К – конкурентоспособность

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100801 ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП12. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Преподаватель Комисарова И. В.

G Выбор варианта – по последней цифре Вашего шифра.

Вариант 1

1. Характеристика и составляющие основных понятий: конкуренция, конкурентная среда, конкурентоспособность организации и товаров, конкурентные преимущества.

2. Методы формирования цен как средства конкурентоспособности товаров.

3. Исследуйте особенности проявления видов и методов конкуренции на товарном рынке. Для выполнения задания воспользуйтесь следующим алгоритмом.

· Выберите для исследования конкретный товарный рынок.

· Исследуйте особенности проявления различных видов и методов конкуренции на данном товарном рынке.

· Результаты занесите в таблицу:

Товарный рынок Виды и методы конкуренции Проявления на товарном рынке
     
   
   

Вариант 2

1. Конкурентоспособность товаров: понятие, показатели конкурентоспособности товара, принципы обеспечения конкурентоспособности.

2. Сервисная политика предприятия как средство конкурентоспособности товаров.

3. Проведите анализ конкурентоспособности товаров-конкурентов. Для проведения анализа конкурентоспособности товаров, выберите один из товаров народного потребления и рассчитайте его конкурентоспособность, используя предложенную методику.

Приложение:

Количественная оценка конкурентоспособного товара в мировой практике складывается из трех этапов:

- анализа рынка;

- определения перечня сравниваемых параметров двух товаров;

- расчета индекса конкурентоспособности.

Рассмотрим эти параметры более подробно. Анализируя рынок необходимо:

- определить какие страны, фирмы-производители представляют свою продукцию;

- выбрать изделия аналоги в качестве базы сравнения.

- определить перечень групп сравниваемых параметров их численные значений.

- Собрать информацию о конкурентах товара и основных его показателях.

И при расчетах используется несколько групп показателей:

1. Экономические параметры (например, цена, затраты на установку, транспортировку, налоги и т.п.);

2. Технические параметры (например, гарантии, упаковка, сопроводительные документы) и нормативные характеристики (показывающие соответствие нормам и стандартам);

3. Организационные, маркетинговые параметры (например, система скидок, условия поставки, имидж фирмы, реклама).

"При определении набора параметров выбираются параметры, характеризующие потребительские свойства товара, и параметры, выражающие его экономические свойства". Потребительские свойства бывают "жесткие", описывающие важнейшие функции товара и его характеристики, такие как размер, мощность, температура и т.д. и "мягкие", характеризующие упаковку, дизайн, придающие товарам особую привлекательность.

Основу анализа конкурентоспособности товара составляет определение набора потребительских параметров. На первый план при анализе всех параметров выдвигают те, которые имеют наибольшую значимость для потребителей. При этом группа экспертов определяет значение каждого параметра. Максимальное удовлетворение потребителей – это главная цель такого подхода к исследованию.

"Расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара основан на сравнении параметров данного товара с параметрами разрабатываемого или существующего товара, наиболее полно отражающего потребности покупателей".

На основе информация, полученной в результате рыночных исследований, выбирается образец для сравнительного анализа. Для оценки соотношения параметров образца и параметров рассматриваемого изделия находят процентное отношение степени соответствия данного изделия параметрам эталона. "Степень соответствия определяется в форме процентного отношения фактической величины параметра к той величине, при которой потребность удовлетворяется на 100%". Такой расчет проводится по всем количественно оцененным параметрам для, чтобы получить для каждого из них параметрический индекс. В итоге получают общую количественную оценку "мягкого" параметра, которую сопоставляют с подобной оценкой товара конкурента.

Методика расчета конкурентоспособности товара:

К = Кн: Кк

К – конкурентоспособность

Кн – вашего товара

Кк – товара конкурентов

К ≤ 1 – ваша конкурентоспособность выше, чем у конкурентов.

Кн = ∑ Хn: Цн

∑ Хn – сумма показателей качества товаров, выраженная в баллах

Цн – цена единицы нашей продукции

Порядок расчета:

1. Разработка бальной шкалы потребительских параметров товара.

2. Определяется коэффициент весомости по каждому параметру:

kвес. = ∑ Ri: ∑ Rn

∑ Ri – сумма баллов всех конкурентов по одному из параметров

∑ Rn – сумма баллов всех конкурентов по всем параметрам.

3. Определение общей балльной оценки товара каждого конкурента

Хn - ∑ (kвес. х i)

Аi – балльная оценка каждого покупателя по конкуренту – n.

Пример:

Параметры товара (максимальная шкала оценки 100 баллов) Конкуренты Ri
Цена 100 р. Цена 120 р. Цена 150 р.      
Конкурент 1 Конкурент 2 Конкурент 3 Конкурент 4 Конкурент 5 Конкурент 6
               
               
               
               
               
               
               
Сумма              

kвес (1 параметр) = 48: 308 = 0,16

Х1 = (0,16 х 10) + (0,14 х 8) + …. =

К1 = Х1: 100 = 36

К1: К2 = 0,8

Вывод: товар К1 по конкурентоспособности ниже, чем К2

Вариант 3

1. Качество товаров как объективная характеристика конкурентоспособности.

2. Назначение цен в маркетинге. Факторы, влияющие на формирование цен. Виды цен в маркетинге.

3. Проанализируйте реализацию функций упаковки предложенного товара – микроволновая печь.

Результаты отразите в таблице:

Критерий Оценка реализации функции упаковки конкретного товара
1. Физические функции: 1.1 вмещение товара (первичная, вторичная упаковка и т.п.) 1.2 хранение товара (возможно ли в процессе использования) 1.3 защита содержимого / защита окружающей среды от товара 1.4 средство расфасовки товара: дозировка в определённых количествах 1.5 удобство в использовании, в том числе открывания / закрывания и применения 1.6 безопасность в использовании 1.7 прочность 1.8 средство для переноса и транспортировки (насколько возможно и удобно)  
2. Информационные функции, т.е. передача основной информации о товаре: 2.1 категория товара 2.2 характеристика товара 2.3 преимущества товара 2.4 особенности товара (состав, инструкция) 2.5 информационные знаки 2.6 штрих-код  
3. Функции идентификации (опознания): 3.1 название изготовителя (логотип) 3.2 товарный знак  
4. Эмоциональные функции (за счёт дизайна, эстетики, цветовых сочетаний): 4.1 привлечение внимания 4.2 эстетичность 4.3 приятность  
5. Рекламные функции: 5.1 реклама на упаковке (рекламный текст, фото, рисунки и др.) 5.2 использование упаковки в рекламе  
6. Удовлетворение требованиям каналов сбыта к упаковке с точки зрения облегчения транспортировки, хранения и обращения товаров  
7. Способность к сегментированию рынка, возможность выделения целевого сегмента  
8. Экологические функции упаковки  

Вариант 4

1. Маркетинговая, коммерческая составляющие конкурентоспособности. Патентная чистота товара.

2. Адаптация ценовой политики к рыночной ситуации (стратегии ценообразования на новые и известные товары). Классификация цен.

3. Проанализируйте влияние упаковки на потребление конкретной продукции. Выберите 3-4 разновидности упаковки конкретного товара (например, молоко упаковывают в пакет, пластиковую бутылку, упаковку «пюр-пак»).

Алгоритм выполнения задания:

1. Составьте анкету с вопросами и критериями оценки образцов упаковки:

· Оценка удобства использования упаковки - совсем неудобное, неудобное, не совсем удобное, удобное, очень удобное;

· Оценка привлекательности упаковки – совсем не привлекательная, не привлекательная, не очень привлекательная, привлекательная, очень привлекательная;

· Оценка соблюдения требований к информации на упаковке – отсутствует большая часть необходимой информации, присутствует большая часть информации, отсутствует только незначительная часть необходимой информации, присутствует вся необходимая информация, помимо необходимой информации присутствует и дополнительная информация;

· Оценка значимости упаковки при принятии решения о покупке потребителем – данный критерий не влияет на выбор покупателя, данный критерий незначительно влияет на выбор покупателя, данный критерий может повлиять на выбор покупателя, значимый критерий выбора, один из самых значимых критериев выбора.

2. Для ответов респондентов предложите следующие таблицы

Образец Удобство использования упаковки
совсем неудобное неудобное не совсем удобное удобное очень удобное
Упаковка 1          
Упаковка 2          

3. В микрогруппе проведение данное исследование и определите средний балл ваших ответов.

4. Результаты исследования покажите на графике «Паутинка конкурентоспособности».

Вариант 5

1. Упаковка как составляющая конкурентоспособности товаров. Влияние упаковки на выбор товаров потребителем.

2. Антимонопольное законодательство РФ.

3. Оцените степень подверженности изучаемого товарного рынка конкуренцией с учетом практики работы торговых организаций и предприятий – изготовителей. Для выполнения задания выберите один их товарных рынков. Результаты занесите в таблицу:

№ п/п Показатели Проявления на товарном рынке Показатель усиливает (ослабляет) конкуренцию
  Количество и мощь конкурирующих фирм    
  Барьер входа в рынок    
  Наличие угрозы замены данного продукта новым продуктом    
  Сила позиции поставщиков    
  Сила позиции покупателей    
  Ситуация на смежных рынках    

Вариант 6

1. Товарная марка как составляющая конкурентоспособности товаров.

2. Виды и методы конкуренции на товарном рынке. Подверженность товарного рынка процессам конкуренции.

3. Сформулируйте ваши предложения по упаковке следующих товаров:

· Фарфоровый чайник

· Сервиз на 6 персон

· Домашние тапочки

· Хрустальная люстра

· Норковая шуба

· Джинсы

а) Как изменится упаковка перечисленных выше товаров при их перевозке морским путем их России, например, в Испанию?

б) Как упаковать данные товары при их воздушной транспортировке небольшими оптовыми партиями?

в) Какая упаковка необходима при транспортировке данных товаров автомобилем в соседние города на расстояние до 300 км от оптовых баз или предприятий-изготовителей?

Вариант 7

1. Фирменный стиль как составляющая конкурентоспособности товаров.

2. Понятие услуг, виды услуг. Конкурентоспособность услуг коммерческих предприятий.

3. Проанализируйте предложенную ситуацию и ответьте на вопросы.

Фирма «Хьюблин, инк.» производит самую распространенную в США «Смирновскую водку», на долю которой приходится 23% американского рынка. Конкурент - фирма «Вольфшмидт», предприняла атаку на позиции «Смирновской». Бутылка водки «Вольфшмидт» стала стоить на доллар меньше, ничем не отличаясь, как утверждал ее производитель, от «Смирновской» по качеству. Фирма «Хьюблин» почувствовала опасность возможного переключения потребителей на товар фирмы «Вольфшмидт» и продумала несколько вариантов контрмер:

1. Снижение цены «Смирновской» на доллар за бутылку с целью удержания своей доли рынка.

2. Сохранение цены на прежнем уровне, но увеличение расходов на рекламу и стимулирование сбыта.

3. Сохранение цены на прежнем уровне и не противодействие сокращению доли рынка.

Но специалисты «Хьюблин» разработали четвертую стратегию, которая оказалась блистательной!

Вопросы:

1. Укажите недостаток всех трех первоначально разработанных стратегических подходов?

2. Четвертая стратегия основывалась на теории позиционирования товара и использования определенных видов цен. Предположите, в чем могла заключаться ее сущность?

Вариант 8

1. Брендинг как составляющая конкурентоспособности товаров.

2. Ценообразование как средство конкурентоспособности товаров. Цели, задачи и направления формирования цен.

3. Проанализируйте предложенную ситуацию.

Компания E.J.Ltd., производящая довольно широкий ассортимент медицинских инструментов, как для специализированных учреждений, так и для продажи потребителям через сеть аптек, занимает прочное положение на британском рынке, а также известна за рубежом. В настоящее время фирма «продвигает» новую модель цифрового термометра. Рынок бытовых термометров в Великобритании отличается традиционным консерватизмом.

Недавнее исследование показывает, что 75% семей имеют обычные стеклянные ртутные термометры.

90% домашних хозяйств, пользующихся обычными термометрами, считают их небезопасными для маленьких детей. Кроме того, опрос показал, что практически все респонденты отмечают трудность в считывании информации со шкалы обычного градусника и испытывают неуверенность в правильности измерения температуры. 50% респондентов, не владеющих термометром, сожалеют, что до сих пор не купили его. Фирма пришла к заключению, что исследования показывают скрытую потребность в данном изделии.

Новый градусник сделан из прочного небьющегося материала, снабжен легко читаемым цифровым дисплеем, встроенным таймером со звуковым сигналом, который помогает пользователю скорректировать время измерения температуры и узнать, когда можно считывать показания шкалы. Фирма считает, что новая модель термометра лишена всех недостатков обычного термометра.

На британском рынке кроме E.J.Ltd. термометры производят еще три фирмы, но они не в такой степени известны потребителю. Они продают продукцию по цене от 7,95 до 11,95 ф.ст.

Ответьте на вопросы, результаты занесите в таблицу.

1. Выделите целевые сегменты и дайте их характеристику.

2. Разработайте рекомендации по ценовой политике с учетом работы на различные сегменты. С этой целью выявите внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование цены в данной ситуации. Учтите такие аспекты в формировании цены, как характер спроса, степень необходимости товара, психологическое восприятие цены, новизна товара и др.

3. Посоветуйте фирме, как позиционировать товар.

Характеристика целевого сегмента Внешние факторы, их влияние на формирование цены Внутренние факторы, их влияние на формирование цены Рекомендуемая ценовая политика Рекомендации по позиционированию товара
Характеристика сегмента А        
Характеристика сегмента В      
Характеристика сегмента С      

Вариант 9

1. Конкуренция: обоснование необходимости в рыночных условиях; виды и методы конкуренции, их характерные признаки.

2. Антимонопольное законодательство Европейских стран.

3. Сформулируйте ваши предложения по упаковке следующих товаров:

· Набор кастрюль

· Телефонный аппарат

· Шесть пирожных «Наполеон»

· Велосипед

· Пудреница

· Кофемолка

а) Как изменится упаковка перечисленных выше товаров при их перевозке морским путем их России, например, в Испанию?

б) Как упаковать данные товары при их воздушной транспортировке небольшими оптовыми партиями?

в) Какая упаковка необходима при транспортировке данных товаров автомобилем в соседние города на расстояние до 300 км от оптовых баз или предприятий-изготовителей?

Вариант 10

1. Конкурентная среда: характерные черты, условия возникновения, способы создания и поддержания. Оценка подверженности товарного рынка процессами конкуренции.

2. Законодательство РФ в области защиты прав на интеллектуальную собственность – защиту прав на товарный знак, товарную марку.

3. Сформулируйте ваши предложения по упаковке следующих товаров:

· Утюг

· 10 мотков шерстяной пряжи по 100 грамм каждый

· Купальник

· Пластмассовое ведро для мусора

· Живая рыба – осетр

· Прибор для измерения давления (тонометр).

а) Как изменится упаковка перечисленных выше товаров при их перевозке морским путем их России, например, в Испанию?

б) Как упаковать данные товары при их воздушной транспортировке небольшими оптовыми партиями?

в) Какая упаковка необходима при транспортировке данных товаров автомобилем в соседние города на расстояние до 300 км от оптовых баз или предприятий-изготовителей?

Перечень рекомендуемой литературы:

1. Алексунин, В.А. Маркетинг: учебник — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 204 с.

2. Лукина, А. В. Маркетинг товаров и услуг: учебное пособие – М: «Форум», 2012. – 240 с.

3. Бронникова, Т.С. Маркетинг: теория, методика, практика. - М.: КНОРУС, 2008. - 208 с.

4. Котлер, Ф., Вонг, В., Сондерс, Д., Армстронг, Г. Основы маркетинга. - М.: Издательство Вильямс, 2007. - 656 с.

5. Кнышова, Е.Н. Маркетинг. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА_М, 2008. - 282 с.

6. Лукина, А.В. Маркетинг товаров и услуг. - М.: Деловая литература, 2010. - 240 с.

7. Прошкина, Т.П. Маркетинг. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 314 с.

8. Даийтбегов, Д.М., Синяева, И.М., Поляков В.А. и др. Основы маркетинга. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 240 с.

9. Даулинг, Г.Р. Наука и искусство маркетинга. - Спб.: Вектор, 2006. - 326 с.

10. Котляров, И.Д. Маркетинг. - М.: Эксмо, 2010. - 240 с.

11. Розова, Н.К. Маркетинг. - Спб.: Вектор, 2006. - 240 с.

12. Синяева, И.М., Земляк С.В., Синяев В.В. Практикум по маркетингу. - М.: «Дашков и Ко», 2010. - 240 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: