ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
1. Теория государства и права как наука – система знаний об общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.
2. Государство – организация публичной власти всего социально-неоднородного общества или его части, которая с помощью специального аппарата и юридического права обеспечивает целостность, стабильность и безопасность общества.
3. Государственный суверенитет – свойство государственной власти, которая проявляется в её верховенстве внутри государства и независимости во внешних отношениях.
4. Функции государства – основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и назначение в обществе.
5. Гражданское общество – система связей (отношений) между свободными и равноправными людьми и их объединениями, которые имеют реальные возможности принимать участие во всех сферах жизни общества.
6. Правовое государство – организация публичной власти гражданского общества, при которой юридическими средствами реально обеспечивается осуществление, охрана и защита прав человека.
|
|
7. Социальное государство – организация публичной власти гражданского общества, обеспечивающая реализацию экономических, социальных, культурных прав человека, а также социальный мир.
8. Форма государства – способ организации и осуществления государственной власти.
9. Форма правления – способ организации высшей государственной власти.
10. Форма государственного устройства – способ деления государства на составные части и распределения государственной власти между государством этими частями.
11. Государственный режим – способ осуществления государственной власти.
12. Аппарат государства – система государственных органов, осуществляющих задачи и функции государства.
13. Демократия – власть большинства населения государства, осуществляемая непосредственно народом или через сменяемые, выборные представительные органы.
14. Право (объективное юридическое право) – система общеобязательных правил поведения (юридических норм), установленных или санкционированных и обеспеченных государством с целью регулирования, охраны и защиты общественных отношений.
15. Субъективное юридическое право – закрепленная юридическими нормами мера возможного поведения персонифицированного субъекта, направленная на приобретение, использование им определенных благ.
16. Субъективная юридическая обязанность – закрепленная юридическими нормами мера должного поведения персонифицированного субъекта, направленная на обеспечение субъективных юридических прав других субъектов.
|
|
17. Функции права (объективного юридического права) – основные направления его воздействия на общественные отношения.
18. Правосознание – знания субъектов о праве, их отношение к юридическому праву и юридически значимому поведению.
19. Система права (объективного юридического права) – комплекс взаимосвязанных действующих юридических норм, характеризующийся их единством, согласованностью, а также делением на относительно самостоятельные образования.
20. Отрасль права (объективного юридического права) – система юридических норм, регулирующих однородные по объекту общественные отношения специфическим методом.
21. Институт права (объективного юридического права) – система юридических норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений.
22. Юридическая норма – общеобязательное правило правомерного поведения, установленное или санкционированное и обеспеченное государством.
23. Гипотеза юридической нормы – часть нормы, в которой указываются условия, обстоятельства её действия.
24. Диспозиция юридической нормы – часть нормы, в которой указываются права и обязанности субъектов, возникающие, изменяющиеся, прекращающиеся при наличии обстоятельств, указанных в гипотезе.
25. Санкция юридической нормы – часть нормы, в которой указывается мера государственного принуждения за нарушение диспозиции.
26. Форма (источник) права (объективного юридического права) – способ внешнего выражения и закрепления юридических норм.
27. Правовой обычай – способ внешнего выражения и закрепления обычая (правила поведения, сложившегося в обществе и в силу многократного применения вошедшего в привычку людей), который санкционируется государством и становится в силу этого общеобязательным.
28. Правовой прецедент – способ внешнего выражения и закрепления индивидуального правила поведения, которое устанавливается компетентным органом государства для урегулирования конкретной жизненной ситуации и становится общеобязательным в регулировании аналогичных конкретных жизненных ситуаций.
29. Нормативный правовой акт – способ внешнего выражения и закрепления юридических норм, устанавливаемых компетентным субъектом.
30. Закон – нормативный правовой акт органа законодательной власти или самого народа, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой.
31. Подзаконный нормативный правовой акт – письменный юридический акт компетентного субъекта, созданный на основе закона, в соответствии с законом и для его исполнения.
32. Кодификация нормативно-правовых актов – содержательная переработка определенной, связанной общим предметом правового регулирования группы действующих нормативно-правовых предписаний, их согласование и объединение в едином нормативно-правовом акте.
33. Правоотношение – предусмотренное юридической нормой и гарантированное государством общественное отношение, участники которого обладают взаимными субъективными юридическими правами и субъективными юридическими обязанностями.
34. Правоспособность – закрепленная юридическими нормами и гарантированная государством возможность субъекта иметь субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности.
35. Дееспособность – закрепленная юридическими нормами и гарантированная государством возможность субъекта своими действиями приобретать и осуществлять субъективные юридические права, субъективные юридические обязанности и нести юридическую ответственность.
36. Юридический факт – предусмотренное гипотезой юридической нормы конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого возникают, изменяются, прекращаются правоотношения.
|
|
37. Реализация юридических норм – деятельность субъекта по воплощению юридических норм в правомерном поведении путем их использования, исполнения и соблюдения.
38. Применение юридических норм – деятельность компетентных субъектов по установлению индивидуальных формально-обязательных правил поведения с целью обеспечения реализации юридических норм.
39. Нормативно-правовые коллизии – противоречия между действующими юридическими нормами, которые регулируют одни и те же общественные отношения.
40. Нормативно-правовой пробел – отсутствие нормативно-правовой регламентации определенной группы общественных отношений, которые находятся в сфере правового регулирования.
41. Толкование юридических норм – деятельность по уяснению или разъяснению содержания юридических норм с целью правильного их применения и реализации.
42. Законность – режим соответствия общественных отношений действующим юридическим нормам, который создается в результате их неукоснительного соблюдения всеми праводееспособными субъектами.
43. Правопорядок – состояние упорядоченности общественных отношений, которое складывается при условии законности.
44. Правонарушение – виновное противоправное деяние деликтоспособного субъекта, которое является вредным или опасным для лица, общества или государства.
45. Юридическая ответственность – применение к правонарушителю предусмотренных юридическими нормами мер государственного принуждения, которые заключаются в лишении его определенных благ и ценностей.
46. Правовая система – комплекс определенных правовых явлений, взаимосвязь и взаимодействие которых обеспечивает достижение правопорядка как необходимого условия функционирования общества.