Очень часто нам приходится вступать в контакт с новыми людьми, и о каждом из них у нас складывается определенное мнение, которое существенно влияет на дальнейшие взаимоотношения с новым знакомым. Важно, чтобы первое впечатление было по возможности ближе к истине. Если при первом общении с человеком постараться обратить внимание на его личностные особенности, то вполне удается их уяснить. Но гораздо чаще восприятие оказывается нецеленаправленным, пассивным и потому ошибочным. Даже внешний облик незнакомого человека мы воспринимаем поверхностно: каждый пятый неверно запоминает рост (высокий, средний, низкий); каждый четвертый - цвет глаз и волос; почти половина - форму лица, носа, выражение лица лишь один из десяти способен описать прическу, одежду, осанку, особенности голоса, речи, жестикуляции. Внешность несет много информации о новом человеке, его вкусе, аккуратности, о социальном положении, профессии, состоянии здоровья. Но не надо полагать, что есть прямая зависимость между внешними и внутренними качествами человека. А такое глубоко ошибочное мнение довольно распространено и является результатом психологической неграмотности, которая мешает правильно оценивать другого. Манеры, мимика, спонтанные незаученные жесты, поза, речь раскрывают своеобразие нового человека. Взрослые люди выносят из первой встречи больше полезной информации, чем дети. Сказывается их житейский опыт, большая наблюдательность. Хотя дети подчас лучше взрослых чувствуют эмоциональное состояние человека. Влияет на точность восприятия Существуют две формы познания личностных особенностей человека1. Эмоциональная форма познания - эмпатия - способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова. Выделяют три уровня развития: первый уровень - низший, общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника; второй уровень - по ходу общения у человека возникают отдельные отрывочные представления о переживаниях другого человека; третий уровень отличает умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия с ним. 2. Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей - рефлексия. Для рефлексии свойственна усиленная подверженность определенным тенденциям искаженного понимания особенностей других людей на основе стереотипизации, когда по одной-двум чертам относят человека к определенному стереотипу и приписывают ему набор качеств, присущих этому стереотипу: На восприятие влияют также эстетические вкусы и эмоциональное состояние. Так, влюбленный не замечает отдельных недостатков своей избранницы, идеализирует не только внешность, но и личностные свойства ее. Влияет и настроение человека. Если оно мрачное (например, из-за неважного самочувствия), в первом впечатлении могут преобладать негативные чувства. Известен и такой факт, когда при положительном эмоциональном отношении к сюжету, рисунку, картине запоминают в среднем в 2 раза больше деталей, чем при отрицательном. Значит, правомерен вывод: чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно "настроиться" на него. |