Стратегическое (от греч. strategos — искусство генерала) планирование — расширенная версия процесса выработки и реализации планов — имеет ряд основных этапов:
После определения миссии и формулировки ее целей реализуется этап анализа и оценки внешнеорганизационной среды. Здесь решаются три задачи:
Внешняя среда подразделяется на сферы непосредственного и косвенного действия. Факторы, входящие в их состав, называются ключевыми переменными планирования. На данном этапе им уделяется основное внимание. В процессе стратегического планирования первенство принадлежит глобальным факторам среды «косвенного» воздействия: экономическим, политическим, рыночным, технологическим, международным, конкурентным, социальным. Этап управленческого обследования направлен на определение внутренних резервов и особенностей организации. Он требует диагностики по пяти главным сферам: маркетинговые, финансовые, технологические исследования, оценка человеческих ресурсов и состояния культуры организации. Переходным звеном от этапа диагностики к следующему — этапу изучения стратегических альтернатив — является формулировка системы плановых предположений. Выделяют четыре основных типа стратегических альтернатив: стратегии ограниченного роста, роста, сокращения и комбинированная стратегия развития. Последние три этапа общего процесса стратегического планирования (выбор, реализация стратегии и оценка ее эффективности) во многом подобны трем другим управленческим функциям: принятия решения, организации управления, оценки и контроля. |