Введение. Информационная среда играет все более значительную роль в профессиональной деятельности и повседневной жизни современного человека

Информационная среда играет все более значительную роль в профессиональной деятельности и повседневной жизни современного человека. Поведение человека в информационной среде не ограничивается поиском, обработкой и передачей информации, приобретением и трансляцией знаний. В «киберпространстве» осуществляется целый конгломерат видов человеческой деятельности, основу которого составляют познавательная, игровая и коммуникативная деятельность.

Интернет не сводится к набору технических решений, это не просто объединение компьютерных сетей, но и – что более всего важно для исследователей – сообщество связанных компьютерными сетями людей, активно действующих в новой коммуникативной среде.

Все более явственно пробивает себе дорогу новая область исследований, связанных с изучением деятельности человека, опосредствованной глобальными компьютерными сетями, т.е. Интернет и Word Wide Web (WWW). Объясняется это тем, что последние 10 лет Интернет и WWW превратились в существенный фактор индивидуального и общественного развития, сделав «киберпространство» привлекательным для десятков миллионов людей, среди которых многие ранее никогда не сталкивались с компьютерами. Так, по

данным Н. Крыжанского, число пользователей Интернет в Челябинске на 2005 год варьировалось от 40 до 60 тысяч человек, включая студентов и

преподавателей ВУЗов. Из этой цифры 20-30 тысяч человек пользовались

Dial-up(модемным соединением с домашнего компьютера).

Существенно и то, насколько быстро растут в России и в Челябинске в частности сетевые сообщества. Например, на 1998 год в Челябинске существовало 2-3 достаточно стабильных сетевых сообщества на базе популярных чатов, сегодня их количество можно оценить в 8-10. При этом в Благовещенске и в России в целом опережающими темпами растет количество вовлеченных в сетевые сообщества детей и подростков. Это связано с набирающей обороты «интернетизацией» городских школ, увеличением количества интернет-кафе и клубов, увеличивающимся числом провайдеров и «домашних» пользователей.

Отечественные исследования деятельности человека в Интернет-среде пока что немногочисленны и ограничены по тематике, если сравнивать их с зарубежными. Существующие исследования в основном посвящены проблемам виртуальной реальности, психологии виртуального общения и проблемам Интернет-зависимости.

Ограниченность эта вполне объяснима – до 1998-2000 гг. в доступном исследователям русскоязычном секторе Интернет (далее называемом Рунет) просто не было «критической массы» занятых коммуникативной и информационной деятельностью пользователей. Тем не менее, отечественные исследования психологии Интернет существуют, и их краткий обзор будет сделан во второй части работы.

По оценке А.Е. Войскунского [3, С.54] «немало исследовательских тем и направлений исследования представляются перспективными, однако вызвали у психологов прискорбно малый интерес...» Например, в чем привлекательность работы с компьютерами и применения Интернет детьми и подростками?.. Правомерно ли утверждение о «наркотическом типе зависимости от Интернета» (т.н. Интернет-аддикции)? Насколько справедливо убеждение, согласно которому увлечение виртуальной реальностью следует объяснять защитными тенденциями и стремлением к эскапизму? Как относиться к попыткам многих пользователей Интернет менять идентичность и создавать множественную «сетевую» идентичность? Известно, что Интернет порой способствует развитию социального андерграунда, маргинализации отдельных субъектов и групп (хакеров, «киберпанков», «чатовцев» и др. сетевых сообществ) – следует ли считать это закономерностью, или же это некий побочный продукт применения Интернет?

В связи с вышесказанным, особый интерес представляет анализ складывающихся групп и подгрупп внутри сообщества пользователей Интернет, разделение этого сообщества по всевозможным параметрам и сравнение сетевых сообществ с хорошо изученными несетевыми сообществами.

Объект исследования: процесс формирования коммуникативности в подростковом возрасте.

Предмет исследования: влияние виртуального общения на уровень коммуникативности подростка.

Цель: проанализировать зависимость уровня коммуникативности подростков от степени вовлеченности в виртуальное общение.

Гипотеза: уровень коммуникативности в подростковом возрасте снижается в результате чрезмерной вовлеченности в виртуальное общение.

Задачи:

- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме;

- изучить особенности реального и виртуального общения подростков;

- диагностическое исследование коммуникативности подростков, входящих в сетевое сообщество «Амурские партизаны»

Методы исследования:

- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы;

- наблюдение за деятельностью учащихся и учителя;

- беседы с учащимися, учителями;

- тестирование;

- анкетирование;

- изучение и обработка продуктов деятельности учащихся.

База исследования: г. Челябинск, МОУ СОШ № 125, 9 класс, сетевое общество «Амурские партизаны».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: