Зарплатоемкость – величина, обратная зарплатоотдаче

Таблица 1. Показатели финансовой деятельности предприятия за 2001 – 2003 год (2001 – 1 –ый год, 2002 – 2-ой год, 2003 – 3 –ий год)

Объем выпущенной продукции, шт.

1 год 3 820
2 год 3 500
3 год 3 458

Объем выпущенной продукции, млн. руб.

1 год 3 232
2 год 3 246
3 год 3 260

Объем выпущенной продукции, нормо-ч

1 год 40 950
2 год 38 540
3 год 43 349

Численность работающих, чел.

1 год 2 390
2 год 2 440
3 год 2 460

Оплата труда, млн. руб.

1 год 336
2 год 238
3 год 331

Первоначальная стоимость основного капитала, млн. руб.

1 год 232
2 год 241
3 год 235
Годовая норма амортизационных отчислений, %   11

Стоимость нормируемой части оборотного капитала, млн. руб.

1 год 1 035
2 год 1 038
3 год 1 039

Выручка от реализации продукции, млн. руб.

1 год 3 069
2 год 3 075
3 год 3 094

Материальные затраты, млн. руб.

1 год 144
2 год 170
3 год 151

Средний остаток оборотного капитала, млн. руб.

1 год 357
2 год 362
3 год 368

Общехозяйственные расходы

1 год 553
2 год 553,5
3 год 554

Внепроизводственные расходы

1 год 552,8
2 год 553,1
3 год 556
Общепроизводственные расходы, % от материальных затрат   40

Таблица 2. Расчет эффективности использования трудовых ресурсов

Показатели

Величина

1-й год 2-й год 3-й год
Выработка на одного работающего, рассчитанная натуральным методом, шт./чел.
Выработка на одного работающего, рассчитанная стоимостным методом, млн. руб./чел.
Выработка на одного работающего, рассчитанная трудовым методом, нормо-ч/чел.
Зарплатоотдача
Зарплатоемкость

 

Определение выработки на 1-го работающего натуральным методом:

,

где Вн – выработка на 1-го работающего в натуральном выражении, шт. / чел.;

  Qн – объем выпущенной продукции в натуральном выражении, шт.;

  ЧР – численность работающих, чел.

 

Определение выработки на 1-го работающего стоимостным методом:

,

где Вс – выработка на 1-го работающего в стоимостном выражении, млн. руб. / чел.;

  Qс – объем выпущенной продукции в стоимостном выражении, млн. руб.;

  ЧР – численность работающих, чел.

 

Определение выработки на 1-го работающего трудовым методом:

,

где Вт – выработка на 1-го работающего в трудовом выражении, нормо-ч / чел.;

  Qт – объем выпущенной продукции в трудовом выражении, нормо-ч.;

  ЧР – численность работающих, чел.

 

Зарплатоотдача показывает, какой объем продукции в стоимостном выражении приходится на 1 рубль заработной платы.

где Зо – зарплатоотдача;

  ЗП – заработная плата, руб.

Зарплатоемкость – величина, обратная зарплатоотдаче

,

где Зе – зарплатоемкость.

Вывод:

Показатели выработки на 1-го работающего, рассчитанные натуральным и стоимостным методом, уменьшаются. Это отрицательная тенденция, так как при увеличении числа работающих уменьшается количество выпускаемой продукции, а рост объема выпущенной продукции в стоимостном выражении недостаточно велик. Показатель выработки на 1-го работающего в трудовом выражении сначала уменьшается с 17,1 до 15,8, потом увеличивается до 17,6. Это можно объяснить увеличением трудоемкости выпускаемой продукции.

Зарплатоотдача сначала увеличивается с 9,6 до 13,6, потом падает до 9,8. Увеличение зарплатоодачи в целом – положительная тенденция. Но в данном случае она достигается не за счет роста объема выпуска продукции, а за счет снижения оплаты труда. Это отрицательный социальный аспект. Так как зарплатоемкость – обратно зависимая от зарплатоотдачи величина, то наблюдается закономерное уменьшение зарплатоемкости.

Таблица 3. Расчет эффективности использования основного капитала

Показатели

Величина

1-й год 2-й год 3-й год
Амортизация (износ) основного капитала, млн. руб.
Остаточная стоимость основного капитала, млн. руб.
Фондоотдача
Фондоемкость
Фондовооруженность, чел./млн.руб.

 

Амортизация представляет собой постепенные перенос стоимости основных средств на стоимость выпускаемой продукции. Амортизационные отчисления производятся исходя из первоначальной стоимости основных фондов и норм амортизации.

где А – годовая сумма амортизации, млн. руб.;

  ПС – первоначальная стоимость основного капитала, млн. руб.;

  На – годовая норма амортизационных отчислений, %.

 

Остаточная стоимость представляет собой разницу между первоначальной стоимостью и суммой начисленной амортизации.

,

где ОС – остаточная стоимость основного капитала, млн. руб.;

 

Фондоотдача показывает, какой объем продукции в рублях выпускается с одного рубля основного капитала.

,

где Фо – фондоотдача основного капитала.

 

Фондоемкость – величина, обратная фондоотдаче – показывает, какая стоимость основного капитала затрачивается на рубль выпущенной продукции.

,

где Фе – фондоемкость основного капитала.

 

Фондовооруженность характеризует тот объем основного капитала в стоимостном выражении, который приходится на одного работника предприятия.

,

где Фв – фондовооруженность основного капитала.

Вывод:

Фондоотдача – обобщающий показатель эффективности использования основного капитала. Чем больше этот показатель, тем лучше для предприятия. Величина показателя фондоотадачи 3 года незначительно колеблется. Естественно, чем выше фондоотдача, тем ниже фондоемкость и наоборот, поэтому решение задачи повышения эффективности использования основного капитала связано с увеличением отдачи средств труда, что приводит к соответствующему снижению фондоемкости.

Уровень использования основного капитала тесно связан с их технической оснащенностью, объемом и стоимостью задействованного в производстве основного капитала. Но основной капитал является только частью производственного потенциала предприятия, который реализуется лишь в процессе взаимодействия с трудовыми ресурсами. Поэтому показатель фондоотдачи необходимо рассматривать во взаимосвязи с показателем фондовооруженности труда. Показатель фондовооруженности, как и показатель фондоотдачи, за 3 года остается примерно на одном уровне.

Таблица 4. Расчет эффективности использования оборотного капитала

Показатели

Величина

1-й год 2-й год 3-й год
Длительность (время) оборота, дней
Скорость (число) оборотов
Материалоотдача
Материалоемкость

 

Длительность одного оборота показывает тот промежуток времени в днях, в течение которого авансированные оборотные средства вернутся на предприятие в виде части стоимости выпущенной продукции.

где Доб – длительность одного оборота, дней;

  360 – продолжительность периода (год);

  Оср – средний остаток оборотного капитала, млн. руб.;

  ВР – выручка от реализации продукции, млн. руб.;

 

Скорость (число) оборотов определяет число оборотов оборотного капитала в течение рассматриваемого периода времени (в год)

,

где Чоб – число оборотов оборотного капитала в год;

 

Материалоотдача показывает, какой объем продукции в рублях приходится на один рубль оборотного капитала.

,

где Мо – материалоотдача оборотного капитала;

  ОС – стоимость оборотного каптала, млн. руб.

 

Материалоемкость – величина, обратная материалоотдаче – показывает, какая стоимость оборотного капитала затрачивается на рубль выпущенной продукции.

,

где Ме – материалоемкость оборотного капитала.

Вывод:

Длительности оборотов незначительно возрастает с 42 до 43 дней числа оборотов соответственно уменьшается с 8,6 до 8,4 оборотов в год.

Материалоотдача и материалоемкость оборотного капитала не изменяются.

Таблица 5. Расчет издержек производства

Элементы затрат

Величина

1-й год 2-й год 3-й год
1. Материальные затраты, млн. руб. 144 170 151
2. Основная и дополнительная заработная плата, млн. руб. 336 238 331
3. Отчисления в бюджет и внебюджетные фонды, млн. руб.
4. Общепроизводственные расходы, млн. руб.
5. Общехозяйственные расходы, млн. руб. 553 553,5 554
6. Внепроизводственные расходы, млн. руб. 552,8 553,1 556
Полная себестоимость, млн. руб. 1777,8 1677,8 1784,8

 

В элемент «Отчисления в бюджет и внебюджетные фонды» входят установленные законодательством РБ отчисления от заработной платы в Фонд социальной защиты населения в размере 35% и единый платеж по чрезвычайному налогу и в Фонд содействия занятости в размере 5%.

,

где Рнал – отчисления в бюджет и внебюджетные фонды, млн. руб.;

  ЗП – основная и дополнительная заработная плата, млн. руб.;

  35 – размер отчислений в Фонд социальной защиты населения, %;

  5 – размер единого платежа по чрезвычайному налогу и отчислений в Фонд содействия занятости, %.

Вывод:

Отмечается рост материальных затрат на второй год по сравнению с первым годом с 144 до 170, затем уменьшение до 151 млн. руб. Заработная плата, наоборот, сначала снижается с 336 до 238 млн. руб., затем увеличивается до 331 млн. руб.

Отчисления в бюджет и внебюджетные фонды зависят от заработной платы, поэтому они также сначала снижаются, а затем увеличиваются. Общепроизводственные расходы, как и материальные затраты, от которых они напрямую зависят, сначала возрастают, затем падают.

Отмечается небольшой рост общехозяйственных и внепроизводственных расходов.

В целом себестоимость продукции на второй год уменьшается с 1777,8 до 1677,8 млн. руб., а затем увеличивается до 1784,8 млн. руб.

Таблица 6. Расчет прибыли

Показатели

Величина

1-й год 2-й год 3-й год
Выручка от реализации продукции, млн. руб. 3069 3075 3094
НДС, млн. руб.
Отчисления в республиканский бюджет, млн. руб.
Отчисления в местный бюджет, млн. руб.
Себестоимость продукции, млн. руб. 1777,8 1677,8 1784,8
Прибыль балансовая, млн. руб. 716 820,8 729,3
Налоги, уплачиваемые из прибыли, млн. руб.: 195,1 223,5 198,7
на недвижимость, млн. руб.
на прибыль, млн. руб.
транспортный сбор, млн. руб. 21,7 24,9 22,1
Прибыль чистая, млн. руб. 520,9 597,3 530,6

 

,

где НДС – сумма НДС, млн. руб.;

  ВР – выручка от реализации продукции, млн. руб.;

  18 – ставка НДС, %.

 

Определение размера отчислений в республиканский бюджет:

,

где Нресп – сумма отчислений в республиканский бюджет, млн. руб.;

  3 – ставка отчислений в республиканский бюджет, %.

 

Определение размера отчислений в местный бюджет:

,

где Нмест – сумма отчислений в местный бюджет, млн. руб.;

  1,15 – ставка отчислений в местный бюджет, %.

 

Определение размера балансовой прибыли:

,

где Пб – сумма балансовой прибыли, млн. руб.;

  СП – себестоимость продукции, млн. руб.

1-й год: Пб = 3069 – 468,2 – 78 – 29 – 1777,8 = 716

2-й год: Пб = 3075 – 469,1 – 78,2 – 29,1 – 1677,8 = 820,8

3-й год: Пб = 3094 – 472 – 78,7 – 29,2 – 1784,8 = 729,3

 

Определение размера налога на недвижимость:

,

где НД – сумма налога на недвижимость, млн. руб.;

ОС – остаточная стоимость основного капитала, млн. руб.

  1 – ставка налога на недвижимость, %.

 

Определение размера налога на прибыль:

,

где Нприб – сумма налога на прибыль, млн. руб.;

  24 – ставка налога на прибыль, %.

 

Определение размера транспортного сбора:

,

где Нтрансп – сумма транспортного сбора, млн. руб.;

  4 – ставка транспортного сбора, %.

1-й год:

2-й год:

3-й год:

 

Определение размера чистой прибыли:

,

где Пч – сумма чистой прибыли, млн. руб.;

 

1-й год: Пч = 716 – 2,1 – 171,3 – 21,7 = 520,9

2-й год: Пч = 820,8 – 2,1 – 196,5 – 24,9 = 597,3

3-й год: Пч = 729,3 – 2,1 – 174,5 – 22,1 = 530,6

Вывод:

Выручка за 3 года увеличилась. Соответственно выросли налоги, уплачиваемые из выручки (НДС, отчисление в республиканский и местный бюджеты).

Балансовая прибыль во втором году по сравнению с первым увеличивается, так как снизилась себестоимость продукции. Балансовая прибыль в третьем году уменьшилась, так как выросла себестоимость продукции.

Чистая прибыль также увеличивается на второй год и уменьшается на третий.

Таблица 7. Расчет показателей рентабельности

Показатели

Величина

1-й год 2-й год 3-й год
Рентабельность производства, %
Рентабельность продукции, %
Рентабельность оборота, %

 

Рентабельность производства исчисляется по формуле:

,

где Рпроиз – уровень рентабельности производства, %;

    Пб – сумма балансовой прибыли, млн. руб.;

    ОК – первоначальная стоимость основного капитала, млн. руб.;

    НОС –стоимость нормируемых оборотных средств, млн. руб.

 

Рентабельности продукции исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции.

 

,

где Рпрод – рентабельность продукции, %;

Пб – балансовая прибыль, млн. руб.;

СП – полная себестоимость реализованной продукции, млн. руб.;

 

Рентабельность оборота:

,

где Роб – рентабельность оборота, %.

Пб – балансовая прибыль, млн. руб.;

ВР – выручка от реализации продукции, млн. руб.;

Вывод:

Все показатели рентабельности на второй год увеличиваются. На третий год показатели рентабельности снижаются почти до уровня первого года. Второй год – самый рентабельный для предприятия

   

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании изученного материала необходимо сделать следующие выводы:

· Для осуществления успешной деятельности на рынке необходи­ма детально разработанная и хорошо продуманная товарная поли­тика. Дело в том, что решения по товару являются главенствующи­ми в рамках разработки и реализации комплекса маркетинга.

· Конкретная марка, модель или размер товара, представляемые на рынке предприятием, называются ассортиментными позициями.

· В основе товарной политики предприятий маркетинговой ори­ентации лежит определение оптимального ассортимента товаров.

· Отсутствие детально проработанной товарной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за влияния случайных или кратковременных изменений постоянно действующих факто­ров, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров.

· Управление ассортиментом товаров — деятельность, направлен­ная на его оптимизацию. Основополагающими элементами ее явля­ются формирование ассортимента и установление уровня требова­ний по его характеристикам: широте, глубине, насыщенности, гар­моничности.

· Одной из важнейших составляющих разработки и реализации товарной политики предприятия является определение товарной марки — имени, термина, знака, символа, рисунка или их сочета­ния, которые идентифицируют товары предприятия или группы предприятий. Создание и грамотное использование товарной марки позволяет более эффективно дистанцировать товарное предложение от товаров конкурентов, способствует получению общественно­го признания, обеспечивает предприятию более широкое распро­странение его товаров, в том числе по более высоким ценам.

· Товар - монитор фирмы Panasonic с диагональю 19 дюймов, выполненный в строгом стиле, разработанный на основе последних научных достижений, сочетающий в себе огромное количество возможностей по передаче и обработке изображения с потрясающей лёгкостью в управлении и не требующий каких- либо специальных условий эксплуатации.

· Для того, чтобы потребители не жаловались на сервис, а наоборот, были им довольны все эти секции должны быть хорошо развиты, иметь квалифицированных специалистов и не должны ощущать недостатка в комплектующих.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: