Установите лишний элемент в каждом изобразительном ряду. Свой выбор объясните

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

Класс. I тур                  Третий (региональный) этап

1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

 

1.1. Престиж- уважение к занимаемому человеком социальному положению, сложившееся в общественном мнении.                                                                                                    

1.2. Зарплата – количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени.                                                                                                                 

1.3. Деньги делают необязательным личное присутствие одной из сторон либо одного из предлагаемых к обмену товаров.                                                                                    

1.4. Переход от «общества досуга» к «трудовому обществу» - общемировая тенденция.

1.5. Религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.                            

1.6. В процессе общения происходит активное взаимодействие субъекта с объектом.

1.7. Обобщенные итоги достижений человеческого познания являются основой обыденного мировоззрения человека.               

       1.8. Все авторитарные государства являются унитарными.

                                              

Ответ:

1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8
Да Нет Да Нет Да Нет Нет Нет

Максимум за задание 3 балла (8 верных ответов). 6-7 верных ответов 2 балла, 4-5 верных ответа – 1 балл.

2. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации:

2.1. К администрации муниципальной общеобразовательной школы № 11 города N. обратилась группа учащихся 11 класса с предложением организовать в школе детское религиозное объединение «Добрая весть», куда на добровольной основе смог бы вступить любой учащихся школы. Целью деятельности такого объединения будет приобщение учащихся школы к православным ценностям и традициям, распространение христианской литературы среди учащихся школы, ее изучение.

Каковы должны быть, с точки зрения закона, действия директора школы? Ответ обоснуйте

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2. Евгений Р., когда ему исполнилось шестнадцати лет, вступил в брак с Надеждой Д. На момент вступления в брак Николай находился на попечительстве своей тети Марины Михайловны.

Остается ли Евгений на попечительстве Марины Михайловны после вступления в брак? Ответ обоснуйте.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Как известно, суждения об обществе, как о целостной системе и социальных процессах, принадлежат социологии, а о психических процессах, возникающих в результате постоянного воздействия окружающего мира, социальной среды, -  другой науке. Озаглавьте вторую колонку таблицы. Вставьте  в соответствующие строки таблицы, порядковые номера приведенных ниже суждений  социологов и представителей определенной вами науки.

1. У предпринимателей на первом месте находятся экономические интересы и распределение собственности.

2. Бедность – это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения.

3. Мышление людей, занимающихся управленческой деятельностью, является стереотипным, а у людей, ведущих предпринимательскую деятельность – инновационным.

4. Брак представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии каждого члена семьи.

5. Убеждение построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию.

6. Человек в толпе легко вос­принимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, при этом, непроизвольно искажая, трансформируя, то есть, порождая слухи.

7. В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решения.

 

Максимум за задание 3 балла (верное определение науки и 6-7 верных соотнесений). Верное определение науки и 5 верных соотнесений – 2 балла, верное определение науки и 4 верных соотнесения – 1 балл.

Социология Психология
1, 2, 4 3, 5, 6, 7

4. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в какой они идут в тексте. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

Создание разнообразных благ, способных удовлетворять многочисленные потребности человека, предполагает ………., в ходе которой преобразуется вещество природы. То, что участвует в процессе производства и способствует созданию конечного продукта, носит название экономического ресурса или ………..

Изначально ………. была основным средством производства, определявшим благосостояние народов. К этому понятию относятся не только собственно географические территории, но и все заключенное в недрах (нефть, руды, газ, уголь и пр.), а также лесные угодья, гидроресурсы, рыбные богатства.

Процесс производства невозможен и без ……….. Именно человек является инициатором, организатором и активным участником производственного процесса.

Немаловажным экономическим ресурсом является ……….. Этот термин имеет много значений. В одних случаях он отождествляется со средствами производства, в других - с накопленными материальными благами, с деньгами, с накопленным общественным интеллектом.

За экономическими ресурсами стоят определенные группы людей: работники, землевладельцы (частник или государство не имеет значения), собственники средств производства, за таким ресурсом как ………. - организаторы производства, управленцы. Каждая из групп претендует на определенную долю в общем доходе: работники получают доход в форме ………., ………. – процент, ………. - ренту, ………. – прибыль. 

По поводу этого дохода между его владельцем и ………. возникает система сложных экономических отношений.

1.труд человека 2.предпринимательская деятельность 3.земля 4.производственная деятельность 5. дивиденды
6.деньги 7.фактор производства 8.хозяйственная деятельность 9.капитал 10.собственник земли
11.заработная плата 12.государство 13.собственник капитала 14. предприниматель 15.общество

Ответ:

Создание разнообразных благ, способных удовлетворять многочисленные потребности человека, предполагает 4, в ходе которой преобразуется вещество природы. То, что участвует в процессе производства и способствует созданию конечного продукта, носит название экономического ресурса или 7.

Изначально 3 была основным средством производства, определявшим благосостояние народов. К этому понятию относятся не только собственно географические территории, но и все заключенное в недрах (нефть, руды, газ, уголь и пр.), а также лесные угодья, гидроресурсы, рыбные богатства.

Процесс производства невозможен и без 1. Именно человек является инициатором, организатором и активным участником производственного процесса.

Немаловажным экономическим ресурсом является 9. Этот термин имеет много значений. В одних случаях он отождествляется со средствами производства, в других - с накопленными материальными благами, с деньгами, с накопленным общественным интеллектом.

За экономическими ресурсами стоят определенные группы людей: работники, землевладельцы (частник или государство не имеет значения), собственники средств производства, за таким ресурсом как 2 - организаторы производства, управленцы. Каждая из групп претендует на определенную долю в общем доходе: работники получают доход в форме 11, 13 – процент, 10 - ренту, 14 – прибыль. 

По поводу этого дохода между его владельцем и 12 возникает система сложных экономико-правовых отношений.

Максимум  за задание 4 балла (10 -11 верно заполненных пропусков) 9 верно заполненных пропусков – 3 балла, 8 верно заполненных пропусков – 2 балла, 6-7 верно заполненных пропусков – 1 балл.

4  

5. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Ответ:

Перевод латинского и греческого термина Общественные явления Термины и их значения
«Подлежащее распространению Идеология Пропаганда - распространение политических, философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности.
«Отдельный» Национальные отношения Сепаратизм - стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового гос. образования или за предоставление части страны автономии.
«Состояние» Социальные отношения Статус - положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии
«Ни тот, ни другой» Внешняя политика государства Нейтралитет - политика государства, не участвующего: - в войне и военных действиях других стран (в военное время); - в военных блоках (в мирное время).

По 1 баллу  за каждый верно названный термин с  определением. Максимум за задание 4 балла.

 

4  

Установите лишний элемент в каждом изобразительном ряду. Свой выбор объясните.

А.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: