Таблица 1. Показатели финансовой деятельности предприятия за 2001 – 2003 год (2001 – 1 –ый год, 2002 – 2-ой год, 2003 – 3 –ий год)
Объем выпущенной продукции, шт. | 1 год | 3 820 |
2 год | 3 500 | |
3 год | 3 458 | |
Объем выпущенной продукции, млн. руб. | 1 год | 3 232 |
2 год | 3 246 | |
3 год | 3 260 | |
Объем выпущенной продукции, нормо-ч | 1 год | 40 950 |
2 год | 38 540 | |
3 год | 43 349 | |
Численность работающих, чел. | 1 год | 2 390 |
2 год | 2 440 | |
3 год | 2 460 | |
Оплата труда, млн. руб. | 1 год | 336 |
2 год | 238 | |
3 год | 331 | |
Первоначальная стоимость основного капитала, млн. руб. | 1 год | 232 |
2 год | 241 | |
3 год | 235 | |
Годовая норма амортизационных отчислений, % | 11 | |
Стоимость нормируемой части оборотного капитала, млн. руб. | 1 год | 1 035 |
2 год | 1 038 | |
3 год | 1 039 | |
Выручка от реализации продукции, млн. руб. | 1 год | 3 069 |
2 год | 3 075 | |
3 год | 3 094 | |
Материальные затраты, млн. руб. | 1 год | 144 |
2 год | 170 | |
3 год | 151 | |
Средний остаток оборотного капитала, млн. руб. | 1 год | 357 |
2 год | 362 | |
3 год | 368 | |
Общехозяйственные расходы | 1 год | 553 |
2 год | 553,5 | |
3 год | 554 | |
Внепроизводственные расходы | 1 год | 552,8 |
2 год | 553,1 | |
3 год | 556 | |
Общепроизводственные расходы, % от материальных затрат | 40 |
Таблица 2. Расчет эффективности использования трудовых ресурсов
Показатели | Величина | ||
1-й год | 2-й год | 3-й год | |
Выработка на одного работающего, рассчитанная натуральным методом, шт./чел. | |||
Выработка на одного работающего, рассчитанная стоимостным методом, млн. руб./чел. | |||
Выработка на одного работающего, рассчитанная трудовым методом, нормо-ч/чел. | |||
Зарплатоотдача | |||
Зарплатоемкость |
Определение выработки на 1-го работающего натуральным методом:
,
где Вн – выработка на 1-го работающего в натуральном выражении, шт. / чел.;
Qн – объем выпущенной продукции в натуральном выражении, шт.;
ЧР – численность работающих, чел.
Определение выработки на 1-го работающего стоимостным методом:
,
где Вс – выработка на 1-го работающего в стоимостном выражении, млн. руб. / чел.;
Qс – объем выпущенной продукции в стоимостном выражении, млн. руб.;
ЧР – численность работающих, чел.
Определение выработки на 1-го работающего трудовым методом:
,
где Вт – выработка на 1-го работающего в трудовом выражении, нормо-ч / чел.;
Qт – объем выпущенной продукции в трудовом выражении, нормо-ч.;
ЧР – численность работающих, чел.
Зарплатоотдача показывает, какой объем продукции в стоимостном выражении приходится на 1 рубль заработной платы.
’
где Зо – зарплатоотдача;
ЗП – заработная плата, руб.
Зарплатоемкость – величина, обратная зарплатоотдаче
,
где Зе – зарплатоемкость.
Вывод:
Показатели выработки на 1-го работающего, рассчитанные натуральным и стоимостным методом, уменьшаются. Это отрицательная тенденция, так как при увеличении числа работающих уменьшается количество выпускаемой продукции, а рост объема выпущенной продукции в стоимостном выражении недостаточно велик. Показатель выработки на 1-го работающего в трудовом выражении сначала уменьшается с 17,1 до 15,8, потом увеличивается до 17,6. Это можно объяснить увеличением трудоемкости выпускаемой продукции.
Зарплатоотдача сначала увеличивается с 9,6 до 13,6, потом падает до 9,8. Увеличение зарплатоодачи в целом – положительная тенденция. Но в данном случае она достигается не за счет роста объема выпуска продукции, а за счет снижения оплаты труда. Это отрицательный социальный аспект. Так как зарплатоемкость – обратно зависимая от зарплатоотдачи величина, то наблюдается закономерное уменьшение зарплатоемкости.
Таблица 3. Расчет эффективности использования основного капитала
Показатели | Величина | ||
1-й год | 2-й год | 3-й год | |
Амортизация (износ) основного капитала, млн. руб. | |||
Остаточная стоимость основного капитала, млн. руб. | |||
Фондоотдача | |||
Фондоемкость | |||
Фондовооруженность, чел./млн.руб. |
Амортизация представляет собой постепенные перенос стоимости основных средств на стоимость выпускаемой продукции. Амортизационные отчисления производятся исходя из первоначальной стоимости основных фондов и норм амортизации.
’
где А – годовая сумма амортизации, млн. руб.;
ПС – первоначальная стоимость основного капитала, млн. руб.;
На – годовая норма амортизационных отчислений, %.
Остаточная стоимость представляет собой разницу между первоначальной стоимостью и суммой начисленной амортизации.
,
где ОС – остаточная стоимость основного капитала, млн. руб.;
Фондоотдача показывает, какой объем продукции в рублях выпускается с одного рубля основного капитала.
,
где Фо – фондоотдача основного капитала.
Фондоемкость – величина, обратная фондоотдаче – показывает, какая стоимость основного капитала затрачивается на рубль выпущенной продукции.
,
где Фе – фондоемкость основного капитала.
Фондовооруженность характеризует тот объем основного капитала в стоимостном выражении, который приходится на одного работника предприятия.
,
где Фв – фондовооруженность основного капитала.
Вывод:
Фондоотдача – обобщающий показатель эффективности использования основного капитала. Чем больше этот показатель, тем лучше для предприятия. Величина показателя фондоотадачи 3 года незначительно колеблется. Естественно, чем выше фондоотдача, тем ниже фондоемкость и наоборот, поэтому решение задачи повышения эффективности использования основного капитала связано с увеличением отдачи средств труда, что приводит к соответствующему снижению фондоемкости.
Уровень использования основного капитала тесно связан с их технической оснащенностью, объемом и стоимостью задействованного в производстве основного капитала. Но основной капитал является только частью производственного потенциала предприятия, который реализуется лишь в процессе взаимодействия с трудовыми ресурсами. Поэтому показатель фондоотдачи необходимо рассматривать во взаимосвязи с показателем фондовооруженности труда. Показатель фондовооруженности, как и показатель фондоотдачи, за 3 года остается примерно на одном уровне.
Таблица 4. Расчет эффективности использования оборотного капитала
Показатели | Величина | ||
1-й год | 2-й год | 3-й год | |
Длительность (время) оборота, дней | |||
Скорость (число) оборотов | |||
Материалоотдача | |||
Материалоемкость |
Длительность одного оборота показывает тот промежуток времени в днях, в течение которого авансированные оборотные средства вернутся на предприятие в виде части стоимости выпущенной продукции.
’
где Доб – длительность одного оборота, дней;
360 – продолжительность периода (год);
Оср – средний остаток оборотного капитала, млн. руб.;
ВР – выручка от реализации продукции, млн. руб.;
Скорость (число) оборотов определяет число оборотов оборотного капитала в течение рассматриваемого периода времени (в год)
,
где Чоб – число оборотов оборотного капитала в год;
Материалоотдача показывает, какой объем продукции в рублях приходится на один рубль оборотного капитала.
,
где Мо – материалоотдача оборотного капитала;
ОС – стоимость оборотного каптала, млн. руб.
Материалоемкость – величина, обратная материалоотдаче – показывает, какая стоимость оборотного капитала затрачивается на рубль выпущенной продукции.
,
где Ме – материалоемкость оборотного капитала.
Вывод:
Длительности оборотов незначительно возрастает с 42 до 43 дней числа оборотов соответственно уменьшается с 8,6 до 8,4 оборотов в год.
Материалоотдача и материалоемкость оборотного капитала не изменяются.
Таблица 5. Расчет издержек производства
Элементы затрат | Величина | ||
1-й год | 2-й год | 3-й год | |
1. Материальные затраты, млн. руб. | 144 | 170 | 151 |
2. Основная и дополнительная заработная плата, млн. руб. | 336 | 238 | 331 |
3. Отчисления в бюджет и внебюджетные фонды, млн. руб. | |||
4. Общепроизводственные расходы, млн. руб. | |||
5. Общехозяйственные расходы, млн. руб. | 553 | 553,5 | 554 |
6. Внепроизводственные расходы, млн. руб. | 552,8 | 553,1 | 556 |
Полная себестоимость, млн. руб. | 1777,8 | 1677,8 | 1784,8 |
В элемент «Отчисления в бюджет и внебюджетные фонды» входят установленные законодательством РБ отчисления от заработной платы в Фонд социальной защиты населения в размере 35% и единый платеж по чрезвычайному налогу и в Фонд содействия занятости в размере 5%.
,
где Рнал – отчисления в бюджет и внебюджетные фонды, млн. руб.;
ЗП – основная и дополнительная заработная плата, млн. руб.;
35 – размер отчислений в Фонд социальной защиты населения, %;
5 – размер единого платежа по чрезвычайному налогу и отчислений в Фонд содействия занятости, %.
Вывод:
Отмечается рост материальных затрат на второй год по сравнению с первым годом с 144 до 170, затем уменьшение до 151 млн. руб. Заработная плата, наоборот, сначала снижается с 336 до 238 млн. руб., затем увеличивается до 331 млн. руб.
Отчисления в бюджет и внебюджетные фонды зависят от заработной платы, поэтому они также сначала снижаются, а затем увеличиваются. Общепроизводственные расходы, как и материальные затраты, от которых они напрямую зависят, сначала возрастают, затем падают.
Отмечается небольшой рост общехозяйственных и внепроизводственных расходов.
В целом себестоимость продукции на второй год уменьшается с 1777,8 до 1677,8 млн. руб., а затем увеличивается до 1784,8 млн. руб.
Таблица 6. Расчет прибыли
Показатели | Величина | ||
1-й год | 2-й год | 3-й год | |
Выручка от реализации продукции, млн. руб. | 3069 | 3075 | 3094 |
НДС, млн. руб. | |||
Отчисления в республиканский бюджет, млн. руб. | |||
Отчисления в местный бюджет, млн. руб. | |||
Себестоимость продукции, млн. руб. | 1777,8 | 1677,8 | 1784,8 |
Прибыль балансовая, млн. руб. | 716 | 820,8 | 729,3 |
Налоги, уплачиваемые из прибыли, млн. руб.: | 195,1 | 223,5 | 198,7 |
на недвижимость, млн. руб. | |||
на прибыль, млн. руб. | |||
транспортный сбор, млн. руб. | 21,7 | 24,9 | 22,1 |
Прибыль чистая, млн. руб. | 520,9 | 597,3 | 530,6 |
,
где НДС – сумма НДС, млн. руб.;
ВР – выручка от реализации продукции, млн. руб.;
18 – ставка НДС, %.
Определение размера отчислений в республиканский бюджет:
,
где Нресп – сумма отчислений в республиканский бюджет, млн. руб.;
3 – ставка отчислений в республиканский бюджет, %.
Определение размера отчислений в местный бюджет:
,
где Нмест – сумма отчислений в местный бюджет, млн. руб.;
1,15 – ставка отчислений в местный бюджет, %.
Определение размера балансовой прибыли:
,
где Пб – сумма балансовой прибыли, млн. руб.;
СП – себестоимость продукции, млн. руб.
1-й год: Пб = 3069 – 468,2 – 78 – 29 – 1777,8 = 716
2-й год: Пб = 3075 – 469,1 – 78,2 – 29,1 – 1677,8 = 820,8
3-й год: Пб = 3094 – 472 – 78,7 – 29,2 – 1784,8 = 729,3
Определение размера налога на недвижимость:
,
где НД – сумма налога на недвижимость, млн. руб.;
ОС – остаточная стоимость основного капитала, млн. руб.
1 – ставка налога на недвижимость, %.
Определение размера налога на прибыль:
,
где Нприб – сумма налога на прибыль, млн. руб.;
24 – ставка налога на прибыль, %.
Определение размера транспортного сбора:
,
где Нтрансп – сумма транспортного сбора, млн. руб.;
4 – ставка транспортного сбора, %.
1-й год:
2-й год:
3-й год:
Определение размера чистой прибыли:
,
где Пч – сумма чистой прибыли, млн. руб.;
1-й год: Пч = 716 – 2,1 – 171,3 – 21,7 = 520,9
2-й год: Пч = 820,8 – 2,1 – 196,5 – 24,9 = 597,3
3-й год: Пч = 729,3 – 2,1 – 174,5 – 22,1 = 530,6
Вывод:
Выручка за 3 года увеличилась. Соответственно выросли налоги, уплачиваемые из выручки (НДС, отчисление в республиканский и местный бюджеты).
Балансовая прибыль во втором году по сравнению с первым увеличивается, так как снизилась себестоимость продукции. Балансовая прибыль в третьем году уменьшилась, так как выросла себестоимость продукции.
Чистая прибыль также увеличивается на второй год и уменьшается на третий.
Таблица 7. Расчет показателей рентабельности
Показатели | Величина | ||
1-й год | 2-й год | 3-й год | |
Рентабельность производства, % | |||
Рентабельность продукции, % | |||
Рентабельность оборота, % |
Рентабельность производства исчисляется по формуле:
,
где Рпроиз – уровень рентабельности производства, %;
Пб – сумма балансовой прибыли, млн. руб.;
ОК – первоначальная стоимость основного капитала, млн. руб.;
НОС –стоимость нормируемых оборотных средств, млн. руб.
Рентабельности продукции исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции.
,
где Рпрод – рентабельность продукции, %;
Пб – балансовая прибыль, млн. руб.;
СП – полная себестоимость реализованной продукции, млн. руб.;
Рентабельность оборота:
,
где Роб – рентабельность оборота, %.
Пб – балансовая прибыль, млн. руб.;
ВР – выручка от реализации продукции, млн. руб.;
Вывод:
Все показатели рентабельности на второй год увеличиваются. На третий год показатели рентабельности снижаются почти до уровня первого года. Второй год – самый рентабельный для предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании изученного материала необходимо сделать следующие выводы:
· Для осуществления успешной деятельности на рынке необходима детально разработанная и хорошо продуманная товарная политика. Дело в том, что решения по товару являются главенствующими в рамках разработки и реализации комплекса маркетинга.
· Конкретная марка, модель или размер товара, представляемые на рынке предприятием, называются ассортиментными позициями.
· В основе товарной политики предприятий маркетинговой ориентации лежит определение оптимального ассортимента товаров.
· Отсутствие детально проработанной товарной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за влияния случайных или кратковременных изменений постоянно действующих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров.
· Управление ассортиментом товаров — деятельность, направленная на его оптимизацию. Основополагающими элементами ее являются формирование ассортимента и установление уровня требований по его характеристикам: широте, глубине, насыщенности, гармоничности.
· Одной из важнейших составляющих разработки и реализации товарной политики предприятия является определение товарной марки — имени, термина, знака, символа, рисунка или их сочетания, которые идентифицируют товары предприятия или группы предприятий. Создание и грамотное использование товарной марки позволяет более эффективно дистанцировать товарное предложение от товаров конкурентов, способствует получению общественного признания, обеспечивает предприятию более широкое распространение его товаров, в том числе по более высоким ценам.
· Товар - монитор фирмы Panasonic с диагональю 19 дюймов, выполненный в строгом стиле, разработанный на основе последних научных достижений, сочетающий в себе огромное количество возможностей по передаче и обработке изображения с потрясающей лёгкостью в управлении и не требующий каких- либо специальных условий эксплуатации.
· Для того, чтобы потребители не жаловались на сервис, а наоборот, были им довольны все эти секции должны быть хорошо развиты, иметь квалифицированных специалистов и не должны ощущать недостатка в комплектующих.