Финансовая система Японии

Прежде чем рассмотреть финансовую систему страны, дадим определение, что же такое финансовая система в целом.

Под финансовой системой понимают совокупность финансовых учреждений страны, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства (денежная система, система финансовых учреждений).

Финансовый сектор экономики в широком понимании включает финансовые институты, контролирующие, наблюдательные органы, а также финансовые союзы. Основные задачи контролирующих и наблюдательных органов в рамках финансовой системы заключаются в поддержании ее устойчивого функционирования, реализации государственных нормативных актов и непосредственном осуществлении контроля за деятельностью финансовых институтов.

В экономически развитых странах традиционно выделяют два основных типа финансовых систем –сегментированную и универсальную.

В универсальной финансовой системе законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслуживания, которые не относятся к банковским. Классическим образцом такой системы считается немецкая.

В сегментированной финансовой системе банкам нельзя выполнять небанковские функции. Дополнительным признаком, хотя и не абсолютным, является более жесткое разграничение сфер деятельности и отдельных операций.

Приведенное деление на универсальные и сегментированные финансовые системы в современных условиях все же не носит абсолютного характера. Наиболее типичными представителями сегментированных систем являются США, Великобритания и Японии.

Рождение банковской системы Японии датируется 1868 г. А именно банковская система является ядром всей финансовой системы страны.

После окончания добровольной изоляции Японии была введена в обращение иена как национальная валюта. В качест­ве одной из важнейших частей экономической системы страны, ко­торая могла обеспечить защиту от экспансионистских устремлений колониальных властей, должна была послужить банковская система.

В 1868 году (то есть в процессе реформ Мэйдзи, направленных на модернизацию страны) японское правительство, по примеру США, приступило к формированию системы государственных банков, обладавших правом денежной эмиссии. Первым кредитным институтом такого рода стал банк "Первый государственный" (позднее - "Первый промышленный"). Затем, в 1874 году была создана система почтово-сберегательных учреждений (сыгравших в экономике страны очень важную роль), из которых в 1880 году "вышли" сберегательные банки. В 1877 году частным капиталом была создана первая банковская ассоциация, в 1879 году вОсака появился клиринговый дом для упрощения межбанковских расчетов, а в 1878 году открылись две фондовые биржи. Однако в Японии бизнес был в основном сосредоточен в замкнутых структурах дзайбацу (финансово-промышленные группы). По этой причине прямое финансирование (через выпуск ценных бумаг) в стране так и не получило широкого развития. Вплоть до последнего времени в Японии преобладало косвенное финансирование (через банки).

В 1882 году было решено оставить лишь один эмиссионный центр. С тех пор и поныне его функции выполняет Банк Японии. Остальные государственные банки были перепрофилированы в обычные (коммерческие) кредитные институты, встав в один ряд с параллельно возникшими частными банками. Подобные частные структуры были "легализованы" законом о банках от 1890 года.

Пика своего развития эта банковская система достигла в 1901 году, когда в стране насчитывалось 1867 обычных банков. Среди прочих важных нововведений необходимо отметить, что в 1915 году существовавшие с незапамятных времен специфически японские кооперативы мудзин, финансировавшие предпринимательскую деятельность, получили официальный статус компаний взаимного финансирования малого бизнеса. В 1917 году были созданы первые структуры жилищного кредитования.Наконец, после Первой мировой войны возник рынок онкольных займов (право на получение кредита на определенных условиях, практикуются для урегулирования краткосрочных расчетов между банками).

В 1927 году был принят новый закон о банках, в котором был впервые оговорен обязательный для банков минимум капитала. Тем самым закон побудил банки к слиянию и укрупнению.

После окончания Второй мировой войны в условиях крайне низкой конъюнктуры и крупного бюджетного дефицита в Японии началась гиперинфляция. Были предприняты чрезвычайные меры в области денежного обращения: блокированы сбережения населения и банковские ценные бумаги. В области кредитования начал осуществляться «курс на развитие производства», в соответствии с которым были определены приоритетные направления кредитования, а ссуды в другие отрасли целенаправленно ограничивались.

При восстановлении своей экономики японцами была взята за основу американская сегментированная бан­ковская система с некоторыми модификациями.

Особенность развития банковской системы Японии в послевоенный период – образование финансово-промышленных групп.

Во главе каждой из них стоит крупный частный коммерческий банк, а вокруг него группируются промышленные компании. Именно банки несли основную нагрузку по финансированию бурного индустриального развития Японии. Внутри групп сформировались устойчивые связи, основанные на отношениях партнеров.

Однако в период изменения банковского законода­тельства в 1981 г. границы между институциональными группами стали размываться.

Банк Японии был образован в 1882 г. по образцу Банка Бельгии, а его современная структура сформировалась в 1949 г. Эмиссионное право было закреплено за ним в 1884 г.

Государственные финансовые институты принимают участие в реализации государственных инвестиционных программ и программ кредитования.

В целом структуру японской банковской системы можно представить следующим образом

Финансовая система Японии состоит из бюджета центрального правительства (общий счет), бюджетов местных властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды, так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти.

Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы.

Согласно Конституции Японии парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами.

Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами.

Доходная часть бюджета Японии состоит из налоговых и неналоговых поступлений. По сравнению с другими странами доля неналоговых поступлений в Японии достаточно высока. Сюда входят доходы от арендной платы, продажи земельных участков и другой недвижимости, пени, штрафы, доходы от лотерей, займы и т.п.

Расходы государственного бюджета. Особенность Японии заключается в том, что показатель удельного веса государственных расходов в ВНП страны является одним из наименьших среди показателей развитых стран.

Огромную часть расходов государственного бюджета составляют социальные расходы. А среди них – пенсии по старости и инвалидности.

Японское правительство обращает большое внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет.

Пенсионная система Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.

За счет бюджета финансируется в Японии так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны.

Реализуя программу научно-технического прогресса, правительство Японии увеличивает государственные ассигнования на НИОКР. Особое внимание, уделяемое науке и образованию, объясняется тем, что они превратились в главный структурный фактор экономического роста.

В составе расходов на науку 13% составляют ассигнования на социальные науки, а 87% - на естественные и технические. В ближайшие годы намечено ликвидировать существующий перекос в финансировании.

За счет государственного бюджета финансируются дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного транспорта, системы связи, расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п.

Что касается военных расходов, то их уровень в Японии, по сравнению с другими развитыми капиталистическими странами, достаточно низкий. Военные расходы в Японии не выходят за пределы 1% ВВП.

Из года в год растет такая статья бюджета, как расходы по государственному долгу.

В силу ряда причин в Японии сложилось четкое разграничение сфер приложения капитала: частного – в производственную сферу, государственного – в инфраструктуру. Поэтому в Японии государственный сектор не выступает серьезным конкурентом ни в одной из областей производства, и его функционирование по существу полностью подчинено интересам частных корпораций.

На местном уровне действует модель управления финансами государственных предприятий. Большую роль в успешном функционировании японской экономики играет элемент «организованности» японских предприятий всех секторов экономики. Практически все частные предприятия – от самых крупных до малых – объединены в различные ассоциации, федерации, союзы и кооперативы и другие органы. К числу мировых лидеров относятся такие фирмы-производители: «Тоета Моторс», «Мацусита Электрик», «Сони корпорейшин», «Хонда мотор», «Хитачи», «Канон инк» идр.

Главная особенность регулирования государственных предприятий в Японии состоит в том, что за их работу отвечает не какая-то одна регулирующая инстанция, а целая иерархия хозяев.

У казенных предприятий есть общий верховный хозяин – парламент. Он принимает решения по планам и исполнению специальных счетов центрального бюджета, в которые оформлены балансы этих предприятий. Парламент утверждает цены, планы развития, объемы и источники финансирования и программы использования прибыли. Помимо этого есть непосредственные хозяева.

При изменении отпускных цен (тарифов) требуется обязательное согласие Управления экономического планирования, которое отвечает за то, чтобы эти тарифы не стали причиной общей дестабилизации цен.

На местном уровне действует подобная модель управления финансами государственных предприятий.

Налоговая система Японии. В Японии более 64 % всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, остальные – за счет местных налогов.

Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, все остальные устанавливает местный парламент. В стране действуют около 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам:

· прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц;

· прямые налоги на имущество;

· потребительские налоги.

Основу бюджета составляют прямые налоги, которым отдается очевидное предпочтение. Самый высокий доход государству приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 56% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают с прибыли: государственный подоходный налог в размере 33,48%, префектурный подоходный налог – 5% от государственного, что дает ставку 1,67% от прибыли и городской (поселковый, районный) подоходный налог – 12,3% от государственного, или 4,12% от прибыли. В суммарном итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица.

Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10; 20; 30; 40 и 50%. Кроме этого действует подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5; 10 и 15%, а также существуют местные подоходные налоги. Сверх этого каждый независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в 3200 иен в год.

Налоги на имущество юридические и физические лица вносят по одинаковой ставке. Обычно это 1,4% от стоимости имущества.

Среди потребительских налогов Японии основную роль играет налог с продаж. В настоящее время его ставка повышена до 5%. Существенно пополняют бюджет налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, на табачные изделия, на нефть, газ, бензин, налог на развитие источников электроэнергии, акцизы за услуги,4% от стоимости имущества. К этой же группе относятся и таможенные пошлины.

По сравнению с другими странами, в Японии ставки налогов выше.

Фондовый рынок Японии развивался с переменным успехом. В основном шел отток капитала в США, Западную Европу и Азию. Финансовая реформа 1999 г. несколько исправила положение на рынке капиталов. Однако в настоящее время принимаются меры по его оздоровлению.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: