Вечернее отделение.
Вопросы к экзамену по зарубежной литературе
рубежа ХIХ – ХХ веков
1. Общая характеристика духовной и культурной жизни Западной Европы на рубеже ХIХ – ХХ веков.
2. Основные эстетические направления в искусстве Западной Европы на рубеже ХIХ – ХХ веков.
3. Мировоззренческие и эстетические основы натурализма. Натуралисты о среде, наследственности и физиологии человека.
4. Роман «Тереза Ракен» как программное произведение Золя-натуралиста.
5. Концепция романного цикла Э. Золя «Ругон-Маккары». Среда и человек в романе «Западня».
6. Изображение среды, человека и массы в романе Э. Золя «Жерминаль»
7. Эстетическое своеобразие жанра новеллы в творчестве Ги де Мопассана. Нравственно-философская проблематика цикла новелл «Орля».
8. Концепция человеческого бытия в романе Ги де Мопассана «Жизнь».
9. Изображение внутреннего мира современника в романе Ги де Мопассана «Милый друг».
10. «Сверхчувственное» и «ирреальное» в творчестве С. Малларме.
|
|
11. Идейное и поэтическое своеобразие лирики А. Рембо и его концепция «ясновидения».
12. Символистское видение мира в стихотворении А. Рембо «Пьяный корабль».
13. Эстетическое своеобразие символизма П. Верлена.
14. Идея принятия мира и традиции галльской смеховой культуры в романе Р. Роллана «Кола Брюньон».
15. Психологизм и гуманистический пафос романа-потока Р. Роллана «Жан Кристоф».
16. Диалектика революции в понимании А. Франса («Боги жаждут»).
17. Сатира в изображении истории и общества в романе А. Франса «Остров пингвинов».
18. Английский эстетизм конца ХIХ века. Концепция искусства О. Уайльда.
19. Проблема этического и эстетического идеала в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея».
20. Поэтика и символика трагедии О. Уайльда «Саломея».
21. Философская глубина и символика сказок О. Уайльда.
22. Своеобразие сценического действия, системы образов и конфликта в драматургии Б. Шоу.
23. Научная фантастика в творчестве Г. Уэллса. Нравственно-социальная проблематика произведений «Человек-невидимка» и «Машина времени».
24. Идейные и поэтические доминанты поэзии Р. Киплинга.
25. Человек и природа в «Книгах джунглей» Р. Киплинга.
26. Понятие о неоромантизме. Нравственный идеал в романах Р. Стивенсона.
27. Проблема «форсайтизма» в творчестве Дж. Голсуорси.
28. Эстетика новой драмы в западноевропейском искусстве рубежа ХIХ – ХХ веков.
29. Особенности норвежской культуры на рубеже ХIХ – ХХ веков. Жизненная трагедия героя в пьесе Г. Ибсена «Пер Гюнт».
30. Тема женщины, конфликт и символика драмы Г. Ибсена «Кукольный дом».
31. Эстетика театра «молчания» М. Метерлинка. Трагическое восприятие жизни и смерти в ранней драматургии М. Метерлинка.
|
|
32. Поиск смысла жизни и счастья в драме М. Метерлинка «Синяя птица». Ключевые символы драмы.
33. Война мужского и женского полов в драме А. Стриндберга «Отец».
34. Основные вехи творчества Г. Гауптмана. Натурализм в драме «Ткачи».
35. Ключевые мотивы творчества Э. Верхарна.
36. Импрессионизм в творчестве Р.-М. Рильке. Поэтика книги «Часослов».
37. Ф. Ницше о дионисийском и аполлоническом началах в трактате «Рождение трагедии из духа музыки».
38. Учение Ф. Ницше о сверхчеловеке в книге «Так говорил Заратустра». Символика притч книги.
39. Философская глубина и духовный трагизм личности в лирике Ф. Ницше.
40. Тема величия и падения бюргерского рода в романе Т. Манна «Буддендброки». Эпический стиль Т. Манна.
41. Изображение кайзеровской империи в романе Г. Манна «Верноподданный».
42. Человек и природа в «Северных рассказах» Дж. Лондона.
43. Изображение нравственной драмы героя в романе Дж. Лондона «Мартин Иден».
44. Жанр новеллы в творчестве О¢Генри.
45. Тема ребенка в творчестве М. Твена.
46. М. Твен о нравственных проблемах американского общества. Образ предприимчивого янки в романе М. Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».
47. Тема успеха и основ американской жизни в романе Т. Драйзера «Сестра Керри».
48. Западноевропейское искусство рубежа ХIХ – ХХ веков и русская литература.