Советское искусство в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945)
22 июня 1941 года Германия неожиданно напала на СССР. Началась ВОВ, которая закончилась победой 9 мая 1945 года. За годы ВОВ СССР потерял более 27 миллионов человек, было разрушено более 13000 населенных пунктов.
Старинное выражение «Когда пушки гремят, музы молчат» было решительно опровергнуто в годы войны. Советские художники помогали средствами искусства мобилизовать народ на разгром врага.
В графике создаются:
1. призывно-патриотические плакаты:
Тоидзе И. «Родина мать зовет!» 1941
Кукрыниксы «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» 1941
Жуков Н., Климашин В. «Отстоим Момкву!» 1941
Графические серии
Пахомов А серия литографий «Ленинград в дни блокады» 1942
Шмаринов Д серия рисунков «Не забудем, не простим!» 1942
Создается объединение художников и поэтов «Окна АТСС» (Телеграфное Агентство Советского Союза), выпускавшее серии сатирических рисунков с надписями.
Суровым духом овеяны произведения живописи и скульптуры военного периода. Художники показывают бесстрашие, мужество, героизм советских солдат и партизан, их решимость отдать жизнь за Родину, победить фашистов:
|
|
Дейнека А. «Оборона Севастополя» 1942
Герасимов С «Мать партизана» 1943
Юон К «Парад на красной площади 7 ноября 1941 года» 1942
Джапаридзе «Думы матери» 1945
Манизер М статуя «Зоя Космодемьянская» 1942
Бембель А «Бюст Капитана Н Гастелло» 1943
Корин П «Маршал Жуков» 1945
Некоторые художники создают произведения, изображавшие историческое прошлое Руси, победы русских над врагами, например Корин П. написал триптих «Александр Невский».
Как советские художники приближали славный день Победы.
Фрагмент плаката Л. Голованова «Красной Армии – слава!» yandex_partner_id = 32019; yandex_site_bg_color = 'FFFFFF'; yandex_site_charset = 'windows-1251'; yandex_ad_format = 'direct'; yandex_font_size = 0.9; yandex_direct_type = 'vertical'; yandex_direct_limit = 4; yandex_direct_bg_color = 'FFFFFF'; yandex_direct_title_color = 'D62002'; yandex_direct_url_color = '999999'; yandex_direct_all_color = '999999'; yandex_direct_text_color = '333333'; yandex_direct_hover_color = '02D61C'; document.write(''); | ||||||||||||||
Свой значительный вклад в художественное отражение событий Великой Отечественной войны внесли живописцы Студии военных художников им. М.Б Грекова. Увиденное на фронтах художники И. Евстигнеев, К. Финогенов, П. Кривоногов, Б. Неменский отразили в крупных батальных полотнах. В 1944 году Кривоногов представил зрителям «Корсунь-Шевченковское побоище». Художник убедительно подводит зрителя к мысли, что, несмотря на все ужасы войны, крах фашизма и наша победа неизбежны. А в 1945 году по эскизам, написанным в поверженном Берлине, он приступил к созданию картины «Победа», ставшей одной из первых крупных художественных работ, отразивших победоносное завершение Великой Отечественной войны.
Особое место в изобразительном искусстве военного времени занял портретный жанр. Художники, скульпторы и графика создали удивительную по выразительности галерею образов известных военачальников, боевых офицеров и рядовых солдат, партизан и тружеников тыла. В лицах людей, изображенных на портретах, созданных П. Кориным, А. Герасимовым, П. Котовым, нет пафосности, только суровая уверенность, что победа будет за нами. Вглядитесь в портрет Героя Советского Союза генерал-майора И.В. Панфилова, которого художник В. Яковлев изобразил в критические дни боев под Москвой. Перед нами человек, который будет стоять насмерть и остановит врага на подступах к столице.
Значительное количество скульптурных портретов создал в годы войны Е. Вучетич. Выдающийся скульптор В. Мухина в 1942 году выполнила портреты полковников Б.А. Юсупова и И.Л. Хижняка, находящихся после боевых ранений в госпитале. Её работа «Партизанка» стала обобщенным образом женщины, взявшей в руки оружие для отпора врагу. Выразительные скульптурные портреты создают 3. Азгур, Л. Кербель, С. Орлов. Некоторые скульпторы работали прямо на фронте, создавая свои произведения в перерывах между боями. Так, И. Першудчев выполняет на Юго-Западном фронте серию бюстов солдат и офицеров. В 1945 году он запечатлел и легендарных участников штурма Рейхстага - сержантов М. Егорова и М. Кантарию.
Новые прекрасные полотна создают в годы войны представители исторического жанра. П. Корин, написавший в 1942 году картину «Александр Невский», говорил, вспоминая об этом времени: «Я писал его в суровые годы войны, стремясь отразить непокорный, гордый дух нашего народа, который стал во весь свой гигантский рост». Стойкость и героизм наших предков прославляли в полотнах «Поединок Пересвета с Челубеем» М. Авилов, «Утро на Куликовом поле» А. Бубнов, «Трофеи русского оружия» Е. Лансере.
Высокое патриотическое содержание приобретает в годы войны пейзажная живопись, В своих пейзажах художники старались донести до зрителей красоту родной земли и те удивительные животворные силы, которые она придает людям. Пейзаж стал естественной частью многих батальных картин, зачастую придавая им нужную эмоциональную окраску. Появляется новый жанр - батальный пейзаж. Всмотритесь в полотна «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (А. Дейнеко), «Зимние залпы Балтики» (Я. Ромас), «На Неве. Зима» (М. Платунов), «Ленинград. 1941 год» (А. Мыльников), на них практически нет людей, но какое сильное впечатление они производят на зрителя.
Отмечая удивительную силу искусства в мобилизации людей на отпор врагу, художник А. Дейнека писал: «Большое искусство рождается в результате большого естественного чувства, и это может быть не только радостью, но и гневом». В годы войны изобразительное искусство по праву стало «сражающимся искусством», так как художники и скульпторы вместе с бойцами делили все тяготы войны и отображали в своих произведениях реальные события, свидетелями и участниками которых они были.
|