Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию
Класс. I тур Третий (региональный) этап
1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:
1.1. Престиж- уважение к занимаемому человеком социальному положению, сложившееся в общественном мнении.
1.2. Зарплата – количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени.
1.3. Деньги делают необязательным личное присутствие одной из сторон либо одного из предлагаемых к обмену товаров.
1.4. Переход от «общества досуга» к «трудовому обществу» - общемировая тенденция.
1.5. Религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.
1.6. В процессе общения происходит активное взаимодействие субъекта с объектом.
1.7. Обобщенные итоги достижений человеческого познания являются основой обыденного мировоззрения человека.
1.8. Все авторитарные государства являются унитарными.
Ответ:
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.5 | 1.6 | 1.7 | 1.8 |
Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | Нет | Нет |
Максимум за задание 3 балла (8 верных ответов). 6-7 верных ответов 2 балла, 4-5 верных ответа – 1 балл.
2. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации:
2.1. К администрации муниципальной общеобразовательной школы № 11 города N. обратилась группа учащихся 11 класса с предложением организовать в школе детское религиозное объединение «Добрая весть», куда на добровольной основе смог бы вступить любой учащихся школы. Целью деятельности такого объединения будет приобщение учащихся школы к православным ценностям и традициям, распространение христианской литературы среди учащихся школы, ее изучение.
Каковы должны быть, с точки зрения закона, действия директора школы? Ответ обоснуйте
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2. Евгений Р., когда ему исполнилось шестнадцати лет, вступил в брак с Надеждой Д. На момент вступления в брак Николай находился на попечительстве своей тети Марины Михайловны.
Остается ли Евгений на попечительстве Марины Михайловны после вступления в брак? Ответ обоснуйте.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как известно, суждения об обществе, как о целостной системе и социальных процессах, принадлежат социологии, а о психических процессах, возникающих в результате постоянного воздействия окружающего мира, социальной среды, - другой науке. Озаглавьте вторую колонку таблицы. Вставьте в соответствующие строки таблицы, порядковые номера приведенных ниже суждений социологов и представителей определенной вами науки.
1. У предпринимателей на первом месте находятся экономические интересы и распределение собственности.
2. Бедность – это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения.
3. Мышление людей, занимающихся управленческой деятельностью, является стереотипным, а у людей, ведущих предпринимательскую деятельность – инновационным.
4. Брак представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии каждого члена семьи.
5. Убеждение построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию.
6. Человек в толпе легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, при этом, непроизвольно искажая, трансформируя, то есть, порождая слухи.
7. В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решения.
Максимум за задание 3 балла (верное определение науки и 6-7 верных соотнесений). Верное определение науки и 5 верных соотнесений – 2 балла, верное определение науки и 4 верных соотнесения – 1 балл.
Социология | Психология |
1, 2, 4 | 3, 5, 6, 7 |
4. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в какой они идут в тексте. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!
Создание разнообразных благ, способных удовлетворять многочисленные потребности человека, предполагает ………., в ходе которой преобразуется вещество природы. То, что участвует в процессе производства и способствует созданию конечного продукта, носит название экономического ресурса или ………..
Изначально ………. была основным средством производства, определявшим благосостояние народов. К этому понятию относятся не только собственно географические территории, но и все заключенное в недрах (нефть, руды, газ, уголь и пр.), а также лесные угодья, гидроресурсы, рыбные богатства.
Процесс производства невозможен и без ……….. Именно человек является инициатором, организатором и активным участником производственного процесса.
Немаловажным экономическим ресурсом является ……….. Этот термин имеет много значений. В одних случаях он отождествляется со средствами производства, в других - с накопленными материальными благами, с деньгами, с накопленным общественным интеллектом.
За экономическими ресурсами стоят определенные группы людей: работники, землевладельцы (частник или государство не имеет значения), собственники средств производства, за таким ресурсом как ………. - организаторы производства, управленцы. Каждая из групп претендует на определенную долю в общем доходе: работники получают доход в форме ………., ………. – процент, ………. - ренту, ………. – прибыль.
По поводу этого дохода между его владельцем и ………. возникает система сложных экономических отношений.
1.труд человека | 2.предпринимательская деятельность | 3.земля | 4.производственная деятельность | 5. дивиденды |
6.деньги | 7.фактор производства | 8.хозяйственная деятельность | 9.капитал | 10.собственник земли |
11.заработная плата | 12.государство | 13.собственник капитала | 14. предприниматель | 15.общество |
Ответ:
Создание разнообразных благ, способных удовлетворять многочисленные потребности человека, предполагает 4, в ходе которой преобразуется вещество природы. То, что участвует в процессе производства и способствует созданию конечного продукта, носит название экономического ресурса или 7.
Изначально 3 была основным средством производства, определявшим благосостояние народов. К этому понятию относятся не только собственно географические территории, но и все заключенное в недрах (нефть, руды, газ, уголь и пр.), а также лесные угодья, гидроресурсы, рыбные богатства.
Процесс производства невозможен и без 1. Именно человек является инициатором, организатором и активным участником производственного процесса.
Немаловажным экономическим ресурсом является 9. Этот термин имеет много значений. В одних случаях он отождествляется со средствами производства, в других - с накопленными материальными благами, с деньгами, с накопленным общественным интеллектом.
За экономическими ресурсами стоят определенные группы людей: работники, землевладельцы (частник или государство не имеет значения), собственники средств производства, за таким ресурсом как 2 - организаторы производства, управленцы. Каждая из групп претендует на определенную долю в общем доходе: работники получают доход в форме 11, 13 – процент, 10 - ренту, 14 – прибыль.
По поводу этого дохода между его владельцем и 12 возникает система сложных экономико-правовых отношений.
Максимум за задание 4 балла (10 -11 верно заполненных пропусков) 9 верно заполненных пропусков – 3 балла, 8 верно заполненных пропусков – 2 балла, 6-7 верно заполненных пропусков – 1 балл.
4 |
5. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.
Ответ:
Перевод латинского и греческого термина | Общественные явления | Термины и их значения |
«Подлежащее распространению | Идеология | Пропаганда - распространение политических, философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности. |
«Отдельный» | Национальные отношения | Сепаратизм - стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового гос. образования или за предоставление части страны автономии. |
«Состояние» | Социальные отношения | Статус - положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии |
«Ни тот, ни другой» | Внешняя политика государства | Нейтралитет - политика государства, не участвующего: - в войне и военных действиях других стран (в военное время); - в военных блоках (в мирное время). |
По 1 баллу за каждый верно названный термин с определением. Максимум за задание 4 балла.
4 |
Установите лишний элемент в каждом изобразительном ряду. Свой выбор объясните.
А.