Тема № 1.
Административное право как отрасль права и его место в правовой системе
Российской Федерации.
Семинар - круглый стол 2 ч.
Вопросы для обсуждения
Что Вы понимаете под субъектом и объектом государственного управления?
Чем отличается государственное управление от общественного, от самоуправления?
Есть ли различие между терминами «государственное управление» и «государственное регулирование»?
Согласны ли Вы с мнением немецкого ученого Вернера, что административное право есть конкретизированное конституционное право?
Почему в предмет административного права включаются дисциплинарные отношения государственной службы? Не нужно ли их отнести к отрасли «Служебное право»? Какие институты административного права Вы знаете?
Отграничьте административно-правовой метод правового регулирования от метода гражданско-правового, от договорного метода.
Какой метод правового регулирования применяется при назначении Президентом РФ судей, министров, губернаторов, Председателя Центральной избирательной комиссии и других должностных лиц государственного аппарата?
|
|
Отграничьте административное право от конституционного, гражданского, уголовного, финансового, земельного и других отраслей российской правовой системы.
Источники – 1.
Литература - основная; дополнительная – 2-4, 6. 9-11, 13, 14; рекомендуемая – 3, 8, 10, 12, 13, 17, 19.
Тема № 2.
Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения.
Практическое занятие 2 ч.
Вопросы для обсуждения
Что такое правовая норма?
Кто является субъектом нормотворчества?
Что такое административно-правовая норма?
Какова структура административно-правовых норм?
Всегда ли все элементы логической структуры административно-правовой нормы предусмотрены конкретной статьей или пунктом нормативно-правового акта?
По каким критериям можно классифицировать административно-правовые нормы?
Какие особенности административно-правовых норм вы можете назвать?
Что такое подзаконная норма?
Что является отраслевой нормой?
Что такое локальная норма?
Чем отличается регулятивная норма от охранительной нормы?
В чем разница между материальной и процессуальной нормами?
Как соотносятся федеральные административно-правовые нормы и нормы субъектов РФ?
Какие формы реализации административно-правовых норм вы можете назвать?
Каково соотношение между собой таких форм реализации административно-правовых норм, как исполнение и соблюдение?
Тождественны ли понятия и «источники административного права», «административное законодательство», «административное право»?
|
|
Какие официальные издания, в которых содержатся административно-правовые нормы, вы знаете?
Что такое административно-правовое отношение?
Из каких элементов состоит административно-правовое отношение?
Что входит в содержание административно-правового отношения?
Кто может быть субъектом административно-правовых отношений?
Как соотносятся между собой понятия «объект» и «предмет» правоотношения? Имеются ли беспредметные правоотношения?
Какие особенности характерны для административно-правовых отношений?
По каким критериям можно подразделить административно-правовые отношения на отдельные виды?
Какие административно-правовые отношения считаются «вертикальными», а какие «горизонтальными»?
Что такое отношения субординации?
Возможны ли административно-правовые отношения, обеими сторонами которых являются субъекты, не осуществляющие функции исполнительной власти?
Какие существуют виды коллективных субъектов административного права?
Идентичны ли понятия «субъект административного права» и «субъект административного правоотношения»?
Что такое юридические факты?
Решение задач:
1. Инспектор ГИБДД старший лейтенант полиции Новиков составил протокол об административном правонарушении в отношении водителя Щербакова, превысившего скорость движения на 30 км/час. В соответствии с ч. 2 ст. 12.9 и п. 6 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ наложил на Щербакова административный штраф в размере 500 р.
Какими нормами руководствовался инспектор ГИБДД: материальными или процессуальными?
2. На имя директора педагогического колледжа поступили следующие документы:
– заявление о допуске к вступительным экзаменам в колледж;
– приказ из департамента образования мэрии об утверждении новой
структуры училища;
– заявление преподавателя о предоставлении ему отпуска;
– приказ Министерства образования и науки о порядке вступительных экзаменов и зачисления в училище;
– приказ Министерства образования и науки о награждении директора почетной грамотой.
Какие из этих документов содержат административно-правовые нормы?
3. На студенческой научно-практической конференции студент Николаев категорично утверждал, что основным источником административного права является Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Прокомментируйте данный тезис Николаева.
4. Приведите примеры источников административного права, изданных в форме:
1) Федерального конституционного закона;
2) Федерального закона;
3) закона субъекта РФ;
4) постановление;
5) указа;
6) устава;
7) приказа;
8) положения.
5. В курсовой работе, характеризуя особенности административно-правовых отношений, студент написал, что одной из сторон данных отношений всегда выступает орган исполнительной власти или его представитель. По мнению студента, административно-правовые отношения всегда возникают по инициативе субъекта управления и носят вертикальный характер.
Какую ошибку допустил студент?
6. Проанализируйте юридическую природу нижеследующих отношений, классифицируйте их:
1) Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав оштрафовала гражданина N за злостное уклонение от воспитания детей.
2) Областная избирательная комиссия зарегистрировала Семенова кандидатом в депутаты областной думы.
3) Студент Шаповалов обратился с жалобой в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки на незаконное отчисление из вуза.
4) Управление железной дороги заключило договор с ремонтно-строительным трестом на строительство жилого дома.
5) Начальник управления коммунального хозяйства города объявил в приказе выговор секретарю управления за волокиту, допущенную при подготовке отчетной документации.
|
|
7. В семье частного предпринимателя Мухина18 августа родилась дочь, 1 сентября его сыну Ивану исполнилось 14 лет, а 25 октября умерла мать Мухина.
Имеют ли данные факты юридическое значение. Какие отношения возникают на их основе?
8. На основе и во исполнение Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Президент РФ ежегодно издает указы об очередном призыве на действительную военную службу и об увольнении в запас военнослужащих, отслуживших установленные сроки действительной военной службы. Исполняя Указ Президента, главы администраций городов и районов своими постановлениями создают медицинские и призывные комиссии, а военные комиссариаты приказами устанавливают точные сроки явки граждан, приписанных к призывным участкам.
Проанализируйте юридические факты и систему административно-правовых отношений, возникающих на их основе.