МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ
Графическая работа №3
«Геометрические построения»
Липецк 2016
Цель задания:
сформировать у студентов навыки выполнения чертежей предметов с использованием геометрических построений.
Оборудование:
чертежная бумага формата А3 (297х420), карандаши различной мягкости, набор чертежных инструментов (циркуль, измеритель, линейка, угольник, транспортир и т. п.), задание.
Учебная литература:
[1] Боголюбов С.К. Инженерная графика – М.: Машиностроение, 2009
[2] Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения – М.: Высшая школа, 2009
Содержание листа:
Задание по теме: «Геометрические построения» включает в себя следующие графические задачи:
задача №1. построение профиля проката, содержащего уклон;
задача №2. изображение детали с элементами конусности;
задача №3. построение синусоиды.
Графическая работа выполняется на листе формата А3 (297 х 420 мм).
Лист содержит рамку, ограничивающую поле чертежа, и основную надпись по ГОСТ 2.104-68. В зависимости от размеров, указанных в задании, выбирается масштаб чертежа. При этом допускается применять 2 масштаба - один указывается в основной надписи, второй - над изображением детали.
|
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Теоретическая часть
При изготовлении профилей прокатной стали, боковые полки выполняют так, что плоскости, ограничивающие их, не параллельны, а расположены под некоторым углом между собой.
В технике часто применяются конические детали. При вычерчивании чертежей многих деталей приходится выполнять ряд геометрических построений, и в этой связи рассмотрим следующие понятия: уклоны и конусность.
УКЛОН ГОСТ 8908-81
Прямые наклонные элементы, расположенные под углом относительно базовой линии создают уклон, для отображения которого перед размерными числами наносят знак «>», причём его острый угол должен быть направлен в сторону уклона. Обозначения наносятся в непосредственной близости к наклонной линии или на полке линии-выноски.
Размерные числа уклона выражаются в отношении чисел, или в процентах.
Уклон i отрезка ВС относительно отрезка ВА определяют отношением катетов прямоугольного треугольника ABC.
Для построения прямой ВС с заданной величиной уклона к горизонтальной прямой, например 1:4, необходимо от точки A влево отложить отрезок AВ, равный четырем единицам длины, а вверх - отрезок АС, равный одной единице длины. Точки С и В соединяют прямой, которая дает направление искомого уклона.
i = | AC AB | = tgα |
Если уклон задается в процентах, например, 20 %, то линия уклона строится так же, как гипотенуза прямоугольного треугольника. Длину одного из катетов принимают равной 100 %, а другого – 20 %. Очевидно, что уклон 20 % есть иначе уклон 1:5.
|
|
КОНУСНОСТЬ ГОСТ 2.307-68
Конусность — это отношение диаметра D основания конуса к его высоте L. K=D/L
Для конуса это отношение разности диаметров двух поперечных сечений конуса к расстоянию между ними.
Конусность равна удвоенному уклону образующей конуса к его оси. Так же как и уклон, она обозначается условным знаком, проставляемым перед её числовым обозначением. Условный знак изображается в виде треугольника с вершиной, направленной в сторону вершины конуса. Конусность задается на чертежах отношением двух чисел, процентами или десятичной дробью.
Знак и цифры, указывающие величину конусности, располагают на чертежах параллельно оси конического элемента. Они могут быть расположены над осью или полке, как на. В последнем случае полка соединяется с образующей конуса с помощью линии-выноски, заканчивающейся стрелкой. В конических соединениях, указание конусности обязательно, так как задание размеров D, d, H из-за трудностей изготовления применяют редко. При построении очертаний конуса, задаваемого конусностью, высотой и одним из диаметров, второй диаметр вычисляют по формуле. Конусности общего назначения стандартизованы ГОСТ 8593-81.
K= (D-d)/L D= KL+ d d=D-KL
Последовательность выполнения графической работы:
Для выполнения этой работы необходимо изучить основные положения ГОСТ 2.301, ГОСТ 2.304 - 2.307, данные в сборниках стандартов ЕСКД и рекомендуемой литературе, ознакомиться с примером выполнения чертежа, изучить рекомендации по выполнению чертежей и методические указания к данной теме. Приступить к выполнению графической работы Построение очертаний пробки и двутавра позволяет получить навыки в проведении линий, построении сопряжений, уклонов, конусностей, нанесении размеров, написании текста.
Порядок выполнения листа:
1. определить задание согласно своему варианту;
2. выбрать масштаб;
3. формат А3 расположить горизонтально;
4. выполнить внутреннюю рамку и основную надпись;
5. внимательно изучитьгеометрические фигуры, подлежащие вычерчиванию и выполнить разметку листа, определив место для изображения каждой задачи;
6. разметить на листе габаритные рамки двух деталей и положение осевых и центровых линий локальной кривой;
7. выполнить построения каждого изображения в тонких линиях по заданным параметрам;
8. проверить построения;
9. выполнить обводку чертежа, рамки и граф основной надписи, сохранив все вспомогательные линии;
10. провести выноски и размерные линии, нанести размеры;
11.Подписать изображения и указать при необходимости их масштаб, заполнить основную надпись.
При работе особое внимание следует уделить аккуратности и точности геометрических построений!
Пример выполненного задания
|
№ варианта | Диаметр окружности | № варианта | Диаметр окружности | № варианта | Диаметр окружности | |
Вариант №1 | ||||||
Вариант №2 | ||||||
Вариант №3 | ||||||
Вариант №4 | ||||||
Вариант №5 | ||||||
Вариант №6 | ||||||
Вариант №7 | ||||||
Вариант №8 | ||||||
Вариант №9 | ||||||
Вариант №10 | ||||||
Вариант №11 | ||||||
Вариант №12 | ||||||
Вариант №13 | ||||||
Вариант №14 | ||||||
Вариант №15 | ||||||
Вопросы для самопроверки
1. Что называется уклоном, конусностью?
2. Как обозначаются уклон и конусность на чертеже?
3. Как обозначают конические фаски на чертежах?
|
|
4. Нарисуйте линию обрыва круглого металлического прутка.
5. Как обозначают уклон и конусность на чертежах?
6. Назовите семь лекальных кривых.
7. В чем различие между лекальными и циркульными кривыми?
8. С помощью каких инструментов производят обводку эллипсов и овалов?