ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС
Вначале формируется творческий коллектив (исследовательская группа). В каждой группе должно быть 1-2 курсанта. Исследование представляет собой продукт коллективного творчества, но ради эффективности проводимой работы целесообразно заранее определить ответственных за определенные участки (этапы) исследования: руководитель исследования, ответственные за проведение "полевого" этапа, ответственные за компьютерное обеспечение.
Работа непосредственно над исследованием начинается с выбора темы. Исходя из предметного поля криминологии, выбор темы может быть осуществлен по следующим направлениям:
1) преступность, отдельные виды преступлений (состояние, динамика, структура);
2) личность преступника;
3) криминогенные факторы;
4) предупреждение преступности;
После определения темы создается программа исследования.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
Тема:
Пример: "Эффективность работы луганской милиции"
Руководитель группы:
Состав группы:
1. Методология исследования
1.1. Проблема исследования
-Сформулировать проблему как противоречие между сущим и должным.
Пример: "Проблемой исследования является противоречие между требованиями общества к работе милиции, отраженными в нормативно-правовых актах, с одной стороны, и реальной практикой правоохранительной деятельности, с другой стороны"..
-Обосновать актуальность темы исследования, описать негативные последствия развития обозначенного противоречия.
Пример: "Об актуальности темы свидетельствуют многочисленные публикации в СМИ о различных нарушениях сотрудников милиции, о недостатках в борьбе с преступностью, о необходимости реформирования системы МВД. Так, например... (приводится пример резонансной публикации). При дальнейшем развитии противоречия, зафиксированного в качестве проблемы исследования, можно прогнозировать продолжение снижения авторитета милиции, поддержки ее деятельности населением, что значительно затруднит решение задач, поставленных перед МВД".
- Охарактеризовать разработанность проблемы в научной литературе. Определить, какая из криминологических теорий является методологической базой для проведения исследования. Рекомендуется использовать статьи из научных журналов, материалы конференций и т.п.
Пример: "Проблема эффективности работы милиции постоянно находится в центре внимания как юристов (см., напр.: Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. - М.. 1995; Наукові розробки Академії - вдосконаленню практичної діяльності та підготовки кадрів органів внутрішніх справ. - К., 1994 и др.) так и социологов (Кожевников В.В. Проблемы профессионализма сотрудников органов внутренних дел //Социс. - 1999. - №9; Мазаев Ю.Н. Как изменяется отношение населения к милиции //Социс. - 1997. - № 11).Вместе с тем, в связи с реформированием украинской милиции эта тема требует своего дальнейшего развития, особенно с учетом того, что главным критерием оценки деятельности милиции становится общественное мнение.
Методологической базой для проведения исследования является концепция канадского ученого М.Кассона "Стратегический вираж в прикладной криминологии" (см.: Иншаков С.М. Зарубежная криминология. - М., 1997), раскрывающая основные принципы реформирования полиции"
1.2. Цель исследования
Изучение обозначенного противоречия (проблемы) и выработка рекомендаций по его смягчению.
1.3. Задачи исследования
n Создать "идеальный тип" изучаемого явления (описание того, как должно быть).
n Подобрать экспертов, компетентных в изучаемой проблеме.
n Изучить мнение экспертов о реальном положении дел.
n Измерить и описать глубину противоречия между тем, как оно должно быть, и тем, как оно есть на самом деле.
n Разработать практические рекомендации по смягчению изучаемого противоречия.
1.4. Объект исследования
Совокупность индивидов, являющихся компетентными в исследуемой проблеме (юристы, работники ОВД, специалисты различных отраслей, имеющих отношение к проблеме). Количество экспертов, привлекаемых к курсантским исследованиям, должно быть не меньше десяти на каждого члена исследовательской группы (всего - 40-60 чел.).
Пример: "Исходя из темы, цели и задач исследования компетентными в проблеме эффективности работы милиции, на наш взгляд, являются журналисты г. Луганска, отражающие в своих публикациях различные аспекты деятельности органов внутренних дел"
Выбор независимых переменных: определить, какие характеристики экспертов (пол, возраст, образование, должность, стаж работы, характер деятельности и т.д.) могут использоваться для объяснения их мнения.
Пример: "Главными характеристиками журналистов, в соответствии которыми формируется группа экспертов, являются: статус СМИ и возраст.
В соответствии со статусом СМИ предполагается образовать две равные группы: а) журналисты, работающие в государственных печатных органах (в т.ч. и сотрудники Центра общественных связей УМВД); б) журналисты из негосударственных печатных органов.
По признаку возраста предполагается выделить среди экспертов три примерно равные подгруппы а) молодых журналистов (20-30 лет), б) журналистов среднего возраста (30-45 лет), журналистов старшего возраста (свыше 45 лет)."
1.5. Предмет исследования
Мнение экспертов о проблеме
1.6. Логический анализ предмета исследования
1.6.1. Определение основных понятий - выбрать 3-4 понятия, наиболее характеризующих проблему исследования;
Пример: "милиция", "задачи милиции", "эффективность"
1.6.2. Интерпретация основных понятий - дать развернутые определения основных понятий (со ссылкой на источник);
Пример: "Милиция - государственный вооруженный орган исполнительной власти, защищающий жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, природную среду, интересы общества и государства от противоправных посягательств (Закон Украины о милиции, ст.1)".
"Задачи милиции - обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав и свобод, законных интересов; предотвращение правонарушений; охрана и обеспечение общественного порядка; выявление и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших; обеспечение безопасности дорожного движения; защита собственности от преступных посягательств; исполнение уголовных наказаний и административных взысканий и т.д. (Закон Украины о милиции, ст. 2)".
"Эффективность" - достижение определенного эффекта, нужного результата, действенность (Краткий словарь иностранных слов. - М., 1968. - С. 383)."
1.6.3. Операционализация понятий - разложение развернутых определений на более простые и однозначные термины.
Пример: "Милиция – орган исполнительной власти, защита жизни и здоровья, защита прав и свобод, защита законных интересов, защита собственности, защита природной среды, защита интересов общества и государства, противоправные посягательства.
Задачи милиции – обеспечение личной безопасности, предотвращение правонарушений, охрана и обеспечение общественного порядка, раскрытие преступлений, розыск преступников, обеспечение безопасности дорожного движения, исполнение наказаний.
Эффективность – эффект, результат, действенность"
1.6.4. Определение зависимых переменных - какие термины могут быть использованы для изучения мнения экспертов.
Пример: "В соответствии с целью исследования в качестве зависимых переменных могут быть использованы термины "защита жизни и здоровья", "защита прав и свобод", "защита законных интересов", "защита собственности", "защита интересов общества и государства", " противоправные посягательства", "обеспечение личной безопасности", " предотвращение правонарушений", " охрана и обеспечение общественного порядка","раскрытие преступлений", "розыск преступников"," обеспечение безопасности дорожного движения", "исполнение наказаний", "эффект", "результат", "действенность".
1.7. Гипотезы исследования - предположения о результатах исследования, сформулированные как связи между переменными.
1.7.1. Описательная гипотеза - предположение о том, что думают эксперты о проблеме в целом, о ее актуальности и масштабах; от каких характеристик экспертов (независимые переменные) зависит их точка зрения (зависимые переменные).
Пример: "Большинство экспертов считает, что эффективность работы милиции не соответствует ожиданиям общества. Наиболее низко оценивают работу милиции журналисты младшего возраста и представители негосударственных СМИ".
1.7.2. Обосновывающая гипотеза - предположение о том, каковы, по мнению экспертов, причины исследуемой проблемы; как влияют на их мнение независимые переменные;
Пример: "Большинство экспертов считают основными причинами низкой эффективности работы милиции ухудшение материального положения сотрудников милиции и слабый контроль за работой милиции. Первая позиция преобладает среди журналистов старшего возраста и представителей государственных средств массовой информации, вторая – среди молодых журналистов и представителей негосударственных СМИ".
1.7.3. Конструктивная гипотеза - предположение о том, каким видят эксперты решение исследуемой проблемы; как влияют на их мнение независимые переменные.
Пример: "Большинство экспертов считают, что повышения эффективности работы милиции можно достичь за счет улучшения материального положения работников милиции и усиления контроля за работой милиции. Первая позиция преобладает среди журналистов старшего возраста и представителей государственных средств массовой информации, вторая – среди молодых журналистов и представителей негосударственных СМИ".
2. Методика исследования
Характеристика методического инструментария - какие вопросы анкеты подготовлены для верификации (проверки истинности) каждой из гипотез (не менее трех вопросов по каждой гипотезе).
Пример: "Для верификации описательной гипотезы подготовлены следующие вопросы:
1. Как Вы оцениваете эффективность работы милиции в настоящее время?
1 – милиция полностью справляется с возложенными на нее функциями
2 – скорее справляется, чем не справляется
3 – скорее не справляется, чем справляется
4 – полностью не справляется
5 – затрудняюсь ответить
2. Какую из своих задач милиция выполняет лучше всего?
1 - обеспечение личной безопасности
2 - предотвращение правонарушений
3 - охрана и обеспечение общественного порядка
4 - раскрытие преступлений
5 - розыск преступников
6 - обеспечение безопасности дорожного движения
7 - исполнение наказаний
8 – затрудняюсь ответить
3. Как изменится эффективность работы милиции через два года при сохранении нынешних условий ее деятельности?
1- значительно повысится
2- несколько повысится
3- останется без изменений
4- несколько снизится
5- значительно снизится
6- затрудняюсь ответить
Для верификации обосновывающей гипотезы подготовлены следующие вопросы:
4. Что, по Вашему мнению, в наибольшей степени влияет на эффективность работы милиции?
1 – техническая оснащенность
2 – воспитательная работа в милиции
3 – контроль за сотрудниками милиции
4 – заработная плата сотрудников милиции
5 – отбор сотрудников милиции
6 – другое:
7 – затрудняюсь ответить
5. Насколько зависит эффективность работы милиции от общественного мнения населения?
1 – полностью зависит
2 – в основном зависит
3 – в основном не зависит
4 – полностью не зависит
5 – затрудняюсь ответить
6. Насколько зависит эффективность работы милиции от взаимодействия с местной властью?
1 – полностью зависит
2 – в основном зависит
3 – в основном не зависит
4 – полностью не зависит
5 – затрудняюсь ответить
Для верификации конструктивной гипотезы подготовлены следующие вопросы:
7. Знакомы ли Вы с содержанием предстоящего реформирования украинской милиции?
1 – да, знаком полностью
2 - да, знаком в общих чертах
3 - имею самые смутные представления
2 - нет
8. Повлияет ли реформирование украинской милиции на повышение эффективности ее деятельности?
1 – да
2 – скорее да, чем нет
3 – скорее нет, чем да
4 – нет
5 – затрудняюсь ответить
9. Какая конкретная мера более всего может способствовать улучшению работы милиции?
1 – повышение уровня технической оснащенности
2 – улучшение воспитательной работы в милиции
3 – усиление контроля за сотрудниками милиции
4 – повышение заработной платы сотрудникам милиции
5 – улучшение отбора сотрудников милиции
6 – другое:
7 – затрудняюсь ответить
Для анализа связей между переменными подготовлены следующие вопросы:
10. Статус эксперта
1 – сотрудник негосударственного СМИ
2 – сотрудник государственного СМИ
11. Возраст
1 – 20-29 лет
2 – 30-45 лет
3 – свыше 45 лет
3. Примерный план проведения исследования
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные (фамилии) |
1. | Разработка программы исследования | 23 марта - 5 апреля | |
1.1 | Формулировка и обоснование проблемы; цели, задачи, объект и предмет исследования | 23-26 марта | |
1.2 | Логический анализ предмета исследования | 27-30 марта | |
1.3 | Выработка гипотез | 31 марта - 1 апреля | |
1.4 | Разработка анкеты | 2-3 апреля | |
1.5 | Письменное оформление программы | 4-5 апреля | |
2. | Опрос экспертов | 10-25 апреля | |
3. | Обработка и анализ данных | 26 апреля - 5 мая | |
3.1 | Составление таблиц | 6 - 10 мая | |
3.2 | Качественный анализ данных | 11 - 15 мая | |
3.3 | Подготовка аналитического отчета | 16 - 21 мая | |
3.3 | Компьютерное оформление | 22 - 29 мая |