В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в России осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. К государственной власти относятся президент РФ, Федеральное Собрание РФ, правительство РФ и суды Российской Федерации (ст. 11 Конституции РФ). В этом перечне отсутствуют органы прокуратуры. Органы прокуратуры не входят в систему органов исполнительной власти. Об этом свидетельствуют ст. 21 и 26 ФЗ от 25 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации», указывающие на то, что органы прокуратуры при осуществлении надзора не подменяют собой иные государственные органы, которые осуществляют контрольные функции, и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных организаций. Органы прокуратуры не могут быть отнесены к органам судебной власти, поскольку не осуществляют правосудия. Следовательно, они не входят в систему органов государственной власти и в какую бы то ни было ветвь государственной власти. Органы прокуратуры занимают особое место в механизме государственной власти. Они, не входя ни в одну из ветвей власти и осуществляя надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих в России законов, являются важнейшим элементом системы сдержек и противовесов как в системе разделения властей, так и в системе федеральных структур и органов власти субъектов федерации. В соответствии с Конституцией РФ, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложены надзор за исполнением действующих на территории России законов, принятие мер, направленных на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществление уголовного преследования. Одним из главных и важных направлений прокурорского надзора, нередко называемым его отраслью, указанный закон называет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Характерным признаком надзора за исполнением законов органами, осуществляющими уголовное судопроизводство, является то, что в отличие от так называемого общего надзора он реализуется в процессуальной форме, то есть при определенных условиях и в определенном порядке, точно предусмотренных уголовно-процессуальным законом. Другая особенность этой отрасли прокурорского надзора заключается в том, что прокурор обладает властно-распорядительными полномочиями, закрепленными в законе. Анализ полномочий прокурора свидетельствует о том, что при осуществлении прокурорского надзора существуют не только собственно процессуальные отношения, но и отношения управленческого характера. Поэтому прокурор осуществляет одновременно надзор как за исполнением законов, так и за досудебной подготовкой материалов. Прокурорский надзор за деятельностью в стадии возбуждения досудебного производства регулируется ст. 116 и 211 УПК.
Задачами прокурорского надзора за исполнением законов в процессе расследования являются:
При решении перечисленных задач прокурор обладает обширными полномочиями, которые различаются в зависимости от надзора за расследованием преступления и надзора за соблюдением законов по делу, поступившему с обвинительным заключением. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов в процессе расследования:
Указания прокурора органам дознания и предварительного следствия в связи с возбуждением и расследованием ими уголовных дел, данные в порядке, предусмотренном законом, являются для этих органов обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнение, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 127 УПК (ст. 212 УПК). Порядок обжалования действий органа дознания, следователя и прокурора и разрешения жалоб установлен ст. 218-220 УПК. Лицо, производящее дознание, и следователь обязаны в течение 24 часов направить поступившую жалобу вместе со своими объяснениями прокурору. Прокурор в течение 3 суток по получении жалобы обязан рассмотреть ее и уведомить заявителя о результатах рассмотрения. В случае отказа в удовлетворении жалобы прокурор должен изложить мотивы, по которым жалоба признана неосновательной (ст. 219 УПК). Жалобы на действия и решения прокурора приносятся вышестоящему прокурору. Положения ч. 1 ст. 218 и ст. 220 УПК признаны не соответствующими Конституции РФ (ч. 1,2 ст. 46 и ст. 52), поскольку они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, исключают возможность судебного обжалования действий и решений органа дознания, следователя или прокурора, связанных с производством обыска, наложением ареста на имущество, приостановлением производства по уголовному делу и продлением срока предварительного расследования, в ходе предварительного расследования для заинтересованных лиц, конституционные права которых нарушены.* * Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1999 г. «О проверке конституционности положений статьи 133, части первой статьи 218 и статьи 220 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан В. К. Борисова, Б. А. Кехмана, В. И. Монастырецкого, Д. И. Фуфлыгина и общества с ограниченной ответственностью «Моноком»//Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации: В 2 т./Отв. ред. Б. С. Эбзеев. М., 2000. Т. 2. С. 923. Полномочия прокурора по поступившему уголовному делу с обвинительным заключением или постановлением о возбуждении уголовного дела в рамках протокольного производства состоят в проверке соответствующих материалов и принятии по ее результатам процессуальных решений. Согласно ст. 213 УПК, при поступлении дела с обвинительным заключением прокурор обязан проверить:
Согласно ст. 214 УПК, прокурор или его заместитель обязаны в срок не более 5 суток рассмотреть поступившее дело с обвинительным заключением и принять по нему одно из следующих решений:
Прокурор или его заместитель вправе своим постановлением исключить из обвинительного заключения отдельные пункты обвинения, а также применить закон о менее тяжком преступлении. При этом в случае необходимости составляется новое обвинительное заключение. Если требуется изменить обвинение на более тяжкое или существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от первоначального обвинения, прокурор или его заместитель возвращает дело органу дознания или следователю для предъявления нового обвинения (ст. 215 УПК). При принятии решения по делу, поступившему с обвинительным заключением, прокурор или его заместитель вправе отменить или изменить ранее избранную меру пресечения или избрать меру пресечения, если она не была избрана. В случае отмены, изменения или избрания меры пресечения в виде содержания под стражей указанные лица должны руководствоваться ст. 96 УПК. Прокурор или его заместитель вправе также изменить приложенный к обвинительному заключению список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание (ст. 216 УПК). В соответствии со ст. 217 УПК прокурор или его заместитель, утвердив обвинительное заключение или составив новое обвинительное заключение, направляет дело в суд, которому оно подсудно, и уведомляет обвиняемого, в какой суд направлено дело. Одновременно с направлением дела прокурор или его заместитель сообщает суду, считает ли он необходимым поддерживать в суде обвинение. Органы прокуратуры надзор за деятельностью суда не осуществляют, поскольку суды являются носителями судебной власти. Поэтому прокурор — лишь один из участников судебного разбирательства, обладающий некоторыми специфическими полномочиями. |