Способы привидения показателей в сопоставимый вид

Достоверное сравнение анализируемых показателей достижимо, если обеспечено:

  • единство объемных, стоимостных, качественных, структурных факторов;
  • единство промежутков или моментов времени, за который исчислены сравниваемые показатели;
  • сопоставимость исходных условий производства (технических, природных, климатических);
  • единство методики исчисления показателей и их состава

1. Привидение показателей в сопоставимый вид по объемному фактору.

Несопоставимость объемного фактора может ухудшить оценку деятельности предприятия по снижению издержек на производство валовой продукции, если сравнить фактическую сумму затрат () с плановой (), то разность этих показателей обусловлена не только изменением в стоимости отдельных видов продукции, но и изменением объема  производства продукции.

V – объем производства отдельных видов продукции;
С – стоимость единицы отдельного вида продукции в рублях.

Следовательно для того, чтобы привести показатели в сопоставимый вид, необходимо элиминировать влияние объемного фактора. Для этого необходимо плановую сумму затрат пересчитать на фактический объем производства получив условный показатель (), а затем сравнить с фактической суммой затрат рассчитав коэффициент роста затрат.

Нейтрализация влияния объемного фактора на сумму затрат


Вид продукции

Стоимость ед. продукции, т.р.

Фактический объем производства

∑ затрат на факт. Объем производства, т.р.

план

факт

Плановая стоимость

Фактическая стоимость

А

В

25

33

22

30

12

6

25*12=300

33*6=198

22*12=264

30*6=180

Итого:

498

444

 

2. Привидение показателей в сопоставимый вид при использовании стоимостных измерителей.

При изменениях в объеме валовой продукции возможно использование разных стоимостных показателей:

  • сопоставимых цен;
  • плановых цен;
  • действующих цен.

Это приводит к тому, что объемы могут оказаться несопоставимыми. Для нейтрализации влияния стоимостного фактора необходимо определить условный показатель , где
Цпл – плановые цены определенного вида продукции. Его сопоставление с плановым показателем  даст объективную оценку.
Нейтрализация влияния стоимостного фактора на объем производства.


Вид продукции

План

Факт

Факт. V  по план. ценам

Кол-во

Цена

Сумма

Кол-во

Цена

Сумма

Кол-во

Цена

Сумма

А
Б
В

10
5
20

27,25
37,50
25,50

272,5
187,5
510

12
6
20

30
39
28

360
234
560

12
6
20

27,25
37,50
25,50

327
225
310

Итого:

 

 

970

 

 

1154

 

 

1062

Определим величину действительного прироста объема производства при нейтрализации влияния стоимостного фактора.

Таким образом, действительный прирост валовой продукции составил 9% в сопоставимых ценах. Если бы использовалась для анализа фактический объем производства в фактических ценах, то мы получили бы завышенную оценку.

Так как реальный рост объема производства (9%) в два раза меньше вследствии исключения влияния роста цен.

 

3. Привидение показателей в сопоставимый вид за счет нейтрализации структурного фактора.

Для того, чтобы учесть структуру производства продукции используют следующую формулу валовой продукции:
, где
ВП – валовая продукция;
УДi – удельный вес i-того вида продукции в общем объеме;
Цi – цена i-того вида продукции;
Vобщ – общий объем производства продукции.

Для достижения сопоставимости следует использовать одинаковые цены, после этого объем продукции как по плану, так и фактический нужно определить в одинаковом составе. Он получается путем распределения фактического общего объема продукции по видам соответственно плановой структуре. Далее необходимо сопоставить полученные таким образом показатели валовой продукции.

;                
Вычисление разности между двумя данными показателями позволяет устранить влияние структурного и ценового фактора и получить оценку истинного прироста объема продукции.


Вид продукции

Шубы

Итого

Показатели

натуральные

искусственные

1. Цена, руб.

8000

3000

 

2. Объем производства, шт.
2.1. По плану
2.2. Фактически

 

500
600

 

500
200

 

1000
800

3. Структура производства, %
3.1. По плану
3.2. Фактически

 

500/1000 = 50%
600/800 = 75%

 

500/1000 = 50%
200/800 = 25%

 

100%
100%

4. Фактический объем по план. структуре

800*50%/100 = 400

800*50%/100=400

800

5. Плановый объем по плановой структуре и плановым ценам

1000*8000*50%/100 =4млн

1000*3000*50%/100 =1,5млн

5.500.000

6. Фактический объем по плановой структуре и плановым ценам

8000*500*50%/100 =3,2млн

800*3000*50%/100 =1,2млн

4.400.000

7. Фактический объем по фактической структуре и фактическим ценам

800*8000*75%/100 =4,8млн

800*3000*25%/100 =0,6млн

5.400.000

Если не обращать внимание на изменения в составе произведенной продукции, то прирост объема производства составит:
Однако, как следует из таблицы, была нарушена структура продукции: по плану удельный вес дорогих натуральных шуб должен был составить 50%; фактически же он составил 75%. Если исключить влияние структурного фактора, то изменение валовой продукции составит:

Читайте также:

Интегральный способ в экономическом анализе

Группировка затрат. Анализ себестоимости продукции

Формальные методы разукрупнения отдельных факторов

Оценка финансовой устойчивости

Анализ затрат на рубль товарной продукции

Вернуться в оглавление: Экономический анализ


double arrow
Сейчас читают про: