Златоустовский завод

Ижевский оружейный завод.

Выпускал холодное оружие в небольших количествах, так как основным его назначением было производство ружей и пистолетов. Всего Ижевским заводом с 1807 по 1835 год было изготовлено 73 463 тесака и 3 042 пики. Согласно официальным отчетам в эти годы какие-либо другие виды холодного оружия заводом не производились.

На слайде можно видеть образцы клейм.

Итак, в XVIII и XIX вв. в Российской империи существовало несколько оружейных заводов, но изготовлением холодного оружия и художественным его оформлением знамениты два из них - Тульский и Златоустовский. Их клинки были высокого качества и ничем не уступали западноевропейским. В 1695 г. русским кузнецом Никитой Демидовым был основан частный оружейный завод в Туле. К концу 17 века пограничная Тула стала крупнейшим в стране центром производства оружия - здесь находилась казенная Тульская оружейная слобода.

На слайде представлен портрет Никиты Демидова и изображение оружейной фабрики.

Тульский завод.

Создание государственного завода в Туле связано с указом Петра I от 1712 г., когда и был основан государственный Тульский оружейный завод. Государь повелевал: «...для лучшего в том ружейном деле способу, при той оружейной слободе, изыскав удобное место, построить заводы, на которых бы можно ружья, фузеи, пистолеты сверлить и оттирать, а палаши и ножи точить водою». Надзор за оружейным делом и исполнением указа вел князь Г.И. Волконский. Указом Петр поставил дело на государственную основу, а оружейный двор был превращен в казенное предприятие. Предприятие оснащалось прогрессивным по тому времени оборудованием: водяными машинами, «вертельными» станками для сверления стволов, точилами, молотами, станками для «оттирания».

Рассмотрим производственные клейма Тулы. В XVIII в. клеймом служила буква "Р" (латинская "П"), первая в имени Петра I. Ведь завод назывался Тульским императора Петра Великого заводом. Кроме этого, давалась надпись с указанием города и года изготовления: "Тула 1748", например. На офицерском оружии гравировался вензель государя или корона. К 60-м годам XVIII века слово "Тула" стали писать прописью, дата же ставилась так: "Л.796", т. е. лета 1796-го. Позже, когда Тула с 1777 года стала губернским городом и получила свой герб в виде двух скрещенных мечей, на оружие стали наносить его изображение.

На слайде дано изображение монограмм на оружии Николая I и II, Александра I, II, III.

2 п. XVIII века - расцвет тульского мастерства. Уникальное изобретение туляков — огранка стальных бусинок, имитирующих алмазы, так называемая «алмазная грань» на металле, и множество других секретов отделки изделий из металла и дерева уходят корнями в эту эпоху. Чаще всего на клинках встречается ТРАВЛЕНИЕ. Оно производится с помощью растворов кислот (серная, соляная и др.). На сталь клинка наносится особое «тесто» из смолы, асфальта, воска. По нему тонкой иглой вычерчивается рисунок. После этого клинок протравливается кислотой, которая, разъедая металл, оставляет на нем углубление по рисунку. Излюбленными мотивами травленого орнамента на тульских заводах были переплетенные лен­ты и розы, знамена, геральдические эмблемы. Травленым орнаментом украшались в XVIII в. палаши. ОБРОННАЯ РАБОТА заключается в том, что мастер путем гравирования (вырезывания) выбирает фон рисунка, и он становится выпуклым. Выбирается металл специальным инструментом – штихелями. Изображение этого инструмента присутствует на слайде.

После ознакомления с образцами оружия Тульского оружейного заводаследует познакомиться с историей создания Златоустовского завода.

Златоустовский завод.

Несмотря на успехи Тульского завода, холодное украшенное оружие для царского двора, придворной и военной знати в начале 19 в. закупалось в крупнейших оружейных центрах Западной Европы: Золингене и Клингентале. Закупочные цены постоянно росли, из-за чего возникли экономические трудности, которые поставили Россию в зависимость от иностранцев. Александр 1 повелел сенату организовать свой отечественный центр по производству холодного, в том числе украшенного оружия. Для осуществления этой задачи как нельзя лучше подходил Уральский городок Златоуст, где имелась хорошая металлургическая база: на тот момент Златоустовский чугунолитейный и железоделательный завод выпускал высококачественный сорт чугуна, железа и стали. Низкая себестоимость была обеспечена использованием труда крепостных и возможностью быстрой доставки продукции по густой сети окрестных судоходных рек.

Для организации производства холодного украшенного оружия Царское правительство пригласило специалистов-оружейников высокого класса из известных в то время на весь мир оружейных центров Германии. Среди них были хорошие знатоки обработки стали: литья, ковки и полировки клинков, выделки ножен, изготовления эфесов и художественной отделки оружия.

На слайде даны производственные клейма Златоустовской оружейной фабрики.

Первыми художниками-оружейниками на Златоустовской оружейной фабрике были лучшие мастера Золингена — Вильгельм Николай (отец) и Вильгельм Людвиг (сын) Шафы, приехавшие в Россию в декабре 1815 года. До 1817 они были единственными мастерами вытравки и позолоты клинков на Златоустовской фабрике. Критики 19—20-х веков, исследовавшие развитие промысла, отмечают, что Шафы обладали более искусством дизайна, нежели художественным. Они умело сочетали клинки с формой рукояти, оправы и ножны, но рисунок, которым украшалось оружие был скован и сух и не воспринимался как единая цельная композиция. Алебарды и эспонтоны, а также шпаги, сабли, палаши и тесаки в значительном количестве изготовляли на Тульском оружейном заводе. Так, за период с 1736 по 1756 гг. для русской армии было сделано более 150 тысяч единиц холодного оружия. Большую часть составляли шпаги. Особенно много оружия изготовляли во время войн.

Златоустовские подмастерья немецких художников-оружейников быстро переняли мастерство изготовления гравюры и превзошли своих учителей и в технике исполнения и по разнообразию миниатюры. С 1818 года все оружие на фабрике украшали русские мастера, после того как с честью выдержали свой первый экзамен: В Петербург, в департамент Горных и соляных дел было отправлено девятнадцать клинков украшенных без всякой помощи со стороны Шафов. Эти изделия получили высочайшую оценку членов комиссии госприемки тех времен. Вскоре сами Шафы отметили, что на Златоустовской фабрике сложился свой стиль украшения клинков. Через несколько лет они удалились из Златоуста.

На привокзальной площади Златоуста установлен памятник Ивану Бушуеву — одному из первых, лучших граверов оружейной фабрики. О жизни этого художника известно мало, даже дату смерти историки установили по последним работам, датированным 1833 годом. Но его дела вошли в историю развития промысла. Иван и Ефим Бушуевы вместе с группой подростков братьями Тележниковыми и Лепешковыми и Иваном Бояршиновым пришли к Шафам обучаться ремеслу. Прежде эти ребята обучались в заводской школе рисунку и живописи, а свои навыки они совершенствовали в заводской чертежне. Поэтому, в течение короткого времени, они подняли искусство украшения оружия на такую высоту, на которую больше не взлетала Златоустовская гравюра на стали с середины 19 века до конца 20 — начала 21 столетия. Русские граверы усовершенствовали технологический процесс, привезенный из Германии и мастерски им овладели. В отличие от Шафов, которые гравировали небольшую поверхность клинка, Бушуев стал использовать всю плоскость для нанесения сложной и насыщенной орнаментальной композиции. Отличительный способ украшения – златоустовская гравюра на стали со сложными сюжетами батальных сцен. Создатель этого способа именно мастер Иван Бушуев. Он же впервые стал украшать оружие многофигурными баталиями. На одной из сабель он изобразил крылатого коня, который стал новым гербом города. Бушуев нашел ту грань, которая позволяет считать его работы шедеврами.

Трудные времена не миновали цех украшенного оружия. Прошли празднования юбилея отечественной войны, заказы на украшенное наградное оружие снизились. Производство сократилось до 40—50, а иногда до 10—20 штук в год. В 1834 году цех украшенного оружия закрыли, а мастеров перевели в другие цеха. Заботу о граверах и художественном промысле взял на себя Павел Петрович Аносов (изобретатель булата и дамасской стали). В начале 1810-х он строил фабрику, потом был там директором, а позже — управляющим Златоустовским горным округом. Используя современную терминологию, П. П. Аносов — первый управляющий Златоустовской оружейной фабрики. Он добивался общественных заказов на изготовление украшенного оружия, затем расширил ассортимент выпускаемой продукции с целью сохранения производства гравюры. На слайде приведены образцы холодного оружия Златоустовской фабрики.

Литература:

1. Вериютин В.И. Все о холодном оружии. От Древнейшей Руси до наших дней. Ростов-на-Дону: Владис. 2011.

2. Доу Ч. Изготовление клинкового холодного оружия на Тульском оружейном заводе в XVIII – XIX вв. // http://goodcoins.su/antic/orugie/proizvcollor.htm

3. Кулинский А.Н. Русское холодное оружие XVIII – XX вв. Т 2. СПб: Атлант. 2001.

4. Металл холодного оружия из Златоуста // Вестник Уральского отделения РАН. 2011. № 2. С. 33 – 41.

5. Оружейные заводы России: холодное оружие великих оружейников // http://www.ebftour.ru/articles.htm?id=1545.

 

Приложение.

Слайд«Способы производства»

Слайд«Производственные клейма мастеров – частников»

Слайд «Частные предприятия. Клейма»

Слайд «Петропавловский и Сестрорецкий заводы»

Слайд «Ижевский оружейный завод»

Слайд «Тульская оружейная слобода»

Слайд «Создание государственного завода в Туле»

Слайд «Производственные клейма Тулы»

Слайд «Техника оформления тульского оружия»

Примеры обронной работы и травления, внешний вид инструмента штихеля

Слайд «Образцы холодного оружия Тульской оружейной фабрики»

Слайд «Златоустовская оружейная фабрика. Клейма»

Слайд «И. Бушуев»

Слайд «Аносов П.П.»

Слайд «Образцы холодного оружия Златоустовской оружейной фабрики»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: