1.Развитие трудолюбия у детей в начальных классах.
2.Учение и труд как ведущие виды деятельности, способствующие разви таю самостоятельности и трудолюбия.
3.Дилемма доверия — недоверия, возникающая при воспитании самостоя тельности.
4.Использование коллективных форм труда и учения для развития само стоятельности.
Тема 3. Усвоение правил и норм общения
1.Изменение системы взаимоотношений в связи с поступлением ребенка в школу.
2.Укрепление и развитие «внутренней позиции».
3.Переход от нравственного реализма к нравственному релятивизму.
4.Общая характеристика уровня морального развития младшего школьника.
Тема 4. Интегральная характеристика психологии ребенка младшего школьного возраста
1.Проявление общих и специальных способностей, увеличение индивидуальных различий детей.
2.Развитие и использование мотивации достижения успехов для дальнейшего интеллектуального и личностного роста ребенка.
3.Ориентация в воспитании на социальные мотивы.
Темы для рефератов
|
|
1.Условия и факторы развития мотивации достижения успехов у детей младшего школьного возраста.
2.Основные пути формирования трудолюбия и самостоятельности.
3.Достижения в психическом и поведенческом развитии детей в течение первых двух лет обучения в школе.
4.Продвижение в психическом развитии ребенка в Ш—IV классах школы.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1.Причины и факторы ускоренного или замедленного развития мотива достижения успехов у детей младшего школьного возраста.
2.Нравственное совершенствование детей в младшем школьном возрасте.
3.Взаимосвязь развития детей в начальных (I—И) и в следующих (III—IV) классах.
4.Дифференциальные интеллектуальные и личностные различия детей младшего школьного возраста.
Литература
I
Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. — Иркутск, 1989. (Младший школьный возраст: 90—118.)
Матюхин М.В. Мотивация учения младших школьников. — М., 1984. (Структура мотивации учения младших школьников: 10— 42. Мотивация учения и умственное развитие младших школьников: 67—80. Психологические условия формирования мотивации учения младших школьников: 93—136.)
Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста. — М., 1988. (Формирование новой внутренней позиции: 22— 36. Развитие мотивов учения у детей 6—7 лет: 36—45. Эмоциональное развитие детей 6—7лет: 45—55. Становление самосознания у детей 6—7лет: 56—65.)
Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987. (Младший школьный возраст: 113—122.)
Цукерман Г.А., Елизарова Н.В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. — 1990. — № 6. — С. 37 — 44.
|
|
II
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968. (Формирование личности в младшем школьном возрасте: 247—292.)
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Га-мезо и др. — М., 1984. (Личность младшего школьника: 138—151, 155—170. Трудовая деятельность младшего школьника: 121—126.)
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. (Младший школьный возраст: 11—45.)
Мир детства: младший школьник. — М, 1988. (Развитиеличности младшего школьника: 178—190.)
Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. — Л., 1989. (Самоконтроль у младших школьников: 90—94.)
Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. -М., 1987. — Т. 1. (Психология ребенка и подростка. 163—185.)
Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. — М., 1966. (Эмоции в дошкольном и младшем школьном возрасте: 82 — 113.)
III
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Пет-ровского. — М., 1979. (Личность младшего школьника: 96—100.)
Левитов Н.Д. Психология характера. — М., 1969. (Становление характера в младшем школьном возрасте: 388—394.)
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. — М., 1990. (Изучение нормального и отклоняющегося формирования личности школьника: 108-121.)