Белевич Светлана Михайловна
МАОУ "Лицей " 35 "
Занятие для обучающихся 5- 7 классов в рамках акции «Мир добра и толерантности».
Как научиться понимать друг друга
Люди общаются друг с другом всю жизнь, даже младенец, еще не умеющий говорить, общается со своей мамой. Кроме слов понять друг друга нам помогают мимика, жесты. А порой случается, что людям бывает трудно понять друг друга. Почему это происходит?
Наверное, у тебя тоже бывали ситуации, когда друзья или взрослые не понимали тебя, и тебе было очень обидно. Вспомни какой-нибудь подобный случай, постарайся оценить его сейчас. Проанализируй, почему это произошло.
Возможно, тебе не стоило сразу обижаться. Попробуй объяснить свое мнение, желание, поступок еще раз спустя какое-то время. Народная мудрость гласит: «Утро вечера мудренее».
Задание 1
Подчеркни одной чертой то, что, по твоему мнению, мешает людям понять друг друга, двумя — то, что мешает именно тебе:
• выражение лица собеседника (безразличное, злое, презрительное и т. п.);
|
|
• взгляд собеседника (холодный, агрессивный, безразличный и т. п.);
• неумение подобрать нужные (подходящие) слова;
• нечеткое произнесение слов;
• незаконченные предложения;
• перескакивание с одной мысли на другую;
• использование непонятных слов;
• повторение одних и тех же слов;
• выделение голосом отдельных слов или выражений;
• слишком громкая или слишком тихая речь;
• употребление слов-паразитов.
Подчеркни то, что, на твой взгляд, помогает в общении:
• вежливость;
• выражение лица собеседника (безразличное, злое, презрительное и т. п.);
• взгляд собеседника (холодный, агрессивный, безразличный и т. п.);
• неумение подобрать нужные (подходящие) слова;
• нечеткое произнесение слов;
• незаконченные предложения;
• перескакивание с одной мысли на другую;
• использование непонятных слов;
• повторение одних и тех же слов;
• выделение голосом отдельных слов или выражений;
• слишком громкая или слишком тихая речь;
• употребление слов-паразитов.
Подчеркни то, что, на твой взгляд, помогает в общении:
• вежливость;
• четкость изложения мысли, построения фраз и предложений;
• краткость;
• выразительная интонация;
• последовательность, логичность высказываний;
• использование в речи знакомых слов и понятий;
•
• отсутствие в речи иностранных слов;
• доброжелательное выражение лица;
• открытый взгляд;
• заинтересованность собеседника;
• улыбка.
Игра «Пойми меня»
Играет весь класс. Ведущий вытягивает карточку с названием чувства или эмоции (радость, горе, удивление, гнев, испуг, обида, волнение) и изображает его мимикой, жестами, позой. Можно произносить отдельные междометия. Все игроки отгадывают, какие чувства показывает ведущий.
|
|
Тот, кто первым из отгадывающих правильно назвал изображаемое чувство, становится ведущим.
Задание 2
Прочитай сказку и выполни задания.
Дар
Т. Зинкевич-Евстигнеева
Давным-давно, где-то далеко-далеко, в самом тайном уголке сказочной Вселенной обосновалось племя Волшебников. Они жили обособленно, потому что обладали удивительным даром – оживлять слова. Представьте себе, стоило Волшебнику произнести слово, как оно тотчас оживало. Естественно, волшебники были немногословны. Большая часть их жизни протекала в безмолвии.
Вы можете подумать, что так жить невероятно скучно. Однако у волшебников было множество безмолвных дел. Ведь для того, чтобы поддержать свой Дар, нужно было каждую секунду очищать свои мысли, созерцая красоту окружающего мира. Они любовались разноцветными бабочками, солнечными и лунными бликами на воде, игрой света в дождевых каплях…
В душах волшебников жила Любовь, поэтому произносимые ими слова дополняли окружающий мир новой жизнью и красотой.
Надо ли говорить, что Волшебники ни в чем не испытывали нужды. Если какая-то вещь приходила в негодность, они с помощью слова и чистой мысли обновляли ее.
Однако, как ни обособленно жили волшебники, слухи об их Даре оживлять слова разнеслись далеко. И немало путешественников отправилось искать их место обитания – многим хотелось приобрести способность оживлять слова. Ведь это так здорово: не нужно работать, сказал слово – и все готово! Кроме того, на этом можно сделать целое состояние в самых разных странах.
Волшебники встретили первых путешественников с миром. Сказала они: «Кресла!», и тут же усталые путники оказались в старинных удобных креслах.
Сказала они: «Яства!», и путешественники уже сидели за столом, накрытым с царской роскошью.
«Вот это да! – думали чужестранцы. – Если бы мы научились этому, как бы мы разбогатели!»
И обратились чужестранцы к волшебникам с такими речами:
- Мы пришли к вам из далеких бедных стран. Наш народ не такой сильный и красивый, как вы. Мы не можем строить такие красивые дома, создавать такие красивые вещь, а нам это так нужно. Научите нас оживлять слова – и жизнь в наших странах станет лучше.
Волшебники пробовали жестами объяснить путешественникам, что первое условие волшебства – чистые мысли, но люди не понимали их. Тогда Волшебники сказали: «Чистые мысли!», и множество искорок разлетелось вокруг. Куда они падали, на том месте распускались чудесные цветы.
И волшебники удалились, оставив изумленных чужестранцев наедине друг с другом.
- Вы видели? – восхищенно говорили одни.
- Да ерунда все это! Подумаешь – чистые мысли, это только для того, чтобы направить нас на ложный путь, - усмехались другие.
- Точно, - поддерживали их третьи, - они нас хотят отвлечь от поиска их волшебных книг с заклинаниями.
Шло время, чужеземцы обошли всю страну волшебников и удивительно: в одной из пещер нашлись мудрые книги. Когда-то ими пользовались первые волшебники, пока не открыли более простой рецепт волшебства. Тогда-то они и сложили книги в пещеру, замаскировав вход.
Находка окрылила чужестранцев. Они жадно впитывали древние знания. И постепенно у них стало получаться оживление слов.
Вот тут-то и начались неприятности. Ведь оживали не только красивые слова, но и грубые, некрасивые слова из прежней жизни. Не всегда новоявленным магам удавалось сдержать свои несовершенные чувства, и они оживали в безобразных существах.
Скоро цветущая страна волшебников стала приобретать совсем иной вид, ибо ее разрушали безобразные существа, порожденные грубыми словами и нечистыми мыслями чужеземцев.
|
|
Шло время, волшебники то ли ушли жить в другое место, то ли растворились среди иноземцев, которых постепенно становилось все больше и больше. И теперь уже именно они считали себя хозяевами этой страны. Правда, она уже не была такой красивой, да и люди постепенно потеряли способность оживлять слова и стали слишком многословными.
Однако красивые слова, порожденные красивыми мыслями, создают вокруг человека невидимое излучение. Его невозможно потрогать руками, но каждый ощущает его тепло.
Грубые слова и некрасивые мысли тоже создают вокруг человека невидимое кольцо. До него тоже нельзя дотронуться, но почему-то некоторые люди бояться испачкать руки и отходят от грубых и неискренних людей…
Вам это покажется странным, но грубые люди, предки которых жаждали овладеть даром волшебников, научились быть милыми, проявлять внешнюю заботу и даже ум. Они стали занимать видное положение среди людей, их даже уважали…
А немногие потомки волшебников, напротив, были не всегда устроены; как ни пытались они донести до людей крупицы знаний своих предков, им мало верили и часто не слышали…
И тогда поняли потомки волшебников, что сила их в чистоте помыслов и устремлений. И что теряется она от обид и ощущения несправедливости.
Озарение осветило души потомков волшебников чистой радостью их предков. Как только это произошло, ручейки блестящих мыслей от каждого волшебника слились в единый поток.
Он тек, стремительный и могучий, но невидимый для дурного глаза, очищая сердца людей и давая им прозрение.
Все встало на свои места. Талантливые одухотворенные люди стали занимать видное положение в обществе, а те, чье сердце было еще не раскрыто, заняли подобающее им место учеников…
И постепенно к людям стал возвращаться Дар оживлять слова…
Темы, задания и вопросы для размышления и обсуждения
· Представьте, что вы попали в сказочную страну, в которой оживает все, что вы говорите. Что оживет? Как в связи с этим изменится окружающий мир?
· Нарисуйте красивые, хорошие слова – какие образы они принимают в этой сказочной стране?
|
|
· В виде чего ожили бы грубые слова, произнесенные вами?
· Что происходит, когда мы произносим хорошие слова, и что происходит, когда мы произносим грубые слова? Что для нас лучше?