Пояснительная записка

МетодологиЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

(51 час).

Самостоятельная работа 39 часов

Пояснительная записка

Основной задачей курса «Методологические основы психологии» является формирование научного мышления студента. Психолог должен уметь не только «психологически» видеть ситуацию, но и уметь вычленить в ней существенное, а при необходимости провести исследование интересующей проблемы.

Дело в том, что профессия психолога предполагает наличие высокого уровня теоретического мышления. В этом заключается специфика профессии, психолог должен во-первых постоянно понимать и анализировать сложные психологические проблемы клиента, а во-вторых, он все время должен следить за новой информацией и при необходимости уметь ее извлекать из наличной ситуации.

Курс построен по принципу «от общего к частному», поэтому в качестве первой темы предлагается беседа - лекция о сущности науки как вида деятельности, в процессе которой формулируются наиболее актуальные вопросы всего курса.

Первая лекция-беседа таким образом, призвана актуализировать потребность студентов осознать и проанализировать наиболее обобщенный уровень науки - методологический. В процессе обсуждения преподаватель подводит студентов к пониманию места и роли методологического знания. Последующая логика курса строится как уточнение обсужденных вопросов и их конкретизация на уровне психологической науки.

Особенностью психологического знания является то, что оно никогда не бывает строго однозначным: наверное, до сих пор не существует в психологии точки зрения, которая не была бы оспорена, подвергнута критике.

Такая неоднозначность обусловлена многофакторным составом психических явлений. Каждое из них имеет настолько сложную, многокомпонентную структуру, что в реальном исследовании никогда не удается воспроизвести и учесть в эксперименте всю ситуацию. Поэтому выявляемые закономерности всегда носят вероятностный характер, что дает повод некоторым авторам сомневаться в научности психологического познания. На самом деле психология является полноценной наукой, соединяя в себе непостижимым образом естественнонаучный и гуманитарный подходы. Именно это последнее обстоятельство становится предметом специального обсуждения в рамках пятой темы.

Особым вопросом является место психологии в системе наук. Он до сих пор остается одним из самых спорных, поскольку психология - это уникальная наука, являющаяся для всех остальных наук инструментальным средством моделирования работы познающего органа (аналогично математика - стержневая наука как инструмент моделирования окружающего мира). Специфика предмета психологической науки отражена в формулировке основного феномена психического.

Таким образом, общая логика курса построена таким образом, чтобы вести студента от общефилософских вопросов к выводу об относительности научного знания и о важности выбора точки зрения (метода) в качестве инструмента научного познания. Важным моментом программы является такой метод научного познания, как моделирование. В последнее время он стал особенно актуален, так как позволяет воссоздавать целостную картину изучаемого явления. Предполагаемым результатом данного курса должна стать, на наш взгляд, самостоятельность (относительная) и ответственность студента в организации своей профессиональной деятельности, важной составляющей частью которой является научное познание.

Практические занятия построены в виде теоретического анализа методологических позиций отечественных психологов, что, на наш взгляд, способствует самостоятельности мышления и пониманию методологических основ психологической науки.

Тема Часы
  Лекции: 35
1. Наука как проекция реальности на плоскость познания. 2
2. Принципы научного познания 2
3. Метод и методология. 2
4. Наука как система категорий 2
5. Предмет и методы педагогики и психологии. 2
6. Идентификаторы и дескрипторы психической активности. 2
7. Идентификаторы и дескрипторы различных аспектов педагогического процесса. 2
8. Методы статистического анализа. 5
9. Основные проблемы психологического познания. 2
10. Основные проблемы педагогического исследования. 2
11. Развитие психики как эмпирическая составляющая педагогического исследования. 2
12. Психолого-педагогическое исследование: моделирование. 2
13. Психологическая задача как проблема нормы. 2
14. Технология организации эксперимента. 2
15. Технология создания тестового диагностического инструментария. 2
16. Дизайн научного исследования. 2
  Практические занятия: 16
17. Деловая игра – целеполагание. 2
18. Формирование дизайна научного исследования. 2
19. Научный эксперимент – логика и организация. 2
20. Формирующий (обучающий) эксперимент 2
21. Статистические методы обработки данных. 2
22. Актуализация и адаптация имеющегося диагностического инструментария. 2
23. Качественный анализ и интерпретация результатов психолого-педагогического исследования. 2
24. Сравнительный анализ методологических позиций 2

 

Лекции:

Тема 1. Наука как проекция реальности на плоскость познания. Формы познания. Требование объективности научного познания и его решение в естественнонаучных и гуманитарных дисциплинах. Метакогнитивные процессы в науке: рефлексивность научного знания. Идеальный объект и его моделирование как способ научного познания. Системность как основной принцип формирования научного знания. Мифологизм человеческого знания.

 

Тема 2. Принципы научного познания. Историческая перспектива научных принципов. Сравнительный анализ принципов современной науки и науки прошлых лет. Философско-психологические и системотехнические основания методологии науки (А.М. Новиков, Д.А. Новиков, 2010).

 

Тема 3. Метод и методология. Система методологического знания - уровни, формы, структура. Описание, норма, категория, парадигма, концепция, метод, методика. Парадигма как система научных взглядов, как принципы организации научной деятельности, применяемые в научном сообществе. Метод как система приемов и операций. Категория как наиболее обобщенное понятие науки. Теория и опыт как составляющие научного знания; степень обобщенности получаемых результатов. Формирование самой методологической науки. Иерархия научного знания и философское обоснование выбора парадигмы и метода.

 

Тема 4. Наука как система категорий и категориальный аппарат науки. Общенаучные понятия как операторы научного поиска - феноменология, явление, факт, закон, связь, процесс, функция, интерпретация, верификация и т.д. Научная деятельность и логика научного исследования: парадигма, проблема, гипотеза, объект и предмет исследования, методы и способы исследования. Соотношение теоретического и эмпирического знания. Классификация типов теорий: аксиоматические и гипотетико-дедуктивные; качественные, формализованные, формальные; критические, воспроизводящие, поисковые.

 

Тема 5. Предмет и методы педагогики и психологии. Сравнительный анализ. Предмет науки как сущностная характеристика. Объект психологии – психика. Объект педагогики – система педагогических явлений (явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества). Предмет психологии – законы функционирования психики (закономерности возникновения, развития и функционирования психики). Предмет педагогики – закономерности управления развитием личности (сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни).

 

Тема 6. Идентификаторы и дескрипторы психической активности. Основной специфический феномен психического, его эмпирические признаки. Концептуальный аппарат и научный язык психологии. Основные категории психологии. Основные принципы психологии: активность, развитие, детерминизм, системность. Имплицитные психологические концепции (интуитивный психологизм бытового сознания).

 

Тема 7. Идентификаторы и дескрипторы различных аспектов педагогического процесса. Образование как система и как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Функции педагогики. Образовательная среда. Функции образовательной среды. Организация образовательной среды.

 

Тема 8. Методы статистического анализа. Применимость статистических методов. Репрезентативность выборки. Показатели дескриптивной статистики. Параметрические и непараметрические методы. Коэффициенты корреляции, показатели достоверности различий, дисперсионный анализ.

 

Тема 9. Основные проблемы психологического познания. Теоретический анализ в психологии: уровень, язык, метод. Психология личности и психология психических процессов - противопоставление и интеграция. Соотношение базисных и метапсихологических категорий. Отражение: решение проблем психофизического и психофизиологического барьеров в психологии. Развитие: три основные позиции возникновения нового - созревание, обучение и творческая деятельность субъекта; их соотношение.

Тема 10. Основные проблемы педагогического исследования. Морально-этическая составляющая как характеристика педагогического исследования.Теоретический анализ в педагогике. Несовпадение предмета теоретического анализа и эмпирического замера.

Тема 11. Развитие психики как эмпирическая составляющая педагогического исследования. Место изучения возрастной и хронологической динамики психических явлений в педагогическом и психологическом исследовании.

 

Тема 12. Психолого-педагогическое исследование: моделирование. Моделирование психологического явления с помощью различных методов. Методы эмпирического исследования: наблюдение, измерение, эксперимент. Зависимая и независимая переменные в эксперименте. Психологическая интерпретация, обоснование связей и зависимостей. Системообразующий фактор.

 

Тема 13. Психологическая задача как проблема нормы. Количественные (уровень) и качественные (нарушения системы) признаки нормы. Идеографический и номотетический подходы. Вероятностные методы как ведущая форма эмпирического исследования. Математическая статистика как метод научного познания.

 

Тема 14. Технология организации эксперимента. Научный эксперимент – задачи, структура, организация. Педагогический эксперимент. Критериальные события и критериальные вопросы (задания).

 

Тема 15. Технология создания тестового диагностического инструментария. Проектирование научного исследования. Целеполагание. Теоретический конструкт и его операционализация. Стандартизация, норма, валидность, надежность, верификация, прототипы и аналоги. Рефлексия и контроль полученного инструмента.

 

Тема 16. Дизайн научного исследования. Выбор методов исследования. Выбор или создание методик и экспериментальных процедур. Альтернатива: методика как основание для целеполагания vs цель как фактор выбора методов и создания методик. Структура и алгоритм как инструмент реализации задачи научного исследования.

 

 

Практические занятия:

Тема 1. Деловая игра – целеполагание. Алгоритм формирования цели научного исследования. Научное любопытство, компетентность, социальный запрос, рефлексия как факторы формирования цели. цель и задачи. Задачи как этапы и задачи как компоненты теоретической модели. Групповая работа по целеполаганию. Защита своей цели.

 

Тема 2. Формирование дизайна научного исследования. Деловая игра:Выбор и апробация методов исследования. Выбор или создание методик и экспериментальных процедур из предложенного списка. Формирование алгоритма научного исследования в зависимости от задачи.

 

Тема 3. Научный эксперимент – логика и организация. Логика формирования экспериментальной ситуации в зависимости от задачи научного исследования. Зависимая и независимая переменные.

 

Тема 4. Формирующий (обучающий) эксперимент как ведущий метод педагогического исследования. Принципы, организация, психологические критерии эффективности педагогического исследования, статистические показатели.

 

Тема 5. Статистические методы обработки данных. Дескриптивный анализ. Коэффициенты корреляции, показатели достоверности различий, дисперсионный анализ.

 

Тема 6. Актуализация и адаптация имеющегося диагностического инструментария. Нахождение нормы на реальной выборке. Разбиение выборки на группы по уровню. Научные задачи, требующие нормирования.

 

Тема 7. Качественный анализ и интерпретация результатов психолого-педагогического исследования. Инструкция к тесту – границы применимости. Интерпретация как истолкование. Психолого-педагогические компетенции как основа грамотной интерпретации. Выводы по результатам эмпирического исследования.

 

Тема 8. Сравнительный анализ методологических позиций отечественных ученых как способ развития научного мышления студента.

И.П. Павлов, И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев - психофизиология.

Л.С. Выготский - учение о развитии высших психических функций как решение противоречия между естественнонаучным познанием и философским постижением высшей духовной жизни; учение о знаково-символической функции мышления как решение проблемы специфики человеческих форм познания.

А.Р. Лурия - динамическая локализация функций.

С.Л. Рубинштейн - принцип познающего субъекта как способ преодоления противоречия между гуманитарным и естественнонаучным знанием, как путь поиска объективности.

А.Н. Леонтьев - деятельностный подход в психологии.

А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев - теория отношений.

Б.Г. Ананьев - системно-комплексное изучение человека.

Л.М. Веккер - «аналитическая экстирпация» как методологический принцип организации научного познания. Уровни организации психических явлений. Способ организации личности как исходная посылка для «выведения» и анализа ее свойств.

Б.Ф. Ломов - системность в психологии.

П.Я. Гальперин - психика как ориентировочная деятельность.

Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин - психофизиологические основы индивидуальных различий.

Д.Б. Богоявленская - учение о познавательной активности: роль субъекта познания в формировании научного знания.

Я.А. Пономарев - действенно-преобразующее исследование; этапы развития функциональных систем как структурные уровни их организации.

Д.Н. Узнадзе - теория установки.

В.С. Мерлин – теория интегральной индивидуальности.

Г.А. Берулава - четыре области научного знания: гуманитарная, техническая, математическая и естественнонаучная. Возрастание субъективного момента в содержании знания по мере перехода от естественнонаучного к гуманитарным. Дизъюнктивность (разобщенность) - недизъюнктивность предметной области науки (степень отделенности структурных компонентов наук).

 



ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. - М., 1989. - 248 с.

2. Акопов Г.В. Сциентизм и гуманитаризм в различных подходах к решению проблемы сознания // Современная психология: многообразие научного поиска. - Москва-Набережные Челны, 2007. С.6-22.

3. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — С. 3-64.

4. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А.А. Бодалева. - М., 1996. - 384 с.

5. Анастазн А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2001. — 688 с.

6. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М., 1997.

7. Артемьева Е. Ю., Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1975.— 206 с.

8. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. - М., 1999. - 350 с.

9. Балл Г. Проблемы взаимодействия психологии с формализованными научными дисциплинами // Психол. журнал. Том. 10, 1989. - №6. С. 34-39.

10. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996.

11. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М., Воронеж, 1996. 392 с.

12. Брызгалова С.И. Введение в научно-педагогическое исследование: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - Калининград: Изд-во КГУ, 2003. – 151 с.

13. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2003. - 240 с.

14. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М., 1998. 685 с.

15. Велманс М. Как отличать концептуальные моменты от эмпирических при изучении сознания, 2009. Т.4. Выпуск 3. С.42-54.

16. Винограй Э.Г. Основы общей теории систем. – Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. 1993. 339 с.

17. Волков Б.С. Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования / Науч. редактор Б.С. Волков: Учебное пособие для вузов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир». 2005. - 352с.

18. Выготский Л.С. Собр. соч. в 7-ти томах. Т. 1. - М., 1982; Т.2. - М., 1982.

19. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Учебное пособие для вузов. - 1999. - 332 с.

20. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. - 176 с.

21. Гинзбург К. Мифы-эмблемы-приметы: Морфология и история. Сборник статей/ Пер. с ит. и послесл. С. Л. Козлова. – М.: Новое издательство, 2004. – 348с.

22. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М., 1996. - 336 с.

23. Гиппенрейтер Ю.Б. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения // Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988, С. 34-47.

24. Гуревич К.М., Акимова М.К., Берулава Г.А. и др. Психологическая диагностика: Учебное пособие. - Бийск, 1993. - 324 с.

25. Д.Кэмпбелл.Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях.- М.:Прогресс, 1980.

26. Дзуки Э. Введение в методологию социально-психологического исследования. – Милан-Новосибирск, 1997. – 54с.

27. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — СПб.: Питер, 2000.

28. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб, 2000. - 320 с.

29. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания//Вопр. психологии. - 1991. № 2. С. 15-36.

30. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии. 1977. №7.

31. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии. 1977. № 7.

32. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. - М., 1983.

33. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование: Пер. с англ. Киев, 1994.

34. Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. - 2-е изд. -М.: Изд-во МГУ; Изд-во ЧеРо, 2001. — С. 33–51, 90–130.

35. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. - М.. 1977.

36. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - СПб.: Соц.-психол. центр, 1996. - 392 с.

37. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М. 2001.

38. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - 304 с. Лефевр В.Л. От психофизики - к моделированию души // Вопр. философии. - 1990. - № 7. - С. 25-31.

39. Ломов Б.Ф, Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 444с.

40. Ломов Б.Ф. Системность психологии. Под ред. В.А. Барабанщикова, Д.Н. Завалишиной, В.А. Пономаренко. - М., 1996. - 384 с.

41. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

42. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. СПб., 1997.

43. Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии: Учебное пособие. – М.-Воронеж, 2005. – 336с.

44. Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите квалификационных работ по психологии / Сост. Агадуллина Е.Р., Котова М.В., Ловаков А.В., Татарко А.Н. Общ. ред. А.Н. Поддьяков, В.А. Штроо. – М., 2009. – 64с.

45. Митина О.В. Математические методы в психологии: Практикум / О.В. Митина. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 238с.

46. Новиков А.М. Методология образования. – М.: Эгвес, 2002.

47. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. – М.: Эгвес, 2005.

48. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия; векторы развития. – М.: Эгвес, 2000.

49. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: Синтег, 2007.

50. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2010. – 280 с.

51.  Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект / Методология практической образовательной деятельности. – М.: Эгвес, 2004.

52. Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Рефлексивные игры. – М.: Синтег, 2003.

53. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский и др. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

54. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

55. Петренко В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке. Психологический журнал. № 3. 2002. – С. 113-121.

56. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер,2005. - 480 с: ил. - (Серия. «Мастера психологии»)

57. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х томах. - Ростов-на-Дону, 1996. - 416 с.

58. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА, 1998. - 528с.

59. Полани М. Личностное знание. М., 1985.

60. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М., 1983. - 206 с.

61. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976. 304 с.

62. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000. - 560 с.

63. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования: [Сб. статей]/ Ин-т истории, филологии и философии; Отв. ред. И.С. Ладенко. - Новосибирск: Наука, 1987. - 234с.

64. Психологическая диагностика / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. - М.: УРАО, 2001. - 302 с.

65. Психология. Словарь / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990. - 494 с.

66. Рефлексия в науке и обучении / Cб. науч. трудов. Отв. ред. И.С. Ладенко. - Новосибирск:Наука, 1990.

67. Розенталь Д.М. Концепции и определения сознания // Методология и история психологии, 2009. Т.4. Выпуск 3. С.55-75.

68. Розин М.В. Мифы психотерапии // Вопр. психол., 199 №

69. Розин М.В. Научные интерпретации предмета психологии от парадигмы естественно-научной к гуманитарной // Психол. журн. - 1991. - Т.12. - № 2. - С. 5-15.

70. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. - 720 с.

71. Рыбаков В.А., Покрышкин А.Л. Совместима ли психология и естественнонаучная парадигма? Томск, 2005.

72. Сборник программ дисциплин учебного плана бакалавра по направлению 52100 «Психология» и учебного плана дипломированного специалиста 020400 «Психология». - М.: Учебно-издательская фирма «Роспедагентство», 1996. - 448 с.

73. Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. Учебное пособие. - М., 2000. - 64 с.

74. Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. - Л., 1980.

75. Тютюнник В.И. Основы психологических исследований: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 - «Психология». М.: УМК «Психология», 2002. 208 с.

76. Узнадзе Д.Н. Теория установки. М.-Воронеж, 1997.

77. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М. 1986.

78. Хозиев В.Б. Сборник задач по психологии: Учебное пособие. Второе издание. – М.:МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2000. – 224с. (Серия «Библиотека психолога»)

79. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 2000. 608 с.

80. Шевчук Д.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие.– Ростов-на-дону: Феникс, 2006.

81. Шмелев А.Г. и коллектив. основы психодитагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. - М., 1996. - 544 с.

82. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Перев. с англ. - СПб., 1998. - 528 с.

83. Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. - М.: Прогресс, 1966. - С. 195–238

84. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов/Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др.; Под ред. С.Д. Смирнова, Т. В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с.

85. Юревич А.В. Психология и методология // Психологический журнал. 2000. № 5. С. 35-47.

86. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. – 316 с.

87. Якунин В.А. История психологии. СПб., 1998. - 376 с.

88. Ярошевский М.Г. Л. Выготский: в поисках новой психологии. СПб., 1993. - 301 с.

89.

 

 

Электронные ресурсы

90. Шевчук Д.А. Исследование систем управления: конспект лекций // Либрусек. URL: http://lib.rus.ec/b/203939/read#t31

91. Штейнберг И. Восьмиконная модель выборки для исследовательского интервью // Социолог в поле. URL: http://fieldsociology.blogspot.com/2011/12/blog-post.html?spref=fb

92.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: