Государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется законодательными (представительными) органами власти, органами исполнительной власти и местного самоуправления.
Предусмотрены следующие виды финансового контроля:
1. Предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам;
2. Текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
3. Последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны представлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным органам, представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенций по бюджетным вопросам.
|
|
В бюджетном кодексе Российской Федерации определены четыре основных формы финансового контроля, которые должны применяться при казначейской системе исполнения бюджета.
Рис. 1. Формы финансового контроля
1. Финансовый контроль, осуществляемый казначейством. Он может быть предварительным, текущим и последующим контролем за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета, кредитных организаций и других участников бюджетного процесса.
2. Финансовый контроль, осуществляемый Минфином России в лице контрольно-ревизионных органов. Он подразумевает последующий контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. Министерство финансов Российской Федерации организует проверки и ревизии юридических лиц - получателей гарантий правительства, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и инвестиций.
3. Финансовый контроль, осуществляемый главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств за получателями в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.
4. Финансовый контроль, осуществляемый финансовыми органами субъектов Федерации и муниципальных образований при самостоятельном исполнении бюджетов.
Цели использования бюджетных средств определяются:
· утвержденным бюджетом;
· бюджетной росписью;
|
|
· уведомлением о бюджетных ассигнованиях;
· сметой доходов и расходов;
· иными правовыми основаниями получения бюджетных средств.
Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств:
а) направление средств на банковские депозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей продажи;
б) осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица, оказание финансовой поддержки;
в) расходование средств при отсутствии оправдательных документов;
г) недостача материальных ценностей, приобретенных за счет средств, выделенных из бюджета;
д) расходование средств сверх норм (перерасход).
Правом применения мер принуждения обладают в первую очередь руководители органов казначейства. Они имеют право:
1.Списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению или подлежащих возврату в бюджет (срок возврата которых истек);
2.Списывать в бесспорном порядке суммы процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;
3.Взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств и просрочку уплаты процентов, пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
4.Приостанавливать операции по счетам кредитных организаций сроком до 1 мес.
Для осуществления постоянного действующего контроля за исполнением федерального бюджета, в соответствии с федеральным законом от 11 января 1995 г. N 4-Ф3 “О Счетной палате Российской Федерации” был создан конституционный органа – Счетной палаты который является постоянно действующим независимый орган государственного финансового контроля, подотчетный лишь Федеральному Собранию Российской Федерации.
Счетная палата – этоорган государственного финансового контроля, который осуществляет последующий документальный контроль всех бюджетных доходов и расходов, проверяет отчеты министерств об исполнении бюджета и представляет свои заключения высшим органам власти.
Структура счетной палаты:
Задачи счетной палаты:
1.Контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, по объему структуре и целевому назначению;
2.Определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования государственной собственности;
3.Оценка обоснованности доходных и расходных статей проекта Федерального бюджета;
4.Финансовая экспертиза проектов федеральных законов и иных нормативных актов предусматривающих расходование средств федерального бюджета;
5.Анализ отклонения от установленных ранее финансовых показателей Федерального бюджета и подготовка предложений по их устранению;
6.Контроль за движением бюджетных средств в банках;
7.Предоставление детализированной информации Федеральному Собранию о ходе исполнения Федерального бюджета.
Полномочия счетной палаты распространяются на всех участников бюджетного процесса. Счетная палата проводит как комплексные ревизии, так и тематические проверки по месту расположения проверяемых объектов. О результатах проверки счетная палата информирует федеральное собрание, доводит их результаты до сведения руководителей проверяемых объектов и при необходимости передает материалы в правоохранительные органы.
|
|
При выявлении проводимых на проверяемых объектах нарушений наносящих государству прямой ущерб и требующий безотлагательного пресечения счетная палата имеет право давать обязательные для исполнения предписания.
При неоднократном неисполнении предписаний, коллегия счетной палаты может принять решение о приостановлении всех видов финансовой деятельности, платежных и расчетных операциях по счетам проверяемого объекта. Отменить предписание или внести в него изменения может коллегия счетной палаты. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.
Контрольные вопросы по теме 6
«Бюджетный контроль»
- Перечислите основные виды и формы финансового контроля.
- Назовите основные направления целевого и не целевого использования бюджетных средств, перечислите какими правами принуждения обладают руководители органов казначейства.
- Дайте определение понятию счетная палата, охарактеризуйте её структуру и основные задачи деятельности.