Списокперсоналийможетбытьизменен. Необходимопредставитьдеятельностьвыбранныхпедагоговтак, чтобыуслушающихсложилосьпредставлениеобихпедагогическихвзглядахивкладевпедагогическуюнауку. Приветствуютсяличныеоценки, и, особенно, обращениекпервоисточникам.
Желательнорассмотретьподробнонаотдельном, анеэтом семинаре:
М.Монтессори (педагогическаясистема)
Р. Штайнер (Вольфдорскаяпедагогика)
Демокрит | 460 – 370 дон.э. | Демокритсчитал, чтовоспитаниеведёткобладаниютрёмядарами: «хорошомыслить, хорошоговорить, хорошоделать». Онотмечалнеобходимостьродителямпосвятитьсебявоспитаниюдетей. Оносуждалскупыхродителей, нежелавшихтратитьсредстванаобучениедетей. Процессвоспитанияиобучения–тяжкий, ноблагодарныйтруд, которыйпреобразуетприродучеловека, утверждалДемокрит. Онполагал, чтоглавноенеколичествополученныхзнаний, авоспитаниеинтеллекта. Демокритпредлагалиспользоватьметодпринуждениявпроцессевоспитания. ИдеиДемокритаоказаливлияниенавзглядыучёных-софистов. (V-IV дон. э.) |
Софисты | Софистырасширилипрограммуобразованиязасчётизученияграмматики, диалектики, искусстваспора. Затембылидобавленыещёчетыре: арифметика, геометрия, астрономияимузыка, чтосоставляловцеломсемичастнуюэнциклопедию, котораяоказаласьпредтечейпрограммы«семисвободныхискусств», являвшейсясимволомобразованностивплотьдоНовоговремени. Первыесофистысчиталисвоимосновнымпризваниемпреподаваниериторики. Поихсуждениям, овладеваяискусствомриторики, человекприобретаетумениезавоеватьнасвоюсторонумнениебольшинства, т.е. угадыватьсмыслобщегоблага. | |
Сократ | 469 – 399 дон.э. | КрупнейшимпредставителемфилософиисофистовявлялсяСократ. Егоглавноедидактическоедостижение–майэвтика («повивальноеискусство») - диалектическийспор, подводящийкистинепосредствомпродуманныхнаставникомвопросов. Сократ–родоначальникдиалектикикакметодаотысканияистиныпутемпостановкинаводящихвопросов. ГлавнойзадачейнаставникаСократсчиталпробуждениемощныхдушевныхсилученика. БеседыСократабылинаправленынато, чтобыпомочь«самозарождению»истинывсознанииученика. Впоискахистиныученикинаставникдолжнынаходитьсявравномположении, руководствуясьтезисом: «Язнаютолькото, чтояничегонезнаю». СутьпедагогическихсужденийСократасоставляеттезисотом, чтоглавнойсредижизненныхцелейдолжнобытьнравственноесамосовершенствование. ПоСократу, человекявляетсяобладателемразумногосознания, направленногонадоброиистину. Онодинизосновоположниковученияодобройприродечеловека. ПриродныеспособностичеловекаСократсвязывалсправомнаобразование. |
Платон | 427 – 347 дон.э. | СогласноПлатону, достижениезнанияиистины - мучительныйтрудизбавленияотпривычныхпути предрассудков. ПедагогическиесужденияПлатонавырослиизегофилософскоговидениячеловекаимира. ПоПлатону, земнаяжизнь–преходящийэтапдвижениячеловекак «истинномубытию–некимбестелеснымидеям». Земнаяжизньдолжнаготовитьчеловекакслияниючеловекас«истиннымбытием». Приобретениезнанийявляетсяпроцессомвоспоминанияобестелесноммиреидей, откудавышеликудауйдеткаждыйчеловек. Платоноценивалвоспитаниекакважнейшийфундаментвсейжизничеловека: «Вкакомнаправленииктобылвоспитан, такимистанет, пожалуй, весьегобудущийпуть». Воспитаниенадоначинатьсраннеговозраста, таккак«вовсякомделесамоеглавное–этоначало, вособенности, еслиэтокасаетсячего-тоюногоинежного». ПомыслиПлатона, воспитаниедолжнообеспечитьпостепенноевосхождениеученикакмируидей. Осуществлятьподобноевоспитаниеспособен, преждевсего, наставникпреклонныхлет. Втрактате«Государство»Платонвыделилдвадлительныхцикла– 10 и 15 лет. Речьшла, такимобразом, офактическипожизненномвоспитании. Впрограммувключались: риторика, геометрия, астрономия, музыка. Втрактате«Законы»Платонизложилсвоипедагогическиевоззрения, особенновыделивсоциальныефункциивоспитания–«сделатьсовершеннымгражданином, умеющимсправедливоподчинятьсяилиначальствовать». Платонпровозглашаетпринципвсеобщегообязательного (минимумтрехлетнего) образования. Быласделанапопыткаобъединитьдостоинстваспартанскогоиафинскоговоспитания. Платонполагает, чтоприобученииследуетобеспечить«свободупризвания», т.е. учитыватьличныесклонности Программаподобногообучениябылапредназначеналишьдлясвободныхгражданобщества. |
Аристотель | БлижайшийученикПлатонаАристотельвсвоихпедагогическихтрудахразвилидеиучителя, новместестемвомногомзанялпротивоположнуюточкузрения («Платонмнедруг, ноистинадороже»). ОнсоздалвАфинахучебноезаведение«Ликей», которымруководил 12 лет. Ликей–символвсейпоследующейдеятельностиАристотеля. Онполагал, чточеловекобладаетодновременнодушойрастительной, котораянуждаетсявпитаниииобреченанаразложение, душойживотной (чувства, ощущения) идушойразумной–чистой, бесплотной, универсальнойибессмертной. Наиболеесистемноонизложилсвоивзглядынавоспитаниевтрактате «Политика». Аристотельпридавалпервостепенноезначениегосударственномувоспитанию. Ондопускалдомашнеевоспитаниедо 7-говозрастаподприсмотромотца. Однаконастаивалнанеобходимостигосударственногоконтролязадомашнимвоспитанием. Воспитаниемс 7-говозрастадолжнобылозаниматьсягосударство. ИдеиАристотеляоказалиогромноевлияниенапедагогику. | |
МаркКвинтилиан | 35 – 96 | ГлавныйтрудКвинтилиана – «Ораторскоеобразование». Изего 12 книгтрактатанаиболееизвестны: «Одомашнемвоспитаниимальчика»и«Ориторическомобучении». Чтобыдостичьхорошихрезультатов, считалКвинтилиан, необходимосоединитьприроднуюдобротучеловекаивоспитание. Квинтилианговорил, чтовоспитаниедолжноформироватьсвободногочеловека. Ребенок–«драгоценныйсосуд», скоторымнадообращатьсябережноиуважительно. Цельвоспитанияонвиделвподготовкемолодогочеловекакисполнениюегогражданскихобязанностей. Онотдавалпредпочтениеорганизованномушкольномуобучениюпереддомашним. ВершинойобразованияКвинтилиансчиталовладениеискусствоморатора. |
Августин | 354 – 430 | Идеологираннегохристианстваиначе, чемпредставителиантичноймысли, трактовалисущностьчеловекаиеговоспитание. Еслиоднойизосновныхидейантичностиявлялсяпостулат«Чтополезнодлячеловека, тодолжнобытьсделано», тохристианскоеучениеисходилоизиногоимператива: «Чтосправедливо, тодолжнобытьсделано». Такимобразом, античностьставилавцентрземноесуществование, ахристианство–вечныеобщечеловеческиеценности. Августинпроявлялинтерескпсихологииребёнка. Онутверждал, чтоантичнаятрадицияобразованияпогрязлав«вымыслах», изучении«слов», ноне«вещей». ГлавноеместовобразованиидолжнозаниматьизучениеБиблии. |
Эразм Роттердамский, ВитторинодеФельтрэ, ФрансуаРабле, МишельМонтень | 1466 – 1536 1378 – 1446 1494 – 1553 1533 – 1592 | Итальянскиегуманисты (ВитторинодеФельтрэ) полагали, чтонаилучшийпутьвоспитания–освоениеклассическойгреко-римскойкультуры. Вкачествеобразца педагогическихидейрассматривалисьидеиКвинтилиана. ОсновнойтрудМонтеня«Опыты»рассматриваетчеловекакаквысшуюценность. Ребёнокотрожденияобладаетпервозданнойчистотой, которуюпотом«разъедает»общество. Ребёнокпревращаетсявличностьнестолькоблагодаряполученнымзнаниям, сколькоразвивспособностьккритическимсуждениям. Монтеньосуждалгипертрофированноесловесноеобучение. ВсвоёмглавномтрудеЭ.Роттердамский–«О первоначальномвоспитаниидетей» - заявилонеобходимостисочетанииантичнойихристианскойтрадицийпривыработкепедагогическихидеалов, выдвинулпринципактивностивоспитанника (врожденныеспособностимогутбытьреализованылишьчерезнапряженныйтруд). Определеннымшагомвпередбылиеговзглядынаженскоеобразование. ФрансуаРаблеедкоиостроумнообличалпорокисредневековоговоспитанияиобученияиодновременнорисовалидеалгуманистическоговоспитания, вцентрекоторого–духовноеителесноеразвитиеличности. |
Я.А. Коменский | 1592 – 1670 | Отецсовременнойпедагогики. «Великаядидактика», вышедшаявАмстердамев 1654 г. –однаизпервыхнаучно–педагогическихкниг. ОнаявляетсясвоеобразнымсплавомпедагогическихидейНовоговремени. Коменскийпризываетобогащатьсознаниеребенка, знакомяспредметамииявлениямичувственновоспринимаегомира. Втрактатепроводитьсямысльонеобходимостипоставитьзнаниязакономерностейпедагогическогопроцессанаслужбупедагогическойпрактике. ВзглядыКоменскогопротиворечилидогматамСредневековья. Онвиделвкаждойличностисовершенноетворениеприроды, отстаивалправочеловеканаразвитиевсехеговозможностей. Коменскийбылпервымизпедагогов, последовательнообосновавшимпринципприродосообразностиввоспитании. Природосообразностьввоспитанииозначаладлячешскогоученогопризнаниеприродногоравенствалюдей. ФундаментальнойидеейпедагогикиКоменскогоявляетсяпансофизм, т.е. обобщениевсехдобытыхцивилизациейзнанийидонесениеэтогообобщенногознаниячерезшколународномязыкедовсехлюдей, независимоотобщественной, расовой, религиознойпринадлежности. Унегочеловек–«микрокосм». Онопределилпонимание, волюидеятельностьвоспитанникакакосновныесоставляющиепедагогическогопроцесса. Говорилопреимуществеклассно–урочнойсистеме. Емупедагогикаобязанавыделениемизфилософии. |
ДжонЛокк | 1632 – 1704 | Веготрудах–«Мыслиовоспитании»и«Обуправленииразумом»–ярковыраженыважныепередовыепедагогическиеустремлениятоговремени. Локкутверждал, чточеловеческоезнанияявляетсяследствиемвнешнегочувственногоопыта. Поеготеорииучеловеканетврожденныхпредставленийиидей. КонечнуюцельвоспитанияЛокквиделвобеспеченииздоровогодухавздоровомтеле. Онбылубежденвцелесообразностисоциальнойдетерминациишкольногообразования. |
Ж.Ж. Руссо | 1712 – 1778 | ВосновепедагогическихвоззренийРуссолежитегодуалистическое, сенсуалистическоемировоззрениемыслителя. Отвергаявероисповедальныерелигии, философпредполагалналичиевнешнейсилы–творцавсегосущего. ЦентральныйпунктпедагогическойпрограммыРуссо–естественноевоспитание. Втрактате«Рассуждениеопроисхождениииоснованияхнеравенствамеждулюдьми»доказывалось, чточеловексозданнаначалахудивительнойгармонии, нообществоразрушилоэтугармонию. Главныйпедагогическийтруд–«Эмиль». Внемонвыдвинулидеюсвободноговоспитания. Главноеинаиболеесложноеискусствонаставника–уметьничегонеделатьсучеником. |
ИоганнГенрих Песталоцци | 1746 – 1827 | Онпредлагалприопределенииосновобразованияопиратьсяназнаниечеловеческойпсихологии. Песталоцциразработалметодэлементногообразования. Сутьметодазаключаетсявтом, чтобыпробудитьзадаткиспособностей, которыезаложенывкаждомребенке. |
И.Ф. Гербарт | 1776 – 1841 | «Общаяпедагогика». Работалвсферегимназическогообразования. ЦентральныйтезисрассужденийГербарта – формированиенравственногочеловека. Это–ядроидеиогармоническомразвитиивсехспособностей. Воспитаниедолжносоздаватьгармониюмеждуволеизъявлениемивыработкоймногостороннихинтересов. Путидостижениятакойгармонии–управление, обучениеинравственноевоспитание. Имопределенытриуниверсальныхметодаобучения–описательный, аналитическийисинтетический. |
А. Дистервег | 1790 – 1886 | Работалвсференародноймассовойшколы. Основнойпедагогическийтруд–«Руководствокобразованиюнемецкихучителей». Внемсформулированыдвавзаимосвязанныхпринципаобученияивоспитания–природосообразностьикультуросообразность. Онпредлагалввоспитаниииобученииследоватьприродечеловека, учитыватьиндивидуальныеособенностиребенка (принципприродосообразности). Принципкультуросообразностиозначалорганизациюучебно-воспитательногопроцессанаосновеопределеннойвнешней, внутреннейиобщественнойкультуры. Внешняякультура–нормыморали, быта, потребления. Внутренняя–духовнаяжизньчеловека. Общественнаякультура–социальныеотношениянациональнаякультура. |
В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, | 1811 – 1848 1812 – 1870 1836 – 1861 | Белинскийопределилгуманистическиеидемократическиеподходыквоспитаниюиобразованию. Развивалидеюнародноговоспитания. Герценсдемократическихпозицийкритиковалофициознуюшкольнуюполитику. Онподчеркивал, чтоважнейшейцельюпедагогическихпреобразованийвРоссиидолжностать развитиеународачести, праваигражданства. Добролюбовкритиковалущемленияправанаобразованиепосословному, религиозномуинациональномупризнакам. Виделидеальноевоспитаниевудовлетворении «естественныхстремлений»человека. |
Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов | 1828 – 1910 1810 – 1881 | ВпедагогическомнаследииПироговаособоеместозанимаетидеисамопознанияпосредствомвоспитанияиобщечеловеческоговоспитания, общечеловеческогообразования. Идеалнравственноговоспитаниявхристианскойрелигии. Онвыделялдвавидавоспитания: общечеловеческоеиспециальное. Разработалпроектшкольнойсистемы. Являлсясторонникомженскогообразования. ГлавныйпунктпедагогическойконцепцииТолстого–идея«свободноговоспитания». Онутверждал, чтовоспитаниеесть, преждевсего, саморазвитие. ВследзаРуссовысказывалубеждениевсовершенстведетскойприроде, которойвоспитаниелишьвредит. ВдидактическихуказанияхТолстоговыдвинутпринципучетаособенностейребенкаиегоинтересов. |
К.Д. Ушинский | 1824 – 1871 | Ушинский - основательнаучнойпедагогикивРоссии. Стерженьегопедагогическойконцепции–принципнародности. Этотпринципдолженбылреализовыватьсячерезприоритетродногоязыкакакпредметашкольногообразования. Неменееважноеместоонотводилидеетрудакакведущегофактораразвитияличности. ПедагогикапоУшинскомудолжнатвердостоятьнафундаментеобширногокруга«антропологическихнаук» (т.е. очеловеке). Процессобучениядолженстроитьсянаосновополагающихпринципах: 1) сознательностьиактивность; 2) наглядность; 3) последовательность; 4) доступность; 5) прочность. Ушинскийразработалучениеодвухуровневойдидактике: общейичастной. ОсновополагающийтезисУшинского–двуединствообученияивоспитания. |
П.П. Блонский | 1884 – 1941 | Стремилсяпревратитьпедагогикувстрогонормативнуюнауку. Педагогикадолжнаизучатьпричинно-следственныесвязиввоспитаниииобучении. Согласноконцепциитрудовойшколы Блонского, предполагалось, чтоучащиесядолжныприобретатьзнаниянечерезотдельныеучебныедисциплины, апосредствомтрудовойжизнииотношенийлюдей, атакжеокружающегомира. |
С.Т. Шацкий | 1878 – 1934 | Считал, чтоглавноевлияниенаребенкаимеютнегенетическиезадатки, асоциально-экономическаясреда. ГлавнымифакторамидеятельностиребенкавпроцессевоспитанияиобученияШацкийназывалтворчествоисамостоятельность. |
Н.К. Крупская | 1869 – 1939 | Являласьпроводникомидейкоммунистическоговоспитаниячеловека. Онапровозглашалаправовсехгражданнаобразованиенезависимоотрасовой, национальнойпринадлежностиисоциальногоположения, равенствовобразованииженщиныимужчины, выступалазашколународномязыке. |
МакаренкоА.С. | 1888 – 1939 | Макаренкоразработалстройнуюпедагогическуюсистему, методологическойосновойкоторойявляетсяпедагогическаялогика, трактующаяпедагогикукак«преждевсегопрактическицелесообразнуюнауку». Узловойпунктеготеории–тезиспараллельногодействия, т.е. органическогоединствавоспитанияижизниобщества. Квинтэссенциейметодикисистемывоспитанияявляетсяидеявоспитательногоколлектива. |
|
|
|
|
|
|
|
|