Глава 6
ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ
В РОССИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVII - XVIII ВВ.)
Абсолютная монархия закономерно приходит на смену сословно-представительной монархии и является последней формой правления, присущей феодальному типу государства. Российский абсолютизм имеет свои особенности, отличающие его от аналогичной формы правления в странах Западной Европы.
Следует отметить, что в отечественной исторической литературе высказываются разнообразные мнения о времени возникновения абсолютной монархии в России. В частности, ряд историков полагали, что абсолютизм
в России сложился уже во второй половине XV в. в правление Ивана III, другие считали, что в первой половине XVI в. в княжение Василия III, либо во второй половине XVI в. во время Ивана Грозного, либо в начале XVII в. в царствование Михаила Романова или в годы правления Петра I, a также и в иные периоды1.
Наличие различных позиций ученых объясняется неодинаковой оценкой места и продолжительности этапа сословно-представительной монархии в России. В дореволюционной историографии многие ученые отрицали само существование этой формы правления и поэтому по-разному датировали становление абсолютизма. В советской и современной науке большинство специалистов, опираясь на идеи С. В. Юшкова, признают наличие сословно-представительной монархии и обоснованно считают временем возникновения российского абсолютизма вторую половину XVII - первую четверть XVIII в.
Идеология абсолютизма по-прежнему основывалась на религии, но
дополнялась «патриархальностью». Глава государства предстает как свое
образный «отец народа», который любит детей (т. е. своих подданных) и
знает, чего они хотят. Он вправе их воспитывать и наказывать. Отсюда
стремление контролировать все сферы общественной и частной жизни:
предписания населению, когда гасить свет, какие танцы танцевать на ас
самблеях, брить бороды и т. п. Идеология становится важной составляю
щей политической жизни общества. *
Монархия как форма правления в России была весьма живучей. В. И. Ленин подчеркивал, что «монархия вообще не единообразное и неизменное, а очень гибкое и способное приспособляться к различным классовым отношениям господства учреждение». На наш взгляд, это суждение применимо и к эпохе абсолютизма. Однако есть мнение, что абсолютизм - форма мертвая3. Он не может улучшаться, оставаясь абсолютизмом.
Для перехода от одной ступени развития общественно-экономической формации к другой нужны, как известно, соответствующие предпосылки. Предпосылки возникновения абсолютизма в России выражаются в
развитии трех факторов: экономического, социального и политического, а также внешнего фактора - международной обстановки. При всей условности понятия «феодализм» особую важность для понимания эволюции данного строя имеет его сословная сущность. Вот почему надо учесть развитие и трансформацию различных сословий, противоречия между ними, приведшие к угасанию сословно-представительного начала и возвышению единовластия монарха.
Применяя общеизвестные сведения к истории государственно-правового развития России, надо отметить то, что истоки изменения форм правления коренятся в конечном счете в социально-экономических условиях развития страны, которые здесь были существенно отличны от условий стран Западной Европы, а также зависели от политической обстановки, от особой расстановки классово-сословных сил. Россия обладала огромной территорией, и это усложняло управление страной, промышленность находилась в начальной стадии формирования, а сельское хозяйство основывалось на эксплуатации труда крепостных крестьян. Указанные факторы порождали противоречия между привилегированными сословиями (боярство - дворянство) и недовольство купцов привилегиями дворян. Однако особой остротой отличались противоречия между крестьянами и феодалами. Противоборство между этими классами даже рассматривалось как основной исторический фактор в становлении русского абсолютизма.
* К. Маркс указывал, что абсолютные монархии «возникли в связи с ослаблением враждовавших между собой феодальных классов аристократии и горожан»1, что обязательно надо помнить при рассмотрении вопроса о времени возникновения абсолютизма, так как сословия-классы должны достигнуть определенной стадии развития и противоречия между ними должны носить достаточно острый характер. Отсюда одной из главных предпосылок возникновения абсолютизма была социальная опасность, перед лицом которой оказались имущие классы: «Эгоистический страх землевладельцев и купцов - вот что породило деспотизм монархии», - отмечал К. Маркс.
Опыт России подтверждает данный тезис. Во второй половине XVII в., как известно, противоречия между крестьянством и феодалами вылились в крестьянскую войну под предводительством Степана Разина (1670-1671 гг.), которая явилась в том числе и следствием усиления крепостнической эксплуатации. Связь между окончательным закрепощением крестьян и крайними формами их сопротивления не подлежит сомнению, хотя в литературе имеются различные оценки значения данной войны и личности С. Разина.
' Обзор различных точек зрения по данной проблеме можно найти в разнообразных источниках. См., например, кн.: Советская исторнко-правовая наука. Очерки становления и развития. - М, 1978. С. 97-98. Российское законодательство Х-ХХ веков: В 9 т. Законодательство периода становления абсолютизма. - Т. 4. С. 5-10; Стешенко Л. А., Шамба Т. М. История государства и права России. Академический курс: В 2 т.-Т. 1. V-начало XX в.-М, 2003. С. 378-401 и др.
2 Ленин В. И. Об избирательной кампании и избирательной платформе // Поли, собр. соч.-Т. 20. С. 359.
История России. Россия в мировой цивилизации / Под ред. А. А. Радугина. -М., 1997. С. 117.
' Маркс К. Революционная Испания // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 10. С. 431.
К. Маркс, критикуя анархиста М. Бакунина, отмечал: «Чтобы одурачить своих читателей, Бакунин смешивает в одну кучу вождей народных восстаний XVII и XVIII вв. с современными русскими разбойниками и грабителями». В. И. Ленин считал восстание С. Разина не казацким, а крестьянским и характеризовал вождя как одного из представителей мятежного крестьянства, отдавшего жизнь в борьбе за свободу'. Не прекращались восстания и в XVIII в.
Учеными высказаны разные мнения по оценке роли народных восстаний. Ряд историков считают, что народные восстания играли роль ограничителя эксплуатации феодалов и злоупотреблений со стороны властей. Вместе с тем подавление этих восстаний приводило к усилению централизации и укреплению госаппарата.
^"Некоторые историки полагают, что народные восстания XVII в. поставили перед правителями России вопрос о необходимости глубоких преобразований, которые в конце века и начал проводить Петр I.
Общими являются и другие закономерности возникновения абсолютизма: развитие промышленности и торговли; зарождение буржуазных отношений; рост классовых и сословных противоречий и борьбы; создание постоянного войска и полиции; разрастание бюрократического аппарата.
Известно, что развитие промышленности и торговли интенсивно началось с XVII в. - именно тогда возникло мануфактурное производство, распространившееся в XVIII в. Рост торговли был предопределен укреплением единого русского государства. Данная сфера обоснованно считается отраслью накопления капитала, что способствовало развитию предпринимательства и частной инициативы и создавало предпосылки формирования капиталистического уклада в экономике страны.
В. И. Ленин, отмечая, что с XVII в. начинается новый период русской истории, говорил о фактическом слиянии всех областей, земель и княжеств в одно целое, вызванном «усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок. Так как руководителями и хозяевами этого процесса были капиталисты-купцы, то создание этих национальных связей было не чем иным, как созданием связей буржуазных»2. Зарождение буржуазных связей было экономической предпосылкой для усиления централизации государства.
Исходя из этого, значительная часть историков полагает, что о зарождении капитализма в России можно говорить с середины XVII в. Отдель-ные историки усматривают элементы капиталистических отношений уже в
XVI в. Многие ученые утверждают, что формирование капиталистическо
го уклада в России начинается лишь во 2-й половине XVIII в.
Важно подчеркнуть тесную взаимосвязь между зарождением капиталистических отношений и абсолютизма в России. Отечественные ученые А. А. Зимин, Л. В. Черепнин, А. М. Давидович, С. А. Покровский считали, что с середины XVII в. начинается переход от сословыо-представительной монархии к абсолютной. Это совпадает с положением о том, что начальным периодом эволюции российского абсолютизма было самодержавие
XVII в. Современные ученые отмечают, что в это время появились реаль
ные возможности для перехода к абсолютизму.
Характеризуя факторы, обусловившие утверждение абсолютизма в России, следует иметь в виду внешний фактор - постоянную военную угрозу со стороны соседей (Речь Посполитая, Швеция, Турция). Кроме того, Россия была отрезана от теплых морей. Решение этих исторических для страны задач требовало установления сильной власти, которая могла бы их решить в короткий срок. Таким образом, внешний фактор ускорил процесс формирования абсолютной монархии в России.
Абсолютная монархия выражала и проводила в жизнь волю господствующего сословия -дворянства, но интересы государства не слепо соответствовали его интересам; так, например, доступ в дворянство был открыт через службу вопреки воле дворян, так как это было выгодно монархической власти. Самодержавие представляло собой относительно самостоятельную политическую систему и в определенной мере способствовало развитию промышленности и торговли, а значит, и образующейся буржуазии, которая рассчитывала на поддержку власти. Вполне понятно, что не все дворянство было довольно политикой абсолютизма и были стремления ограничить власть царя выборными сословными учреждениями, а порой случались и убийства царей, не разделявших частные интересы дворян.
Объективно в первое время абсолютизм был прогрессивен, так как способствовал развитию буржуазных отношений, устранял феодальную обособленность. Отсюда и возникла теория, рассматривающая абсолютизм как средство достижения «общего блага», на деле означавшее расслоение общества и угнетение трудящихся его слоев.
Теория «просвещенного абсолютизма», проводившаяся в жизнь в
XVIII в., исходила из ложных посылок о том, что развитие буржуазных отношений возможно с сохранением феодальных устоев. Отсюда вытекало,что буржуазные элементы ратовали за неограниченную монархию, а монархи внедряли эту теорию, служащую якобы «общему благу», в чем особенно преуспела Екатерина II.
' Ленин В. И. Речь с лобного места на открытии памятника Степану Разину I мая 1919 г.// Поли. собр. соч. Т. 38. С. 26.
" Ленин В. И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов // Поли. собр. соч. Т. I. С. 153-154.
§2. Общественный строй
Наиболее характерной чертой общественного строя в рассматриваемый период является юридическое оформление фактически сложившегося сословного деления населения. Государство определило правовое положение четырех сословий: дворянства (шляхетства), духовенства, крестьян и мещан (городского населения). Как и прежде, господствующим оставалось феодальное сословие, владевшее землей и крестьянством. В условиях становления абсолютизма на этом сословии держались армия и управленческий аппарат. Для устранения противоречий внутри объединявшегося господствующего класса Петр I упразднил боярское звание и первоначально объединил всех в шляхетство. Заимствованный из Польши термин «шляхетство» не прижился в российской практике. На устранение различий в правовом положении бояр и дворян был направлен и Указ о единонаследии 1714 г., по которому поместья, как и вотчины, стали переходить по наследству. Тенденция к их уравнению наметилась еще в Соборном уложении 1649 г., и данная проблема требовала своего решения в течение всего XVII в.
Дворянство делилось на крупнейших землевладельцев, имевших более 10 тысяч крепостных, средних и мелких (последние порой не имели крепостных). Власть дворян над крепостными практически была неограниченной, наказывалось только убийство.
Дворяне не платили податей, не несли повинностей, их не пытали (кроме дел о государственных преступлениях и убийствах). Это было «благородное» сословие. Но это и служилое сословие, т. е. все мужчины должны были служить в армии или в государственном аппарате. Наиболее знатные дворяне с 15 лет, затем с 20 зачислялись в гвардию. Уклонение от службы каралось сурово - дворян ставили вне закона, конфисковывали имения. Была и обязанность получать образование.
Прохождение службы было регламентировано Табелью о рангах 1722 г. Все чины делились на 14 ступеней. Служба начиналась с низших должностей. По мнению ряда ученых (Н. Ф. Демидова, Н. И. Павленко), в России в XVII—XVIII вв. складывается бюрократия как власть чиновников. Н. Ф. Демидова полагает, что служилая бюрократия существовала уже в XVII в., а Н. И. Павленко считает, что в XVII в. ее еще не было. Она складывается только при Петре I. Он указывает следующие признаки бюрократии: зависимость чиновников от монарха; строгая иерархия учреждений и должностных лиц, руководствующихся в своей деятельности уставами и регламентами; унификация структуры и штатов учреждений и обязанностей должностных лиц; углубление разделения труда
в управленческом аппарате, выражающееся в разграничении гражданской и военной службы.
Отличие от аппарата XVII в. в присягах. В XVIII в. создается единая для государственных чиновников Присяга, закрепленная в Генеральном регламенте 1720 г. В наследство от XVII в. досталась иерархия учреждений.
Во избежание засорения государственного аппарата непригодными людьми - Петр I издал специальный Указ о регистрации в Сенате дураков (умалишенных), которым не разрешалось жениться и иметь деревни.
Сословные права дворянства получили дальнейшее развитие в Жалованной грамоте дворянству 1785 г. Грамота подтвердила освобождение дворянства от службы и закрепленное в 1762 г. право их собственности на недра земли. Дворянам разрешалось иметь фабрики и заводы, торговать. Дворяне освобождались от личных податей, постойной повинности, телесных наказаний, а также получали право создавать свои сословные организации - уездные и губернские дворянские собрания, что усилило их влияние. В дворянских собраниях право голоса имели дворяне, имевшие деревни и получившие обер-офицерский чин на действительной службе. Со своими нуждами собрание обращалось к губернатору и даже к царю. Определенный контроль за работой собраний был со стороны губернаторов: они создавали эти собрания, утверждали в должности избранных ими лиц. Жалованная грамота стала важной вехой в укреплении диктатуры дворянства.
Привилегированным сословием было и духовенство, которое делилось на черное (монахи) и белое (приходское). Оно было важной экономической и политической силой, располагая землей, и имело привилегии, как и дворянство. Далее действовала тенденция подчинения церкви и духовенства государству. Духовенству запретили торговать, иметь земли, а затем была произведена секвестрация церковных земель (1762 г.), в результате которой имения передавались в распоряжение специальной коллегии экономии. Екатерина II в целях опоры на духовенство сначала упразднила ее, затем восстановила. Более 800 тыс. крестьян, принадлежавших к этим имениям, стали сначала экономическими, затем перешли на положение государственных. Монастырям уменьшили угодья земли. Управление церковью сначала вверялось Монастырскому приказу, а затем - Синоду. Государству отчислялись определенные суммы.
В городском населении возвысились купцы, промышленники и крупные ремесленники, пользовавшиеся особой поддержкой правительства. Вопрос о степени развития ростков капитализма в XVII - начале XVIII в. и о характере производства до наших дней является дискуссионным в науке. По мнению американского историка Р. Пайпса, буржуазии, в западном по нимании данного термина, у нас вообще в то время и даже позже не было. Всеми учеными признается проведение Петром политики протекционизма в отношении развития промышленности и торговли, проникнутой началами меркантилизма. Справедливо/подчеркивается значение роста мануфактурного производства и возникновения первых заводов для формирования капиталистического уклада в экономике. Верно отмечено большое значение этих явлений для изменения структуры общества. В частности, впервые появилась наемная рабочая сила и владельцам мануфактур давались большие права по найму рабочих. Крестьяне покупались деревнями для работы на заводах, запрещалось возвращать беглых крестьян.
В 1721 г. по Регламенту Главному магистрату жители городов разделились на две части: регулярных и нерегулярных.
Регулярные граждане делились на две гильдии. Нерегулярными считались наемные рабочие и чернорабочие, которые не входили в состав городской общины. Ремесленники объединились в цехи, возглавляемые старшинами. С 1699 г. города стали получать самоуправление (Москва и другие крупные города).
В 1785 г. была издана и Грамота на права и выгоды городам Российской империи, по которой население городов было разделено на шесть разрядов. В соответствии с этим делением строилась система городского самоуправления. Собрание градского общества избирало городского голову, должностных лиц самоуправления и суда. Городским хозяйством ведала Общая градская дума, которая выбирала от шести разрядов горожан шестигласную думу, действовавшую между собраниями общей градской думы. Права городских органов самоуправления были более ограниченными, чем у дворянского, а контроль над ним был более жестким.
Основной производительной силой в сельском хозяйстве были крестьяне, в большинстве своем частновладельческие крепостные, бесправные, несшие основные повинности. Помещики сами судили крестьян, женили, распоряжались их имуществом.
Коллективным феодалом являлось государство, владевшее «государственными» крестьянами, у которых было общинное самоуправление. Положение этих крестьян было легче, так как их не могли продавать, закладывать и т. п.
Имелись также монастырские, или церковные, крестьяне, находившиеся, по сути, в том же положении, что и помещичьи.
Дворцовыми назывались крестьяне, подчинявшиеся непосредственно царю, трудившиеся на землях царского домена.
Появились и посессионные крестьяне в селах, приписанных к заводам или купленных их владельцами. Данные крестьяне составляли неотъемлемую часть от предприятия, а их содержали крестьяне, трудившиеся непосредственно на земле.
Имелись и «однодворцы» - потомки служилых людей, селившиеся на окраинах государства для защиты его от набегов. Их положение было особым, поскольку они могли иметь крепостных крестьян.
Крестьяне и горожане платили многочисленные налоги, количество которых постоянно возрастало, особенно в связи с ведением Северной войны. Тяжелым бременем стала и подушная подать, введенная Петром 1 в 1719 г. для всех мужчин, включая и холопов. Последние перестали быть собственностью помещиков и отдельной социальной группой, поскольку уравнялись с крепостным крестьянством. Кроме того, на угнетенном населении лежали: барщина, оброк и десятки повинностей (подвозная, постойная, мостовая и др.). Количество налогов и сборов к концу правления Петра достигло сорока видов.
В литературе есть мнение о том, что Петр I осознавал, что крестьян нельзя чрезмерно угнетать поборами, но не препятствовал помещикам, которые не могли сдержать себя, и крепостническая система все более укреплялась.
В XVIII в. появились работные люди - из приписанных, нанятых и купленных к мануфактурам и заводам людей. Эта социальная группа, видимо, является прообразом будущего рабочего класса, своеобразным «предпролетариатом».
§3. Государственный строй
Образование абсолютизма справедливо связывают с единоличным правлением Петра I (1689-1725 гг.). Укрепление единовластия сопровождалось многообразными коренными реформами всех основных сторон жизни общества на фоне ведения Северной войны (1700-1721 гг.). Такой преобразовательный курс большинством исследователей прошлого и современности оценивается как исторически прогрессивный. Именно в условиях радикальных преобразований царская власть распространилась на все основные сферы жизни: законодательную, исполнительную, судебную и военную, а также внешнеполитическую и религиозную. Власть монарха (с 1721 г. - императора) получила всестороннее юридическое закрепление в «Воинском Артикуле», а в Духовном регламенте давалось религиозное обоснование самодержавия, действующего, как говорили идеологи того времени, в интересах «общего блага».
В 1722 г. был издан Устав о престолонаследии, по которому монарх мог по своей воле определять своего преемника, что еще более усилило полномочия царя. Однако Петр, как известно, не успел воспользоваться таким своим правом и не назначил себе преемника до своей преждевременной кончины в январе 1725 г.
Серьезные преобразования коснулись всего государственного аппарата, который перестраивался в интересах новой политики и правящего сословия. Земские соборы после 1653 г. перестали собираться в широком составе и заменились совещаниями, а в 80-е гг. прекратили свое существование. На смену сословно-представительным учреждениям приходят новые органы, создающиеся на основе бюрократического централизма.
XVIII в. - век обюрокрачивания дворянства и одворянивания бюрократии. Реформы государственного аппарата при Петре I делятся на три этапа:
1-й - 1699-1710 гг. - частичные преобразования в высших органах, в органах самоуправления и военные реформы.
2-й - 1710-1719 гг. -ликвидация старых центральных органов, создание новой столицы (1713 г.), Сената, первая областная реформа. С 1715 г. вводилось новое деление территорий страны: губернии стали делиться на провинции, а провинции - на доли, т. е. уезды, затем переименованные в дистрикты. Всего было создано 50 провинций. Во главе дистрикта ставился комендант, т. е. представитель государства.
3-й - 1719-1725 гг. - образование новых органов отраслевого управления - коллегий; вторая областная реформа, закрепившая деление губерний на провинции и уезды, реформа церковного управления и создание Синода (1721 г.). Проводится финансово-налоговая реформа, создается правовая основа для всех учреждений: принимаются регламенты и Генеральный регламент 1720 г. Вводится новый порядок прохождения службы, регулируемый Табелью о рангах 1722 г. В это же время, после окончания Северной войны в 1721 г., Россия становится империей, а Петр получает титул императора и отца Отечества.
Боярская дума постепенно угасала и в начале века собиралась уже в довольно узком составе - 30-40 человек. С 1704 г. к ее заседаниям присоединялись начальники приказов. В 1708 г. Боярская дума была ликвидирована, вместо нее появился узкий малочисленный орган, названный Консилией министров, а затем и иной по сословному составу орган, названный в 1711 г. Правительствующим сенатом. Это был бюрократический высший орган государственной власти. Члены Сената (сначала 9) назначались царем из числа его непосредственного окружения независимо от знатности и присягали ему на верность. В первом составе Сената только трое его членов принадлежали к старинной титулованной знати: князья М. В. Долгорукий, Г. И. Волконский, П. А. Голицын, лишь трое в прошлом были членами Боярской думы: И. А. Мусин-Пушкии, Т. Н. Стрешнев, Г. А. Племянников. Созданный вначале для управления страной в период отсутствия царя, он затем стал постоянным органом, который в отсутствие царя мог при необходимости издать законы, но в 1722 г. по решению царя это право у него отняли. Однако у Сената осталось право законодательной инициативы и обширные надзорные функции в отношении госаппарата и высших должностных лиц. Законопроекты разрабатывалась и после утверждения царем публиковались Сенатом. Он был также высшей апелляционной инстанцией, а по наиболее важным делам и судом первой инстанции. Осуществлял он и контрольно-ревизионные функции (сенатские ревизии). Сенату были переданы функции Разрядного приказа, который был упразднен. При Сенате была учреждена канцелярия во главе с обер-секретарем, в составе которой был образован разрядный стол, ведавший государственной службой. Связь с губерниями Сенат осуществлял через особых губернских комиссаров (по двое от каждой губернии), состоявших при губернском столе сенатской канцелярии.
Сенаторы назначались на должность, приносили присягу на верность государю и государству и получали за службу жалованье.
По указу Петра I в заседаниях Сената не должно было быть болтовни, говорить надлежало только о деле. Суровые меры принимались для пресечения злоупотреблений. За нерадение к службе и государственным интересам Петр I сурово взыскивал с Сената.
Таким образом, в XVIII в. появляется новая знать, получающая за службу жалованье. Государственный аппарат по положению правительственных учреждений и обслуживающего персонала делится на два уровня: высший (правящий) и низший (исполнительский). Структуру госаппарата Петр уподоблял часовому механизму (по совету известного ученого Лейбница). Появляется и новая военная бюрократия в лице офицерского корпуса.
В рассматриваемый период устаревает приказная система управления и идет поиск новых организационных форм. Появляется новый вид органов центрального государственного управления - коллегии. Практическое образование коллегий заняло время с 1712 по 1718 г.
В 1715 г. в список коллегий входило 6, в 1719 г. - 9, затем -11. Двенадцатой коллегией стал священный Синод (1721 г.). Штат адмиралтейской коллегии включал 17 человек. Им руководствовались другие коллегии. Коллегиальное управление характеризуется следующими признаками:
1) подчинение госаппарата по вертикали;
2) возвышение роли документов и письменных бумаг;
3) определение обязанностей канцелярских служащих, среди которых главное должностное лицо - секретарь. Коллегии заменяли ранее действовавшие приказы, не имевшие четкой компетенции. Это был крупный шаг вперед, так как создавалась стройная для того времени система отраслевого управления.
Главными были три коллегии: Военная, Адмиралтейская, иностранных дел, их президенты входили в состав Сената.
Следующие три коллегии руководили промышленностью и торговлей: Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия и Коммерц-коллегия. Другие коллегии (Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия и Ревизион-коллегия) вели сбор финансов, контроль за их расходованием. Имелись также Духовная коллегия (затем Синод), Вотчинная коллегия, Юстиц-коллегия. Структура коллегии строилась единообразно: президент, вице-президент, 4 советника и 4 асессора. Решения принимались письменно. Дела решались голосованием, при равенстве принималось решение, за которое голосовал президент. Коллегии сочетали административные и судебные функции. Коллегиальность часто была фиктивной, неправосудие имело место в больших масштабах.
Большую роль в новых условиях играл Кабинет, или Ближняя канцелярия, учрежденная в 1699 г. при Боярской думе и имевшая функции финансового контроля. Она просуществовала до создания Ревизион-кол-легии.
В 1704 г. был образован Кабинет, или личная канцелярия царя. Компетенция ее развивалась по линии управления и законодательства, что отражало усиление соответствующих властных полномочий царя. В ней сосредоточивались военные и иные донесения, отчеты, проекты законодательных актов, иностранные источники и другие важные документы. Уставы и указы Петра I, исходившие из кабинета, сразу принимали силу закона. Через кабинет царь поддерживал связь с Сенатом, Синодом, коллегиями и губернаторами. Эта канцелярия просуществовала до 1727 г.
Создалась и система контроля - как за центральными учреждениями (Сенат и коллегии), так и за местными. Сначала деятельность Сената контролировалась дежурными штаб-офицерами гвардии, имевшими широкие полномочия и следившими за исполнением данной Сенату инструкции, проведением в жизнь указов. Позднее, в 1722 г., появилась специальная должность генерал-прокурора Сената - «око» государя. В его ведении была канцелярия, через которую шли важные документы. Он мог опротестовать и приостановить решения Сената с последующим докладом царю, штрафовать и арестовывать непокорных сенаторов, проводить проверку исполнения. Прокуроры вводились во все коллегии (обер-прокуроры) и местные органы (губернские прокуроры). Имел место и негласный контроль, который вели фискалы, «тайно проведовавшие» о всяких нарушениях указов государя и возбуждавшие через прокуратуру дела о преследовании государственных преступников. Институт фискалов был введен одновременно с образованием правительствующего Сената.
Местное самоуправление в 1-й четверти XVIII в. неоднократно перестраивалось как в ходе областных реформ, так и после них.
В 1702 г. губные учреждения заменились воеводами и при них -выборными советами дворян.
В 1708 г. страна разделилась на 8 губерний. Затем их число увеличилось до 11, а в конце правления Петра I - до 14. Губернаторы ведали военными делами, податями и полицейскими функциями. Назначались они царем и подчинялись Сенату. При губернаторах - выборные ландратские коллегии, члены которых утверждались Сенатом. Губернатор все дела вносил на их рассмотрение. Большинство членов ландрата занимались на местах управлением.
В 1727 г. местное управление сосредоточилось в руках губернаторов, воевод и их канцелярий.
Развивались и города. Уже в 1699 г. Петром I города изымались из ведения приказов и воевод и в них создавались земские избы, а в столице -Бурмистерская палата (ратуша) как выборные органы самоуправления. Земские избы ведали сбором податей и судом, избирались они как горожанами, так и государственными крестьянами, подлежавшими ведению изб, но позднее они попали под опеку губернаторов.
В 1721 г. по реформе городского управления были созданы магистраты, а в Петербурге - Главный магистрат, который руководил местными магистратами. Обер-президент и президент (для Петербурга) Главного магистрата назначались правительством. Магистраты занимались вопросами городского самоуправления и делами зарождавшейся буржуазии.
Президент, бургомистры и ратманы избирались на городской сходке из «умных» богатых людей. Избрание их должно быть утверждено Главным магистратом.
В малых городах действовал бургомистр и несколько ратманов. Магистраты судили «купецких и ремесленных людей» по всем преступлениям, кроме «великих государственных дел». Приговоры к смертной казни утверждались Главным магистратом. В их ведении находилась местная полиция. Магистраты могли составлять полицейские регламенты, которые утверждались царем или Сенатом. Занимались вопросами управления, сбора налогов, податей. Жалобы на их неправомерные действия разбирал Главный магистрат.
После разделения граждан на регулярных и нерегулярных первые получили гильдейское самоуправление по внутренним делам гильдий, а вторые объединились в цехи, во главе которых стоял выборный алдерман (старшина).
После смерти Петра I Главный магистрат был упразднен, а городские (городовые) магистраты были подчинены губернаторам и воеводам.
Атрибутом абсолютной монархии является регулярная армия. Посредством войска самодержавие осуществляло как внешние, так и внутренние функции, связанные с защитой территорий (включая завоеванные) и удержанием в повиновении народных масс. Изменения в госаппарате не могли не повлечь изменений в организации вооруженных сил. XVII век предъявил к армии требования быть в постоянной готовности к осуществлению обеих функций, что потребовало создания регулярной армии. Стрельцы, городовые казаки и дворянское ополчение показали свою недостаточную боеспособность, так как они отвлекались от службы, занимаясь ведением хозяйства. Следует отметить, что первые солдатские, драгунские и рейтарские полки были созданы уже в правление Михаила Федоровича, но это не были регулярные части, так как они образовывались лишь для нужд войны, т. е. на время. Однако эта форма воинских частей была прогрессивной, и к 1680 г. в России был уже 41 солдатский полк (61 288 чел.), 26 рейтарских и копийских (30 472 чел.), причем русские офицеры к тому времени уже вытесняют иностранцев; появились и первые русские генералы: Шепелев, Косогов, Змиев.
Войска руководствовались «Уставом ратных и пушечных дел» и книгой «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», изданной в 1647 г. Именно 1647 г. Петр I считал началом регулярного войска и воинского устава.
В царствование Алексея Михайловича (отца Петра I) была попытка создания регулярного флота. На Демидовских верфях был построен для Каспийского моря корабль «Орел» и другие суда.
Однако в общегосударственном масштабе, как известно, армия и флот стали регулярными лишь при Петре I, что было обусловлено потребностями ведения Северной войны. Обнаружив непригодность дворянского ополчения, Петр I провел военную реформу, вводя с 1699 г. воинскую повинность в форме рекрутских наборов. Согласно этой реформе население города и деревни (20 дворов каждые пять лет, затем 100 дворов ежегодно) поставляли в армию по одному рекруту, срок службы которых был 25 лет. Таким образом, создавалась регулярная национальная армия, состоявшая из крестьян и горожан, делившаяся на определенные воинские части (полки и т. д.).
Пайпс Р. Буржуазия, которой не было // Пайпс Р. Россия при старом режиме. - М„ 1993. Гл. 8. С. 252-290.
В абсолютистском государстве была создана регулярная полиция -«душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности».
В мае 1718 г. указом Петра 1 вводится специальная полицейская должность генерал-полицмейстера в Петербурге, на которую назначается бывший денщик царя, а ныне генерал-адъютант А. М. Девиер. Позднее, в 1722 г., вводится должность обер-полицмейстера в Москве и полицмейстеров в других городах. При них создаются полицмейстерские конторы. В их ведение передаются полицейские офицеры, унтер-офицеры, рядовые, а также канцелярские служащие. Поскольку важными обязанностями полиции были контроль за благоустройством и санитарией городов, к работе привлекались градостроители и помощники архитекторов. Старосты улиц и десятские подчинялись полиции и помогали в хозяйственных делах и контроле за торговлей. Важными были и обязанности по борьбе с преступностью и обеспечению пожарной безопасности. По Указу 1724 г. были введены паспорта или письменные виды на жительство, без которых крестьяне никуда не могли отлучаться. Таким образом, контроль за передвижением населения был усилен. После смерти Петра I полицейские функции передались воеводам.
Создаются и органы политической полиции: Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Преображенский приказ оформился в 1695 г. из бывшей избы, управлявшей Преображенским полком и отвечавшей за охрану порядка в столице и т. д. Главой (Главным судьей) этого приказа, просуществовавшего до 1729 г., был крупный государственный деятель Ф. Ю. Ромодановский. Особенностью деятельности данного приказа являлась его непосредственная связь с царем. Петр I лично изучал дела приказа, писал по ним Инструкции и выносил решения, иногда лично допрашивал обвиняемых. Сохранился ряд его решений, которые затем служили образцом при рассмотрении других дел (своеобразные прецеденты). По количеству рассмотренных дел Преображенский приказ значительно превосходил Тайную канцелярию. Так, за период с 1719 по 1726 г. в Тайной канцелярии было рассмотрено 280 дел, а в Преображенском приказе - около 2000 дел. Перегрузка этого приказа различными делами по заведованию гвардейскими полками и полицейскому управлению Москвой, а также его отдаленность от Петербурга вынудили правительство создать в 1713 г. временные разыскные канцелярии во главе с гвардейскими офицерами. Одна из этих канцелярий, начавшая в Москве следствие по делу царевича Алексея, после переезда в Петербург 20 марта 1718 г. была преобразована в постоянную Тайную канцелярию. Рассмотрением дел в этом новом органе политического следствия и суда занималась коллегия в составе П. Толстого, А. Ушакова, Г. Скорнякова-Писарева и И. Бутурлина. В официальных документах эти лица именовались «министрами Тайной полиции». Канцелярия вела процессы по всем «трем пунктам» Указа от 24 января 1715 г. В Тайной канцелярии рассматривались дела о «непристойных выражениях» об особе государя - непочтение к царской фамилии; о самозванстве, несоблюдении молебнов в царские дни, «непристойных речах» о государственных деятелях, дела об измене, раскольниках, волшебстве, казнокрадстве, взяточничестве и т. д. Здесь прошли такие крупные процессы, как дело царевича Алексея и его сообщников - противников реформ Петра I; связанные с этим процессом дела бывшей царицы Евдокии Лопухиной и Кикина; придворное уголовное дело фаворитки Петра I Марии Гамильтон; ряд дел по третьему пункту Указа 1715 г. о хищениях в Ревельском порту; злоупотреблениях в Астрахани; краже корабельных лесов на Днепре и т. д. Для расследования таких дел широко применялись доносы и пытки. Наиболее известным делом о государственном преступлении было дело царевича Алексея, сына Петра 1. Из опасений государственного переворота царь был недоволен сыном и угрожал ему пострижением в монахи. В 1716 г. Алексей бежал в Австрию. Известный дипломат П. А. Толстой уговорил его вернуться, уверяя, что Петр простит его. Царевич в конце 1717 г. вернулся на родину. Петр заставил Алексея отречься от престола, а затем отдал под арест. Под пытками в Тайной канцелярии царевич назвал своих «сообщников», т. е. людей, недовольных политикой Петра I. Сообщники были казнены, а в июне 1718 г. особый суд, сформированный из высших сановников, приговорил царевича к смертной казни. Но, как полагают историки, Алексей умер еще до казни.
Судебные органы, имевшиеся в стране, возглавлял царь, являвшийся высшей судебной инстанцией, в том числе и апелляционной. При Петре I была проведена перестройка судов.
В 1719 г. были созданы нижние, т. е. провинциальные, городовые и надворные суды. Надворные создавались только в знатных губернских городах. Суды подчинялись Юстиц-коллегии, а надзор осуществляли губернаторы и воеводы. Губернаторы и другие должностные лица были председателями надворных судов. Апелляции на решения надворных судов подавались в Юстиц-коллегию. В 1727 г. они были ликвидированы, и суд возглавили губернаторы и воеводы, т. е. суд соединился с администрацией.
Политические дела, рассматривавшиеся в Преображенском приказе и Тайной канцелярии, велись в тайне, разыскным порядком. Наиболее
Этот указ обязывал каждого подданного «доносить» словесно и письменно царю по следующим трем пунктам: «1) о каком злом умысле против персоны его царского величества или измены; 2) о возмущении или бунте; 3) о похищении казны».
важные из них рассматривались в Сенате, действовавшем в качестве суда первой инстанции.
С 1722 г. суд в городах (кроме «великих государевых дел») осуществлялся магистратом, выделявшим судей. Высшей инстанцией для горожан был Главный магистрат. Городовые суды затем были упразднены.
Военнослужащих судили полковые и генеральные суды. Аудитор осуществлял надзор за законностью военного суда, высшей военно-судебной инстанцией был Генеральный суд. Судебные функции сохраняли и некоторые коллегии (Вотчинная, Камер- и Мануфактур-коллегии). Некоторой судебной властью обладала полиция, рассматривая дела с наказаниями в виде штрафов и вплоть до ссылки на галеры (за неисправные печи, азартные игры и пьянство, неисполнение некоторых повинностей).
Духовный суд рассматривал дела о спорах между духовенством и дела мирян, связанные с церковью. Синод являлся высшей инстанцией духовного суда.
Сохранялась вотчинная юстиция помещиков для владельческих крестьян (кроме дел об убийствах, разбоях и политических дел). Неправосудие продолжало иметь место, что отмечалось публицистами (Посошков и др.), особенно с 1727 г., когда приказные лишились жалованья и довольствовались поборами с челобитчиков.
Возросла роль финансов, особенно для армии. Важной статьей бюджета были питейные доходы на основе казенной монополии государства на вина. Действовали и другие монополии: табачная, соляная, монетная, почтовая. Источниками доходов были также пошлины и иные повинности.
Для петровских времен характерно стремление к светскому государству, освобожденному от опеки и вмешательства церкви в государственные дела. Церковь была большой силой, и патриархи конкурировали с государством. В целях ограничения силы церкви Петр объявил главою церкви себя, чтобы ликвидировать патриаршество, и активно вмешивался в церковные дела. Он подчинил церковь государству, создал из Духовной коллегии Синод, члены которого лично им назначались, присягали государю. Обер-прокурор Синода контролировал его деятельность. Петр I нанес сильный удар по монашеству, «тунеядцам», которые «ни богу, ни людям». Царь ввел твердые ограниченные штаты в монастыри. Монастырские имения перешли в ведение казны, а затем Синода. Петр устранил вмешательство церкви в государственные дела, создал светское государство.
После смерти Петра I происходили частые дворцовые перевороты, которые не изменяли сути самодержавия.
Фактическую власть в эти времена приобретали специальные органы при царях. В 1726 г. при императрице Екатерине 1 был создан Верховный тайный совет, который отказался от ряда петровских начинаний. На местах были ликвидированы независимые от воевод надворные суды, Главный магистрат, а городовые магистраты подчинены воеводам. Отдельные коллегии были объединены, а их штаты упрощены и сокращены в целях экономии. Почти сразу после создания Совета были приняты меры по уменьшению роли Сената, и прежде всего было отнято наименование «Правительствующий», замененное на «Высокий». Сенат подчинялся Верховному тайному совету, а генерал-прокурор П. А. Ягужинский был смещен с поста, и его должность оставалась незамещенной. Сократилась численность и принизилось значение фискалов. Сенат перестал быть органом надзора за государственным аппаратом, а превратился в многоотраслевой исполнительный аппарат по отношению к Тайному совету.
Приглашенная на престол после смерти Петра II в январе 1730 г. племянница Петра I - Анна Иоанновна сначала подписала условия (кондиции) об ограничении ее власти Тайным советом. Согласно этим условиям императрица не могла самостоятельно решать вопросы войны и мира, проводить назначение выше полковника, расходовать денежные средства, давать вотчины, назначать себе преемника и даже выходить замуж. Выяснив настроения массы дворянства, 25 февраля Анна порвала их и объявила себя самодержавной государыней. По просьбе рядовых дворян она восстановила Правительствующий сенат в марте 1730 г. в составе 21 члена. Тогда же П. А. Ягужинский был вновь назначен исполняющим на должность генерал-прокурора. Временное исполнение затянулось почти на 10 лет и завершилось в 1740 г. назначением генерал-прокурором князя Н. Ю. Трубецкого. В этот период Сенат являлся исполнительным органом при Кабинете министров, который контролировал его деятельность. Верховный тайный совет был упразднен, а некоторые его члены были репрессированы.
Вместо Тайного совета в 1731 г. был учрежден Кабинет министров в составе трех ведущих сановников. Основателем и фактическим руководителем Кабинета являлся А. И. Остерман. С 1735 г. этот орган приобрел законодательные права: подписи кабинет-министров приравнивались к подписи императрицы. Однако министры фактически исполняли волю Э. И. Бирона, фаворита Анны Иоанновны, творившего произвол по усмотрению своего окружения (президента военной коллегии Б. X. Миниха и вице-канцлера А. И. Остермана). Это политика получила название «бироновщина», поскольку в общественном мнении она связывалась с деятельностью фаворита. Расследование политических дел на всей территории России осуществлялось созданной 6 апреля 1731 г. Канцелярией тайных разыскных дел. Все лица, заявившие «слово и дело государево», направлялись в данную Канцелярию, где подвергались суровым пыткам и после установления виновности предавались казни. В это время происходит дальнейшее развитие полицейских органов. Законодательной основой создания регулярной полиции в периферийных городах явился указ от 23 апреля 1733 г. «Об учреждении полиции в городах».
Фаворитизм в правление Анны Иоанновны послужил обогащению клики прибалтийских баронов немецкого происхождения. Даже после смерти императрицы в октябре 1740 г. Бирон исполнял обязанности регента при младенце царе Иване VI. Однако в ноябре 1740 г. регент был свергнут, и фактически правил Остерман. Вновь была развернута борьба за престол различных придворных группировок. В результате дворцового переворота в ночь на 25 ноября 1741 г. к власти пришла дочь Петра I Елизавета.
При императрице Елизавете (1741-1761 гг.) Кабинет министров был упразднен, и госаппарат, включая армию, был очищен от иностранцев. Часть дел Кабинета стал исполнять Сенат, а часть - сама императрица. Разумеется, в ходе данной чистки были уволены и многие ценные специалисты. При императрице был восстановлен Кабинет ее величества, т. е. личная канцелярия, сходная по компетенции с Кабинетом Петра I. Правительство Елизаветы вело достаточно гибкую внутреннюю политику: прощало недоимки, временно снижало подушную подать, в 1754 г. ликвидировало внутренние таможни. Практически прекратились репрессии против дворян, и развивались их привилегии. Законодательными функциями вновь был наделен Сенат, получив статус высшего государственного органа. Однако он действовал по поручению царя. Сенат сохранял свое первенствующее положение вплоть до учреждения Конференции. С 1756 г. - Конференция при высочайшем дворе, которая первоначально занималась только вопросами ведения войны, а уже затем была наделена большими полномочиями во внешней и внутренней политике. Конференция приобрела право посылать Сенату свои распоряжения в форме протоколов. За Сенатом сохранилось практическое руководство государственным аппаратом в вопросах управления финансами, кредитом, торговлей и др. Сенату был подведомствен Московский университет. Сенат оставался высшей судебной инстанцией и даже пытался добиться исключительного права утверждения смертных приговоров, но безуспешно. Аппарат Сената усложнился за счет нескольких новых учреждений. Особое значение среди них приобрела Главная межевая канцелярия, созданная в 1755 г., а также учрежденная в феврале 1762 г. вместо Канцелярии тайных разыскных дел Тайная экспедиция Сената. Царскую власть эти учреждения не ограничивали.
После смерти Елизаветы престол принял Карл Петр Ульрих, ставший императором Петром III. При нем расширяются привилегии дворянства. Манифест Петра III 1762 г. «О даровании вольности и свободы всему
российскому дворянству» освободил дворян от обязательной военной и государственной службы. Расширились права дворян в отношении крепостных. Указ 1760 г. предоставил право ссылки крестьян в Сибирь, а с 1765 г. -на каторжные работы. При нем началась секуляризация церковных земель. Политика его была направлена на либерализацию экономической и политической жизни общества. Была ликвидирована Тайная канцелярия, запрещено употребление выражения «слово и дело», прекращены преследования раскольников, отменены некоторые торговые монополии. В то же время Петр III стал решительно укреплять дисциплину в государственных учреждениях и армии. Царских сановников раздражало постоянное вмешательство императора в текущие дела органов власти и его стремление ослабить влияние гвардии, главного орудия государственных переворотов. В сочетании с пропрусской внешней политикой указанные обстоятельства привели к возникновению заговора гвардейцев (при участии его жены, прусской принцессы - будущей царицы Екатерины II), в результате которого Петр III был свергнут с престола, а 6 июля 1762 г. убит.
При Екатерине II была проведена реформа Сената. В декабре 1763 г. Сенат был разделен на шесть изолированных друг от друга департаментов: четыре из них находились в Петербурге, а два - в Москве. Важнейшие вопросы управления («государственные и политические дела») были сосредоточены в первом департаменте, возглавляемом генерал-прокурором. Этот департамент охранял права дворянского сословия: обнародовал законы, заведовал Тайной экспедицией и Канцелярией конфискаций, финансами и финансовым контролем, промышленностью, торговлей, государственным и церковным имуществом и соответствующими им учреждениями. В ведомстве второго департамента находились вопросы суда, межевания, рассмотрения прошений на имя императрицы. Третий департамент занимался разнообразными управленческими делами, заведованием путями сообщения и медицины, попечительством о науках, образовании и искусствах, управлением окраинами. Четвертый департамент ведал военно-сухопутными и военно-морскими делами. Московские департаменты соответствовали петербургским: пятый - первому, шестой - второму.
Реформа Сената в 1763 г. фактически возвысила только роль и значение генерал-прокурора. Генерал-прокурор пользовался правом ежедневного доклада императрицы о решенных в Сенате делах. В случае разногласий во мнениях сенаторов по какому-либо делу на общем собрании департаментов генерал-прокурор докладывал о нем императрице и добивался ее личного решения. Некоторые изменения были внесены в компетенцию Святейшего синода. В 1744 г. Коллегия экономии была упразднена, а ее дела были переданы Канцелярии синодального экономического правления. Как известно, политика Екатерины II существенно изменилась в связи с Крестьянской войной 1773-1775 гг., и это отразилось на последующих государственных реформах.
До 1775 г. сохранялись прежние местные органы управления. Губерния управлялась губернаторами, провинции - уездными воеводами, при них имелись присутствия и канцелярия. В 1763 г. в распоряжение губернаторов отдавались воинские команды.
Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева вызвала к жизни крупную губернскую реформу 1775 г. Ранее в стране было 23 губернии, после войны они стали разукрупняться. Эта реформа проводилась 20 лет, в результате чего число губерний выросло до 50. Смысл реформы состоял в приспособлении аппарата к фискальным и карательным целям государства. Единственный критерий для образования губерний - количество населения - 300-400 тыс., на уезды - 20-30 тыс. душ. Провинции и должности воевод упразднялись. Губернатор назначался и смещался императором. Он обладал всей полнотой власти, стоя во главе губернского правления, в которое входили губернский прокурор и два советника. Генерал-губернатор управлял несколькими губерниями, и полномочия его были более широкие, чем у губернатора. Ему подчинялись губернаторы. В отсутствие императора он являлся главнокомандующим, непосредственно докладывал императору, принимал экстренные меры. Надзор за законностью возлагался на губернского прокурора и двух помощников (стряпчих), в уездах - на уездных стряпчих. Количество уездов увеличилось почти вдвое. Земский исправник стоял во главе уездной администрации, а исправник - во главе нижнего земского суда (кроме него туда еще входили два дворянина), они осуществляли руководство земской полицией, исполнением законов и проведением в жизнь местных актов. В городах администрацию возглавляли городничие.
Реформа 1775 г. носила феодально-крепостнический характер, она укрепляла власть дворянства на местах. В дальнейшем этот аппарат почти не подвергался изменениям.
В правление Екатерины II были приняты меры по укреплению органов полиции и развитию ее структуры. Компетенция данных органов была расширена, и наряду с функциями по охране порядка и безопасности на полицию были возложены многочисленные общеадминистративные, финансовые и даже некоторые судебные полномочия. В 1782 г. был принят Устав благочиния. Под благочинием понималось поддержание порядка и безопасности в обществе.
В городах были созданы управы благочиния, подчинявшиеся органам губернского управления. В полицейском отношении город делился на части во главе с частным приставом. Часть охватывала от 200 до 700 дворов, подразделявшихся на кварталы, где непосредственно осуществлялся надзор за порядком. Управы обладали даже некоторыми судебными полномочиями, рассматривая дела о мелких кражах на сумму до 20 руб.
Управы благочиния в столицах возглавлялись обер-полицмейстерами, а в остальных городах - городничими. Управа состояла из двух приставов, назначавшихся в столицах Сенатом, в остальных городах - губернским правлением, двух ратманов, выбиравшихся из купцов городским собранием.
Главные задачи полиции по Уставу благочиния состояли в том, чтобы «общий порядок сохранен был во всех видах», чтобы «ничто не принималось противное службе императорского величества» и чтобы во всем «благочиние и добронравие сохранялось». Для выполнения этих задач полиция была наделена весьма широкой компетенцией. Она следила за тем, чтобы городские жители исполняли законы, постановления местной власти и решения судов, занималась вопросами санитарии и благоустройства (мощение улиц и т. д.), ведала торговлей. Полиция проводила предварительное следствие и судила за мелкие кражи и мошенничество. В ведении полиции находились также пожарные команды.
Во главе каждой полицейской части города находился частный пристав, который имел свою канцелярию, именовавшуюся «частный», «съезжий дом» (иногда просто «часть»).
Части, в свою очередь, подразделялись на кварталы - 50-100 дворов. Возглавлялись они квартальными надзирателями, которым были подчинены квартальный поручик и рядовые полицейские - будочники.
Управы благочиния выступали как судебно-полицейские органы. Одной из важных их функций было «открытие преступлений и проступков, предупреждение оных, имание под стражу преступников, исследование на месте, обнаружение и утверждение доказательства преступлений или проступков».
Сразу же после ликвидации Канцелярии тайных разыскных дел была создана Тайная экспедиция Сената. Ее штат был укомплектован сотрудниками бывшей Канцелярии во главе с печально известным С. Шешковским. Тайная экспедиция Сената подчинялась генерал-прокурору, который мог вмешиваться в любое дело. Этот орган служил для охраны незыблемости царской власти. Экспедиция была независима от других органов, а централизованное руководство ею обеспечивало сохранение полной секретности дел. Активность экспедиции особенно выросла после крестьянской войны 1773-1775 гг. и французской буржуазной революции 1789-1794 гг. Именно там велось следствие по делу Емельяна Пугачева в 1775 г., а впоследствии по делам русского просветителя Н. И. Новикова (1792 г.) и дворянского революционера А. Н. Радищева (1790 г.). В это же время был репрессирован чиновник Г. Попов, разославший императрице, Сенату и Синоду письма с требованием освободить крестьян. В 1793 г. в Тайную экспедицию попал Ф. В. Крочетов, автор критических сочинений, адресованных Екатерине II. Чаще всего основанием для возбуждения дел являлись доносы. Своеобразным новшеством в работе политического сыска в это время стала перлюстрация частной переписки. Для расследования отдельных дел создавались секретные следственные комиссии, в распоряжение которых выделялись воинские команды. В частности, Особая комиссия была создана по делу поручика В. Мировича, который пытался освободить царевича Ивана VI.
В 1775 г. предпринималась попытка отделения предварительного следствия от судебного разбирательства. Предварительное следствие было передано нижним земским судам и управам благочиния.
Вышеуказанное свидетельствует, что при абсолютизме в любой момент мог быть осуществлен возврат к старым методам властвования и приемам борьбы с политическими противниками. Так и произошло после Крестьянской войны Пугачева.
§4. Развитие права
В это время продолжается развитие феодального права, как права-привилегии, но при этом возрастает уровень юридической техники. Заимствуя государственные институты европейских стран и приспосабливая их к условиям Российского государства, Петр I одновременно разрабатывал оригинальные собственные правовые установления. В частности, законодательство о земле и крестьянах не испытало влияния западноевропейского права. Приказывая в 1719 г. Сенату рассмотреть шведское Уложение с целью использования в России отдельных правовых норм, Петр I сделал оговорку: «Для поместных дел взять права эстляндские и лифляндские, ибо оные сходне и почитай одним манером владение имеют как у нас». Однако прямого использования норм прибалтийского права не произошло.
Петр I верил во всесилие закона, во всемогущество государственной власти и поэтому принимал активное участие в подготовке и издании законов. Во 2-й половине XVII в. в среднем в год издавалось по 36 правовых актов, а в 1-й половине XVIII в. ежегодно в среднем издавалось уже по 160. Петр I требовал неукоснительного соблюдения законов, особенно должностными лицами. В этих целях в 1722 г. был издан указ «О хранении прав гражданских», текст которого император приказал держать на столе засе даний Сената и судебных учреждений, а при его нарушении на виновных налагался штраф в размере 100 руб. Однако фактическое исполнение законов отнюдь не соответствовало потребностям государства. Так, например, сыск беглых крестьян не был достаточно эффективным, и процесс побегов не был остановлен.
Законодательство периода становления абсолютизма охватывало все стороны государственной и общественной жизни и регулировало общественные отношения в основном в интересах дворянского сословия. Но на дворянство накладывались и определенные обязанности во имя «государственной пользы». Законодательство пыталось обосновать особую ценность этого сословия. Обязанности, возлагаемые на дворян, служили интересам самого же дворянства. Однако эгоизм дворян проявился в их стремлении после смерти Петра I освободиться от многих обязанностей. Это получило свое отражение в законодательстве последующих десятилетий XVIII в.
Значение норм обычного права в это время ослабло, оно сохранялось лишь в сельских общинах государственных крестьян. Помещики также использовали в своих целях отдельные институты (например, круговую поруку).
Господствующим источником права при абсолютизме становится нормативный правовой акт в его разнообразных формах: уставах, регламентах, указах, имевших одинаковую юридическую силу. На первый план выдвигается законодательная деятельность императора.
Для развития отечественной промышленности государство предоставляло право частным лицам строить заводы, фабрики на казенных землях, используя труд приписанных к ним крепостных, т. е. «посессионных» крестьян. В результате этого сформировалось посессионное право, т. е. право частных лиц на потомственное пользование фабриками и заводами вместе с крепостными крестьянами (указ от 23 мая 1723 г. «О построении в Усольском уезде медных заводов, о приписке к ним деревень и о поселении пришлых людей»).
Императорские указы Петр разделил на временные (издаваемые по какому-либо конкретному случаю) и вечные (дополнявшие или уточнявшие Уложение 1649 г.). Петр I, принимая активное участие в подготовке законодательных актов, не всегда критически изучал иностранный опыт и законодательство, заимствуя их положения, особенно в военной области. В период его правления была сужена юрисдикция церковных судов, из которой были изъята часть дел о половых преступлениях, а также в области брачно-семейных и нравственных отношений.
При Петре I рост числа законов приводит к необходимости их отраслевой систематизации. Первоначально Петр хотел издать новое Уложение, но затем пошел по пути создания отдельных кодексов. В первую очередь систематизации подверглись нормативные акты, связанные с военным делом.
Важнейшими памятниками эпохи Петра I в сфере военно-уголовного права являются: Артикул воинский (первый военно-уголовный кодекс), изданный в 1715 г., и Морской устав 1720 г. К ним примыкает Краткое изображение процессов или судебных тяжб, регулирующее вопросы процессуального права и судоустройства. В них четко отражена линия государства на укрепление дисциплины, в том числе за счет усиления уголовной репрессии. Кроме норм уголовного права в этих актах содержались нормы административного и государственного права. Артикул воинский неслучайно был включен в одну книгу с Уставом воинским - нормативным актом, регулировавшим порядок формирования и организации службы армии. Армию Петр I считал образцом для всего государственного аппарата и полагал, что для ее укрепления хороши любые средства, в том числе и самые суровые. Артикул воинский являлся частью законодательства, регулировавшего вопросы ответственности военнослужащих, а в отношении гражданского населения продолжало действовать Соборное уложение 1649 г.
Петр I делил все преступления на государственные и «партикулярные» (частные), обосновав в специальном указе повышенную опасность первых, вредящих всему государству, и меньшую - вторых, затрагивающих интересы группы лиц или одного лица. Государственные преступления наказывались особо жестоко, чаще всего смертной казнью, и потому в 1722 г. Петр I предписал, чтобы за них гражданские лица отвечали наравне с военными. Таким образом, сфера действия норм Артикула воинского была шире ввиду того, что они применялись не только к военнослужащим, но и к гражданскому населению. Это практиковалось и в ответственности за иные преступления.
Все преступления данного времени условно можно разделить на три группы:
- посягательства на основы феодального строя (включая религиозные преступления);
- воинские преступления;
- общеуголовные преступления.
Каждую из этих групп преступлений, в свою очередь, можно разделить на определенные виды, получившие закрепление в указанных выше памятниках права.
Артикул воинский структурно делится на 24 главы и 209 статей (артикулов), включает много толкований, поясняющих артикулы, расширяющих их действие либо смягчающих наказания.
В Соборном уложении 1649 г. под преступлением понимается ослушание воли царя. В Артикуле воинском под преступлением понимается не только формальный акт нарушения государевой воли, но и любой акт, причиняющий вред государству, посягающий на «государственный интерес». По законодательству Петра I преступным считается не только то, что запрещено законами, но все то, что вредно для государства, это видно из указа от 24 декабря 1714 г., которым в российское законодательство впервые был введен термин «преступление».
Преступлениями признавались и самоубийства и дуэли, поскольку они нарушали государственные интересы в сфере службы, а также неуплата налогов.
Серьезными нарушителями «интересов государственных» считались лица, уклонявшиеся от службы. Тяжким преступлением было взяточничество. Большое внимание уделялось преступлениям против службы, в особенности военной.
До Петра 1 в законодательстве почти не различалась ответственность в зависимости от виновности, в основном придерживались позиций объективного вменения. В петровском законодательстве уделено большое внимание институту вины. Умышленные преступления наказывались строже, чем неосторожные. Жены и дети несли ответственность вместе с мужьями и вместо них. Отягчающим обстоятельством было пьянство. Точный возраст уголовной ответственности не был установлен. Но за кражу наказание умалялось, «ежели вор будет младенец».
В «Кратком изображении процессов или судебных тяжб» говорится, что «младенец или которые 15 лет не имеют» относятся к числу негодных свидетелей и не могут быть приняты во внимание в суде. Законодательство Петра I значительно ограничивает по сравнению с Соборным уложением право необходимой обороны и телесной неприкосновенности (арт. 156). Только в виде исключения разрешалось убить ночного вора, ворвавшегося в дом (толкование к арт. 185). Превышение необходимой обороны влекло взыскание (штраф) или тюремное заключение «по рассуждению судейскому». Наказуем был и голый умысел.
Институт соучастия предусматривал: зачинщиков (исполнителей), подстрекател