Начало стадии возбуждения уголовного дела и, следовательно, уголовного судопроизводства определяется моментом получения заявления или сообщения о преступлении либо обнаружения соответствующими государственными органами признаков преступления. Эти сообщения и заявления получили название поводов к возбуждению уголовного дела. В правовой литературе различным образом определяют понятие повода. Подавляющее большинство процессуалистов под поводами к возбуждению уголовного дела понимают источник сведений о преступлении;* другие — указанный источник и одновременно юридический факт либо фактическую и юридическую предпосылку уголовного процесса;** третьи — источник получения информации о преступлении и одновременно процессуальную предпосылку начала уголовно-процессуальной деятельности;*** четвертые — факт получения (поступления, принятия, обнаружения) органом дознания, следователем, прокурором информации о преступлении.**** Последняя точка зрения представляется обоснованной. * Советский уголовный процесс/Под ред. М. И. Бажанова и Ю. М. Грошевого. Киев, 1983. С. 173. В соответствии со ст. 108 УПК законными поводами к возбуждению уголовного дела являются: 1. заявления и письма граждан. Заявления и письма граждан как повод — устные и письменные сообщения о преступлении, исходящие от определенных физических лиц. Заявления граждан могут быть устные и письменные. Устные заявления заносятся в протокол (ст. 110 УПК). Протокол устного заявления состоит из вводной, описательной и заключительной частей. Во вводной части протокола указываются:
а) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения; 2. сообщения профсоюзных и комсомольских организаций, народных дружин по охране общественного порядка, товарищеских судов и других общественных организаций. Этот повод считается одной из форм привлечения общественности к участию в борьбе с преступностью. Этот повод следует отличать от заявлений, исходящих от случайных групп лиц (так называемых коллективных жалоб). Последние не представляют собой общественные объединения. Редакция п. 2 ч. 1 ст. 108 УПК явно устарела. В нем должна идти речь об общественных объединениях, главным признаком которых должна быть их регистрация в этом качестве в Министерстве юстиции России; 3. сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц. Эти сообщения должны быть сделаны в письменном виде и содержать необходимые реквизиты и сведения о преступлении. Постановлениями правительства РФ и ведомственными документами установлена обязанность руководителей предприятий, учреждений, организаций сообщать о фактах совершенных преступлений. В частности, медицинские учреждения обязаны немедленно сообщать в органы милиции обо всех случаях доставления к ним лиц с наличием телесных повреждений, при наличии данных полагать, что они имеют насильственный характер; 4. статьи, заметки, письма, опубликованные в печати. Опубликование — помещение в центральных, региональных, местных газетах и журналах и других зарегистрированных в соответствии с законом в Министерстве печати и информации РФ изданиях, изготавливаемых типографским и приравненными к нему способами статей, заметок, писем, содержащих сведения о совершенном преступлении. Эти письма, заметки, статьи могут быть написаны как гражданами, так и должностными лицами. В качестве повода выступают также опубликованные материалы журналистов, являющиеся результатом их профессиональной деятельности (так называемое журналистское расследование). В связи с изложенным не может считаться законным повод, если заметки опубликованы в незарегистрированных изданиях или в стенной газете. 5. явка с повинной. Явка с повинной — добровольное заявление лица органу дознания, его должностным лицам, следователю или прокурору о совершенном им преступлении. В данном случае лицо сообщает о преступлении, совершенном им лично. Именно этим обстоятельством явка с повинной отличается от заявлений и писем граждан, в которых сообщается о преступлениях, совершенных другими лицами. Явка с повинной оформляется в порядке ст. 111 УПК. В случае явки с повинной должностное лицо устанавливает личность явившегося по имеющимся у него документам и выясняет обстоятельства, в связи с которыми это лицо явилось с повинной. При этом тщательно выявляются фактические обстоятельства совершенного или подготавливаемого преступления с их максимальной детализацией. В необходимых случаях лицу может быть предложено начертить схемы и планы. При явке с повинной всегда следует выяснять мотивы — побудительные причины прихода лица в соответствующие органы. Явка с повинной оформляется протоколом, форма и содержание которого близки к форме и содержанию протокола устного заявления о преступлении. Единственное процессуальное различие состоит в том, что явившееся с повинной лицо не предупреждается об уголовной ответственности за ложный донос; 6. непосредственное обнаружение органом дознания, следователем или прокурором признаков преступления. Непосредственное обнаружение — самостоятельное, непосредственное выявление данных, указывающих на признаки преступления, при осуществлении указанными органами и должностными лицами своих полномочий, вне зависимости от чьего-либо заявления или сообщения. Прокурор может обнаружить соответствующие данные при осуществлении общего и специальных видов надзора; следователь — при расследовании преступления; органы дознания — при производстве мероприятий оперативно-розыскного характера (ст. 118 УПК). При этом студентам необходимо иметь в виду, что под признаками преступления законодатель понимает не уголовно-правовые признаки преступления, а данные (следы), указывающие на совершение преступлений. Перечень поводов к возбуждению уголовного дела является закрытым, исчерпывающим. Никакие другие источники информации о преступлении не могут служить поводом. В этом плане анонимные сообщения — заявления и письма, не содержащие сведений об авторе, исполненные от имени вымышленных лиц или лиц, реально существующих, но их не писавших, — поводами к возбуждению дела не являются. Если же их проверка подтвердила достоверность сведений, то в этом случае поводом к возбуждению уголовного дела будет выступать непосредственное обнаружение признаков преступления. Именно законный повод вызывает к жизни публичную деятельность в сфере уголовного судопроизводства. В то же время ни один из перечисленных поводов не влечет автоматически принятия решения о возбуждении уголовного дела. Это обусловлено тем, что повод или другие материалы должны содержать основания к возбуждению дела. Основания к возбуждению уголовного дела — достаточные данные, указывающие на признаки преступления (ст. 108 УПК). Достаточные данные — совокупность следов, установленных оперативно-розыскными или процессуальными средствами, которые указывают на отдельные элементы состава преступления. Эти данные чаще всего указывают на объект и объективную сторону, реже — на субъект преступления. При неопределенности информации об основаниях к возбуждению дела должностное лицо не может принять решение ни о возбуждении, ни об отказе в возбуждении уголовного дела — законодатель разрешил производство проверки поступившего заявления или сообщения в порядке ст. 109 УПК. Цель проверки — установление наличия или отсутствия оснований к возбуждению дела. Пределы проверки — завершение проверки немедленно после установления наличия или отсутствия оснований к возбуждению дела. Сроки проверки — период времени, в течение которого разрешается проводить проверочные действия. Проверочные действия должны осуществляться в срок не более 3 суток с момента получения заявления или сообщения, а в исключительных случаях — в срок не более 10 суток. Методы проверки поступивших заявлений и сообщений о преступлениях:
Уголовно-процессуальный закон категорически запрещает до возбуждения уголовного дела, то есть в рамках проверочного производства, осуществлять какие-либо следственные действия, чтобы не разрушить грань между стадией возбуждения уголовного дела и расследованием преступлений. В порядке исключения из этого правила допускается только производство осмотра места происшествия. В правовой литературе высказывается мнение о возможности и допустимости производства некоторых следственных действий до возбуждения уголовного дела для проверки заявлений и сообщений о преступлении. В частности, практических работников ориентируют на допустимость проведения до возбуждения дела задержания подозреваемого (ст. 122 УПК), предъявления для опознания (ст. 164-166 УПК), судебных экспертиз (ст. 184-194 УПК) и некоторых других следственных действий.* * Бекешко С. П., Матвиенко Е. А. Подозреваемый в советском уголовном процессе. Минск, 1969; Михайленко А. Р. //Возбуждение уголовного дела в советском уголовном процессе. Саратов, 1975; и др. Однако эти суждения не соответствуют действующему законодательству и вступают в противоречие с нравственными основами жизнедеятельности гражданского общества и функционирования правового государства. Допущение производства следственных действий до возбуждения уголовного дела означает возможность применения уголовно-процессуального принуждения и ограничения прав человека и гражданина тогда, когда еще неизвестно, совершено ли преступление. Реализация такого рода предложений приведет к необоснованному расширению применения мер репрессивного характера. Решения после проверочного производства принимаются в зависимости от его результатов. |