Проблемы. Мэнкью Н. Г. Принципы экономикс, глава 3

Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс, глава 3

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики, параграфы 2.2, 3.1, 13.1

Курс экономической теории, глава 4, глава 5, параграф 1

Экономическая теория, под ред. В.Д. Камаева, глава 3

Вопросы:

1. Взаимовыгодный обмен: абсолютное и сравнительное преимущество. Концепция сравнительного преимущества.

2. Определение рынка и характеристика его элементов.

3. Условия возникновения и развития рыночной экономики.

а) разделение труда и обмен;

б) развитие общественного характера производства;

в) деньги;

г) рыночная инфраструктура.

4. Частная собственность – условие рыночного обмена:

а) понятие собственности и ее форм;

б) права собственности как «правила игры» в экономике;

в) почему без частной собственности не может появиться товарное производство и торговля?

г) какие свойства частной собственности определяют ее эффективность?

5. Трансакционные издержки: понятие и виды.

Основные термины: 1)рынок; 2) разделение труда; 3) специализация; 4) кооперация; 5) отношения собственности; 6) права собственности; 7) конкуренция; 8) экономическая свобода; 9) трансакционные издержки.

Вопросы для самоконтроля:

1. Объясните разницу между эффективностью производства и эффективностью распределения ресурсов. Приведите пример достижения эффективности производства, но не распределения ресурсов.

2. Что такое рынок и из каких элементов он складывается?

3. Какова роль конкуренции в рыночной системе?

4. Какие преимущества дает специализация производства?

5. В чем недостаток бартерного обмена?

6. Докажите, что торговля увеличивает богатство общества.

7. Почему частная собственность приводит к экономически эффективным результатам?

8. Каково содержание трансакционных издержек? К чему может их рост?

ПРОБЛЕМЫ

(подготовьте письменные ответы на следующие вопросы)

1. В каких областях экономики действие рынка может быть неэффективным? Обоснуйте свой ответ примерами из практики, литературы, кинофильмов и др.

Ситуации, тесты, задачи

1. В стране А максимально возможный выпуск кофе = 30, а пшеницы – 10. В стране В максимально возможный выпуск кофе = 25, а пшеницы – 5. Множество производственных возможностей в обеих странах – треугольники. Найти сравнительные преимущества каждой страны, коэффициенты обмена и построить границы торговых возможностей (ПИСЬМЕННО В ТЕТРАДИ).

2. Сравнительное преимущество определяется альтернативной стоимостью. Объясните высказывания: 1.1) Если вы вчетверо умнее, втрое сильнее и вдвое красивее другого человека, этот человек имеет перед вами сравнительное преимущество в красоте, а вы, такой красивый, – в этом сравнительно уступаете. 1.2) Страна может стать неэффективным производителем блага Х, просто став сказочно плодовитым производителем блага У. (Помощь: Хейне П. Экономический образ мышления… - Гл. 6 «Эффективность, обмен и сравнительное преимущество». – С. 169 - 187).

3. Укажите, какие предпосылки необходимы для эффективного функционирования рыночной экономики: а) самостоятельность экономических субъектов на рынке; б) директивное планирование; в) свободный выбор партнеров по хозяйственным связям; г) централизованное установление цен, поддержание стабильных низких цен с помощью государственных дотаций; д) конкуренция производителей; е) полная материальная ответственность экономических субъектов за использование ресурсов и результаты хозяйственной деятельности; ж) плановое распределение ресурсов по централизованно утверждаемым фондам с прикреплением производителей и предприятий-потребителей друг к другу; з) превращение экономики в открытую систему с включением национальной экономики в мирохозяйственные связи.

4. Укажите, какие предпосылки необходимы для эффективного функционирования рыночной экономики: а) самостоятельность экономических субъектов на рынке; б) директивное планирование; в) свободный выбор партнеров по хозяйственным связям; г) централизованное установление цен, поддержание стабильных низких цен с помощью государственных дотаций; д) конкуренция производителей; е) полная материальная ответственность экономических субъектов за использование ресурсов и результаты хозяйственной деятельности; ж) плановое распределение ресурсов по централизованно утверждаемым фондам с прикреплением производителей и предприятий-потребителей друг к другу; з) превращение экономики в открытую систему с включением национальной экономики в мирохозяйственные связи.

5. Рынок – это: а) группа людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара (…); б) совокупность существующих и потенциальных покупателей товара (…); в) совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов продавцов и покупателей друг с другом. Контакт может осуществляться прямо, либо через индивидуальных посредников и организации (…); г) сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесконечного множества индивидуальных агентов (…); д) это механизм, учреждение, действие, которые служат сведению вместе покупателя и продавца и обеспечению обменной операции (…). (КОМУ?)

6. Конкуренция – это: а) наличие большого числа независимых продавцов и покупателей, обладающих свободой войти и покинуть рынок (…); б) ограничивает разрушительную и сохраняет созидательную силу личного интереса, личной выгоды (…); в) экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченного ресурса (…) (СИНОНИМ?)

7. К трансакционным издержкам относятся следующие расходы: а) расходы на покупку оборудования; б) рекламные расходы; г) расходы на аренду помещения; д) расходы на проведение переговоров с контрагентами об условиях поставки продукции; е) расходы на заработную плату рабочих и служащих предприятия; ж) расходы на содержание адвоката, обеспечивающего юридическую защиту деятельности предприятия.

8. В модели кругооборота: а) предприниматели всегда обменивают деньги на конечные товары; б) домашние хозяйства непосредственно обменивают ресурсы на потребительские товары; в) домашние хозяйства являются продавцами на рынке ресурсов и покупателями на рынке товаров; г) предприниматели являются покупателями на рынке товаров и продавцами на рынке ресурсов; д) домашние хозяйства являются продавцами на рынке товаров и покупателями на рынке ресурсов.

9. Собственность как экономическая категория выражает отношения: а) между людьми по поводу присвоения вещи; б) человека и вещи; в) между общественными классами; г) людей к вещам, закрепленные в юридических законах.

10. Соревновательные взаимосвязи в рыночной экономике проявляются в форме: а) социалистического соревнования; б) отношений, в которые вступают экономические субъекты непосредственно в ходе трудовой деятельности; в) специализации работников при выполнении ими определенных трудовых операций; г) конкурентной борьбы; д) выполнения и перевыполнения планового задания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: