьмётся никто. Но первое десятилетие 21 века ознаменовалось многочисленными документальными фильмами о «Титанике», когда были изучены почти все подробности трагедии. Помимо этого были созданы также несколько необычных воплощений «Титаника» - мультфильм-мюзикл 2000 года, где персонажами являются люди и животные; мультфильм «В поисках Титаника» 2004 года рассказывает о том, как 2 главных героя отправляются на поиски знaмeнитoгo гигaнтcкoгo кoрaбля, пoкoящeгocя на дне океана. Оба мультфильма были созданы итальянскими аниматорами. Примечателен короткометражный фильм «Пальцастый Титаник». Эту интерпретацию 2000-ого года можно по праву считать самой необычной, так как все действующие роли в этом фильме играют человеческие пальцы!


К столетней годовщине гибели «Титаника» произошла новая волна кинокартин, посвящённых катастрофе. 2 мини сериала – «Титаник» и «Титаник: Кровь и сталь», при совместном производстве нескольких стран, обратили большее внимание на истории людей, участников катастрофы. Первый делает больший акцент на истории пассажиров, а второй за 12 серий осветил практически всё: технические вопросы строительства, социальный вопрос рабочих, политические и религиозные предрассудки, и, конечно же, романтическую составляющую. Также в 2012-ом году были созданы много новых документальных фильмов, несколько из которых совместили в себе и художественную часть, например «Титаник: Заключительное слово с Джеймсом Кэмероном» и «Титаник» - документальный фильм российского производства (режиссёр Анастасия Попова)

Большое количество интерпретаций истории «Титаника» в кинематографе и разносторонность этих воплощений говорит о том, что это событие по-настоящему волновало многих людей. И не только в кино активно отразилась гибель «Титаника».


Литература.


После катастрофы «Титаника» стала знаменитой книга «Тщетность, или гибель Титана» Моргана Робертсона, которая была написана в 1898 году. Действие книги происходило на борту пассажирского судна «Титан», схожего по описанию с «Титаником». В рассказе «Титан» гибнет от столкновения с айсбергом во время плавания из Нью-Йорка в Великобританию. Поэтому появилась легенда о «предсказании» писателем катастрофы «Титаника».
Самой известной документально-исторической книгой, рассказывающей о гибели лайнера «Титаник» является работа американского писателя Уолтера Лорда - «Последняя ночь», написанная в 1955 году. Для создания книги Лорд разыскал 63 оставшихся в живых пассажира корабля. В 1958 году по книге был снят одноимённый фильм. Уолтер Лорд участвовал в лекциях и заседаниях Исторического общества «Титаника». В 1997 году он был консультантом режиссёра Джеймса Кэмерона при съёмках фильма «Титаник».

Многими писателями корабли воспринимались, как символические образы. Особенно ярко выделяется громадный пароход «Атлантида» в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», который был написан в 1915 году (через 3 года после гибели «Титаника»). С помощью изображения «Атлантиды» писатель символически передаёт структуру человеческого общества. На верхних палубах искусственный мир богатства и роскоши противопоставлен «аду» нижней части корабля, где находятся гигантские котлы, паровые машины и люди, работающие в тяжёлых условиях. «…подводная утроба парохода, - та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликеры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальной зале все сияло и изливало свет, тепло…»
Само название корабля «Атлантида», которое относится к имени древнего затонувшего острова, придаёт символический и мифический образ. Можно провести некоторые параллели парохода из рассказа И.А. Бунина и реального «Титаника»: гигантский пассажирский лайнер, громкое название, подразумевающее древнегреческих мифологических богов Титанов, роскошь и богатство. Как пассажиры «Атлантиды» не замечали океанской стихии, благодаря комфорту и мощи корабля, так и пассажиры «Титаника» были уверены в непотопляемости лайнера.


2.3Живопись.

Не менее ярко, чем в кино и литературе, «Титаник» предстаёт в различных художественных работах. Одни картины передают точное отображение эпизодов затопления, а другие фантастично изображают знаменитый лайнер.
Наиболее точны и масштабны картины художника и историка Кена Маршалла, который был консультантом Джеймса Кэмерона при создании фильма «Титаник». В работах Маршалла изображения «Титаника» очень разносторонни: в них можно увидеть величественный лайнер во время плавания, напряжённые секунды до столкновения с айсбергом, эпизоды затопления «Титаника», корабль в разрезе (отдельные каюты, котельные на общем фоне лайнера) и, наконец, потрясающие изображения останков судна на дне океана.

Большинство картин Кена Маршалла исторически точны, но в некоторых работах нашлось место воображению и фантазии в изображении «Титаника», которые особо привлекают.

Также несколько живописных картин легендарного лайнера принадлежат таким художникам как E. D. Walker, James A. Flood, Simon Fisher.


2.4 Музыка.
Гибели судна было также посвящено множество песен исполнителей и групп, играющих в разных жанрах. Например, в одноимённой песне австрийского исполнителя Фалько (1992 год) Титаник рассматривается как символ декаданса, конца эпохи.

В творчестве российской рок-группы «Наутилус Помпилиус» альбом «Титаник», вышедший в 1994 году, стал одним из самых успешных: к концу года было продано 35 000 экземпляров компакт-дисков, а одноимённая песня альбома попала в Топ-10. В заглавной песне «Титаник» плывущее судно предстаёт символом гибели и обречённости. Особенно ярко он передаётся в этих строчках.

«На веpхней палубе игpает оpкестp,

И паpы танцуют фокстpот,

Стюаpд pазливает огонь по бокалам

И смотpит, как плавится лед.

Он глядит на танцоpов, забывших о том,

Что каждый из них умpет.

Но никто не хочет и думать об этом,

Пока «Титаник» плывет.

3.Заключение.
В ходе исследования мной было обнаружено многогранное отображение «Титаника» в различных видах искусства. Во многих произведениях по-разному демонстрировались определённые события, выделялись различные символы. Это объясняется тем, что трагедия «Титаника» стала по-настоящему легендарной. Она проявляется в символических образах корабля, в мистике и трагических случайностях и, конечно же, в человеческих судьбах и в качествах. В пароходе «Титаник» отмечался некий символ заката XIX века и начало XX. Века создания новых изобретений, торжество науки и прогресса, которые зачастую оборачивались против человека. Уже через 2 года, в 1914 году, началась Первая Мировая война. Создавались новые виды оружия, которые к середине века поставили под угрозу существование всего человечества. Императорский и аристократический XIX век, как роскошный и комфортабельный «Титаник», ушёл на дно, оставив холодный XX век.
Поменялось время, изменилось общество. А «Титаник» уже целый век покоится на дне океана, но история об этой трагедии будет находить отзыв в сердцах еще не одного поколения людей, благодаря многочисленному прекрасному отображению в искусстве.


Приложение.

Мемориалы, посвящённые «Титанику»

1. Мемориал в Белфасте (http://en.wikipedia.org/wiki/Titanic_Memorial,_Belfast)

2. Мемориал в Ливерпуле (http://en.wikipedia.org/wiki/Memorial_to_the_Engine_Room_Heroes_of_the_Titanic)

3. Мемориал в Нью-Йорке (http://en.wikipedia.org/wiki/Titanic_Memorial_(New_York_City))

4. Мемориал в Вашингтоне (http://en.wikipedia.org/wiki/Titanic_Memorial_(Washington,_D.C.))

5. Мемориал в Саутгемптоне (http://en.wikipedia.org/wiki/Titanic_Engineers'_Memorial,_Southampton)

6. Мемориал в парке Штрауса, Нью-Йорк (http://en.wikipedia.org/wiki/Straus_Park)


5.Список источников:

1. У. Лорд. Последняя ночь "Титаника". – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998. - 336 стр. Серия "Досье".

2. Бунин И.А. Господин из Сан-Франциско – Издательский дом: 1С-Паблишинг, Мелодия, 2006, 7 стр.

3. Электронный ресурс «Википедия» – Доступ: http://ru.wikipedia.org/wiki/Титаник
http://ru.wikipedia.org/wiki/Титаник_(альбом)

4. Электронный ресурс «Кинопоиск» – Доступ: http://www.kinopoisk.ru/

5. Электронный ресурс «Корабельный портал» – Доступ: http://korabley.net/news/2009-02-16-167

6. Электронный ресурс «Живой Журнал» – Доступ: http://antonukhanov.livejournal.com/705643.html

7. Электронный ресурс Морган Робертсон. Тщета, или крушение "Титана"– Доступ: http://lib.ru/INPROZ/ROBERTSON_M/titan.txt_with-big-pictures.html

8. Документальный фильм: «Титаник» (Производство – Россия, режиссёр Анастасия Попова)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: