Анализ культуры Древнего Египта будет наиболее полным, если дать характеристику представлениям древних египтян о пространстве и времени. Прежде всего, пространство и время эмоционально переживались как неоднородные, а пространство – еще и как анизотропное. Это означает, что различные области пространства и времени, а также различные пространственные направления обладали разной ценностной значимостью. События сакральной истории в восприятии людей превращались в величественное цветовое полотно, в котором присутствовал весь спектр цветов и оттенков. Каждый крупный храм являлся первобытным холмом, то есть особым «сгустком бытия», начальной точкой мирового развития, и тем самым резко выделялся из окружающего пространства, нарушая его однородность. Не менее специфическими пространственными областями, обладающими особой, сложной и таинственной топологией, были пирамиды и другие погребальные сооружения. Наконец, изотропность пространства исчезала сразу же, как только человек вспоминал о том, что день и ночь связывали восток и запад с понятиями жизни и смерти. Большое значение имело и направление «север – юг», задаваемое течением Нила. Время по своей структуре являлось также неоднородным. Дни разделялись на счастливые, несчастливые и опасные. Связано это было с событиями божественной драмы, происходившей в доисторическую эпоху. Так, три дня в конце третьего месяца половодья, когда закончилась борьба Гора и Сета и Гор получил во владение Египет, считались счастливыми. Тринадцатый день месяца «перет» – «день гнева» богини Сехмет, насылающей болезни, признавался опасным днем, а день рождения Сета – одним из самых несчастных. Фараон в этот день не занимался никакими делами. Характер дня влёк за собой определенные табу в деятельности не только фараона, но и простых египтян. В некоторые дни запрещалось зажигать в доме огонь, произносить имя Сета. Также считалось, что в определённые дни в мир людей выходят добрые боги, а в иные дни – злые боги. Эти боги могут вселяться в животных, что часто служило причиной совершения каких-либо обрядов в честь животных или в избавление от них. Например, были дни, когда особенно почитался бык, но было и такое время, когда предписывалось избегать с ним встреч, дабы тот не забодал человека. Важную роль в мировосприятии египтян играло осознание стабильности природного ритма. Неизменное чередование дня и ночи, неизменное появление Ра на утреннем горизонте после очередной победы над змеем Апопом, а также не менее неизменные разливы Нила, совпадающие в области Мемфиса с появлением Сириуса (звезды Сотис) на утреннем небе, являются, по мнению ряда исследователей, существенными предпосылками к доминированию циклической модели времени в Древнем Египте. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Адес Г. Египет. История страны. – М.: Эсммо; Спб.: Мидгард, 2008. 2. Богословский Е. С. «Слуги» фараонов, богов и частных лиц. – М.: Наука, 1979. 3. Ассман Ян. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. М.: Присцельс, 1999. 4. Древние цивилизации. – М.: Мысль, 1989. 5. Драчук В. Дорогами тысячелетий. – Смоленск: «Русич», 2001. 6. Египетская мифология: Энциклопедия. – М.: Издательство Эксмо, 2007. 7. Замаровский Войтех. Путешествие к семи чудесам света. – М.: Детская литература, 1980. 8. Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). – М.: «Советская Энциклопедия». 1987. 9. Рак И. В. В царстве пламенного Ра: Мифы, легенды, сказки Древнего Египта. – Л.: Детская литература Ленинградского отделения, 1991. 10. Рак И. В. Легенды и мифы Древнего Египта. – СПб: Летний сад, 2001. 11. Рак И. В. Мифы Древнего Египта. – Спб.: Петро-РИФ, 1993. 12. Перепёлкин Ю. Я. Переворот Амен-Хотпа IV. – М.: Наука, 1984. 13. Швечиков А.Н. Мир сакрального в культуре Древнего Египта // Вопросы культурологии. – 2009. – № 6. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ: 1. В чём вы видите особенность генезиса культуры Древнего Египта? 2. Почему Древний Египет считается очагом не только культуры, но и цивилизации? 3. Какие черты религии Древнего Египта вы выделите в качестве наиболее значимых? 4. В чём вы видите специфику религиозно-антропологических представлений в Древнем Египте? 5. Почему египтяне считали, что умершего фараона необходимо мумифицировать? 6. В чём проявляется различие учений о сотворении мира в Гелиопольской и Гермопольской школах? 7. В чём состоит смысл религиозной реформы Аменхотепа IV? 8. Почему религиозная реформа Аменхотепа IV не получила своего развития после смерти самого Аменхотепа IV? 9. Почему в Древнем Египте одним из наиболее тяжких преступлений считалось разграбление гробниц? 10. Были ли в Древнем Египте ясные представления о личности? 11. В каких древних религиозных книгах упоминается Египет? 12. Почему культура Египта считается великой культурой? Тема 8: Культура Древнего Шумера |
Открытость рода как одна из основ Римского государства Средневековые университеты и города Социальная структура древнеиндийского общества Вернуться в оглавление: КУЛЬТУРОЛОГИЯ |