Формами предварительного расследования являются предварительное следствие и дознание. Термин соотношение предполагает, с одной стороны, выделение черт, признаков, объединяющих какие-либо явления, являющихся общими для них, а с другой — определение черт, признаков, которые различают соответствующие явления. Предварительное следствие и дознание обладают следующими общими характерными признаками:
Вместе с тем предварительное следствие и дознание являются самостоятельными формами расследования, хотя превалирующую роль играет предварительное следствие, поскольку дело о любом преступлении может быть расследовано в форме предварительного следствия. Поэтому они не могут быть идентичными. В связи с этим между ними существуют серьезные различия. Они различаются: 1. По органам, осуществляющим предварительное следствие и дознание. В соответствии со ст. 125 УПК органами предварительного следствия являются:
По моему мнению, перечень органов дознания должен быть исчерпывающим и обязательно содержаться в ст. 117 УПК. Между тем права органа дознания предоставлены ГИБДД Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным указом президента РФ от 15 июня 1998 г. «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения». В соответствии с п. «к» ст. 11 указанного положения на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД РФ возложена обязанность проведения дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств. Среди органов дознания можно выделить универсальные и специальные. Универсальные — органы дознания, имеющие право возбуждения и расследования уголовного дела в отношении любого преступления. К ним относятся милиция, капитаны морских судов и начальники зимовок. Специальные — органы дознания, имеющие право возбуждения и расследования уголовного дела только в отношении преступлений, указанных в законе. Органы дознания представляют собой систему, состоящую обычно из двух элементов: руководителей учреждений, наделенных полномочиями органов дознания, и должностных лиц, называемых в законе «лицами, производящими дознание». Основной труд по расследованию преступлений лежит на плечах последних. Однако наиболее важные решения по делу этих лиц приобретают юридическую силу лишь после их утверждения начальником органов дознания. 2. По срокам производства дознания и предварительного следствия. В соответствии со ст. 121 УПК дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, должно быть закончено не позднее 10 суток со дня возбуждения дела. Этот срок продлению не подлежит. По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела. Этот срок может быть продлен прокурором, осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на один месяц. В исключительных случаях срок производства дознания может быть продлен по правилам продления срока производства предварительного следствия. По делам, расследование которых представляет собой особую сложность, прокурор субъекта РФ и его заместители могут продлить срок предварительного следствия до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителем. Закон не устанавливает предельных сроков расследования. Тем не менее они определяются моментом истечения сроков давности привлечения к уголовной ответственности, поскольку наступление этого обстоятельства влечет за собой прекращение производства по уголовному делу. В случае необходимости продления срока следствия следователь обязан составить об этом мотивированное постановление и представить его соответствующему прокурору до истечения срока предварительного следствия. Время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока следствия не учитывается. 3. По процессуальной самостоятельности следователя и органа дознания (ст. 120 и 127 УПК). На орган дознания не распространяются правила ч. 2 ст. 127 УПК. В отличие от следователя орган дознания при несогласии с указаниями прокурора вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнения этих указаний. 4. По процессуальному режиму производства предварительного следствия и дознания. По окончании предварительного следствия потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе знакомиться с материалами дела (ст. 200 УПК). По окончании дознания указанные участники процесса лишь извещаются об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы дела для ознакомления им не предъявляются (ст. 120 УПК). Отличие дознания от предварительного следствия по процессуальному режиму и процессуальной самостоятельности не имеет достаточных теоретических и практических оснований. Лишение некоторых участников процесса права на ознакомление с делом противоречит принципу равенства прав, который должен действовать независимо от форм досудебной подготовки материалов. Возложение обязанности на органы дознания во всех случаях выполнять указания прокурора по основным вопросам определения направлений расследования противоречит правилу оценки доказательств по внутреннему убеждению (ст. 71 УПК). 5. По подследственности уголовных дел. По общему правилу органам дознания, расследующим преступления в порядке ст. 120 УПК, подследственны дела о преступлениях небольшой общественной опасности, а следователю — дела о преступлениях значительной общественной опасности. Подследственность — свойство уголовного дела, состоящее из его признаков, в зависимости от которых законодатель относит его к: В теории уголовного процесса выделяют следующие признаки подследственности.* * Более подробно об этом см.: Зинатуллин З. З., Салахов М. С., Чулюкин Л. Д. Подследственность уголовных дел. Казань, 1986. 1. Предметный (родовой) — признак подследственности, определяемый уголовно-правовой характеристикой преступления, то есть его квалификацией. Этот признак используется прежде всего для разграничения уголовных дел о преступлениях, фактические обстоятельства которых устанавливаются в различных формах досудебной подготовки материалов. Фактические обстоятельства преступлений, перечисленных в ст. 414 УПК, устанавливаются в протокольной форме досудебной подготовки материалов. Преступления, перечисленные в ч. 1 ст. 126 УПК, расследуются в форме дознания. Все иные преступления расследуются в форме предварительного следствия. Кроме того, предметный признак применяется для разграничения уголовных дел по подследственности между различными органами дознания (ст. 117 УПК) и органами предварительного следствия (ст. 126 УПК). 2. Персональный — признак подследственности, определяемый характеристиками обвиняемого или потерпевшего. Этот признак превалирует над другими признаками, то есть имеет преимущественное значение. По этому признаку определяется форма расследования. В соответствии с этим признаком производство предварительного следствия обязательно по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними или лицами, которые в силу физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту независимо от характера преступного деяния (ч. 2 ст. 126, 417 УПК). Кроме того, этот признак разграничивает подследственноеть уголовных дел между различными органами предварительного следствия. Так, по делам указанных лиц при совершении ими преступлений, перечисленных в ч. 1 ст. 126 УПК, следствие производится следователями органов внутренних дел; по делам лиц, указанных в ч. 3 ст. 126 УПК (судей, следователей и т. д.), — следователями прокуратуры; по делам военнослужащих и некоторых других лиц — следователями военной прокуратуры. 3. Территориальный (местный) — признак подследственности, определяемый местом совершения преступления, а также местом обнаружения преступления или местом нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей. Этот признак всегда присутствует в свойстве уголовного дела, то есть подследственности. Этот признак обеспечивает разграничение дел между органами одного звена (уровня), осуществляющими уголовное судопроизводство. 4. По связи дел — признак подследственности, обусловленный связью дел, когда их раздельное расследование не обеспечивает решение задач уголовного процесса. В частности, по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 170,171 ч. 2 и другими статьями УК, если эти преступления выявлены федеральными органами полиции, предварительное следствие может производиться также следователями федеральных органов налоговой полиции (ч. 6 ст. 126 УПК). |